Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Центральная проблема современной философии




Центральной проблемой философского мышления в
XX в. является гуманизм, который, по словам Э. Фромма,
всегда актуализируется, когда возникает угроза человеку.
Экзистенциалисты, например, видели эту угрозу в техни-
зации общества и человека, в опасности ядерной войны, в
марксизме и связанным с ним революционным движени-
ем масс, поскольку Маркс, по их мнению, абсолютизиру-
ет всеобщность труда и техники.

Современный человек, утверждал М. Хайдеггер,
чрезмерно материалистичен, как и человек классического
гуманизма. По Хайдеггеру, восстановление гибнущего гу-
манизма возможно лишь с раскрытием истинного бытия
человека, а такое, согласно представлению немецкого
мыслителя, допустимо лишь в случае понимания его как


трансцендентного существа, т.е. соприкасающегося с чем-
то Абсолютным и вечным. Страх человека перед смертью
и связанное с этим чувство Ничто, переживаемое индиви-
дом, является условием "подлинности" его человеческого
существования (экзистенции).

Своеобразный подход к проблемам человека в рам-
ках экзистенциализма демонстрирует французский фило-
соф Ж.- П. Сартр. Принимая в основном учение Хайдег-
гера, Сартр, однако, отклоняет его понимание смерти как
выражение сущности человека, выдвигая, в свою очередь,
учение о свободе, что и дает ему, как он считает, основа-
ние претендовать на новую гуманистическую трактовку
человека. Но, понимая свободу субъективистски, не нахо-
дя для нее оснований в объективном мире природы и об-
щества, Сартр трактует ее как произвол, коренящийся в
самом индивиде. Отсюда его известное положение, что че-
ловек - всегда проект, что в своей свободе, не связанной
ничем, он сам определяет свою сущность, что свобода не
предзадана, а является свойством его жизнедеятельности.
Употребляя философскую терминологию, этот вывод _.
Сартра формулируется так: экзистенция (существование)
предшествует эссенции (сущности). "Человек есть то, чем
он хочет быть... Человек есть то, чем он хочет себя соз-
дать", - формулирует Сартр свою позицию (34. С.333-334).

Сартр считает, что такое понимание возлагает на
каждого гуманистическую ответственность за все проис-
ходящее в мире, за каждого человека, за самого себя и
свои действия. "Если действительно экзистенция предше-
ствует эссенции,.то человек ответственен за то, что он
есть", - заключает Сартр. Он пытается более основательно
раскрыть социальную природу человека, ибо социаль-
ность, как выразительно говорил другой французский
экзистенциалист и писатель А. Камю в своей книге
"Бунтующий человек", самая первая ценность, равносиль-
ная гуманности.

Волюнтаристско-субъективистская концепция в эк-
зистенциализме Сартра и Камю давала теоретическую
основу анархистско-радикалистскому движению мелкой
буржуазии. Ибо бунт провозглашался, в частности, у Ка-
мю, высшим выражением социальной свободы и гума-
низма. "Я возмущаюсь, - значит мы существуем", - писал
Камю и дополнял: быть свободным - значит рвать цепи.


Говоря в соответствии с экзистенциалистскими догмами
об абсурдности счастья людей, Камю, однако, сомневает-
ся в иррационалистском принижении человеческого ин-
теллекта, замечая, что, отбросив разум, неизбежно придешь
к антигуманизму и даже фашизму. Двойственность, проти-
воречивость Камю как выдающегося писателя-гуманиста, с
одной стороны, и философа-экзистенциалиста - с другой,
видящего мир в мрачном свете страха, хорошо отражены
в его словах: "Порой я сомневаюсь, можно ли спасти со-
временное человечество. Но еще можно спасти человека,
его детей, их тело и дух". (34. С.334).

Идеи классического фрейдизма и экзистенциализма
оказали большое влияние на представления о человеке в
XX в. В дальнейшем фрейдизм предпринял попытку об-
новиться через использование марксизма и экзистенциа-
лизма, выдвинув значительную группу теоретиков, весьма
условно объединенных в так называемой Франкфуртской
школе и представляющих свои идеи как неомарксизм
(Э. Фромм, Г. Маркузе и др.). Они считают, что Фрейд,
как и Маркс, тоже вскрыл основные болезни общества,
но через психологию индивида.

Э. Фромм исходит из предпосылки, и в этом он
ссылается на Маркса, что человек как социальное суще-
ство определяется общественными отношениями окру-
жающего его социума, что именно культура и есть чело-
веческий мир. Фромм формулирует понятие социального
характера как системы неинстинктивных побуждений,
благодаря которым человек становится в определенные
отношения с другими людьми и материальным миром.
Характерологические черты, составляющие специфику
человека (стремление к любви как эквиваленту разумно-
сти, солидарности, единства и творческих способностей
индивида), согласно Фромму, есть результат "человеческой
ситуации" - исторически сложившегося разрыва единства с
природой, и, как следствие, - "расколотости", "потерянности"
человеческого бытия.

Современное индустриальное общество, согласно
Фромму, формирует характер человека с модусом "иметь"
(приобретательство, потребительство, жадность и т.д.) в
противоположность гуманистическому модусу "быть"
(любовь, солидарность, творчество и т.п.), который должен
был формироваться в справедливом и гуманном обществе.


Фромм, как и Маркузе, дает глубокую критику антигу-
манности современного общества (они включают сюда и
бывшее советское общество) за одномерность, ограни-
ченность формируемого им человека. Но в отличие от
Фромма Маркузе, утверждающий, что с возрастанием
технического подчинения природы возрастает подчинение
человека человеком, приходит к выводу, что гуманизм
изжил себя, нерентабелен и т.д.

Антигуманистические концепции человека в по-
следние десятилетия получили свое выражение в работах
философов-структуралистов (М. Фуко, Л. Альтюсер и др.)
и находящихся под их влиянием так называемых "новых
философов" (Б. Леви и др.), а также философствующих
этнологов (К. Лоренц, Л. Тинберген) и необихевиористов
(Б. Скиннер).

Структурализм, исходящий из признания структуры
как принципа бытия и познания, отрицает правомерность
автономного, свободного субъекта. В этом случае делается
вывод, используя слова Фуко, что гуманизм вместе со
своим "отпрыском" - социализмом - мистификация.

К. Лоренц, обнаружив сходство в механизмах ин-
стинктивных реакций человека и животных, считал, что
из-за роста населения на Земле и действия инстинкта
пространства происходит постоянный рост агрессии, кон-
фликтов и т.д.; при этом ставится под сомнение даже со-
циальная природа человека.

Отталкиваясь от фрейдистских положений, к еще
более крайним антигуманистическим выводам приходит
необихевиоризм, крупнейший представитель которого
Б. Скиннер выступает с тезисом, что его концепция чело-
века как животного противопоставляется ложному возве-
личению и почитанию человека.

По Скиннеру, поступки людей, как и в целом их
поведение, обусловливаются не внутренними психологиче-
скими состояниями, а воздействиями среды, вызывающи-
ми соответствующие реакции. Для него человек предстает
совокупностью элементарных актов действия. Человече-
ское же поведение - не функция, а результат внешнего по-
буждения. В этом смысле Скиннер даже называет человека
машиной.

Развивая свою теорию "нового гуманизма", осно-
ванного на идеях психоанализа и марксизма, Фромм от-


вергает позиции Лоренца и Скиннера как антигуманисти-
ческие. Он упрекает их за то, что они оба представляют
человека как машину; только у первого, т.е. Лоренца, обу-
словленную прошлым (врожденные инстинкты), а у второ-
го - Скиннера - обусловленную актуальной (действующей в
настоящее время) ситуацией - средой. Он считает, что
Скиннер лишает человека творчества и ценностей, а Ло-
ренц исходит из недоказанной предпосылки, будто бы
большинство высших млекопитающих (в том числе че-
ловек) обладают спонтанной агрессивностью. Фромм не
согласен и с тезисом, что агрессия человека порождается
перенаселенностью.

Гуманистическая философия Э. Фромма приобрела
в наше время значение важного фактора нового мышле-
ния. "Я считаю, - писал он, - что решающим вопросом
сегодня для всех народов является вопрос о войне и ми-
ре". Характеризуя мир как состояние братской гармонии
всех людей, Фромм справедливо связывает возможность
достижения его с верой в силу и мощь человеческого
разума. "Я верю, - пишет он, - что единственная сила,
которая спасет нас от самоуничтожения - это разум".
Формулируя оптимистическую перспективу гуманного
человека на основе идеи "коммунитарного социализма",
Э. Фромм связывает ее с развитием у индивида достаточ-
ной зрелости разума и способности к любви, солидарности,
взаимопомощи.

Подобно Э. Фромму и вопреки широко распростра-
ненному представлению о том, что человек - иррациональ-
ное и агрессивное существо, крупнейшие представители
так называемой гуманистической психологии К. Роджерс
и А. Маслоу также считают, что природа человека как
свободно функционирующего индивида "созидательна и
достойна доверия". Человек стремится к самоактуализа-
ции, т.е. к реализации заложенных в нем гуманных задат-
ков и свойств.

Критика антигуманистических тенденций в совре-
менной культуре и философии идет не только со стороны
марксистских и ориентированных на марксизм философ-
ских теорий, но и со стороны религиозно окрашенных
учений, в том числе персонализма, или "личностной"
философии (Тейяр де Шарден, Н. Бердяев, Ж. Марйтэн,
Э. Мунье и др.). Подвергая критике антигуманистические


стороны капитализма, используя при этом нередко мар-
ксистские аргументы, персоналисты в своем главном по-
нятии личности исходят из признания внутренней связи
личности и общества. Рассматривая личность прежде
всего как духовность и социальность, они ее оценивают
через приобщенность к Богу. Хотя персонализм исполь-
зует традиции всех форм гуманизма (отсюда название
"интегральный гуманизм"), однако к марксистскому гума-
низму из-за его атеистической и революционной направ-
ленности персонализм относится отрицательно.

Человек как личность

Важнейшим аспектом проблемы человека предстает
формирование его как активной личности, духовно бога-
той и гармонично развитой. Вопросы о том, что такое че-
ловеческая личность, каковы перспективы ее становления
и воспитания в современном мире, остро дискуссионны.
В русской религиозной философии господствовало убеж-
дение, что суть личности может быть раскрыта только
через ее отношение к Богу. Н. Бердяев считал, что без
Бога свобода вырождается в своеволие и становится ис-
точником зла в человеке и в обществе. Отказываясь от
Бога, полагал Д. Мережковский, человек неминуемо отка-
зывается от своей собственной абсолютной божественной
личности. В западной философии в трактовке личности
наиболее рельефно представлены две противоположные
позиции (если оставить в стороне религиозную точку зре-
ния): биологизаторски-индивидуалистическая и структура-
листическая. Представители первой отрицают социальную
обусловленность личности, объясняя ее исключительно
действием наследственности и нейрофизиологических
структур организма. Приверженцы же структуралистиче-
ского воззрения, признавая социальную обусловленность
личности, сводят по существу социум к неким безличным
неизменным структурам общества и человеческого духа.
Односторонне противопоставляя общество и индивида,
некоторые философы на Западе рассматривают современ-
ную эпоху как слепое "восстание массы", подавляющей
самостоятельность и уникальность человеческой лично-
сти, превращающей людей, по словам К. Ясперса, в му-
равьев. Неудивительно, что, оценивая столь же негативно


массовые действия как засилье людских миллионов на
заводах, в шеренгах и на площадях, Тейяр де Шарден
призывает отвести подобающее место личности и силам
персонализации.

Понятие личности, конечно, связано с понятием
индивида. Но если понятие индивида отражает целост-
ность конкретного человеческого субъекта с момента ро-
ждения, то личность у новорожденного пребывает только
в возможности, связанной с будущей деятельностью вос-
питателей: родителей, учителей, коллективов, общества в
целом. Поэтому правильно говорится, что личностью не
рождаются, а становятся. Личность - всецело продукт об-
щественно-исторического и онтогенетического развития
человека. Она непосредственно реализуется в социальном
статусе и социальных ролях индивида, в его социально-
значимых поступках и мотивах, побуждениях и т.д.
Личность не только продукт и объект общества, но
обязательно - субъект, воздействующий своей активной
деятельностью на окружающую его среду. И чем боль-
ше это воздействие, тем заметнее он проявляет себя как
личность. Следовательно, нельзя сводить личность только
к сознанию человека, его мыслям и мотивам. Личность
как активно действующий субъект налагает свою печать
на все окружающее.

Исходным для материалистического представления
о личности является тезис Маркса, что как социальное
качество человека личность есть совокупность общест-
венных отношений. Впрочем, уникальность и индивиду-
альная неповторимость личности каждого человека де-
терминированы не только социально. Человек, будучи
частичкой, субъектом общества, одновременно неразрыв-
но связан с природой. Своей плотью и мозгом он при-
надлежит ей, находится внутри нее. Личность интегрирует
в себе не только всю гамму общественных отношений, в
которых она функционирует и развивается, но и испыты-
вает на себе воздействие генетических структур организ-
ма. Личность суть единство органического и социального
бытия. Основа личности таится в том особом иерархиче-
ском строении различных видов деятельности, которые
возникают на определенном этапе связей человека с ми-
ром. Только через актуализацию своих отношений с об-
ществом, с многообразием различных человеческих общ-


ностей формируется и получает развитие человеческая
личность. В коллективе индивид получает средства, даю-
щие ему возможность всестороннего развития своих за-
датков.

Личность проявляется через такие свои атрибутивные
свойства, как способность и готовность к общественно по-
лезному труду, сознание и разум, свобода и ответствен-
ность, направленность и неповторимость (уникальность),
характер и темперамент и т.д. В этих сущностных свойст-
вах личности отражается ее социальная и вместе с тем
конкретно-историческая природа.

Личность не есть хаотичная совокупность отношений,
свойств и т.д. Она представляет относительно устойчивую
целостность составляющих ее компонентов и элементов -
структуру, которая отражает структуру деятельности и ос-
новных отношений индивида с окружающим миром. Вы-
ражением структурности личности является наше Я, в
котором как бы интегрируются и приобретают опреде-
ленную устойчивость и целостность все связи и отноше-
ния индивида с его окружением, с социальным бытием. В
соответствии с современным пониманием человека как
биопсихологического существа в структуре личности раз-
личают три уровня деятельности нашего Я. Так называемая
биономно-социальная концепция организма личности
представляет ее структуру как соотношение жизнен -
но-витальных потребностей и проявлений нашего Я
(включающих в себя наряду с биологическими потребно-
стями и социабельные - деятельность, общение, по-
знание); аксиологических - системы ценностей и
ориентации; рефлексивных - самосознание, связы-
вающее витально-жизненный и аксиологический уровни
личности в целостное единство ее характера, направлен-
ности, темперамента, сознания, воли и т.д. Решающим
для деятельности личности является установление опре-
деленной связи между системой ее ценностных ориента-
ции и системой основных жизненных функций.

Ядром личности выступают ценностно-мировоз-
зренческие установки, которые складываются в процессе
воспитания и жизненного опыта индивида. Вместе с тем
свойственная человеку как разумному существу свобода
воли позволяет ему осуществить сознательный выбор среди
различных альтернатив и возможностей. Благодаря этому


человек способен подняться над соответствующими усло-
виями, детерминирующими направленность его личности,
и, преодолев себя, изменить характер своих социальных
действий. Естественно, такой акт свободы личности мо-
жет быть продуктивным и творческим, если он будет до-
полняться осознанием ответственности, т.е. пониманием
и учетом следствий своей деятельности. Значит, подлин-
ная свобода имеет свои границы в неотделимой от нее
ответственности, и в этом факте свобода обнаруживает
диалектическую связь с необходимостью.

Формирование личности происходит под воздейст-
вием социокультурных программ как систем функцио-
нирующих в обществе ценностей. Реализация таких
программ составляет содержание воспитания как целена-
правленного воздействия на человека, на его практиче-
скую деятельность, в которой личность изменяет соци-
альную среду и тем самым себя.

Уникальность и индивидуальная неповторимость
личности включают в себя вместе с тем общность особен-
ностей и свойств в деятельности, потребностях и интере-
сах, в направленности и ориентациях той социальной
среды (класс, нация, профессиональные, половозрастные
группы и т.п.), в которую входит данный индивид.

Личность в ходе истории

Типология человеческой личности в современной
психологии объясняется ее характерологическими особен-
ностями. Так, Э. Фромм, выдвигая понятие социального
характера, сравнивает его с подобием матрицы, отражаю-
щей общие черты жизнедеятельности общественной груп-
пы, которая конкретно определяет способы действия и об-
раз мышления составляющих ее человеческих индивидов.
Отвергая фрейдовскую либидонозную теорию, Э. Фромм
считает, что в решающей степени социальный характер
обусловлен жизненной практикой соответствующей общ-
ности людей, усилиями школ, семьи, религии и т.п. Со-
циальный характер, конечно, представляет собой динами-
ческую величину, подвергающуюся самым разнообразным
влияниям и, естественно, при всей своей устойчивости
изменяющуюся и развивающуюся.


Исторически значимая задача и функция социаль-
ного характера, по мнению Фромма, заключается в фор-
мировании и направлении человеческой энергии так, что
она гарантирует более или менее успешную реализацию
данным обществом своих целей, норм и идеалов, своей
трудовой, культурной и духовной деятельности. В соот-
ветствии с такой ролью социального характера человек
вынужден хотеть делать то, что он делает. По Фромму,
современное индустриальное общество не получило бы
своего развития, если бы оно не сумело посредством
формируемого и поддерживаемого им социального харак-
тера большинства своих членов мобилизовать энергию
людей в труде, в других формах общественной деятельно-
сти и жизни. Даже угроза и насилие были бы недостаточ-
ны для высокодисциплинированного, целенаправленного
поведения работника в процессе производства сложнейших
видов продукции во все более усложняющихся взаимодей-
ствиях с другими индивидами в современном обществе.

При подобном подходе Фромму видится, что соци-
альный характер рабочего заключает в себе такие осо-
бенности, как дисциплина, точность в своих действиях,
способность к совместной организованной работе, кол-
лективизм и т.д.; характер крестьянина определяется
эгоистически-индивидуалистической направленностью,
осторожностью и т.п. Мелкобуржуазному характеру соот-
ветствующих слоев и групп общества присуща неустойчи-
вость в социально-политических установках, вызванная
постоянно возникающими угрозами стабильности и проч-
ности социального статуса их представителей со стороны
общества, других классов. Отсюда склонность носителей
этого типа характера к анархическому бунту и протесту,
неприятие требований к организованности и порядку.

Если ранний капитализм, по утверждению Э. Фромма,
формировал у человеческих индивидов пуританское от-
ношение к жизни, экономность и сдержанность в расхо-
дах и потреблении, тенденции к увеличению накоплений
и сбережений, и это было одним из способствующих раз-
витию капитализма условий, то капитализм середины и
конца XX в. формирует в человеке комплекс черт челове-
ка-потребителя. Его главной целью является стремление к
обладанию все большим количеством вещей, к безудерж-
ному потребительству, что также является одним из необ-


ходимых условий успешного развития современной капи-
талистической экономики. Здесь наблюдаются к тому же
отмеченные западными социологами сопровождающие эти
процессы тенденции роста пассивности, бездуховности,
агрессивности и страха таких индивидов.

Как показал противоречивый опыт становления но-
вого типа личности в условиях строительства маргиналь-
ного социума в странах с исторически унаследованными
отсталостью и неграмотностью подавляющей части населе-
ния, как это имело место в России к моменту Октябрьской
революции 1917 г., возникают большие трудности в фор-
мировании работника с требуемыми индустриальным про-
изводством качествами (компетентность, высокий профес-
сионализм, высокая ответственность и т.д.).

Передовая прогрессивная философско-педагогическая
мысль еще столетия назад выдвинула идею о всесторон-
нем развитии личности. Между тем ныне некоторые из
неомарксистов, в частности, Г. Маркузе, утверждают, что
идея гармоничной, универсально развитой личности яв-
ляется якобы утопией, сохраняющей свое значение в
лучшем случае как привилегия для немногих. А ведь эта
идея соответствует в общем поступательному движению
самого материального производства и тем самым совпада-
ет с историческим развитием общества по пути прогресса.
Если стремление к продуктивности, всесторонности своей
личности составляет смысл и предназначение человека, то
в этой идее - ядро гуманистической традиции, и отказ от
нее означал бы поддержку дегуманизирующих тенденций
в современном мире. В ортодоксальном фрейдизме и его
современных разновидностях, например, просматривается
ориентация на природно-биологические, более того, на
сексуально-инстинктивные основы в трактовке личности.
Это ведет к односторонним дегуманизирующим по сути
представлениям о человеческой личности, вроде утвер-
ждений, что будто бы "личность - пучок инстинктов",
"личность - это секс" и т.п.

Бытовавшие у нас ранее наивные представления об
универсальной личности будущего сменились сейчас бо-
лее реалистической концепцией всесторонне развитой
личности, способной успешно сочетать активную плодо-
творную деятельность в сфере общественного труда с уча-
стием в общественно-политической жизни, в научно-


техническом и художественном творчестве. Сегодня речь
идти даже может о еще более скромных критериях много-
сторонности и гармоничности личности: устранении в ее
развитии явных противоречий между технической и гума-
нитарной культурами, преодолении отчуждения индивида
от политики и активном и деятельном включении его в
общественно-политическую жизнь и т.д.

Впрочем, в целом общекультурная тенденция со-
временных постиндустриальных государств Запада в каче-
стве необходимого условия решения глобальных проблем
и задачи выживания человечества ориентирована, по сло-
вам Ф. Сарагосы, на всестороннее развитие человека.
Перспективы цивилизационных процессов современного
человечества, в которые стремится включиться и наше
общество, направлены на приоритет личностного станов-
ления граждан, углубление индивидуализации личнрсти.

В то же время ориентация на субъективность и ин-
дивидуализацию человека, диктуемая логикой развития
современного общества и его производительных сил,
науки, технологии и техники, не означает возврата к
классическому индивидуализму с его приоритетом инди-
вида за счет общества. Прав видный немецкий философ
Ю. Хабермас, утверждая, что подлинная самость нашего Я
необходимо предполагает экспектации (ожидания, реак-
ции, взаимодействия) alter Ego, социализацию, историю.

В ходе идущих ныне социально-экономических
преобразований, нацеленных на усиление человеческого
измерения социума, ставится задача включения и исполь-
зования все более широкого спектра ценностей и побуж-
дений индивида к труду и другим общественно-полезным
формам деятельности. При этом в основе таких моти-
ваций предполагается формирование деонтологической
(нравственно-императивной) парадигмы Я - Мы. Но
идущий в наши дни поиск эффективных мотиваций че-
ловеческой деятельности включает в себя вытеснение об-
раза односторонне-рационального индивида и замену его
образом более сложного человеческого существа с врож-
денными сильными и слабыми сторонами, с противоре-
чиями рациональности и иррациональности и т.д. Новое
мышление, ныне все более глубоко проникающее в куль-
туру социального действия, стремится преодолеть пагуб-
ные технократические тенденции в жизни человека, роль


которого в условиях НТР сводится зачастую к функции
пассивного и в конечном счете излишнего придатка со-
временных автоматизированных систем.

В свое время Н. Бердяев одним из первых обратил
внимание на специфику проблемы "человек-машина". Он
указывал, что тотальная технизация жизни в нашу эпоху
формирует бездуховный и антигуманный образ человека,
разрушающего посредством машины свое единство с при-
родой, деформирующего свою гуманистическую иерархию
ценностей. Человек может остановить этот фатальный
процесс, по мнению Бердяева, если он сам поднимется на
более высокий уровень человечности и духовности, осу-
ществит, по выражению А. Печчеи, так называемую
"человеческую революцию ".

Одной из главных причин необходимости повыше-
ния нравственно-личностного потенциала человека явля-
ется решающая роль научно-технического прогресса в
современном обществе. От умения, профессионализма,
культуры, творческого подхода к делу любого труженика
зависит в итоге функционирование сложнейших и доро-
гостоящих систем, устройств и приборов.

Растущая специализация общественного труда за-
трудняет возможности внешнего, административного
контроля за деятельностью высокопрофессионального
работника, эффективность работы которого будет все в
большей степени определяться его личностными качест-
вами.

Круги человеческого бытия

Человек как личность многолик в своих проявлениях.
Это не только Homo sapiens - человек разумный. Вместе с
тем он - существо познающее, волевое, сомневающееся,
культурное, хозяйственное, политическое, потребляющее,
любящее, с половыми инстинктами, играющее, нравствен-
ное, общественное, свободное, религиозное, философст-
вующее, говорящее, надеющееся, вопрошающее, смеющее-
ся, отрицающее, прекрасное, творческое, действующее,
ошибающееся... Еще в XIII веке известный теолог Фома
Аквинский мудро признал: "Человек есть некоторым об-
разом все". "Все" в данном случае трактуется не просто в
смысле популярной в эпоху позднего средневековья и в


Новое время мысли о человеке как "микрокосме", а имен-
но как о носителе многослойной реальности. "В человеке, -
писал Н. Бердяев, - пересекаются все круги бытия".

Что это за круги? Исходный пункт тут - великий и
бесконечный мир Природы, Космоса и Хаоса, Становле-
ния и Пребывания. Мы причастны к гармонии природы,
нераздельно связаны с протекающими в звездных глуби-
нах физическими процессами. Антропный принцип, как
отмечалось, в соответствии с современной наукой возво-
дит даже человека в ранг вселенского начала. В космосе
зарождается жизнь, люди - продукт ее эволюции. Разви-
вающийся человеческий разум создает ноосферу, а с
нею - поразительные возможности все расширяющегося
освоения людьми неземного пространства. Безусловно,
все это позволяет и требует рассматривать человека как
особое космическое существо.

Но человек не просто феномен космоса, он и венец
земной Жизни. Живые организмы обладают рядом черт,
которые в совокупности отделяют их от неживого мира.
Живые организмы получают энергию из окружающей
среды и используют ее для поддержания своей чрезвы-
чайно высокой упорядоченности. Они активно реагируют
на раздражения, содержат всю информацию, необходимую
для развития, выживания и размножения. Живые сущест-
ва приспособлены к той среде, в которой обитают.

Что порождено в психике животных природой,
можно найти и у человека. Но человеческую субъектив-
ность неправомерно объяснять только представлениями о
биологических организмах. Здесь мы имеем дело с иным
кругом бытия. Ведь люди - существа общественные. И это
обстоятельство в решающей мере определяет специфику
нашей психики. Логико-психический круг человеческого
бытия образуют мышление, память, воля, потребности,
внимание, личное "Я", деятельность и др. Все такого рода
элементы психики выражаются суммарно одним словом -
сознание (совместное у меня с другими людьми знание).

Функциональное предназначение психики живот-
ных - приспособление к окружающей природной среде. У
человека сознание - ранее об этом говорилось - как соци-
альный и психологический процесс выражается в его
личностных действиях. Ими он поддерживает свое суще-
ствование, преобразуя вещество и энергию природы, а


также регулируя отношения с другими людьми. Эти об-
щественные отношения составляют социальный круг на-
шего бытия - динамичный мир человеческого общения,
производства, экономики, технологии, бизнеса, полити-
ки, искусства, спорта, религии, развлечений, работы и
отдыха.

Изготовляя и используя орудия труда, трансформи-
руя научные знания во все более усложняющуюся технику,
в разнообразном взаимодействии люди совершенствуют
способность к воспроизведению действительности посред-
ством понятийно-образного мышления. Социальный круг
жизни человека предстает тем самым для него как бы
раздвоенным на реальную действительность и мир ее
осознания в понятиях, образах и символах. В сложном
этом внутреннем мире сознания и субъективных пережи-
ваний людей рождаются знания и художественные обра-
зы, укореняются верования, цели и идеалы, испытывают-
ся воля и нравственные принципы. Все переживаемое и
творимое людьми содержит идеальную компоненту - будь
то замысел, цель, мотив, интерес или какое-либо другое
побуждение человеческого действия. Здесь мы восходим в
анализе темы к пятому, высшему кругу человеческого бы-
тия, к тому, что зовется духовностью.

Не повторяя уже известное, обратим внимание лишь
на главное. Когда-то Конфуций заметил: "Благородный
муж постигает справедливость. Малый человек постигает
выгоду". Древнекитайский философ выявил, думается, в
этих словах сохранившую по сей день верную меру духов-
ности в человеке. Жизнь показывает, что не каждому из
нас суждено пребывать в мире духовности, в кругу Воз-
вышенной экзистенции. Обычно термин "экзистенция"
(существование) используется по идущей от немецкого
мыслителя Карла Ясперса традиции для обозначения
духовного состояния человека в так называемых
"пограничных ситуациях" - когда испытываются чувства
страха, вины, озабоченности (при страданиях, в ожидании
смерти и т.п.). Это нами переживается прежде всего как
преимущественно психологическое измерение бытия.
Случается, что в подобных экзистенциальных ощущениях
люди возвышаются до восприятия доминантности в своих
социальных действиях вечных человеческих ценностей.
Именно здесь обнаруживается их духовность со всеми вы-


сокогуманными атрибутами справедливости, свободы и
чести, совести, мужества, толерантности, доброты, верно-
сти идеалам.

Для личности утрата или отсутствие подобных ка-
честв Возвышенной экзистенции означает духовную
смерть. Психологи отмечают, что при духовной смерти
человек замыкается в собственной раковине. Он закрыт
для этических, эстетических, религиозных и прочих цен-
ностей. Понятия Добра, Совести, Красоты, Истины,
Смысла жизни, Тайны, Бога и т.п. не наполняются для
такого человека живыми переживаниями. Становится не-
возможным проникновение во внутренний мир окру-
жающих людей. Ослабленными оказываются не только и
не столько мыслительные, сколько эмоциональные связи
с миром. В отличие от физической духовная смерть рас-
тянута во времени. Ослабление начал Возвышенной экзи-
стенции превращает человека в "одномерное" существо,
ввергает его и общество в хаос опасной бездуховности.
При таком состоянии усиливаются цинизм и нигилизм,
прогрессирует невежество, идеалы сменяются идолами,
растут агрессивность, ненависть, жестокость, стремление
к выгоде превращается в узколобое делячество "малого"
человека, повсеместно обнаруживаются одичание и идио-
тизация.

Можно с уверенностью сказать, что из всех компо-
нентов, космобиопсихосоциодуховной сущности человече-
ства именно духовная ее составляющая воплощает собст-
венно Идею Человека. Пятый круг бытия - пространство
Возвышенной экзистенции. По большому счету, только
ею может оцениваться уровень прогресса культуры и ци-
вилизации. И если согласиться с Гегелем, что бытие че-
ловека есть его действие, то именно по характеру дея-
тельности людей прежде всего следует судить о состоянии
духовности социума.

Быть или иметь?

Чаще всего выявление важности этой альтернативы
для человека связывается с именем американского фило-
софа Эриха Фромма. Но еще раньше о том же самом пи-
сал другой известный ученый Уильям Джемс: "Всегда су-
ществовала резкая грань между людьми, полагающими


смысл своего существования в том, чтобы иметь, и таки-
ми, для кого основная ценность их заключается в том,
чтобы быть. Джентльмен (употребляя это слово в его пер-
воначальном значении человека благородного происхож-
дения, хищничеством накопившего себе земли и имуще-
ства и беззаботно пирующего среди своих богатств) не
считал, однако, эти богатства мерилом оценки своей лич-
ности и не смотрел на них, как на неотъемлемую сущ-
ность своей жизни. Такой сущностью для него являлись
прирожденные личные черты: храбрость, великодушие и
гордость".

Конечно, объем качеств "бытия" нуждается в сущест-
венном расширении сравнительно с указанными Джемсом.
Речь должна идти в первую очередь о таких атрибутах Воз-
вышенной экзистенции, как доминантность в сознании
индивида духовных ценностей, гуманистическая ориента-
ция социальных действий, установки соучастия и сопере-
живания, идеалы ненасилия и прав человека, законопос-
лушание и др. Для индивида доминанта "иметь" означает
пребывание преимущественно в кругу личного и группо-
вого социального эгоизма. "Быть" же для нас - это жить
на "планете людей", стремиться к Знанию и Истине, вос-
торгаться Прекрасным, творить Добро, верить в Идеалы,
действовать в Гармонии с природой, проявлять себя
Субъектом культуры. Брать установку исключительно на
"иметь" - значит обрекать себя в конечном счете на безду-
ховность. "Быть" - приобщаться к Возвышенной экзи-
стенции.

Само собой разумеется, чтобы воспринять принцип
"не хлебом единым...", нужно иметь этот хлеб в достатке.
Тем более сие верно в современных условиях. Нынешний
кризис духовности обусловливается общими экономиче-
скими, социальными и политическими причинами. Об-
нищание в посткоммунистический период подавляющего
большинства населения, растущая безработица, расслоение
общества на очень богатых и очень бедных, капитализация
экономики, нецивилизованный рынок, охаивание многи-
ми средствами массовой информации всего советского
прошлого и другие известные следствия развала великой
страны явились, естественно, объективной основой не
просто резкого снижения уровня духовности социума, но
и существенного качественного ее изменения.


Социальная среда - фактор сложноструктурирован-
ный: от семьи до всей полноты объективных общественных
отношений, включая экономику, политику, идеологию,
образование, культуру. В каждом из нас преломляется
жизнь общества. Но и сам человек ответствен за состояние
своей духовности. Его "Я" - индивидуальный мир воли,
интеллекта, эмоций и ценностей. Собственными жела-
ниями, стремлениями и действиями творятся в решающей
мере круги личностного бытия.

Возвышение и усиление роли личности, ее гумани-
стического содержания во всех сферах человеческой дея-
тельности в нашу эпоху становится не только условием
прогресса общества, но и его выживания. Многие новые
существенные аспекты проблемы человека выявляются
при рассмотрении его как субъекта целостного историче-
ского процесса, осмысление закономерностей которого
составляет предмет социальной философии (или в соот-
ветствии со структурой мировоззренческого знания - фи-
лософии социального действия).

Глава 15. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

СТАНОВЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 934 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2557 - | 2402 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.