Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Афинская философия познания




 

 

Анаксагор (ок. 500 — 428 гг. до н.э.)

Входил в кружок Перикла. О себе говорил, что родился для того, "чтобы созерцать Солнце, Луну и небо", как свою истинную родину.

Он учил, что первичны не стихии, а все без исключения состоя­ния вещества; начала называл " семенами всех вещей ", которые у Аристотеля были названы " гомеомериями " ("подобночастными"). Анакса­гор ультраплюралист и сторонник качественного подхода к объяснению природы. Его основной тезис — " Все во всем ".

Пассивные и хаотичные гомеомерии приводятся в движение особым активным началом — Нусом, т.е. умом, который является также твор­цом космоса из первобытного хаоса. Нус — мировой ум — имеет две функции: он движет миром, и он же познает мир. Нус един, действует посредством мышления. Из "всего сущего только ум прост, не смешан и чист" (Аристотель об Анаксагоре). Познавая мир, Нус обладает со­вершенным знанием обо в сем и имеет величайшую силу. Он определяет прошлое, настоящее и будущее.

Однако, часто Анаксагор использует свой ум (нус) лишь тогда, когда не знает причины чего-либо, т.е. роль ума у него часто по­добна "богу из машины" (персонаж античного театра, разрешавший трудные ситуации в пьесах).

Душа, согласно Анаксагору, воздухообразна. Аристотель ценил догадку Анаксагора о разумности человека, которая связана с его руками, в отличие от всех других животных. Некоторые считают, что Анаксагор отождествлял ум и душу.

В отличие от Эмпедокла (подобное познается подобным), Анаксагор считал, что все познается противоположным себе: холодное позна­ется теплым, сладкое — горьким и т.д.

Ощущения Анаксагор связывал со страданием, которое становится заметным при чрезмерном воздействии, но которое якобы в неосознанном виде тревожит организм и в обычном состоянии органов чувств. Ощущения не дают истины, гомеомерии познаются лишь умом, а не чувствами.

Цель познания Анаксагор видел в свободе, которую дает знание.

Левкипп и Демокрит

Вершина античного материализма — учение Левкиппа и Демокрита.

Имеется трудность в разделении учений Левкиппа и Демокрита. Неизвестно даже, кому из них принадлежит главное сочинение атомистов " Об уме ", или " Большой мирострой ". Так же неясна роль каждого из них в создании атомистического учения. Можно предпо­ложить, что Левкипп делал упор на мироздании, а Демокрит — на че­ловеке (А.Н.Чанышев). Согласно Аристотелю — "Демокрит рассуждал обо всем". Он был гносеологом, логиком, этиком, политиком, математиком и т.д. и т.д.

Демокрит был страстно предан науке. Он заявлял, что одно причинное объяснение предпочтет персидскому престолу. Говорят, что он любил размышлять, запираясь в полом надгробии на кладбище.

Принято считать, что Демокрит жил с 460 по 370 г. до н.э. и был на тридцать лет старше Платона.

Считается, что он путешествовал в Египет, Вавилон, и даже к гимнософистам в Индии, побывал в Эфиопии.

В отличие от Гераклита, как " плачущего философа ", Демокрит был известен как " смеющийся философ ".

Демокрит был истинным энциклопедистом, ему принадлежит около 70 -ти сочинений. В частности: " О природе человека ", " О разуме ", " О чувствах ", " О геометрии ", " О ритмах и гармонии " и мн. др., но ни одно из них до нас не дошло. Говорят даже, что уже Платон хотел сжечь все те сочинения Демокрита, которые он смог собрать, но ему помешали.

Демокрит и Левкипп ставили задачу создать учение, которое бы соответствовало миру, как он видится при посредстве органов чувств, сохраняя при этом то рациональное, что было в учении элеатов о бытии.

Допустить существование атомов атомистов побудило наблюдение над обыденными явлениями природы: истирание золотой монеты, а так­же мраморных ступеней, распространение запахов, высыхание влажно­го и др. Атомы парят и "пляшут" в пустоте подобно пылинкам, которые мы видим в солнечном луче.

Атомы Левкиппа и Демокрита совершенно бескачественны, лишены каких бы то ни было чувственных свойств. Цвета, запахи, звуки и т.п. возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и орга­нов чувств. Атомисты были первыми в истории философии, кто стал учить о объективности чувств, или, как стали говорить позднее, о вторичных качествах.

Мир вещей и явлений для атомистов реален и состоит из атомов и пустоты.

Атомисты отвергали мировой ум — Нус Анаксагора. Сознание они объясняли существованием особых огневидных атомов. Живое у них возникает из неживого по законам природы без всякого творца и ра­зумной цели.

Согласно Демокриту, все живые существа, в том числе и растения, одушевлены, но в разной степени. Источник души — та самая теплота, которая производит все живое из земли. Как говорил Демокрит: в ми­ре «без всякого разумного руководства могут совершаться замечатель­ные вещи».

О случайности Демокрит говорил: «Люди сотворили себе кумир из случая как прикрытие для присущего им недомыслия, они прославляют не удачный ум, а умнейшую удачу». По Демокриту, ссылка на случай — проявление лености мысли, отказ от поисков причин.

В основе учения атомистов о животном и человеке — уподобление микрокосма (животное, человек) макрокосму и наоборот. В самой при­роде, в мироздании есть и душа и разум. Но это всего лишь теплота и огонь — носители живого и разумного. В таком смысле макрокосм одушевлен и разумен. Но степень одушевленности и разности мирозда­ния невелика. Одушевленность и разумная одушевленность отличаются друг от друга лишь количественно, как неразумная и разумная части души. Человек вобрал в себя некоторое количество более божествен­ной природы. Поэтому "в нем есть разум, ум и мысль, и он может ис­следовать сущее". Демокрит определяет человека как "животное, от природы способное ко всякому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость".

Согласно атомистам, душа — только совокупность атомов. Менее огненная, неразумная часть души, равномерно распределена по всему телу. Она — источник подвижности и жизни тела. Разумная часть ду­ши находится в грудной клетке человека.

Смерть есть выдох без вдоха. Покинув тело, атомы души рассеи­ваются в воздухе. Никакого загробного существования души нет и не может быть.

Согласно Демокриту, мифы о загробной жизни — всего лишь басни.

Учение Демокрита о познании основано на представлении о теле­сности души и на различии двух родов познания в соответствии с двумя видами существования. Демокрит различает то, что существует "в действительности", и то, что существует "в общем мнении". То, что существует во мнении всех — это чувственные качества. Атомы Демокрита и Левкиппа не имеют таких качеств. Демокрит гово­рил: "Только считают, что существует цвет, что существует — слад­кое, что существует — горькое, в действительности — атомы и пус­тота". Он подчеркивал, что чувственная качественность возникает именно в общем мнении. Это общечеловеческая качественность, а не индивидуально-субъективная. Межчеловеческая же объективность чув­ственных качеств имеет свою основу в формах, величинах, порядке и положениях атомов. Чувственная картина мира не произвольна: одина­ковые атомы при воздействии на нормальные человеческие органы чув­ств всегда порождают одни и те же ощущения.

Демокрит различал два рода познания: темное (незаконнорожденное) и истинное (законнорожденное). Есть познание посредством чувств и посредством мыслей. Познание посредством мысли Демокрит, согласно Сексту Эмпирику, называл законнорожденным и приписывал ему досто­верность в суждениях об истине. Познание же посредством чувств, незаконнорожденное, не пригодно для распознавания истины. "К незаконнорожденному относится все следующее: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Другая же законнорожденная. К ней относится скры­тое".

Атомы и пустота как первоначала мира лежат за пределами чувственного познания. Открыть их можно лишь в результате напряженно­го размышления. Но такое размышление опирается на эмпирическое наблюдение. Демокрит не противопоставлял чувства и разум в полном смысле слова. Он брал их в единстве: разум просто идет далее чувства, но он опирается на показания последних. Главный же довод истинности теоретической картины мира состоит в ее соответствии чувственной картине мира.

Демокрит понимал сложности и трудности познания, процесса достижения истины: "Истина скрыта в глубине (лежит на дне морском)". У него субъектом познания является не любой человек, а лишь мудрец. "Мудрец, — говорил Демокрит, — мера всех существующих вещей. При помощи чувств он — мера чувственно воспринимаемых вещей, а при по­мощи разума — мера умопостигаемых вещей".

По атомистам, существует лишь количественная разница между разумной и неразумной частями души. Отсюда понимание мышления как изменения тела. По Сексту Эмпирику, Демокрит "сводит мышление к (характеру) смеси (атомов) в теле, что, по-видимому, соответству­ет его (учению), по которому душа — тело".

Особенно тщательно Демокрит исследовал такие ощущения, как слух, вкус и зрение. Вкусовые ощущения связаны с формами атомов, например, сладкое — с круглыми и умеренно большими атомами, кислое — с круглыми атомами шероховатой, многоугольной и неокругленной формы и т.д. При осязании источником, например, теплоты являются особенно активные шарообразные атомы. О запахах Демокрит говорит, что они — истечение тонкого и тяжелого. Звук у него возникает то­гда, когда воздух сгущается и с силою входит внутрь. Звук при этом трактуется как особое тело. Получается, что все ощущения у Демокрита являются разновидностями осязания, ибо предполагают непосред­ственное соприкосновение.

Особенно интересно учение Демокрита о зрении. Оно происходит в результате телесного воздействия на орган зрения. Демокрит не от­рицает значения света, но главное видит в образах (" идолах ", " айдолах "), которые являются особыми телесными образованиями, проникающими в тело человека через глаза. Такие образы исходят от всех вещей. Образы — тончайшие оболочки тел, их своеобразные материальные копии. Отрываясь от тел, образы существуют самостоятельно, сами по себе. Они несут в себе как внешний облик вещей, так и их внутреннее состояние. Цвета существуют только в представлении. Черное порождается шероховатыми атомами, изогнутыми и неодинако­выми, красное — теми же атомами, что и теплота, но несколько боль­шими и т.п. Но здесь важно отметить саму попытку Демокрита объяс­нить субъективные цвета объективными свойствами атомов.

Сновидения Демокрит объяснял тем, что образы легче воспринимаются спящей душой, они проникают через поры в глубь тела и всплывают затем вверх, производя сонные видения.

Теория образов позволила Демокриту выдвинуть вполне оригиналь­ное объяснение происхождения веры в богов: богов нет, но есть образы, которые представляют собой огромные по величине человекопо­добные образы, которые можно видеть.

Немало элементов философии познания можно обнаружить в социаль­ных, социально-нравственных и т. д. рассуждениях Демокрита. Так, он утверждал, что "женщина много искуснее мужчины в злословии" и "пусть женщина не рассуждает: это ужасно". Он говорил, что "воспитание детей — ненадежное дело", лучше взять ребенка на воспитание у друга. В дружбе он ценит только разумную дружбу — "дружба одного разумного лучше дружбы всех неразумных". Самое трудное в дружбе — отличать истинных друзей от мнимых, для чего нужна мудро­сть. Чтобы не ошибиться в людях, надо судить о них по делам, а не по словам. Хотя " слово — тень дела ".

В процессе воспитания лучше действовать убеждением и доводами рассудка, а не принуждением. С воспитанием связано обучение. Имен­но в процессе обучения проявляется способность стыдиться (из-за неумения и незнания). Испытывая же стыд, воспитуемый утрачивает свою гордыню, если она у него была. Для образования нужны три вещи: природные способности, упражнения и время. Образование — украшение для счастливых и убежище для несчастных. Богатством же нужно поль­зоваться разумно, принося пользу народу.

Счастье, по Демокриту, в душе, оно есть "хороший дух"эвтюмия. При эвтюмии человек, его душа в частности, не волнуются никакими суевериями. Счастливый человек не нарушает меры. Умеренность распро­страняется Демокритом и на само познание: "Не стремись знать все, чтобы не быть во всем невеждой".

По представлениям Демокрита, истинный мудрец чуждается людей, ибо целиком погружен в философию. Он живет незаметно, уклоняется от политической деятельности. Мудрец у него — гражданин мира: "Для мудреца открыта вся земля, ибо весь мир — родина для высокого духа". По Демокриту, "мудрец не должен повиноваться законам, а жить свободно".

Согласно Демокриту, люди сами дошли до всего собственным умом, подгоняемые нуждой и пользуясь наблюдениями над природой. Он го­ворит: "путем подражания мы научились от паука ткачеству и штопке, от ласточки — постройке домов". В первобытном состоянии люди не знали ни земледелия, ни какого-либо искусства. Не знали огня, не умели приготовлять пищу, не умели откладывать плоды про запас. Но сообща люди научились укрываться в дуплах деревьев, стали откладывать плоды про запас. Став изобретательнее и предусмотрите­льнее, люди открыли употребление огня. Понемногу стали развиваться искусства.

У Демокрита люди не всегда владели речью. В первобытном состо­янии речи не было. Речь стала возникать в связи с общением людей.

Из невнятной речи стала формироваться речь из слов. Люди установили знаки для каждого предмета. Не все люди имеют общий язык, а в каждом месте речь сложилась, как пришлось. Существуют разные язы­ки, для которых первые знаковые системы, возникшие у всех народов, стали исходными.

Разбирая вопрос о том, как существуют слова — по природе или по установлению, Демокрит считал, что имена существуют по установлению, и доказывал это на основе четырех доводов: 1) одноименность разных вещей, 2) многоименность одной и той же вещи в разных язы­ках, 3) переименования, 4) отсутствие соответствия в словообразо­вании ("мысль""мыслить", но "справедливость" —?) Имена воз­никли случайно, а не присущи вещам по природе.

В отношении искусства Демокрит говорил: "Никто не может стать хорошим поэтом без воспламенения души и какого-то порыва безумия".

Источник религии Демокрит видел в страхе перед грозными явлениями природы. Не умея объяснять явления естественными причинами, люди стали объяснять их промыслом богов. Люди также не знали о смертной природе человека. Людям являются не боги, а только их неизвестно как сложившиеся образы. Но если что и считать богом, то это разум.

Демокрит признавал свободу человека, поскольку человек с помо­щью техники может победить естественную необходимость по законам социальной необходимости.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 757 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2306 - | 2030 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.