Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 18 страница




БЫТИЕ 69

щего субъекту, как косной реальности, к-рая подчинена слепым, автоматически действующим законам (напр., принципу инерции). В трактовке Б. исходным становит­ся понятие тела, что связано с развитием механики — ведущей науки 17—18 вв. В этот период господствуют натуралистически-объективистские концепции Б., u к-рых природа рассматривается вне отношения к ней че­ловека, как нек-рый механизм, действующий сам но себе. Для учений о Б. в новое время был характерен субстан­циальный подход, когда фиксируются субстанции (не­уничтожимый, неизменный субстрат Б., его предельное основание) и её акциденции (свойства), производные от субстанции. С различными модификациями подобное по­нимание Б. обнаруживается в филос. системах 17—18 вв. Для европ. философии итого периода Б.— предметно сущее, противостоящее π предстоящее знанию; Б. огра­ничивается природой, миром естеств. тел, а духовный мир статусом Б. не обладает. Наряду с этой натурали-стич. линией, отождествляющей Б. с физич. реально­стью π исключающей сознание из Б., в новоевроп. фи­лософии формируется иной способ истолкования Б., при к-ром последнее определяется на пути гносеологич. анализа сознания и самосознания. Он представлен в ис­ходном тезисе метафизики Декарта — «мыслю, следо­вательно, существую», втрактовке Лейбницем Б. как отражения деятельности духовных субстанций — мо­над, в субъективно-идеалистич. отождествлении Берк­ли существования и данности в восприятии. Свое за­вершение эта интерпретация Б. нашла в нем. классич. идеализме. Для Канта Б. не является свойством ве­щей; Б.— это общезначимый способ связи наших по­нятий и суждений, причём различие между природным и нравственно-свободным Б. заключается в различии форм законополагания — причинности и цели. Для Фихте подлинным Б. является свободная, чистая деятельность абс. «Я», материальное Б.— продукт осознания и са­мосознания «Я». У Фихте в качестве предмета филос. анализа выступает Б. культуры — духовно-идеальное Б., созданное деятельностью человека. Шеллинг видит в природе неразвитый дремлющий разум, а подлинное Б.— в свободе человека, в его духовной деятельности. В идеалнстич. системе Гегеля Б. рассматривается как первая, непосредств. ступень в восхождении духа к самому себе. Гегель свёл человеч. духовное Б. к логич. мысли. Б. оказалось у него крайне бедным и но сути дела негативно определяемым (Б. как нечто абсолютно неопределённое, непосредственное, бескачественное), что объясняется стремлением вывести Б. из актов са­мосознания, из гносеологич. анализа знания и его форм. Подвергнув критике прежнюю онтологию, пытавшуюся построить учение о Б. до и вне всякого опыта, без обра­щения к тому, как мыслится реальность в науч. зна­нии, нем. классич. идеализм (особенно Кант и Гегель) выявил такой уровень Б., как объективно-идеальное Б., воплощающееся в различных формах деятельности субъ­екта. С этим был связан историзм в понимании Б., ха­рактерный для нем. классич. идеализма.

Идеалистич. установка — понять Б. исходя из анали­за сознания свойственна и бурж. философии 19—20 вв. Однако здесь аналитика сознания не отождествляется с гносеологич. анализом и предполагает целостную струк­туру сознания во всём многообразии его форм и в его единстве с осознаваемым миром. Так, в философии жизни (Дильтей) Б. совпадает с целостностью жизни, постигаемой науками о духе специфич. средствами (ме­тод понимания в противовес методу объяснения в фи-зич. науках). В неокантианстве Б. раскладывается на мир сущего и мир ценностей (т. е. подлинное Б., к-рое предполагает долженствование). В феноменологии Гус­серля подчёркивается связь между различными слоя­ми Б.— между психич. актами сознания и объективно-идеальным Б., миром смыслов. Учение о Б., по Гус-

БЫХОВСКИЙ

серлю, изучает предметно-содержательные структу­ры интенциональных актов сознания, прежде всего восприятия, выявляет связи между объективно-идеаль­ными смыслами и соответствующими актами сознания. Шелер не ограничивает сознание актами созерцания, укореняя его в эмоциональных переживаниях и оцен­ках. Поэтому учение о Б. для Шелера тождественно ос­мыслению эмоционально-душевных актов и корреля­тивных им ценностей, различных по своему рангу. Для Хайдеггера Б. дано только в понимании Б. (Б. коррелят интерпретаций Б.). Исходным для него является чело-веч, существование, трактуемое как эмоционально-волевое, практически-озабоченное Б. Учение Хайдег­гера о Б. представляет собой попытку герменевтич. ис­толкования человеч. существования во всей полноте его Б., фундамент к-рого он вначале усматривал в ак­тах речи, а позднее — в языке. Сартр, противопостав­ляя Б. в себе и Б. для себя, разграничивает материаль­ное Б. и человеч. Б. Первое есть для него что-то кос­ное, сопротивляющееся человеч. воле и действию. Осн. характеристика человеч. Б. в субъективистской кон­цепции Сартра — свободный выбор возможностей.

В неопозитивизме радикальная критика прежней онтологии и сё субстанциализма перерастает в отри­цание самой проблемы Б., истолковываемой как мета-физич. псевдопроблема. Однако характерная для нео­позитивизма деонтологизация философии по существу предполагала некритич. приятие языка наблюдения в качестве фундаментального уровня Б. науки.

В марксистской философии, отвергающей различные формы идеализма, проблема Б. анализируется в нес­кольких направлениях. При этом подчёркивается мно­гоуровневый характер Б. (органич. и неорганич. при­рода, биосфера, обществ. Б., Б. личности), несводи­мость одного уровня к другому (материя и формы её движения — предмет естествознания, обществ. Б.— предмет социологич. и историч. наук). Марксизм отстаивает историч. концепцию социального Б., видя в нём совокупную чувственную (прежде всего матери­альную) деятельность индивидов, социальных групп и классов. Б. понимается как реальный процесс жизнеде­ятельности людей, как «... производство самой матери­альной жизни» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 26). В проблеме взаимосвязи природного и со­циального Б. диалектич. материализм исходит из пер­вичности природы. Развитие общественно-историч. практики и науки приводит к расширению границ поз­нанного и освоенного природного и социального Б., служит основой постижения смысла Б. личности. См. Общественное бытие и общественное сознание.

• Э н г е л ь с Φ., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельсф., Соч., т. 20; Л е н и н В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29, его ж е, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18; Π л е χ а-нов Г. В., О материалистич. понимании истории, Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956; Рубинштейн С. Л., Б. н сознание, М., 1957; Ильенков Э. В., Вопрос о тождестве мышления и Б. в домарксистской философии, в кн.: Диалек­тика— теория познания, М., 1964; Бурж. философия 20 в., М., 1974; Совр. бурж. философия, М., 1978; Heidegger М., Sein und Zeit, Halle, 1929; Hartmann N., Zur Grundlegung der Ontologie, Meisenheim, 194l2; Whitehead A.N., Pro­cess and reality, N. Y., 1960; Sartre J.-P., L'etre et le neant, P., 1965; см. также ст. Онтология и лит. к ней.

А. П. Огурцов.

БЫХОВСКИЙ Бернард Эммануилович [31.8(12.9).1901, Бобруйск,— 19.4.1980, Москва], сов. философ, проф. (1929), д-р филос. наук (1941). Чл. КПСС с 1920. С 1923 на педагогич. и науч. работе в области диалектич. ма­териализма, истории зап.-европ. философии и совр. за­рубежной философии. Автор одного из первых сов. учеб­ников диалектич. материализма («Очерк философии диалектич. материализма», 1930). Гос. пр. СССР (1943) за участие в создании «Истории философии» (1940—43).

• Философия Декарта, М.— Л., 1940; Метод и система Гегеля, М., 1941; Осн. течения совр. идеалнстич. философии, М., 1957; Философия неопрагматизма, М., 1959; Фейербах, М., 1967; Дж. Беркли, М., 1970; Кьеркегор, М., 1972; Эрозия «вековеч­ной» философии, М., 1973; Гасс.енди, М., 1974; Шопенгауэр, М., 1975; Сигер Брабантский, М., 1979.

БЭКОН (Bacon) Роджер (ок. 1214, Илчестер,— 11.6.1294, Оксфорд), ср.-век. англ. философ и естествоиспы­татель, францисканец. В 1257 был отстранён от пре­подавания в Оксфордском ун-те; его учение было осуж­дено главой ордена францисканцев. В 1278 В. был за­точён в монастырскую тюрьму. Отвергая догмы, ос­нованные на преклонении перед авторитетами, и схоластич. умозрение, В. призывал к опытному изу­чению природы, к разработке оптики, механики («практич. геометрии»), астрономии. Целью всех наук Б. считал увеличение власти человека над природой. Схоластич. дедукции он противопоставлял метод по­знания, основанный на эксперименте и математике. В учении об опыте как основе познания В. различал два вида опыта: внутренний — мистич. «озарение», объект к-рого бог, и внешний — чувств, знание, открываю­щее тайны природы. В. высказывал ряд смелых, даль­новидных науч. и технич. догадок (о телескопе, лета­тельных аппаратах и др.).

• The Opus majus of H. Bacon, od. introd. an analytical table by J. H. Bridges, v. 1—3, Oxf., Ш7—1900; Opera hactenus inedita, v. 1--12, Oxf., 1905—/ІО.

•Трахтенберг O. JB., Очерки цо истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957; Соколов В. В., Ср.-век. фи­лософия, М., 1979; Bridges.Т.Н., The life and work of R. Васол, L., 1914; В а с u m k e r С 1., R. Bacons Naturphilo­sophie, Münster, 1916; L i 11 i e A. G., K. Bacon L., 1928; Heck E., R. Bacon, Bonn, 1957.

БЭКОН (Bacoii) Франсис (22.1.1561, Лондон,— 9.4.1626, Хайгет), англ. философ, родоначальник англ. ма­териализма и методологии опытной науки. В 1618—21 лорд-канцлер Англии.

Философия В., идейно подготовленная натурфило­софией Возрождения и традицией англ. номинализма, соединила в себе натуралистич. миросозерцание с на­чалами аналитпч. метода, эмпиризм — с элементами теологпч. воззрений. «У Бэкона, как первого сво­его творца, материализм таит ещё в себе в наивной фор­ме зародыши всестороннего развития. Материал улыба­ется своим поэтически-чувственным блеском всему человеку» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 142—43). В. солидаризовался с материалистич. тра­дицией предшествующей философии и критиковал схо­ластику перипатетиков, мистику пифагорейцев, идеа­лизм платоников, агностицизм скептиков. Др.-греч. натурфилософы привлекали В. тем, что понимали ма­терию как активное начало; с особым одобрением воспринимал он атомистич. философию Демокрита. Отношение Б. к антич. философии и мифологии на­шло яркоо выражение в незаконч. трактате «О нача­лах и истоках...» (изд. 1653, рус. пер.— «О принципах и началах», 11)37) и в сб. «О мудрости древних» (1609, рус. пер. 1972).

Категориям схоластич. философии, спекулятивным рассуждениям о боге, природе и человеке Б. противо­поставил доктрину «естественной» философии, базиру­ющейся на опытном познании, но не свободной от тер­минология, и понятийных заимствований из учения пе­рипатетиков. Свои сообщения, связанные с предвиде­нием огромной роли науки в жизни человечества, с изысканием эффективного метода науч. исследования, с выяснением перспектив развития науки и её практич. применений, умножающих могущество человека и его власть над природой, В. изложил в незаконч. труде «Великое восстановление наук» («Instauratio Magna Scientiarum»), частями к-рого были трактаты «О до­стоинстве и приумножении наук» (1623, рус. пер. 1971), «Новый Органон, или Истинные указания для истолко­вания природы» (1620, рус. пер. 1935) и цикл работ, ка­сающихся «естественной истории», отд. явлений и про­цессов природы («Приготовление к естественной и эк­спериментальной истории...» — «Parasceve ad histo-riam naturalem et experimeiitalem», 1620; «История вет­ров» — «Historia de veiitis», 1622; «История жизни и смерти» — «Historia vitae et mortis», 1623; «История плотного и разреженного и о сжатии и расширении ма­терии в пространстве» — «The history of density and

rarity», 1658; «Sylva Sylvarum», или «Естественная ис­тория в десяти центуриях» — «Sylva Sylvarum», or «A natural history in ten centuries», изд. 1627, и др.). Б. раз­работал подробную классификацию наук, включающую указания на те дисциплины, к-рые ещё должны быть созданы; дал типологию заблуждений человеч. ума (идо­лы разума); обосновал эмпирич. метод и описал раз­личные виды опытного познания («плодоносные» и «све­тоносные» опыты, разные способы и модификации эк­сперимента); сформулировал индукцию как метод ис­следования законов («форм») природных явлений в це­лях их плодотворного использования в человеч. прак­тике. Пропагандируя науку, Б. разграничивал области науч. знания и религ. веры, считая, что религия не должна вмешиваться в дела науки. Он принимал хрис­тианство как религию откровения, видя в нём одну из связующих сил общества.

Как гос. деятель и политич. писатель («Опыты, или Наставления нравственные и политические», 1597, 1612, 1625, рус. пер. 1962, и др. историч. и политич. соч.) Б. был сторонником абсолютистской монархии, воен., мор. и политич. могущества нац. гос-ва. Он сим­патизировал чаяниям тех слоев, к-рые ориентировались на выгоды торг.-пром. развития и сильной королев, власти. Его экономич. программа носила меркантилист­ский характер. В утопич. повести «Новая Атлантида» (изд. 1627, рус. пер. 1962) В. изложил проект гос. ор­ганизации науки. Прерогативу «Дома Соломона» (на-учно-технич. центра утопич. общества) составляют не только организация и планирование науч. исследований и технич. изобретений, но и распоряжение произ-вом и природными ресурсами страны, внедрение в х-во и быт достижений науки и техники.

Философия Б., сложившаяся в атмосфере науч. и культурного подъёма Европы кануна бурж. револю­ций, оказала огромное влияние на целую эпоху филос. и науч. развития. Несмотря на неверную оценку нек-рых открытий и науч. идей своего времени, Б. ярко выразил дух новой науки. Предложенная им классификация знаний была принята франц. энциклопедистами; его учение заложило материалистич. традицию в философии нового времени; индуктивная методология стала отправ­ным пунктом разработки индуктивной логики; «Дом Соломона» послужил прообразом науч. об-в и ака­демий.

• The works. Collected and ed. by,T. Speddmg, R. L. Ellis and U. D. Heath, v. 1 — 7, L., 1887—1901; в рус. пер.— Соч., т. 1—2, M., 1977 — 78».

• Фишер К., Реальная философия и ее век. Франциск Вэкон Веруламский, пер. с нем., СПБ, 18702; Суббо­тин А. Л., Фрэнсис Б., М., 1974; Михаленко Ю. П., Ф. В. и его учение, М., 1975; Frost W., Bacon und die Natur­philosophie,.., Münch., 1927; Farrington B., Francis Bacon: philosopher of industrial science, N. Y., [19491; A n-(1 e r s o n F. H., Francte Bacon. His career and his thought, Los Ang., 1962. А. Л. Субботин.

БЮРОКРАТИЯ (франц. bureaucratic, букв.— господ­ство канцелярии, от франц. bureau — бюро, канцеля­рия и греч. κράτος — сила, власть, господство), специ-фич. форма социальных организаций в обществе (поли­тич., экономич., идеологич. и др.), существо к-рой за­ключается в отрыве центров исполнит. власти от воли и решений большинства членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования орга­низации целям её сохранения и укрепления; ведёт к воз­никновению привилегированного слоя, оторванного от масс и стоящего над ними (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 33, с. 115). Б. присуща обществу, построенному на социаль­ном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредо­точивается в руках той или иной узкой правящей группы.

Формы Б. менялись па протяжении истории в связи со сменой эксплуататорских обществ.-экономич. фор-

БЮРОКРАТИЯ 71

маций. Если в докапиталистич. формациях Б. сущест­вовала прежде всего как форма политич. организации, то в период господства капиталнстич. отношений она становится формой организации экономич. жизни. С развитием гос.-монополистич. капитализма Б. пре­вратилась в универсальную форму социальной бурж. организации, начиная с монополий и кончая различ­ного рода добровольными орг-циями.

Б. не тождественна организации и организованно­сти вообще. В 20 в. в развитых индустриальных стра­нах отмечается рост организованности во всех сферах жизни. В экономич. области это выразилось в возник­новении производств. комплексов и централизации уп­равления ими, в политической — в формировании но-литич. партий, в области культуры — в возникнове­нии централизов. сети средств массовой коммуникации, и т. д. Объективный ход социально-экономич. разви­тия в 20 в. приводит к выработке общих принципов работы социальных организаций, к-рые включают структуру управления, иерархию должностей и по­стов, строгое разделение функций, правила информа­ции руководства на различных ступенях, дисциплину. Все эти правила необходимы для работы организации и сами по себе ещё не означают Б. Бюрократия — это независимость аппарата власти от исполнителей, по­давление инициативы отд. частей организации. Условия бюрократия, организации формируют специфпч. тип личности, главными психологическими и моральными чертами к-рой являются политический, идейный и мо­ральный конформизм, ориентация на выполнение фор­мальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов.

Впервые науч. понимание природы и существа Б. дал К. Маркс. В работе «К критике гегелевской фило­софии нрава» Маркс показал, что Б. заключается преж­де всего в потере организацией содержат. цели своей деятельности, в подчинении правил её функциониро­вания, деловых принципов задаче сохранения и укреп­ления её как таковой (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 270). Именно отсюда Маркс выводил такие чер­ты Б., как формализм, бездушие, крючкотворство, бю-рократич. произвол. Как писал Маркс, бюрократия «...вынуждена...выдавать формальное за содержание, а содержание — за нечто формальное. Государствен­ные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи — в государственные» (там же, с. 271). Строгие правила и жёсткие предписания в Б. уживаются с возможностью принимать волюнтарист­ские решения, что особенно ярко демонстрирует прак-тика работы буржуазной полицейско-бюрократпч. ма­шины.

Маркс впервые в истории вскрыл классовые основы Б. как формы политич. жизни. В работе «Восемнадца­тое брюмера Лун Бонапарта» Маркс сформулировал за­дачу слома бурж. бюрократич. машины как первое условие победы социалистич. революции. В. И. Ленин в работе «Гос-во и революция» разработал принципы ликвидации Б. в ходе победоносной социалистич. революции.

Явление Б. привлекает особое внимание бурж. учё­ных с нач. 20 в., когда рост бюрократич. орг-ций при­нял огромный размах. Основы бурж. социологич. кон­цепций Б. были заложены в работах нем. социолога М. Вебера, к-рый рассматривал Б. как естеств. и не­обходимую форму всякой социальной организации. Сам термин «Б.» приобрёл у Вебера позитивный харак­тер и относился к организации вообще. В таком же смысле он употребляется во многих немарксистских со­циологич. работах. Безличность, рациональность, стро­жайшая регламентированность, ограниченность ответ­ственности в атих работах считаются идеалом всякой организации.

БЮХНЕР

Непосредств. итогом развития Б. являются процессы роста отчуждения во всех сферах жизни бурж. общест­ва, атмосфера конформизма. Б совр. бурж. общества и защищающие её концепции вызывают резкую критику со стороны марксистов. Она также подвергалась кри­тике со стороны либерально настроенных учёных в бурж. странах.

Οкт. революции 1917 в России разрушила старую по­лицейско-бюрократпч. машину. Ленин в качестве одной из осн. задач по созданию демократич. аппарата вла­сти выдвинул задачу изгнать из гос. аппарата «...все следы излишеств, которых в нем осталось так много от царской России, от еебюрократическо-капиталистиче-ского аппарата» (ПСС, т. 45, с. 405). Борьбу с бюро­кратизмом Ленин рассматривал не только как борьбу с пережитками старого социального строя, но и как предупреждение извращений, возможных в условиях социализма в результате нарушения норм социалистич. демократии. Гл. орудием предотвращения бюрократич. стиля руководства в условиях социализма Ленин счи­тал всестороннее развитие внутрипарт., гос. и хоз. демократии на основе принципа демократического цент­рализма. В условиях социализма вырабатывается не только принципиально иной, в отличие от буржуаз­ного, тип социальной организации, постоянно осущест­вляется контроль за соблюдением норм и принципов социалистич. демократии. Развивая и расширяя сеть орг-ций (экономич., политич., культ.-просвет, и др.), укрепляя централизм и единоначалие, борясь за дис­циплину и ответственность в выполнении своих обя­занностей каждым членом орг-ций, социалистич. об­щество одновременно решительно борется с бюрокра­тич. извращениями, расширяет возможность для при­влечения масс к управлению обществ. жизнью и отд. орг-циями.

• M a p к с К., К критике гегелевской философии права, M a p к с К. и Э н г с л ь.с Ф., Соч., т. 1; е г о ж е, Восемнад­цатое брюмера Луп Бонапарта, там же, т. 8; Л е н и н В. И., Заключит, слово по докладу о партийной программе 19 марта. [VШ съезд РКП(б) 18—23 марта 1919 г.], ПСС, т. 38; е г о ж е, Странички из дневника. 2 января 1923 г., там же, т. 45; 3 а-м о ш к b y Ю. А., Кризис бурж. индивидуализма и личность, М., 1960; его же, Идейно-теоретич. дискуссии вокруг проб­лемы Б., «ВФ», 1970, № 11; М и л л с Р., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; Weber M., The theory of social and economic organization, L.— N. Y., 1947; M e r t o n R. [a. o.] (eds), Reader in bureaucracy, Glencoe, 1952; E t z i o n i A., A comparative analysis οί complex organizations, Ν. Υ., 1961; Blau P. M., Bureaucracy in modern society, N. Y., 1961.

БЮХНЕР (Büchner) Людвиг (29.9.1824, Дармштадт,— 1.5.1899, там же), нем. философ и врач, естествоиспы­татель. Представитель вульгарного материализма. Пер­воначально находился под сильным влиянием филосо­фии Фейербаха, которую, однако, трактовал упрощён­но, ориентируясь на антропологизм и отрицательное отношение Фейербаха к диалектике Гегеля. Другим источником философских взглядов Б. были идеи Ка-баниса. Исходным у Б. является понятие материи, тождественной веществу и обладающей рядом свойств, пли сил, среди к-рых наиболее важное — движение. Утверждая, что мысль, сознание (понимаемое как зер­кало природы) является продуктом высокоорганизован­ной материи — мозга, Б. рассматривал духовное лишь как совокупность функций мозга (см. «Сила и материя», СПБ, 1907, с. 178). Вера в безграничные возможности науки и критика агностицизма сочетались у Б. с нек-рыми оговорками о непознаваемости материи самой по себе. Защищал идеи социального дарвинизма, про­возглашал борьбу за существование (капиталистиче­скую конкуренцию) основой социального развития. Передовые учёные 19 в. критически использовали нек-рые идеи Б. для борьбы с идеализмом.

• в рус. пер.: Природа и наука. К., 1881; Психическая жизнь животных, СПБ, 1902; Дарвинизм и социализм, СПБ, 1913.

• История философии, т. 3, М., 195Я (см. именной указатель); Б а к p а д з е К., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, гл. 1, с. 26—56.

 

 

В

ВАЙБХАШИКА (санскр.), вначале носившая назв. сарвастивада, позднее иногда называвшаяся муласар-вастивада, одна из крупных школ хинаяны. Близка к тхераваде (учению старейших). По решению собора в нач. н. э. в Кашмире (т. н. 4-го буддийского собора) были составлены комментарии к канону (вибхаша) — отсюда назв. школы. Осн. источником для изучения В. служит трактат крупнейшего представителя школы (впоследствии перешедшего и махаяну) Васубандху «Абхидхармакоша».

Основа воззрений В.— учение о дхармах, ставшее фундаментом хинаяны и принятое буддизмом вообще. Схоластич. реализм В. приводит к утверждению неиз­менного постоянного числа дхарм, разделяющихся на настоящие, прошлые и будущие, в связи с чем бытие дхарм, их возникновение и исчезновение — это только странствие имеющихся данностей с одной временной ступени на другую. В. предполагает многочисл. класси­фикации дхарм, наиболее значимые среди них — ст. зр. течения процесса познания — классификации на сканд-хи, аятаны, или основы сознания, и дхату, группы элементов сознания. Нирвана как абс. реальность пред­стаёт в В. совершенно отделённой от нирваны как пси-хологич. состояния и, оказавшись неподвижным, неиз­менным элементом, означающим безличный материаль­ный остаток, выступает как некая вещная данность — дравья (букв.— вещь). Этот примитивный реализм В. смягчается указанием на то, что «материальный» не означает «телесный», а только «непсихический» («угашены феномены сознания»).

• см. к статьям Хинаяна, Дхарма, Нирвана.

ВАЙШЕШИКА (санскр., от вишеша — различие, осо­бенность), др.-инд. филос. школа, признающая автори­тет Вед, но опирающаяся в своей теории на независи­мые основания. Близка к нъяе, с к-рой образовала позднее единую школу; по происхождению отражает, видимо, более ранний этап, чем ньяя. Основателем В. считается Канада (он же Улука), его соч. «Вайшешика-сутра» — первое систематич. изложение теории В. Др. важные источники: «Падартха-дхарма-санграха» Пра-шастапады, труды Удаяны, Шридхары, Валлабхачарьи и др. Согласно В., существует семь видов реальности, выступающих как объекты познания. Из них шесть положительны — субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и одна отрицатель­на — небытие (абхава — см. Бхава). Субстанция, пред­ставляющая собой субстрат качества и действий, но отличная от них, выступает в девяти формах, пять из к-рых (земля, вода, огонь, воздух, эфир-акаша) явля­ются физич. элементами, воспринимаемыми органами чувств, а четыре других неощутимы (как и акаша, к-рая, однако, является субстратом звука), едины, вечны и все-проникающи [пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас), предназначенный для восприя­тия индивидуальной души и трактуемый как внутр. чувство]. Субстанция несёт в себе качество, к-рое не существует вне неё и не проявляет к.-л. активности; оно определяет природу вещей (В. выделяет 24 качест­ва). Действие понимается В. как физич. движение пяти видов — вверх (поднятие), вниз (опускание), внутрь (сжатие), вовне (расширение), с места на место (хожде­ние, перемещение). Нек-рые действия не воспринима­ются (напр., ума-манаса). Всеобщность представляет собой вечную сущность, общую всем элементам данно­го класса (напр., «коровность» — то, что обще всем коровам и существует независимо от рождения или смерти любой из коров). Противоположна всеобщности

категория особенности (вишеша, отсюда назв. школы), индивидуализирующая вечные сущности мира, диффе­ренцирующая их. Под присущностью (или нераздель­ностью) В. понимала нерасторжимую и постоянную связь (целое и его части, качество или действие и суб­станция, общее и особенное).

Наиболее выдающейся частью учения В. является атомистич. теория, объясняющая ту часть Вселенной, к-рая состоит из физич. элементов и подвержена воз­никновению и разрушению. Все составные физич. объ­екты состоят из четырёх видов атомов, соединяющихся в двойки, тройки и иные типы организации. Сами ато­мы понимаются как несотворённые и вечные элементы, указывающие предел членения материального объекта. Мир создан из атомов, по движущей силой является бог, действующий в соответствии с законом кармы. В системе В. была детально разработана теория созда­ния и разрушения Вселенной (мировой цикл).

• Радхакришнан С., Инд. философии, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 153—217; Ч а т т е ρ д ж и С., Д а т т а Д. Древняя инд. философия, пер. с; англ., М., 1954, с. 40—42, 211— 235; Гостеева Е. И., Философия В., Таш., 19СЗ; U i H., The Vaiäesika philosophy, L., 1917; Faddegon В., The Vaicesjka system, Arast., 1918; Keith А. В., Indian logic and atomism, Oxf., 1921; M i s h r a U., Conception of matter accor­ding to Nyaya-Vaicesika, Allahabad, 1936; D i x i. t S h., A cri­tical evaluation of the Vaisesika categories, «Philosophical Quar­terly», 1958, v. 31, № 1; D a s g u p l a S., A history of Indian philosophy, v. l, Delhi, 1975; см. также лит. к ст. Ньяя.

ВАЛЛОН (Wallon) Анри (15.3.1879, Париж,— 1.12. 1962, там же), франц. психолог, философ, обществ. деятель. Чл. ФКП с 1942. Участник Движения Сопро­тивления. Специалист по детской и генетич. психоло­гии и прикладной психологии; основал во Франции первую лабораторию детской психологии (1927) и первый в этой области жури. «Enl'ance» (1948). На осно­ве трудов В. о генезисе и стадиальном развитии детско­го сознания в норме и патологии, о характере, эмо­циях, постуральных функциях у детей возникла пси-хологич. школа, носящая его имя. Опираясь на фило­софию диалектич. материализма, В. отвергал как физиологизм, так и абстрактный социологизм в психо­логии, применял принцип историзма к анализу психики.

• Principes de Psychologie appliquee, P., 19505; Psychologie et education de Penfance, P., 1959; Buts et methodes de la Psycho­logie, P., 1963; в рус. пер.—От действия к мысли, М., 1950; Психич. развитие ребенка, М., 1967.

• Тутунджян О. М., Психологич. концепция А. В., Ер., 1966; Zazzo R., Psychologie et marxisme. La vie et l'oeuvre de Henri Wallon, P., 1975.

BAH ФУЧЖИ, Ван Эрнун, Ван Чуань-ш а н ь (7.10.1619, Хэнъян, пров. Хунань, — 18.2.1692, Шичуаньшань, ок. Хэнъяна), кит. философ-материалист, учёный. Занимался астрономией, матема­тикой, географией, историей, литературой. Автор св. 100 работ (до сих пор опубл. ок. 70), важнейшие из них — комм. к работе Чжан Цзая «Наставление не­просвещённым», основной и дополнит. комм. к «И цзин», «Подробное истолкование "Четверокнижия"», «Жёлтая книга», «Зловещий сон», «Полное замешатель­ство», «Читая „Зеркало истории"» и др.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 253 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2498 - | 2247 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.