Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 25 страница




* Воррингер В., Абстракция и В., в кн.: Совр. книга по эстетике. Антология, пер. с англ., М., 1957; Выгот­ский Л. С., Психология иск-ва, M., 19682; L i p p s Th., Zur Einfühlung, Lpz., 1913.

ВЫБОР, см. Свобода, Свобода воли.

ВЫВОД в логике, рассуждение, в ходе к-рого из к.-л. исходных суждений (высказываний), посылок или предпосылок В. получается заключение — сужде-

ВЫВОД 97

ние, логически вытекающее из посылок. См. Дедукция, Индукция.

ВЫГОТСКИЙ Лев Семёнович [5(17). 11.1896, Орша,— 11.6.1934, Москва], сов. психолог. Подвергнув критике попытки объяснить поведение человека путём сведения высших форм поведения к низшим элементам, В. раз­работал культурно-историч. теорию развития психики («Развитие высших психич. функций», 1930—31, опубл. 1960).

По В., необходимо различать два плана поведе­ния — натуральный (результат биологич. эволюции животного мира) и культурный (результат историч.' развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения — в его опосредованности ору­диями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые — «во внутрь», сначала на преобразование др. людей, затем — на управление собственным поведением. В последние годы жизни В. осн. внимание уделял изучению струк­туры сознания («Мышление и речь», 1934). Исследуя речевое мышление, В. по-новому решает проблему локализации высших психич. функций как структур­ных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, В. приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в един­стве аффективных, волевых и интеллектуальных про­цессов.

Культурно-историческая теория В. породила круп­нейшую в советской психологии школу, из которой вы­шли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др.

• Этюды по истории поведения, М.— Л., 1930 (совм. с А. Р. Лу-ряя); Избр. психологич. исследования, М., 1956; Психология иск-ва, М., 19682; Собр. соч., т. 1 — 2—, M., 1982-.

ВЫСКАЗЫВАНИЕ, повествоват. предложение, рас­сматриваемое вместе с его содержанием (смыслом) как истинное или ложное. Так понимаемые В. противопос­тавляются обычно повелительным, вопросительным и вообще любым предложениям, оценка истинности или ложности к-рых невозможна. «Истину» и «ложь» назы­вают истинностными значениями В. (или значениями его истинности).

По определению, любое В. имеет грамматические и логические аспекты. Грамматич. аспект В. выра­жается повествоват. предложением (простым или слож­ным), а логический — его смыслом и истинностным значением. В., различающиеся как грамматич. предло­жения (напр., принадлежащие различным языкам), могут выражать одну и ту же мысль. Эту общую для грамматически различных В. мысль и называют содер­жанием, или смыслом, В.; часто её называют также суждением. Однако терминология, относящаяся к В., не установилась, и термины «В.», «предложение», «суж­дение» употребляются как синонимы или за ними за­крепляются значения, отличающиеся от описанных выше.

В связи с языковой практикой выделяют способы употребления В. Говорят, что В. употреблено утвер­дительно, если оно употреблено с целью утверждения истинности выраженной в нём мысли. Утвердительное употребление В.— это их наиболее частое употреб­ление: выражая свои мысли, люди обычно претендуют на их истинность. В том случае, когда истинность со­держания В. не утверждается, говорят о неутверди­тельном употреблении В. Одним из способов не утвер­дительного употребления В. является их косвенное упот­ребление. Оно имеет целью не утверждение истиннос­ти мысли, а лишь передачу содержания.

В логике с В. имеют дело гл. обр. при применении логич. исчислений в к.-л. конкретной области объек-

ВЫГОТСКИЙ

тов. В формулах же самих т. н. «чистых» логич. ис­числений в основном фигурируют переменные В. и фор­мы высказываний (выскааывательяые формы). Перемен­ное В.— это не В. в подлинном смысле, а переменная для В., т. е. переменная, на место к-рой могут подстав­ляться конкретные («постоянные») В. (данного вида) или их имена. Форма В.— это выражение, содержащее переменные (в частности, быть может, и переменные для В.) и обращающееся в В. после подстановки к.-л. значений — из соответств. допустимых областей зна­чений — вместо всех входящих в неё переменных. Напр., формой В. является формула х + у >2 (х, у — переменные, принимающие значения, напр., из облас­ти действит. чисел; при х= 1, у = 2 эта формула обра­щается в истинное В. 1 + 2 > 2). См. Логика высказы­ваний.

• Тарский А., Введение в логику и методологию де­дуктивных наук, перевод о англ.,М., 1948; Чёрч А., Введе­ние в математическую логику, перевод с англ., т. 1, М., 1960.

ВЫТЕСНЕНИЕ, одно из осн. понятий психоанализа, защитный механизм психики, состоящий в активном забывании, удалении из сферы, сознания в бессозна­тельное неприемлемых для «Я» влечений и импульсов. Вытесненное сохраняет присущую ему энергию влече­ния; стремясь вернуться в сознание, оно может ассо­циироваться с др. вытесненным материалом, формируя психологич. комплексы. Полное растворение, исчез­новение вытесненного имеет место лишь в редких слу­чаях полной сублимации.

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА, направление эксперимен-тального исследования мышления, существовавшее в 1-м десятилетии 20 в. в психологич. ин-те г. Вюрцбург (Германия).

Главные представители — О. Кюльпе (основатель В. т.), Н. Ах, К. Бюлер. Орган школы — журн. «Archiv für die gesamte Psychologie» (с 1903). Усовер­шенствовав технику самонаблюдения (подбор и пред­варит. тренировка испытуемых, разделение выполне­ния задания и отчёта о пережитом в нём), представи­тели В. ш. установили отсутствие в сознании испытуе­мых образов, соответствующих содержанию заданий. Отсюда основной, по О. Кюльпе, негативный тезис школы о безобразном характере мышления, его не­сводимости к комбинации чувственных представ­лений.

Переживаются, а затем сообщаются при отчёте, со­гласно В. ш., как правило, не образы, а нечто дру­гое — отношения, целевые установки, действия ком­бинирования и группировки и т. д. Характерная черта этих образований — интенциональность, на­правленность на нечто лежащее за пределами пе­реживания: идеи, идеальные и реальные предметы и т. д.

Для объяснения перехода от одних состояний созна­ния к другим в В. ш. в добавление к механизму ре­продукции ассоциативно связанных представлений был выдвинут принцип установки, детерминирующей тенден­ции (Ах). Вызываемая задачей детерминирующая тен­денция столь сильна, что может разрушать даже устоявшиеся ассоциативные связи и сохраняться некоторое время спустя после проведения экспери­мента.

Главная заслуга В. ш. состоит в утверждении спе­цифичности психологич. особенностей мышления, их несводимости к ассоциации представлений. Работы В. ш. послужили отправной точкой для эксперимен­тальной психологии 20 в., оказав непосредственное влияние на гештальтпсихологию, а также на форми­рование теории установки. Тезис о безобразности мышления повлиял на некоторые эстетические те­ории.

• Кюльпе О., Совр. психология мышления, пер. с нем., в сб.: Новые идеи в философии, № 16, СПБ, 1914; Яpошев­ский М. Г., История психологии, Μ., 19762, гл. 12.

 

 

Г

ГАДАМЕР (Gadamer) Хане Георг (p. 11.2.1900, Мар-бург), нем, философ (ФРГ), один из ведущих предста­вителей филос. герменевтики сер. 20 в. В осн. соч. «Истина и метод» («Wahrheit und Methode», I960), исхо­дя из идей Дильтея (концепция понимающей психоло­гии), Гуссерля (теория «горизонта» и «жизненного мира») и Хайдеггера (учение о языке), развил кон­цепцию герменевтики не только как метода гуманитар­ных наук, но и как своеобразной онтологии. Автор ряда соч. по истории философии, эстетике и философии истории.

M Goethe und die Philosophie, Lpz., 1947; Kleine Schriften, Bd 1—3, Tüb., 1967—72; Hegels Dialektik, Tüb., 1971; Die Begriffsgeschichte und die Sprache der Philosophie, Opladen, 1971; Vernunft im Zeitalter der Wissenschaft, Fr./M., 1976; Philo­sophische Lehrjahre, Fr./M., 1977; Dialogue and dialectic, N. Y.— L., 1980.

ГАЗАЛИ, аль-Газали, Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (1058 или 1059, Хорасан, Иран,— дек. 1111, там же), мусульм. теолог и философ. Иранец по происхождению; писал преим. по-арабски. Получил образование в Нишапуре (Вост. Иран) и Багдаде. Был преподавателем мусульм. права. Занимаясь филосо­фией, Г. пришёл к выводу о принципиальной несоче­таемости веры как понятия иррационального и фило­софии как продукта рационалистич. построений, что вызвало у него глубокий психологич. кризис (1095). Отказавшись от поста мудариса (профессора), Г. И лет вёл жизнь странствующего дервиша, а затем затвор­ника.

Осн. соч. Г.— огромный компендий «Воскрешение наук о вере» («Китаб ихйя улум ад-дин», т. 1—4, 1872, рус. пер. 1980), где развивается идея невозмож­ности рационального познания бога (поскольку бог есть высшая истина), хотя Г. не отрицает достовернос­ти построенных на рациональных основаниях наук, дающих знание закономерностей окружающего мира. Познание бога, по Г., возможно лишь путём экстатич. переживания, выступающего в качестве внутр. опыта для каждого испытавшего его индивида. В «Само-опровержепии философов» («Тахафут аль-фаласифа», 1927) Г. подверг резкой критике известные ему филос. системы, особенно вост. аристотелизм (Фараби, Ибн Сина), дав в то же время его классич. изложение в ра­боте «Стремления философов» («Макасид аль-фаласи­фа»); в силу этого в ср.-век. Европе долгое время счи­тался одним из представителей аристотелизма. Против мистич. теизма Г. выступил Ибн Рушд. Система Г. во многом явилась филос.-теологич. формулированием монотеистич. суфизма, к-рый Г. объединил с умеренным ортодоксальным исламом.

Идеи Г. оказали воздействие на развитие мусульм. философии, ср.-век. евр. философии (Маймонид, Ба-хья ибн Пакуда и др.) и европ. мястич. учений (Луллий, Экхарт и др.).

• в рус. пер.: Ответы на вопросы, предложенные ему, в кн.: Григорян С. Н., Из истории философии Средней Азии и Ирана 7—12 вв., М., 1960; Избавляющий от заблуждения, там же.

•Петрушевский И. П., Ислам в Иране в 7—15 вв., Л., 1966; Smith M. M., Al-Ghazäll, the mystic..., L., 1945; Wensinсk A. J., La pensee de Ghazzalt, P., 1949); Абу Б е к р Абд-ар-Раззак, Маа муаллифат аль-Газали, т. 1—3, Каир, 1966.

ГАЛЁН (Γαληνός, рим. имя Claudius Gnlenus) (129, Пергам,— 199, Рим), др.-рим. врач и философ греч. происхождения (писал на греч. яз.). Изучал медицину и философию в Греции и Александрии. С 169 жил в Риме, лейб-медик при дворе императоров Марка Ав-релия и Луция Вера, впоследствии также Коммода. Громадная по размаху и влиянию преподават. и лит. деятельность Г., во многом определившего пути разви­тия европ. медицины вплоть до эпохи Возрождения, проникнута ведущей мыслью о тождестве медицины и философии (ср. программное соч. Г. «О том, что луч­ший врач в то же время — философ»); его кумиры — Гиппократ и Платон (многочисл. комм. к соч. Гиппокра­та, трактат «О взглядах Гиппократа и Платона», «сокра­щение» платоновского «Тимея»),но также и Аристотель. Филос. взгляды Г. эклектичны. В логике, физике и ме­тафизике Г. примыкал к Аристотелю. В метафизике он добавил к «четырём причинам» Аристотеля пятую — «инструментальную» (öi'ou). Осн. физиолого-анатомич. трактат Г. «О назначении частей человеч. тела» (рус. пер. 1971) обнаруживает последоват. проведение прин­ципа телеологии, что не мешало Г. склоняться к эмпи­ризму в теории познания и делать важные открытия в экспериментальной анатомии. Созданная Г. система медицины, сочетание монотеистич. идей (отождеств­ление бога с высшим мировым разумом — стоич.-пла-тонич. нусом) с телеологией обеспечили Г. место выс­шего авторитета в медицине и естествознании ср. веков (сравнимого только с авторитетом Аристотеля). Соч. Г. были переведены на араб., сирийский, евр. языки. Наз­ванная именем Г. 4-я фигура силлогизма восходит к Тоофрасту и Евдему. Сохранившаяся под именем Г. «Ис­тория философии» — учебник для студентов-медиков, составленный ок. 500 (см. Доксографя).

• Opera omnia, ed. K. G. Kühn, v. 1—20, Lpz., 1821—33 (изд. сильно устарело); отд. трактаты в серии «Corpus medicorum graecorum», v. 4, 9,10; Scripta minors, v. l—3, Lipsiae, 1884—92; Einführung in die Logik, Komm., übers, v. J. Mau, B., I960; Galen's Institutio logica, transl., introd., comm. by J. S. Kief-fer, Baltimore, 1964; Oriental Studies, v. l, Camb., 1962 (араб, пер.).

•Bowersoek Q. W., Greek sophists in the Roman Empi­re, Oxf., 1969, eh. 6.

ГАЛИЛЕЙ (Galilei) Галилео (15.2.1564, Пиза,- 8.1. 1642, Арчетри, близ Флоренции), итал. физик, астро­ном, математик и мыслитель, один из основателей совр. экспериментально-теоретич. естествознания, заложив­ший основы классич. механики. Сконструировав теле­скоп, Г. сделал важные астрономич. открытия (горы на Луно, солнечные пятна, фазы Венеры, спутники Юпи­тера и др.), в результате к-рых разрушалось ср.-век. представление о космосе и доказывалась восходящая к античности (Анаксагор) идея единства земных и небес­ных явлений. Г. заложил основы классич. динамики, сформулировав принцип относительности движения, идею инерции, закон свободного падения тел. Откры­тия Г. обосновывали гелиоцентрич. систему Коперни­ка в борьбе со схоластич. аристотелевско-птолемеевской традицией. Г. развивал принципы механистич. мате­риализма. В понимании материи он был близок к ато-мистам, предложил идею материальной субстанции как единой неизменной основы природы, обладающей определ. структурой и требующей для своего описания исключительно механико-математич. средств — «фи­гур, чисел и движений». Так называемые вторичные качества (цвет, вкус, запах), яо Г., лишены субстанцио­нальности я поэтому (вместе с др. свойствами субъекта и его деятельности) должны быть элиминированы из науч. знания. В гносеологии он развивал идею безгра­ничности «экстенсивного» познания природы, отмечая в то же время возможность достижения абс. истины, т. е. «интенсивного» познания. Г. придерживался прогрессивной в то время теории двойственной истины, стремясь отграничить науч. исследование от теологии.

ГАЛИЛЕЙ 99

Исходным пунктом познания, по Г., является чувствен­ный опыт, к-рый, однако, сам по себе не даёт достовер­ного знания. Оно достигается планомерным реальным или мысленным экспериментированием, опирающимся на строгое количественно-математич. описание. Г. вы­делял два осн. метода экспериментального исследова­ния природы. Аналитич. методом «резолюции» с исполь­зованием средств математики, абстракций идеализа­ции и предельного перехода выделяются элементы реаль­ности (явления, к-рые «трудно себе представить»), не доступные непосредств. восприятию (напр., мгновен­ная скорость, движение по инерции). Далее на осно­ве синтетически-дедуктивного метода «композиции» строится теоретич. схема, объясняющая явление и подтверждающая ранее выдвинутые предположения. Достоверное знание в итоге реализуется в объясняющей теоретич. схеме как единство синтетического и аналити­ческого, чувственного и абстрактного. Науч. деятель­ность и прогрессивный характер мировоззрения Г. вызвали преследования инквизиции. Г. был принуж­дён публично отказаться от своих гелиоцентрич. идей.

• Le ореге, v. 1—20, Firenze, 1929—39; в рус. пер.— Избр. труды, т. 1 — 2, М., 1964.

• Кузнецов Б. Г., Г., fM.J, 1964; Вопросы истории естествознания и техники, в. 16 (К 400-летию со дня рождения Г.), М., 1964; Wohlwill E., Galilei und sein Kampf für die copernicanische Lehre, Bd 1—2, Hamb.—Lpz., 1909—26; M c. M u l l i n] E. (ed.), Galileo; man of science, N. Υ.— L., 1968; Shapere D., Galileo. A philosophical study, Chi., 1974.

ГАЛЬТОН, Г о л т о н (Galton) Фрэнсис (16.2.1822, Бирмингем,— 17.1.1911, Лондон), англ, психолог и антрополог. Первым разработал на основе эксперимен­тальных и математич. методов учение об индивидуаль-но-психологич. различиях между людьми — диффе­ренциальную психологию. Эти различия Г. под влия­нием одного из принципов эволюц. теории своего двою­родного брата Дарвина объяснял преим. наследств. факторами. Постановка вопроса о роли этих факторов в развитии личности являлась новаторской, однако преувеличение их привело к односторонним выводам, игнорирующим социальную сущность человека. Г. считал, что совершенствование человеч. природы может быть решено путём выведения на основе законов нас­ледственности расы особо одарённых, умственно ифи­зически сильных людей (евгеника). С целью диагности­ки психич. качеств изобрёл ряд приборов, получивших широкое распространение в практике лабораторного исследования, разработал множество конкретно-науч. методик, в т. ч. изучения ассоциаций идей, образной памяти и т. н. метод близнецов, позволяющий выяс­нить соотношение между наследственностью и внеш. влияниями. Считая, что между различными (физич. и психич.) свойствами индивидов имеются корреляции, создал статистич. методы их определения, ставшие ос­новой факторного анализа, широко применяемого в совр. психологии и социологии. К Г. восходит идея использования тестов для определения индивидуаль­ных различий.

• Hereditary genius, L., 1869; English men of science, their nature and nurture, L., 1874; Inquiries into human faculty and its development, L., 1883.

• Φ ρ е с с П., Пиаже Ж. (сост.), Экспериментальная психо­логия, пер. с франц., М., 1966, гл. 2; К а н а е в И. И., Ф. Г. 1822—1911, Л., 1972; Я ρ о ш е в с к и и М. Г., История психо­логии, Μ., 19762, гл. 2.

ГАЛЬТУНГ (Galtung) Юхан (р. 24.10.1930, Осло), норв. социолог. Директор Междунар. ин-та мирных исследований (с 1966), гл. ред. журн. «Journal of Peace Research». Работает в области социологии конф­ликта, развития стран «третьего мира», междунар. от­ношений и футурологии. Сторонник применения мето­дов естеств. наук, системного подхода. Для оценки внеш. конфликтов, по Г., необходимо иметь пред-

варит. понятие о солидарности и внутр. порядке кон­фликтующих единиц. В «структурной теории агрессии»

ГАЛЬТОН

Г. опирается на функциональную теорию стратифика­ции и сравнят, этологию. Понятие насилия и сферу конфликтных социальных процессов Г. распространяет на любые действия или уклонения от действия, мешаю­щие другим людям жить «полной жизнью». Так, смерть от недоедания из-за неравного распределения ресурсов, по Г., есть насилие. В своих «моделях мира» (мирного развития) Г. близок к экологич. движению на Западе, выступающему за оптимизацию отношений общества и природы, за гуманизацию ноосферы. Но в целом Г. остаётся в рамках техницистской идеологии. Прогнос-тич. многофакторные модели социальных изменений Г. противопоставляет марксистской теории обществ, раз­вития.

• Gandhis politiske etikk, Bergen, 1955; Synthetic Sociology, Oslo, 1968; Members of two worlds, Oslo, 1971.

ГАМАН (Hamann) Иоганн Георг (27.8.1730, Кенигс­берг,— 21.6.1788, Мюнстер), нем. философ-иррациона-лист. После духовного кризиса во время пребывания в Лондоне (1758) вёл существование непрофессиональ­ного философа сократич. типа («северный маг»), зара­батывая на жизнь службой в акцизном управлении и на таможне. Краткие соч. Г., писавшиеся фрагмен­тарно, намеренно темно и зашифрованно, поднимали проблемы философии истории, философии языка и т. д. В них отразился кризис нем. просветит. рационализма, с критикой к-рого выступал Г., акцентировавший ин­туитивный момент в познании (концепция «непосредств. знания») и творчестве (особенно в соч. «Aesthetica in nuce» в составе «Крестовых походов филолога» — «Kreuzzüge des Philologen», 1762). Представления Г. о сложном единстве человеч. личности, о творчестве гения, об изначальности поэзии оказали огромное влия­ние на нем. филос.-эстетич. мысль (Гердер, течение «Бу­ри и натиска», Гёте). Содержащиеся в работах Г. мо­тивы религиозной критики культуры проявились позд­нее у Кьеркегора. Г. воплотил в себе тип критика культуры, распространившийся позднее, начиная с эпохи романтизма. Г. явился также одним из ранних критиков Канта («Метакритика пуризма разума» — «Metakritik über den Purismum der Vernunft», опубл. 1800).

• Sämtliche Werke, hrsg. v. J. Nadler, Bd i—6, W., 1949—57; Briefwechsel, hrsg. v. W. Ziesemer und A. Henkel, Bd 1—7 Wiesbaden — Fr./M., 1955—79; Hauptschriften erklärt, Bd l, 2, 4, 5, 7, Gütersloh, 1956—63; в рус. пер.— Пять пастырских посланий о школьной драме, в кн.: Идеи эстетич. воспитания, т. 2, М., 1973, с. 149—59.

• Гегель Г. В. Ф., О соч. Г., в кн.: Г е г е л ь Г. В. Ф., Работы разных лет, т. 1, М., 1970, с. 575—642; Jo rgеn­sen S--Α., J. G. Hamann, Stuttg., 1976 (лит.).

ГАНДИЗМ, социально-политич. и религ.-филос. докт­рина, возникшая в период борьбы Индии за независи­мость и получившая название по имени её основополож­ника — М. К. Ганди (1869—1948). Г.— идеология нац.-освободит. движения Индии, руководимого нац. бур­жуазией. Осн. политич. принципы и характерные черты Г.: достижение независимости Индии мирными средст­вами, путём вовлечения в освободит. борьбу широких нар. масс при соблюдении ими ненасилия; объединение в борьбе за независимость индийцев, без различия ре­лигии, национальности, касты и класса под руководст­вом Инд. нац. Конгресса; в области социальных отно­шений — утверждение возможности достижения клас­сового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке кре­стьян помещиками, а рабочих — капиталистами; идеа­лизация патриархальных отношений, призывы к воз­рождению сел. общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества (символом Г. была прялка — чаркха), апелляция к религ. чувствам нар. масс.

Стержнем Г. стал принцип ненасилия. Разработан­ная Ганди и принятая его последователями тактика ненасильств. борьбы за независимость получила назв. сатьяграхи (букв.—упорство в истине). Она выража­лась в двух формах: несотрудничества и гражд. непо­виновения. Несотрудничество заключалось в отказе от

титулов, пожалованных англичанами, бойкоте прави­тельств, уч. заведений, организации мирных демонст­раций. Гражд. неповиновение выражалось в наруше­нии отд. законов колон. властей, в проведении поли­тич. забастовок, харталов (прекращение всякой де­ловой активности) и, в исключит. случаях, в отказе от уплаты налогов. Для тактики Г. характерно стремление разрешить отд. конфликты с англ. властями, а также социальные противоречия путём переговоров и согла­шений на основе взаимных уступок.

В философии Г. исходит из идеи божеств. реальности, отождествляемой с истиной; постижение истины свя­зано с процессом морального самоусовершенствования. Последнее понимается в соответствии с идеей ахинсы, к-рая трактуется расширительно: не только как воз­держание от нанесения физич. вреда живым сущест­вам, но предполагает и воздержание от нанесения ду­ховного вреда. Источником самоусовершенствования служат «закон любви» и «закон страдания», согласно к-рым последователь ахинсы должен сознательно брать на себя страдания и быть готовым к самопожерт­вованию. Отсюда в Г. проповедь сознательного и доб­ровольного ограничения потребностей, отказ от жиз­ненных удобств, возведение в идеал аскетич. образа жизни. Из религ.-этич. концепции Г. естественно сле­дует убеждение в том, что условия обществ. жизни определяются уровнем нравств. развития людей. Г. предпринимает попытку поставить политику в зависи­мость от нравственности. Поэтому Г. провозглашает примат «средств» (поскольку они есть выражение нравств. воли человека) над «целями» и выдвигает «средство» мерилом и критерием политич. действия.

Ещё при жизни Ганди многие его последователи не принимали полностью политич. и филос. основы Г. Так, напр., Дж. Неру не придавал решающего значе­ния принципу ненасилия в борьбе за независимость, выступал за развитие крупной пром-сти и т. п. Да и сам Ганди не всегда был последователен в проведении так­тики ненасилия. Так, в период 2-й мировой войны он допускал необходимость использования вооруж. сил (в условиях угрозы япон. вторжения в Индию).

После достижения Индией независимости (1947) среди последователей Г. имеют место серьёзные разногласия по вопросу о путях и методах применения Г. к проб­лемам социального, экономич. и политич. развития

страны.

* P о л л а н Р., Махатма Ганди, пер. с франц.. Л., 1924; Намбудирипад E. M., Махатма Ганди и Г., пер. с англ., М., 1960; Комаров Э., Л и т м а в А., Мировоззрением. Ган­ди, М., 1969; Мартышин О. В., Политич. взгляды М.К.Ганди, М., 1970; Ульяновский P.A., Политич. портреты борцов за нац. независимость, М., 1980.

ГАНОВСКИЙ, Гановски Сава Цолов (псевд.— Т p у д и н) (р. 1.3.1897, с. Кунино Врачанского окр.), болг. философ-марксист, педагог, обществ. деятель, акад. Болг. АН (1952). Чл. БКП с 1918. Иностр. чл. АН СССР (1971). Участник антифаш. и партиз. движения в Болгарии (1944). После 9 сент. 1944 занимал ряд гос. и парт. постов, гл. обр. в области науки и куль­туры. С 1954 чл. ЦК БКП. Г. известен своими трудами по истории философии, диалектич. и историч. материа­лизму, теории социалистич. культуры и коммунистич. воспитанию. С 20-х гг. Г. популяризирует и разрабаты­вает ленинское филос. наследие, раскрывает роль ле­нинского этапа в развитии марксистской философии, даёт критику различных течений бурж. философии (в т. ч. ремкеанства), каутскианства и др. *Основни направления във философията, София, 1934; Ос-новни закони на научната философия, София, 1940; Проблеми на възпитанието, София, 1940; Кратка история на философията от древноста до най-ново време, София, 19452; в рус. пер.— Об-щественно-экономич. формации и мирное сосуществование, М., 1964.

ГАРМОНИЯ СФЕР, музыка сфер, антич. уче­ние о муз. звучании планет (в т. ч. Солнца и Луны и планетных «сфер») в рамках геоцентрических представ­лений Евдокса, Птолемея и др. (астрономия до Евдок-са не знала сфер, Платон говорит о «кругах», Аристо-

тель просто о звучании «светил») и — шире — о музы-кально-математич. устройстве космоса, характерное для пифагорейской и платонич. традиции. В лат., в т. ч. ср.-век., текстах употребляется также термин harmo-nia (musica) caeli (mundi) —«гармония (музыка) неба (или мира)».

В др.-греч. философию учение о Г. с. было введено Пифагором, но впервые засвидетельствовано для «пи­фагорейцев» (5 в. до н. э.) Аристотелем в 9-й гл. II кн. трактата «О небе» (290 Ь 12 слл.), где оно подверг­нуто сокрушит. критике, косвенно направленной про­тив Платона (ср. также Метафизика 982 Ь 32: пифаго-рейцы считали всю Вселенную «гармонией и числом»). В изложении Аристотеля «скорости (светил), измерен­ные по расстояниям, относятся между собой так же. как тоны консонирующих интервалов», и поэтому «зву­чание, издаваемое светилами при движении по кругу, образует гармонию» (т. е. звукоряд в одну октаву: в пифагорейском употреблении сам термин αρμονία оз­начал октаву). Согласно Александру Афродисийскому, высота тона пропорциональна скорости светила; по Цицерону (De re publica 6, 18), самый высокий тон астральной гаммы принадлежит сфере неподвижных звёзд, самый низкий — Луне. Адаптация Г. с. в эсха­тология, мифе об Эре в 10-й кн. «Государства» Пла­тона (617 b, ср. также 530 d и Кратил 405с) предопре­делила долгую жизнь идеи Г. с. и её необычайный ус­пех на исходе античности и в ср. века.

Согласно гипотезе Д. Бернета — В. Кранца, в древ­нейшем варианте (у самого Пифагора) речь шла толь­ко о трёх сферах — звёзд (включая планеты), Луны и Солнца, соотносившихся с тремя интервалами: квар­той (3:4), квинтой (2:3) и октавой (1:2), тем самым вся муз.-математич. сущность космоса сполна выражалась тетрактидой. В древнем пифагореизме Г. с. служила «доказательством» сокровенной числовой природы ми­ра и имела глубокий этич., эстетич. и эсхатологич. смысл, поскольку «душа» тоже мыслилась как «гармо­ния», изоморфная гармонии космоса, земная лира была точным «отображением» небесной, игра на ней — приобщением к гармонии Вселенной и приготовлением к возвращению на астральную прародину; музыка производила в душе катарсис и являлась медициной духа (согласно пифагорейскому преданию, непосредст­венно слышать Г. с. мог только Пифагор, остальные не различают её «за неимением контрастирующей с пей тишины»).

Г.с. входила в более широкий круг концепций «кос-мич. музыки», не обязательно связанной с астрономией. От Г. с. в собств. смысле следует отличать корреля­цию четырёх тонов тетрахорда (четырёхструнной ли­ры) и четырёх элементов (Боэций, О музыке 1, 20) или «пифагорейскую» теорию музыки времён года в изло­жении Аристида Квинтилиана (III 19 р. 119, 15 W.—I.): весна образует кварту по отношению к осени, квинту по отношению к зиме, октаву по отношению к лету и т. д. Сходные концепции засвидетельствованы для др.-вост. традиций, в частности «халдейской» (Plut., De an. procr. 31), египетской (Diod. I, 16, 1) и особен­но китайской (ср., напр., соответствие пяти нот кит. гаммы «пяти элементам» и временам года).

Благодаря оживлению идеи Г. с. в неопифагореиз­ме и неоплатонизме и гл. обр. через посредство Авгус­тина, Макробия и Боэция пифагорейско-платоновс-кое космологич. понимание музыки подчинило себе всю ср.-век. и зап.-европ. муз. эстетику. Параллель­но — благодаря включению Г. с. в систему Птолемея — идея музыки сфер продолжала жить в астрономии и астрологич. традиции вплоть до нового времени («Гар­мония мира» Кеплера, 1619, и др.). Представления о Г. с. имели успех у поэтов всех веков — от Скифина Теосского до Шекспира («Венецианский купец» V, 1),





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 330 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.