Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Элементы философии познания у Галилея




 

 

Интересно познакомиться с некоторыми идеями о познании, науке, принадлежащими Галилео Галилею, жившему в одно время с Ф. Бэконом, и даже пережившему Бэкона более чем на 15 лет.

Галилео Галилей (1564 — 1642 гг.) — великий ученый-естествоиспытатель, первооткрыватель новоевропейского экспериментального и мате­матического естествознания. Автор ряда важнейших методологических и философско-познавательных принципов. Учился на медицинском факультете, получил кафедру математики, считал своим учителем Архимеда. Работал на предприятиях, в частности, при венецианском арсенале.

Научная деятельность Галилея развивалась по двум направлениям: разработка принципов механики, по разделу динамики, и астрономия. Он автор трудов: " О движении ", " Звездный вестник ", " Письмо к Кастелли ", " Пробирные весы ", " Послание к Инголи ", др. Он сконструировал подзорную трубу (лучшая из его труб давала 30-кратное увеличение). Обнаружил кратеры на Луне. Разглядел бесчисленные скопления звезд Млечного Пути. Отчетливо наблюдал пятна на Солнце. Обнаружил фазы Венеры, светлые явления вокруг Сатурна (кольцо). Галилея назвали " Колумбом неба ".

В механике Галилей сформулировал первые законы свободного падения тел, дал строгую формулировку понятий скорости и ускорения, был близок к открытию закона инерции. Высказал идею относительности движения. Фактически, Галилей сформулировал понятие объективного, неантропоморфного, чисто физического закона природы. В трудах Гали­лея концепция Коперника из гипотезы, как тогда считалась, стала превращаться в действительно научную теорию. По этому поводу цер­ковь даже «рекомендовала» Галилею не писать ничего в подтверждение учения Коперника, а Галилей обещал подчиниться рекомендации.

Важнейшие свои произведения Галилей писал в форме диалога. Они представляли собой явление в итальянской литературе. Среди его трудов нет собственно философских сочинений, но себя Галилей назы­вал "философом и первым математиком" герцога Тосканского.

Астрологию Галилей не принимал всерьез.

Главное произведение Галилея — " Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевской и коперниковой ". Формально в диалоге " побеждает " сторонник птолемеевской традиции. Но в целом оставалось впечатление подавляющей убедительности коперникова подхода. Не случайно Галилей, уже на следующий год после выхода "Диалога", был привлечен к суду инквизиции. Галилей не произносил знаменитой фразы: "А все-таки она вертится", — это было ясно и так.

В конце жизни Галилей опубликовал " Беседы и математические до­казательства, касающиеся двух новых отраслей науки " (изучения дви­жения и того, что позднее получило название сопротивления материалов).

Концепцию " двух истин " Галилей преобразовал в доктрину " двух книг " — книги божественного откровения (Священное Писание) и книги божественного творения (Природы). По Галилею, именно "великая книга природы" (божественного творения) есть "настоящий предмет философии". Галилей писал, что Священное Писание верно, однако далеко не безошибочны его истолкователи, в особенности, буквально трактующие библейские слова. Библия направлена на мораль­ное поучение, она приспособлена специально к пониманию необразован­ных людей. Образованные люди не могут держаться буквального смысла Библии, особенно в тех случаях, когда библейский смысл противо­речит результатам научного исследования.

Главное условие понимания " книги природы " — наблюдение природы чувствами и рассуждение разума. Галилей писал: "ни одно изре­чение Писания не имеет такой принудительной силы, какую имеет любое явление природы". Он также говорил, что природа "насмехается над решениями и повелениями князей, императоров и монархов, и по их требованиям она не изменила бы ни на йоту свои законы и положения".

В своем истолковании истины Галилей подчеркивал, что ее достижение невозможно в результате какого бы то ни было одноразового ак­та. Истина — это не некое раз и навсегда данное состояние человеческого знания, а длительный процесс достижения конкретных и точных истин. Галилей сознательно сужал область своей исследова­тельской деятельности, чтобы получить более глубокие и максимально точные результаты.

В проблеме познания нужно различать экстенсивный и интенсивныйсмыслы. Экстенсивный смысл означает количество познанных истин. Объем человеческих истин всегда будет ничтожно мал по сравнению с бесконечно реализованным познанием Бога. Интен­сивный смысл обозначает глубину постижения одной или нескольких истин. Интенсивно, по Галилею, "человеческий разум познает некоторые истины столь совершенно и с такой абсолютной достоверностью, какую имеет сама природа; таковы чистые математические науки, геометрия и арифметика; хотя божественный разум знает в них бесконечно больше истин, ибо объемлет их все, но в тех немногих, которые постиг человеческий разум... его познание по объективной достоверности равно божественному, ибо оно приходит к пониманию их необходимости, а высшей степени достоверности не существует". И здесь нисколько не меша­ет понимание познания, связанное с Богом, ибо "разум человека есть творение Бога, и притом одно из самых превосходных".

По-новому, антисхоластически, Галилей подходил и к проблеме соот­ношения опытно-чувственного и рационально-логического факторов в до­стижении истины. Галилей выступал за максимальную ориентацию на опыт, который считал убедительней любого авторитета. Даже об Аристотеле он говорил, что тот пришел к своим важнейшим положениям чисто опытным путем, и только затем придал своим заключениям априорно-дедуктивную форму.

Опытное познание — это познание экспериментальное. Но в отличие от Бэкона Галилей настаивал на математическом осмыслении его результатов. Эксперимент — это планомерно проводимый опыт, в ходе которого исследователь как бы задает природе определен­ные вопросы. Ответы Галилей связывал не с умозрительно-схоластическими рассуждениями, а с дедуктивно-математической обработкой результа­тов опыта. Он доходил до того, что даже предлагал заме­нить традиционную логику, как бесполезное орудие мышления, математи­кой, которая единственная способна научить человека искусству доказательства.

Галилей пришел к идее систематического совместного применения аналитического и синтетического методов, которые называл резолю­тивным и композитивным. Тем самым Галилей на практике совмещал опытно-индуктивный подход (которым владел и Бэкон) и абстрактно-дедуктивный подходы. Так достигалось единство научного мышления, опирающегося на чувственный материал опыта, но невозможного без абстрагирования. Это был шаг вперед по сравнению с Бэконовской методологией. Галилей повторял путь Леонардо да Винчи, резуль­таты которого тогда были еще просто неизвестны.

Аналитическая сторона методологии Галилея была ведущей. Именно она лежит в основе применения математики. И это не случайно. Он писал незадолго до своей смерти: "... книгу философии составляет то, что постоянно открыто нашим глазам, но так как она написана буквами, отличными от нашего алфавита, ее не могут прочесть все: буквами такой книги служат треугольники, четы­рехугольники, круги, шары, конусы, пирамиды и другие фигуры".

В своем истолковании бытия природы Галилей полностью порывает с чисто качественным истолкованием, присущим схоластике и натурфи­лософии, в том числе возрожденческой. Галилей — сторонник механистического истолкования природы. В связи с этим он отмечал субъек­тивность чувственных качеств: "... запахи, вкусы и звуки..., по моему мнению, вне живого существа являются не чем иным, как только пусты­ми
именами... ".

Органистическо-гилозоистическую трактовку природы Галилей заме­нял геометрически-механистической. На место онтологической интуиции натурфилософии Галилей ставил опытно-аналитическое выявление кон­кретных причин.

Научные открытия, методологические установки Галилея (а также Кеплера) стали важнейшей предпосылкой механики Ньютона. Методология Галилея напрямую вела к формированию философского рационализма Ново­го времени.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3817 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2201 - | 2091 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.