Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 22 страница




Важно также разграничить понятия политич. руко­водства и управления. Так, в совр. империалистич. гос-вах группы монополий осуществляют руководящую роль в обществе и гос-ве. Однако они не берут на себя функции непосредств. управления, к-рые выполняются проф. политич. деятелями, аппаратом управления. Монополии оказывают своё решающее влияние на поли­тику капиталистич. гос-в различными средствами: са­мим фактом концентрации в своих руках ключевых рычагов экономики, направлением деятельности, фи­нансированием определ. партий и политич. кампаний, влиянием на характер конституционных режимов, на формирование обществ. мнения, на деятельность раз­личных групп давления в парламентах, в гос. учреж­дениях и т. д. Ленин подчёркивал, что в условиях пар­ламентских режимов буржуазия руководит обществом косвенно, но тем вернее. «Тот особый слой, в руках ко­торого находится власть в современном обществе,—пи­сал Ленин,— это бюрократия. Непосредственная и тес­нейшая связь этого органа с...классом буржуазии явствует и из истории... из самих условий образования и комплектования этого класса, в который доступ от­крыт только буржуазным „выходцам из народа" и кото­рый связан с этой буржуазией тысячью крепчайших нитей» (там же, с. 439—40).

Руководящей силой в социалистич. странах высту­пает рабочий класс, к-рый осуществляет своё руковод­ство прежде всего через коммунистич. или рабочую партию, а непосредственно управлением заняты спе­циалисты, работающие в сфере х-ва, культуры, просве­щения и др. Коммунистич. и рабочие партии, осущест­вляя руководство обществом, находятся в центре всей

ВЛАСТЬ 85

политич. системы. Они воздействуют на общество, во-первых, вырабатывая идеологию и политику, про­граммы деятельности общества; во-вторых, формируя и организуя проведение в жизнь этих программ внутр. и внеш. политики; в-третьих, выдвигая на ключевые посты в сферах управления своих представителей, обу­чая их управлению; в-четвёртых, контролируя выпол­нение намеченной линии. Вместе с ними непосредств. управлением хозяйственными и др. процессами зани­маются хозяйств., гос., обществ. и иные орг-ции. Раз­граничение понятия руководства и управления в ус­ловиях социалистич. общества имеет не только теоре-тич., но и практич. значение. Такой подход помогает правильно распределять функции, права и обязанности между различными звеньями политйч. системы социа­листических стран, избегать параллелизма в их дея­тельности, делать управление максимально эффек­тивным.

В условиях коммунистич. обществ. самоуправления отомрёт основной институт политйч. В.— гос-во, однако сохранится руководство и управление, к-рые будут осуществляться всем обществом.

• Энгельс Ф., Об авторитете, Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 18; е г о же, Происхождение семьи, част­ной собственности и гос-ва, там же, т. 21; Ленин В. И., О социальной структуре В., перспективах и ликвидаторстве, ПСС, т. 20; е г о ж е, Задачи пролетариата в нашей революции, гам же, т. 31, с. 162—65; е г о ж е, Гос-во и революция, там же, т. 33; его же, Пролет, революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Социология. Политика. Междунар. отношения, М., 1974; В е с е л о в-ский В., Классы, слон и В., пер. с польск., М., 1981.

Ф. М. Бурлацкий.

ВЛЕЧЕНИЕ, стремление к удовлетворению к.-л. потребности живого организма. Характеризуются по­стоянством появления и периодичностью протекания; удовлетворение В. сопровождается разрядкой напря­жённости организма. Возникая независимо от сознания (мышления и воли) человека, В. связаны с кругом побудит. мотивов и интересов личности, к-рые определяют форму и направление реализации В.: влечения могут тормозиться или подавляться, переноситься с одного объекта на другой и т. п. Различные В. могут вступать в конфликт, разрешающийся в процессе борьбы моти­вов. Многообразие форм, в к-рых выступают человеч. В., затрудняет их формальную систематизацию. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ, филос. категории, во взаимосвязи к-рых внешнее выражает свойства предмета как целого и способы его взаимодействия с ок­ружающей средой, а внутреннее — строение самого предмета, его состав, структуру и связи между элемен­тами. В процессе познания внешнее обычно выступает как то, что обнаруживается непосредственно, что дано в наблюдении как свойства и связи предмета, фиксируе­мые органами чувств и в эмпирич. знании; внутреннее же, как правило, бывает скрыто от непосредств. наблюде­ния и может быть выявлено благодаря теоретич. иссле­дованию, в процессе к-рого вводят нек-рые «ненаблю­даемые сущности» — идеализированные объекты, за­коны и пр. В этом смысле движение познания есть дви­жение от внешнего к внутреннему, от наблюдаемого к ненаблюдаемому, но мыслимому. Причём внутреннее раскрывается через внешнее, последнее есть способ выражения, обнаружения внутреннего. Марксистская гносеология подчёркивает историч. характер категорий В. и в.: то, что вчера было ненаблюдаемым, завтра ста­новится наблюдаемым, при этом изменяется и характер В. и в., и их взаимоотношения внутри целостного пред­мета.

В истории познания проблема В. и в. рассматривалась в двух аспектах. Во-первых, она выступала как вопрос об объективной природе В. и в., к-рым приписывались различные характеристики. Так, внешнее наделялось

ВЛЕЧЕНИЕ

такими свойствами, как становление, пространствен-ностъ, эмпирич. существование, телесность. Внутрен­нее наделялось др. свойствами — подлинного бытия, времени, вечного духовного бытия и т. п. Поэтому переход от внешнего к внутреннему трактовался как переход от становления к бытию, от пространства ко времени, от конечности к вечности. Во-вторых, проб­лема В. и в. в значит. мере смыкалась с проблемами сущности и явления, субстанции и её атрибутов, причём они рассматривались как определ. характеристики уче­ния о бытии — онтологии. В-третьих, онтологич. раз­рыв между В. и в., характерный для европ. науки и философии 17 в., был преодолен в нем. классич. идеа­лизме, к-рый, переведя эту проблему в проблему гно­сеологии, подчёркивал взаимосвязь и взаимообуслов­ленность В. и в., усматривая в познании переход от внешнего, чувственно данного, к ненаблюдаемому, теоретически мыслимому, причём духовное объявля­лось истоком и смыслом внеш. бытия. В-четвёртых, эта проблема рассматривалась как одна из характеристик человеч. деятельности, её объективации в продуктах и средствах труда, в различных символически-знаковых формах — языке, математич. символах и др.

Марксистская гносеология подчёркивает объектив­ный характер взаимосвязи В. и в., рассматривая внут­реннее как результат движения историч. познания че­ловеком окружающего мира на основе практич. дея­тельности. При этом В. и в. оказываются одним из уров­ней предмета исследования, а их характеристики зави­сят от историч. развития науч. познания. Историч. и вместе с тем системно-целостный подход к предмету ис­следования, развитый диалектич. материализмом, пре­одолевает односторонние трактовки источников раз­вития. В противовес тем концепциям, к-рые отдают приоритет внешнему (напр., внеш. условиям в ламар­кизме при объяснении жизни, в ряде концепций раз­вития науки), сводят внутреннее к чему-то сугубо произ­водному, вторичному, разрывают В. и в. (различные варианты теории факторов в социологии), марксистская гносеология видит во В. и в. моменты целостного само­развивающегося бытия, подчёркивает их неразрывное единство, усматривает в их взаимодействии источник самоорганизации и самодвижения бытия на его различ­ных уровнях.

ВНИМАНИЕ, характеристика психич. деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленно­сти сознания на определ. объект. Под направленностью сознания понимается избират. характер психич. дея­тельности, осуществление выбора данного объекта из нек-рого поля возможных объектов.

Различают три вида В.: непроизвольное, произволь­ное и послепроизвольное. Непроизвольное, или пассив­ное, В. имеет место, когда выбор объекта деятельности определяется без заранее поставленной цели, непред­намеренно. Если выбор призводится сознательно, пред­намеренно, то В. является произвольным, или актив­ным. Произвольное В. является актом воли, оно при­суще только человеку. Деятельность может так захва­тить человека, что её выполнение не требует от него спец. волевых усилий; наличие цели в сочетании с от­сутствием волевых усилий характеризует послепроиз­вольное В.

Конкретные особенности В. устанавливаются с по­мощью характеристик его устойчивости, объёма, рас­пределённости и возможности переключения. Устой­чивость В.— способность удерживать объект деятель­ности в поле сознания на определ. срок (от долей се­кунды до неск. часов). Объём В.— количество объектов, к-рое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени. Распреде-лённость В.— способность удерживать в поле созна­ния объекты одновременно неск. различных деятель-ностей. Под переключением В. понимают особенности перехода в поле сознания от объектов одной деятель­ности к объектам другой.

В. стало предметом интенсивного психологич, изуче­ния на рубеже 19—20 вв., когда с его помощью стре­мились объяснить самые различные проявления психи­ки. В силу этого понятие В. стало крайне многозначным. Оригинальную моторную теорию В. выдвинул рус. психолог Н. Н. Ланге, связав В. с движениями, к-рые производит человек при восприятии или представлении предмета. Материалистич. трактовку В. дал франц. психолог Рибо (понимание В. как ряда приспособит. рефлексов). В совр. психологии ряд проблем, изучав­шихся ранее в связи с В., рассматривается в рамках исследования установки и краткосрочной (оператив­ной) памяти. Вместе с тем изучение В. приобрело огром­ное значение в связи с созданием совр. сложных тех-нич. систем и специфич. деятельностью в них человека, требующей тонких и развитых механизмов В.

• Рибо Т., Психология В., пер. с франц., СПБ, 18973; Добрынин Η. Φ., Осн. вопросы психологии В., в кн.: Психология, наука в СССР, т. 1, М., 1959.

ВНУТРЕННЕЕ, см. Внешнее и внутреннее.

ВОЗВЫШЕННОЕ, эстетич. категория, характеризую­щая внутр. значительность предметов и явлений, несо­измеримых по своему идеальному содержанию с реаль­ными формами их выражения. Понятие о В. возникло на закате античности. В. характеризовало особый стиль ораторской речи (Псевдо-Лонгин «О возвышенном», 1 в. н. э., рус. пер. 1966). Это значение термина сохра­нилось вплоть до эпохи Возрождения. В классицизме было развито учение о «высоком» и «низком» стилях лит-ры (Н. Буало, Ш. Баттё и др.). Как самостоят. эсте­тич. понятие В. было впервые разработано в трактате Э. Бёрка «Филос. исследование относительно возник­новения наших понятий о возвышенном и прекрасном» (1757). Бёрк связывает В. с присущим человеку чувст­вом самосохранения и видит источник В. во всём том, что «...так или иначе способно вызывать представление о страдании или опасности, т.е. все, что так или иначе ужасно...» (цит. по кн.: История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 103).

Кант в «Критике способности суждения» (1790) дал систематич. анализ противоположности между прекрас­ным и В. (см. Соч., т. 5, М., 1966, с. 249—88). Если прекрасное характеризуется определ. формой, огра­ничением, то сущность В. заключается в его безгранич­ности, бесконечном величии и несоизмеримости с чело-веч. способностью созерцания и воображения. В. обна­руживает двойств. природу человека: оно подавляет его как физич. существо, заставляет его осознать свою конечность и ограниченность, но одновременно возвы­шает его как духовное существо, пробуждает в нём идеи разума, сознание нравств. превосходства даже над фи­зически несоизмеримой и подавляющей его природой. Вследствие этого нравств. характера В., связи его с идеей свободы Кант ставит В. выше прекрасного. Шиллер, развивая эти идеи Канта («О возвышенном», 1792), говорит уже о В. не только в природе, но и в исто­рии. В дальнейшем Шиллер преодолевает кантовское противопоставление прекрасного и В., вводя объеди­няющее их понятие идеально прекрасного.

В последующем развитии нем. эстетики центр тяжести в понимании В. был перенесён с восприятия его на соот­ношение между идеей и формой, выражаемым и выра­жением. Жан Поль определял В. как бесконечность, взятую применительно к чувств, предмету («Подготови­тельная школа эстетики»,— «Vorschule der Ästhetik», 1804), Шеллинг — как воплощение бесконечного в ко­нечном. В. для К. Зольгера есть идея, к-рая не выяви­лась полностью и только ещё «должна раскрыться» (см. «Vorlesungen über Ästhetik», Lpz., 1829, S. 242— 243), для Гегеля — несоразмерность между единичным явлением и выражаемой им бесконечной идеей.

Марксистская эстетика не противопоставляет В. прекрасному и рассматривает В. в тесной связи с ге­роизмом, с пафосом борьбы и творч. деятельности че­ловека, нар. масс. В. неотделимо от идеи величия и до-

стоинства человека, и в этом ему родственно трагиче­ское, к-рое представляет собой своеобразную форму воз­вышенно-патетического.

* Чернышевский Н. Г., В. и космическое, в кн.: Избр. филос. сочинения, т. 1, М., 1950, с. 252—99; S e i d Ι Α.,

Zur Geschichte des Erhabenheitsbegriffes seit Kant, Lpz., 1889; Hippie W. J., The beautiful, the sublime, the picturesque in eighteenth century British aesthetic theory, Carbonüale (111.), 1957; Monk S. H., The sublime..., Ann Arbor, I9602.

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, соотносит. филос. категории, характеризующие две осн. сту­пени в становлении и развитии предмета или явления. Возможность — объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения. Действительность — объективно су­ществующий предмет как результат реализации нек-рой возможности, в широком смысле — совокупность всех реализованных возможностей. Различают абстрактную (формальную) и реальную (конкретную) возможности. Абстрактная возможность характеризует отсутствие принципиальных препятствий для становления пред­мета («все возможно, что не противоречит себе»), одна­ко для её осуществления нет всех необходимых условий. Реальная возможность обладает для своей реализации всеми необходимыми условиями: скрытая в действи­тельности, она при определ. условиях становится но-вой действительностью. Изменение совокупности усло­вий определяет переход абстрактной возможности в ре­альную, а последняя превращается в действительность. Так, абстрактная возможность кризиса порождается с появлением элементарной метаморфозы товара Т — Д — Т, но только в условиях развитого капиталисти­ческого произ-ва эта возможность становится реаль­ной и реализуется в действительности. Численная мера возможности выражается посредством понятия ве­роятности.

Филос. осмысление В. и д. началось в др.-греч. фило­софии. Элейская и мегарская школы выдвинули поло­жение, согласно к-рому только о действительном (мыс­лимом как единое всеобъемлющее бытие) можно гово­рить как о возможном. Аристотель раскрыл связь В. и д. с движением и развитием, толкуя последние как пере­ход от возможности (δύναμις) к действительности (ενέργεια) (см. Акт и потенция). Согласно ему, дейст­вительность с т. зр. сущности предшествует возмож­ности, поэтому развитие выступает в форме смены одной действительности другой. Свою диалектику В. и д. Аристотель связывал с учением об абс. пассивности материи и активности формы, считая, что форма при­даёт пассивным возможностям способность превра­щаться в действительность. Аристотелевская концеп­ция В. и д. господствовала в ср.-век. философии. В 17—18 вв. представители механистич. материализма (Т. Гоббс, Ж. П. Ламарк, П. Гольбах) абсолютизиро­вали в категории действительности аспект жёсткой де­терминированности и пришли к отрицанию объектив­ного значения возможности, отождествив её со случай­ностью (см. Необходимость и случайность). В «Теоди­цее» Лейбница положение о всеобщей необходимости, исключающей различные возможности, получило ре-лиг.-идеалистич. истолкование в виде тезиса о сущест­вующем мире как единственно возможном и, следова­тельно, наилучшем. Вместе с тем Лейбниц выдвинул идеи о градации степеней возможности и реализации наиболее вероятных возможностей в результате «кон­куренции» между вариантами мира, получившие раз­витие в совр. философии и логике (Дж. Рассел, Я.Хин-тикка, С. Крипке). Кант считал В. и д. априорными категориями модальности, определяющими (наряду с необходимостью) формы соответствия с условиями опыта: возможность соответствует формальным усло­виям опыта, т. е. тождественна непротиворечивости, действительность отвечает материальным условиям, не-

ВОЗМОЖНОСТЬ 87

обходимость — всеобщим условиям опыта. Подвергнув критике субъективистское понимание В. и д., основан­ное на их абс. противопоставлении, Гегель рассматри­вал возможность как абстрактный момент действитель­ности и определял последнюю как конкретное единство внутреннего и внешнего, сущности и явления. Однако он мистифицировал онтология, содержание категорий В. и д., придав им значение моментов в развёртывании абс. идеи.

Диалектико-материалистич. учение о В. и д. как осн. моментах движения и развития материи разработали К. Маркс и Ф. Энгельс. Образцом диалектич. анализа процессов превращения возможности в действитель­ность в обществе является «Капитал» Маркса, в приро­де — «Диалектика природы» Энгельса. Переход воз­можности в действительность постоянно совершается в неорганич. природе (напр., развитие Солнечной систе­мы из протопланетного облака, химич. реакции в опре-дел.-условиях и т. д.) и органич. природе (напр., реа­лизация многоклеточности как возможности, сущест­вующей первоначально абстрактно, в виде физиологич. функций одноклеточных, затем — в виде реальной возможности у колонии организмов, и, наконец, в виде действительности — у многоклеточных организмов). В познават. деятельности человека познание как воз­можность содержится уже в элементарном чувств. вос­приятии, но своей действительности достигает в науке и др. развитых формах отражения. Процесс перера­стания возможности в действительность может иметь вид простого изменения (преим. в неорганич. природе), сти­хийного развития (в органич. мире), сознат. деятель­ности (в обществе, напр. в ходе активной сознат. борь­бы за переход к высшей обществ.-экономич. формации, к коммунизму). Переход возможности в действитель­ность открывает путь для возможностей следующего, более высокого уровня. Так, в условиях капитализма возникает возможность победы социалистич. револю­ции, её осуществление создаёт возможность построе­ния социализма, что, в свою очередь, делает реальной возможность перехода к коммунизму. Когда в обществ. жизни возникают различные возможности, то люди как сознательные активные существа производят выбор тех из них, к-рые в наибольшей степени отвечают потреб­ностям, интересам, ценностным установкам индивидов, социальных групп, и действуют соответственно этому выбору, превращая возможность в действительность.

В формальной логике понятия В. и д. лежат в основе теории модальности, восходящей к Аристотелю, к-рому принадлежит классификация суждений на проблемати­ческие (суждения возможности), ассерторические (суж­дения действительности) и аподиктические (суждения необходимости). Подобное деление сохраняет своё зна­чение и в совр. логике. Суждения возможности (типа «возможно, завтра пойдет дождь») и действительности (типа «небо пасмурно») могут быть единичными, част­ными или общими; суждения возможности по форме всегда утвердительны; суждения действительности мо­гут быть как утвердительными, так и отрицательными.

* M a p к с К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 3; е г о ж е, Капитал, т. 1, там же, т. 23; Энгельс Ф., Диалектика приррды, там же, т. 20; Л е-н и н В. И., Крах II Интернационала, ПСС, т. 26, с. 212—19; его же, Филос. тетради, там же, т. 29, с. 140—42, 321—22, 329—30; Проблема В. ид., М.— Л., 1964; Арутюнов В. X., О категориях В. и д. и их значении для совр. естествознания, К., 1967; Целищев В. В., Филос. проблемы семантики воз­можных миров, Новосиб., 1977; Маковка H. M., Проблема выбора в диалектике В. и д., Ростов-н/Д., 1978.

Б. А. Старостин.

ВОЙНА, организованная вооруж. борьба между гос-вами (группами гос-в), классами или нациями (наро­дами). Генезис В. уходит в глубь доклассовой истории человечества (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 46, ч. 1, с. 480). Однако только после возникновения анта-

ВОЙНА

гонистич. классов и формирования гос-ва, появления политики как специфич. вида человеч. деятельности В. обрела обществ.-политич. содержание, вызвала к жиз­ни собств. постоянно действующие институты (армия) и приобрела развитые формы.

Органич. связь между В. и политикой подчёркивал нем. воен. теоретик К. фон Клаузевиц (1780—1831). В., писал он, «...есть не что иное, как продолжение госу­дарственной политики иными средствами»; В. — «...не только политический акт, но и подлинное орудие по­литики, продолжение политических отношений, про­ведение их другими средствами» (Клаузевиц К., О войне, М., 1934, с. 5, 27). Именно эта мысль, но очи­щенная от идеалистич. и метафизич. наслоений, была положена В. И. Лениным в основу науч. понимания В. Причины и характер любой В. определяются пред­шествовавшей ей политикой воюющих сторон, их по­литич. намерениями и целями. «Ту самую политику, которую известная держава, известный класс внутри этой державы вел в течение долгого времени перед вой­ной, неизбежно и неминуемо этот самый класс про­должает во время войны, переменив только форму действия» (ПСС, т. 32, с. 79). Каждому историч. типу общества присущ и преобладающий в нём тип В.

Марксизм-ленинизм делит войны на справедливые и несправедливые. Справедливые В. — это В. угне­тённых классов и наций за своё социальное и нац. ос­вобождение (гражданская война, нац.-освободит. вой­на), а также В., вызванные необходимостью отразить агрессию. Несправедливые В. —»то В., к-рые ведутся, как правило, эксплуататорскими классами за получе­ние тех или иных экономич. или политич. выгод (зах­ват рабов или колоний, изменение границ, торг. преи­мущества и т. п.). В. может быть несправедливой с обе­их сторон; она — и это случается чаще всего — может быть справедливой для одной стороны и несправедливой для другой. В ходе В. её характер может изменяться: классич. пример — войны Наполеона, к-рые начались как справедливые, освободительные, но затем пере­росли в захватнические, несправедливые.

В. могут оказывать различное влияние на обществ. развитие. Справедливые, революц. войны, к-рые угне­тённые ведут против угнетателей, всегда были движу­щей пружиной социального прогресса; разбивая уста­ревшую социально-политич. оболочку, они открывали простор для роста производит. сил, для подъёма всего общества на новую ступень развития. Несправедли­вые, захватнич. войны, к-рые начинают и ведут эксп­луататорские классы, по общему правилу, тормозят обществ. развитие, придают ему однобокие, уродли­вые формы. Такие В. могут выступать и в качестве пря­мого орудия контрреволюции. Вместе с тем история знает немало случаев, когда несправедливые, граби­тельские войны давали толчок крупным социальным переменам, вызывали революц. взрывы и бури. «Вой­на, — писал К. Маркс, — подвергает нацию испыта­нию... Подобно тому как мумии мгновенно распадают­ся, когда подвергаются воздействию атмосферы, так и война выносит окончательный приговор социальным учреждениям, которые утратили свою жизнеспособность» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 11, с. 551). Никакая В. не вызовет революцию, если не созрели объективные предпосылки последней, но если они соз­рели, В. может выступить как своего рода спусковой механизм, приводящий в движение скрытые пружины социального переворота.

За период с 3600 до н. э. по 1980 было примерно 14 550 больших и малых В., в т. ч. две мировые В., в ходе к-рых погибло, умерло от голода и эпидемий св. 3,6 млрд. чел. Такова цена, к-рую человечество заплати­ло за разделение общества на угнетателей и угнетён­ных. Пока в мировой политике безраздельно господст­вовали эксплуататорские классы, все попытки остано­вить роковую карусель смерти были обречены на про­вал. Положение стало меняться после победы Οкт. ре-

волюции 1917 и решительно изменилось с образованием мировой системы социализма.

Главным, решающим социально-политич. фактором современности является сосуществование двух противо­положных экономия., социальных и политич. систем — капитализма и социализма. Противоречия, разделяю­щие эти системы, из к-рых одна представляет прошлое человечества, а другая — его будущее, непримиримы. Но это не означает, что в принципе неизбежно воен. столкновение двух систем. Образование и укрепление мировой социалистич. системы, рост политич. влияния коммунистич. и рабочего движения, крах колониализ­ма и возникновение десятков молодых развивающихся гос-в, активная политика мирного сосуществования, пользующаяся растущей поддержкой обществ. мнения во всём мире, — всё это резко сузило манёвренные возможности империализма, ослабило его позиции. В сер. 50-х гг. 20-й съезд КПСС сделал вывод о том, что нет фатальной неизбежности В. и существуют ре­альные возможности для того, чтобы обуздать агрес­сивные силы империализма.

Поскольку сохраняется капитализм, постольку сох­раняются и глубинные причины В. Но при этом впер­вые в истории появилась возможность поставить капи­тализм в такие условия, когда агрессия перестаёт да­вать политич. дивиденды агрессору. В первую очередь это относится к мировой ракетно-ядерной В.

Любая В., независимо от её масштабов, применяе­мых средств уничтожения, будет продолжением поли­тики того или иного класса. Но эта формула имеет и другое содержание. Она предоставляет гос. деятелю выбор: для достижения данной политич. цели можно действовать или мирным путём, или при помощи воо-руж. насилия. Военно-технич. революция, появление оружия невиданной разрушит. силы резко изменили ситуацию. В. уже не может служить разумным сред­ством гос. политики, выступать как целесообразный ва­риант политич. поведения. Существующий потенциал ответного удара, ракетно-ядерный паритет превращают агрессию в самоубийство. Т. о., социально-политич. и воен.-технич. факторы объективно снижают вероят­ность всеобщей ракетно-ядерной В. Однако угроза мировой катастрофы не только существует, но и может усиливаться. Поэтому борьба за прочный мир, обузда­ние гонки вооружений — стержневое направление внешнеполитич. деятельности СССР.

В совр. условиях маловероятны В. между крупными, развитыми империалистич. гос-вами. Уроки 2-й ми­ровой войны, классовая солидарность перед лицом уси­ливающегося социализма, общий страх перед волной социальных перемен перекрывают силы межимпериа-листич. противоречий.

Наиболее распространёнными в 50—70-х гг. 20 в. были В. и вооруж. столкновения, связанные со стрем­лением империалистич. гос-в сохранить своё господство или влияние в странах «третьего Мира». По мере ослаб­ления позиций империализма, укрепления независи­мости молодых нац. гос-в, наполнения реальным содер­жанием демократич. принципов и норм междунар. пра­ва войны и конфликты такого рода встречают всё боль­шие препятствия.

Наиболее распространённым совр. типом воен. кон­фликта являются В. между гос-вами «третьего мира» и гражд. В. внутри этих гос-в. Религ.-территориальные споры, племенная рознь, борьба за источники сырья, выступление против деспотич. режимов — эти и анало­гичные им причины, связанные с общей социально-экономич. отсталостью этих стран, питают воен. кон-фликты в зоне «третьего мира». Значит. роль в их воз­никновении играет неоколониалистская политика им­периализма. Подобные конфликты обычно называют локальными, периферийными. Однако, если учесть растущую взаимозависимость событий и гос-в, почти каждый такой конфликт затрагивает интересы и силы глобального характера. Углубление разрядки между-

нар. напряжённости, всё более широкое распростране­ние принципов мирного сосуществования могут умень­шить опасность воен. столкновений между развиваю­щимися странами.

Мало исследован в марксистской лит-ре вопрос о воз­можности воен. конфликтов между гос-вами, строящими социализм. Теоретически ясно, что такие конфликты противоречат природе социализма. Однако в реальной историч. практике внеш. политика нек-рых стран под влиянием национализма и шовинизма может оказаться в противоречии с принципами социализма и стать источ­ником вооруж. столкновений между гос-вами, строя­щими социализм.

В. как способ разрешения конфликтов между гос-ва­ми, классами, народами возникла и достигла своего апо­гея в силу причин объективного характера, связанных с существованием антагонистич. классов и эксплуатации. Возникновение социализма положило начало переходу к новой эпохе всемирной истории без В. Для этого не­обходима сознательная, целенаправленная деятель­ность всех сил, выступающих за мир и социальный про­гресс. Это движение возглавляет Сов. Союз и братские социалистич. страны, чья последоват. миролюбивая по­литика служит главным гарантом окончат. победы сил мира над силами В.

• Энгельс Ф., Избр. воен. произв., М., 1958; Ле­нин В. И., О В., армии и воен. науке, [Сб.], М., 1965; Ма­териалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Строков A.A., В. И. Ленин о В. и воен. искусстве, М., 1971; P ы б к и н Е. И., В. и политика в совр. эпоху, М., 1973; Тюшкевич С. А., Философия и воен. теория, М., 1975; Война и армия. Фило-софско-социологич. очерк, М., 1977. А.Е.Бовин.

ВОЛЬТЕР (Voltaire) [псевд.; наст. имя и фамилия — Франсуа Мари А р у э (Arouet)] (21.11.1694, Париж,— 30.5.1778, там же), франц. философ, писатель и пуб­лицист. Один из представителей Просвещения 18 в. В филос., художеств., публицистич. произв. подверг всесторонней и талантливой критике феод. отношения, деспотич. форму правления, феод.-клерикальное миро­воззрение. Однако его позиция не всегда отличалась достаточным радикализмом и последовательностью. Так, выступая за утверждение бурж. отношений и антифеод. идеологии, В. не исключал компромиссы и уступки господствующим феод. сословиям. Ему были чужды не только коммунистич. идеалы Мелье, эгалитаризм Руссо, но и сколько-нибудь радикально выраженные идеи народоправства. Острая критика клерикализма не завершалась у В. открытым материализмом и ате­измом, тем не менее защищавшийся В. деизм по су­ществу был замаскированным материализмом и ате­измом. Опираясь на философию Локка и естеств.-науч. взгляды Ньютона, В. в «Филос. письмах», «Трактате о метафизике», «Филос. словаре» и др. соч: близко подо­шёл к идее о вечности и несотворённости материи, её объективном существовании и вечном движении, скло­нялся к признанию детерминированности естеств. и обществ. явлений, исключал религ. объяснение кон­кретных явлений природы. По В., сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Вместе с тем конечную причину движения, мышления и др. явлений он считал божественной. В филос. и историч. трудах В. отвергал провиденциализм, рассматривая ис­торию не как проявление воли бога, а как творчество самих людей. С особой непримиримостью В. разобла­чал церковь как защитницу привилегий господствую­щего класса, оплот фанатизма и нетерпимости, врага науки и просвещения. В «Кандиде» и др. филос.-худо­жеств, произв. В. осмеивал христ. пессимизм, а также бездеятельный оптимизм, выражал свободолюбивые мыс­ли, ратовал за деятельного человека, отстаивающего своё право на счастье. Передовые филос. идеи В. сы­грали большую роль в формировании нового поколения франц. просветителей, представленного Ламетри, Дид-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 265 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2358 - | 2149 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.