Понятие порядка достаточно сложное и мы даже не будем пытаться дать ему какое-то исчерпывающее определение. Однако, возможна одна проясняющая это понятие ассоциация. Она следующая.
В. Розинв статье «Философия здоровья» /121/ приходит к выводу о том, что дать определение понятию здоровья невозможно – размываются любые выстраиваемые между здоровьем и болезнью границы – медицинские (нормы), исторические (традиции), самооценка (больного и здорового), сословные, национальные, этнические и т.д., и т.д. – все плывет. Однако, такая ситуация не снимает актуальности уточнения данного понятия в каждом конкретном случае, для каждого конкретного субъекта. В результате данная статья спровоцировала определить понятие здоровья и у нас появился следующий тезис: «здоровье субъекта (для него самого) – это состояние, когда ему ничто не “мешает” со стороны его собственного организма». Понятно, что уровень подобной «помехозащищенности» существенно разный у разных лиц, но у каждого конкретного лица он вполне определенен. Вот нечто подобное можно отнести к деятельности и к понятию порядка в деятельности. Порядок – это такое состояние компонента деятельности (или деятельности в целом), когда у ее субъекта относительно данного компонента нет проблем и неудовлетворенности, то есть когда «ничто» не мешает.
Однако, мы сталкиваемся здесь с определенными трудностями. Во-первых, возникает вопрос – «Не мешает чему?», во-вторых, просматривается противоречие в том, что, если абсолютное здоровье достижимо и нормально – это благо, то вот абсолютный порядок в деятельности вроде бы недостижим, но что еще более важно – если и достижим, то разве абсолютное отсутствие проблем и неудовлетворенности в деятельности можно считать благом? Таким образом, мы должны осуществить какую-то дихотомию, которая дала бы нам возможность выделить проблемы и неудовлетворенности, которые «мешают» осуществлению деятельности – и по отношению к которым можно говорить о порядке, но также выделить проблемы и неудовлетворенности, преодоление которых есть само существо деятельности – и это нечто другое по своей сути, и по отношению к ним о порядке говорить нет смысла (хотя порядок, но в некоторой иной ипостаси, возникает и здесь), это как раз тот момент деятельности, которому «мешает» отсутствие вот того другого порядка. Таким образом, мы имеем ситуацию и выделяем в ней некие «основные» проблемы, которые соотносятся существу деятельности, и «вторичные» проблемы, которые возникают уже по ходу решения основных. Здесь следует заметить: достижение порядка как устранение чего-то, что мешает «основному», является нормальной деятельностью субъекта, но достижение порядка как самоцель – признак бессмысленного характера деятельности.
Способы достижения порядка, вероятно, столь же разнообразны, сколь разнообразны возникающие в деятельности проблемы и неудовлетворенности, поэтому можно говорить об адекватности конкретного способа достижения порядка лишь относительно конкретной ситуации.
Достижение порядка сопряжено у человека с чувством гармонии. Можно сказать, что достигнутый порядок гармоничен, если он следует некоторому закону, правилу, если он рационален. В этом смысле достижение порядка за счет ограничения, например, сферы деятельности при достигнутом положительном эффекте – он возможен за счет отказа от рисковых направлений деятельности, тем не менее, не будет гармоничным. И, наоборот, в случае, когда за счет рационализации ключевых компонентов деятельности достигается устранение или существенное снижение рисков – это момент достигнутой гармонии. Однако, далеко не всегда и «рациональный» порядок будет гармоничным. Гармоничным будет лишь тот «законный» порядок, который имеет естественные, природные основания (физической или человеческой природы). Таким образом, социальные, юридические и т.п. законы, которые есть лишь результат достигнутого общественного согласия, хотя и будут приводить к порядку, но не могут быть гармоничными. И соответственно, наоборот, все научные законы – именно как законы о явлениях природы – будучи задействованными в наведении, достижении порядка, неизменно приводят к гармонизации деятельности.