Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности социальной диалектики




Диалектика общественного развития - это диалек-
тика противоречий "живой жизни" людей. Человеческое
общество - сложная динамическая система разнообразных
материальных и духовных отношений индивидов и соци-
альных групп. В отличие от процессов природы нельзя
рассуждать о развитии общества, отвлекаясь от потребно-
стей, ценностных ориентации, воли, разума, чувств лю-
дей, характера их практических действий. Ведь история
есть не что иное, как деятельность преследующего свои
цели человека. Объединяясь в большие социальные общ-
ности (классы, нации, государства, коллективы и др.) на
основе в первую очередь отношений материального про-
изводства, люди сами (со всеми своими особенностями)
предстают важнейшим фактором объективной диалектики
общественного развития. Научное понимание социальных
процессов (в том числе и вопроса о противоречиях) тре-
бует тем самым изучать людей в их исторических дейст-
виях. При рассмотрении социальных процессов нужно
непременно учитывать содержание практической дея-
тельности людей, их субъектно-объектные взаимосвязи,
соотношение материальных и духовных факторов, сочета-
ние сознательного целеполагания и стихийности, взаимо-
проникновение классового и общечеловеческого в жизни
отдельных индивидов и их сообществ. Человеческие ка-
чества существенно модифицируют функционирование
всеобщих законов развития. В философском анализе ис-


торических событий и общественных процессов нельзя
ограничиваться лишь самыми общими диалектическими
представлениями (о противоречиях как единстве и борьбе
противоположностей, о переходе противоположностей друг
в друга и т.п.). Их надо сопрягать с живыми социальными
реалиями: интересами людей, их идеалами, надеждами,
сомнениями, верой, знаниями, любовью и ненавистью,
добротой и злобой и т.д. Все подобные человеческие ка-
чества, страсти и пороки не могут не сказываться на кон-
кретных действиях людей.

Человек живет в сложном переплетении производ-
ственных, политических, познавательных, управленче-
ских, нравственных и иных общественных отношений и
социальных действий. В одних случаях он выступает как
индивидуальный деятель. Во многие события человек
оказывается включенным в составе совокупного субъекта
(группы, класса, нации). Практические действия пред-
принимаются людьми на основе сознательного выбора в
конкретных социальных ситуациях. В нынешний период
коренных изменений в нашем обществе каждому деятель-
ному субъекту (и прежде всего руководителям любого
уровня, бизнесменам, журналистам, актерам, специали-
стам народного хозяйства, инженерам) приходится рабо-
тать в мире нарастающих противоречий, учиться овладе-
вать ими, быть постоянно нацеленными на творческий
поиск и инновации. В этих условиях особо важно пони-
мать специфику противоречий в обществе.

Социальные противоречия

На уровне социальной формы движения противоре-
чия принимают наиболее зримый и осязаемый для людей
облик. Противоречия, с которыми люди имеют дело, бес-
конечно разнообразны. Некоторые из них сугубо индиви-
дуальны и личностны, другие же являют сущность обще-
ственных отношений, в их развертывании реализуется
исторический процесс.

Противоречия в обществе, т.е. социальные противо-
речия, возникают в конечном счете только посредством
деятельности человека, развиваются и разрешаются также
лишь в его действиях. Они выступают как результат и од-
новременно как причина человеческой деятельности,


функционируют как общественные отношения и соци-
альные взаимодействия людей.

В чем особенности социальных противоречий?

Во-первых, здесь человек включен в саму их струк-
туру. Это противоречия между людьми, они суть общест-
венные отношения. Иными словами, такие противоречия
имеют субъект-объектный характер. Уже индивид в своем
личном бытии предстает носителем и субъектом разреше-
ния разного типа социальных противоречий. Одни из
них, будучи противоречиями его собственной жизни, и
возникают, и решаются без его участия. Другие возника-
ют помимо него, но могут быть решены только им са-
мим, третьи и вызваны, и разрешаются субъектом. В за-
висимости от вида общественных отношений социальные
противоречия могут быть политическими, экономически-
ми, идеологическими, религиозными и др. По субъекту-
носителю различают противоречия общечеловеческие
(глобальные), классовые, межнациональные, групповые,
личностные, межгосударственные и пр.

Во-вторых, в обществе противоречие обладает спе-
цифической социальной "объемностью". Оно возникает,
функционирует и развертывается как бы на трех "этажах"
или в трех "плоскостях": прежде всего на уровне сущност-
ных объективных общественных отношений, затем (и од-
новременно) выражается в различии и противоположности
потребностей и интересов людей и, наконец, в их соответ-
ствующих практических действиях. Структуру социаль-
ного противоречия можно выразить схемой:

Люди как субъекты действий не находятся где-то вне
социальных объектов, а выступают носителем составляю-
щих их содержание общественных отношений. В качестве
объектов предстают самые различные общественные обра-


зования: экономические и социальные структуры, общест-
венные институты и учреждения, социальные группы и
общности людей, явления духовной культуры. Соответст-
венно социальные противоречия как субъект-объектные
(субъект-субъектные) отношения - это противоречия людей
по поводу таких объектов, как собственность, природные
ресурсы, политическая власть, национальный суверени-
тет, идеология, культура, техника, религия, свобода, ра-
венство, социальная справедливость и др.

В-третьих, включенность в структуру противоре-
чия живых людей с их различными потребностями, це-
лями и действиями придает диалектике единства и
борьбы противоположностей особое социальное каче-
ство: возможность и необходимость при определенных
условиях возникновения антагонизма. Антагонизм -
специфически общественное состояние и форма борь-
бы противоположностей. Его проявление вызывается
установлением диаметрально взаимоисключающего
отношения людей к жизненно определяющим объек-
там и несовместимостью обусловленных этим их ко-
ренных интересов. Антагонизм выражается в крайних
формах конфликтных индивидуальных и массовых со-
циальных действий, в непосредственном физическом
столкновении людей. Наиболее резко в истории ан-
тагонизм обнаруживается в общественных отношени-
ях, основанных на частной собственности на средства
производства и эксплуатации человека человеком. На-
ряду с классовыми существуют и иные проявления ан-
тагонизма в общественных отношениях: религиозные, на-
циональные и др. Антагонизм и противоречие - не одно и
то же. С установлением общественных отношений, смяг-
чающих социальное неравенство, возможность возникно-
вения антагонизма существенно уменьшается, но про-
тиворечия остаются.

В-четвертых, поскольку в обществе действуют ода-
ренные сознанием, эмоциями и различными стремления-
ми люди, то их отношение к конкретным противоречиям
неодинаково. Разные субъекты способны в своих целях:
а) создавать оптимальные формы функционирования про-
тиворечия; б) собственными практическими действиями
усиливать существующие и порождать новые противоре-
чия; в) намеренно акцентировать в своей деятельности


одни и игнорировать другие противоречия; г) противиться
разрешению каких-либо противоречий; д) не допускать
их развитие в антагонизм; е) обострять противоречия
вплоть до антагонизма; ж) добиваться разрешения разви-
тых противоречий.

Социальные противоречия опосредуются человече-
скими действиями и в условиях современного этапа раз-
вития нашего общества. В недавнем прошлом речь могла
идти о противоречиях в пространстве единого советского
государства. Теперь нужен их анализ и применительно к
конкретным республикам Содружества Независимых Го-
сударств.

При господстве догматических представлений вре-
мен сталинизма и застоя чрезмерно абсолютизировалась
специфика развития нашего общества. В его трактовке
как "диалектике социализма" были неадекватные ре-
альности философские установки. Широко пропаган-
дировался тезис, что законы диалектики здесь действу-
ют исключительно созидательно, определяя чуть ли не
автоматически непрерывный и динамический прогресс
общества. Утверждалось к тому же, что его развитие
осуществляется всегда планомерно и сознательно, а
стихийность предстает как нечто нежелательное и нети-
пичное. Считалось, что прокламированное социальное
единство исключает противоречия между классами,
социальными группами, нациями. Отвергалось прояв-
ление в общественных отношениях какого-либо ан-
тагонизма. Постулировалось, что диалектика в совет-
ском обществе отличается углубляющейся гармонией
социальных взаимодействий, что необходимость здесь
проявляется в "чистом виде", а не посредством случай-
ностей и т.д.

Подобные представления грешили абстрактно-
стью, игнорированием действительности. В них желае-
мое выдавалось за реальность, намечающиеся тенден-
ции возводились в ранг непреложных закономерностей,
моменты истины превращались в абсолютизированные
догмы, противоречивое многообразие жизни умещалось
в жесткое прокрустово ложе однозначных идеологиче-
ских схем. В итоге материалистическая диалектика
вместо творческого метода критического научного ана-
лиза становилась оружием апологии субъективистского


произвола деформированной практики. Соответственно
находили философское оправдание несовместимые с гу-
манизмом подавление прав и свобод человека, волюнта-
ризм, пренебрежение массовой и личной инициативой,
игнорирование насущных проблем и противоречий обще-
ственного развития. А эти противоречия обнаруживались
на всех этажах социального здания: в сфере производст-
ва - глобальное огосударствление собственности и высо-
кая степень экономического отчуждения, в социальных
отношениях - рост привилегированного слоя госпарт-
бюрократии, в политической сфере - государственный
тоталитаризм, в духовной - диктатура классовой идео-
логии, исключавшей какое-либо инакомыслие и плю-
рализм мнений.

Важно научно осмыслить подобные противоре-
чия. Надо исходить из того, что по своей природе со-
ветское общество характеризовалось особого рода
маргинальностью, граничностью, социальной много-
качествен ностыо общественных отношений и дейст-
вий. Собственно говоря, у нас не существовало ника-
кого "развитого социализма". А возникло общество,
где причудливо переплетались элементы отношений
социалистических и несоциалистических. Что же ка-
сается нынешнего переходного периода, то тем более
усиливается (с нарастанием присущих рыночной эко-
номике противоречий) отмеченная маргинальность
социальной жизни.

Ныне выявились новые грани общественных от-
ношений, противоречия которых определяют бытие и
развитие республик прежнего Советского Союза. Преж-
де всего это объективные сущностные противоречия,
обусловленные распадом экономического пространства
как единого когда-то народнохозяйственного комплекса;
нарастающей приватизацией и переходом к рыночным
отношениям; становлением независимых государств;
радикальными изменениями в политической и соци-
альной структуре общества; обострением экологиче-
ских проблем; проявлением у некоторых суверенных
государств взаимных территориальных претензий; уси-
ливающейся криминализацией общества; прогресси-
рующей зависимостью от иностранного капитала и
т.д. С отмеченными противоречиями связано появле-


ние целого спектра различных и часто противополож-
ных интересов и социальных действий трудящихся и
предпринимателей, режима и оппозиции, центра и
регионов, "коренного населения" и "мигрантов",
"демократов" и "консерваторов", "граждан" и "неграж-
дан", государственных структур и общественных фор-
мирований, "новых русских" и "новых бедных", а также
фермеров, колхозников, военнослужащих, студентов,
безработных, бомжей и др.

Помимо общих для всего Содружества социальных
противоречий, в каждой стране обнаруживаются свои спе-
цифические проблемы. Так, в Беларуси многие социальные
противоречия связаны с преодолением последствий Чер-
нобыльской катастрофы, возрождением национальной
культуры и белорусского языка, с возникшей депопуля-
цией, трудностями становления Союза России и Белару-
си, с задачами повышения безопасности страны в связи с
продвижением НАТО на восток.

Жить и действовать в мире социальных противо-
речий непросто. Эти противоречия разные по качеству,
по характеру воздействия на общественные процессы,
по способам функционирования и разрешения. Некоторые
из них могут при крайнем обострении превращаться в
антагонизм (в межнациональных противоречиях, ак-
циях национализма и шовинизма). Сферу антагони-
стических отношений образует совокупность противо-
общественных действий, различные виды преступлений:
бандитизм, терроризм, коррупция, злоупотребление
властью, хищение и пр. Вся система криминогенных
явлений находится в антагонизме к правовому общест-
ву. Такого рода противоречия преодолеваются мерами
экономического и политического характера (включающих
в необходимых случаях и применение насилия государ-
ственными органами). Вместе с тем надо стремиться не
к обострению физического противоборства людей, а
"овладевать" противоречиями применением в соци-
альных действиях метода "соединения противополож-
ностей", путем консенсуса, т.е. умелого сочетания
личных, групповых, общественных, национальных и
общечеловеческих, региональных и государственных и
других интересов. Жизнь показывает, что если проти-
воречия предоставлять самим себе, допускать субъек-


тивизм в оценке противоположностей, то неизбежно
возникают социальная напряженность, кризисные си-
туации и антагонизм, ослабляется прогрессивная дви-
жущая сила противоречий.

Противоречия и гармония

Рассмотрение действительности сквозь призму сти-
мулирующих ее изменение объективных противоречий
традиционно соотносится в истории философии с про-
блемой гармонии мира, а также отдельных систем. С по-
мощью представлений о гармонии мыслители стремились
объяснить законосообразность Вселенной. Так, Клавдий
Птолемей трактовал гармонию как деятельное начало,
благодаря которому система приобретает соразмерность и
упорядоченность. Выдающиеся представители классиче-
ского естествознания И. Кеплер, Г. Галилей, Н. Коперник,
И. Ньютон в открытых ими физических законах видели
адекватное выражение гармонических явлений самой при-
роды. Для немецкого философа-идеалиста Г. Лейбница
"предустановленная гармония" мира есть движение к со-
вершенству за счет внутренне присущей ему активности
при сохранения направления непрерывных изменений
состояния. По мнению современного французского фило-
софа неотомиста А. Ламуща, гармония есть некий инст-
румент в руках творца мира, с помощью которого он при-
водит в согласие со своим планом как космос в целом, так
и жизнь отдельных людей.

Вместе с тем многие философы связывают источник
гармонической устроенное™ Вселенной не с потусторон-
ними силами, а с присущими самому бытию противоре-
чиями. Еще Гераклит соотносил понятие гармонии с
совпадением, согласием, соединением противоположных
сторон. Он утверждал, что и природа стремится к про-
тивоположностям, и из них, а не из подобных вещей
образует созвучие... Музыка создает единую гармонию,
смешав (в совместном пении) различных голосов звуки
высокие и низкие, протяжные и короткие, расходящее-
ся сходится, а из различного образуется прекраснейшая
гармония. Через многие столетия эту мысль Гераклита
выразит Гегель в формуле: гармония состоит из противо-
положностей.


В материалистической диалектике гармония понима-
ется как отношение систем (и элементов в системе), ха-
рактеризующееся их взаимообусловленностью, функцио-
нальным соответствием, целостностью и сохранением,
единством многообразия. Гармония - не абсолютный ан-
типод противоречия и не метафизическое застывшее рав-
новесие противоположностей. Гармонию системы создает
динамика взаимодействия ее составных частей в их внут-
ренней согласованности. Такова, например, реальная
психика здорового человека с ее взаимодополняемостью и
согласованностью таких противоположностей, как чувст-
ва, эмоции, разум, рассудок, вера, сомнение и т.п. При
расстройстве же этой согласованности, что может вызы-
ваться, в частности, действием структурных нарушений
мозга, возникает дисгармония личности.

Таким образом, гармония предстает как особый
способ существования противоречия, когда единством и
"борьбой" противоположностей обеспечивается оптималь-
ное функционирование системы. В то же время взаимо-
действие противоположностей предопределяет динамику
гармонии, переход от одного типа гармонического отно-
шения к другому в рамках данного объекта и при пре-
вращении его в качественно иное. На протяжении веков
представление о гармонии служило мечтой и идеалом че-
ловечества, надеждой на всеобщее счастье. Однако тщет-
ны оказывались ожидания возникновения общества без
социальных противоречий, конфликтов и антагонизмов. В
современную же эпоху целостности и взаимозависимости
мира все ощутимее становится необходимость гармониза-
ции отношений противоположностей общества и приро-
ды, экономического роста и духовности, классовых инте-
ресов и общечеловеческих ценностей и др.

В данной связи будет правильным даже сказать, что
гармония как превращенная форма противоречия выпол-
няет функцию импульса, движущей силы развития. В свете
современных синергетических представлений это становит-
ся особо очевидным. Взаимодействие, кооперативность,
сотрудничество, консенсус, согласованность действий в
социальных отношениях более эффективна, чем прямые
столкновения, конфликты и борьба.

Уяснение сути диалектики - учения о противоречиях -
позволяет продвинуться дальше в понимании ее всеобщих


законов. Прежде всего здесь важно выяснить взаимосвязь
количественных и качественных изменений, механизм по-
рождения нового в процессе развития.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1182 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.