Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Начало философии в Древней Европе




 

Гомер

Гомеровский эпос — преломление раннеклассового аристократического микенского строя в более примитивном дорическом сознании. Этот эпос — прекрасный пример социоантропоморфического мировоззрения, в котором художественный, мифологический и религиозный элементы представлены в единстве. Собственно мировоззренческие вопросы и сам основной вопрос в этом эпосе затрагиваются лишь внешне.

В гомеровском эпосе почти все природное и многое из человечес­кого и социального имеет свою сверхъестественную ипостась. Напри­мер, бог сна Гипнос — брат-близнец бога смерти Танатоса, медицина представлена богом Пеаном, безумие — Атой. Однако боги отличаются от людей вечной молодостью и бессмертием, они передвигаются со скоростью мысли. Боги свободны принять жертву или отклонить ее. При этом они руководствуются скорее своими страстями, чем разу­мом и нравственными соображениями.

В человеке различаются тело и три вида духа. Один из них — псюхе, это душа как таковая. Она подобна телу, это его двойник и об­раз (эйдолон), только лишенный плотности и непроницаемости. "Псюхе" — начало жизни и источник движения тела. Она покидает тело после его смерти и перемещается в Аид. Другой вид духа — " тюмос ", это аффективно-волевая часть духа. Третий вид — " ноос ", это ум. "Псюхе" разлита по всему телу, "тюмос" находится в груди, "ноос" — в диафрагме. Богам и людям присущи все три вида духовности, животным — только два первых.

Элементы философии, философии познания можно усмотреть в гоме­ровском эпосе в деантропоморфизации, в прославлении разумности, которая характеризуется как одно из высших человеческих качеств. В Аиде "псюхе" ведет призрачное существование, там "только тени умерших людей, сознанья лишенные, реют".

Гесиод

Гесиод — историческая личность. Его произведения — плод индивидуального творчества. Гесиод, скорее систематизатор мифов, чем их творец.

С именем Гесиода связывают две поэмы: " Труды и дни " и " Теого­нию ". В "Теогонии" боги олицетворяют явления природы и обществе­нной жизни.

Гесиод не чужд пророчества, но пророчества Гесиода мрачны, так он говорит: "Правду заменит кулак... Где сила, там и право. Стыд пропадет... От зла избавленья не будет".

Гесиод выдвигает тезис о том, что человек тем и отличается от животных, что животные не знают, что такое добро и что такое зло, а человек знает. Он говорит: "Звери... не ведают правды. Людям же правду Кронид даровал — высочайшее благо".

Поэма " Труды и дни " для древних греков была сокровищницей моральных сентенций и полезных советов.

В " Теогонии " Гесиод объяснял первобытного человека в рассказе о происхождении олицетворяющего то или иное явление существа от других таких же существ путем биологического рождения. Гесиод четко формулирует вопрос о происхождении мира, это был шаг вперед в развитии мировоззрения греков.

У Гесиода Нюкта-ночь рождает Обман. Движение мироздания от Хаоса к Зевсу — это восхождение мира к порядку, свету и социаль­ному устроению. Первая жена Зевса, его двоюродная сестра Метида олицетворяла мудрость (" Метис " — мудрость, разум). Крон проглотил Метиду, "дабы она сообщала ему, что зло и что благо". В честь четвертой жены Зевса, также его сестры, а также Персефоны, в Дре­вней Греции ежегодно справлялись мистерии — тайное священнодейст­вие, к участию в которых допускались только посвященные, которые обязаны были сохранять в тайне все, что происходило во время мисте­рий: молитвы, тайные имена богов и т.п.

Пятая жена Зевса — Мнемосина родила девятерых муз, в том числе музу истории Клио, астрономии — Уранию, др.

Особенно Зевс боялся рождения от Метиды своего сына — Логоса, вопло­щения разумного слова, ибо с ним заканчивалось царство Зевса, а именно заканчивалось господство мифологических представлений.

Боги Гесиода враждебны к людям, лишь Прометей, двоюродный брат Зевса, помогает людям, он научил людей всему: наделил их мыслью и речью, научил их астрономии и математике, домостроению и земледелию и т.п.

Орфики

Орфики — это третья разновидность античной профилософии, возникшая в VI в до н.э. Орфей — олицетворение могущества искусства.

В космотеогонии орфиков насчитывалось 12 ступеней, последней из которых был человек.

Человек двойственен. В нем два начала: низшее, телесное и высшее, духовное. Первое — титаническое, второе — дионисийское. Душа в теле неполноценна. Тело — гробница и темница души. Цель жизни — освобождение души от тела. Душа обречена переселяться из тела в тело (метампсихоз).

У орфиков происходит резкое нарастание элементов демифологизации в генетической пока еще картине мира.

Ферекид

Примыкал по своим взглядам к орфикам. Его мифология — плод сознательного мифотворчества.

Ферекид жил в середине VII или в начале VI в. до н.э. Говорят, что он учился по каким-то финикийским книгам. Прославился предска­занием падения города Мессения в войне, кораблекрушения и особенно землетрясения. Он первым в Элладе стал писать прозой. Труд его назывался " Гептамихос "(" Семь пещер ").

Ферекид пытался осмыслить имена богов, а также упростить мифологическую картину мира путем отождествления некоторых богов.

Ферекид провозгласил вечность первоначал мироздания.

"Семь мудрецов"

Существовали различные списки мудрецов, на самом деле их было больше, чем семь, но в каждом списке было именно семь. Во всех семерках неизменно присутствовало четыре имени, среди которых Фалес. Время деятельности мудрецов — конец VII и начало VI в. до н.э.

Мудрость "семи мудрецов" была житейской мудростью. Это муд­рость фольклора, мудрость анонимных пословиц и поговорок, которые иногда поднимались до большой обобщенности и глубины в понимании человека и типичных житейских ситуаций. Сознательная и авторская житейская мудрость "семи мудрецов", а ранее Гесиода — это начало мирской этики. В этих афоризмах житейской мудрости нет ничего от сверхъестественного мира. Это практическая мудрость, достигшая своего обобщения в сжатых мудрых изречениях. Такие афоризмы, или гно­мы, Аристотель определял как " высказывания общего характера ". Гномы пользовались большой известностью. Изречения "ничего сверх меры" и "познай самого себя" были высечены над входом дельфийского храма Аполлона.

У "семи мудрецов" особенно четко проступила нравственная рефлексия, осознание механизма общественных запретов и предписаний, дотоле работавшего стихийно. Это касается, прежде всего, представле­ния о мере и о необходимости соответствия ей. "Ничего сверх меры!" (Солон). "Мера —наилучшее" (Клеобул). "Говори к месту" (Биант). "Не позволяй своему языку опережать свой разум" (Хилон). "Знай свое время" (Питтак). И т.д.

Достижения "семи мудрецов" дополняются лирической поэзией того времени. В ней происходит пробуждение личного самосознания, в то время как в эпосе личность поглощалась родом.

Но в гномах содержалось и нечто большее, чем просто нравственные предписания, как, например, в гноме "Познай самого себя!". Осо­бенно это касается гном Фалеса: "Быстрее всего ум, потому что он все обегает", "Мудрее всего время, потому что оно все открывает" и др. Фалес был не только первым среди мудрецов, но и первым античным ученым.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 472 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2170 - | 2111 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.