Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Возникновение порядка. Гармония




Понятие порядка достаточно сложное и мы даже не будем пытаться дать ему какое-то исчерпывающее определение. Однако, возможна одна проясняющая это понятие ассоциация. Она следующая.

В. Розинв статье «Философия здоровья» /121/ приходит к выводу о том, что дать определение понятию здоровья невозможно – размываются любые выстраиваемые между здоровьем и болезнью границы – медицинские (нормы), исторические (традиции), самооценка (больного и здорового), сословные, национальные, этнические и т.д., и т.д. – все плывет. Однако, такая ситуация не снимает актуальности уточнения данного понятия в каждом конкретном случае, для каждого конкретного субъекта. В результате данная статья спровоцировала определить понятие здоровья и у нас появился следующий тезис: «здоровье субъекта (для него самого) – это состояние, когда ему ничто не “мешает” со стороны его собственного организма». Понятно, что уровень подобной «помехозащищенности» существенно разный у разных лиц, но у каждого конкретного лица он вполне определенен. Вот нечто подобное можно отнести к деятельности и к понятию порядка в деятельности. Порядок – это такое состояние компонента деятельности (или деятельности в целом), когда у ее субъекта относительно данного компонента нет проблем и неудовлетворенности, то есть когда «ничто» не мешает.

Однако, мы сталкиваемся здесь с определенными трудностями. Во-первых, возникает вопрос – «Не мешает чему?», во-вторых, просматривается противоречие в том, что, если абсолютное здоровье достижимо и нормально – это благо, то вот абсолютный порядок в деятельности вроде бы недостижим, но что еще более важно – если и достижим, то разве абсолютное отсутствие проблем и неудовлетворенности в деятельности можно считать благом? Таким образом, мы должны осуществить какую-то дихотомию, которая дала бы нам возможность выделить проблемы и неудовлетворенности, которые «мешают» осуществлению деятельности – и по отношению к которым можно говорить о порядке, но также выделить проблемы и неудовлетворенности, преодоление которых есть само существо деятельности – и это нечто другое по своей сути, и по отношению к ним о порядке говорить нет смысла (хотя порядок, но в некоторой иной ипостаси, возникает и здесь), это как раз тот момент деятельности, которому «мешает» отсутствие вот того другого порядка. Таким образом, мы имеем ситуацию и выделяем в ней некие «основные» проблемы, которые соотносятся существу деятельности, и «вторичные» проблемы, которые возникают уже по ходу решения основных. Здесь следует заметить: достижение порядка как устранение чего-то, что мешает «основному», является нормальной деятельностью субъекта, но достижение порядка как самоцель – признак бессмысленного характера деятельности.

Способы достижения порядка, вероятно, столь же разнообразны, сколь разнообразны возникающие в деятельности проблемы и неудовлетворенности, поэтому можно говорить об адекватности конкретного способа достижения порядка лишь относительно конкретной ситуации.

Достижение порядка сопряжено у человека с чувством гармонии. Можно сказать, что достигнутый порядок гармоничен, если он следует некоторому закону, правилу, если он рационален. В этом смысле достижение порядка за счет ограничения, например, сферы деятельности при достигнутом положительном эффекте – он возможен за счет отказа от рисковых направлений деятельности, тем не менее, не будет гармоничным. И, наоборот, в случае, когда за счет рационализации ключевых компонентов деятельности достигается устранение или существенное снижение рисков – это момент достигнутой гармонии. Однако, далеко не всегда и «рациональный» порядок будет гармоничным. Гармоничным будет лишь тот «законный» порядок, который имеет естественные, природные основания (физической или человеческой природы). Таким образом, социальные, юридические и т.п. законы, которые есть лишь результат достигнутого общественного согласия, хотя и будут приводить к порядку, но не могут быть гармоничными. И соответственно, наоборот, все научные законы – именно как законы о явлениях природы – будучи задействованными в наведении, достижении порядка, неизменно приводят к гармонизации деятельности.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 310 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.