- лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного;
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.
Из выше перечисленного следует, что музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов, которые соответствуют специфике речевых нарушений.
Как показывает опыт работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, музыка способствует:
- улучшению общего эмоционального состояния детей;
- развитию фонематического слуха и стимуляции речевой функции;
- улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
- нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).
Литература:
1. Битова, А.Л. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития / А.Л.Битова, Ю.В.Липес // Организация педагогической среды для детей с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения: Метод. Рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов, воспитателей. - М., 1994.
2. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А.Волкова. - М., 1985.
3. Поваляева, М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике / М.А.Поваляева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
4. Правдина, О.В. Логопедия. 2-е изд. / О.В.Правдина. - М., 1973.
5. Метлов, Н.А. Музыка – детям / Н.А.Метлов. - М., 1985.
Видякина Э.А.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ - ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ
По данным Всемирной организации здравоохранения, только 30 % детей можно признать здоровыми, а остальные имеют отклонения той или иной степени.
МБДОУ (компенсирующего вида) «Детский сад № 35 «Подснежник», целью которого является комплексное оздоровление и всестороннее формирование личности ребенка с учетом возможностей и способностей, обеспечении особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, социально-психологическая поддержка детей с аллергическими заболеваниями, единственное специализированное учреждение для детей с аллергическими заболеваниями.
В настоящее время МБДОУ посещает 78 детей с различными формами аллергозов: бронхиальная астма, атопический дерматит, ихтиоз.
В последние годы отмечен рост заболеваемости бронхиальной астмой. Объясняется это многими причинами: широким использованием в сельском хозяйстве пестицидов, распространением в быту новых моющих средств, применением в пищевой промышленности искусственных консервантов и красящих добавок, загрязнением атмосферы всяческими отходами, а также разнообразными стрессами и, конечно, отягощенной наследственностью. Растет и число случаев лекарственной непереносимости.
Нередко болезнь приводит к понижению трудоспособности, к инвалидности. По данным статистики, на долю бронхиальной астмы и хронического бронхита с астматическим компонентом приходится около 46 % инвалидности от всех хронических заболеваний легких. У детей легкие и среднетяжелые формы недуга довольно часто сопровождаются психическими аномалиями, отставанием в развитии, асоциальным поведением, а при тяжелых - может проявиться агрессивность или неадекватное поведение в коллективе.
Возникает необходимость поиска в работе с детьми методов системного характера, влияющих не только на отдельные психические процессы, но и на личностные структуры в целом. Одним из таких методов является музыкотерапия как средство гармонизации и развития психики, оздоровления личности ребенка.
Новые научные знания о воздействии музыки на физическое и психическое здоровье, на интеллект и эмоции человека позволяют рассматривать музыку, как универсальное средство совершенствования его жизнедеятельности. Развитие науки привело к постепенному накоплению фактов, подтверждающих убеждения древних в том, что музыка - это мощный источник энергий, распространяющих свое влияние на физическую, духовную и интеллектуальную сферы человека.
Музыка, не имеет ни с какой другой наукой таких исторических и глубинных взаимоотношений, как с восстановительной медициной. Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Древнеарабские врачи отмечали, что музыка, проходя через душу, может излечить больное тело. Не случайно у древних арабов около больниц собирали музыкантов, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. При этом в активную нервную деятельность вовлекаются дополнительные нервные клетки, которые снимают нагрузку с работающих уже звеньев этой системы. Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно.
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, это самый безопасный и экономичный способ, помогающий избавиться от многих заболеваний, который, к тому же не имеет противопоказаний.
Любимая мелодия способна вызывать увеличение в крови количества лимфоцитов, отчего организму становится легче бороться с болезнями. И в целом, в тот момент, когда звучит любимая композиция, нервная система приходит в тонус, улучшается обмен веществ, стимулируется дыхание и кровообращение.
Музыкотерапию следует обязательно «прописывать» при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. При заболеваниях органов дыхания, в том числе хроническом бронхите и бронхиальной астме, рекомендуется сочетать музыкотерапию с вокалом.
Наш детский сад специализируется на работе с детьми-аллергиками. Лечебно-оздоровительные мероприятия разрабатываются и проводятся врачом-аллергологом совместно с педиатром, а также медицинским персоналом и педагогами ДОУ. И одним из направлений работы детского сада в области педагогического оздоровления является музыкотерапия, которую я активно использую на музыкальных занятиях в работе с детьми-аллергиками, в коррекции эмоциональных отклонений. И пришла к выводу - лечение музыкой - достигает высоких целительных эффектов. Приятные, мелодичные звуки усиливают положительные эмоции, которые в свою очередь способствуют улучшению внимания и тонизируют нервную систему. С помощью различной музыки и звуковых шумов можно снять стресс, облегчить боль, повысить иммунитет, укрепить психику, преодолеть нарушения речи у детей и даже устранить приступ бронхиальной астмы. Так приятные эмоции, вызываемые мелодией, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается общее самочувствие, дети, больные (в частности астмой), начинают дышать полной грудью, активизируется работа легких.
Основная цель моей работы: формирование у детей музыкальных способностей, положительно влияющих на эмоционально-чувственную сферу ребенка, его психического и физического здоровья.
Среди общих задач музыкального воспитания решаются задачи и коррекционного характера:
- повышение самооценки ребенка, регуляция его взаимоотношения с окружающими;
- правильно и глубоко дышать, испытывать умиротворенность, внутреннюю свободу;
- создавать радостное настроение, быть добрее, мягче, спокойнее.
- уметь управлять своим телом, освобождаться от стрессов, перенапряжений.
Занятия по музыкотерапии организую в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм представляется в 2 видах:
1. Рецептивная (пассивная) музыкотерапия, в форме «музыкальных снов», представляющих собой вариант недирактивной медитации.
Целью в данном случае является определенное эмоциональное переживание, которое должно способствовать коррекции тех или иных проблем и достижению новых, гармоничных результатов и смыслов, т.е. лечебное воздействие.
Для того чтобы музыка оказала положительный эффект, необходимо подготовить ребенка к ее восприятию. С этой целью я провожу ряд специально подобранных упражнений, снимающих напряжение, усталость.
Первый этап работы - комплекс дыхательной гимнастики - ведь правильное, глубокое дыхание - залог лечения бронхиальной астмы, улучшение общего состояния.
Второй этап работы - подготовка ребят к «волшебному сну» -психомышечная тренировка - мышечная релаксация. С помощью определенных упражнений: контраст напряжения и расслабления мышц, дети учатся произвольно снимать мышечное напряжение, эмоционально успокаиваться после стрессовых ситуаций, очередного приступа болезни.
Физразминка состоит из 5 упражнений: для лица, шеи, туловища, рук и ног. Разминки - тематические, проходят в форме игры, что настраивает детей на соответствующий лад.
Затем - в небольшом, предваряющем слушание музыки рассказе я настраиваю детей на восприятие определенной музыкальной картинки, помогаю «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений, музыкальных красок. Ребята занимают удобную для себя позу (можно лечь или сесть). И музыка как бы уводит детей от отрицательных переживаний, раскрывает им красоту природы и окружающего мира. Здесь используется различная медативная музыка, передающая картинки природы в аудиозаписи: «Шум дождя», «Морской прибой», «Волшебство леса» и т.д.
Сеансы пассивной музыкотерапии провожу также в форме «моделирования» эмоционального состояния ребят. Лучший эффект при такой направленности восприятия музыки дает программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений. При этом выбираются, в первую очередь музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с отчетливым ритмом. Вначале слушается фрагмент, который в большей степени отвечает душевному состоянию ребенка в данный момент. Например, если мучает меланхолия, то предлагается для прослушивания грустная мелодия, например: «Аве Мария» Шуберта.
Звучание следующего произведения призвано противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его. Это светлая, воздушная мелодия, вселяющая надежду, например: «Сентиментальный вальс» Чайковского.
Третье произведение, завершающее данный комплекс, должно обладать наибольшей силой эмоционального воздействия. Динамичная, жизнеутверждающая музыка, например: «Праздничная увертюра» Шостаковича.
Такое восприятие музыки с момента «выхода» за пределы реальной ситуации обеспечивает снятие напряжение, отвлечение ребенка от психотравмирующей ситуации. Исследования показывают, что 8-10 целенаправленных музыкотерапевтических сеансов позволяют получить значительное улучшение психоэмоционального состояния ребенка.
2. Активная музыкотерапия, это активное переживание эмоционального содержания произведения. Предполагает активное включение ребенка в музыкотерапивный процесс посредством пения или движения, игры, как на обычных музыкальных инструментах, так и необычных, например: собственные хлопки, постукивания и пр. Совместное музыцирование способствует взаимопониманию, улучшает поведенческие модели.
Целью в данном случае, помимо лечебного воздействия, является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, некоторые комплексы, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль.
Активная музыкотерапия во всех ее вариантах помогает формировать у детей оптимистическое, жизнеутверждающее мировоощущение.
Вокалотерапия (лечение звуком) - пение, как коррекция психоэмоционального состояния, что оказывает лечебно-оздоровительное воздействие на ребенка.
Занятия по вокалотерапии состоят из нескольких этапов.
Первый этап - упражнения на дыхание, которые тренируют дыхательную системы ребёнка, что в свою очередь улучшает работу сердца и кровообращение. Постановка правильного - диафрагмального дыхания ведёт к снятию напряжения мышц верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. На занятиях я использую систему упражнений разработанную В.И.Петрушиным.
Второй этап - распевка, является необходимым элементом любого занятия, с её помощью идет подготовка голосовой аппарат ребёнка к пению. Распевки, используемые на занятии, подобранны таким образом, чтобы сформировать у ребёнка позитивный настрой, поэтому они построены на основе интервалов - большая терция, кварта, квинта, большая секста.
Третьим этапом занятия по вокалотерапии является работа над дикцией и артикуляцией. Она построена в форме специально подобранных упражнений, основной целью которых является снятие зажимов и стимуляции четкой работы различных мышц и органов артикуляционного аппарата.
Четвёртый этап предполагает активное участие детей в пении.
Все больные бронхиальной астмой в период обострения обладают рядом общих характерных признаков:
- бочкообразная, жесткая, не эластичная грудная клетка;
- дыхание, осуществляемое только верхушками легких без участия диафрагмы;
- экспираторная отдышка;
Поэтому умение управлять дыханием способствует умению управлять собой, своим организмом. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, бронхиальной астмы, снимает усталость, напряжение, восстанавливает силы (после перенесенной болезни, приступа, одышки).
Занятия по вокалотерапии способствуют положительным изменениям в поведении детей. Занятия оказывают влияние на развитие коммуникативных способностей детей, они лучше контролируют свои действия, эмоции, уменьшились проявления тревожности.
Полное дыхание вентилирует легкие, увеличивает приток кислорода в кровь, воздействует на диафрагму. Поэтому дыхательная гимнастика, пение учит детей дышать не грудью, а животом и воздух, проникая в клетки организма помогает лучше расслабиться.
Музыкотерапия, как один из методов комплексной реабилитации детей с отклонениями в психоэмоциональном развитии, способствует гармоническому росту личности, развивает воображение, музыкальные и творческие способности, дает возможность переносить полученный на занятиях опыт коммуникации на другие сферы жизни.
Литература:
1. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П.Анисимов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
2. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И.Петрушин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
3. Чистякова, М.И. Психогимнастика / Мю.И.Чистякова.- М., 1998.
Горинова А.А.
РОЛЬ МУЗЫКИ В ПОВЫШЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одной из важных задач физического воспитания является укрепление и сохранение здоровья детей, закаливание организма. Физическое воспитание предполагает: удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, овладение двигательными умениями и навыками, воспитание у них потребности к систематическим занятиям, физическим упражнениям. Физическое воспитание в детском саду осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, повседневной жизни детей.
На физкультурных занятиях наиболее целесообразно музыкальное сопровождение. Это основные движения в водной части: ходьба, бег, подскоки, общеразвивающие и строевые упражнения.
Роль музыки в формировании двигательных навыков и умений разнообразна и многопланова. Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию. Музыкальное оформление занятий создает благоприятный фон для развития ритмопластических, музыкально-двигательных способностей у детей.
Ходьба в различных построениях и перестроениях обычно проводится под маршевую музыку бодрого, четкого, иногда стремительного характера. Однако физическую нагрузку рекомендуется чередовать с ходьбой обычной, для музыкального сопровождения которой берут не только спокойного характера марш, но также вальс. Аналогично подбирают музыкальное сопровождение к бегу, подскокам. Прыжки-поскоки тоже бывают и быстрыми, и широкими, замедленными. В первом случае подходит динамичная, легкая музыка, желательно с подчеркнутой сильной долей такта, во втором - плавная.
В основной части занятия при выполнении общеразвивающих упражнений музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания физических упражнений. Удачно подобранное музыкальное сопровождение заменяет при выполнении упражнений счет инструктора. Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у педагога появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь.
Когда дети звеном переходят от одного вида движений к другому и перемещаются по залу, то музыка помогает их организовать и в быстром темпе сделать передвижение. Во время подвижной игры, музыка может нести дополнительную нагрузку и побуждать детей постоянно двигаться.
В конце занятия используется спокойная музыка, например музыка со звуками природы.
Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений, эмоциональному переживанию музыкальных образов, развитию слуха.
Веселая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. На занятиях приветствуются все проявления хорошего настроения. Часто дети во время выполнения упражнений комплекса напевают мелодии звучащих песен. Это нисколько не мешает им. Яркими жестами, хлопками они выражают радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них все получается.
Литература:
1. Скоролупова, С. Сценарий тематических игровых недель в ДОУ / С.Скоролупова. – М.: Скрипторий. 2006. – 112 с.
2. Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Э.Я.Степаненкова. – М.: Мозаика-Синтез. 2008. – 96 с.
3. Филиппова, С. Дошкольное учреждение: стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры // Дошкольное воспитание. 2010.- №5.- С.47.
4. Фомина, Н.А. Сказочный театр физической культуры. Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок. / Н.А.Фомина. -Волгоград: Учитель. 2004 - 96 с.
Грунина С.О.
ГРУППОВАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В СТРУКТУРЕ
ФИТНЕС-ПРОГРАММ
В настоящее время перед отечественной психологией и психопрактикой встает задача поиска новых эффективных, наиболее адекватных природе человека диагностических и психокоррекционных методов. Таким методом является танец. На сегодняшний день традиционным является использование танца как средства выражения эмоций, снятия психологического напряжения, улучшения эмоционального состояния, стимулирования творческой активности и т. д.
Любое переживание человека, как положительное, так и негативное, выражается в напряжении какой-либо группы мышц. Существует биоэнергетическая теория прочной связи эмоциональных переживаний и напряжений мышц. Она была разработана Вильгельмом Райхом и Александром Лоуэном [4]. Ее основная суть заключается в том, что все психические травмы человека мешают ему свободно выражать свои эмоции. На поддержание этого мышечного зажима тратится энергия. После отреагирования вовне она начинает свободно циркулировать по всем частям тела. Современная танцевальная терапия направлена на снижение мышечного напряжения. Она способствует увеличению подвижности человека. Юнг отмечал терапевтическую ценность артистических переживаний. В танце они позволяют из бессознательного извлечь неосознанные влечения и потребности. происходит освобождение человека от них.
Танцевальная терапия - относительно новая область, связанная со старой художественной формой. Так как многие танцевальные терапевты получили начальную подготовку в психоаналитических традициях, то именно
это теоретическое наследие доминирует, проявляясь в таком понятии, как катарсис. Новые подходы к танцевальной терапии выходят за пределы психоаналитического наследия. Сегодня в этой области наблюдается значительное разнообразие форм.
Рассматривая танец как чисто человеческое приобретение, как особый социокультурный феномен, немецкий ученый К. Бюхер на основании большого количества этнографических материалов доказывает, что источником ритмических танцевальных движений первобытного человека является ритмический строй работы. В противовес этим взглядам И. Хейзинга рассматривает танец как наиболее чистую и совершенную форму игры [5]. Как показывает исследование Э. А. Королевой [2], первобытный танец являлся не только способом психоэмоциональной разрядки и сонастройки членов племени, но и средством накопления, сохранения и передачи опыта подрастающему поколению, средством познания окружающей действительности и самопознания, средством общения между полами. Кроме того, танец приобретает знаковую функцию, становясь своеобразным социальным маркером, признаком принадлежности к тому или иному роду.
По мнению К. Закса, «танец составляют не отдельные разрозненные движения, а движения, прежде всего, выражающие всю сущность индивидуума»/
Таким образом, с точки зрения психологического подхода танец - это текст, который мы понимаем как совокупность знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о состояниях, чертах характера и отношениях личности. Именно на этом принципе построен «новый танец» А. Дункан, который определяется ею как «движение, в совершенстве выражающее данное индивидуальное тело, данную индивидуальную душу» [1].
1. Форму невербального катарсиса.
2. Спонтанные движения человека, имеющие пространственно-временную структуру и выражающие всю сущность исполнителя: его характер, состояния, отношения.
3. Социокультурный феномен, в котором находят свое выражение «особо значимые психопластические интонации общества, отражаются социальные мотивы».
4. Символ Жизни и Всемирного движения.
Психотерапевтический подход к танцу основан на биологических и социально-психологических функциях танца, а также на понимании роли танца в развитии человечества. Таким образом, групповая психотерапия танцем является психологическим процессом, в ходе которого профессионально подготовленный терапевт использует танец как форму самовыражения и невербального общения в специально созданных группах с целью развития личности и системы отношений.
Танцевальная терапия (dance therapy) - вариант групповой двигательной терапии. В процессе танцевальной терапии пациенты учатся осознавать особенности собственного тела, возможности его использования, развивают навыки социального общения и группового опыта, стимулируемого опытом общения в танце. Позитивный образ тела в свою очередь повышает чувство собственного достоинства пациента. Контакт с собственными чувствами становиться возможным благодаря возникновению чувств и движений. Руководитель группы танцевальной терапии выступает в ней как партнер по танцам, организатор терапевтического процесса и как катализатор развития личности у участников группы [3].
Танец демократичен, танцевать может каждый. Некоторые люди могут казаться танцорами, но всякий раз, когда танец включается в работающую группу, уровни мастерства быстро стираются, и участие в групповом процессе обычно приносит каждому члену группы личное удовлетворение.
Очевидная польза группового танца состоит в расширении самосознания, улучшении физического здоровья и приспособляемости, возможности взаимодействия и сопереживания в группе. Танцевальная терапия способствует переживанию необычных впечатлений и, таким образом, предоставляет участникам возможность опробовать новые способы поведения. Танцевальная терапия может быть средством исследования отчуждения, образа тела, самоутверждения и сексуальности. В лучшем варианте исследование движения помогает участникам чувства в действия, а действия - в понимание.
Танцевальная терапия может считаться первичным средством поощрения невербального взаимодействия, как между клиентом и терапевтом, так и между участниками. Сегодня все большую популярность приобретают занятия в группах танцевальной терапии. Они дают возможность самоактуализации и придают уверенность в межличностных взаимодействиях. Эта методика позволяет членам группы лучше осознавать собственное тело и возможности его использования. Такое осознание приводит к улучшению физического и эмоционального состояния участников.
Если говорить о подростках, то такие занятия вырабатывают у них более позитивный образ собственного тела, что помогает повысить самооценку молодого человека. Овладение новыми движениями и позами дает возможность овладеть новыми чувствами. Танцевальная терапия также помогает развивать социальные навыки людей. Танцевальные движения служат средством связи с окружающими, дают человеку возможность самовыражения.
Танцевальная терапия ведет начало от творческого танца. Танец, в терапии - в отличие от танца представления - использует относительно неструктурированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства. Целями танцевальной терапии являются: расширение сферы осознания собственного тела развитие положительного образа тела, социальных умений: исследование чувств и создание глубокого группового опыта. Фундаментальными для танцевальной терапии являются взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, а также убежденность в том, что движение отражает личность.
Руководитель группы танцевальной терапии выступает как партнер по танцу. Терапевт создает безопасную окружающую среду для исследования себя и других и работает над отражением спонтанных движений членов группы и расширением репертуара движений, танцевальный терапевт применяет структурированные упражнения на расслабление, дыхание, размещение, управление и движение в пространстве.
Таким образом, привлечение элементов групповой танцевальной терапии в структуру фитнес-программ, позволяет реализовать следующие функции: наиболее полное самовыражение личности, стимуляция творческого потенциала личности, катарсическое высвобождение подавляемых эмоций и отношений, создание более положительного образа тела у участников группы, принятие тела, развитие экспрессивного репертуара участников группы по пути гармонизации, астереотипизации, индивидуализации, расширение сферы осознания членами группы своего тела, становление более индивидуализированного самовосприятия, развитие членов группы как субъектов невербального общения, коррекция системы отношений личности, коррекция отношений в группе. Все сказанное выше позволяет использовать танец не только как способ самовыражения, но и как средство диагностики и коррекции межличностных отношений.
Литература:
1. Дункан, А. Моя жизнь. Танец будущего / А.Дункан. - М., 1992.
2. Королева, Э. А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых XX века) / Э.А. Королева // Советская этнография. - 1975. - №5. - С. 147-155.
3. Руднева, С.Д. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения / С.Д. Руднева, Н.Б. Пасынкова // Психологический журнал. - 1982. - № 3. - С. 84-92.
4. Фейдимен, Д. Вильгельм Райх и психология тела / Д. Фейдимен, Р. Фрейгер // Личность и личностный рост. - Выпуск 2. - М., 1992.
5. Хейзинг, Й. Homo ludens в тени завтрашнего дня / Й. Хейзинг. - М.: Прогресс, 1992.
Губина Е.А.
ВОКАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОД ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Стремительно возрастающий поток информации ведёт к повышению интенсивности обучения, создавая тем самым перегрузки для наших детей. В этих условиях особое значение приобретает использование в образовательном процессе здоровье сберегающих (здоровье образующих) приёмов и методов с целью сохранения и укрепления здоровья детей.
Исследования, проведенные Институтом возрастной физиологии показали, что за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков - в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раза возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических расстройств.
Возникает вопрос, можно ли не только остановить падение уровня здоровья детей, но и существенно улучшить их здоровье в современных условиях вообще и в частности, в условиях современной школы.
Как известно, здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизнедеятельности и, прежде всего, условиями обучения и воспитания в школе.
Решение этой проблемы опирается на реализацию Стратегических документов в системе Образования. Закон об образовании существенно расширяет возможности школы, педагогов и конечно детей и родителей.