Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 47 страница




• История политич. учений, М., i9602, с. 213—15, 236—49, 269—327.

ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ,

см. в ст. Естественнонаучный материализм. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ, ес-тественноисторич. материализм, стихийный материализм, «... стихийное, несознаваемое, неоформленное, философски-бессозна­тельное убеждение подавляющего большинства естест­воиспытателей в объективной реальности внешнего

мира, отражаемой нашим сознанием» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 367). Термин введён в кон. 19 в. Дж. Тин-далем как обозначение преобладающей мировоззренч. установки, к-рой руководствуются в своих спец, ис-: следованиях естествоиспытатели (в т. ч. и придержи­вающиеся идеалистич. филос. взглядов). Для Е. м, характерны, с одной стороны, уверенность в объектив-ном характере природы и её закономерностей, а с дру­гой — признание их познаваемости средствами естест­вознания. Именно поэтому стихийный материализм неразрывно связан с филос. материализмом. На по­зициях Е. м. стояли и стоят мн. крупнейшие естествоис­пытатели, открытия к-рых (напр., учение Дарвина о естеств. отборе, теория относительности Эйнштейна, учение А. М. Бутлерова о химия, строении) явились науч. подтверждением диалектич. методологии. В то же время у самих сторонников Е. м. он остаётся «..."стыдливым" и недодуманным до конца материализ­мом...» (там же, с. 307, прим.) и не даёт последоват. ответа на основной вопрос философии. МетодолоГич. слабость Е. м. выясняется при подходе с его позиций к проблемам истории и социологии, выходящим за рамки естествознания. Материалистич. понимание ми­ра и истории в рамках Е. м, остаётся незавершённым. Однако и в пределах исследования природы Е. м. ос­таётся лишь незаконченным материализмом без сознат. применения диалектич. метода. Чтобы дать адекватную критику идеалистич. воззрений на природу и общество и всесторонне развернуть материалистич. понимание природных и обществ. явлений, учёный «... должен быть современным материалистом, сознательным сторонни­ком того материализма, который представлен Марк­сом, то есть должен быть диалектическим материалис­том» (там же, т. 45, с. 30). ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, см. в ст. Наука.

 

 

Ж

ЖАНЕ (Janet) Пьер (30.5.1859, Париж, — 24.2.1947, там же), франц. психолог и психопатолог. Продолжая работы франц. врача Ж. М. Шарко, развил психологич. концепцию неврозов, в основе к-рых, согласно Ж., ле­жат нарушения синтетич. функций сознания, утрата равновесия между высшими и низшими психич. функ­циями. В отличие от психоанализа, Ж. видит в психич. конфликтах не источник неврозов, а вторичное образо­вание, связанное с нарушением высших психич. функ­ций. Сфера бессознательного ограничивается им про­стейшими формами психич. автоматизмов.

В 20—30-х гг. Ж. развил общую психологич. теорию, исходя из понимания психологии как науки о поведе­нии. При этом, в отличие от бихевиоризма, Ж. не сводит поведение к элементарным актам, включая в систему психологии сознание. Ж. сохраняет свои взгляды на психику как энергетич. систему, обладающую рядом уровней напряжения, отвечающих сложности соответ­ствующих им психич. функций. На этой основе Ж. разработал сложную иерархич. систему форм поведе­ния от простейших рефлекторных актов до высших интеллектуальных действий. Ж. развивает историч. подход к психике человека, особо выделяя социальный уровень поведения; его производные — воля, память, мышление, самосознание. Возникновение языка Ж. связывает с развитием памяти и представлений о вре­мени. Мышление генетически рассматривается им как заместитель реального действия, функционирую­щий в форме внутр. речи.

Ж. оказал значит. влияние на развитие психологии, особенно французской (Ж. Пиаже, П. Фрес и др.).

• L'evolution de la memoire et de la notion du temps, Γν.] 1—3, P., [1928]; De l'angoisse ä l'extase, v. 1—2, P., 1926—28; Les debuts de Intelligence, P., 1935; в рус. пер.— Неврозы и фикси­рованные идеи, [ч.] 1, СПБ, 1903; Неврозы, М-, 1911; Психич. автоматизм, М., 1913.

• Роговин М. С., Введение в психологию, М., 1969, с. 329—58.

ЖИВКОВИЧ (Zivkovic) Любомир (28.8.1900—1968), югосл. философ и социолог-марксист; по образованию врач. В 1924 перевёл на сербско-хорват. яз. «Проис­хождение семьи, частной собственности и гос-ва» Ф. Энгельса. В работе «Человеч. общество и расовая те­ория» («Ljudsko drustvo i rasna teorija», 1937) Ж. ра­зоблачал идеологию фашизма.

Осн. внимание Ж. уделял проблемам антропогенеза, происхождения сознания, формам и структуре обществ. сознания, взаимоотношению науки и идеологии, кри­тике религии. Ж. указывал на основополагающее зна­чение марксистско-ленинской теории отражения, под­чёркивал её универсальный характер, особое внимание обращая на разработку проблем социального отраже­ния. Специфику социального процесса Ж. усматривал в целеполагании и целесообразной деятельности, в прак­тике, представляющей собой качественно новый вид де­терминизма. С позиций воинствующего материализма критиковал реакц. бурж. идеологию и ревизионизм.

• Freud i graflansko druätvo, Zagreb, 1939; Nauka o postanku fovjeka, Zagreb, 1941; Uvod u istoriju i ljudske svesti, Sarajevo, 1957; Nauka o drustvu. I deo. Osnova druätva, Sarajevo, 1958; Диалектика на социалния процес, София, 1971; в рус. пер.— Теория социального отражения, М., 1969.

ЖИВКОВИЧ 185

ЖИЗНЬ, форма существования материи, закономерно возникающая при определ. условиях в процессе её развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ (непременным условием Ж.), раздра­жимостью, способностью к размножению, росту, ак­тивной регуляции своего состава и функций, к различ­ным формам движения, приспособляемостью к среде и т. д. Однако строго науч. разграничение на живые и неживые объекты встречает существ. трудности. Так, до сих пор нет единого мнения о том, можно ли считать живыми вирусы, к-рые вне клеток организма хозяина не обладают ни одним из атрибутов живого: в вирусной частице в это время отсутствуют метаболич. процес­сы, она не способна размножаться и т. д. Специфика живых объектов и жизненных процессов может быть охарактеризована в аспекте как их материальной структуры, так и важнейших функций, лежащих в ос­нове всех проявлений Ж. Наиболее точное определе­ние Ж., охватывающее оба эти подхода к проблеме, дал ок. 100 лет назад Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел» (Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 20, с. 82). Термин «белок» тогда ещё не был определён вполне точно и его относили обычно к протоплазме в целом. Все известные ныне живые объекты имеют в своём составе два осн. типа био­полимеров: белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). Сознавая неполноту своего определения, Эн­гельс писал: «Наша дефиниция жизни, разумеется, весьма недостаточна, поскольку она далека от того, чтобы охватить все явления жизни, а, напротив, ограничивается самыми общими и самыми простыми среди них... Чтобы получить действительно исчерпы­вающее представление о жизни, нам пришлось бы про­следить все формы ее проявления, от самой низшей до наивысшей» (там же, с. 84).

Дарвин в «Происхождении видов» так определял осн. законы, лежащие в основе возникновения всех форм Ж.: «Эти законы, в самом широком смысле — Рост и Воспроизведение, Наследственность, почти не­обходимо вытекающая из воспроизведения, Изменчи­вость, зависящая от прямого или косвенного дейст­вия жизненных условий и от упражнения и неупраж­нения, Прогрессия размножения, столь высокая, что она ведет к Борьбе за жизнь и ее последствию — Ес­тественному Отбору...» (Соч., т. 3, М.—Л., 1939, с. 666). В целом обобщение Дарвина сохраняет силу и поныне, а его осн. законы Ж. сводятся к двум, ещё более общим. Это прежде всего способность живого ассимилировать полученные извне вещества, т. е. перестраивать их, уподобляя собств. материальным структурам, и за счёт этого многократно воспроизводить их (репроду­цировать). Способность к избыточному самовоспроиз­ведению лежит в основе роста клетки, размножения клеток и организмов и, следовательно, — прогрес­сии размножения (осн. условие для естеств. отбора), а также в основе наследственности и наследственной изменчивости. Сов. биохимик В. А. Энгельгардт рас­сматривает воспроизведение себе подобного как фун­даментальное свойство живого, к-рое ныне получает интерпретацию в терминах химич. понятий. Др. осо­бенность живого заключается в огромном многообра­зии свойств, приобретаемых материальными структу­рами живых объектов.

«Запись» наследств. свойств, т. е. кодирование при­знаков организма, осуществляется с помощью ДНК и РНК, хотя в процессе репродукции непременно уча­ствуют и белки-ферменты. Т. о., живой является не отд. молекула ДНК, белка или РНК, а их система в целом. Реализация многообразной информации о свойствах

ЖИЗНЬ

организма осуществляется путём синтеза согласно генетическому коду различных белков, к-рые благо­даря своему разнообразию и структурной пластично­сти обусловливают развитие различных физических и химических приспособлений живых организмов. На этом фундаменте в процессе эволюции возникли не­превзойдённые по своему совершенству живые управ­ляющие системы. Т. о., Ж. характеризуется высоко­упорядоченными материальными структурами, к-рые составляют живую систему, способную в целом к са­мовоспроизведению.

Ж. возможна лишь при определенных физич. и химич. условиях (температура, присутствие воды, ряда солей и т. д.). Однако прекращение жизненных процессов (напр., при высушивании семян или глубо­ком замораживании мелких организмов) не ведёт к по­тере жизнеспособности. Если сохраняется неповреж-дённой структура, она при возвращении к нормаль­ным условиям обеспечивает восстановление жизненных процессов.

Ж. качественно превосходит др. формы существова­ния материи в отношении многообразия и сложности химич. компонентов и динамики протекающих в жи­вом превращений. Живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем упорядоченности струк­турной и функциональной, в пространстве и во времени. Структурная компактность и энергетич. экономичность живого — результат высочайшей упорядоченности на молекулярном уровне.

Живые системы обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и информацией, т. е. являются открытыми системами. При этом, в отличие от неживых систем, живому присуща способность к упорядочению, к созданию порядка из хаоса (т. е. противодействия возрастанию энтропии). Однако снижение энтропии в живых системах возможно только за счёт повышения энтропии в окружающей среде, так что в целом процесс повышения энтропии продолжается.

Ж. на Земле, зародившаяся не менее 1,5—2 млрд. лет назад, представлена громадным числом организмов, к-рые постоянно связаны со средой, т. е. с др. орга­низмами и неживой природой. Ж. со всеми её прояв­лениями произвела глубочайшие изменения в развитии нашей планеты. Совершенствуясь в процессе эволюции, живые организмы всё шире распространялись по пла­нете, принимая участие в перераспределении энергии веществ в земной коре. Распространение раститель­ности привело к коренному изменению состава атмосфе­ры. Углерод, веками скапливавшийся в остатках рас­тений, образовал в земной коре грандиозные энергетич. запасы в виде залежей органич. соединений (каменный уголь, торф). Растит. покров изменил физич. и химич. характеристики планеты. Развитие Ж. в Мировом оке­ане привело к созданию осадочных пород, состоящих из скелетов и др. остатков морских организмов. Эти отложения, их механич. давление, химич. и физич. превращения изменили поверхность земной коры. Избират. поглощение веществ организмами вызвало перераспределение веществ в верхних слоях земной коры. Всё это создало на Земле особую оболочку — биосферу, в к-рой развивались и развиваются жизнен­ные явления.

В ходе эволюции живых организмов всё более со­вершенствовались процессы приспособления их к внеш. условиям, что у свободно подвижных животных способ­ствовало развитию центр. нервной системы. Развитие под влиянием труда наиболее совершенной формы выс­шей нервной деятельности у предков человека созда­ло предпосылки для перехода Ж. на социальный уро­вень, связанный с высшей формой движения, свойст­венной человеку и качественно отличной от биологиче­ской, присущей остальным формам Ж. После перехо­да на этот уровень, с возникновением обществен­ного сознания, становится возможным прогнозирование развития и создание новых форм регуляции и приспо-

собления, невозможные в процессе чисто биологиче­ского развития.

• Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; его же, Анти-Дюринг, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; Вернадский В. И., Биосфера, т. 1—2, Л., 1926; Бауэр Э. С., Теоретич. биология, М.—Л., 1935; Ш p е-д и н г е p Э., Что такое Ж. с т. зр. физики?, пер. с англ., М., 1947; Ш м а л ь г а у а е н И. И., Кибернетич. вопросы биоло­гии, Новосиб., 1968; Малиновский А. А., Нек-рые воп­росы организации биология, систем, в сб.: Организация и управ­ление, М., 1968; Опарин А. И., Ж., её природа, происхожде­ние и развитие, M., 19682; Энгельгардт В., Проблема Ж. в совр. естествознании, ((Коммунист», 1969,.№ 3; Фролов И. Т., Ж. и познание. О диалектике в совр. биологии, М., 1981; BertalanffyL. v., Problems of life, N. Υ., [1960].

А. А.Малиновский.

ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ, Жильбер из Π ο ρ ρ е (Gislebertus Porretanus, Gilbert de la Por­ree), Жильбер из Пуатье (ок. 1076, Пуатье,— 1154, там же), ср.-век. философ-платоник. Ученик Бер-нара Шартрского, после его смерти канцлер (1126—37) шартрской школы, с 1142 епископ Пуатье. Гл. работы — образцовый (популярный вплоть до 16 в.) комм. к Боэ­цию (особенно к «О Троице»); долго служившая учеб­ником и отразившаяся у Лейбница «Книга о шести началах» — метафизич. интерпретация аристотелевских категорий; комм. к псалмам, к посланиям апостола Павла. Ж. П. понимал философию как осмысление таинств. реальности («не уверуем, познав, а познаем, веруя»). «Первое совершенство» бога — «единственное и простейшее» бытие (essentia), «то, чем» (quo) всё су­ществует; сущность (substantia) и бытие в боге совпа­дают. Чистой «бытийной» форме соответствует неопре­делимая «первонач.» (primordialis) материя; возникно­вение вещей есть их «сообразование» (conformitas) с этой формой-образцом. Тем самым вещи всегда со-ставны (раздвоены на «что» и «чем»), не равны себе и яв­ляют в своём множестве иерархию форм. С помощью воображения происходит «натуральное», «рациональ­ное» познание «конкретных» форм (не отделённых от материи), с помощью «математики» (disciplina) — исход­ных, «неподвижных» форм вещей; наконец, «теория» (созерцание) постигает прообразующие универсальные формы — идеи. Среди многочисл. последователей Ж. П.— Иоанн Солсберийский и Алан Лилльский. * в кн.: Migne PL, t. 64; Liber de sex principiis, ed. A. Heysse, Monasterii, 1953.

• Vanni Rovighi S., Studi di filosofia medioevale, v. 1, Mil., 1978, p. 176—247 (библ.); E l s w i ] k H. C. van, Gilber Porreta, Leuven, 1966.

ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри (13.6.1884, Париж,— 19.9.1978, Краван), франц. религ. философ, предста­витель неотомизма, историк ср.-век. философии. Осно­ватель и издатель журн. «Etudes de philosophie medie-vale» (с 1922).

Осн. задачей философии Ж. считал возрождение ср.-век. схоластич. системы Фомы Аквинского как «вечной философии», решающей проблемы бытия. Новую фило­софию, начиная с эпохи Возрождения, Ж. рассматривал как непрерывную цепь заблуждений. Тайна томизма, по Ж., заключается в достижении гармонии между фи­лософией и верой; истины науки, философии и богосло­вия на разных уровнях повествуют об одном и том же. Ж. стремился восстановить мир ср.-век. мысли (книги об Августине, Бонавентуре, Бернаре Клервоском, Фо­ме Аквинском, Иоанне Дунсе Скоте и др. мыслителях, особенно же «Дух средневековой философии» («L'esprit de la philosophie medievale», 1932).

• Existentialisme chretien, P., 11948]; Peinture et realite..., P., 1958; Introduction ä la philosophie chretienne, P., 1960; La philosophie et la theologie, P., 1960; Le Thomisme, P., 1965·; La socicte de masse et sa culture, P., 1967; La philosophie au moyen age, v. 1—2, P., 1976s.

• Кузнецов В. Н., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970, с. 202—11; Сахарова Т. А., От философии су­ществования к структурализму, М., 1974, с. 147—78; M a r i-t. a i n J. [a. о.], В. Gilson, philosophe de la chretiente, IP., 194!)]; Melanges offerts ä Eticnne Gilson, [P.—Toronto, 1959].

ЖОЖА (Joja) Атанасе (1904—72), рум. философ-марксист и обществ. деятель. Чл. РКП с 1931. В 1955— 1969 чл. ЦК РКП. В 1960—63 президент Академии

СРР; создал и возглавлял Логический центр Акаде­мии СРР.

Ж. занимался проблемами предмета логики, сущно­сти и значения диалектич. логики, её места в системе филос. знания. Исходя из наличия трёх логик: класси­ческой (формальной), символической (математической) и диалектической, он считал, что они взаимно допол­няют друг друга и тем самым логика в целом выступает как единая наука. При этом диалектич. логика уста­навливает границы применимости как классич., так и символич. логик. Ряд работ Ж. посвящен истории ло­гики и критике идеалистич. направлений в совр. ло­гике.

• Studii de logicä, v. 1—4, Вис., 1960—76; Logos architekton, Вис., 1971; Hecherches logiques, Вис., 1977; в рус. пер.— О нек-рых сторонах диалектич. логики, в сб.: Проблемы филосо­фии, М., 1960; В. И. Ленин о разработке диалектич. логики в связи с общим развитием логики, «ФН», 1962, JV«1—2; Логич. исследования, М., 1964.

ЖУВЕНЕЛЬ дез Юрсен (Jouvenel des Ursins) Бертран де (р. 31.10.1903, Париж), франц. экономист, социолог и футуролог. Президент франц. футурологич. об-ва «Футурибль» (1967—74) и президент-основатель Междунар. федерации исследований будущего (1973), член Римского клуба. Автор науч. и публицистич. тру­дов по перспективным социально-экономич. пробле­мам, написанных с позиций либерального реформизма. Ж.— один из первых методологов социального прогно­зирования на Западе. Выдвинул концепцию «возмож­ного будущего», не детерминированного научно-технич. прогрессом и социально-экономич. условиями, а «изо­бретаемого» людьми. С этих позиций выступал против концепций «технологич. детерминизма» и «экологич. пессимизма» в совр. бурж. футурологии.

• Raisons de craindre, raisons d'esperer, v. 1 — 2, P., 1948; The ethics of redistribution, Camb., 1951; De la souverainete, P., 1955; L'art de la conjecture, Monaco, 1964; Arcadie. Essais sur le mieux-vivre, P., 1968; Du pouvoir. Histoire naturelle de sa croissance, P., 1972.

ЖЭНЬ (кит., букв.— гуманность, человеколюбие), тер­мин кит. философии, одно из центр. понятий конфуциан­ства. Не имеет эквивалента в европ. языка«, ближе всего к оригиналу значения «гуманность, человечность, человеколюбие», иногда «человеческое начало». Поня­тие Ж. было введено Конфуцием и в «Чжун юне» («Рас­суждения о соблюдении срединного пути») отождест­влено им с самим человеком, т.е. понималось как осн. человеч. качество. Гл. проявлением его Конфуций считал любовь к родственникам; в его учении оно было, однако, атрибутом лишь цзюньцзы (благородного му­жа), тогда как сяожэнь (простолюдин) был его лишён. Дальнейшее развитие Ж. получило у Мэн-цзы, к-рый в русле своей идеи о врождённой доброте человека трак­товал Ж. как разум (сердце) и считал, что человек, об­ладающий Ж., любит людей и всё сущее, поэтому бла­городный человек не может не пестовать Ж. в своём сердце. Мэн-цзы ввёл понятие «Ж. чжэн» —«гуманная политика» в качестве единственно правильного прин­ципа управления страной. В период Хань (206 до н. э.— 220 н. э.) у Дун Чжуншу Ж. означало «любовь» как основу межчеловеч. отношений, а в эпоху Тан (618— 907), особенно в философии Хань Юя (768—824),— все­общую любовь. Новое звучание Ж. приобрело в нео­конфуцианстве, особенно у Чжан Цзая, в этике к-рого Ж. охватывает всю Вселенную. В философии Мо-цзы Ж. выступает как «всеобъемлющая (взаимная) любовь», направленная прежде всего от «Я» к другим. Как и ли, Ж. стало частью массового сознания китайцев вплоть до 20 в.

• Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972; Алексеев В. М., Кит. лит-pa. Избр. труды, М., 1978; The Four Books, transl by I. Legge, Shanghai, 1933, p. 544—47, 610—38; Wing-t s i t С h a n, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963; Politella J., Taoism and Confucianism, Iowa City 1967.

ЖЭНЬ 187

ЗАБЛУЖДЕНИЕ, несоответствие знания сущности объекта, субъективного образа — объективной действи­тельности, обусловленное ограниченностью обществ.-историч. практики и знания либо абсолютизацией отд. моментов познания или сторон объекта. 3. отличается от ошибки — как несоответствия знания индивида объ-ектy, обусловленного личными качествами субъекта. Понятие 3. характеризует состояние знания, качест­венно отличное от истинного, оно фиксирует факт неверного, искажённого отражения действительности. 3. закрепляются в сознании классовыми, групповыми, а подчас и индивидуальными интересами. 3., возникающие в науч. познании, находятся в диа-лектич. взаимоотношении с истиной. «Истина и заблуж­дение, подобно всем логическим категориям, движу­щимся в полярных противоположностях, имеют абсо­лютное значение только в пределах чрезвычайно огра­ниченной области» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 92). В истории науки 3., содержащие объективно-истинные моменты знания, нередко выступали формой развития истины. Решение проблемы 3. неразрывно связано с пониманием истины как диалектич. процесса развития познания и с призна­нием обществ.-историч. практики критерием различе­ния истины и 3.

ЗАКОН, необходимое, существенное, устойчивое, по­вторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами дан­ного предмета, между свойствами вещей, а также меж­ду свойствами внутри вещи. Существуют 3. функцио­нирования, выражающие существенную, необходимую связь между сосуществующими в пространстве вещами и явлениями (напр., 3. всемирного тяготения). Наряду и в единстве с 3. функционирования существуют 3. раз­вития. Так, напр., общество закономерно развивается от одной обществ.-экономич. формации к другой. «... Понятие закона есть одна из ступеней позна­ния человеком единства и связи, взаимозави­симости и цельности мирового процесса» (Л е-н и н В. И., ПСС, т. 29, с. 135).

В системе объективного идеализма 3. трактуется как выражение мирового разума, воплощённого в природе и обществе. С т. зр. субъективного идеализма 3. прив­носится познающим субъектом в реальный мир: разум даёт законы природе. Напр., согласно неопозитивизму, 3., фиксируемые в т. н. фактуальных науках,— это ус­ловные правила связывания высказываний, описы­вающих данные чувств. опыта.

Диалектич. материализм исходит из того, что 3. носят объективный характер, выражая реальные отношения вещей. 3. могут быть менее общими, действующими в огранич. области и изучаемыми отд. конкретными нау­ками (напр., 3. естеств. отбора); более общими, изучае­мыми рядом областей знания (напр., 3. сохранения энергии, циркуляции информации); всеобщими, уни­версальными (законы диалектики: переход количеств. изменений в качественные и др.), к-рые исследуются философией. Одни 3. выражают строгую количеств. зависимость между явлениями и фиксируются в науке математич. формулами, другие 3. не поддаются мате-матич. выражению. Различают также статистические и динамические закономерности.

Реализация 3. зависит от соответствующих необхо­димых условий, наличие к-рых обеспечивает переход следствий, вытекающих из 3., из состояния возмож-

ЗАБЛУЖДЕНИЕ

ности в действительность. В природе 3. действуют как стихийная сила. Обществ.-историч. 3.,будучи равнодей­ствующей сознат. человеч. действий, есть законы самой человеч. деятельности: они создаются и реализуются людьми в процессе обществ. практики. Но действие обществ. 3., так же, как и 3. природы, объективно: в ос­нове историч. процесса лежит развитие способа произ­водства.

На основании познания 3. достигается предвидение будущего, осуществляется претворение теории в прак­тику. Посредством познанных 3. оказывается возмож­ным управление как природными, так и социальными процессами. См. также Закономерность общественная. • Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980; Основы марксистско-ленинской философии, М., 19805; Д p у я н о в Л. А., Место 3. в системе категорий материалистич. диалектики, М., 1981.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ, закон общественный, объективно существующая, по­вторяющаяся, существ. связь явлений обществ. жизни или этапов историч. процесса, характеризующая по-ступат. развитие истории. В домарксистской филосо­фии и социологии отд. мыслители приходили к идее закономерного характера историч. процесса (Аристо­тель, идея детерминизма в истории Бодена, теория историч. круговорота Вико, географич. детерминизм Монтескье, Кондорсе, Гердер). Франц. материализм, хотя и стоял в целом на идеалистич. позициях в объяс­нении истории, в своеобразной форме также подошёл к признанию 3. о. В 19 в. проблемы 3. о. разрабатыва­лись в трудах франц. историков эпохи Реставрации (Тьерри, Минье, Гизо). Огромное значение для разви­тия идеи 3. о. имели взгляды Гегеля, к-рый, по вы­ражению Ф. Энгельса, «...первый пытался показать раз­витие, внутреннюю связь истории...» (М аркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 496). К пониманию закономерного характера истории подошёл Сен-Симон; теорию трёх стадий историч. развития выдвинул осно­ватель позитивизма Конт.

Науч. решение вопроса о 3. о. было дано впервые Марксом и Энгельсом с позиций материалистич. пони­мания истории. Выделение производств. отношений как первичных и материальных позволило применить критерий повторяемости к явлениям истории. Это было условием открытия 3. о. Как установил марксизм, в обществ. жизни действие законов проявляется в виде тенденций, т. е. законы определяют осн. линию разви­тия общества, не охватывая и не предопределяя множе­ства случайностей и отклонений; именно через эти слу­чайности и отклонения необходимость пробивает себе дорогу как закон. Поэтому в истории имеют место как динамич., так и статистич. закономерности. В примене­нии к массовым обществ. явлениям уместно говорить о статистич. закономерности, допускающей индиви­дуальные отклонения, через к-рые прокладывает себе дорогу тенденция. Если же рассмотреть общую линию историч. развития, то выражающая её общесоциологич. закономерность выступает как динамическая. Крите­рием для выделения общего и повторяющегося в исто­рии служит прежде всего понятие обществ.-экономич. формации. Марксизм отвергает неокантианское отри­цание повторяемости в обществ. явлениях и вместе с тем не абсолютизирует повторяемость. Наличие общих 3. о. предполагает своеобразие развития отд. стран и народов, проходящих сходные этапы развития. Законо­мерный характер истории означает также поступат. характер её развития, связан с идеей прогресса.

Открытие 3. о. позволило представить развитие об­щества как естеств.-историч. процесс. Законы развития

общества есть законы исключительно деятельности людей, а не нечто внешнее по отношению к ней. Отвер­гая фатализм и волюнтаризм в решении вопроса о соот­ношении объективных законов истории и сознат. дея­тельности людей, марксизм исходит из того, что люди сами творят свою историю при материальных и духов­ных предпосылках, унаследованных от предшествую­щих поколений, и онредел. обстоятельствах. Но, опи­раясь на объективно существующую 3. о., они находят в самой действительности источники и силы для её пре­образования, т. е. действуют активно.

В истории существуют законы различной стеиени общности: общесоциологические, проявляющиеся на всех этапах человеч. истории (напр., закон соответст­вия производств. отношений характеру и уровню раз­вития производит. сил); действующие в определ. груп­пе формаций (напр., законы классовой борьбы в усло­виях антагонистич. обществ); свойственные отд. форма­циям (напр., закон производства прибавочной стоимо­сти при капитализме).

Признание 3. о. в марксизме означает также и воз­можность её познания. По сравнению с познанием за­конов природы здесь имеет место ряд специфич. черт, в частности познание 3. о. зависит от степени зрелости обществ. отношений, оно в большей мере связано с ин­тересами определ. классов. Познание законов обществ. развития открывает возможность их использования в практич. деятельности людей. В условиях антагони­стич. обществ использование 3. о. связано с борьбой классов. В социалистич. обществе возникают условия для сознат. использования объективных законов исто­рии: здесь изменяется соотношение стихийности и соз­нательности в обществ. развитии, возрастает возмож­ность науч. управления обществ. процессами. Эта воз­можность используется коммунистич. партией для вы­работки научно обоснованной политики развития всех сфер общества, для предвидения тенденций и направ­ления обществ, развития.

Вопрос о 3. о. является одним из острых вопросов борьбы марксистской и бурж. идеологий. Марксистской позиции в вопросе о 3. о. противостоит ряд течений бурж. философии и социологии, характерной чертой к-рых является или отказ от признания 3. о., или от­каз от возможности её познания и использования. От­ношение обществ. науки к проблеме 3. о. в конеч­ном счёте неизбежно связано с классовой позицией. Признание 3. о. в марксизме является теоретической основой учения о закономерном характере социали­стической революции, о неизбежности торжества ком­мунизма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 226 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.