Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальная философия XIX - XX вв




В эти два столетия совершается переход от ста-
новления социальной философии к формированию ее
в специализированную отрасль гуманитарного знания,
опирающуюся в своем развитии на собственный теорети-
ческий материал, достижения всех наук, реалии совре-
менного мира.

Краткий обзор основных направлений и школ соци-
альной философии XIX - XX вв. начнем с классической
немецкой философии, идеи и концепции которой приоб-
рели методологическую значимость для гуманитарного
знания в целом. Это идеи И. Канта о достижении всеоб-
щего правового гражданского состояния, об установлении
вечного мира между всеми государствами. Стало новым
этапом в философии истории учение Г. Гегеля о законе
как объективной связи, необходимости, сущности, о диа-
лектике сущности и явления. Гениальной явилась мысль
Гегеля о закономерности мировой истории, хотя и рас-
сматривалась она как шествие абсолютной идеи. С по-
зиции антропологии, учения о человеке, Л. Фейербах
поставил вопросы об источниках и проявлении отчужде-
ния, о земных корнях религиозных верований, о любви
человека к человеку как пути преодоления социальной
несправедливости и достижения счастья.

К 30-40 годам XIX в. относится возникновение по-
зитивистской социологии и исторического материализма,
получивших дальнейшее развитие и широкое распростра-
нение. Все последующие социально-философские учения
испытали воздействие исторического материализма и так
или иначе выражали к нему свое отношение.

Французский мыслитель О.\ Конт выступает в роли
ниспровергателя всей прежней философии ("метафи-
зики") и "преобразователя наук". В трех последних книгах
шеститомного "Курса позитивной философии" и других


работах он излагает концепцию социологии как учения о
законах связи и развития общественных явлений. Свою
позитивную социологию Конт противопоставлял всей
прежней социальной философии. Социология, по О. Конту,
подразделяется на две основные части: статику, описы-
вающую условия равновесного сосуществования общест-
венных явлений, и динамику, которая рассматривает
развитие социума под воздействием моральных идей,
"естественных" законов. Идеальное общество Конт пред-
ставлял по формуле: "любовь как принцип, порядок как
основание и прогресс как цель".

Не вдаваясь в содержательный анализ учения об об-
ществе Конта и его последователей Д. Милля, Г. Спенсера,
Н. Михайловского и других, правомерно признать, что их
работы (правда, скорее вопреки намерениям самих авто-
ров!) стимулировали формирование нового статуса соци-
альной философии в гуманитарном знании, включая ее
роль как общесоциологической теории. Соединению со-
циологии позитивизма с социально-философскими кон-
цепциями активно способствовал Э. Дюркгейм.

Также достижения и других мыслителей и школ
приобрели характер специализированного знания в русле
философских размышлений о человеке, обществе, истории.
Об этом свидетельствовали не только достижения класси-
ческой немецкой философии, но и учение французских
историков Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье о классах и клас-
совой борьбе как движущей силе развития общества. Со-
циалисты-утописты подвергли аргументированной крити-
ке капиталистическое общество, а Сен-Симон обосновал
учение об обществе как целостном организме, в котором
низшие формы закономерно уступают место высшим, об
определяющем значении в истории "индустрии" (эконо-
мики) и соответствующих ей форм собственности и
классов. В высказываниях В. Белинского, А. Герцена,
Г. Чернышевского, К. Калиновского, Т. Шевченко со-
держались идеи о революционно-демократической пер-
спективе преобразования общества, о возрастающем зна-
чении литературы, искусства, философии в просвещении
и прогрессе. Правда, социально-философские учения в
главном и решающем еще не выходили за пределы идеа-
лизма, хотя вполне заметным становилось накопление и
углубление идей, подходов, концепций, в которых


"прорезывалась" материалистическая направленность. Без
этого было бы невозможным открытие и обоснование в
40-е годы XIX в. диалектико-материалистического пони-
мания истории.

К. Марксу и Ф. Энгельсу принадлежит заслуга рас-
пространения положений материализма на познание че-
ловеческого общества, создание исторического материа-
лизма, т.е. диалектико-материалистического понимания
истории, исходные положения которого были рассмотре-
ны в "Экономическо-философских рукописях 1844 года" и
"Немецкой идеологии" (1845-1846 гг.). Предельно краткое
и одновременно исчерпывающее изложение сущности
исторического материализма дал К. Маркс в предисловии
"К. критике политической экономии".

В постсоветский период стало широко проявляться
нигилистическое отношение к марксистской философии.
Ее положительные достижения замалчиваются, а сущ-
ность учения часто извращается. Так, в "Философском
энциклопедическом словаре" (Москва, 1997) отсутствует
статья о Марксе (хотя есть справки о значительно менее
известных Маритене и Маркузе). А о "материализме исто-
рическом" говорится, что "его научным методом является
позитивизм, его метафизическую основу (хотя он и от-
клоняет самую возможность всякой метафизики) состав-
ляют натурализм и причинно-механическая картина мира,
но гл. о. законы диалектики". Между тем обвинения исто-
рического материализма в "позитивизме", "натурализме" и
"механицизме" совершенно несостоятельны, хотя, разуме-
ется, далеко не все написанное К. Марксом сохранило
свою значимость в свете современных кардинальных ди-
намических социальных изменений.

Суть главного принципа исторического материализма
состоит в признании того, что общественное бытие опре-
деляет общественное сознание, которое в свою очередь ак-
тивно воздействует на все процессы жизни общества. "Не
сознание людей, - писал К. Маркс, - определяет их бытие,
а, наоборот, их общественное бытие определяет их созна-
ние" (29. Т.13. С.7). В.И.Ленин, отстаивая важнейшее по-
ложение марксизма об определяющей роли общественного
бытия, подчеркивал значимость общественного сознания:
"Сознание человека не только отражает объективный мир,

' 255


но и творит его... Мир не удовлетворяет человека, и человек
своим действием решает изменить его" (25. Т.29. С.194-195).

Какой же смысл вкладывается в понятие "общес-
твенное бытие" и "общественное сознание"? Что ими
обозначается? Общественное бытие - это объективная
общественная реальность, прежде всего, материальный
процесс жизни общества. Под общественным сознанием
понимают духовную жизнь общества, осознание им самого
себя, общественного бытия, исторической. действительно-
сти. Эти категории прежде всего выражают первичное и
вторичное в историческом процессе, объясняют истоки,
причинную обусловленность социальных явлений.

Характерно, что в полемике с идеалистическими воз-
зрениями на общество и проявлениями волюнтаризма и
субъективизма классики марксизма-ленинизма упор делали
на материалистическое понимание истории, на признание
определяющего значения общественного бытия, матери-
альной жизни общества и объективных требований его за-
конов, т.е. на последовательное решение основного вопроса
философии с позиций материализма в познании общества.
Когда же в центре их внимания вставали проблемы взаимо-
связи основных процессов общества, соотношения объек-
тивного и субъективного, использования законов общества и
реализации их требований, то они обращали внимание на
решающую роль субъективного фактора в осуществлении
объективно назревших потребностей развития общества,
отмечая обратное активное воздействие общественного
сознания на общественное бытие.

Значительный вклад в дальнейшее обоснование и
конкретизацию материалистического понимания истории
внесли Д. Благоев, А. Богданов, Н. Бухарин, А. Грамши,
К. Каутский, А. Лабриола, П. Лафарг, Д. Лукач, Ф. Ме-
ринг, Г. Плеханов и др. В странах, где в недавнем про-
шлом коммунистические партии были правящими, хотя и
получили новаторское развитие отдельные вопросы исто-
рического материализма, имело место и то, что под его
"знаменем" распространялись вульгарно-материалистичес-
кие и волюнтаристские, апологетические концепции,
"сдобренные" марксистской терминологией и "аргументами"
в виде догматического цитирования.

Из концепций зарубежных марксистов отметим
гуманистическую антропологию, ядром которой явля-


ется учение о жизнедеятельности человека и путях пре-
одоления отчуждения его сущностных сил (работы итальян-
ца Э. Пачи, немца Э. Блоха, американца Дж. Сомервилла
и др.). Активно осуществляется исследование специфиче-
ских структур общества, которым присущи свои законы и
пространственно-временные характеристики (французские
философы Л. Альтюсер, М. Годелье, итальянский Ч. Лу-
порини). Новые вопросы развития научного знания, взаи-
мосвязь науки и техники поставлены в трудах Дж. Бернала,
Т. Павлова, М. Корнфорта и др.

В 30-70-е годы XX в. в социальной философии Запада
значительное влияние приобрела Франкфуртская школа не-
омарксизма, для которой характерна попытка сочетать
марксистскую философию с гегелевской концепцией, ан-
тропологическими и психологическими (фрейдистскими)
подходами. В книге Ю. Хабермаса "К реконструкции исто-
рического материализма" принцип организации был объяв-
лен главным критерием для выделения исторических ступе-
ней развития общества. М. Хоркхаймер и В. Адорно в работе
"Диалектика просвещения" выдвинули в качестве основной
проблемы всемирной истории усугубляющееся отчуждение
человека, порожденное конфликтом разума и природы.
Г. Маркузе приобрел известность критикой противоречий
современного технизированного и бюрократизированного
общества. Революционной силой "развитого общества" он
считал не пролетариат, а безработных, студенчество, гума-
нитарную интеллигенцию.

В многообразии мнений, концепций, школ немар-
ксистской социальной философии XX в. выделяются - по
их содержанию, предмету размышлений - основные на-
правления. Исходя из отмеченного критерия, кратко оха-
рактеризуем следующие из них.

Первое направление. В качестве определяющего и
решающего фактора исторической действительности
рассматриваются разнообразные феномены психики, соз-
нания - от бессознательного и эмоций до воли, мышле-
ния, понимания, самосознания (А. Бергсон, Н. Бердяев,
Э. Гуссерль, В. Дильтей, А. Камю, Г. Марсель, Ф. Ницше,
X. Ортега-и-Гасет, Ж.-П. Сартр, Тейяр де Шарден,
М. Хайдеггер, 3. Фрейд, М. Шелер). К этому направлению
можно отнести и других философов, в диапазоне анализа
которых находилась проблема существования человече-

9 Зак. 83 257


ского духа в мире и его роли в различных ситуациях, кол-
лизиях социального бытия.

Второе направление составляют те философские
школы и их представители, которые признают опреде-
ляющую значимость в историческом процессе за вещест-
венным, технико-технологическим фактором обществен-
ного производства, за отраслями науки, питающими их
прогресс, за системой организации производства и инфра-
структуры (Р. Арон, Д. Белл, 3. Бжезинский, Б. Бернхэм,
Т. Веблен, Р. Дарендорф, Е. Масуда, М. Мэйс, У. Ростоу,
Ф. Тейлор, А. Тоффлер, А. Турен, Ж. Фурастье и др.).

В русле социально-философских концепций сере-
дины XX в. получили также широкую известность уче-
ния об исторической действительности как развитии и
смене замкнутых культур, цивилизаций (О. Шпенглер,
А. Тойнби, П. Сорокин), разработанные методом структур-
но-функционального анализа теории социального дейст-
вия Т. Парсона и функционализма Р. Мертона.

Краткий обзор показывает, что в развитии социальной
философии XIX-XX вв. происходят процессы и дифферен-
циации, и интеграции. Это обусловлено как внутренней
логикой развития философского знания, так и потребно-
стями противоречивого, но все более взаимозависимого и
во многом целостного современного мира. Путь конструк-
тивного сотрудничества различных школ и течений соци-
ально-философской мысли и критической оценки тради-
ционных и современных концепций может способствовать
получению результатов, которые в целом повысят научный
статус и общественную значимость социальной философии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2444 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2483 - | 2177 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.