Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 12. Деятельность, познание, практика




Понятие деятельности

Деятельность - специфически человеческая форма
активности. Ее важнейшая особенность определяется, в
конечном счете, освоением и преобразованием окружаю-
щего мира в интересах людей. В процессе деятельности
человек (субъект) противостоит некоторому фрагменту
объективного мира (предмету) как материалу, из которого
получается необходимый человеку продукт.

Существуют многообразные виды деятельности.
Прежде всего следует выделить практическую и духовную
деятельность. Практическая деятельность (практика) - это
материальное, чувственно-предметное освоение и преоб-
разование природы или общества. Духовная деятельность
связана с освоением и преобразованием внешнего мира
лишь в сознании человека. Духовную деятельность можно
понять только на основе анализа практической деятель-
ности, рассматривая ее, с одной стороны, как регулятор и
программу практической деятельности, с другой сторо-
ны, - как результат развития последней. И практическая,
и духовная деятельность носит общественно-историчес-
кий характер и основывается на совокупном опыте чело-
вечества.

Один из вечных философских вопросов - что дви-
жет человеком в его практической и духовной деятельно-
сти? Ответ на этот вопрос требует привлечения таких фи-
лософских понятий, как цель, средство, результат, мотив,
ценность, норма, идеал и др.

Цель и средство

Целью называется идеальное, мысленное предвос-
хищение результата, ради которого предпринимаются те
или иные действия. Постановка целей, связанное с ней
проектирование деятельности - специфическое качество
человека, его исключительное достояние.

Не всякая цель является реально достижимой. По-
казателем важнейших характеристик цели, в частности,
необходимым критерием ее реальности, является отноше-


ние к средствам, т.е. к вещам, материальным условиям,
завоеваниям человеческой культуры, которые использу-
ются в ходе достижения этой цели.

Отношение цели и средства является особой, наи-
более сложной формой детерминации. Ведущую роль
здесь играют средства. Подобно тому как причина вызы-
вает некоторое следствие, средство обусловливает идеаль-
но положенный в виде цели результат, предопределяет и
ограничивает ее. Средства - важнейший, хотя и не един-
ственный критерий отбора целей. Последние находят в
средствах свою "земную" основу.

Однако отношение цели и средства нельзя сводить
к простой причинно-следственной связи. Дело обстоит
значительно сложнее. Однажды возникнув, цель сама ста-
новится основой деятельности, как закон определяет спо-
соб и характер действий. Поэтому можно выделить, с од-
ной стороны, процессы целеполагающей деятельности,
когда цели обусловливают средствами, с другой, - процес-
сы целесообразной деятельности, при которой цели на-
правляют анализ, выбор и создание средств.

Формирование и достижение цели зависит не толь-
ко от средств. Многое определяется предметом, преобра-
зуемым с помощью средств и отражаемом в содержании
цели. Основные параметры цели должны находиться в со-
ответствии с сущностными характеристиками программи-
руемой ею системы. Цель может оказаться беспредметной,
если заключающийся в ней образ желаемого предмета -
утопия, фикция, вымысел, ничего общего не имеющий с
объективным положением дел. Естественно, что такая
цель принципиально недостижима, направляемая ею дея-
тельность с необходимостью вступает в противоречие с
законами развития природы или общества. Например,
неоднократно репродуцированная в истории техники идея
создания "вечного двигателя" - непрерывно действующей
машины, которая, будучи однажды запущенной, соверша-
ла бы работу без получения энергии извне, - противоречит
закону сохранения энергии и потому неосуществима.
Многие социальные проекты остались неосуществленными
не из-за их необеспеченности средствами, а по причине
расхождения с тенденциями общественного развития.

В научных исследованиях, художественном творче-
стве и т.д. предмет предстает изначально в неполном и


недостаточно оформленном виде, что сказывается на со-
держании цели, которая также расплывчата и неодно-
значна, существует лишь в виде первичного замысла.
Становление предмета и соответствующей ему цели про-
исходит на всем протяжении данной деятельности, в ходе
смены, конкретизации, решения целого ряда иерархиче-
ски упорядоченных промежуточных задач.

Еще один аспект цели раскрывается в ее отношении
с определенными потребностями и жизненными интереса-
ми человека, которые, будучи зафиксированы его сознани-
ем, формируют мотивы деятельности. Поскольку одна и
та же потребность может быть удовлетворена разными
путями, постольку одному и тому же мотиву могут соот-
ветствовать разные, альтернативные цели. Раскольнико-
вым, героем романа Ф.М. Достоевского "Преступление и
наказание", движет стремление вырваться из нищеты и
упрочить первые шаги своей жизненной карьеры. Перед
ним встают разные альтернативы действий - заработать
уроками, взять в долг у своего друга Разумихина и т.д., но
из всех возможных способов действий он выбирает самый
опасный и предосудительный - убить старуху-процентщицу
и завладеть ее накоплениями. Таким образом, расхожде-
ние результата с первоначально намеченной целью может
иметь мотивационную основу.

В ряде случаев мотивы приобретают доминирующее
значение, и стремление удовлетворить некоторую потреб-
ность оказывается настолько сильным, что грозит рассогла-
сованием с объективно сложившимися обстоятельствами, в
частности, с имеющимися в наличии или допустимыми к
применению средствами. Потребность перестает быть
"разумной". Смысл деятельности при этом сводится, как
правило, к "подстегиванию" событий, навязыванию им
умозрительных, далеких от естественных закономерностей
схем. Здесь же берет свое начало и иезуитский тезис "цель
оправдывает средства", допускающий применение любых
средств ради удовлетворения некоторой потребности. Но
цель, для которой требуются неправые средства, не есть
правая цель.

Бывает и так, что конечные цели заслоняются сред-
ствами, более того, именно они становятся ее действи-
тельными целями. Мир средств, живущий по своим осо-
бым законам, начинает навязывать людям свою волю. В


условиях современной технологической цивилизации с ее
духом техно- и экономоцентризма эта инверсия целей и
средств приобрела характер опасной тенденции, давшей
основание многим современным мыслителям говорить
даже о кризисе западной культуры. Известный немецкий
философ К. Ясперс обозначил данное явление как "пара-
лизующий триумф средств над целями". Его следствием
оказалось забвение первичных ценностей человеческого
бытия.

Подобную метаморфозу претерпела практика социа-
листического строительства в СССР. В 30-е годы конкрет-
ные средства, которые в соответствии с учением Маркса,
Энгельса, Ленина входили в набор строительных материа-
лов нового, более богатого, справедливого и свободного
общества, заняли место его целей. Сами же цели были
примитизированы, выхолощены и отодвинуты в необозри-
мое будущее, а прогресс нового общества стал измеряться
не тем, насколько оно обогнало старое по эффективности
производства, развитию демократии и человеческих сущ-
ностных сил, а по темпам обобществления собственности,
вытеснения рынка планом, индивидуального крестьян-
ского труда - коллективным и т.д.

Сегодня мы являемся не только свидетелями, но и
действующими лицами отмеченного выше явления. Уси-
лиями идеологов, политиков и экономистов рыночные
преобразования, происходящие во многих странах Вос-
точной Европы, из средства социального прогресса пре-
вращаются в самоцель. Налицо игнорирование коренных
интересов миллионов людей, приобретение реформами
антигуманистической направленности.

Итак, любая цель связана с вопросами:

Что нужно сделать? В этом вопросе фиксируется
предметный аспект цели. Его решение предполагает пре-
образование предмета в продукт, получение конечного
результата.

Как и на основе него нужно действовать? Здесь от-
четливо просматривается связь цели со средствами своего
достижения, а также соотношение последних между со-
бой при их движении в процессе преобразования предме-
та. В этой связи проявляется ситуационный аспект цели.

Ради чего нужно действовать1? Этот вопрос фиксиру-
ет мотивационный аспект цели.


Ценности, идеалы, нормы

Мотивы деятельности человека имеют обществен-
ную природу. Фиксируя его потребности и интересы, они
вместе с тем соотносятся с господствующими в обществе
ценностями, во многом определяются ими.

В широком смысле слова ценность - это положи-
тельная значимость объектов (чувственных или абстракт-
ных) для человека, их достоинство. Всякий объект, во-
влеченный в сферу человеческой жизнедеятельности,
"поворачивается" к человеку той или иной стороной и
может быть оценен в плане пользы или вреда, красоты
или безобразия, допустимого или запретного и т.д. Одна-
ко есть более узкий смысл слова, которого мы будем при-
держиваться в дальнейшем: под ценностями понимаются
абстрактные представления и идеи, выступающие этало-
нами должного. В соответствии с этим определением чув-
ственные, материальные объекты не являются ценностя-
ми, но они тесно связаны с последними, так как высту-
пают в качестве средств их реализации. К ценностям же
относятся, в частности, мир между людьми, жизнь чело-
вечества (общечеловеческие ценности), представления о
добре и зле, социальной справедливости, свободе, равен-
стве, правах и обязанностях людей (социально-классовые
ценности), о дружбе, любви, доверии (ценности общения),
творчестве, познании истины (ценности деятельности),
красоте и безобразии (эстетические ценности), вере и свя-
тости (религиозные ценности) и т.д.

В различных общественных системах ценности про-
являются в обычаях, нравственности, общественном мне-
нии, вкусах и т.д. Их закрепление в сознании людей носит
преимущественно нечеткий и интуитивно-эмоциональный
характер.

В отличие от цели ценность не содержит более
или менее ясного образа деятельности, не обладает
какими-либо пространственно-временными характери-
стиками. Однако она придает смысл всей жизнедея-
тельности человека, образует основу его отношения к
окружающей действительности и к самому себе. Благо-
даря ценностям у человека вырабатывается определен-
ная жизненная позиция, формируются способности к
выбору целей и сознательному руководству собственным


поведением, преодолению непосредственных побужде-
ний. Иными словами, ценности составляют основание
свойства человеческого сознания, называемого рефлек-
сией.

Ценности - необходимое условие формирования че-
ловеческой личности. Разрушение ценностных систем
чревато негативными последствиями. Личность дегради-
рует, становится аномальной, если ломается ее смысло-
жизненный стержень. Такие явления, как рост преступ-
ности, алкоголизм, наркомания, получившие широкое
распространение в жизни нашего общества в последнее
время, в немалой степени связаны с дискредитацией ус-
тоявшихся систем ценностей.

Не менее опасна другая крайность - превалирова-
ние ценностей в жизнедеятельности человека, попытки
безоговорочно подчинить ее однажды усвоенным пове-
денческим клише. "Не поступиться принципами!" -
главная жизненная установка людей такого сорта. Здесь
ценности становятся фрагментами иллюзорного, лож-
ного сознания, идеологии, где идеи превращаются в пер-
вичную силу по отношению к земным источникам их
происхождения, к действительным интересам людей.
Любые изменения реальности оказываются враждебными
таким ценностям. Их носители - это, как правило, люди,
которым свойственны догматизм, фанатизм и нравст-
венная глухота.

Различая ценности и цели, следует иметь в виду,
что разделяющая их граница весьма условна и относи-
тельна. В пестром перечне целей, в их иерархии есть
такие воображаемые цели, к которым субъект в своей
деятельности стремится приблизиться, но никогда их
не достигает. Такие цели называются идеалами. Идеал
вместе с тем обладает всеми признаками ценности. Он
есть высшая ценность, определяющая направление и
способы общественного или индивидуального развития.
Таковы идеалы красоты, человеческого совершенства,
общественного устройства и т.д. Общественные идеалы
выступают как последние основания целей и сила, орга-
низующая людей ради решения конкретных, исторически
назревших задач.

Близки идеалам социальные нормы, хотя и отли-
чаются от них более конкретным, инструментальным


характером. Социальная норма - это общепризнанное в
данном сообществе средство оценки существующих и
складывающихся ситуаций, а также правило их воспроиз-
ведения и изменения. Важнейшая функция социальной
нормы - регуляция поведения членов данного сообще-
ства, характера их взаимоотношений, взаимодействия и
общения.

Вопрос о том, как соотносятся ценности со зна-
ниями о внешнем мире, привлекал внимание многих
поколений философов. Особое значение ему придава-
лось в рамках поверхностных, в частности, созерцатель-
но-материалистических представлений о назначении
философии и науки. В соответствии с ними всякая фи-
лософия и наука рассматривают мир "как он есть", кон-
статируя лишь то, что имеется в наличии и нисколько
не влияя на действительность. Но тогда ценности пол-
ностью выпадают из научного рассмотрения. Доброе,
например, это не то, что "есть", а что "должно быть".
Идеал, в соответствии с которым мы должны поступать,
никоим образом не обнаружим при научном исследова-
нии внешних предметов. Поэтому наряду с научным
способом мышления следует допустить возможность
иного, ценностного видения мира.

Диалектический материализм устанавливает между
ценностями и знаниями глубокие и тесные взаимосвязи.
Конечно, деятельность человека строится в соответствии
с его ценностными установками. Но если они противо-
речат законам развития внешнего мира, то весьма скоро
обнаруживают свою утопическую сущность. Так проис-
ходит отбор ценностей. Действительные ценности соот-
ветствуют закономерностям внешнего мира и содержат
знания о нем. Например, идеалы революционно настро-
енных масс всегда выражали протест против сущест-
вующей несправедливости и устремления к полной
справедливости. Одновременно в неосознанной форме
они отображали тенденции, законы исторического раз-
вития общества. Осознавались же они в общественной
теории. Поэтому наука об обществе всегда имеет ценно-
стный характер. В ней ценности принимают форму на-
учного мировоззрения.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 437 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2514 - | 2315 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.