Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 27 страница




• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 418—20; Гом-перц Г., Жизнепонимание греч. философов и идеал внутр. свободы, пер. с нем., СПБ, 1912.

ГЕЙЗЕНБЕРГ, Хайзенберг (Heisenberg) Вер-нер (5. 12. 1901, Вюрцбург,— 1.2.1976, Мюнхен), нем. физик-теоретик, один из создателей квантовой меха­ники. С 1941 директор Ин-та кайзера Вильгельма (с 1946 — Ин-т Макса Планка). Нобелевская пр. по физи­ке (1932).

В ст. «О квантовотеоретич. истолковании кинематич. и механич. соотношений» («Quantentheoretische Umdeu­tung der kinematischen und mechanischen Beziehun­gen», 1925) Г. построил исторически первый вариант квантовой механики — матричную механику. В осно­вополагающей работе «О наглядном содержании кван­товотеоретич. кинематики и механики» («Über den an­schaulichen Inhalt der quantentheoretischen Kinematik und Mechanik», 1927) дал вывод соотношения неопре­делённостей, выражающего ограничения на употреб­ление классич. понятий в квантовой механике. Г. яв-

ГЕЙЗЕНБЕРГ 105

ляется одним ив авторов протонно-нейтронной модели строения атомного ядра (1932). В последние годы жиз­ни Г. работал над проблемами квантовой теории поля. Значит, место в науч. творчестве Г. занимают раз­работка филос.-методологич. проблем физики и её ис­тории. С именем Г. связывается формулировка принци­па наблюдаемости, введение понятия замкнутой физич. теории, новая постановка проблемы причинности. Ряд методологич. работ Г. посвящён исследованию связи совр. физики с идеями антич. философии, в к-рых он отдаёт предпочтение объективно-идеалистич..натур-филос. идеям Платона. Г. защищал субстанциальную трактовку энергии в духе энергетизма, считая, что все элементарные частицы «сделаны из энергии». В ряде работ Г. анализировал понятие простоты науч. теории, различные аспекты концепции дополнительности, со-циокультурные проблемы науки.

• в рус. пер.; Физич. принципы квантовой теории, М.— Л., 1932; Филос. проблемы атомной физики, М., 1953; Физика и философия, М,, 1963; Введение в единую полевую теорию эле­ментарных частиц, М., 1968.

• К у з н е ц о в И. В., В чем прав и в чем ошибается В. Г., «ВФ», 1958, №11; Омельяновский М.Э., Несколь­ко замечаний по поводу статьи В. Г., там же, 1979, № 12, с. 44—48.

ГЕЙЛИНКС (Geulincx) Арнольд (31.1.1624, Антвер­пен,— 1669, Лейден), голл. философ-идеалист. Под­верг критике схоластич. аристотелизм. Философия Г. сложилась под влиянием Декарта. Как один из гл. представителей окказионализма доказывал невозмож­ность взаимовлияния души и тела, уподобляя их двум часам, ход к-рых изначально согласован богом (позже Лейбниц использовал этот пример для теории преду­становленной гармонии).

• Gnotti se auton sive Ethica, [s. 1.1, 1675; Physica vera, Is. 1.1, 1688; Metaphysica vera..., Amst., 1691; Opera philosophica, v. 1—3, Is. l.j, 1891 — 93.

• История философии, т. 1, M., 1957, с. 406—08; V I e e-schauwerH. J. de, Three centuries of Geulinrx research. A bibliographical survey, Pretoria, 1957; L a t t r e A. de, L'oc-casionallsme d'A. Geulincx, P., 1967.

ГЕККЕЛЬ (Haeckel) Эрнст (16.2.1834, Потсдам,— 9.8.1919, Йена), нем. биолог, учёный-материалист. На­иболее известны труды Г. по развитию эволюц. учения и популяризации основ естеств.-науч. материализма. В кн. «Мировые загадки» (1890, рус. пер. 1937), поло­жительное значение к-рой отметил В. И. Ленин (см. ПСС, т. 18, с. 370—71), Г. отстаивал материалистич, мировоззрение в противовес идеализму и агностициз­му. В своей методологии Г. противопоставлял индук­цию дедукции (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т.-20, с. 540—43). На основе теории Дар­вина о происхождении видов Г. развил учение о зако­номерностях происхождения и развития живой приро­ды, пытаясь проследить генеалогич. отношения между различными группами живых существ (филогенез) и представить эти отношения в виде «родословного дре­ва». Ключом к познанию филогенеза, по Г., служит изу­чение развития особи — онтогенез. В трактовке дви­жущих сил эволюции Г. проявлял непоследователь­ность, пытаясь эклектически соединить принципы Дар­вина и Ламарка.

• в рус. пер.: Совр. знания о филогенетич. развитии человека, СПБ, 1899; Мировоззрение Дарвина и Ламарка, СПБ, 1909; Борьба за эволюц. идею, СПБ, 1909; Естеств. история миро-творения, т. 1—2, СПБ.И914; Происхождение человека, П., 1919; Монизм, Гомель, 1924.

• У ш м а н Г., Определение Э. Г. понятия «экология», в кн.: Очерки по истории экологии, М., 1970, с. 10—21; S eh m i d t H., Ernst Haeckel. Leben und Werke, B., 1926; Ernst Haeckel, hrsg. v. V. Franz, Bd l—Sein Leben, Denken und Wirken, Jena, 1943.

ГЕЛЕН (Gehlen) Арнольд (29.1.1904, Лейпциг,—30. 1.1976, Гамбург), нем. философ (ФРГ), один из основа­телей философской антропологии. В основном соч. «Че­ловек. Его природа и его положение υ мире» («Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in der Welt», 1944) выражена ключевая для нем. филос. антрополо-

ГЕЙЛИНКС

гии филос.-биология, концепция. Исходный тезис о доминирующем значении бессознат. витальной сферы и положение Ницше о человеке как «ещё не опреде­лившемся животном» служили у Г. для биологич. обоснования специфической, исключительной для жи­вотного мира природы человеч. существа. Согласно Г., человек является «биологически недостаточным» су­ществом, поскольку он плохо оснащён инстинктами, «не завершён» и «не закреплён» в животно-биологич. организации, а потому лишён возможности вести чисто естеств. существование. Человек предоставлен самому себе, вынужден искать способы применения своих воз­можностей и способностей, природой предопределена его открытость миру и его деятельная природа. Исто­рия, общество и его институты предстают у Г. лишь в качестве форм, восполняющих биологич. недостаточ­ность человека и оптимально реализующих его по­луинстинктивные устремления. Биологизаторский под­ход Г. к человеку ведёт к иррационалистически-ис-кажённому представлению его сущности, не позволяет адекватно понять сущность человеч. сознания и соци­альный опыт.

• Gesamtausgabe, Bd 1—7 —, Fr./M., 1977—80—; Studien zur Anthropologie und Soziologie, Neuwled ain Rhein — B., 1963; Urmensch und Spätkultur, Fr./M.— Bonn, 19642; Die Seele im technischen Zeitalter, Hamb., 1964; Moral und Hyper-moral, Fr./M.— Bonn, 19702.

• Григорьян Б. Т., Филос. антропология сегодня, в кн.: Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ, М., 1978; G l a s e z. W. R., Soziales und instrumentales Handeln. Prob­leme der Technologie bei Arnold Gehlen und Jürgen Habermas, Stuttg., 1972.

ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ, гелиоцентрич. система мира (от греч. ήλιοζ — Солнце), представление о том, что центр. телом Солнечной системы является Солнце; Вселенная в совр. понимании центра не имеет. Идея Г. возникла ещё в античности, но как система мира, спо­собная противостоять геоцентризму, развита в кн. Ко­перника «Об обращении небесных сфер» (1543). В перво-нач. виде система Коперника сохраняла нек-рые пе­режитки геоцентризма, напр. представления о равно­мерном круговом движении планет и о наличии у Все­ленной единого центра (Солнце), к-рые были преодо­лены Бруно, И. Кеплером, Галилеем и др. Г. оконча­тельно восторжествовал в результате трудов Ньютона: закон всемирного тяготения и законы механики объ­ясняли все особенности планетных движений. Были от­крыты также и убедит. наблюдат. доказательства вра­щения Земли (маятник Фуко и др.) и её движения по ор­бите (параллаксы звёзд и др.). Спор геоцентризма и Г. был также мировоззренческим и идеологическим: ка-толич. церковь увидела в Г. отрицание христ. космоло-гич. предпосылок; книга Коперника была запрещена церк. цензурой более двух столетий (1616—1822). Г. открыл новую эпоху в развитии астрономии, науч. мысли вообще, нанёс удар господствовавшим недиалек-тич. представлениям о том, что подлинные свойства предмета доступны непосредств. наблюдению и воспри­ятию (наивный реализм, метафизич. материализм), под­готовил почву для открытия диалектики сущности и яв­ления.

ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (31.1.1715, Париж,— 26.12.1771, там же), франц. философ-мате­риалист, идеолог революц. франц. буржуазии 18 в. Сблизившись с Монтескье и Вольтером, с 1751 посвя­тил себя науч. занятиям. Одно из гл. соч. Г.— «Об уме» (1758; рус. пер. 1917, 1938) — было запрещено и сожжено.

Согласно Г., мир материален, бесконечен во временп и пространстве, находится в постоянном движении, мышление и ощущение являются свойствами материи, возникшими как её наиболее сложные образования. Г. одним из первых среди франц. материалистов 18 в. пре­одолел непоследовательность теории познания Локка, придав его сенсуализму открыто материалистич. ха­рактер; Г. был противником агностицизма. Подверг резкой критике идеи существования бога, сотворения

мира, бессмертия души. Однако Г. не вышел за пре­делы метафизич. мышления, абсолютизировал значе­ние законов механики.

Критикуя теология, воззрения на обществ. жизнь, Г. объяснял её без помощи сверхъестеств. сил, не выходя, однако, за пределы идеалистич. понимания истории. Г. начинал изучение обществ. явлений с изолированного индивида, признавая сознание и страсти человека гл. движущей силой обществ. развития. Он критиковал учение о врождённом неравенстве интеллектуальных способностей людей, а различия их психич. и морально­го склада объяснял прежде всего особенностями среды, в к-рой они воспитывались. Подвергнув критике ре-лиг. и спиритуалистич. этику, основанную на призна­нии врождённости моральных чувств и понятий, Г. до­казывал опытное происхождение нравств. представле­ний, их обусловленность интересами индивида. Этот индивидуализм Г. пытался сочетать с обществ. интере­сом, к-рый в действительности был идеализированным классовым интересом буржуазии.

Г. выдвинул требование полной ликвидации феод. отношений и феод. собственности. Считая респ. форму правления непригодной для больших гос-в, он был сто­ронником просвещённого абсолютизма, в понятие к-ро-го вкладывал бурж.-демократич. содержание.

Деятельность Г. сыграла значит. роль в идеологич. подготовке Великой франц. революции, в идейной подготовке утопич. социализма нач. 19 в. и развитии филос. мысли.

• Oeuvres completes, v. l—14, P.,1795; в рус. пер.— Счастье. Поэма, М., 1936; О человеке, его умств. способностях и его воспитании, М., 1938.

«Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, Избр. филос. соч., т. 2, М., 1956; Воронины и И. П., К. А. Г., М., 1934; Момджян X. Н., Философия Г., М., 1955; Keim Α., Helvetius, sa vie et son oeuvre, P., 1907; Grossman M., The philosophy of Helvetius..., N. Y., 1926; Horowitz I. L., Claude Helvetius..., N. Y., 1954.

ГЕНЕЗИС (греч. γένεσις), происхождение, возникнове­ние; в более широком смысле — зарождение и последу­ющий процесс развития, приведший к определ. со­стоянию, виду, предмету, явлению. См. также Генети­ческий метод, Историзм.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД, метод науч. познания, ис­следующий возникновение, происхождение и становле­ние развивающихся явлений. Г. м. предполагает ана­лиз нек-рого исходного состояния объекта и выведение из него последующих состояний. Попытки осмысления происхождения и возникновения бытия, мира, отд. процессов и явлений характерны уже для мифоло­гии. Генезис природного и социального бытия был в центре внимания антич. мыслителей, выдвигавших раз­личные исходные первоначала (атом у Демокрита, сти­хии у Аристотеля, субстанция и др.).

В ходе развития науки Г. м. складывается к кон. 18 — нач. 19 вв. и находит своё выражение в космого­ния, гипотезе Канта — Лапласа, атомистике Дальтона и др. В философии Гегеля Г. м. кладётся в основу фено-менологич. анализа сознания, к-рый ставит своей це­лью показать историч. метаморфозы форм сознания и раскрыть становление науки вообще. Проникновение генетич. анализа в науки, исследующие процессы раз­вития, привело к утверждению Г. м. как особого мето­да познания и к возникновению спец. отраслей знания (теория эволюц. происхождения видов Дарвина, гене­тич. психология, генетич. социология и др.). В зап.-европ. философии 20 в. Г. м. преим. используется при анализе форм сознания, предрассудков, ценностных установок и т. д. (фрейдизм отстаивает идею выведения различных форм сознания из архетипов, неокантиан­ство кладёт в основание теории познания принцип ге­незиса и идеального конструирования; в феноменоло­гии выделяются статич. и генетич. подходы в теории сознания).

В совр. науке осознаётся необходимость соединения структурно-синхронич. и генетически-диахронич. изу-

чения объектов. Эта тенденция выражается как в крити­ке чисто эволюционистской трактовки Г. м., при к-рой выпадают из анализа законы функционирования иссле­дуемого объекта, так и в стремлении модифицировать структурно-функциональный подход — расширить его так, чтобы сделать возможным изучение генезиса функ­ций и структур и их развития.

Принципы синтеза структурно-функционального и генетич. изучения объектов были выдвинуты марксиз­мом, к-рый вместе с тем подчеркнул специфику каждого из этих подходов. Так, анализ К. Марксом бурж. эко­номики включает в себя как исследование структуры развитого товарно-ден. общества, так и изучение про­цессов генезиса капитала и его различных форм. См. также Историзм, Историческое и логическое, Методо­логия.

* M a p к с К., Капитал, Маркс К, и Энгельс Ф., Соч, т. 23; е г о ж е, Теория прибавочной стоимости, там же, т. 26, ч. 1—3; Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М.—Л, 1933; Г ρ у ш и н Б. А., Очерки логики истории. исследования, М., 1961; Д о б ρ и я н о в В. С., Методологии, проблемы теоре-тич. и историч. познания, М., 1968; Принцип историзма в позна­нии социальных явлений, М., 1972, гл. 2—3.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ, наивысшая степень проявления творч. сил человека. Термин «Г.» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности. Предпола­гая врождённую способность к продуктивной деятель­ности в той или иной области, гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одарённости, а связан с созданием качественно новых творений, открытием ранее неизведанных путей творче­ства. Деятельность гения реализуется в определ. исто­рич. контексте жизни человеч. общества.

В психологии творчества Г. изучается под углом зре­ния индивидуальных особенностей личности (её психич. склада, способностей и т. д.), а также разнообразных факторов, влияющих на творчество. С психологич. т.:)р. гений не может рассматриваться как особый тип личности. Разнообразные попытки выделить к.-л. об­щие психологич. или психоиатологич. черты Г. оказа­лись неудовлетворительными; сам творч. процесс ге­ния также принципиально не отличается с психоло­гич. т. зр. от творч. процесса других одарённых людей.

историч. воззрения на природу Г. и её оценка свя­заны с общим пониманием творч. процесса (см. Твор­чество). Так, от античности идёт взгляд на Г. как род иррационального вдохновения (Платон, неоплатонизм). Начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Дж. Вазари, Скалигер) получает распространение культ гения как творч. индивидуальности, достигающий сво­его апогея в период романтизма (предромантич. течение «Бури и натиска» в Германии, романтизм и вышедшие из него учения Карлейля, Ницше с характерным для них противопоставлением гения и массы). В 18 в. складывается понятие гения в совр. смысле этого сло­ва, к-рое у Щефтсбери становится одним из осн.:>стетич. понятий (гений творит подобно силе природы; его создания оригинальны в отличие от подражающего художника). По Канту, гений — это «...прирожден­ные задатки души..., через которые природа да­ет искусству правило» (Соч., т. 5, М., 1966, с. 323). Шиллер раскрывает природу Г. через понятие «наив­ности» как инстинктивного следования безыскусств. природе и как способности к непредвзятому постиже­нию мира.

В 19—20 вв. получают развитие психологич. (в т. ч. психиатрия.), социально-психологич., а также социо-логич. исследования различных аспектов Г. и творче­ства.

•Грузенберг С. О., Гений и творчество, Л., 1924; Zilsel E., Die Entstehung des Geniebegriffes, Tub., 1926; Lange-Eichbaum W., Kurt h W., Genie, Irrsinn und Ruhm, Münch.— Basel, 1967· (лит.).

ГЕНИАЛЬНОСТЬ 107

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА, совокупность предметов и явлений природы (земная кора, нижняя часть атмо­сферы, воды, почвенный покров, растит, и животный мир), вовлечённых на данном историч. этапе в процесс обществ. произ-ва и составляющих необходимое усло­вие существования и развития человеч. общества. Оп­ределение роли Г. с. в развитии общества, изучение взаимодействия общества и природы имеют не только теоретич., но и практич. значение. Одни социологи пол­ностью отрицали влияние Г. с. на общество, др. рас­сматривали её как гл. причину, определяющую ход развития историч. процесса (см. Географическая школа в социологии). Марксизм вскрыл несостоятельность этих направлений в социологии. Он доказал, что не Г. с., а способ произ-ва является гл. силой, определя­ющей ход развития общества. Вместе с тем марксизм выявил действит. место и роль Г. с. в системе условий материальной жизни общества.

На всех стадиях обществ. развития труд, обществ. произ-во есть гл. условие обмена веществ между чело­веком и природой. Г. с. представляет собой арену тру­да, естеств. основу трудовой деятельности человека, естеств. предпосылку материального произ-ва. Исполь­зуемые обществом природные богатства делятся на два вида: а) естеств. источники средств жизни (дикие рас­тения, плоды, животные и т. д.); б) естеств. богатства, являющиеся предметами труда,— уголь, нефть, энер­гия падающей воды, ветра и т. д. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 521). По мере развития производит. сил общества изменяются и рас­ширяются рамки Г. с. На ранних ступенях истории гл. обр. использовались естеств. источники средств жизни, в дальнейшем решающую роль приобретают ископае­мые и энергетич. ресурсы, т. е. природные богатства, являющиеся предметами труда.

Обществ. развитие, рост производит. сил приводили к изменению значения тех или иных природных усло­вий: благоприятные в одну эпоху, они становились неблагоприятными в другую, и наоборот. Изолирован­ность Др. Египта, защищённого от вторжения кочевни­ков пустынями, первоначально в 3—2-м тыс. до н. э. была благоприятна для его социального развития, од­нако в дальнейшем, по мере создания мирового рынка, роста торг. связей и обмена, эта изолированность стала тормозить развитие экономики, а построенный в 19 в. Суэцкий канал приобрёл важное значение для Египта. Т. о., роль Г. с. в жизни общества определяется уров­нем развития материального произ-ва.

Сами по себе естеств. условия безразличны к потреб­ностям людей, но общество преобразует их и подчиняет своим целям. Ведущая и решающая роль в изменении Г. с. принадлежит человеку. Но масштабы, характер и формы этого изменения зависят от обществ. строя и прежде всего от характера производств. отношений. «Всякое производство,— писал К. Маркс,— есть при­своение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее» (там же, т. 12, с. 713). Капиталистич. произ-во разви­вает технику таким путём, что подрывает источники вся­кого богатства. Капитализм мешает рациональному и планомерному воздействию на Г. с. и зачастую обуслов­ливает вредные для общества изменения Г. с. Маркс подчёркивал: «...Культура, если она развивается сти­хийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню...» (там же, т. 32, с. 45).

Социализм открывает новую эпоху в освоении при­роды. Он обеспечивает новый характер, масштабы и силы для рационального использования и планомерного изменения Г. с.

С началом совр. науч.-технич. революции резко из­меняется само содержание проблемы отношения чело­века и Г. с. Если раньше природные ресурсы на-

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ

много превосходили возможности общества в их ис­пользовании, то теперь масштабы потребления энер­гии, сырья и материалов стали сравнимы с их наличны­ми запасами на Земле. Деятельность человека приводит к загрязнению окружающей среды, оказывает существ, влияние на механизмы саморегуляции в природе. В связи с ростом населения планеты становятся всё ощу­тимей небеспредельные возможности естеств. базы для произ-ва продовольствия. В этих условиях перед чело­вечеством всё более остро возникает проблема сохране­ния окружающей среды. См. также Глобальные пробле­мы, Природа.

* Μ а р к с К., Капитал, т. 1, 3, Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 23, 25; Энгельс Ф., Диалектика приро­ды, там же, т.20; Л е н и н В. И., Развитие капитализма в Рос­сии, ПСС, т. 3; Π л е х а н о в Г. В., Очерки по истории мате­риализма, Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956; его же, Ма-териалистич. понимание истории, там же; Федоров Е. К., Взаимодействие общества и природы, Л., 1972.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социологии, натуралистич. учения, к-рые приписывают первостепен­ную роль в развитии обществ и народов их географич. положению и природным условиям. Крайней формой этого направления является механистич. географич. детерминизм, утверждающий почти полную обусловлен­ность деятельности человека естеств. средой.

Вопрос о влиянии географич. среды (в первую оче­редь, климата) на обычаи, нравы, образ правления и нек-рые обществ.-историч. процессы рассматривали уже антич. авторы (Гиппократ, Геродот, Полибий). В эпоху становления капитализма (16—18 вв.) идея объек­тивного, «земного» формирования общества и его уч­реждений под воздействием специфич. природных усло­вий (Монтескье, Тюрго и др.) была прогрессивной, т. к. противостояла мифолого-теологич. истолкованиям ис­тории. Развёрнутые социологич. системы в русле Г. ш. были созданы в 19 в. (Бокль, Кузен, Ренан, Тэн). В це­лом социально-филос. мысль эволюционировала от глобальных сопоставлений общества и природы к спец. изучению влияния разных факторов географич. среды (климата, почвы, рельефа, водных ресурсов и полезных ископаемых, флоры и фауны, космич. процессов и др.) на конкретные обществ. процессы и явления (распре­деление и плотность населения на земном шаре, виды занятий и хоз. деятельности, производит. силы, темпы экономич. и культурного развития, политич. строй, типы социальной организации и др.). Становлению по­литич. географии способствовали работы нем. географа Ф. Ратцеля, у к-рого наметилась тенденция распростра­нения географич. понятий и биологич. аналогий на сфе­ру политич. идеологии. В эпоху империализма возникло наиболее реакц. течение в рамках Г. ш.— школа нем. геополитики. Его теоретич. базой служили учения о якобы чисто природных причинах и географически де­терминированных тенденциях политич. развития и эк­спансии государств-организмов, игнорировавшие «че­ловеч. фактор» в историч. процессе. Понятия геополи­тики — «жизненное пространство», «естеств. границы» и др. впоследствии использовались для оправдания фаш. агрессии. Для французских школ социальной гео­графии 19—20 вв. (Ф. Ле Пле, Э. Демолен, А. де Тур-виль и др.; «поссибилисты» П. Видаль де ла Блаш, Л. Февр и др.) характерны более значит. акцент на ак­тивную роль человека и культуры во взаимодействии с природой, борьба со статич. концепцией географич. сре­ды, призыв к её конкретно-историч. рассмотрению не только как продукта естеств. последовательности собы­тий, но и как результата человеч. труда и культуры. В целом Г. ш. отличают антиисторизм и натурализм в поиске источников развития общества. См. также ст. Географическая среда и лит. к ней.

ГЕОПОЛИТИКА, бурж. концепция, истолковывающая данные физич. и экономич. географии для обоснования агрессивной политики империалистич. гос-в. Г. опи­рается на идеи расизма, теории социального дарвинизма и мальтузианства, а также понятия «жизненного про­странства», «естеств. границ», географич. положения.

Первыми представителями Г. были швед. государст-вовед-пангерманист Р. Челлен, к-рый предложил во время 1-й мировой войны термин «геополитика» (как учение о гос-ве — география, и биологич. организме, стремящемся к расширению), нем. географ Ф. Ратцель, англ. географ X. Маккиндер, амер. адмирал А. Т. Мэ-хэн. В период между двумя мировыми войнами Г. уси­ленно культивировалась в Германии и стала офиц. док­триной нем. фашизма. Главой нем. геополитиков был генерал К. Хаусхофер, основатель и ред. (в 1924—44) журн. «Zeitschrift für Geopolitik», пропагандировавше­го идеи реваншизма и агрессии; Хаусхофер был тесно связан с верхушкой фаш. партии. В США в 40-х гг. идеи Г. развивали Н. Спикмен и др.

После 2-й мировой войны Г. стала возрождаться в США, ФРГ и др. В ФРГ с 1951 снова выходит журн. «Zeitschrift für Geopolitik»; возродился «Союз геополити­ки». Совр. геополитики пытаются объяснять противопо­ложность между социалистич. и капиталистич. страна­ми различными факторами, включая географич. обу­словленность.

ГЕОЦЕНТРИЗМ, геоцентрич. система ми-р а (от греч. γη — Земля), учение о центр. положении Земли в Солнечной системе и Вселенной. Согласно Г., не только Луна, но и планеты, Солнце и звёзды обраща­ются вокруг Земли как единого центра, что соответст­вует повседневным наблюдениям. Со времён Пифагора в философии и науке утвердилось представление о гар­монии мира, включавшее требование строгого кругового и равномерного движения небесных тел; однако с нача­лом систематич. астрономич. наблюдений выяснилось, что видимые пути нек-рых тел (планет) явно не удовлет­воряли этому требованию. Платон сформулировал в качестве центр. задачи астрономии объяснение видимых несовершенных движений. Эту задачу решали Аристо­тель и Птолемей. В системе Птолемея, явившейся вер­шиной Г., планеты движутся строго равномерно по кру­говым орбитам — эпициклам, а центры последних — по другим, также круговым орбитам — деферентам. Сочетание этих совершенных движений в итоге даёт ви­димое запутанное движение (соответствие наблюде­ниям достигается хитроумным подбором элементов орбит).

Г. стал осн. принципом космологии христианства и был связан с представлением об особой роли и цент­ральном положении человека в мироздании (антропо­центризм). Благодаря авторитету Аристотеля и церкви он господствовал ок. двух тысячелетий, пока не сме­нился как в науке, так и в обыденном сознании гелио­центризмом.

ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ (Ηρακλείδης ό Ποντικός; из г. Гераклея на юж. берегу Понта Эвксинского) (4 в. до н. э.), др.-греч. философ, чл. древней Академии платоновской, согласно Сотиону, посещавший также лекции Аристотеля и в нек-рых текстах причисляемый к перипатетической школе. После смерти Спевсиппа (339 до н. э.) — кандидат на должность схоларха; по­беждён Ксенократом с перевесом в неск. голосов; воз­можно, вернулся в Гераклею и основал свою школу. Диоген Лаэртий (V 86—88) сохранил каталог соч. Г. (47 названий, в основном диалоги). Г. имел репутацию блестящего писателя с тягой к парадоксальности; дей­ствующие лица его диалогов, как правило, историч. персонажи (в т. ч. Фалес, Пифагор — к диалогу Г. вос­ходит легенда о Пифагоре, изобретшем термин «фило­софия» и впервые назвавшем себя «философом») — ср. написанный в подражание Г. филос. диалог Цицерона «О государстве». Соч. Г. утрачены, реконструкция его взглядов опирается на фрагменты и свидетельства док-сографое. В физике («О природе») в противовес неизме­няемым и бескачеств, атомам Демокрита Г. развил пред­ставление об аффицируемых «несопряжённых молеку­лах» (ανοφμοι όγκοι), обладающих качеств. различи­ями и управляемых божеств. мировым разумом. Кон­цепция Г. оказала влияние на Стратона из Лампсака

и врача-натурфилософа 1 в. до н. э.. Асклепиада из Вн-финии. В диалогах Г. обсуждались такие астрономич. теории, как вращение Земли вокруг своей оси, враще­ние Венеры и Меркурия вокруг Солнца, Солнца — вокруг Земли (ср. гелиогеоцентрич. систему Тихо Бра­ге), гелиоцентрич. гипотеза и даже гениальная догадка о существовании др. планетных систем («каждая звез­да — мир, содержащий землю...»). Астральная концеп­ция души («душа — свет», происходящий из Млечного Пути) неясным образом сочеталась с отрицанием суб­станциальности души в диалоге «О том, что в Аиде».

• Фрагменты: Die Schule des Aristoteles, Texte und Komm., hrsg. v. F. Wehrli, Bd 7, Basel — Stuttg., 1969".

• Loni'e I. M., The «Anarmoi onkoi» of Heraclides of Pontus, «Phronesis», 1964, v. 9, № 2, p. 156 sq.; его же, Medical theory in Heraclides of Pontus, в кн.: Mnemosyne, Lip-siae, 1965, p. 126 sq.; RE, Suppl. XI, 1968, col. 675—86.

ГЕРАКЛИТ ('Ηράκλειτος) из Эфеса (ок. 520 — ок. 460 до н. э.), др.-греч. философ, один из ионийских философов. От соч. Г., назв. позднее «О природе» или «Музы», сохранилось ок. 150 фрагментов, а также неск. сот свидетельств об учении, подражаний и т. д. Ввиду огромных трудностей филологического восстановле­ния буквы и смысла дошедших текстов до сих пор нет сколько-нибудь общепринятого понимания уче­ния Г.

Книга Г.— руководство к мудрости, её осн. поня­тие — «мудрое». Это — и мудрость мудреца, и внеш­нее, «отличное от всех (отдельных) вещей» (фр. 108 DK), приобщение к чему и делает мудреца мудрецом. Мудрость же «мудрого» и, стало быть, и мудреца в еди­ном «всё знать» (50), т. е. обладании таким знанием, ус­воив к-рое, «можно управлять решительно всеми веща­ми» (41). От «мудрого» к мудрецу знание передаётся, как от мудреца к его ученику, через «глагол» (логос), к-рый предшествует и своему актуальному изречению, и са­мому мудрецу. Как таковой, логос вечен и отражает действит. положение вещей (1). Но хотя логос доступен («общ») всем (17, 2, 113, 116), люди его не воспринима­ют, как, впрочем, и мудрецы — поэты Гомер, Архилох и Гесиод, философы Фалес, Пифагор и Ксенофан, а также историк Гекатей. Все они (за исключением Би-анта из Приены — см. «Семь мудрецов»— и Гермодора — сподвижника Г.) «единому знанию всего» предпочли различные виды «многоучёности», к-рая «уму не нау­чает» (40). «Чтобы говорить с умом, нужно опираться на всеобщее» (114), т. е. понимать, что «единое, расходясь, само с собою сходится: врозь обращённое сопряжение, как у лука и лиры» (51), связавшее в «гнутом и не гну­том сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, и из всех [их сделавшее] единое, а из единого — всё» (10). Единое, из всех противоположностей состоящее, есть «мудрое», или бог (32), ибо «бог — это день ночь, зима лето, война мир...» (67), т. е. «все противополож­ности» (Ипполит). Но и отдельные, попарно сопряжён­ные противоположности образуют некие единства, гл. содержание к-рых — тождество самих этих противопо­ложностей: живое и мёртвое, бдящее и спящее, юное и старое (88), болезнь и здоровье, голод и пресыщение, усталость и отдых (111), прекрасное и безобразное (82), чистое и грязное (61) и т. д. суть одно и то же.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 239 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.