Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 19 страница




В основе филос. воззрений В. Ф. лежали понятия ци — материальной силы, ци — конкретных вещей и явлений (пишется др. иероглифом), ли — объективного закона всех ци и тайсюй — великой пустоты. Ци (ма­териальная сила) — это вещество, из к-рого пост­роена Вселенная; соединение материальных частиц ци

ВАН 73

создает всё многообразие природы, весь мир конкрет­ных вещей и явлений, (второе ци), к-рый находится в постоянном процессе изменений и обновления путём возникновения одних и исчезновения др. вещей, в ре­зультате бесконечного взаимодействия сил инь и ян. Ци (материальные частицы) пребывают в тайсюй в своём «естеств. состоянии» отдельно друг от друга и в таком виде незаметны для человеческого глаза; поэто­му пространство, окружающее нас, представляется «прозрачным» — «пустым».

Концепция постоянно обновляющейся и меняющейся Вселенной лежала в основе социальной философии В. Ф., его представления об истории как процессе не­прерывного движения. В. Ф. бросил вызов утвержде­ниям ортодоксального конфуцианства, согласно к-рому «золотой век» был в прошлом и движение общества есть постепенный регресс. По В. Ф., человек есть часть при­роды, «небесные законы» не противоречат «человече­ским желаниям», свобода воли — это свободное следо­вание законам природы.

* Буров В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 в. Ван Чуань-шаня, М., 1976 (библ.); Forke Α., fieschichte der neueren chinesischen Philosophie, Hamb., 1938, S. 484—89; Wing-tsit С h a n, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 692-702.

BAH ЧУН, Чжун-жэиь (27 — ок. 98), др.-кит, мыслитель Вост.-ханьского периода (25—220). Автор ряда трактатов, из к-рых до нас дошёл только «Лунь хэн» («Критич. рассуждения») — самое большое и глав­ное произведение В. Ч.

Как мыслитель В. Ч. не принадлежал ни к одной из др.-кит. филос. школ, хотя в его учении прослежива­ются следы влияний даисизма и идей «Ицзин» о взаимо­действии сил инь и ян. В. Ч.— оригинальный мысли­тель, материалист, скептик, полемист, критик идеали-стич. концепций, в особенности конфуцианских. Не­бо— это не высшее, божеств. существо, определяющее возникновение и развитие вещей и явлений; оно мате­риально, неодушевлённо и лишено органов чувств, не может действовать, а все вещи и явления возникают естественно и спонтанно. Важное место в учении В. Ч. занимает понятие ци ·— изначальной субстанции мира, первоосновы и источника вещей, возникающих в ре­зультате сгущения этой субстанции. Так же порожда­ется и человек, к-рый в принципе не отличается от жи­вотного, поатому после смерти тело его разлагается, а жизненный дух рассеивается. Источник познания ре­ального мира — чувств. восприятие, созерцание вещей и явлений. В то же время В. Ч. присуща вера в пред­знаменования, почитание авторитета мудрецов древ­ности и фатализм в обществ.-политич. взглядах.

* Π е т p о в А. А., В. Ч.— др.-кит. материалист и просвети­тель, М., 1954; Forke Α., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 110—30.

BAH ЯНМИН, Ван Шоужэнь, Ван Боань (31.10.1472, Юэчэн, пров. Чжэцзян,— 9.1.1529, Нань-ань, пров. Цзянси), ср.-век. кит. философ, представи­тель конфуцианства. Род. в аристократич. семье. Зани­мал ряд крупных гражд. и воен. постов. У себя на ро­дине создал школу, приобретшую приверженцев по всей стране; позднейшие исследователи выделили в ней семь направлений, делавших упор на к.-л. одно поло­жение В. Я.: внезапное просветление; тихая медита­ция; презрит. отношение к обычаям, соединённое с экс-центрич. поведением, и т. д.

Среди многочисл. соч. В. Я.— «Да-сюе гу-бэнь пан-ши» («Второстепенные пояснения к древнему тексту Великого учения»), комментарии к пяти конфуцианским классикам —- «У-цзин ишо» («Догадки относительно пяти канонич. книг») и филос. беседы с учениками — «Чуань-силу» («Записи переданных поучений»). Выступая про­тив дуализма Чжу Си, В. Я. развивал монистич. учение, в к-ром идеальное ли, дух, является первопричиной

ВАН

мира, а материальное ци — лишь производное от ли. Оба же они (а вместе с ними все принципы и вещи, весь мир) существуют, согласно субъективно-идеалистич. концепции В. Я., лишь в нашем сознании («душе»), ибо наш дух является осн. началом всего мира и заклю­чает его в себе. В области гносеологии В. Я. выдвинул теорию интуитивного познания, основанного на обна­ружении идей, изначально заложенных в нашем разу­ме, в связи с чем процесс познания является прежде всего самопознанием. Политич. доктрина В. Я. провоз­глашала единство всего Китая и всей Вселенной: «Вся Вселенная — одна семья, весь Китай — один чело­век».

* Forke Α., Geschichte der neueren chinesischen Philoso­phie, Hamb., 1938, S. 380—09; Γ, a r s u n С h a n g, Wang Yang-ming: Idealist philosopher of sixteenth-century China, N. Y., 1962; Wing-tsit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 196Я, p. 654—91.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Βαοίλεος ό Μέγας), Василий К е с a р и й с к и й (ок. 330, Кесария Каппа-докийская, —1.1.379, там же), греч. церк. деятель, мы­слитель и писатель. Один из виднейших представителей патристики, глава т. н. каппадокийского кружка. С 370 епископ г. Кесарии, организатор ортодоксаль­ной оппозиции официально насаждавшемуся в этот период арианству. Испытал воздействие платонизма, отчасти неоплатонизма (мотивы Плотина в трактате «О святом Духе»); однако в целом для него характерна апелляция к популярным, общедоступным пластам антич. культурной традиции (доктрина Посидония о симпатии всех вещей, ходовой морализм). Его тол­кования на рассказ библейской кн. Бытия о шести днях творения основали богатую традицию ср.-век. «Шестодневов» и повлияли на распространённые космо-логнч. и естеств.-науч. представления последующих столетий (в частности, у слав, народов). В православ­ной традиции — один из трёх главных «святителей» вост. церкви (наряду с Григорием Богословом и Иоан­ном Златоустом).

• Migne PL, t. 29-32; Lettres, v. 1—3, P., 1957—66; Творе­ния..., в кн.: Творения святых отцов, т. 5—11, М., 1843-1915

* AIlard P., Saint Basile, P., 1903«; T r e u с k e r В., Politische und soziaigeschichtliche Studien zu den Basilius-Briefen, Münch., 1961; Dehnhurd H., Das Problem der Abhängigkeit des Basilius von Plolin, B., 1964.

ВАСУБАНДХУ (ok. 320—400 или неск. позднее), инд. философ-буддист. Брат Асанги. Сначала разделял взгля­ды в айбхашики — одной из школ хинаяны, потом стал приверженцем махаяны, явившись одним из учителей школы йогачара. Гл. соч. «Абхидкармакоша» — ком­пендий системы вайбхашики и хинаяны вообще (обнару­жена в переводе на кит. яз.). Став приверженцем школы йогачара, В. написал множество самостоят. работ и комментариев на соч. Майтреи и Асанги, в т. ч. изложе­ние филос. учения йогачара — «Виджнаптиматрата-сиддхи» и др. Для В. характерен интерес к проблеме наименований (оказал влияние на логич. исследова­ния школы).

* Р о з е и б e p г О. О., Введение в научение буддизма по япон. и кит. источникам, ч. 2 — Проблемы буддийской фило­софии, П., 1918; К i t а у a m a J., Metaphysik des Buddhismus; Versuch einer philosophischen Interpretation der Lehre Vasuband-hus und seiner Schule, Stuttg,— B., 1934; FrauwallnerE, On the date of the Buddhist master of the law Vasubandhu, Roma, 1951; см. также лит. к ст. Йогачара.

ВАХДАТ АЛЬ-ВУДЖУД (араб. - единство бытия), учение арабско-мусульм. философии о единстве мира и его членении на ряд ступеней (табакат) в последо­вательности процесса творения. Бытие мира в своей совокупности коренится в бытии бога, ежемгновенно уничтожаясь и возобновляясь им. Бог и телесная суб­станция (араб. хайула, от греч. ϋλη — сырой материал, вещество) — два полюса реальности; лишь бог сущест­вует сам по себе, порождая из себя первый разум, небесные души, формы и др. Т. о., реальность, будучи по сути единой, множественна в логич. определениях. Идеи В. а.-в. разрабатывались прежде всего в суфизме. Систематич. их изложение дали Абу-ль-Баракат аль-Багдади, Айн аль-Кузат Хамадани, Ибн аль-Араби,

Руми, а в богословии шиизма — представители исфа-ханской школы. С В. а.-в. тесно связано учение об архе­типах вещей, в частности принцип «имкан аль-аш-раф» (букв.— возможность превосходящего), согласно к-рому каждому предмету на низшей ступени необхо­димо соответствует его идеальный аналог на высшей. Каждое творение есть порождение оиредел. архетипа и «призвано» последним к бытию, будучи его ничтож­ным подобием. Миру в целом соответствует его архе­тип — «книга бытия», небесная скрижаль, написанная богом. Поэтому каждому элементу бытия предопределе­но его место, срок появления и связь с др. элементами.

«ВВЕДЕНИЕ», работа К. Маркса, см. в ст. «Критика политической экономии»,

ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856, Тамбов,— 7.3.1925, Ленинград), рус. философ-идеалист и психо­лог, крупнейший представитель рус. неокантианства. Пред. Санкт-Петерб. филос. об-ва (с 1899). В соч. «О пре­делах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» (1914) В. ставил вопрос о необ­ходимости вывести учение о душе и о сущности психиче­ского за пределы психологии. Всякая душевная жизнь, по В., подчинена закону отсутствия объективных при­знаков одушевления; признание чужой духовности диктуется человеку только его нравств. чувством. Пос­леднее связано с нравств. долгом, постулирующим свободу воли, бессмертие души, существование бога. Полагая, что науч. психология возможна лишь как описат. наука, В. считал её огн. методом интроспек­цию (самонаблюдение). В этой связи В. скептически относился к возможностям экспериментальной пси­хологии, получившей развитие в то время. Логич. уче­ние В. связано с его гносеологией; функция логики, по В.,— проверять истинность познания, а не откры­вать новое. В 20-х гг. активный участник философских диспутов, где выступал против материализма и марк­сизма.

* Спор о свободе воли перед судом критич. философии, «Жур­нал Мин-ва нар. просвещения», 1901, ч. 337, октябрь; Судь­бы философии в России, «Вопросы философии и психоло­гии», 1898, кн. 2 (42); Логика как часть теории познания, П., 19173.

* Из истории рус. психологии, M., 1961, с. 384—90.

ВЕБЕР (Weber) Альфред (30.7.1868, Эрфурт,—2.5. 1958, Гейдельберг), нем. буря«, экономист и социолог. Брат М. Вебера. «Социология истории и культуры» В. сформировалась под влиянием М. Вебера и В. Диль-тея. Историю, по В., можно расчленить на социальный (формирование социальных институтов и структуры), цивилизационный (поступат. развитие техники и естест­вознания, ведущее к унификации цивилизации) и куль­турный (творчество — иск-во, религия и философия) процессы. Они связаны, но протекают по различным законам. Специфичность историч. и социальных изме­нений определ. эпохи В. связывал с иррациональным характером культурного процесса, творцом к-рого яв­ляется интеллектуальная плита. Т. о., историю, по В., направляет игра духовных сил, что означало отрица­ние объективных закономерностей в истории и её по­знаваемости.

• Ideen zur Staats- und Kultursoziologie, Karlsmhe, 1927; Kulturgeschichte als Kultursoziologie, Münch., 1950!; Prinzi­pien der Geschichts- und Kultursoziologie, Müncli., 1951; Der dritte oder der vierte Mensch, Miinfh., 1953; Einführung in die Soziologie, Mtinch., 1955 (соавтор); в рус. пер.—Теория разме­щения пром-сти, М.—Л., 1926.

• К е p e s z с z u k.Т., A. Weher. Schriften und Aufsätze. 1897— 1955. Bibliographie, Münch., 1956.

ВЕБЕР (Weber) Макс (21.4.1864, Эрфурт, —14.6.1920, Мюнхен), нем. социолог, философ и историк. Взгляды В. сформировались под влиянием неокантианства. Совместно с Риккертом и Дильтеем В. разрабатывал концепцию идеальных типов. Смысл идеальной типоло­гии — в конструировании нек-рых образов-схем, по­зволяющих наиболее удобным способом упорядочивать эмпирич. материал, поставляемый конкретными иссле­дованиями и жизненными впечатлениями учёного. Так, античность, феодализм, капитализм для В. не объек-

тивно существующие отношения, а способы идеальной типизации. Концепция идеальных типов направлена против идеи объективной закономерности историч. развития и служит методологич. обоснованием плюра­лизма как принципа исследовательской деятельности.

Во всех исследованиях В. проводил мысль о рацио­нальности как определяющей черте совр. европ. куль­туры. Рациональность противостоит традиционному и харизматич. (см. Харизма) способам организации об-

ществ. отношений. Наиболее яркими проявлениями рациональности, по В., являются: в экономике — изо­бретение двойной бухгалтерии, стимулировавшей раз­витие капиталистич. организации произ-ва; в полити­ке — утверждение институтов формального права, пар­ламентаризма и совр. администрации; в этике — чест­ность отношений, в особенности между кредитором и должником; в музыке — распространение европ. нотной системы и соответствующего ей тонич. лада.

Центр. проблема В.— анализ связи хоз. жизни об­щества, материальных и идеологич. интересов различ­ных социальных групп и религ. сознания. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» («Die pro­testantische Ethik und der Geist des Kapitalismus», 1904—05, рус. пер. 1928) В. пытался обосновать мысль, что европ. капитализм обязан своим происхождением протестантскому религ.-зтич. комплексу, якобы обеспе­чившему воспитание таких черт личности, как трудолю­бие, бережливость, честность, расчётливость. В работе «Истории х-ва» (рус. пер. 1923) В. полнее прослежи­вает влияние экономич. факторов на возникновение капитализма.

Осн. черту капитализма В. усматривает в наличии pa-ционально организованного предприятия. Он оценивает капитализм как наиболее рациональный тип хозяйство­вания. В то же время «это чудовищный космос, в кото­рый каждый отдельный человек ввергнут с момента своего рождения и границы которого остаются для отдельного индивида как такового раз навсегда данными и неизменными» («Die Protestantische Ethik», Münch.— Harab., 1965, S. 45). В целом его концепция происхож­дения и сущности капитализма направлена против марксовой теории первонач. накопления и учения о при­бавочной стоимости.

Уделяя значит. место проблемам социальной струк­туры и классового конфликта, В. противопоставил марксизму свою концепцию, в к-рой подчёркивал мно-гомерность классовых различий и положений. Отноше­ние к власти, различия в статусе и престиже отд. груп­пировок, разделение людей по религ. и идеологич. признакам В. считал столь же важными, как и разли­чия, вытекающие из отношений собственности. В поли-тич. социологии В. уделял большое внимание анализу конфликтов интересов различных группировок правя­щего класса: статусных и престижных групп. Гл. кон­фликт политич. жизни совр. гос-ва усматривал в борь­бе между политич. партиями и бюрократич. аппаратом, чиновничеством. В. отрицал возможность победы со-циалистнч. обществ. отношений, выдвигал против этой идеи тезис о всесилии бюрократии. Положение В. о том, что будущее общество будет не диктатурой рабочего класса, а диктатурой чиновников, широко используется бурж. социологами в антикоммунистич. пропаганде.

В совр. зап. лит-ре о В. можно выделить две гл. тен­денции. Первая (Т. Парсонс и др.) заключается в по­пытке доказать, что В. опроверг материалистич. пони­мание истории и доказал приоритет этич. и религ. факторов в мировой истории. Вторая концепция исхо­дит из возможности дополнить марксизм веберианст-вом. В сов. лит-ре показана несостоятельность обеих

этих тенденций.

• Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie, Bd 1—3, Tub., 1920—21; Grundrisa der Sozialökonomik, Tüb., 1921;

ВЕБЕР 75

Gesammelte Aufsätze zur Soziologie und Sozialpolitik, Tiib., 1924; Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftsichre, Tüb., 1951; The religion of China. Confucianism and Taoism, Glencoe, 1951; The religion of India. The sociology of Hunduism and Buddhism, Glencoe, I960; Soziologie.—Weltgeschichtliche Analysen.—Politik, Stuttg., 1956; Wirtschaft und Gesellschaft, Köln —B., 1964; Staatssoziologie, B., 1966; Economy and society, Berk., 1978; в рус. пер.— Социальные причины падения античной куль­туры М. В., «Научное слово», 1904, кн. 7; Агр. история древне­го мира, М., 1923; Город, П., 1923; Хозяйств. этика мировых религий, Протестантские секты и дух капитализма, «Атеист», 1928, № 25, 26, 30.

• Кон И. С., Позитивизм в социологии. Л., 1964; История бурж. социологии 19 — нач. 20 в., М., 1979; Здрав омы с-л о в А. Г., М. В. и его «преодоление» марксизма, «Социологич. исследования», 1976, № 4; е г о ж е, Социология М. В. и совр. идеологич. борьба, в сб.: Критика совр. бурж. и реформистских фальсификаторов марксизма-ленинизма, М., 1980; Мах Weber, Werk und Person, Tüb., 1964; Kozyr-Kowalski S., Max Weber a Karol Marks, Warsz., 19C7; Parsons Т., The structure of social action, v. 2, N. Y.— L., 1968; G i d d e n s Α., Politics and sociology in the thought of Max Weber, L., 1972; Lewis J., Max Weher and value-free sociology, L., 1975; Bendix R., Max Weber. An intellectual portrait, Berk., 1977. А. Г. Здравомыслов.

ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн (30.7.1857, графство Ма­нитовок, шт. Висконсин,—3.8.1929, ок. Менло-Парка, шт. Калифорния), амер. экономист и социолог. Взгляды В. противоречивы и сочетают критику нек-рых сторон капитализма с мелкобурж. утопизмом. Под влиянием Маркса В. считал основой социальной жизни матери­альное произ-во. Однако он сводил обществ. произ-во лишь к технологии, упрощённо понимая связь техники и социально-культурных институтов и недооценивая значение форм собственности. По В., традиции и взгля­ды людей отстают от изменений в области технологии произ-ва и эволюция общества сводится в основном к процессу умств. приспособления индивидов к этим изменениям. Рассматривая любое общество как пром. машину, составными частями к-рой являются экономич. институты, В. представлял историю как результат борь­бы двух осн. классов: бизнесменов, имеющих дело со сферой обращения, и промышленников, организующих материальное произ-во. Первую группу В. считал реак­ционной. Бизнес порождает, по В., частную собствен­ность, национализм, религ. невежество. В нек-рых ра­ботах В. предлагал передать руководство х-вом и всем обществом производств.-технич. интеллигенции, соз­дать «ген. штаб» из инженеров и техников, к-рый, ис­пользуя политич. власть, сумеет развивать произ-во в интересах общества. Однако от многих этих утопия, идей, использованных затем в технократич. теориях, В. в конце жизни отказался. Взгляды В., особенно его теория «праздного класса» (leisure class), идея отста­вания культуры от техники и критика нек-рых аспек­тов амер. жизни, оказали значит. влияние на развитие амер. немарксистской социологии.

* Essays in our changing order, N. Y., 1934; The theory of the leisure class, Ν. Υ., 19592; The place of science in modern civili­zation and other essays..., N. Y., 19642; The instinct of workman­ship and the state of the industrial arts, Ν. Υ., 19642; The engi­neers and the price system, N. Y., 1965; The higher learning in America, N. Y., 1965; The theory of business enterprise, N. Y., 19652; Veblen on Marx, race, science and economics, N. Y., 1969.

• С е л и г м e н Б., Осн. течения совр. экономич. мысли, пер. с англ., М., 1968, с. 56—75.

ВЕДАНТА (санскр., букв.— конец Вед, т. е. заклю­чит. этап ведийского периода, представленный упани-шадами), наиболее известная и влиятельная система др.-инд. религ.-филос. мысли; филос. основа индуизма. В широком смысле слова — совокупность религ.-филос. школ, разрабатывавших учения о брахмане и атмане (тождество абсолюта-брахмана с познающим его субъектом — атманом, индивидуальной душой, достигаемое в процессе познания и ведущее к осво­бождению). В разные периоды В. заимствовала и пере­рабатывала отд. элементы из пурва-мимансы, санкхьи, даже из буддизма — осн. идейного противника В., одновременно оказывая сильное влияние на все др. направления инд. мысли.

ВЕБЛЕН

Вместе с др. ортодоксальными направлениями др.-инд. философии В. убеждена в высшем авторитете Вед, псе содержание к-рых рассматривается как открове­ние (шрути), источник истинного знания. Веды сущест­вовали до начала мира π возникли из дыхания брах­мана. Предание (смрити — воспоминание), содержа­щееся в др. священных книгах — «Бхагавадгите», «Законах Ману», лишь разъясняет и дополняет явлен­ное в откровении. Достижение истинного знания (видья) — знания брахмана (брахмавидья) предпола­гает ряд условий: осознание различий между вечным и невечным бытием; отказ от к.-л. материального воз­даяния как в этой жизни, так и в будущей; обладание шестью «средствами» (спокойствие духа, умеренность, отрешённость, терпение, сосредоточенность, вера); стремление к освобождению. Полемизируя с буддиз­мом и его уравнит., плюралистич. и нигилистич. тен­денциями, В. отстаивала идеи элитарности (в качестве адептов В. признавались только принадлежащие к выс­шей касте брахманов), монизма и высшей реальности брахмана как основы утверждаемого в В. единства бытия (Вселенная есть реальное единое целое, «одно без чего-либо другого»).

Истоки В. уходят в поздневедийские монистич. уче­ния о едином, пуруше, космич. жаре (тапасе), сотво­рении мира и т. п. (гимны последней, десятой манда-лы «Ригведы»). В истории развития В. выделяют три стадии: 1) унанишады, давшие умозрит. истолкование смысла Вед и наметившие осн. понятия В. (брахман и атман, пуруша, пракрита, джняна, майя и т. д.); для этой стадии характерно преобладание интуитивно-поэтич. образов. 2) «Брахма-сутра», или «В.-сутра», приписываемая Бадараяне (2— 3 вв.), иногда Вьясе,— опыт более строгой систематизации упанишад (обосно­вание высшей реальности брахмана, его отношения к явленному миру и к индивидуальной душе, а также по­пытки примирения религ. переживания единого с ви­димым многообразием форм жизни). 3) Многочисл. ком­ментарии к «Брахма-сутре» и последующая разработка проблем В.: Гаудапада (8 в.), близкий в ряде моментов буддизму, пытался синтезировать негативную логику мадхъямики с религ.-филос. идеями упанишад; Говинда, учитель Шанкары; Бхартрихари, логик и линг­вист, автор «Вакьяпадии», во многом разделял идеи буддизма; Бхартрипрапанча, учивший, что брахман одновременно един и двойствен. В этот период форми­руются три осн. направления В., различающиеся ре­шением вопроса об отношении брахмана и атмана: адвайта-веданта Шанкары (последоват. монизм), ви-шишта-адвайта Рамануджи (ограниченный монизм), двайта-веданта Мадхеы (дуалистич. концепция). Боль­шое значение в развитии В. имели труды Бхаскары, Ядавапракаши, Ведантадешики, Шрихарши, Нимбар-ки, Валлабхи и др.

Последовательная В. (адвайта-В.) фактически исклю­чает из рассмотрения вопрос о возникновении мира объектов из чистого бытия брахмана. Однако те на­правления В., к-рые признают реальность зависимого от брахмана мира, вынуждены допустить наличие в брахмане творч. потенции (шакти) производить мно­жество объектов (образ Брахмы, ткущего из самого се­бя паутину явлений и законов, ими управляющих). Наряду с рассмотрением взаимоотношения брахмана и мира В. подробно анализирует и индивидуальную душу, «Я»,— прежде всего с т. зр. того, как возникает ограниченность познания объектов со стороны «Я». Сложное соотношение реальности и иллюзорности на разных уровнях психологического состояния раскры­вается, напр., в учении о четырёх состояниях психики (бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон, запредельное состояние), отличающихся друг от друга тем, что реальность предыдущего состояния снимается на следующем уровне, выступая как ил­люзия. В. развивала учение о переселении душ (см. Метемпсихоза).

В. играла ведущую роль среди всех ортодоксальных систем инд. философии; ведантистскую окраску прини­мали различные направления филос. и религ. мысли Индии 19—20 вв. (т. н. «интегральная» В. Вивекананды, учения Раммохана Рая, Гхоша, Рамакришны, Радха-кришнана и др.).

*М ю л л е p M., Философия В., пер. с англ., М., 1912; аттерджи С., Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; p а д χ a kji и ш н а н С., Инд. филосо­фия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Идеология, течения совр. Ин­дии. [Сб. ст.], М., 1965; D е u s s е n P., Das System des Vedänta, Lpz., 19062; Walleser M., Der ältere Vedänta. Geschichte, Kritik und Lehre, Hdlb., 1910; Ghate V. S., The Vedänta, Poona, 1926; Belvalkar S. K., Shree Gopal Basu Mallik lectures on Vedänta, philosophy delivered December, Poona, 1929; Das S. K., A study of the Vedänta, Calc., 19372; La-combe 0., L'absolu selon le Vidänta, P., 1937; Hein­rich W., Verklärung und Erlösung im Vedänta, Salzburg— Klosterneuburg, 1956; G l a s e n a p p H. V., Die Philosophie der Inder, Stuttg., 19582; Nagaraja B. a o P., Introduction to Vedänta, Bombay, 1958; DasguptaS., A history of Indian philosophy, v. l—5, Delhi, 1975; см. также лит. к статьям Адвай-та-веданта, Индуизм, Шанкара, Рамануджа. В. Н. Топоров.

ВЕДЫ (санскр. веда, букв.— знание, ведение, от вид — знать), совокупность наиболее ранних текстов на др,-инд. (ведийском) языке, созданных примерно с сер. 2-го тыс. до н. а. до 6 в. до н. э. Название «В.» отно­сится равным образом к знанию вообще как особой сфере умозрения, из к-рого позднее выделились отд. науки, философия и теология (наиболее точно соответ­ствует др.-греч. слову «философия»).

В., или ведийская лит-pa, являются ценным источ­ником др.-инд. умозрения. Их древнейшую часть со­ставляют четыре В.— гимнов («Ригведа»), жертвенных формул («Яджурведа»), напевов («Самаведа») и закли­наний («Атхарваведа»). За В. следуют брахманы, своего рода комментарии к текстам В. с особым вниманием к толкованию сокровенного смысла ритуалов, прежде всегo —жертвоприношений. Особо выделяются ара-ньяки, тексты спекулятивного характера, предназна­ченные для отшельников. Заключит. этап В. (веданта, т. е. конец Вед) составляют у панишады, трактаты ре-лиг.-филос. характера. Особое значение в развитии др.-инд. умозрения имели филос. части «Ригведы» (прежде всего в заключит. 10-й мандале: о едином, о творении мира, о пуруше, космич. жаре и т. п.) и ранние упанишады в целом. Именно здесь складыва­лись такие понятия и концепции, как брахман и атман, puma, сатья, дхарма, карма, мокша, бхава и абхава, майя, авидья и т. п.; выдвигались и обсуждались про­блемы космологии, эсхатологии, теологии (соотноше­ние монотеизма и политеизма), сотериологии (учение о спасении), онтологии и теории познания (проблема бытия, реальности и видимости «Я» и абсолюта, источ­ников познания и т. п.; ср. также в упанишадах концеп­цию мировой души, теорию причинности, учение о пе­реселении душ и т. д.); предлагались практич. пути преодоления зла, страдания, привязанности к види­мому миру — пути, ведущие к освобождению. В. пред­ставляют собой обширный фонд идей, к к-рому обраща­лись на всём протяжении истории инд. философии. От­ношение к авторитету В. определило и классификацию систем др.-инд. умозрения: шесть ортодоксальных школ (см. Астика) развивали наследие В. в соответствии с ве­рой в их непререкаемую истинность, однако и неорто­доксальные системы, не признававшие высшего авто­ритета В. (особенно буддизм и джайнизм), были во мно­гом обязаны им.

• P а д χ а к p и ш н а н С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 49—226; D a s g u p t a S., A history of Indian philosophy, v. 1, Delhi, 1975; G 1 as e n a p p H. v., Die Philoso­phie der Inder, Stuttg., 19582, S. 23—49; Studies in the history of Indian philosophy, ed. by D. Chattopadhyaya, v. l — The proto-historic and Vedic period, Calc., 1978.

ВЕЙДЕМЕЙЕР (Weydemeyer) Иосиф (1818 — 26.8. 1866, Сент-Луис), деятель герм. и амер. рабочего движе­ния, первый пропагандист марксизма в США. До сбли­жения с К. Марксом и Ф. Энгельсом (1846) примыкал к «истинному социализму». С момента основания Сою­за коммунистов в 1847 стал его активным деятелем.

Участник Революции 1848-49. Поддерживал Маркса и Энгельса в их борьбе против сектантской фракции Виллиха — Шаппера. Под угрозой ареста эмигрировал в 1851 в Швейцарию, затем в США. где в 1852 основал марксистский журн. «Die Revolution», положив начало распространению науч. коммунизма. В этом журнале впервые была опубликована работа Маркса «Восемнад­цатое брюмера Луи Бонапарта». В. способствовал про- паганде в США идей 1-го Интернационала. Во время Гражд. войны в США 1861—65 полковник армии севе­рян. В письмах Маркса и Энгельса В. содержится ряд важных положений марксизма.

• Маркс К., Предисловие ко второму изданию «Восем­надцатое брюмера Луи Бонапарта», Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., т. 16, 27—34 (см. Указатель имен); Поспе­лова В., И. В., в сб.: Маркс и Энгельс и первые пролет, ре­волюционеры, [М., 1961]; Obermann К., Joseph Weyde­meyer. Ein Lebensbild, В., 1968 (лит.).

ВЕЛИКОДЕРЖАВНЫЙ ШОВИНИЗМ, см. Шови­низм.

ВЕНСКИЙ КРУЖОК, группа, явившаяся идейным и организац. ядром движения логического позитивизма. В. к. возник на основе семинара, организованного в 1922 Шликом при кафедре философии индуктивных наук Венского ун-та. В. к. объединял ряд молодых учё­ных, скептически относившихся к возможностям тра-диц. философии. Выдвигавшаяся ими программа раз­вития «науч. философии» получила позитивистскую направленность. В В. к. входили: Р. Карнап, Ф. Вайс-ман, Г. Фейгль, О. Нейрат, Г. Ган, В. Крафт, Ф. Кауф­ман, К. Гёдель и др. С В. к. сотрудничали: группа X. Рейхенбаха в Берлине, Ф. Франк (Чехословакия), Э. Кайла (Финляндия), А. Вламберг, Э. Нагель (США), Й. Йоргенсен (Дания), А. Айер (Великобритания) и др. На формирование идейных установок В. к. значит. воздействие оказал махизм, для к-рого были характер­ны негативное отношение к традиц. «метафизике», к классич. филос. проблематике и узкосциентистская (см. Сциентизм) трактовка гносеологич. и методологич. вопросов. В. к. воспринял также субъективно-идеалп-стич. установки логического анализа философии (в част­ности, Л. Витгенштейна) — концепцию сведения фило­софии науки к логич. анализу языка науки и учение об аналитич. характере логики и математики. Синтез позитивизма махистского толка с установками филосо­фии логич. анализа привёл к формированию в В. к. исходных положений логич. позитивизма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 263 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.