Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ионийская философия познания




 

 

Античная философия — грандиозная попытка построить рационализированную картину мира, разумно решить основной вопрос мировоззре­ния. Она содержала в себе в зародыше почти все дальнейшие разновидности фило­софии.

В VIII — VII вв. до н.э. именно Иония была самой передовой частью Эгейского мира. Она — родина эпической поэзии. Ионийцем был Гомер.

Она же родина лирики. Ионийцами были первые логографы ("прозаики") и первые историки, в частности историк Геродот.

Ионийская философия представлена в основном Милетской школой и Гераклитом, в целом она была стихийно-материалистичной и наивно-диалектичной. Она выражалась в рассуждениях и зачатках мышления в понятиях, которые явно просвечивают сквозь образность. Вода, земля, особенно логос и др. — это уже демифологизированные образы, вступившие на грань понятий. Первоначало Ионийцев вещественно, но также и разумно, даже божественно. Все сильнее становится культ разума, мышления.

Милетская школа была первой философской школой Эллады, а тем самым и Европы, хотя и возникла в Малой Азии.

 

Фалес

Считается основателем Милетской школы. Он первый математик и физик в Ионии. Жил в самом конце VII — первой половине VI в. до н.э. Он предсказал год полного для Ионии солнечного затмения (по сов­ременным данным 28 мая 585 г. до н.э.).

В античности Фалесу приписывали сочинения в прозе: " О началах ", " Морская астрология " и др.

Все свои первоначальные знания Фалес почерпнул в Азии и в Се­верной Африке: Вавилонии, Финикии и Египте.

Фалес стал преподавать математику не только в эмпирической, но и в отвлеченной форме.

Вода Фалеса — "разумная", божественная. Магнит у него имеет душу. Божество космоса — разум.

Фалес все знание сводил к единой основе. Он говорил: "Много­словие вовсе не является показателем разумного мнения". И далее: "Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей".

Анаксимандр (610 — ок. 540 до н.э.)

Ученик и последователь Фалеса. Он автор первого философского произведения, написанного прозой, которое называлось " О природе " (" Пери фюсеос ").

Анаксимандр расширил понятие начала до понятия " архэ " — до первоначала, субстанции, того, что лежит в основе всего сущего.

По Анаксимандру "Начало и основа всего сущего —- апейрон" (от апейрос — "беспредельный, безграничный, бесконечный"). Апейрон "не знает старости".

Анаксимандр пытался объяснить происхождение и устройство мира из внутренних причин и из единого материально-вещественного начала. Он порывает с чувственной картиной мира. То, как мир нам является, и то, что он есть, не одно и то же. Мир чувств должен быть иссле­дован, он лишь проявление действительного мира. Нужно идти дальше непосредственного созерцания.

Человек произошел от животных. Он зародился и развился до взрослого состояния внутри какой-то громадной рыбы. Затем вышел на сушу. Христианский теолог Августин Блаженный (см. ниже) огорчался, что Анаксимандр "ничего не оставил божественному уму".

Анаксимандр построил модель небесной сферы — глобус, начертил географическую карту. Он занимался математикой, в частности дал общий очерк геометрии.

 

Анаксимен (2-я пол. VI в. до н.э.)

Ученик и последователь Анксимандра. Писал просто и безыскусно. Его язык близок научному и философскому языку, свободному от пере­житков мифологии и социоантропоморфизма.

Он астроном и метеоролог, автор сочинения " О природе ".

Подошел к идее перехода количественных изменений в качественные.

Начало тела и души Анаксимен видел в беспредельном воздухе. Душа у Анаксимена воздушна.

Высказал немало удачных догадок о природе явлений: о граде, о ветре, о "парении" Земли, Солнца, Луны и планет. Поместил звезды за Луной и Солнцем.

Гераклит

Акме (сорокалетие) Гераклита приходится на 504 — 501 гг. до н.э. Он принадлежал к царско-жреческому роду. Ему принадлежит прозаи­ческое произведение " О природе ".

Мифологических элементов у Гераклита больше, чем у милетских философов. Однако большое место в его учении занимает основа рационального подхода греков — логос.

Первоначало у Гераклита — огонь, который "все обоймет и всех рассудит". Т.е. его огонь не только живая, но и разумная сила.

Свои размышления о мере Гераклит обобщает в понятии логоса. Буквально логос — "слово". Но это не любое слово, а лишь разумное, То, что для чувства выступает как огонь, для ума есть логос.

Гераклитовский " огнелогос " присущ не только всему мирозданию, но и человеку, его душе. Душа имеет две составляющие: вещественно-материальную и психически-разумную. В отношении первого душа —метаморфоза огня, она возникает, "испарясь из влаги". Обратно же: "душам смерть — воде рождение". Душа есть единство противополож­ного, она сочетает в себе влажное и огненное. Чем больше в ней огня, тем душа лучше. "Сухая душа — мудрейшая и наилучшая". Осо­бенно влажная душа у человека в состоянии опьянения, а также у того, кто более предается чувственным удовольствиям: "всякая страсть покупается ценою души". Стать влажной — это наслаж­дение или смерть для души.

Огненный, сухой компонент души — это ее логос. Так разумность увязывается с вещественно-материальным ее аспектом. Душа обладает самовозрастающим логосом. "Идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обладает логосом".

Гераклит — последовательный диалектик. Тождество противоположностей у него — это и борьба (распря), которая является законом мироздания: "борьба — отец всего и царь над всем". Эта борьба противоположностей выступает у Гераклита как гармония, но гармония неявная, тайная, скрытая. Люди видеть этого не могут. Вселенская гармония доступна лишь Богу.

Гераклит, судя по фрагментам, много размышлял о познании как таковом. Он различает чувственное и рациональное познание. При этом чувства полезны, особенно зрение и слух. Высшая цель поз­нания — познание логоса, а через него познание высшего единства мироздания и достижение высшей мудрости: "Признак мудрости — согласиться, выслушав не меня, а логос, что все едино".

Познать логос нелегко: "природа любит таиться". Кстати, этому познанию только мешают т.н. учителя большинства людей, невежествен­ных и косных, в частности Гомер, Гесиод, другие народные певцы и сказители, которым люди верят. По Гераклиту, "большинство людей не понимает, с чем оно сталкивается". Хотя люди сталкиваются с лого­сом на каждом шагу, он остается им чуждым.

Не ведет к познанию логоса и многознание: "Многознание уму не научает, иначе оно научило бы Гесиода и Пифагора...". Многозна­ние не способно дать единой картины мироздания. Сама мудрость же отрешена от всего.

Таким образом, познание логоса, единства мира, мудрость даны не всем. Но от природы все люди разумны: "Размышление всем свойст­венно;. "Логос присущ всем"; "Всем людям дано познавать себя и размышлять". Другое дело, что большинство людей живет не по логосу, а по своему разумению, их жизнь — это "детские игры".

Счастье, по Гераклиту, заключается не в услаждении тела, а в размышлении и в умении "говорить правду и действовать согласно при­роде, к ней прислушиваясь". Людей живущих по логосу мало, такие люди особенно дороги, такой человек "стоит десяти тысяч" живущих по своему разумению.

Учение Гераклита о душе особенно богато мифологическими элементами. Это во многом отзвуки орфизма. Так Гераклит говорит: “ сме­рть — это все то, что мы видим, пробудившись”.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 662 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2191 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.