Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Акмэ (сорокалетие) Парменида приходится на 504 — 501 гг. до н.э




Главное сочинение Парменида — философская поэма " О природе ". Свое учение Парменид вкладывает в уста богини справедливости Дике. Именно она, якобы, приказывает Пармениду побороть силу привычки, слепую привязанность к чужим мнениям, воздержаться от болтовни и обратиться к разуму как к единственному руководителю. Дике призывает его к смелости духа, ибо у истины "бестрепетное сердце". Парменид должен знать и "бестрепетное сердце совершенной истины" и "лишенные подлинной достоверности мнения смертных". Две части его поэмы так и называются " Путь истины " и " Путь мнения ".

В "Пути истины" Парменид разбирает вопросы об отношении бытия и небытия и об отношении бытия и мышления. При этом под­черкивается, что оба вопроса могут быть решены только разумом.

Разум действует не безошибочно. Он может попадать в ловушки и западни и таким образом никогда не достигнуть истины. Первая западня при этом — допущение существования небытия. Вторая запад­ня — допущение того, что "бытие и небытие тождественны и нетож­дественны". По Пармениду, одна голова не может вместить в себе два взаимоисключающих тезиса. В одной голове может вместиться только один тезис, что бытие и небытие тождественны, тогда как противоположный тезис может вместиться уже в другой голове. Фак­тически, здесь Парменид подошел к закону запрещения противоречия — главному закону мышления со стороны его формы.

С пути истины не собьется лишь тот, кто убежден, что "бытие ведь есть", а "небытие не существует", "есть бытие, а небытия вовсе нет".

Парменид впервые прибегает к доказательству философского тезиса. У него обнаруживается попытка подлинного доказательства. Он говор­ит, что небытие не существует потому, что "небытие невозможно ни познать, ни в слове выразить". По-другому: "то, что не есть, невы­разимо, немыслимо".

Рассматривая вопрос о соотношении бытия и мышления, Парменид признает существующим лишь то, что мыслимо и выразимо в словах.

"Мышление и бытие одно и то же", или: "одно и то же мысль о предме­те и предмет мысли". Мысль — лишь тогда мысль, когда она предметна, а предмет лишь тогда предмет, когда он мыслим.

Небытие не существует, потому что оно немыслимо. А немыслимо оно потому, что сама мысль о небытии делает небытие бытием в ка­честве предмета мысли. Парменид не различает предмет мысли и мысль о предмете. У Парменида "и слово, и мысль бытием должны быть". Получается, что если слово и мысль о чем-либо существуют, то существует и то, что мыслится и о чем изрекается слово.

Во второй части поэмы — " Путь мнения " — говорится о соотноше­нии видимого и невидимого миров. Так, здесь говорится о том, что Афродита "посылает души то из видимого (мира) в невидимый, то об­ратно". Видимый и невидимый миры — вовсе не бытие и небытие, они оба — части кажущегося и мнимого Мира. Оба эти миры — предмет "обманчивых слов". Физическая картина мира Парменида содержит элементы диалектики, но при этом она объявляется самим Парменидом неистинной.

Зенон

Его акмэ приходится на 60-е гг. V в. до н.э. Он ученик Парменида. Он автор многочисленных трудов, в частности: " Споры ", " Против философов ", " О природе ".

Аристотель назвал Зенона изобретателем диалектики, как искус­ства рассуждения и спора, искусства "опровергать (противника) и посредством возражений ставить его в затруднительное положение" (согласно Плутарху).

Зенон доказывал методом от противного, сводя к абсурду точку зрения противника. Он использовал для этого закон исключенного третьего. Рассуждения Зенона именовались " апориями " (апория — непроходи­мость, безвыходное положение).

Зенон настаивал, что допущение множественности бытия заводит мысль в тупик, вводит в состояние апории.

Наиболее известны рассуждения Зенона против движения — апории " Дихотомия " (разрубание надвое), " Ахиллес и черепаха ", " Стрела ", " Стадион ".

Можно сказать, что Зенон верно подметил диалектику в понятии движения, но разорвал это понятие на две части и противопоставил их друг другу. Его доказательства, как и доказательства Парменида, означали, что движения нет лишь в мыслимом мире, а не в чувствен­ном. Кроме того, эти доказательства не лишены существенных погреш­ностей. Уже Аристотель (см. ниже) отмечал, что Зенон "применяет ложную посыл­ку, будто невозможно в конечное время пройти бесконечное".

Зенон видел проблему в чувственном восприятии. Он подошел к тому, что позднее было названо " порогом ощущения ".

Рассуждения Зенона сыграли большую роль в развитии предметного мышления. Поставленные им проблемы не решены удовлетворительно и сегодня.

Мелисс

Последний представитель школы элеатов. Его акмэ приходится на 444 — 441 гг. до н.э. Мелисс был философом и крупным государственным деятелем. Он автор труда " О природе ".

Мелисс дал ясное, четкое, без всяких поэтических метафор прозаическое изложение учения элеатов. Сформулировал главное положе­ние учения элеатов — "закон сохранения бытия", в латинском вари­анте: "из ничего не бывает ничего".

Мелисс истолковал вечность бытия не как вневременность, а как вечность во времени.

Мелисс был атеистом, "о богах он говорил, что не должно о них учить, ибо познание их невозможно"Диогена Лаэрция).

Мелисс полагал, что чувство, рисуя нам множественно сущее, обманывает нас, и что истинную картину мира дает только разум. Разум показывает, что бытие "вечно, беспредельно, едино и совершенно однородно".

Эмпедокл

Он последний представитель "великогреческой" физики V в. до н.э. Его философия синтетичная.

Эмпедокл современник пифагорейца Филолая и элеата Зенона, его акме приходится на 444 — 441 гг. до н.э.

Об Эмпедокле говорят как об ораторе, риторе, враче, инженере, поэте, философе. Сам он выдавал себя за божество.

Он автор двух философских поэм: " О природе " и " Очищения ".

Эмпедокл принимает в качестве первоначала мироздания все че­тыре традиционные стихии: землю, воду, воздух и огонь, называя их " корнями вещей ".

Все процессы в мироздании Эмпедокл объясняет борьбой двух антагонистических начал, психических по своей сущности: любви (Филии) и ненависти (Нейкос). Мироздание он понимал как вечно повто­ряющуюся смену фаз.

Эмпедокл принижает идею о переселении душ (метампсихоз). Он считает, что "во всем есть разумности доля и мысли". Мысль у Эмпедокла тождественна "священному уму". Разумность присуща не только богу, а всем тварям по воле судьбы.

Материальным носителем мышления Эмпедокл считал кровь — "мысль человека есть кровь та, что сердце вокруг омывает".

Он считал, что все познается подобным ему в человеке. В част­ности, космические любовь и ненависть человек познает своею любо­вью и своей ненавистью.

Эмпедокл различал обыденное сознание и сознание, выходящее на уровень мировоззрения. Предмет последнего целое, незримое оку и невнятное уху; целое "даже умом необъемлемое". Человек познает лишь ту малую часть целого, на которую натолкнулся своим сердцем в своей ограниченной жизни. Доскональное знание мира — привилегия ума, «мыслями быстрыми обегающего все мирозданье».

В биологии Эмпедокл ставил и пытался решить вопрос о происхождении органической целесообразности. Он высказал догадку о естественном отборе, который проходят лишь самые приспособленные.

Удивительна догадка Эмпедокла о том, что свет распространяется с большой, но конечной скоростью.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 702 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2351 - | 2215 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.