Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 15 страница




Академпч. изд. под ред. К. Гебхардта: Opera, hrsg. v. С. Gebharat, Bd 3, 1925, рус. пер. М. Лопаткина, 1906; 1935; см. также Избр. произв., т. 1—2, 1957.

• см. к ст. Спиноза.

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО, течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1-м десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидат. деятельность челове­чества как религиозную. Своим основанием Б. объявля­ло превратно понимаемое им учение Маркса, в к-ром оно стремилось найти ключ для разрешения не регу­лируемых наукой личностных проблем (страх смерти, одиночества и т. п.) без аппеляции к стоящей над чело­веком силе. Представители Б.— А. В. Луначарский, В. А. Базаров, отчасти М. Горький — объявляли своей задачей обоснование новой пролет. религии без бога, к-рая фактически превращалась в обожествление кол­лектива и прогресса, призванных возбуждать в чело­веке «сложное творческое чувство веры в свои силы, на­дежды на победу любви к жизни» (Горький М., Ответ на анкету «Французского Меркурия») и действенно свя­зать идеал и действительность. Б. исходило из того, что в основе всякой идеологии лежит мироощущение, объединяющее людей в их эмоциональном отношении к «святыне», к-рой не обязательно должен быть бог. Здесь Б. сближалось с «позитивной религией» Конта и «религией человечества» Фейербаха. Представители Б., пропагандируя свои идеи, выступали в печати (сб. «Очерки по философии марксизма», 1908; В. Базаров, «Богоискательство и Б.», в кн.: Вершины, кн. 1, 1909); в 1909 они организовали на о. Капри школу для ра­бочих, представлявшую собой — «... литераторский центр богостроительства...» (Ленин В. И., ПСС, т. 47, с. 198), а затем фракционную группу «Вперёд». Г. В. Плеханов резко критиковал Б. («О т. н. религ. исканиях в России». Соч., т. 17). В июне 1909 совещание расширенной редакции большевистской газ. «Пролета­рий», к-рым руководил В. И. Ленин, квалифицирова­ло Б. как «...течение, порывающее с основами марк-

БОГОСЛОВСКО

сизма...» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 1, 1970, с. 276).

Б. не получило широкого распространения, и его сторонники в дальнейшем отказались от попыток религ. интерпретации марксизма.

• Ленин В. И., [Письмо] А. М.Горькому от 25 февр. 1!)1)8, ПСС, т. 47, с. 143; его же, Материализм и эмпириокри-тицизм, там же, т. 18, с. 9—11, 64—67; е г о ж е, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 17; его же, [Письмо] ученикам каприйской школы, там же, т. 47.

БОДЕН (Bodin) Жан (1530, Анже,— 1596, Лан), франц. политич. мыслитель, социолог, юрист. Изучал право в Тулузе, затем переехал в Париж. В 1576 был депу­татом от третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа. В соч. «Метод лёгкого изучения истории» («Ме-thodus ad facilem historiarum cognotionem», 1566) утверждал, что общество формируется под влиянием естеств. среды и представляет собой сумму кровнохо-зяйств. союзов. В обществе осуществляется прогресс, в природе же — круговое вращение. В соч. «Шесть книг о республике» («Six livres de ia Republique», 1576) Б., отрицая божеств. происхождение власти, обосновывал идею монархии, ограниченной законами, защищал веротерпимость. Признавал право народа на убийство тирана. Причину политич. переворотов Б. видел в имуществ. неравенстве. В соч. «Диалог семи человек» («Colloquium heplaplomeres...», 1593; опубл. после смерти) защищал деистич. идею естеств. проис­хождения религии.

* Oeuvres philosophiques, P., 1952. *M a р к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 314; В и п-п е p Р. Ю., Политич. теории во Франции в ппоху религ. войн, «Журн. Мин-ва нар. просвещения», 1896, ч. 306, авг.; История философии, т. 2, М., 1941, с. 75—77; Chauvire В., Jean Bodin, auteur de la «Republique», P., 1916; K am p M. В., Die Staatswirtschaftslehre J. Boden, Bonn, [1949].

БОДХИ (санскр., букв.— просветление), понятие инд. философии, одно из осн. понятий буддизма, особенно махаяны. Наряду с нирваной и праджня, т. е. муд­ростью как прозрением, Б.— конечное идеальное сос­тояние буддизма. В отличие от брахманистско-индуист-ских систем Б. в буддизме ещё более, чем праджня, предполагает слияние всех (интеллектуальных, эмоцио­нальных, волевых) функций, означает не только со­стояние понимания, но состояние психики вообще, в сущности почти тождественное нирване, однако с нек-рых выделением собственно познават. функции. В махаяне существует множество классификаций сту­пеней достижения Б. (состояния бодхисаттвы).

* см. к ст. Махаяна.

БОЗАНКЕТ (Bosanquet) Бернард (14.6.1848, Рок-Холл, Нортамберленд,— 8.2.1923, Лондон), англ. философ, представитель абс. идеализма. Трактовал формальную логику как вспомогат. дисциплину, подчинённую уни-верс. логике, совпадающей с гносеологией и идеалистич. метафизикой. Б. придал иррационалистич. черты ге­гелевскому учению о гибкости и подвижности осн. форм суждений. Рассматривал познание как переход от изолированных опытных данных к постижению конк­ретно-всеобщего единства — «Абсолюта». Используя понятие «Абсолюта» для обоснования теории гос-ва, рассматривал последнее как наивысшую ценность. Социально-политич. учение Б. обосновывало право­мерность насилия гос-ва над личностью и превозноси­ло подчинение индивидов «целому». Автор работ по этике, эстетике и религии.

• Logic, v. 1—2, Oxf., 1911; The principle of individuality and value, L., 1912; The philosophical theory of the state,L., 1920; A history of aesthetics, N. Y., 1957; в рус. пер.— Основания ло­гики, M., 1914.

* Богомолов A.C., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 2, § 3; Bosanquet H., B. Bosanquet, a short ac­count of his life, L., 1924; Pfannenstill В., В. Bosan-quet's philosophy of the state, Lund, 1936.

БОКЛЬ (Buckle) Генри Томас (24.11.1821, Ли, графст­во Кент,— 29.5.1862, Дамаск), англ. историк, предста­витель географической школы в социологии. Под влия­нием позитивизма Канта взялся за создание многотом­ной естеств.-науч. истории человечества, из к-рой успел завершить лишь первые два тома — «Историю цивилизацип в Англии» (1857—61, рус. пер. 1863—64). С позиций механистич. детерминизма и эволюционизма, господствовавших в естествознании его эпохи, В. выступил против традиционных идеалистич. объясне­ний истории предопределением, сверхъестеств. вмеша­тельством или случайным стечением обстоятельств. Согласно Б., развитие общества — столь же законо­мерный процесс, как и развитие природы, но лишь бо­лее сложный и многообразный. При этом Б. стремился вывести эмпирич. путём главные законы истории, настаивая на их универсальности, а познание статис-тич. закономерностей в поведении больших масс людей и преобладающей роли экономич. фактора противопо­ставлял коллекционированию биографий великих лич­ностей и событий политич. жизни. Преувеличивая влияние география, условий (климата, рациона пита­ния, плодородия почвы и ландшафта) как стимула обществ. развития, Б. вместе с тем подчёркивал, что дос­тигнутый уровень экономич. благосостояния «зависит не от благости природы, а от энергии человека», к-рая безгранична в сравнении с ограниченностью и ста­бильностью естеств. ресурсов («История...», СПБ, 1895, с. 18), а также от соотношения сил между клас­сами трудящихся и нетрудящихся. В интеллектуаль­ном развитии человечества и в накоплении практич. знаний Б. усматривал решающий фактор поступат. движения истории, тогда как нравств. уровень общест­ва считал неизменным. В политич. взглядах Б. разде­лял убеждения бурж. радикалов и пацифистов, высту­пал с яркими памфлетами в защиту эмансипации жен­щин, веротерпимости, естеств. равенства людей и улуч­шения жизненных условий трудящихся. Социологич. и политич. идеи Б. оказали большое влияние на передо­вую интеллигенцию 19 в. во мн. странах, в т. ч. на на­родников в России.

• в рус. пер.: Этюды, СПБ, 1867; Влияние женщин на успехи знания, СПБ, 1896».

• Чернышевский Н. Г., Замечания на книгу Г. Т. Б. «История цивилизации в Англии», ПСС, т. 16, М., 1953, с. 535 — 635; Соловьев Ε. Α., Б., его жизнь и науч. деятельность, СПБ, 1895; История бурж. социологии 19 — нач. 20 в., М., 1979, гл. 4, § 3.

БОЛЬЦАНО (Bolzano) Бернард (5.10.1781, Прага,— 18.12.1848, там же), чешский математик, философ, теолог. Занимал в 1805—20 кафедру истории религии Пражского ун-та, за вольнодумство был уволен и ли­шён права публичных выступлений. Для философии Б. характерно сочетание диалектич. атомизма (простые субстанции непрерывно взаимодействуют и изменяют­ся) и платонизма (учение об «истинах в себе», «чистых понятиях» и пр.). Гл. логико-филос. соч. Б. «Наукоуче-ние» («Wissenschaftslehre», Bd 1—4, 1837) — обшир­ный историко-критич. обзор традиц. логия. учений с критикой психологизма в логике и с оригинальным изложением дедуктивной логики. Требование логич. строгости рассуждений Б. перенёс на основы матем. анализа (1810), дав нек-рые образцы таких рассужде­ний (теорема Б. о непрерывности функций, пример непрерывной функции, не имеющей производной и др.). В «Парадоксах бесконечного» (изд. 1851, рус. пер. 1911) Б. явился предшественником Г. Кантора в иссле­довании бесконечных множеств. Отправляясь от идеи Лейбница, Б. отстаивал объективность актуально бес­конечного. При этом он различал два рода существова­ния объективного: существование реальное — «непо­средственно данное» (во времени и пространстве), и не реальное, но возможное — существование (нали­чие) «в себе». В этом последнем смысле он понимал и объективную возможность существования бесконечных множеств — их наличие «по крайней мере, среди вещей не реальных».

В области социальной этики К. защищал идеи ра­венства u прогресса; принцип всеобщего блага он утверждал в качестве высшего морального принципа («Книжечка о наилучшем государстве» — «О nejlepsim state», 1831).

• Lehrbucn der Religionswissenschaft, Sulzbach. IS3i; Grund­legung der Logik, Hamb., [1963]; Mathematische und philosophische Schriften 1810—1816, Bd l —, Bad Gannstatt — Stuttg., 1977—.

• Нуцубидас В., Б. и теория науки, «Вопросы филосо­фии и психологии», 1913, кн. 116--117; Фёдоров Б И Логика Б. Б., Л., 1980; Walds с h mitt L., Bolzano's Begründung des Objektivismus in der theoretischen und prakti­schen Philosophie, Würzberg, 1937; Winter E., B. Bolzano. Ein Lebensbild, Stuttg.— Bad Cannstatt, 1969; Bolzano-Sympo-sion. Bolzano als Logiker, W., 1974; L o u 2 i l J., B. Bolzano Studie z ukäzkami z dila, Praha, 1978.

БОНАВЕНТУРА (Bonaventura), собственно — Джо-ванни Фиданца (Fidauza) (1221, Тоскана,— 15.7.1274, Лион), ср.-век. теолог и философ. Глава францисканского ордена, кардинал (с 1273), один из крупнейших представителей поздней схоластики, соединивший её с традицией ср.-век. мистики, «сера­фический доктор» (doctor seraphicus). Был причис­лен к лику святых (1482) и к числу десяти величайших учителей церкви (1588). Учился у Александра из Гэль-са в Парижском ун-те, где был затем проф. В своей филос. системе развил доктрину ср.-век. реализма, по­следовательно придерживаясь традиции августинианст-ва и принимая в то же время нек-рые элементы аристо-телизма. По Б., каждое сущее имеет множество форм (см. Форма и материя), единство к-рых упорядочивает­ся высшей субстанциальной формой. Формы — это идеи божеств. ума, возможность бытия. Они изначально за­печатлены в материи как некие семенные причины, т. е. даны в возможности, и их актуализация и вызы­вает к существованию индивидуальную вещь. Бытие идей в боге есть чистый акт (см. Акт и потенция), через к-рый существуют сотворённые субстанции. Всё сотво­рённое — материально, но материя может быть и телес­ной, и духовной; душа — это духовная субстанция особого рода, её материей являются способности, реа­лизующиеся в действиях одушевлённого существа. Ду­ша есть единство неск. форм, подчинённых высшей — уму (интеллекту). Высшая форма телесности — форма света, источник завершённости телесного существа как тела.

Абстрагирующие функции интеллекта необходимы для познания внеш. мира. Знание о духовных субстан­циях, в т. ч. о себе самой, душа имеет непосредственно благодаря «просвещению», идущему от бога, равно как знание осн. принципов и возможность достоверного знания вообще. В осн. соч. «Путеводитель души к богу» изложено мистич. учение о восхождении души к богу: сначала душа прозревает присутствие бога в ми­ре, затем, обратившись от внеш. мира к себе, видит в себе обраа бога и, наконец, сознаёт явное присутствие бога в себе.

Учение Б., продолжавшее традиции августинианства и в этом противостоявшее томизму, положило начало целой школе ср.-век. философии (т. н. 1-я францис­канская школа). Б. оставался самым влият. францис­канским мыслителем вплоть до Дунса Скота.

• Opera omnia, t. 1—10, [Quaracchi], 1882—1902.

• Соколов В. В., Ср.-век. философия, М., 197У, с. 316—20; Gilson E., La Philosophie de St. Bonaventura, P., 19432; B o u g e r o l J. G., Introduction ä l'etude de St. Bonaventure, Strasbourg, 1961; G u a r d i n i R., Systembildende Elemente in der Theologie Bonaventuras, Leiden, 1964; Stoevesandt H., Die letzten Dinge in der Theologie Bonaventuras, Z., 1969.

БОНАПАРТИЗМ, термин, употреблявшийся первона­чально для обозначения воен. диктатуры Наполеона Бонапарта и диктатуры Луи Бонапарта. В дальнейшем был распространён на любую контрреволюц. диктату­ру крупной буржуазии, опирающуюся на военщину и на реакционно настроенные слои отсталого крестьянст­ва и лавирующую между борющимися классами в ус­ловиях неустойчивого равновесия классовых сил. «Бонапартизм,— писал В. И. Ленин,— есть форма прав­ления, которая вырастает из контрреволюционности буржуазии в обстановке демократических преобразова­ний и демократической революции» (ПСС, т. 34, с. 83).

БОНАПАРТИЗМ 59

Политику буржуазии в России в период, последовав­ший за Июльским кризисом 1917, он оценивал как бо­напартистскую. Б. сочетает социальную демагогию с активной шовинистич. пропагандой и агрессией, с по­литикой удушения демократич. свобод и революц. дви­жения путём широкого использования полицейско-бюрократич. аппарата и церкви. Элементы Б. были свойственны правлению О. Бисмарка в Германии, П. А. Столыпина в России.

БОР (Bohr) Нильс Хенрик Давид (7.10.1885, Копен­гаген,— 18.11.1962, там же), датский физик-теоретик, один из создателей квантовой теории. В 1920 возглавил созданный по его инициативе Ин-т теоретич. физики в Копенгагене. В 1943—45 в эмиграции в США. Иностр. чл. АН СССР (1929). Нобелевская пр. по физике(1922) за создание квантовой модели атома.

В работе «О строении атомов и молекул» (1913) зало­жил основы квантовой модели атома, ставшей фунда­ментом развития квантовой теории. Сформулировал принцип соответствия, позволявший получать кван­товые формулы, опираясь на представления классич. физики. На основе своей модели атома дал объяснение периодич. системы элементов, В докладе «Квантовый постулат и новейшее развитие атомной теории» (1927) разработал концепцию дополнительности, к-рая лег­ла в основу т. н. копенгагенской интерпретации квантовой механики, созданной в 1925—26 В. Гейзен-бергом, Э. Шрёдингером, П. Дираком и др. В мно­гочисленных методологических работах развивал и уточнял содержание концепции дополнительности, которой Б. стремился придать общеметодологическое значение.

Б. активно участвовал в движении прогрессивных учёных за мир и междунар. сотрудничество.

* в рус. пер.: Избр. науч. труды, т. 1 — 2, М., 1970—71.

* Нильс Бор. Жизнь и творчество, [пер. с дат.], М., 1967; Мур Р., Н. Б.— человек и ученый, пер. с англ., М., 1969; Кляус E. M., Франкфурт У. II., Френк A.M., Н. Б., М., 1977; Данин Д. С., Н. Б., М., 1978.

БОССЮЭ (Bossuet) Жак Бенинь (27. 9. 1627, Дижон,— 12.4.1704, Париж), франц. писатель, епископ. На­ходился под сильным влиянием Августина. В соч. «Рассуждение о всеобщей истории...» («Discours sur l'histoire universelle...», 1681) Б. дал обзор истории человечества до эпохи Карла Великого целиком в духе христ. библейской традиции. Произв. Б. про­низаны идеей провиденциализма: бог непосредствен­но управляет судьбами народов и налагает свою пе­чать на каждую эпоху их развития.

В соч. «Политика, извлеченная из Священного пи­сания» («Politique tiree des propres paroles de I' Есгі-ture», 1709) Б. выступил сторонником богословского обоснования королевско-абсолютистской власти. Аб­солютизм как форму правления, подчинённую ра­зумному началу, Б. отличал от деспотизма и в «Рас­суждении...» говорил об обязанностях монарха. Эти идеи Б. легли в основу католич. традиции обществ. мысли 18 в. Франц. просветители 18 в. и особенно Вольтер доказывали несостоятельность филос.-соци-ологич. идей Б.

* Oeuvres completes..., v. 1 — 31, P., 1862—66. *Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 2, М., 1958, с. 638—40; Л а не он Г., История франц. лит-ры, [пер. с франц.], т. 1, М., 1896, с. 716—40; R е Ъ е l l i a u Α., Bossuet, P., 1900; B r u ii e t i er e F., Bossiiet, P., 1913; D i m i e r L., Bossuet, P., 1916; Baumann E., Bossuet, P., 1929; Le B r u n J., La spiritualite de Bossuet, P., 1973.

БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski) Юзеф Мария (р. 30.8. 1902, г. Чушув, Польша), швейц. фллософ-неотомист. По национальности поляк. Один из теоретич. лиде­ров антикоммунизма. Член ордена доминиканцев. Директор (1957—72) Ин-та вост.-европ. исследова­ний при Фрейбургском ун-те, основатель и издатель (с 1961) журн. «Studies in Soviet Thought» и серии

БОР

«Sovietica» (с 1959). Б. фальсифицирует теорию и практику социализма, приписывая ему «экспансио­низм» и «антигуманизм». Отождествляет марксизм-ленинизм с «догматизмом» и религ. верой. Призна-ная в последние годы успехи сов. философии и уси­ление её междунар. роли, Б. выступает в духе теории конвергенции за «диалог» с философами-марксистами. Автор работ по истории и методологии философии, логики и теологии.

• Europäische Philosophie der Gegenwart, Bern, 19512; Der Sowjet-russische Dialektische Materialismus, Bern, 19624; Logic of religion, N. Υ., 1965; Diamat, Stuttg., 1968; Wege zum phi­losophischen Denken, Basel —W., 197311; Was ist Autorität?, Basel —W., 1974; Marxismus-Leninismus, Münch., 19742.

• «Новые книги за рубежом», 1958, № 21; 1960, № 16, 21; С и т-ковский Е. П., Против филос. антикоммунизма, в кн.. Антикоммунизм — враг человечества, Прага, 1962; Яку­шевекий И. Т., Ценные признания одного из наших «крити­ков» (О «советологии» г-на Б.), «ВФ», 1964, № 10; Б ы χ о в-с к и й Б. Э., Партии в философии и филос. камуфляж, «Ком­мунист», 1967, № 1.

БОШКОВИЧ (Boskovic) Руджер Иосип (18.5. 1711, Рагуза, ныне Дубровник, Югославия,— 13. 2. 1787, Милан), хорв. философ, физик, математик и астро­ном; дипломат. Почётный чл. Петерб. АН (1760).

В гл. соч. «Теория натуральной философии, при­веденная к единому закону сил, существующих в при­роде» (1758) Б. развил учение о динамич. атомизме, основанное на представлении о непротяжённых и не­делимых материальных частицах (точках), между к-рыми действуют силы притяжения и отталкивания, подчиняющиеся универсальному закону. С помощью этой гипотезы, утверждающей неразрывную связь материи и движения, Б. объяснял свойства мате­риальных тел. Б. критиковал учение Ньютона об абс. пространстве и времени. Ряд его идей предвос­хищает совр. представления о материи, пространст­ве и времени. Б. высказывал мысль о возможности построения геометрии, отличной от эвклидовой. Ес-тественнонауч. идеи Б. оказали влияние на физику и философию 1-й пол. 19 в.

• De virihus vivis, Romae, 1745; De lumine, 1748, pars l—2, Vindobonae, 1766 (Diss.); De continuitatis lege..., Romae, 1754. * Г о д ы ц к и и - Ц в и ρ к о А. М., Науч. идеи Р. И. Б., М., 1959; Markovio £., Rudje BoSkovio, dio 1—2, Zagreb, 1968—69.

БОЭЦИЙ (Boethius, Boetius) Аниций Манлий Севе­рин (ок. 480, Рим,— 524, Павия). рим. философ, тео­лог и поэт. Принадлежал к старой рим. знати и по­лучил блестящее образование, достиг высокого по­ложения на службе остготского короля Теодориха, но но обвинению в тайных сношениях с Вост. Рим. империей был казнён. Оказал исключительно ши­рокое влияние на ср.-век. культуру. Его переводы «Органона» Аристотеля и «Введения» Порфирия, ком­ментарии к аристотелевским и послеаристотелевским логико-герменевтич. текстам, а также оригинальные теологич. соч. явились основой ср.-век. аристотелиз-ма и предвосхищением синтеза зрелой схоластики; его компендии по арифметике и музыке передали ср.-век. практике «квадривия» пифагорейско-платонов-скую математич. традицию; наконец, его моралистич. «Утешение философией», написанное в тюрьме и пос­вящённое теме свободы духа среди текучей видимос­ти житейских дел, было в течение целого тысячеле­тия одним из самых читаемых произведений и много­кратно переводилось.

• Migne, PL, t. 63—64; The theological tractates, The consola­tion of philosophy, transl, by H. F. Stewart, E. K. Rand, S. J. Tester, Camb. (Mass) — L., 1973.

• Courcelle P., Les lettres grecques en Occident..., P., 1948.

БРАК, исторически обусловленная, санкциониро­ванная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. От характера брачных отношений в значит. мере зависит рост населения, физич. и духовное со­стояние новых поколений. В Б. упорядочивается и ре­ализуется естеств. потребность людей в продолжении

рода, преобразованная социальными условиями и культурой.

Социальная сущность Б. определяется в конечном счёте господствующими обществ. отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нрав­ственности, религии. Санкционируя Б., общество берёт на себя определ. обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в В., ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи. «Если бы брак не был основой семьи,— писал К. Маркс,— то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 162).

Как социальное отношение Б. имеет преим. нравств.-правовую природу, поскольку мужчина и женщина выступают в нём как личности и граждане гос-ва. В числе нравств. ценностей, имеющих особен­но большое значение для стабильности Б.,— индиви­дуальная половая любовь, супружеский и родитель­ский долг, взаимное уважение и помощь.

В антагонистич, формациях моногамный Б. при­обретает ряд специфичных для данной формации со­циально-правовых черт. Так, в рабовладельч. обще­стве Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались про­сто как сожительство. В раннем европ. средневековье был установлен обязательный для всех церковный Б., однако крепостные могли вступать в Б. лишь с сог­ласия феодала. В условиях капитализма Б. испыты­вает значит. влияние частнособственнич. отношений. Распространение при капитализме трудовой деятель­ности женщин, падение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к дезорга­низации и кризису «классич.» собственнич. Б. (рост числа разводов и «дезертирств»), с другой — к разви­тию новой формы брачных отношений, основывающих­ся преим. на взаимном чувстве и личном выборе и ха­рактеризующихся относит. равноправием супругов.

Социалистич. преобразования, обеспечивая равно­правие женщин с мужчинами, способствуя распрост­ранению в массах коммунистич. морали, ведут к нравств. обогащению отношений между полами. Б. в условиях социализма представляет собой добровольный, равноправный, свободный от утилитарных расчётов и вмешательства третьих лиц союз мужчины и женщины, целью к-рого является обеспечение их права на суп­ружество, материнство и отцовство. Правовое и нравств. регулирование брачных отношений не про­тиворечит свободе Б. и направлено в первую очередь на защиту его от пережитков старой, собственнич. морали. См. также ст. Семья и лит. к ней. БРАХМАН (санскр.), в др.-инд. религ. умозрении и исходящих из него филос. учениях высшая объ­ективная реальность, безличное абсолютное духов­ное начало, из к-рого возникает мир со всем, что в нём находится. Вместе с тем всё, что есть в мире, раз­рушается, растворяясь в Б.; сам же он — вне време­ни и пространства, вне причинно-следств. отношений, свободен от качеств и действий, внеположен явлен­ному (феноменальному) миру и невыразим в положит. терминах и рамках к.-л. частичной логики. Поэтому чаще всего Б. определяется отрицательно — немы­слимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, не­изменяемый, непроявленный, нерождённый, лишён­ный образа, безначальный, бесконечный, «не это, не это» (na iti, na iti) и т. п. Не постигаемый обычным сознанием или различными рационально-умозрит. кон­струкциями, Б. познаётся лишь высшей религ. интуи­цией, лежащей в основе целостного опыта (анубхава).

В древнейших текстах Вед слово «Б.» относится ещё скорее к сфере ритуальных понятий. Умозрит. концеп­ция универсального Б. впервые была сформулирована в ранних упанишадах. Б. становится единой абс. реальностью, исполненной высшего смысла; трансцен­дентный бог ранневедийской эпохи вводится в Б. и становится имманентным ему. Вне Б. ничего нет, но всё, что есть в бытии, в жизни, заключено в Б. как в зародыше (хираньягарбха, букв.— золотой зародыш), из к-рого разворачивается весь явленный мир: «Су­ществует два образа В.— воплощённый и невопло­щённый, смертный и бессмертный, неподвижный и дви­гающийся, существующий и истинный» (Брихадарань-яка-упанишада II, 3,1). Истинная универсальность Б. достигается через осознание им самого себя, обре­тение субъективного аспекта в самопознании — уче­ние о тождестве Б. и атмана, объекта и субъекта, ми­ра и души (индивида), выражающееся в формулах «этот атман есть Б.», «это Б., это атман», «я есмь Б.» и как итог и наиболее абстрактное выражение идеи тождества: «это — ты» (tat tvam asi). При· всём этом Б. соотносителен атману и отнюдь не всегда тождест­вен ему. Реальность Б. является как бесконечное соз­нание (джняна) себя самого и как высшее блаженство (ананда).

Особенно интенсивно учение о Б. разрабатывалось в адвайта-веданте. Согласно Шанкаре, Б.— это чистое бытие, совпадающее с чистым сознанием, оно едино и содержит в себе всё. По отношению к эмпирич. миру множественности Б. выступает как творец, зиждитель и разрушитель, как сагуна-Б. (т. е. Б. многих качеств). С трансцендентной же т. зр., осознающей иллюзорность этого мира, Б. предстаёт как абс. бытие, лишённое к.-л. атрибутов, как ниргуна-Б. (т. е. Б. без качеств). Учение Шанкары о Б.— высшая точка в развитии это­го понятия как образа абс. единства. Рамануджа в ряде вопросов уже отступает от этой идеи (уче­ние о самообнаруживающемся Б. в его соотношении с майей, об абс. единстве, содержащем в себе множест­венность, о соотношении бога и Б., единству к-рого присущи различия и т. д.— см. Вишишта-адваита).

• Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; P а д х а к ρ и ш н а н С., Инд. филосо­фия, пер. с англ., т. 1—2, М., 1956—57; Топоров В. Н., О Б. К истокам концепции, в сб.: Проблемы истории языков u культуры народов Индии, М., 1974, с. 20—74; Hang M., Über die ursprüngliche Bedeutung des Wortes brahman, Munch., 1868; R eno u L., Sur la notion de brähman, «Journal Asiatique» 1949, t. 237, fasc. l, p. 7—46; T h i e m e P., Brahman, «Zeit­schrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft», 1952, Bd 102, S. 91 — 129; Dasgupta A., A history of Indian philo­sophy, v. 1—5, Delhi, 1975.

БPEHTАHO (Brentano) Франц (16.1.1838, Мариен-берг, — 17.3.1917, Цюрих), нем. философ, непо-средств. предшественник феноменологии Э. Гуссерля. Начав деятельность в качестве католич. священника, затем был проф. философии в Вюрцбурге (с 1872) и Вене (с 1874). Б. обратился к докантовской философии, прежде всего к Аристотелю, учитывая вместе с тем до­стижения нем. классич. идеализма. Исходным пунктом философии Б. является проведение резкой границы между физич. и психич. феноменами. Родовым приз­наком, общим для всех психич. феноменов, явля­ется, по Б., их интенциональностъ: сознание всегда есть отношение к чему-то (реальному или нереально­му)— я ощущаю, чувствую, мыслю нечто; физич. объ­ект как таковой не интенционален: он есть в себе по­коящееся бытие. Исследование психич. феноменов яв­ляется задачей психологии, к-рая делится Б. на дес­криптивную (описывающую те конечные элементы, из к-рых строится целостное сознание) и генетическую (устанавливающую законы, к-рым подчиняются яв­ления сознания). Из идеи дескриптивной психологии выросла позднее феноменология.

В связи с идеалистически толкуемым учением о предметности сознания находится и концепция ис­тины Б. В основе понятия истины лежит, но Б., пере­живание очевидности. Расчленив все суждения на три

БРЕНТАНО 61

класса — суждения восприятия, суждения воспоми­нания и аксиомы, Б. утверждал, что непосредств. оче­видностью обладают только суждения внутр. воспри­ятия и аксиомы. Проблема истины — это проблема эмпирич. обоснования знания при решающем значе­нии внутр. опыта. Т. к., по Б., предметами внутр. опы­та и непосредств. восприятия являются только психич. феномены, то с очевидностью можно говорить о сущес­твовании лить этих последних; о внеш. мире, по Б., можно говорить лишь с известной вероятностью. Уче­ние об интенциональности было воспринято К. Штум-пфом, Гуссерлем, А. Мейнонгом, М. Шелером, М. Хайдеггером. Логич. концепция и работы Б. в области кри­тики языка нашли продолжение в аналитич. филосо­фии. Значительным было влияние Б. и на развитие психологии (напр., вюрцбургской школы).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 236 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.