Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 16 страница




* Psychologie vom empirischen Standpunkt, Hamh., 1955; Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis, Hamb., 1955; Grundlegung und Aufhau der Ethik, Bern, 1952.

• Б а к p а д з e К. С., Очерки по истории новейшей и coвp, бурж. философии, Тб., 1900; К a st i 1 Α., Die Philosophie F. Brentanos. Eine Einführung in seine Lehre, Müncli., 1951; Bergmann G., Realism. A critique of Brentano and Mei-nong, Madison — [a. o.], 1967 (лит.).

БРИДЖМЕН (Bridgman) Перси Уильяме (21.4. 1882, Кембридж, Массачусетс,— 20. 8. 1961, Рандолф, Нью-Хэмпшир), амер. физик и философ. Нобелев­ская пр. по физике (1946). В трактовке познания Б. близок к инструментализму (в истолковании проб­лемы значения понятий) и к солипсизму (в истолкова­нии опыта). Абсолютизируя эмпирич. аспект науки, Б. недооценивал фактич. роль абстрактного мышле­ния и абстракций. Он считал бессмысленными теоре-тич. понятия, неверифицируемые в опыте. Идею связи значения понятия с совокупностью действий (опера­ций), ведущих к их применению, Б. перенёс в методо­логию науки и теорию познания в качестве общего при­нципа: определять науч. понятия, по Б., надо не в тер­минах др. абстракций, а в терминах операций опыта (операциональное определение понятий). Этот тезис послужил основой в целом пдеалистич. программы операционного построения языка науки. См. Операци-онализм.

• Logic of modern physics, N. Υ., 1927; The nature of some of our physical concepts, N. Y., 1952; Reflections of a physicist, Ν. Υ., 19551; Way things are, Camb., 1959.

БРУНО (Bruno) Джордано Филиппо (1548, Но­ла,— 17. 2. 1600, Рим), итал. философ и поэт, пред­ставитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Фран­ции, Англии, Германии. По возвращении в Ита­лию (1592) был обвинён в ереси и свободомыслии и после 8-летнего пребывания в тюрьме сожжён на кост­ре (материалы процесса Б. см. в кн. «Вопросы истории религии и атеизма», т. 1, 1950; т. 6, 1958).

В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенно­сти представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к ги-лозоизму) перекрещивались с сильным влиянием ран­ней греч. философии. Оформлению пантеистич. натур­философии Б., направленной против схоластич. арис-тотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с философией Николая Кузанского (у к-рого Б. почерп­нул и идею «отрицат. теологии», исходящей из невоз­можности положит. определения бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии познание не сверх природного бога, а природы, являющейся «бо­гом в вещах». Развивая гелиоцентрич. теорию Копер­ника, оказавшую на него огромное влияние, Б. вы­сказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной («О бесконечности, все­ленной и мирах», 1584). Представление о единой бес­конечной простой субстанции, из к-рой возникает мно­жество вещей, связывалось у Б. с идеей внутр. род-

БРЙДЖМЕН

ства и совпадения противоположностей («О причине, начале и едином», 1584). В бесконечности, отождест­вляясь, сливаются прямая и окружность, центр и пе­риферия, форма и материя и т. п. Осн. единицей бы­тия является монада, в деятельности к-рой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая суб­станция есть «монада монад», или бог; как целое она проявляется во всём единичном — «все во всём».

Этика Б. проникнута утверждением «героич. энту­зиазма», безграничной любви к бесконечному, отли­чающей подлинных мыслителей, поэтов и героев, воз­вышающей человека над размеренной повседневностью и уподобляющей его божеству. Идеи Б. оказали боль­шое влияние на развитие философии нового времени (Спиноза, Лейбниц, Шеллинг и др.).

• Opera latine..., v. 1—3, Napoli, 1879—91; Opere italianc, t. l—3, Bari, 1925—272; в рус. пер.— Изгнание торжествующе­го зверя, [СПБ], 1914; Диалоги, М., 1949; О героическом внту-зиазме, М., 1953.

• Антоновский Ю. М., Дж. В., его жизнь и филос. деятельность, СПБ, 1892; О л ь ш к и Л., История науч. лит-ры на новых языках, т. 3, М.—Л., 1933, с. 3—48; Дж. Б. Библио­графия переводов его соч. и лит-ры о нем на рус. языке, «Докл. и сообщения филологич. ин-та [ЛГУ]», 1949, в.1; Ш т е к л и А., Дж. Б., М., 19В4; Гор фу икс ль А., Дж. Б., М.,1965; Salvestrini V., Bibliografia di G.Bruno 1582—1950, Firenze, 19582; G a l l i G., La vita e il pensiero di G. Bruno, Milano, [1973].

БРЭДЛИ (Bradley) Фрэнсис Герберт (30.1.1846, Клапем,— 18. 9. 1924, Оксфорд), англ. философ идеа­лист, гл. представитель англ. неогегельянства. Отвер­гая вслед за Дж. Беркли локковское различение пер­вичных и вторичных качеств, Б. рассматривал материю, пространство и время лишь как видимость, явление. Реальная действительность, по Б., есть духовный «Аб­солют»— единая, всеобъемлющая, гармоничная ду­ховная система. Вместе с тем, отрицая различение объ­екта и субъекта познания, Б. утверждал, что наиболее надёжный путь постижения реальности — непосредств. чувственность. Будучи противником панлогизма и ди-алектич. логики Гегеля, Б. полагал, что принципы внутр. противоречивости и единства противополож­ностей не присущи «Абсолюту», выступающему как непротиворечивое единство и целостность многообра­зия. Внутренне противоречивое не может быть реаль­ностью — оно лишь видимость; поэтому диалектич. логика имеет негативный характер как выражение ог­раниченности разума и рационального познания дей­ствительности. Согласно Б., понятия есть абстракции, игнорирующие конкретное многообразие, а суждения и умозаключения формальны и не могут служить кри­терием истины.

В этике Б. отвергал как утилитаризм и гедонизм, так и ригоризм кантовского категорического импера­тива, противопоставляя им этику «самосовершенст­вования» личности, стремящейся к совершенствова­нию единого целого, элементом к-рого она является. Общество, по Б., не сумма индивидов, а организм, со­вершенствованию к-рого служит мораль и религия. Идеи Б. оказали значит. влияние на англ. идеалистич. философию.

• Essays on truth and reality, Oxf., 1914; Ethical studies, O.\f., 1935s; Principles of logic, v. 1—2, L., 19502; Appearence and reality, N. Y., 19559.

• Богомолов A.C., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 2, § 2; X и л л Т.Н., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 2, §§ 2—5; Church R. W., Bradley's dialectic, L., 1942; L o ft house W. F., F.H.Bradley, L., 1949; Eliot T. S., Knowledge and experience in the philo­sophy of F. H. Bradley, N. Υ., 1964.

БРЮНСВИК (Brunschvicg) Леон (10. 11. 1869, Париж,— 18. 2. 1944, там же), франц. философ-идеалист, пред­ставитель т. н. критич. рационализма. Б. утверждал необходимость внедрения в философию науч. метода («Модальность суждения» — «La modalite du jugement», 1897). Однако науч. метод в представлении Б., испы­тавшего влиянии трансцендентального идеализма Кан­та, выступает как независимая от объективного мира активность разума, к-рая сама устанавливает прин­ципы собств. движения («Введение в жизнь духа» —

«Introduction ä la vie de l'esprit», 1900). Разум, сог­ласно Б., постепенно переходящий от непосредств. восприятия внеш. черт реальности ко всё более глу­бокому познанию её сущности, выступает и как этич. фактор, ведя к «очищению совести», осознанию «мо-

ральной автономии» и др. духовных ценностей. * Les progres de la conscience dans la Philosophie occidentale, P., 11)27; ha raison et la religion, P., 1939.

• Desclioux M., La Philosophie de L. Brunschricg, P., 1949.

БУБЕР (Buber) Мартин (или Мардохай) (8. 2. 1878, Вена,— 13. 6. 1965, Иерусалим), евр. религ. философ и писатель, представитель иудаизма. В 1933 эмигри­ровал из Германии в Швейцарию, а затем в Палести­ну. В кон. 90-х гг. примкнул к сионизму, в 1901 ото­шёл от политич. сионизма и был влият. идеологом культурнически-националистич. евр. движения. После 2-й мировой войны Б. выступал с осуждением арабско-евр. вражды и антигуманных действий по отношению к палестинским арабам. Философия Б. близка к экзис­тенциализму; её центральная идея — бытие как «диа­лог» между богом и человеком, человеком и миром («Я и Ты»— «Ich und Du», 1922). «Диалогический» дух, противостоящий греч. «монологизму», Б. искал в прошлом библейской традиции. Особое внимание Б. уделял пантеистич. тенденциям хасидизма. Социоло-гич. взгляды Б. испытали значит. влияние анархизма.

• Werke, Bd 1—3, Munch., 1962—64.

• Diamond M. L., M. Buber, Jewish existentialist, N, Υ., 1960; Gregor S. R., M. Buber, L., 1966.

БУДДИЗМ, религ.-филос. учение, возникшее в древ­ней Индии в 6—5 вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трёх, наряду с христианством и исламом, мировых религий. Основатель Б. — инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследст­вии имя Будды, т. е. пробуждённого, просветлённого.

Уже в первые столетия своего существования Б. раз­делился на 18 сект, разногласия между к-рыми вы­звали созыв соборов (в Раджагрихе ок. 477 до н. э., в Вайшави ок. 367 до н. э., в Паталипутре ок. 3 в. до н. а.) и привели в начале н. э. к разделению Б. на две ветви: хинаяну и махаяну. В 1—5 вв. сформировались гл. религ.-филос. школы Б.: в хинаяне — вайбхаши-ка и саутрантика, в махаяне — йогачара, или видж-нянавада, и мадхьямика. Сторонники хпнаяны назы­вают своё направление тхеравада Б. (буквально — учение старейших).

Возникнув на С.-В. Индии в областях добрахма-нистской культуры, Б. скоро распространился по всей Индии, достигнув наибольшего расцвета в сер. 1-го тыс. до н. э.— нач. 1-го тыс. н. э. Уступив место воз­рождавшемуся из брахманизма индуизму, на форми­рование к-рого он оказал чрезвычайное влияние, Б. к 12 в. почти исчез из Индии. Одновременно, начиная еще с Зв. до н. э., он охватил Юго-Вост. и Центр. Азию, а отчасти также Ср. Азию и Сибирь. В юго-вост. стра­нах постепенно утвердилась хинаяна, получив назв. южного Б., в северных — махаяна, называемая север­ным Б. Уже в Индии махаяна, оказавшая влияние на индуизм, сама испытала заметное влияние брахма­низма, а потом индуизма. Столкнувшись же с усло­виями и культурой сев. стран, махаяна дала начало различным течениям, смешавшимся с даосизмом в Ки­тае, синтоизмом в Японии, местными религиями в Ти­бете и т. д. В своём внутр. развитии, разбившись на ряд сект, сев. Б. образовал, в частности, секту дзэн, (в наст. время более всего распространена в Японии). В 5 в. появляется ваджраяна, параллельная индуист­скому тантризму, под влиянием к-рого возникае-т ла­маизм, сконцентрировавшийся в Тибете. Религ.-филос. лит-pa Б. обширна и включает сочинения на пали, сан­скрите, гибридном санскрите, сингалезском, бирман­ском, кхмерском, кит., тибетском, япон. и др. языках.

Характерной особенностью Б. является его атико-практич. направленность. С самого начала Б. высту­пил не только против особого значения внеш. форм

религ. жизни и прежде всего ритуализма, но н про­тив абстрактно-догматич. исканий, свойственных, в частности, брахманистско-ведийской традиция, и выд­винул в качестве центр. проблемы — проблему бытия личности. Стержнем содержания Б. является пропо­ведь Будды о «четырёх благородных истинах»: суще­ствует страдание, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страда­ний. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключённому в них представлению об авто­номии личности, посвящены все построения Б.

Страдание и освобождение предстают в Б. как раз­личные состояния единого бытия: страдание — сос­тояние бытия проявленного, освобождение — непро­явленного. То и другое, будучи нераздельным, высту­пает, однако, более как психологич. реальность — в раннем Б., более как космич. реальность — в разви­тых формах Б.

Психологически страдание определяется в Б. преж­де всего как ожидание неудач и потерь, как пережи­вание беспокойства вообще, в основе к-рого лежит чув­ство страха, неотделимое от присутствующей надеж­ды. В сущности страдание тождественно желанию удо­влетворения — психологич. причине страдания, а в ко­нечном итоге просто любому внутр. движению и вос­принимается не как к.-л. нарушение изнач. блага, а как органически присущее жизни явление. Смерть вследствие принятия Б. концепции бесконечных пере­рождений (см. Сансара), не изменяя характера этого переживания, углубляет его, превращая в неотвра­тимое и лишённое конца. Космически страдание рас­крывается в Б. как бесконечное «волнение» (появление, исчезновение и появление вновь) вечных и неизмен­ных элементов безличного жизненного процесса, вспышек своего рода жизненной энергии, психофизи­ческих по своему составу — дхарм. Это «волнение» вызывается отсутствием подлинной реальности «Я» и мира (согласно школам хинаяны) и самих дхарм (со­гласно школам махаяны, продливших идею нереаль­ности до логич. конца и объявивших всё видимое бы­тие шуньей, т. е. пустотой). Следствием этого явля­ется отрицание существования как материальной, так и духовной субстанции, в частности отрицание души (см. Скандха) в хинаяне, π установление своеобраз­ного абсолюта — шуньяты, пустотности, не подлежа­щей ни пониманию, ни объяснению — в махаяне.

Освобождение Б. представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее — угагаение их страст­ности. Буддийский принцип т. н. среднего путп реко­мендует избегать крайностей — как влечения к чувств. удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере гос­подствующей в Б. оказывается концепция терпимости, «относительности», с позиций к-рой нравств. пред­писания не обладают обязательностью и могут быть нарушены (отсутствие понятия ответственности и ви­ны как чего-то абсолютного, отражением этого являет­ся отсутствие в Б. чёткой грани между идеалами ре­лиг. и светской морали и, в частности, смягчение, а иногда и отрицание аскетизма в его обычной форме). Нравств. идеал Б. предстаёт как абс. непричинение вреда окружающему (ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетво­рённости. В интеллектуальной сфере устраняется раз­личие между чувств, и рассудочной формами позна­ния и устанавливается практика т. н. созерцат. раз­мышления (медитации), результатом к-рого оказы­вается переживание целостности бытия (неразличе­ние внутреннего и внешнего), полная самоуглублён­ность. Практика созерцат. размышления служит, т. о., не столько средством познания мира, сколько одним из осн. средств преобразования психики и психофизио-

БУДДИЗМ 63

логии личности, — в качестве конкретного метода особенно популярны дхьяны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетво­рённости и самоуглублённости, абс. независимости внутр. бытия — положит, эквивалент угашения же­ланий — есть освобождение, или нирвана. В космич. плане она выступает как остановка волнения дхарм, к-рая в дальнейшем в школах хинаяны описывается как неподвижный, неизменный элемент (дхармадха-ту), в школах махаяны — как дхармакая, тело дхар-мы, тождественное с Буддой как сущностью его уче­ния, воплощённого в целокупности всего существую­щего.

В основе Б. лежит утверждение принципа лично­сти, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологич. процесса, в к-рый оказывается вовлечённым и мир. Результатом этого является отсутствие в Б. противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и одновременно подчёркивание особых потенциаль­ных сил, таящихся в целостности этого духовно-матер. бытия. Творч. началом, конечной причиной бытия ока­зывается психич. активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад: это волевое решение «Я», понимаемого как некая духов­но-телесная целостность,— не столько филос. субъ­ект, сколько практически действующая личность как нравств.-психологич. реальность. Из неабсолютного значения для Б. всего существующего безотноситель­но к субъекту, из отсутствия созидат. стремлений у личности в Б. следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо имманентен человеку (миру), с другой — о том, что в Б. нет надобности в боге как творце, спасителе, промыслителе, т. е. вооб­ще как безусловно верховном существе, трансцендент­ном этой общности; из этого вытекает также отсутст­вие в Б. дуализма божественного и небожественного, бога и мира и т. д.

Начав с отрицания внеш. религиозности, Б. в ходе своего развития пришёл к её признанию. Происходит отождествление высшей реальности Б.— нирваны — с Буддой, к-рый из олицетворения нравств. идеала превратился в его личное воплощение, став, т. о., выс­шим объектом религ. эмоций; одновременно с космич. аспектом нирваны возникла космич. концепция Будды, сформулированная в доктрине трикаи (санскр. «трёх тел», в т. ч. дхармакая — космич. тело Будды). В вадж-раяне появляется концепция Адибудды — верховного единого божества, по отношению к к-рому отд. будды (в т. ч. историч. Гаутама), стали считаться только фор­мами его воплощения. Буддийский пантеон растёт за счёт введения в него всякого рода мифологич. существ, так или иначе ассимилирующихся с Б. Культ, охваты­вающий все стороны жизни верующего, начиная от семейно-бытовой и кончая всеобщими праздниками, особенно усложнился в нек-рых течениях махаяны, в частности в ламаизме. Чрезвычайно рано в Б. появ­ляется сангха—монашеская община, из к-рой с течением времени выросла своеобразная религ. организация.

Универсальностью предложенного им пути к «спа­сению» Б. вызвал значит. демократич. резонанс в при­нявших его странах. Так, ужо при своём возникнове­нии Б. оказался в оппозиции к освящённому брахма­низмом кастовому строю в Индии, провозгласив ра­венство всех независимо от каст и сословий и т. д. Од­нако, поскольку определяющим принципом Б. являет­ся принцип абс. автономии личности и необходимости «освобождения» от пут реального, «профанического» существования, Б. рассматривает все связи, в т. ч. и социальные, как зло и глубоко асоциален по своей при­роде. Идеал абс. отрешённости от окружающего при-

БУДДХИ

водит последователей Б. к устранению от совершенст­вования этого окружающего, хотя известные группы буддистов принимали и принимают участие в обществ. и политич. жизни своих стран.

Б. оказал существ. влияние на все стороны жизни принявших его стран. Распространение Б. способст­вовало созданию тех синкретич. культурных комплек­сов, совокупность к-рых образует т. н. буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, лит-ра, буддийская образованность). Наиболее влият. буд­дийская орг-ция — созданное в 1950 всемирное брат­ство буддистов.

• Васильев В., Б., его догматы, история и лит-pa, ч. 1,3, СПБ, 1857—69; Минаев И. П., Б. Исследования и материа­лы, т. 1, в. 1—2, СПБ, 1887; Розенберг О. О., Введение в изучение Б. по япон. и пит. источникам, ч. 2 — Проблемы буд-дийской философии, П., 1918; Щсрбатсиой Ф. И., Фи-лос. учение Б., П., 1919; Радхакришнан С., Инд. фило­софия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; К о ч ето в А. Н., Б., М., 1968; Васильев Л. С., Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970, гл. 5; 3 а в а д с к а я Е. В., Культура Востока в совр. зап. мире, М., 1977; Stcherbatsky T h. D., The central conception of Buddhism and the meaning of the word «Dharma», L., 1923; Bell С h.. The religion of Tibet, Oxf., 1931; Tho­mas E. J., The history of Buddhist thought, L., 1933; Eliot Ch., Japanese Buddhism, L., 1935; Conze Ed., Buddhism. Its essence and development, Oxf., 1951; его же, Buddhist thought in India, L., 1962; Murti T. R.V., The central philosophy of Buddhism. A study of the Madhyamika system, [L., 1955]; Frauwall пег E., Die Philosophie des Buddhismus, В., 1956; Clioullsiang-Kuang, A history of Chinese Buddhism, Allahabad, 1956; L a m o 11 e E., Histoire du Bouddhisme indien. Des origines а Гйге Saka, Louyain, 1958; Grimm G., The doctrine of the Buddha. The religion of rea­son and meditation, B., 195S2; С h'e n K. K., Buddhism in China, Princeton, 1964; см. также лит. к статьям Махаяна, Хинаяна. В. П. Лучина.

БУДДХИ (санскр., от будх- — бодрствовать, пробуж­дать, замечать, воспринимать, понимать, познавать), в инд. философии общее обозначение познават. способ­ностей; интеллект, ум, способность различения, воспри­ятие, суждение; тонкая субстанция всех умств. про­цессов. В понятии Б. др.-инд. мысль попыталась свя­зать духовный и материальный аспекты существования (Б.— ключевой момент при переходе от материи к соз­нанию). Теория Б. наиболее разработана в школе санк-хъя, где Б. соединяет космология, и познаватольно-пси-хологич. планы Вселенной. После соприкосновения первичной материи (пракрити) с «Я» (пурушей) возни­кает махат — первый продукт эволюции, выступаю­щий в психологич. плане как Б. Когда в пракрити пре­обладает светлая гуна (см. Гуны) саттва, Б. выявляет как самого себя, так и мир объектов, характеризуясь добродетелью, отрешённостью, познанием. При пре­обладании гуны тамаса Б. характеризуется несовершен­ством, пороком, привязанностью, неведением. Б. достав­ляет нуруше результаты чувств, восприятия и извле­кает для него из всей сферы опыта удовольствие; тем са­мым Б. становится как бы формой пуруши и представ­ляется разумным, хотя у Б. как порождения пракрити вообще нет сознания. В санкхье Б. трактуется и как вечный, и как невечный; как проявляющий свои функ­ции и не проявляющий их (подобно производящей силе семени в зародыше). Б. не может быть воспринят са­мим собой (сознание не воспринимается сознанием) и, следовательно, не может выступать как собств. объект; Б. воспринимается лишь через «Я».

В веданте Б. наряду с манасом, читтой и аханка-рой — один из аспектов единого внутр. органа. Идея пробуждения (нового становления), присутствующая в В., получила дальнейшее развитие в буддизме, где слово «Б.» обозначает просветление, обретение высше­го знания, обладателем к-рого был Будда [букв.— про­буждённый, просветлённый (знанием), мудрый].

• см. к ст. Санкхья.

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (16. 6. 1871, Лив-ны,— 13.7.1944, Париж), рус. релит, философ и бого­слов, экономист. Род. в семье священника. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1894). Проф. политэкономии в Киеве (1901— 06) н Москве (1906—18). Член 2-й Гос. думы (1907) от партии кадетов. В 1918 принял сан священника. С 1923 в эмиграции. Один из идейных руко­водителей Рус. студенч. христ. движения (РСХД). В 1925—44 проф. догматики и декан рус. Богословского ин-та в Париже. Деятель экуменич. движения.

В 90-х гг. Б.— «легальный марксист»; в работе «Ка­питализм и земледелие» (т. 1—2, 1900) выступил против универсальности теории К. Маркса (на примере раз­вития капиталистич. отношений в деревне), по словам В. И. Ленина, «...покончил все счеты с марксизмом и до­вел свою „критическую" эволюцию до ее логич. конца» (ПСС, т. 5, с. 100). В дальнейшем Б. обратился к христ. религии («От марксизма к идеализму», 1903). Наряду с Н. А. Бердяевым, П. Б. Струве, С. Л. Франком — один из гл. представителей т. н. рус. духовного ренессанса нач. 20 в.; участник программного сборника рус. идеа­листов «Проблемы идеализма» (1902), антиреволюц. сборников «Вехи»(1909) и «Из глубины» (1918).

Б. испытал значит. идейное влияние Канта, славя­нофилов, Достоевского и Вл. Соловьёва, осн. филос.-гносеологич. и социальные идеи κ-poro он усвоил (прежде всего идею всеединства). Обоснование целост­ного христ. мировоззрения, вслед за Соловьёвым, счи­тал своей центр, задачей: все социальные отношения и культура должны быть, но Б., оценены и перестроены на религ. началах. Специфику нации как «духовного организма» Б. видел не столько в этнографич. и исто-рич. условиях её развития, сколько в присущем ей «религиозно-культурном мессианстве»; спасение Рос­сии для него возможно только на путях религ. возрож­дения.

В «Философии х-ва» Б. попытался дать религ. обос­нование взаимоотношения человека и мира как дея­тельности. Внутр. связь бога и созданного им мира мыс­лится им (в значит. мере под влиянием Флоренского) прежде всего как София — «премудрость божья», к-рая проявляется в мире и человеке, делая их причастными богу: «Человеческое творчество в знании, в хозяйстве, в культуре, в искусстве софийно» («Философия хозяй­ства», 1912, с. 139).

Софиология В., развитая им в соч. «Свет невечерний» (1917) и многочисл. богословских трудах парижского периода, подвергалась резкой критике рядом религ. фи­лософов и богословов (В.Н. Лосский, Зеньковскийи др.). В 1935 митрополит Сергий объявил её ересью, подме­няющей церк. учение рассуждениями гностич. толка (см. Гностицизм). Б.— автор ряда историко-филос. и эстетич. очерков о рус. и зарубежных мыслителях и пи­сателях (Пушкине, Герцене, Достоевском, Чехове,

Фёдорове, Карлейле и др.).

• Два града. Исследования о природе обществ. идеалов, т. 1—2, М., 1911; Тихие думы, М., 1918; Кушша неопалимая, Париж, 1927; Друг жениха, Париж, 1927; Лестница Иаковля, Париж, 1929; О Богочеловечестве. Трилогия (Агнец Божий, Париж, 1933; Утешитель, Париж, 1936; Невеста Агнца, Париж, 1945); Философия имени, Париж, 1953.

• История философии, т. 5, М., 1961; История рус. экономич. мысли, т. 3, ч. 1, М., 1966, гл. 6, 7, 10; Лосский В. Н., Спор о Софии, Париж, 1936; 3 а н д е p Л. А., Бог и мир. Миросозер­цание отца С. Б., т. 1—2, Париж, 1948.

БУЛЬ (Boole) Джордж (2.11.1815, Линкольн,— 8.12. 1864, Баллинтемнл, близ Корка), англ. математик и логик. В работах «Математич. анализ логики» («The mathematical analysis of logic», 1847), «Логич. исчисле­ние» («The calculus of logic», 1848), «Исследование зако­нов мышления» («An investigation of the lows of tho­ught...», 1854) Б. заложил основы математич. логики. Именем Б. названы т. н. булевы алгебры — особые ал-гебраич. системы, для элементов к-рых определены две операции.

* Льар Л., Англ, реформаторы логики в XIX в., пер. с франц., СПБ, 1897; Venn J., Boole's logical system, «Mind», 1876, v. l, № 4.

БУЛЬТМАН (Bultinann) Рудольф (20.8.1884, Ольден-бург,— 30.7.1976, Марбург), нем. протестантский тео­лог, философ и историк религии. Б. близок к диалекти­ческой теологии. Работами 20-х гг. положил начало т. н. формально-историч. школе в религионедении. В нач. 40-х гг. Б. попытался преодолеть внутр. двойствен-

ность своих установок (склонность к идеям Кьеркего-ра и, с др. стороны,— к рационалистич. методике ли­берального протестантизма), выдвинув требование «де-мифологизации» веры. Он предложил строго разграни-чивать в составе христ. традиции ее преходящую мифо-логич. знаковую систему и непреходящее «возвещение», обращённое к человеч. совести и ставящее человека в жизненную «ситуацию выбора»: миф подлежит рациона-листич. критике, а «возвещение» — экзистенциалистич. осмыслению. Эта концепция Б. получила сенсационную известность, но встретила критику со стороны привер­женцев традиции, недовольных исключением из религ. доктрины огромной части её содержания, и историков, указывавших на произвольность подхода Б. к историч. явлениям. Ясперс, наиболее близкий к Б., резко кри­тиковал его за смешение теологии и экзистенциалистич. философии,

• Die Frage der Entmythologisierung, Münch., [1954] (совм. с К. Jaspers); Glauben und Verstehen, Gesammelte Aufsätze, Bd 1—3, Tüb., 1958—62; Das Evangelium des Johannes, Gott., 196217.

БУНГЕ (Bunge) Марио (p. 1919, Буэнос-Айрес), аргент. физик и философ. С 1906 проф. ун-та Мак-Гилла в Ка­наде. Осн. внимание уделяет филос. вопросам физики и методологич. проблемам совр. естествознания. В последних работах стремится к систематич. построе­нию осн. разделов совр. философии, для чего спец. исследованию подвергает вопросы семантики, онтоло­гии, теории систем и т. и. Б.— сторонник филос. ма­териализма. Выступает с критикой объективного и субъективного идеализма, неопозитивизма и попыток идеалистич. интерпретаций достижений совр. физики, однако одновременно критикует и попытки применения диалектики для решения филос. вопросов совр. науки. Свои филос. позиции характеризовал как «критич. реализм», в работе «Соотношение психического и телес­ного» («The mind-body problem», 1980) объявляет себя представителем «эмерджентистского материализма» и рассматривает сознание как «эмерджентное» порожде­ние достаточно развитой, лабильной и пластичной ма­териальной системы — мозга — в её взаимодействии с природным и социальным окружением.

• The myth of simplicity, Englewood Cliff (N. J.), 1963; Scien­tific research, Bd 1—2, В., 1967; Method, model and matter, Dordrecht — Boston, 1973; Treatise on basic philosophy, v. l—4, Dordrecht — Boston, 1974—79; в рус. пер. — Причинность, M., 1962; Интуиция и наука, M., 1967; Философия физики, М., 1975.

БУР (Buhr) Манфред (р. 22.2.1927, Каменц-на-Заале), нем. философ-марксист (ГДР), действит. чл. АН ГДР (1971). Чл. СЕПГ с 1946. Директор Центр, ин-та фило­софии АН ГДР (с 1969), пред. Науч. совета АН ГДР ио вопросам идеологнч. классовой борьбы (с 1975), вице-президент Междунар. гегелевского об-ва (с 1966). Нац. премия ГДР (1973). Гл. направление науч. исследова­ний: анализ прогрессивного филос. наследия классич. бурж. философии. Б.— издатель междунар. серии «К критике бурж. идеологии».

• Immanuel Kant. Einführung in Leben und Werk, Lpz., 1969; Die philosophische Aktualität des Leninismus. Zur Aktualität der Leninschen Positivismus-Kritik..., B., 1972 (совм. с др.); Zur Geschichte der klassischen bürgerlichen Philosophie. Bacon, Kant, Fichte, Schelling, Hegel, Lpz., 1972; Erkenntnistheorie. Kritischer Rationalismus. Reformismus, B., 1979 (совм. с J. Schreiter), в рус. пер.— Фихте, М., 1965; Притязание разу­ма. Из истории нем. классич. философии и лит-ры, М., 1978 (совм. с Г. Иррлицом).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 291 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.