Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественное и индивидуальное сознание




До сих пор шла речь о сознании в его прежде всего
общегносеологическом понимании как специфического
свойства высокоорганизованной материи. С этой позиции
оно предстает как социальная форма отражения, интегри-
рующая в себе все его последовательно возникающие в про-
цессе эволюции природы и общества черты: вторичность и
изоморфность в отношении отражаемого (физическое отра-
жение); информационность (физиологическое отражение);
субъективность (психика); идеальность (сознание челове-


ка). Поскольку же человек - существо социальное, то
проблема сознания приобретает еще одно важное измере-
ние - идеологичность.

Сознание индивида и общественное сознание
(группы, класса, нации, человечества в целом) образуют
противоречивое единство. В индивидуальном сознании от-
ражается личностное бытие человека, в общественном -
социальное бытие людей. Сознание индивида формируется
is многообразных общественных отношениях, в его дея-
тельности, в непосредственных усилиях самой личности.
Специфическим качеством и высшим выражением созна-
ния у человека как члена общества является его самосоз-
нание.
Оно есть осознание человеком своей собственнцй
практической и духовной деятельности, осмысление сво-
их поступков и отношения к другим людям. Самосозна-
ние развивается в процессе утверждения человека как
личности. Ребенок не сразу осознает себя. Он еще не вы-
деляет себя как особое "Я", не противопоставляет себя
внешнему миру. Осознание себя - результат многообраз-
ной деятельности человека и общения с другими людьми.
Оно проявляется в самоконтроле личности, самосовер-
шенствовании, ответственности в социальных действиях
и самокритичности. Самосознание человека приобретает
еще большую значимость при сочетании с его собствен-
ной волей. Воля - это способность сознания направлять
поведение человека. Она определяет целеустремленность
действий человека. Сильная воля - качество, которое,
как и другие особенности человеческой психики, зави-
сит во многом от самой личности, сознательно себя тво-
рящей.

Уникален духовный мир и сознание личности. Но
каждый человек тысячами различных нитей связан с со-
циальными общностями разного уровня. Тем самым ин-
дивидуальное сознание содержит в себе не только сугубо
личностное и частное восприятие действительности, но
и испытывает общее с другими людьми отношение к
ней. Вместе с тем, хотя общественное сознание и не обна-
руживается вне сознания отдельных индивидов, оно вовсе
не исчерпывается им. В групповом (общественном) созна-
нии возникает новое качество отражения. Для индивида
оно выступает как пестрая совокупность чувств и мыс-
лей, функционирующих в обществе. Многие из них ему


близки, и он воспринимает их как собственные, иные
кажутся неприемлемыми и не всегда понятными
(специализированное сознание). Воздействующее на ин-
дивида общественное сознание может проявляться в раз-
ных его состояниях: социальное чувство, общественное
настроение, общественное мнение, традиции, идеалы,
нормы, теории и др. В том случае, когда интересы какой-
либо группы людей (нации, политической партии, воен-
ного клана, религиозного объединения и т.д.) получают
четкое выражение в некоторой системе идей, мы и имеем
дело с идеологией.

Под идеологией понимается совокупность теоретиче-
ски оформленных воззрений, обеспечивающих конкрет-
ному социальному субъекту обоснование своих целей в
сохранении или изменении наличных общественных от-
ношений. Идеология - это сознание, цементирующее
массовые действия и канализирующее их в определенном

направлении.

Идеологию, как правило, вырабатывают теорети-
ки (идеологи), обладающие временем и способностями
для специальных занятий духовной деятельностью и
обоснования потребностей и интересов соответствую-
щей общности людей. В обществе с противоположны-
ми классовыми социальными устремлениями неизбеж-
но возникают взаимоотрицающие друг друга идеологии
(милитаристская и пацифистская, расистская и гумани-
стическая, социалистическая и буржуазная, национа-
листическая и интернациональная, тоталитаристская и
демократическая, религиозная и атеистическая). Идео-
логия оказывается ложным сознанием, "превращенной
формой мышления", если образующие ее идеи возво-
дятся в ранг непререкаемых догм и абстрактных ис-
тин, не допускающих ни малейшей терпимости
(толерантности) по отношению к любой иной системе

взглядов.

В нынешних условиях не так давно часто прихо-
дилось слышать о необходимости "деидеологизации"
общественного сознания. Верно здесь было лишь то,
что требовались коренные изменения в духовных со-
циальных ориентациях массовых дейстн:"! (отказ от
неадекватных реальности теоретических постулатов
классической концепции социализма, акцентирование


приоритета общечеловеческих ценностей и т.д.). Но
эти изменения в содержании общественного сознания
не должны истолковываться как вообще вытеснение
идеологии из его сферы. Ныне происходит по сути дела
коренная "переидеологизация" сознания (его десоциа-
лизация, деатеизация, плюрализация). Вовсе не слу-
чайно суверенные республики (в том числе Россия и
Беларусь) озабочены сейчас выработкой собственной
государственной идеи, идеологии.

Если идеология - социально-ориентированный
теоретический компонент общественного сознания, то
общественная психология является тем его образовани-
ем, которое воспроизводится непосредственно и сти-
хийно в жизни людей как их чувственно-практическое
отражение и переживание социального бытия. Сферу
общественной психологии составляют как динамично
меняющиеся духовные процессы (общественные на-
строения и мнения), так и сравнительно консервативные
феномены сознания (обычаи, традиции, черты нацио-
нального характера). В практике повседневной жизни
людей (в сфере обыденного сознания) элементы идео-
логии и общественной психологии предстают в их не-
дифференцированном единстве как регуляторы много-
аспектной социальной деятельности.

Наряду с общественной психологией и идеологией,
которые можно понимать как разные уровни обществен-
ного сознания, в нем выделяют еще ряд его форм. Формы
общественного сознания различаются по объекту отраже-
ния и социальным функциям. Так, политическое соз-
нание касается сферы классовых, национальных, меж-
государственных отношений. Оно объединяет людей в
борьбе за коренные интересы соответствующей им общ-
ности (класса, партии, государства и пр.). Правосозна-
ние выражает волю общества (класса) по обеспечению
приемлемых для него норм социальной жизни. Нравст-
венное-сознание регулирует поведение человека в отно-
шениях с другими людьми. Свои важные функции выпол-
няют и другие формы общественного сознания - эстетика,
религия, наука, философия.

Многообразие взаимодействующих друг с другом
феноменов сознания, его различных структур, уровней и
состояний образует специфическое качество человеческой


жизни - пространство социальных субъективных реалий,
мир ее духовности.

Мир духовности

В недавнем прошлом понятия "дух", "душа",
"духовность" вспоминались в философской литературе
прежде всего в связи с рассмотрением различных рели-
гиозно-идеалистических учений. В них этой проблема-
тике всегда придавалось первостепенное значение. По
многовековой традиции различают такие эпифеномены
сознания, как "дух" и "душа". У Платона и Аристотеля,
например, дух предстает как перводвигатель космоса и
формообразующее начало. Библейско-христианское уче-
ние истолковывает дух как личностный Абсолют и
личную волю (Бога), сотворившую из ничего мир и че-
ловека. У Гегеля дух есть абсолютное, необходимое
развитие вечной идеи. Он различал "субъективный дух"
(феномен индивидуального сознания), "объективный
дух" (трансформации идеи в социальных реалиях граж-
данской и политической истории человечества) и
"абсолютный дух" (метаморфозы мирового разума в
общественном сознании - искусстве, религии, филосо-
фии). Для H.A. Бердяева само бытие есть жизнь духа,
предшествующая всякой науке, всякому познанию, вся-
кому мышлению; дух есть субъект, жизнь, свобода,
огонь, творческая деятельность; Бог есть дух, он реально
присутствует в жизни святых, мистиков, людей высокой
духовной жизни и в человеческом творчестве.

При всей мистификации сознания (духа) в подоб-
ных религиозно-идеалистических воззрениях верно фик-
сируется его существенная черта - быть определяющим
побуждением человека к активности и преобразователь-
ной деятельности.

Что же касается "души", то представления о ней
возникли еще во времена господства анимизма. Древние
люди трактовали душу как особую силу, обитающую в
теле человека и животного, покидающую его во время
сна или в случае смерти. Широко были распространены
идеи переселения душ (понятие сансары в древнеиндий-
ской мифологии). Аристотелю душа виделась как актив-
ная целесообразная сила ("форма") живого тела, неотде-


лимая от него. В религии душа человека понимается как
созданное Богом неповторимое бессмертное духовное
начало. Для Р. Декарта душа есть самосознание челове-
ка, его внутренний мир, а Г. Лейбниц ее рассматривает
как замкнутую в себе субстанциальную монаду. Гегель
истолковывал душу как "непосредственный" или "при-
родный дух", как первичную форму субъективного духа.
В русской религиозной философии получила призна-
ние интерпретация души как "Софии", как вселенской
идеальной реальности, собранной воедино любовью
Бога и озаренной красотой святого духа. "В отношении
к твари, - писал П.А. Флоренский, - София есть ангел-
хранитель твари, идеальная личность мира. Образую-
щий разум в отношении к твари, она - образуемое содер-
жание Бога-разума, "психическое содержание" его..."
(55. С.326). Это акцентирование "психического" (или
природного, по Гегелю) компонента разума представляет-
ся весьма существенным для раскрытия вопроса, что
такое душа.

В отличие от идеализма, наделяющего "дух" и
"душу" сверхприродными качествами (абсолютности,
вечности, бессмертности, космического творения и т.д.),
материалистическая философия всегда стремилась объ-
яснить духовный мир личности естественными причи-
нами. Вместе с тем это не должно означать неприятия
самого различения "духа" и "души" как особых аспектов
сознания. Понятия духа и души имеют не только значе-
ние, приданное им в религиозно-философских учениях,
но они обладают и вполне научным рациональным
смыслом.

Дух как выражение прежде всего ценностных
структур сознания есть высшее средоточие интеллекту-
альных сил, воли и эмоций человека в его социальных
действиях. Душа же - это нравственно-психологическая
сторона сознания человека, характеризующая сопережи-
вание им межличностных отношений и человеческих
действий. Дух концентрирует ценности сознания в идее,
душа выражает их во внутренних чувствах. В своем син-
тезе дух и душа как взаимодополняющие друг друга со-
ставляющие сознания человека и образуют феномен его
духовности.


В зависимости от доминанты внутренней жизни
людей могут быть выделены различные типы духовности:
эстетический (ориентация на идею красоты и чувство эс-
тетического удовольствия), моральный (акцентирование
идеи добра и чувства справедливости), сциентистский
(установка на идею знания и чувство реальности), рели-
гиозный (вера в идею Бога и чувство смирения), фило-
софско-гуманистический (признание идеи человека как
высшей ценности и чувство целостного мировосприятия).
Несмотря на ценностные различия отмеченных типов
духовности, всем им свойственны высокие качества любви
к ближнему, милосердия, доброты, ответственности перед
другими людьми, верности идеям и идеалам, сострадания,
терпимости, чувства собственного достоинства, долга, со-
вести, чести, свободы, искренности, жалости и др. Без
такого рода эмоций и идей невозможен социум, совмест-
ная человеческая жизнь.

Напротив, проявлениями бездуховности будут ци-
. низм и нигилизм, невежество, отсутствие идеалов, нрав-
ственная непросветленность эмоций, рабская зависимость
человека от низменных вожделений и примитивных вле-
чений, общественная неразвитость чувствований, нетер-
пимость к инакомыслию, агрессивность поведения, нена-
висть, злобность, жестокость и т.п.

О содержании и ценностных аспектах обществен-
ного сознания в последующем изложении будет сказано

подробнее.

Здесь же отметим, что дальнейшее осмысление про-
блемы сознания углубляется обращением к рассмотрению
ее гносеологического аспекта. Ведь поскольку важнейшей
характеристикой сознания является знание (со-знание -
совместное с другими людьми знание человека), то воз-
никает необходимость выяснить вопрос, как осуществляет-
ся процесс познания действительности. В данной связи
уместно напомнить, что знаменитая формула Р. Декарта
"Cogito ergo sum" (мыслю, следовательно, существую) исхо-
дит из латинского выражения "cogitare" (мыслить), возник-
шего из слов cum agito, что означает "совместно действо-
вать". Показательно, что в языке выражена социальная суть
сознания - его функция обеспечения человеческой дея-
тельности.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 456 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.