К романо-германской правовой семье относятся правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых традиций. Романо-германская правовая семья – это правовые системы, созданные с использованием римского правового наследия и объединенные общностью структуры, источников права и сходством понятийно-юридического аппарата. Процесс формирования данной правовой семьи охватывает несколько веков, включая эпоху Средневековья. Р. Давид указывает, что романо-германская правовая семья в своем историческом развитии не была продуктом деятельности государственной власти (в этом ее отличие от формирования английского общего права), а была исключительно продуктом культуры, независимым от политики.
Термин «романо-германская» раскрывает исторические корни данной правовой семьи, включающие прежде всего римское право, а также каноническое право и местное обычное право. Романо-германская правовая семья имеет весьма длинную юридическую историю. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII – XVI вв. на базе Сводов законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Произошел процесс, получивший название «рецепция римского права». Вначале эта рецепция носила доктринальные формы; римское право непосредственно не применялось, изучались понятийный фонд, весьма развитая структура, внутренняя логика, юридическая техника.
Буржуазные революции изменили социальную природу средневековых правовых институтов, превратили закон в основной источник романо-германского права. Закон стал рассматриваться в качестве наиболее подходящего инструмента для создания национальной правовой системы, для обеспечения законного противовеса феодальному деспотизму и произволу. С победой буржуазных революций и проведением кодификаций в ряде европейских стран романо-германская правовая система, как отмечает Г.И. Муромцев, приобретает «национальный характер».
Наиболее важной из европейских кодификаций была кодификация гражданского права во Франции при Наполеоне Бонапарте. Французский гражданский кодекс 1804 г., составленный по римской институциональной системе, в силу своего совершенства оказал значительное влияние на развитие права большого числа государств. Наиболее законченное оформление романо-германская семья получила в Кодексе Наполеона и Германском гражданском уложении. Германское гражданское уложение 1896 г. построено по пандектной системе, то есть содержит общую часть, значительное место уделяет регулированию института юридического лица и т.д.
В итоге в рамках правовой семьи сложилось две ветви правовых систем – романская, следующая французской модели, и германская. Первая включает Бельгию, Нидерланды, Португалию, Испанию, Италию и т.д., вторая – такие страны, как Австрия, Швейцария и т.д.
В настоящее время романо-германская правовая семья охватывает право стран континентальной Западной Европы, подавляющего большинства государств Центральной и Южной Америки, право Японии, Южной Кореи, Индонезии, Таиланда. Правовые системы многих африканских стран Ближнего и Среднего Востока тяготеют к романо-германскому праву. В Афро-Азиатском регионе романо-германское право вступает в сложное взаимодействие с мусульманским и обычном правом.
К особенностям романо-германской правовой семьи можно отнести следующее:
1. Закон является единственным источником права, что означает признание только писаных источников права и ведущей роли конституций в системе источников права. Акты исполнительной власти (постановления, декреты, регламенты и др.) имеют подзаконный характер. Вместе с тем, в XX в. в странах этой правовой семьи (Франция по Конституции 1958 г., большинство стран Латинской Америки) значительно возросла роль актов исполнительной власти (институт делегированного законодательства).
2. Кодифицированность законодательства по основным отраслям права. Исключение составляет в ряде стран административное право, как наиболее динамичная отрасль права.
3. Понимание правовой нормы как общего предписания или модели поведения. Такое понимание правовой нормы вытекает из принципа верховенства закона. Степень абстракции правовой нормы обычно возрастает по мере увеличения юридической силы акта.
4. Суд выступает как орган применения норм права в силу того, что при рассмотрении дел он не может издавать общих предписаний. Однако в XX в. происходит эволюция такого подхода, в результате чего судебная практика стала рассматриваться источником права. Речь идет о решениях высших судов, принятых при пробелах в праве на основе аналогии права, решениях, связанных с толкованием закона и т.д. В качестве источников (субсидиарного характера) права в этих странах теперь признаются также общие принципы права и обычай.
5. Структура романо-германского права предусматривает деление права на публичное и частное. Частное право включает гражданское и торговое, а также семейное, авторское, международное частное право. Публичным правом охватываются такие отрасли, как конституционное, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, международно-публичное право.
6. Схожесть юридической терминологии, методов работы юристов, системы их профессиональной подготовки.
7. Преобладание материального права над процессуальным в отличие от стран англо-саксонского права.
Но необходимо отметить, что общие характеристики для всех романо-германских правовых систем не исключают, а, наоборот, предполагают специфические черты каждой из них. Наиболее существенные различия национальных правовых систем стран романо-германской семьи прослеживаются в области административного права. Это объясняется более тесной связью данной отрасли права со структурой органов государственного управления, что значительно варьируется в разных странах. Административное право больше зависит от политического и социального динамизма общества, чем многие другие отрасли континентального права. Возникнув исторически как «полицейское право», призванное обеспечить общественный правопорядок, оно получило затем в свое ведение почти все сферы государственного управления. В современных условиях роль административного права возрастает.
Другое различие национальных правовых систем в рамках романо-германской правовой семье связано со структурой права некоторых стран. Так, для стран Латинской Америки характерен дуализм системы права. Если частное право в этих странах сформировалось по европейской модели (прежде всего французской), то публичное испытало значительное влияние конституционных институтов США.
Существенные особенности отличают системы скандинавских стран, испытавших меньшее влияние римского права. Так, правовые системы в скандинавских странах принято делить на две группы. Первая включает Данию, Норвегию и Исландию, право которых исторически развивалось на основе почти идентичных по своему содержанию компиляции датского и норвежского права (XVII в.). Во вторую группу входят Швеции и Финляндии, где в 1734 г. был введен закон шведского государства.
Причины, позволяющие говорить о скандинавской правовой семье как об обособленной группе, сводятся к следующему: 1) длительные взаимные исторические связи и этническая близость данных государств; 2) почти полное отсутствие во всех этих странах рецепции римского права; 3) отсутствие кодексов, систематизирующих отдельные отрасли права так, как это было сделано в романо-германской правовой семье;
4) проходящий уже более 100 лет процесс унификации права стран Скандинавии.
Как уже упоминалось выше, в литературе в рамках романо-германской правовой семьи выделяются отдельной группой страны латиноамериканской группы. В настоящее время правовые системы стран латиноамериканского континента приобрели черты устойчивой общности. В первую очередь это обусловлено единством их исторической судьбы (период господства системы колониального права и его преодоления в связи с достижением независимости), установлением сходных социально-экономических устройств и политических структур и как следствие – сходство в большинстве этих стран правовых институтов.
Глубокие корни колониального права в странах Латинской Америке проявились не только в длительном сохранении непосредственного действия многих правовых норм и даже целых сводов законов, но и в унаследованных от метрополии правовой культуры и юридического мышления, а главное – в поддержании постоянных генетических связей между материнской и дочерней правовой системой. При разработке нового национального законодательства в значительной мере использовались правовые конструкции, идеи, нормы, взятые из колониального права.
Влияние испанской правовой культуры, построенной на традициях римского права, предопределило развитие латиноамериканского права в русле «континентальной» системы права. Более того, по достижению независимости во второй половине XIX в. в этих странах начался процесс проведения всеобъемлющей кодификации законодательства, способствующий преодолению колониального права и созданию национальных правовых систем.
Большинство правовых систем латиноамериканских стран восприняло в XIX в. структуру источников права, унаследованную еще из колониального права и скорректированную под влиянием идей «естественной школы права» и континентальной доктрины источников права.
Из континентальной правовой доктрины, а в значительной мере из римского права была воспринята сама внутренняя логика построения латиноамериканских правовых систем. Именно римская правовая основа с вытекающей из нее общностью терминологии и понятийного аппарата едиными представлениями о структуре права и т.д. сделала возможным широкое заимствование в странах Латинской Америки многих элементов «континентальной» правовой системы. Так, основополагающим и системообразующим фактором стало деление права в этих странах на публичное и частное. Основу первого составило конституционное право. Сердцевиной частного права стало гражданское право.
В годы борьбы за независимость латиноамериканское право испытывало влияние идей североамериканского конституционализма (идея разделения властей с сильной президентской властью, федерализм, судебный конституционный надзор и т.д.). первые латиноамериканские конституции восприняли многие институты, ранее апробированные в Федеральной Конституции США.
Особое место в системе романо-германской правовой семьи занимает правовая система Японии. В настоящее время в Японии, как, впрочем, и в других странах романо-германской семьи, наблюдается изменение роли судебной практики, повышение «значения, превращение ее в фактический источник права. Но судебные решения выступают все же как средство конкретизации, толкования норм статутного права. Если оставаться на позициях нормативистского представления оправе, то найти чисто японские по своему происхождению нормы в действующей правовой системе страны будет весьма трудно. Их немного. Это редкие вкрапления в европейскую правовую ткань.
Для правовой системы Японии характерен дуализм, связанный с сочетанием и параллельным действием традиционных норм, сложившихся в прошлом и рецепированных в конце XIX в. романо-германских правовых моделей. Концепция права в Японии сложилась под влиянием китайской. Во главу угла она ставила «рицу», т.е. уголовный закон. Сама система получила название «рицуре», и ее жестокость привела к тому, что к праву стали относиться отрицательно. Эта традиция жива в японском сознании, и слово «право» нередко ассоциируется с тюрьмой – символ жестокости.
Нормы общежития японцев были выработаны под воздействием религиозных представлений синтоизма, буддизма и конфуцианства. Это традиционные нормы поведения в японском обществе – «гири». Гири трактуется как долг чести. Это чувство долга перед определенным лицом или определенной группой, а невыполнение такого нравственного обязательства влечет за собой недовольство или разочарование указанного лица или группы. Р. Давид утверждал, что в повседневной жизни японцев определяющее значение имеет не право, а традиционный комплекс морально-этических норм гири.
В качестве особенности правосознания или поведения японцев указывается на стремление граждан решать конфликтные ситуации, минуя судебную процедуру .Японцам кажется, что судебное разбирательство совершенно не соответствует естественному состоянию вещей. Логический принцип противоречия, по которому одна сторона должна обязательно проиграть дело, если другая выиграет, не удовлетворяет японцев, всегда ищущих более гибкого исхода. Тяжущийся японец судебному разбирательству предпочитает примирение. Даже рассматриваемые в суде споры в подавляющем большинстве все же разрешаются примирением.
Главная причина заключается в сложности судебной процедуры, связанной с затяжным характером судебного разбирательства и большими расходами. Современное японское право наряду с судебной процедурой предоставляет тяжущимся также возможность выбрать специальную, закрепленную в Гражданско-процессуальном кодексе примирительную процедуру.
Сегодня в Японии существует современное законодательство, которой роднит страну с правовыми системами Запада и, в частности, с романскими правовыми системами континентальной Европы. К вестернизации права в Японии прибегли, когда началась эпоха Мэйдзи (с 1868 г.). С 1869 г. был начат перевод французских кодексов, который был закончен в течение пяти дет. Начиная с 1872 г. была подготовлена целая серия кодексов, разработанных с помощью французских юристов, немецких и даже английских. В 1882 г. приняты Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс, составленные по французскому образцу. В 1890 г. принимаются Законы о судоустройстве и Гражданско-процессуальный кодекс, составленные под влиянием немецкого права. По модели германского Гражданского уложения основан Гражданский кодекс, вступивший в силу в силу в 1898 г.
После 1945 г. в японское право были внесены очень важные изменения. Реформы, осуществленные в тот период с целью демократизации страны, носят американизированный, а не специфически японский характер. Эти реформы дали Японии новую Конституцию (1946 г.). Была пересмотрена судебная система, внесены изменения в действующие кодексы.
После 1945 г. к влиянию романских правовых систем добавилось и даже стало конкурировать с ними англо-американское влияние. Однако необходимо отметить, что японское общество еще далеко от общества европейского и по своей структуре, и по своим нравам. Индивидуализм никогда не имел крепких корней в Японии. Социальные структуры и либеральный дух, которые предполагаются кодексами европейского образца, лишь в незначительной степени существуют в японской действительности. К тому же право, скопированное по западному образцу, в сущности, регулирует лишь незначительную часть общественной жизни Японии.
Применение современного права наталкивается в Японии на мистический сентиментализм японцев, больше любящих поэзию, чем логику, и довольно равнодушных в силу самой их истории к идеям свободы и человеческого достоинства.