Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия познания немецкого Просвещения




 

Непосредственными предшественниками немецкого Просвещения стали работы
Э. В. Чирнхауза, С. Пуфендорфа, Х. Томазия.

 

Чирнхауз

Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз (1651 — 1708 гг.) — автор сочинения " Исцеление ума, или Общие наставления в искусстве отыскания ".

Чирнхауз предлагает, на базе математической модели, искусство отыскания истины: з нание должно основываться на опыте, понимаемом как внутреннее озарение. Он исходит из следующих положений: 1) мы осознаем многие вещи — что нам нравится и что не нравится (отсюда понятия добра и зла и основы этики); 2) не­которые вещи доступны нашему восприятию, а некоторые — нет; 3) с помощью внутренних и внешних чувств мы создаем в себе образ внешних объектов. По мнению Чирнхауза, перечисленные истины могут привести к методу, полезному для всех наук.

Чирнхауз верил в человеческий разум и исходил из некоего идеа­лавсеобщего знания.

Пуфендорф

Самюэль Пуфендорф (1632 — 1694 гг.) — автор сочинения " О праве естественном и международном ".

Пуфендорф рассматривал естественное правокак проблему разума. Он считал, что право не может основываться на религии, различной у разных народов.

Выступал за создание новой науки о праве, основываю­щейся исключительно на разуме. Эта наука у него мало чем отличается от физики.

Томазий

Христиан Томазий (1655 — 1728 гг.) — автор сочинений: " Установле­ния божественного законодательства ", " Основы права естественного и международного ". Он считал, что "рассуждения спокойного духа" уста­навливают право и "все моральные наставления". Считая личные убеж­дения, моральные и религиозные, не подлежащими насилию, Томазий допускает и защищает свободу мысли и религии.

 

Х.Вольф

Христиан Вольф (1679 — 1754 гг.) — наиболее выдающийся представи­тель немецкого Просвещения. Защитил диссертацию на тему: " Об общей практической философии, описанной по математическому методу ". Затем он защитил другую, под названием: " Алгебраическая диссертация о дифференциальном алгоритме бесконечно малых величин ". Ему также принадлежат сочинения: " Основы всеобщей математики ", " Математический лексикон ", " Разумные мысли о силах человеческого рассудка и их исправном употреблении в познании правды ", " Разумные мысли о Боге, мире и душе человека ", " Рациональная философия, или Логика ", " Эмпирическая психология ", " Рациональная психология ", и мн. др.

Вольф подверг всестороннему анализу язык философии. Под его влиянием сложилась большая часть философской терминологии ХVIII-ХIХ вв., которая сохранилась до наших дней.

Он считал, что априорный анализ понятий, наблюдения и опыта приводит к рациональной эмпирической науке. Кроме того, из разгра­ничения теории и практики, знания и действия рождается различие теории и практических наук.

Вольф разработал настоящую энциклопедию знания. Он выделял следующие теоретические науки: онтология, космология, рациональная психология, естественная теология. К практическим наукам он относил: практическую философию и естественное право, политику, эко­номику. К эмпирико-теоретическим наукам — эмпирическую психологию, телеологию, догматическую физику. К практико-эмпирическим — технические дисциплины, экспериментальную физику. Логику Вольф считал пропедевтикой ко всей системе наук. Логика должна опираться на два принципа:
1) принцип непротиворечия — в теории и 2) принцип достаточного основания — для эмпирических наук.

Онтологию Вольф трактовал как науку о возможном бытии типа аристотелевско-схоластической метафизики. Бог — высший ра­зум, оправдывающий порядок мира. Отношение между душой и телом регулируется заранее установленной гармонией
(ср.Лейбниц).

Цель философии — человеческое счастье. Челове­ческое счастье и прогресс человечества неотделимы от познания. По­знание, в свою очередь, недостижимо без " философской свободы ", без свободы мысли.

Объясняя свой подход, Вольф писал: "В философском методе не следует применять термины без четкого определения и считать вер­ным то, что не было убедительно доказано; в высказываниях нужно с одинаковым тщанием определять как субъект, так и предикат, с по­мощью которых объясняется то, что следует за ними".

Логику Вольф сводил к силлогистике. Это повлияло на то, что комбинаторика Лейбница останется еще надолго в тени.

 

Во времена Вольфа шли активные дискуссии, заметными участниками которых стали Х. А. Крузиус, И. Г. Ламберт, М. Н. Тетенс, а также А.Баумгартен и Г.Лессинг.

Крузиус

Христиан Август Крузиус (1715 — 1775 гг.) — автор диссертации: " О врожденных склонностях человеческой воли "; сочинений: " О применении и границах принципа определенности, или достаточного основания ", " Наставления разумной жизни ", " Описание необходимых истин разума в сопоставлении с возможными ".

Крузиус подчеркивал независимость воли от интеллекта. Он кри­тикует принцип достаточного основания, который должен ограничиваться опытом и фактом свободы. Заменяет принцип достаточного основания своим принципом: "То, что не может быть осмыслено, ложно; то, что не может быть осмыслено как ложное, является истинным". Из этого принципа Крузиус выводил три положения: 1) ничто не может одновременно быть и не быть, 2) то, что не может быть осмыслено отдельно, не может и существовать отдельно, 3) то, что не может быть осмыслено как одновременное и соприкасающееся, не может также и существовать как одновременное и связанное.

Ламберт

Иоганн Генрих Ламберт (1728 — 1777 гг.) — автор 52 работ, написанных в течение 12 лет. В том числе: " Трактата о критерии истины ", " О методе правильного доказа­тельства в метафизике, теологии и морали ", " Новый органон, или Мысли об исследовании и определении истинного ", " Набросок об архитектонике, или Теории простых первичных элементов в филосо­фском и математическом познании ". Он создатель теории воображаемых чисел, внес значительный вклад в астрономию и фотометрию.

По мнению Ламберта, необходимо следовать простым понятиям, вытекающим из опыта, но не зависящим от него, и, комбинируя эти понятия возводить цельное здание науки. Важно, как в геометрии, найти верные постулаты (" царство истины "), указывающие на отношения между простыми элементами.

Ламберт проводит различия между логической и метафизической истиной. Логическая истина — нечто доступное осмыслению, нечто возможное и непротиворечивое. Метафизическая истина также доступна ос­мыслению, т. е. является непротиворечивой, но она еще должна дока­зать, что относится к реальному бытию, а не к сновидению. Пробле­ма логики — отличить истинное от ложного, проблема метафизики — отличить истинное от мечты.

Тетенс

Иоганн Николаус Тетенс (р. 1736 г.) — занимался математикой, физикой, экономикой, педагогикой, лингвистикой, психологией. Он автор сочинений: " Размышления по поводу некоторых причин того фак­та, что в метафизике есть только несколько установленных истин ", " Об общей созерцательной философии ", " Философское исследование природы человека и ее развития ".

Тотенс много внимания уделял проблеме метода и обоснования метафизики. Если мы хотим обосновать метафизику, то не должны останавливаться на эмпирическом наблюдении. Нужно обра­тить внимание на активность разума, общую для всех людей. Под этим Тетенс имел в виду активность в эмпирико-психологическом смысле. Он писал: "Исходные чувственные представления являются основой для всего остального. Лаборатория души заставляет нас быть внима­тельными, чтобы получить из всего наблюдаемого наиболее полное знание, позволяющее понять отношение между чувственными представлениями и остальными возможностями души".

Основание понятия причины Тетенс видел не в связи между пред­ставлениями, а в активности разума.

Из всех представителей эпохи немецкого Просвещения Тетенс ближе всех к Канту.

 

Баумгартен

Александр Готлиб Баумгартен (1714 — 1762 гг.) — автор дипломной работы " Философские размышления о некоторых предметах, относящихся к поэме ", а также сочинений: " Эстетика " (в 2 т.), " Метафизика ", др.

Метафизику характеризовал как науку "о первых прин­ципах человеческого познания", составными частями которой являют­ся онтология, космология, психология и естественная теология. Онтология"наука о наиболее общих предикатах сущего". Общая космо­логия"наука об основных предикатах мира, она носит эмпирический характер, когда опирается на опыт, и рациональный, — когда опирает­ся на понятие мира". Психология"наука об общих предикатах души". Психология "носит эмпирический характер, когда извлекает свои по­стулаты из опыта, и рациональный, — когда выводит их с помощью длинной дедуктивной цепочки из понятия души". Естественная теология"наука о Боге, в той степени, в какой может быть понята без веры, она включает: 1) понятие Бога; 2) Его действия".

Баумгартен заложил философские основы эстетики. Предложил сам термин "эстетика". Эстетику он трактует как науку "о чувствен­ном познании". Этика есть "низшая гносеология", поскольку занимается "низшей способностью к познанию". Эстетика у Баумгартена становит­ся "младшей сестрой логики", заимствуя у нее систематический харак­тер. Чисто научного знания недостаточно. Есть чувственное познание, автономное, а не функциональ­ное. Эстетика — наука о "ясных" и "смешанных" представ­лениях.

Баумгартен видит границу логики. Он отмечает, что "отчетливые" идеи и "принцип достаточного основания" не имеют никакой влас­ти в сфере "чувственного познания". Красота пейзажа, напри­мер, — не дело геолога. "Интуиция чистого созерцания пей­зажа дана только мастеру, художнику или поэту", — писал позднее Э. Кассирер (см. ниже).

 

Лессинг

Готхольд Эфраим, Лессинг (1729 — 1781 гг.) — сын протестантского пастора, автор многочисленных сочинений: трагедии " Эмилия Галотти " " Фрагментов из анонимного трактата ", драмы " Мисс Сара Сампсон ", комедии " Минна фон Бернхельм ", философской притчи " Натан Мудрый ", философских трудов: " Гамбургская драматургия " и " Лаокоон, или о границах живописи и поэзии ", " Христианство разума ", " О доказательстве духа и силы ", " Воспитание человеческая рода ", др.

Цель театра, по Лессингу, — истина, но истина не историческая, а психологическая. Театр должен научить, "как поступает человек определенного склада в типических обстоятельствах".

Лессинг исследует религию. Он утверждает: "Признать Бога, при­нимая во внимание самые достойные знания в каждом нашем действии и мысли, — вот наиболее полная цель естественной религии"; "все позитивные религии и религии Откровения являются в равной степени истинными и ложными". Лессинг сурово крити­кует сверхъестественное в религии Откровения. Формулирует вопрос, который был назван "проблемой Лессинга", а именно: как из исторической правды (Христос и апостолы) может произойти надысторическая истина (трансцендентный Бог и Церковь как убежище духа)? Лессинг пишет: "Перейти от исторической правды к категории, совершенно от­личной от истины, и претендовать на модификацию всех метафизических и моральных понятий... Это страшный широкий ров, через который мне не удается перебраться...".

Лессинг видел ахиллесову пяту теологии в претензии сконструировать на базе "случайных исторических фактов" систему "метафизических понятий". По Лессингу, история — это история прогресса. Религия вплетена в этот прогресс. Религия Откровения — всего лишь этап в этическом воспитании. И иудаизм, и хрис­тианство — суть воспитательные фазы в общей и вечной педагогической деятельности. Иудаизм, при этом, можно рассматривать как "детский букварь", христианство — как уже зрелую педагогику. В конце концов, должны остаться рациональная религия и независимая этика.

"Если бы Бог держал в правой руке всю истину, а в левой — единственно изменчивую надежду на истину и предложил бы мне выбирать, я бы смиренно преклонил колена перед его левой рукой и сказал: Господи, дай мне это! полная истина доступна только Тебе!". Ивсе же Лессинг говорит: "Ортодоксальные понятия о Божестве не для меня, я не могу их разделять", — заключал Лессинг.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 599 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2145 - | 2106 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.