Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Филолай и средние пифагорейцы




С именем Филолая (р.ок. 470 г. до н.э.) связывают такие сочинения, как: " О душе ", " О рифмах и мерах ", " О природе ", др.

Филолай в совершенстве знал геометрию, астрономию, музыку и др. науки. Он автор многих изобретений и объяснений математическо­го и естественнонаучного характера. В то же время ему свойственно, как и всем пифагорейцам, наивное неразличение математического и физического. Единица для него — часть вещественного пространства. У него четко просматривается геометризация арифметики.

Филолай высказал выдающуюся для античность мысль о том, что Земля не является центром мироздания. Впрочем, к этому он приходит через свое понимание ценностей. В центре мира, по Филолаю, должен быть огонь, как более совершенный, чем земля. Это не Солнце, а некий особый Центральный огонь (Гестия, " дом Зевса ").

Все в мире Филолай пытался объяснить при помощи чисел. Так, ум у него — семерка, она же при этом и здоровье, и свет. Восьмер­ка не только символизирует любовь и дружбу, но также мудрость и изобретательность. Мироздание у него — организованное числом про­странство.

Филолай различает надлунный мир (Космос) и подлунный (Уран). Космос — мир порядка и чистоты. Относительно него возможна муд­рость. Мир Урана, подлунный, — мир беспорядочно рождающихся и возникающих вещей, относительно которых возможна лишь добродетель.

Гносеология Филолая онтологична: истина у него присуща самим вещам в той мере, в какой беспредельное организовано пределом, материя — числами. "Ничего ложного не принимает в себя природа при условии гармонии и числа. Ложь и зависть присущи беспредельной, безумной и неразумной природе".

Главное место в гносеологии Филолая занимает декада. Все поз­нается лишь с ее помощью. Она — вера и память и даже богиня памяти (Мнемосина).

Мышление, по Филолаю, как и Алкмеона, связано с деятельностью мозга. Однако душа бессмертна. Душа "облекается в тело через пос­редство числа и бессмертной, бестелесной гармонии". Филолай был сторонником идеи переселения душ.

Экфант

Пифагореец Экфант был первым атомистом. Он учил, что начала всего — "неделимые тела и пустота".

Состоящий из атомов и пустоты мир един и шарообразен. Он движется умом и управляется " промыслом ".

 

Пифагорейский союз был выдающейся научно-философской школой, оказавшей огромное влияние на всю последующую философию, в част­ности, на философию познания.

Архит

Представитель позднего пифагореизма, начавшегося в первой половине IV в. до н.э. Архит Тарентский — крупнейший представитель позднего пифагореизма. Он воплощал в себе качества выдающегося математика и механика, философа и ученого, музыканта и военачальника, политического деятеля и справедливого человека.

Архит был все-таки больше ученый, чем философ. Он предпочитал арифметику всем другим наукам, считая ее знание совершенством. В теории музыки Архит искал " соответствие с разумом ". Именно поиск в мире разума, притом математического, был движущей силой всего пифагореизма.

Архит указывал на социальную роль математики, обратив внимание на то, что количественное измерение, счет, способствует прекращению распрей и увеличению согласия между людьми и народами.

Поздние пифагорейцы отказались от учения о бессмертии души и истолковывали душу как функцию тела.

Пифагорейцы превратили орфическое очищение в научное занятие, в культ разума.

 

 

Элеаты о познании.

 

 

Главные представители этой школы — Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс.

Элеаты поставили первыми вопрос о соотношении бытия и мышления. И именно у них философия из протофилософии становится собственно философией.

 

Ксенофан

Родился около 570 г. до н.э. и был жив еще в 478 г. до н.э. Он писал сатирические стихотворения — " силлы ", направлен­ные против ходячего религиозно-мифологического мировоззрения гре­ков. Богов объявлял творениями человека, плодом его воображения. Все предания о сражениях титанов, гигантов и кентавров — "вымыслы прошлых времен". Он говорил, что если бы могли, "то лошади изобра­жали бы богов похожими на лошадей". Таким образом, Ксенофан вск­рыл антропоморфные корни религии.

У Ксенофана начинают различаться физическая и собственно философская картины мира.

Но Ксенофан признавал Бога, который "не подобен смертным ни телом, ни мыслью". Он всевидящ. За богом Ксенофана остается мышле­ние и сознание. Бог его — чистый ум, он не физичен. Его сила в муд­рости. Ксенофан критиковал эллинское обыденное сознание и его цен­ности, считая, что "мудрость гораздо лучше силы людей и лошадей".

Философ у Ксенофана более полезен для общества, чем, например, олимпийский чемпион. Бог Ксенофана и есть космический философ, который всем правит одной лишь силой мысли, без всякого физическо­го усилия. Кто и мыслит, так это именно бог. Его мысль всемогуща. Она движет миром так же, как мысль человека движет его телом.

Физическая картина мира у Ксенофана подвергается значительному обесценению. Вместе с этим обесценивается чувственная сторона по­знания. Ощущения, по Ксенофану, лживы. Разум Ксенофана тоже обманы­вает, но этот обман может быть преодолен. Он говорит, что истина у людей все еще случайна. Она результат не столько систематическо­го мышления, сколько случая. Но Ксенофан не отрицает возможности познания мира. Он отрицает возможность знания о таком познании: "Если бы даже случайно кто-нибудь и высказал подлинную истину, то он и сам, однако, не знал бы (об этом). Ибо только мнение — удел всех".

Случайному обладанию истиной Ксенофан противопоставляет догадку об истине как процессе. Он говорит: "Не с начала все открыли боги смертным, но постепенно, ища, (люди) находят лучшее". Его гносеология еще не отделена от практического и нравственного. Но очень важна его мысль о том, что истина — не результат божественного откровения, а есть исторический продукт человеческих иска­ний истины.

 

Парменид

Если Гераклит думал, что все течет, то Парменид утверждал, что, в сущности, все неизменно.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 603 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2191 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.