Рид
Томас Рид (1710 — 1796 гг.) — основатель Шотландской школы, автор сочинений: " Очерк о количестве ", " Исследование о человеческом уме в соответствии с принципами здравого смысла ", " Анализ логики Аристотеля ", " Опыт об интеллектуальных способностях человека ", " Опыты о деятельных способностях человеческого духа ".
Есть только один путь к познанию творений природы: "путь наблюдения и эксперимента. Мы от природы обладаем способностью сводить факты и частные наблюдения к общим правилам и применять эти правила для того, чтобы понять другие явления или уметь их производить. Подобная работа ума свойственна любому человеку во всех жизненных обстоятельствах и является единственной, с помощью которой возможно реальное открытие в философии". Рид считает, что всегда, в том числе в повседневной жизни, человек опирается на максимы здравого смысла: "тот, кто мыслит по другим правилам, не достигает своей цели".
Основной метод здравого смысла — индукция. Если наши теории "превышают пределы правильной индукции", то это — "тщеславие и безумство".
Чтобы преодолеть скептицизм, Рид предлагает вновь обратиться к анализу нашего разума. В отличие от животных, у человека "есть и другие силы, природа только заронила их семена в наш ум, оставив культуре задание развивать их". Человек — "культурное животное", которое несет в себе ростки логики, которые погибнут, если не подвергаются воздействию культуры, упражнениям.
Человеческий ум не пассивен. Ощущение отлично от мысли. Невозможно, однако, реконструировать "ясную и полную ментальную историю от рождения ребенка и первых его ощущений до периода, когда он начинает пользоваться своим умом". Но кое-что об уме все-таки можно узнать. По мнению Рида, есть два инструмента познания ума: " структура языка " и " действия и поведение человека ".
"Язык людей выражает их мысли и разнообразные умственные операции. Различные операции ума, воли и страстей, общие для всех людей, имеют разные формы языкового выражения, соответствующие средствам языка, на котором они выражены". Изучение языка может расширить наше представление об уме.
Что касается поведения и действий людей, то они обусловлены чувствами, страстями, аффектами. Анализируя действия, мы можем сформировать суждение об их причинах.
Как ни покажется странным, Рид гений считал разрушителем философии и причиной наполнения ее ошибками и ложными теориями, такими, как, например, теории Юма, Локка, Беркли. Эти теории Рид считает экстравагантными и фантастическими, полностью противоречащими «голосу здравого смысла». Рид и обращается к опыту здравого смысла, который, по его мнению, недвусмысленно свидетельствует о реальности внешнего мира и об истине теории, которая его поддерживает. Здравый смысл свидетельствует и о значимости моральных принципов, в частности принципа, согласно которому человек должен использовать все имеющиеся у него средства, чтобы быть хорошо информированным о наших обязанностях. Это относится и к необходимости укрепления наших умов. Подобные принципы Рид называет "первейшими принципами, потому что они содержат в себе самих интуитивно неопровержимую очевидность".
Стюарт
Дугальд Стюарт (1753 — 1826 гг.) — сын профессора математики, ученик Т. Рида, профессор математики, профессор моральной философии. Автор многих сочинений: " Основы философии человеческого духа ", " Основы моральной философии ", " Философские опыты ", " Обзор развития метафизической, этической и политической философии начиная с возрождения литературы ", др.
Стюарт утверждает фундаментальность веры в существование " я ", реальность материального внешнего мира, единообразие законов природы, свидетельства памяти, персональное тождество. Он пишет: "Все философские исследования и практические знания, регулирующие наше поведение в жизни, предполагают последовательность событий. В противном случае наши наблюдения над прошлым были бы бесплодны, и мы не смогли бы сделать никаких выводов для будущего". Это принцип индукции, применимый также и к общественным явлениям: в человеческих действиях "есть определенный порядок, которого достаточно, чтобы обосновать общие правила, весьма полезные".
"Наше знание законов природы, — утверждает Стюарт, — не имеет иных источников, кроме наблюдений и опыта. Необходимую связь событий мы никогда не сможем вывести логически, априори. Опыт учит нас, что некоторые события прочно связаны друг с другом так, что с появлением одного из них следует ждать и второго; но наше знание не выходит за пределы факта". Мы не знаем сущностных причин фактов, а только факты и законы, их связывающие: "Установить с точностью связи между событиями, порядок универсума, объединить рассеянные явления общими законами — вот высшая задача философии". Истинная цель философского исследования — "та, которую предлагает человек со здравым смыслом, наблюдающий события, дабы извлечь пользу из того, что он видит, для своего будущего поведения". Философия и здравый смысл,— по Стюарту, — это разные уровни одного и того же.
Стюарт с удовлетворением констатирует исторический факт: "тонкости и абстракции средневековья уступают место изучению разума, упражнению его возможностей в познании великой цели, предназначения нашего существования".
Браун
Томас Браун (1778 — 1820 гг.) — ученик Стюарта, автор сочинений: " Размышления о происхождении и развитии учения г. Юма об отношении причины и действия ", " Лекции по философии человеческого духа ", др.
Браун понимает разум как субстанцию, способную к различным кодификациям или состояниям, которые, следуя одно за другим, представляют собой явления мысли и чувства. Философия для него — анализ разума. Браун утверждает, что смерть — лишь перемена, завершение земной жизни, а, применительно к душе, это лишь одно из событий ее вечной жизни. "Философия материи и философия разума в совершенстве согласуются: в обеих в равной степени познание граничит с явлениями, которые она представляет". Но, в сущности, мы не знаем и не можем знать ни материи, ни разума — "Если познание материи относительно, то и знание разума так же относительно".
Существуют истины здравого смысла, которые не могут быть поставлены под сомнение. Среди этих " первичных истин субъект составляет одну из наиболее очевидных". "Вера в нашу идентичность... возникает непосредственно... из мыслительного принципа, существенного для природы разума, так же, как его способность к восприятию или памяти или как сама способность к мышлению, сущностная значимость которого и, следовательно, интуитивная вера в первичную истину должны, в конце концов, воспрепятствовать любому возражению против этих эффективных истин".
Браун утверждает: "ум, одаренный способностью к восприятию и суждению, наблюдает, сравнивает и соединяет; но сами явления принадлежат миру, который, хотя и связан с умом многочисленными удивительными отношениями, однако существует независимо от него".
Браун призывает не подавлять свою любознательность. Нужно следовать за фактами и стремиться, чтобы слова им соответствовали. Особенно нужно учиться сомневаться, но сомневаться в положительном смысле этого слова: "мы в равной степени заблуждаемся, и если наше сомнение очень быстро исчезает, и если никогда не подвергается сомнению предрассудок". Ошибается как скептик, который сомневается всегда и во всем, так и тот, кто проявляет "глупую доверчивость". Очень важно знать, при каких обстоятельствах сомнение оправдано, а при каких должно исчезнуть.
Истина, согласно Брауну, — последнее звено в длинной цепи, первое звено которой дала нам в руки природа. Если последнее звено достигнуто, тогда нет смысла продолжать исследование, но если мы остановились на полпути, тогда истина для нас потеряна. Не следует безрассудно утверждать, что последнее звено цепи уже достигнуто, особенно когда мы в этом не уверены.