Во времена Ранней Римской империи возникает новая религия — христианство.
В основе отношения христианства и философии лежат суждения апостола Павла, в частности о том, что "умствования мудрецов... суетны", что мудрые лукавы, что "мудрость мира сего есть безумие перед Богом", и что "мир своею мудростью не познал Бога". Христианство выше философии, "мудрости мира сего" ставит фактически юродство: "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых". Если у человека и есть знание, то оно от бога, и оно доступно только любящим бога и верующим в него. Знание подменяется верой. Павел говорит: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею".
Постепенно все же отношение христианства к философии приняло более мягкую форму, форму определенного признания, но лишь в качестве относительного подхода к истине, истина полная выражается только в богооткровении.
Говоря об отношении христианства к философии, познанию, следует иметь в виду, что это отношение христианской теологии к философии и познанию, вначале — апологетов (защитников) новой религии. Первые апологии Кодрата и Аристида были представлены императору Адриану еще в 127 г. К числу видных апологетов принадлежалиКлимент Александрийский, Тертуллиан, Ориген, др. Это была т.н. доникейская теология, т.е. до Никейского собора 325 г. Эта теология образует первую часть патристики, которая была идеологией и теологией христианства еще как гонимой церкви.
Флавий Иустин
Первым из "отцов церкви", апологетов был Флавий Иустин (Юстин), родившийся в начале II в. На его взгляды повлияла встреча с неким старцем. На высказывание Иустина, что «философия — наука о сущем и познание истины», и что счастье — "награда за такое знание и мудрость", старец якобы возразил: "Те, кто говорил Духом Святым, не пускались в доказательства".
В своей деятельности уже как христианского теолога, апологета, Иустин пытался соединить древнегреческую философию и христианское мифологическое мировоззрение. Он опирался на слова из " Евангелия от Иоанна ": "В начале было Слово (логос), и Слово было у Бога, и Слово было Бог... и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины...". Иустин считал, что все философы говорили неточно, неясно, приблизительно и противоречиво. Истинный логос — Христос. Правда, были философы, которые и до Христа жили в согласии с логосом, например, Гераклит или Сократ.
Иустин признавал иносказательность христианских мифов: в них не все надо принимать буквально, что в них много аллегорического.
Татиан
Татиан (прибл. 125 — 175 гг.) был учеником Иустина. В отличие от своего учителя, он был яростным противником античной философии.
Татиан — автор сочинения (апологии) " Речи против эллинов ".
О себе Татиан говорил, что он много путешествовал, "сам занимался в качестве софиста вашими (эллинскими — СХ) науками, изучал искусства и различные изобретения".
Татиан резко критиковал конкретных философов: Гераклита называл самонадеянным, Эмпедокла — хвастуном и лжецом, Платона — обжорой, Аристотеля — льстецом. В общем, эллинские философы у Татиана "противоречат сами себе и болтают, что каждому придет на ум".
Татиан отрицает медицину, считает, что лечит вера в бога. Он негодовал на того, кто "как собака лечится травою...".
Себя Татиан откровенно называет "последователем варварской философии", а именно христианства. Он соглашался с теми, кто считал, что греки все заимствовали у Моисея, включая их астрономию, геометрию, а также магию и мантику (искусство гадания).
Начало всего у Татиана — христианский бог, который "невидим и неосязаем, ибо Он сам виновник вещей чувственных и вещей невидимых. Его мы познаем через дела Его... Дух, проникающий материю, ниже божественного духа...".
По Татиану — "Бог был вначале: а начало есть... разумная сила". Слово Бога "сотворило ангелов и людей".
Татиан утверждал, что душа человека не умирает, что даже душа "людей, не знающих истины, и разрушается и умирает вместе с телом, но не навсегда". Такая душа воскресает вместе с телом при конце мира и получает окончательную смерть через бесконечное наказание.
Климент Александрийский
Климент Александрийский (род. в сер. II в. — умер в 215 г.). В 190 г. стал наставником школы, в которой до этого сам обучался. Он автор сочинений " Увещание к эллинам ", " Педагог ", " Строматы " (" Ковры из лоскутков ").
Климент считал себя истинным гностиком (от греч. "гносис" —" знание "). Он не отбрасывал философию, но подчинял ее откровению. Cчитал, что в откровении истина дана целиком и непосредственно, тогда как в философии — опосредованно и частично. Философия не дает истинного гносиса, она лишь пропедевтика (введение, подготовка) к христианству. Гносис у Климента — не столько знание, сколько состояние души — высшая ступень веры. Христос "подготовил весь христианский мир к... спасению, дав иудеям закон, а эллинам — философию". Он высоко ценит философию, считает, что она не только не отвлекает от веры, но является союзником, "совместно с которым и обосновываем потом нашу веру". Философия у него несет просвещенность, которой обусловливается "тонкость чувства, ведущая к истинным Богопочтению и благочестию". Однако "положения философов содержат истину, но лишь так, как ореховой скорлупой содержится съедобное зерно".
Тертуллиан
Полное имя — Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160 — после 220 гг.). До принятия христианства был судебным оратором. Автор многочисленных небольших по объему статей: " Апология ", " Об идолопоклонстве ", " Против еретиков " и др.
Тертуллиан безоговорочно ставит веру выше разума, который всячески принижает. Философия у него и сама еретична, и ведет ко всяким ересям. Философы, по Тертуллиану, — "умы спорливые и презрительные", занятые "праздными вопросами и разговорами". Они не знают истины, "они еще ищут, стало быть не нашли". Философия и другие ереси возникли после истины: "Истина существовала первоначально, а заблуждение явилось впоследствии". Критерием истины у Тертуллиана выступают одинаковость, единодушие, древность. Истина от бога, философия же от дьявола. Он заявляет: "Мы не нуждаемся ни в любопытстве после Иисуса Христа, ни в изысканиях после Евангелия". Т.е., в Священном Писании истина дана полностью и навечно.
Иногда Тертуллиан прямо принимает религиозное безумие как высшую мудрость. Он говорил: "не можешь быть истинно мудрым, если не покажешься безумным в глазах мира, веря тому, что мир именует безумием в Боге". Наконец, Тетуллиану принадлежит легендарно известное высказывание: "Верую, потому что абсурдно".
Тертуллиан отрицает саму возможность обсуждения содержания Святого Писания. Тем более не должны допускаться к такому обсуждению еретики.
Ориген
Христианский теолог (185 — ок. 250 г.), глава христианской школы в Александрии, затем в Палестине. Во время гонений на христианство был заключен в тюрьму и умер там от пыток.
Ориген высоко ценил знание. В своей школе составил учебный план, по которому изучались "диалектика" как метод развития мышления и логических способностей, физика, астрономия, геометрия. В последней Ориген видел образец для других наук.
Перечень сочинений Оригена содержит две тысячи "книг" (папирусных свитков). Он составил комментарии ко всем книгам Нового Завета. Был сторонником не буквального понимания текста Священного Писания. Разработал учение о трех смыслах Библии: 1) буквальном ("телесном"), 2) моральном ("душевном") и 3) философском ("духовном"). Ориген отдавал предпочтение "духовному" смыслу Библии.
Ориген считал, что, в конце концов, все души изменятся к лучшему, станут просветленными и соединятся с богом. Учение Оригена называлось апокастасис (восстановление, возвращение). Это учение весьма логично. В нем допускалось предсуществование душ, что было главным мотивом объявления его еретиком.
Ориген писал против Цельса (" Против Цельса "), который критиковал христианство в сочинении " Правдивое слово ", отмечал его легковерие и суеверие. Ориген не соглашался с тем, что, как писал Цельс, христианство может привлечь только малолетних, низкородных, необразованных, рабов и детвору.
Антоний
Годы жизни: ок. 251 — 356 гг. Будучи христианином, думал, что знание и религиозная мудрость, вера несовместимы. Поэтому он не ходил в школу, а только в церковь. Ел один раз в день, спал мало и всегда на голой земле, не мылся, работал столяром и молился. Прожил более ста лет. В молодости продал свое состояние, раздав деньги нищим.
Известен многочисленными наставлениями: "Возненавидьте мир и все, что в нем"; "Знайте, что Дух ничем так не погашается, как суетными беседами"; "Все раны залечиваются, а рана от языка не имеет врачевания"; "Ко всем имей приятельское расположение, но не всех имей советниками"; "Всякий желающий быть истинно-духовным подвижником должен стараться держать себя вдали от шумного многолюдства и не приближаться к нему, чтобы быть телом и сердцем, и умом вне смятения и круговращения людского, ибо где люди, там и смятение". Надо жить так, "чтобы мы, каждый день пробуждаясь, думали, что не доживем до вечера".