Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 43 страница




В социалистич. обществе отсутствуют основания для к.-л. социальной дискриминации. Однако существую­щие различия между людьми, напр. по месту в системе совместной деятельности, по роли в её организации и т. п., делают функционально необходимой определ. Д. с. (напр., для поддержания отношений ответствен­ной взаимозависимости, для исключения круговой по­руки, панибратства и т. д.). При этом Д. с. становится подвижной, в значит. степени изменяющейся в зави­симости от особенностей ситуации и личностных ка­честв участников.

* Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, Л., 1965; Бодалев A.A., Восприятие человека человеком, Л., 1965; Шибутани Т., Социальная психология, пер. с англ., М., 1969; Кон И. С., Психология предрассудка, «Новый мир», 1966, М 9; е г о ж е, К проблеме нац. характера, в кн.: История и психология, М., 1971; Л еонтьев A.A., Психология общения, Тарту, 1974; Ольшанский В. Б.,

Социальная дистанция, в кн.: Социальная психология. Краткий очерк, М., 1975; Поршне в Б. Ф., Социальная психоло­гия и история, M., 19792.

ДИСТИНКЦИЯ (от лат. distinctio — различение), тер­мин, обозначающий познавательный акт, в процессе к-рого фиксируется различие между предметами и яв­лениями действительности или между элементами соз­нания. В совр. формальной логике под Д. подразумева­ется один из ло.гич. приёмов, заменяющих определение.

ДИСФУНКЦИЯ (от греч. δυσ-, лат. dis- — пристав­ка, обозначающая затруднение, нарушение, расстрой­ство, и лат. functio — осуществление, исполнение, де­ятельность), понятие, характеризующее такой тип от­ношений, когда последствия нек-рого явления, собы­тия, действия или процесса оказываются неблагоприят­ными для данного объекта. Термин «Д.» предложен амер. социологом Мертоном в работе «Социальная тео­рия и социальная структура» («The social theory and social structure», 1957), подвергшим критике нек-рые постулаты функционализма в бурж. социологии и со­циальной антропологии. В частности, он выступил против универсализации точки зрения, согласно к-рой всякий воспроизводящийся в социальной системе эле­мент культуры (ритуал, обряд и т. п.) способствует поддержанию существования этой системы. Согласно Мертону, при изучении каждого элемента необходимо устанавливать «чистый баланс функциональных пос­ледствий», учитывая не только благоприятные, но так­же и нейтральные и неблагоприятные последствия. По­нятие Д. позволяет фиксировать нек-рые противоре­чия социальных систем, однако оно не вскрывает при­чины и механизмы изменения и развития общества.

• Юдин В. Г., Системные представления в функциональ­ном подходе, в кн.: Системные исследования. Ежегодник 1973, М., 1973, с. 108—26.

ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina) обществен­ная, определ. порядок поведения людей, отвечаю­щий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям к.-л. орг-ции. Д. является необхо­димым условием нормального существования общест­ва; благодаря Д. поведение людей принимает упоря­доченный характер, что обеспечивает коллективную деятельность и функционирование социальных орга­низаций. В обществе всегда существует общеобязат. Д. и спец. Д. — обязательная только для членов опре­дел. орг-ции (трудовая, партийная, воинская и т. д.). Д. всегда определяется господствующими обществ., классовыми отношениями и служит для их поддержа­ния. Различают внутр. Д., или самодисциплину, Д. из соображений выгоды и Д. по принуждению. Внутр. Д. предполагает глубокое усвоение (интериоризацию) чле­нами общества норм, регулирующих поведение людей. Такая Д. поддерживается без внеш. санкций и принудит.

мер. «...Подчинение может, при идеальной созна­тельности и дисциплинированности участников общей работы, напоминать больше мягкое руководство дири­жера» (Ленин В. И., ПСС, т. 36, с. 200). Дисципли-ниров. человек испытывает внутр. потребность следовать принятым нормам поведения и в случае их несоблюде­ния испытывает угрызение совести, чувство вины и т. д. В отличие от внутр. Д., Д. из соображений выгоды и Д. по принуждению опираются на внеш. санкции — поло­жительные или отрицательные. В конечном счёте Д. определяется степенью совпадения личных интересов членов общества, их потребностей и выполняемых ими социально обусловленных норм поведения. Если эти нормы не становятся внутр. пружинами действий индивидов, возникают разного рода отклонения в по­ведении, к-рые либо регулируются с помощью меха­низмов социального контроля, либо могут привести к изменениям и ломке существующих норм и институтов. Однако общественно вредной может оказаться и чрез-

ДИСЦИПЛИНА 169

мерно жёсткая Д., т. к. в этих условиях члены общест­ва лишаются творч. инициативы, а общественная систе­ма утрачивает необходимую гибкость.

В различных обществ. системах ни один из видов Д. не встречается в изолированном виде; речь может идти лишь об удельном весе того или иного вида Д. В общес­твах, основанных гл. обр. на традициях, в периоды их устойчивого существования преобладало морально-религ. регулирование поведения людей, дополняемое принудительной (личная зависимость) Д. Роль мате­риальных интересов и Д. из соображений выгоды пре­обладают в бурж. обществе с его отношениями «голого чистогана» и господством индивидуалистич. морали. В качестве регулятивного механизма выступает также нормативная Д. в форме «деловой этики», «професси­онального долга» и т. п. Вместе с тем господствующий класс широко прибегает к принуждению и насилию для подавления «отклонений» от норм бурж. общества со стороны трудящихся.

В социалистич. обществе постепенно утверждается сознательная Д. трудящихся. В. И. Ленин характери­зовал социалистич. Д. как «... дисциплину товарищес­кую, дисциплину всяческого уважения, дисциплину самостоятельности и инициативы в борьбе» (там же, с. 500). Социалистич. Д. развивается в процессе созна­тельного строительства новых обществ. отношений, в результате процесса коммунистич. воспитания. Важ­ным средством её укрепления является социальный контроль, материальное и моральное стимулирование.

На совр. этапе социалистич. и коммунистич. стро­ительства усложнившаяся организация общества и науч.-технич. революция предъявляют повышенные тре­бования к Д., организованности, ответственности, соз­нательности каждого члена общества. Нормы Д. пери­ода коммунистич. строительства сформулированы в моральном кодексе строителя коммунизма, в Консти­туции СССР.

• Энгельс Ф., Об авторитете, Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 18; Л е н и н В. И., Гос-во и революция, ПСС, т. 33; его же, Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 36; его же, Как организовать соревнование?, там же, т. 35; его же, Великий почин, там же, т. 39; Программа КПСС (Принята XXII съездом), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Макаренко, А. С., Соч., т. 5, M., 19582, с. 36—43, 130—44; М а н е ш и н В. С., Д. в свете понятий историч. материализма, М., 1980.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая индивидуальные и типологич. различия между людьми. Предпосылкой возникнове­ния Д. п. на рубеже 19—20 вв. явилось введение в пси­хологию эксперимента, а также генетич. и математич. методов. Пионером разработки Д. п. был Ф. Гальтон, к-рый изобрёл ряд приёмов и приборов для изучения индивидуальных различий. В. Штерн (Германия) ввёл самый термин «Д. п.» (1900). Первыми крупными пред­ставителями Д. п. были А. Бине (Франция), А. Ф. Ла-зурский (Россия), Дж. Кеттел (США) и др.

В Д.п. широко применяются теста — как индиви­дуальные, так и групповые: они используются для опре­деления умств. различий, а с изобретением т. н. про­ективных тестов — для определения интересов, уста­новок, эмоциональных реакций. С помощью тестов ме­тодами факторного анализа выявляются факторы, ха­рактеризующие нек-рые общие свойства (параметры, измерения) интеллекта или личности. На этом основа­нии определяются количеств. вариации в психологич. свойствах отд. индивидов.

Вопрос о причинах психологич. различий явился предметом острейших дискуссий на протяжении всей истории Д. п. и прежде всего — проблема соотношения биологич.и социально-культурных факторов в формиро­вании индивидуальных особенностей человека. В 50— 70-х гг. 20 в. для Д. п. характерно интенсивное разви-

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ

тие новых подходов и методов — как эксперименталь­ных, так и математических. Совершенствуется техника статистич. анализа тестов (Дж. Гилфорд, США; Р. Кет-тел, Великобритания), изучается роль ценностных ори­ентации личности, детально выявляются психологич. аспекты возрастных и половых различий. Наряду с раз­личиями между индивидами в умств. отношении широ­ко исследуются различия в творч. и организаторских способностях, общей структуре личности, сфере мо­тивации. Изучаются корреляции между психологич. свойствами, с одной стороны, и физиологическими — с другой (У. Шелдон, Г. Айзенк — Великобритания, Б. М. Теплов — СССР).

• Теплов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; V i ё г о n П., La psychologic differentielle, P., 19622; Anastasi A., Differential psychology, Ν. Υ., 19583.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (франц. differentiation, от лат. differentia — разность, различие), сторона про­цесса развития, связанная с разделением, расчлене­нием развивающегося целого на части, ступени, уров­ни. Различают Д. функциональную, в ходе к-рой рас­ширяется круг функций, выполняемых элементами раз­вивающейся системы, и структурную, в ходе к-рой в системе выделяются подсистемы, реализующие те или иные функции. Термин «Д.» получил широкое распро­странение в науке начиная со Спенсера, рассматри­вавшего Д. и интеграцию как осн. моменты всеобщей эволюции материи от простого к сложному на биоло-гич., психологич. и социальном уровнях. Однако при анализе процессов развития необходимо учитывать, что на каждом структурном уровне материи и в каждой конкретной развивающейся системе процессы Д. и ин­теграции обусловлены действием различных механиз­мов. Результатом Д. может быть как полная автономия выделившихся частей, так и установление — за счёт процессов интеграции — новых взаимосвязей между ними, т. е. усложнение системы.

Иногда под Д. понимается дифференцированность, т. е. наличие в целом совокупности специализиров. час­тей, уровней, подсистем.

Д. социальная, расчленение социального це­лого или его части на взаимосвязанные элементы; Д. обозначает как процесс расчленения, так и его резуль­таты. В немарксистской социологии разрабатывались преим. формальные аспекты Д. Спенсер считал, что Д. проявляется в обществе как разделение труда. Дюрк-гейм рассматривал Д. в результате разделения труда как закон природы и связывал Д. функций в обществе с ростом плотности населения и интенсивности меж­личностных и межгрупповых контактов. М. Вебер ви­дел в Д. следствие процесса рационализации ценностей, норм и отношений между людьми. Совр. структурно-функциональная школа в немарксистской социологии (Парсонс и др.) рассматривает Д. как наличное состоя­ние социальной структуры и как процесс, ведущий к возникновению различных видов деятельности, ролей и групп, специализирующихся в выполнении отд. фун­кций, необходимых для самосохранения социальной системы. Однако в рамках этой школы вопрос о при­чинах и типах Д. остаётся не решённым (см. Струк­турно-функциональный анализ). Наряду с функцио­нальными, существуют таксономич. определения Д., когда термин обозначает просто различия социальных ролей, статусов, групп и орг-ций. В. И. Ленин подверг критике абстрактную трактовку процесса Д. в бурж. социологии, не учитывающую того главного, что свя­зано с разделением общества на антагонистич. классы (см. ПСС, т. 33, с. 10).

Основоположники марксизма-ленинизма проанали­зировали процесс Д. в обществе, связывая его с раз­витием производит. сил, разделением труда и услож­нением обществ. структуры. Важнейшие стадии Д. — разделение земледельч. и скотоводч. труда, ремесла и земледелия, сферы произ-ва и семьи, возникновение гос-ва. Марксизм требует конкретного изучения про­цессов Д. в обществе в целом — возникновения и фор-

мирования классов, социальных слоев и групп, выде­ления отд. сфер общества (производства, науки и др.), а также Д. внутри классов, обществ. сфер. Такой кон­кретный анализ показывает, напр., что в условиях со­циализма Д. сочетается с движением общества к соци­альной однородности.

ДИХОТОМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ (от греч. διχοτομία — рассечение на две части), деление объёма понятия (клас­са, множества) на два соподчинённых (производных) класса по формуле исключённого третьего: «А или не-А» (см. Исключённого третьего принцип). Строго говоря, только такое «деление на два» будет дихотомическим, т. е. таким, в к-ром производные классы определяются парой логически противоречивых свойств (терминов), одно из к-рых служит основанием деления. Так, деле­ние множества всех людей на мужчин и не-мужчин (по признаку «быть мужчиной») является дихотомическим, но деление того же множества на класс мужчин и класс женщин (по признаку пола) не является Д. д. — осно­вания деления здесь разные, а свойство «быть мужчи­ной» логически не противоречит свойству «быть жен­щиной». Последний тип «деления на два» называют ино­гда псевдодихотомическим. С т. зр. ре­зультата, оба типа деления могут совпадать; в этом смысле отнесение нек-рого «деления на два» к типу Д. д. или псевдодихотомического зависит в ряде случаев от принимаемых допущений.

ДИЦГЕН (Dietzgen) Иосиф (9.12.1828, Бланкенберг,— 15.4.1888, Чикаго), нем. рабочий-кожевник, философ, самостоятельно пришедший в своих выводах к мате-риалистич. диалектике. Испытал влияние филос. и атеистич. идей Фейербаха. Преследуемый за революц. деятельность, Д. в 1848 эмигрировал в США, а затем в Россию (1864—69). От изучения социально-политич. проблем Д. перешёл к филос. вопросам, особенно тео­рии познания. В 1850-х гг. Д. познакомился с работа­ми К. Маркса и Ф. Энгельса. С 1867 переписывался с Марксом. С этого времени развитие мировоззрения Д. протекало под влиянием марксизма. С 1869 Д. — член с.-д. партии, организатор одной из секций 1-го Интер­национала в Германии. Он опубликовал ряд статей в социалистич. печати, в к-рых пропагандировал эко-номич. и социальные идеи Маркса. Преследования нем. властей заставили Д. вновь эмигрировать в США.

Первая филос. работа Д. — «Сущность головной ра­боты человека» (1869, рус. пер. 1902). Как и более позд­ние его работы («Экскурсии социалиста в область тео­рии познания», 1887, рус. пер., 1907; «Аквизит фило­софии», 1895, рус. пер.— «Завоевания (аквизит) фило­софии...», 1906), она посвящена разработке осн. проб­лем теории познания. В гносеологии Д. усматривал теоретич. основу объяснения всех социально-экономич. вопросов. Будучи материалистом, он исходил из того, что мыслит. способность человека связана с его мозгом, является естеств. функцией. С позиций диалектики Д. подверг критике метафизику и агностицизм. Раскры­вая содержание диалектико-материалистпч. теории по­знания, он рассмотрел ступени и формы познания, роль практики, анализировал процесс отражения бес­конечного универсума в формах относит. и конкретной истины. Д. удалось раскрыть противоречивую природу сознания как отражения противоречий материального мира. Однако в своих произведениях он допускал ряд непоследовательностей, отд. ошибок и терминологич. неточностей (отождествление в нек-рых случаях созна­ния и материи, преувеличение относительности человеч. знаний, неточное определение истины и др.). У Д. диалек­тика не сложилась в целостную систему. В. И. Ленин считал Д. «... одним из выдающихся социал-демокра­тических писателей-философов Германии» (ПСС, т. 23, с. 117).

• Sämtliche Schriften, Bd 1—3, Stuttg., 1920; Ausgewählte Schriften, B., 1954; в рус. пер.—Избр. филос. соч., М., 1941; Письма II. Д. К. Марксу и Ф. Энгельсу. Приложение к кн.: Волкова В. В., И. Д., М., 1981.

• Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. кем. философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Л е-нин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18, гл. 3, § 3, гл. 4, § 8; В u л к о в а В. В., И. Д., М., 1961; Кома­рова В. Я., Филос. взгляды И. Д., в сб.: Распространение идей марксистской философии в Европе (кон. 19 — нач. 20 вв), Л., 1964; H е p n е г A., Josef Dietzgen's philosophische Lehren, Stuttff., 19222.

ДИЭРЕЗА (от греч. διαίρβσις — отдаление, разделе­ние, расчленение, различение), один из технич. ме­тодов платоновской диалектики, позволяющий отли­чать отд. виды один от другого («Софист» 253 d— е), вы­делять вид и давать ему определение путём дихотоми­ческого расчленения рода («Политик» 262 b—е); про­тивоположен методу возведения (συναγωγή) к единой идее разрозненного во множестве единичных вещей («Федр» 205 d—е). Наиболее яркие образцы использо­вания Д. у Платона — в диалогах «Софист» и «Поли­тик». Напр., софистич. иск-во определяется так: твор­ческое иск-во — божественное и человечес­кое — создающее вещи и их отображения — реальные и призрачные — посредством орудий и подражания — умелого и мнимого — на­ивного и притворного — перед толпой (оратор­ское иск-во) и отд. человеком (софистика). От­сюда определение софистики: «творческое человечес­кое иск-во, создающее призрачные отображения по­средством мнимого, причем притворного подражания перед отд. человеком» («Софист» 267 а — 268 с). Арис­тотель считал, что Д. полезна только для определения существа (τι) данной вещи, к-рое невозможно без зна­ния всех существ. свойств вещи, взятых в определ. по­следовательности («Вторая Аналитика» 96b—97b). Ме­тод Д. вошёл в учебники платоновской философии в среднем платонизме (Альбин) и неоплатонизме («Ано­нимные пролегомены к платоновской философии»). Зна­менитое «древо» Порфирия построено на основе диэре-тич. метода (см. Дихотомическое деление), В этике тер­мин «Д.» применял Эпиктет.

ДОБРО И ЗЛО, нормативно-оценочные категории мо­рального сознания, в предельно обобщённой форме обоз­начающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-от­рицательное и предосудительное в поступках и моти­вах людей, в явлениях социальной действительности. В интерпретации Д. и з. в истории этики начиная с древности сталкивались материалистич. и идеалистич. тенденции. Первая связывала эти понятия с человеч. потребностями и интересами, с законами природы или фактич. желаниями и устремлениями людей (натура­лизм), с наслаждением и страданием, счастьем и не­счастьем человека (гедонизм, эвдемонизм), с реальным социальным значением действий индивидов для их сов­местной жизни. Вторая же выводила понятия Д. и з. из божеств. веления или разума (и отклонений от них), из нек-рых потусторонних миру сущего идей, сущностей, законов, в результате чего конфликту между Д. и з. при­давался метафизич.-онтологич. смысл борьбы двух из­вечных начал в мире, или же сводила содержание дан­ных понятий к выражению субъективных пожеланий, склонностей, симпатий и антипатий человека. Лишь марксистская философия и этика поставили анализ этих понятий на подлинно науч. социально-историч. почву, связав Д. и з. с конкретными противоречиями обществ. действительности и их специфич. отражением в мо­ральном сознании определ. эпох, обществ. систем, клас­сов. Этим и обусловлены различия в понимании кон­кретного содержания Д. и з. в истории. «Представле­ния о добре и зле так сильно менялись от народа к на­роду, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому»,— писал Ф. Энгельс (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 94). Но вместе с тем в данных понятиях сохранялось и нек-рое предельно общее содержание: они всегда выражали в форме

ДОБРО 171

нравств. оценок и предписаний практич. задачи социаль­ных субъектов в современности или на отдалённое бу­дущее — задачи, формулирующие, с одной стороны, требования сохранения уже достигнутых в предшест­вующем развитии культуры результатов, а с другой — выражающие неудовлетворённость сущим и цели даль­нейшего историч. прогресса. Идея добра, писал В. И. Л е-нин, отражает требования человека к действительности: «...мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» (ПСС, т. 29, с. 195). В коммунистич. нравственности конфликт Д. и з. ос­мысляется прежде всего в плане борьбы за уничтоже­ние эксплуатации, социального неравенства и за все­стороннее развитие личности в бесклассовом обще­стве.

* Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, ПСС, т. 41; Лафарг П., Экономия, детерминизм Карла Маркса, Соч., т. 3, М.— Л., 1931, с. 82—101; Архангельский Л. М., Курс лекций по марксистско-ленинской этике, М., 1974.

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович [24. 1(5. 2). 1836, Н. Новгород, ныне Горький, — 17(29).11.1861, Петербург], рус. лит. критик, публицист, просвети­тель, революц. демократ и философ-материалист. С 1857 постоянный сотрудник журн. «Современник», ближайший помощник и друг Чернышевского.

В философии Д. выступал как непримиримый про­тивник теологии, схоластики, а также сугубо академич. теории, оторванной от жизни. Философия, по его мне­нию, должна быть связана с практикой, основываться на здравом смысле и простой логике, обличать обществ. пороки, пробуждать «задремавшие силы народа», спо­собствовать развитию в человеке благородных стрем­лений, уважения к началам справедливости, понима­ния прав и обязанностей человека, законов обществ. солидарности.

Для Д.-философа не борьба, не противоположность начал, а единство, монизм, гармония лежат в основе природы и человека, ибо материя мыслится как един­ственно сущее, а потому её коренные, неотъемлемые си­лы отдельно существовать не могут. Тезис о матери­альном единстве мира дополнялся учением о развитии: в мире всё развивается от простого к сложному, от несо­вершенного к более совершенному; повсюду одна и та же материя, только на разных ступенях развития; чело­век — последняя ступень развития материального мира; как и всё в мире, душа и тело в человеке нахо­дятся в единстве, гармонии. Выступая с антропологич. позиций против идеалистич. учений о дуализме телес­ного и духовного начал в человеке, Д. считал сознание продуктом телесной организации, определяя душу как силу, проникающую и одушевляющую весь телесный состав человека; одна и та же сила действует во всём теле; высокой степени сознания она достигает в «от­правлениях» нервной системы и особенно мозга. Если мы хотим, считал Д., чтобы развивался ум человека, нужно обратить внимание на его физич. состояние, на его здоровье, к-рое представляет собой верховную цель развития человека; соответственно нужно, чтобы об­щество позаботилось о материальном благополучии человека.

В противовес концепции «врождённых идей» Д. до­казывал, что источником знаний являются впечатле­ния от внеш. мира, из к-рых в процессе психич. дея­тельности возникают понятия и суждения; изучение предмета, наблюдение явлений, объяснение фактов, путь от подробностей к общим выводам, основанным на опытных знаниях,— осн. требование метода познания, к-рый Д. называл положительным.

Философия истории Д. отличается направленностью против спекулятивно-идеалистич. философско-историч. концепций, стремлением к социологич. теории, опи­рающейся на факты и вскрывающей внутр. смысл ис-

ДОБРОЛЮБОВ

торич. явлений. Однако, наряду с элементами мате-риалистич. понимания истории, в социологич. кон­цепции Д. нередко верх брали просветительско-иде-алистич. представления. Так, указывая на важность передовых идей в развитии общества, Д. выражал мне­ние о том, что они являются главнейшими двигателями истории. В истории происходят вечное движение и веч­ная смена идей, а поэтому необходимы «проповедники» этих идей. Преклонение перед носителями идей — исключит.

личностями — безрассудно, но, по Д., неверно также думать, что обществ. развитие зависит только от народа и человечества в целом: великие люди также влияют на историч. прогресс, отражая и выражая ход исторических событий, потребности обществ. раз­вития.

Содержание истории Д. представлял как процесс, в ходе к-рого «разумный», или «естеств.», порядок вещей подвергался «искусств.» искажениям, напр. путём вве­дения «неестеств.» крепостных отношений. Смысл исто­рии состоит в движении человечества к «разумным» («естеств.») началам, от к-рых оно отклонилось. Иска­жения вытекают не из природы человека, они — след­ствие ненормальных отношений, в к-рые человек пос­тавлен, поэтому исправлению подлежат прежде всего неразумные обществ. отношения. Как революц. демок­рат, Д. проводил идею необходимости борьбы с «внутр. врагами», к-рых нельзя победить «обыкновенным ору­жием», но только путём коренных преобразований всей обществ. жизни. Он отвергал надежду на «мирный прогресс при инициативе сверху, под покровом закон­ности».

«Естеств.» обществ. отношения, по Д., предполагают труд; степенью уважения к труду определяется истин­ная ценность данной ступени цивилизации; вся исто­рия — это не борьба между аристократами и демок­ратами, боярами и смердами, браминами и париями, а борьба «людей трудящихся» с «дармоедами». Дармо­едами являются не только феодалы, но и «роскошеству­ющие капиталисты», угнетающие «рабочий народ». Ос­нову разумных («естеств.») обществ. отношений сос­тавляют отношения семейные, поскольку именно в се­мье происходит самое полное и естеств. слияние эго­изма «Я» с эгоизмом другого и берут начало братство и солидарность, на к-рых должно базироваться «пра­вильно организов. общество». Условием нормального развития человека, личности, по Д., должно быть сос­тояние, при к-ром человек, не мешая другому, беспре­пятственно пользуется всеми благами природы, а так­же долей обществ. благ, на к-рые субъект получает право.

В целом философско-историч. концепция Д. не вы­ходит за рамки идеалистич., по преимуществу просве-тительско-антропоцентрич. философии истории.

Этика Д. направлена против абстрактных этич. кон­цепций; истинно нравственным, с его т. зр., является человек, добивающийся гармонии между потребнос­тями человеч. природы и требованиями долга, эгоизмом и «симпатическими отношениями» к другим.

Эстетика Д. противостоит теории «иск-ва для иск-ва». По Д., лит-pa в массе своей представляет «силу слу­жебную», значение к-рой состоит в пропаганде, слу­жении делу просвещения. Вместе с тем гениальные ху­дожники слова возвышаются над этой ролью и стано­вятся историч. деятелями, помогающими человечеству осознать свои силы и наклонности. Между истинным знанием и истинной поэзией нет разницы по существу, но мыслители и художники в разных формах и раз­ными способами выражают отношения к действитель­ности (у художника — примат чувства, большая сте­пень живости восприятия, мышление конкретными об­разами и т. д.). Эстетич. идеал Д. состоит в полном сли­янии науки и поэзии, науки и иск-ва. Лит-pa и иск-во должны стать проводниками благородных идей, ибо настоящее произведение иск-ва не просто даёт точное изображение действительности. «Правда» художеств.

произведения — это «человеч. правда», служащая прос­ветлению человеч. сознания, позтому прочный успех обеспечен тем произведениям, к-рые выражают ин­тересы народа, его дух, высшие, общечеловеч. интере­сы и идеалы.

В противовес теоретикам «иск-ва для иск-ва», иска­вшим в художеств. произведениях некие априорные и вечные законы иск-ва, Д. развивал концепцию «реаль­ной критики», к-рая в первую очередь определяет сте­пень «правды» в художеств. произведении и его «дос­тоинство», т. с. ценность. Критерием достоинства выс­тупает способность художника слова выражать «ес-теств.», «правильные» стремления народа и обличать пороки, возбуждая ненависть к явлениям, к-рые за­держивают и искажают прогрессивное развитие лич­ности и общества.

К. Маркс ставил Д. как писателя «наравне с Лессин-гом и Дидро» (Маркс К. и Э н т е л ь с Ф., Соч., т. 33, с. 266), а Ф. Энгельс считал его, наряду с Черны­шевским, одним из «...двух социалистических Лес-сингов...» (там же, т. 18, с. 522), т. е. просветителем, взгляды к-рого приняли социалистич. форму. Обществ. идеал Д. — идеал эпохи, когда, по словам В. И. Ле­нина, демократизм сливался ещё с социализмом, не ра­зошёлся с ним (см. ПСС, т. 1, с. 280, 299).

* Собр. соч., т. 1 — 9, М.—Л., 1961—64. * Плеханов Г. В., Д. и Островский, в кн.: Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958; Полянский В. [Лебедев П. И.], Н. А. Д. Мировоззрение и лит.-критич. деятельность, М., 1933; Наумова Μ. Α., Социологии., филос. и эстетич. взгля­ды.Н. А. Д., М., 1960; Соловьев Г. А., Эстетич. воззрения Чернышевского и Д., М., 1974; Кружков В. С., Н. А. Д. Жизнь, деятельность, мировоззрение, M., 1976.

В. Ф. Пустарнаков.

ДОГМА (от греч. δόγμα — мнение, решение, учение, постановление), доктрина или отд. её положения, при­нимаемые за истинные без доказательства, опытного обоснования и практич. проверки, а лишь на основе рели г. веры или слепого подчинения авторитету. Д. рассматриваются их приверженцами как незыблемые независимо от конкретной реальности, условий места и времени. Так, основу любых религий составляют при­нимаемые на веру, обязательные для всех верующих догматы, к-рые не могут подвергаться сомнению и кри­тике. В науке форму Д. нередко обретают те или иные устаревшие положения, поддерживаемые и защища­емые консервативно мыслящими учёными. Марксизм-ленинизм — решит. противник любых Д. Его осново­положники подчёркивали, что они рассматривают своё учение не в качестве Д., а как отражение непрерывно развивающейся действительности и как руководство к действию.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 264 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.