Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Психокоррекционные возможности музыки как вида искусств 4 страница




В детском и подростковом обществе музыка занимает особое, далеко не последнее место. Современное подрастающее поколение довольствуется тем, что видит и слышит из СМИ, что предлагается для мобильных телефонов и сопровождает рекламные акции.

Психолог А.Маслоу, описывая феномен самоактуализации, вводит понятие «метамотивация», как мотивизация более высокого порядка, нежели просто направленная на удовлетворение базовых потребностей. Метамотивация основывается на бытийных ценностях, которых Маслоу выделял 18. Среди них - игра, красота, совершенство, целостность, уникальность, смысл, легкость, завершенность, гармония.

Музыкальная терапия - одно из средств лечения нервных срывов, неврозов, депрессий. Причем средство все более популярное и совершенное.

В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. При этом в активную нервную деятельность вовлекаются дополнительные нервные клетки, которые снимают нагрузку с уже работающих звеньев этой системы. Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно, при умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие.

Любое произведение искусства нельзя рассматривать только с точки зрения «чистого» искусства - ведь когда это произведение выходит в свет, оно становится неотъемлемой частью окружающего его мира, поселяется в человеческих душах и оказывает свое влияние.

Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств. Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что помимо когнитивных способностей музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.

О влиянии музыки на человека можно говорить бесконечно...

Мы знаем, как много неприятностей в жизни бывает из-за неправильной самооценки, из-за того, что человек оценивает свои возможности или выше, или ниже тех, которые имеет на самом деле.

Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Именно музыка дает и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.

Вышесказанное предопределяет необходимость разработки для учащихся с ЗПР особых путей коррекционной работы с использованием музыкальной терапии. В частности, требуется изменение имеющегося негативного опыта переживаний, расширение эмоционального опыта, развитие способности к пониманию и дифференциации собственных эмоциональных состояний, а также к контролю над ними и произвольной регуляции поведения. Это позволит нормализовать не только процесс обучения и воспитания, но и в целом процесс социализации.

 

Литература:

1. Мошняга, В.Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы./ под. ред. И. И. Холостовой, - М.: Инфра-М, 2003. - 285 с.

2. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М.: АРКТИ, 2007. - 80 с.

3. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / [Борисова Н.А. и др.]; под ред. В.И.Селиверстова, О.А.Денисовой, Л.М.Кобриной. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 358 с.

 

Калагина Т.Ю.

 

МАГИЯ АРОМАТОВ ИЛИ АРОМАТЕРАПИЯ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Ароматерапия - это древнейшая наука о применении человеком ароматов. Для древних народов Египта, Греции, Китая, Рима применение ароматических или по-другому душистых веществ, было естественным и необходимым, как прием пищи и утоление жажды. Душистые вещества в Древнем Египте ценились дороже драгоценных камней. Египтяне считали их голосами богов и верили тому, что каждому из богов присущ собственный неповторимый душистый код. Благовонья использовались не только для политических манипуляций в обществе, но и как средства исцеления от многих недугов, как, ни с чем несравнимые эликсиры красоты.

Знаменитая царица Клеопатра слыла не только страстной и умной личностью, но и тонким политиком. В качестве особого знака внимания древняя властительница Египта дарила нужным людям небольшие фиалы с эфирным содержимым, вдохнув аромат которого, человек терял власть над собой, не в силах устоять перед чарами великой царицы. Ароматы помогали появлению на свет младенцев и были обязательными на богослужениях и уходах в последний путь, поддерживали здоровье тела, сохраняли красоту и молодость, являлись неотъемлемой частью искусства любви. Эфирные масла являлись основными компонентами составов для бальзамирования.

Термин «aromatherapie” пришел к нам из Франции в 1928 году от Мориса Гаттефоса, который изучал и широко применял эфирные масла в основном в дерматологической практике. Источниками ароматических веществ в основном являются растения (на Земле произрастает около 3000 видов растений, из которых можно добывать эфирные масла). Действие ароматических веществ мягкое и постепенное, что позволяет адаптироваться организму к позитивным изменениям и «усвоить» полученный от природы урок. Ароматические вещества помогают вести тот образ жизни, который больше нравится человеку, а разумное систематическое применение натуральных средств улучшает состояние здоровья в ста случаях из ста, важно только проявить спокойное упорство, потому что природа никогда не действует быстро.

Эфирные масла, используемые в ароматерапии - это растительные многокомпонентные (от 50 до 500 соединений) летучие органические вещества. В их состав входят многие группы химических соединений: терпены, кетоны, альдегиды, эфиры, фенолы. Эфирные масла несут в себе приоритет реакции замещения над присоединением, и в этом глубинная химическая философия их позитивного влияния на человеческий организм. Ароматы, их восприятие, познание и применение естественны и доступны любому человеку, способному в принципе воспринимать их и осознанно применять. Использование в повседневной жизни растений в виде чая, ванны или аромата дает возможность для хорошего самочувствия. Выбрать тот или иной метод насыщения жизни ароматами человек может сделать совершенно свободно. Это зависит от целей, желаний, вкусовых пристрастий, самочувствия и локализации проблемы.

Такими методами являются - ванны, ополаскивания, обертывания, массаж, ингаляции, клизмирование, аппликации, растирания, умывания, расчесывание, использование в саунах и банях, внутреннее применение (ароматизация пищи и лечение непосредственно эфирными маслами). Эфирные масла оказывают на организм мягкое накопительное действие, бактерицидное и бактериостатическое действие, противовирусное, противовоспалительное, иммуностимулирующее и антиоксидантное действие и т.д. Все без исключения ароматические вещества не имеют побочного действия на организм, не вызывают привыкания

Актуальность проблемы сохранения физического и психического здоровья учащихся и студентов становится все более очевидна, в связи с наблюдаемым ростом общей заболеваемости детей, увеличением нервно-психических болезней и функциональных расстройств. Методика применения масел основана на искусственной компенсации недостатка фитонцидов в воздухе. Важным преимуществом ароматерапии является возможность массового применения. В этом случае используются невысокие концентрации эфирных масел. При длительном пребывании учеников в плохо проветриваемом помещении повышается насыщенность воздуха микроорганизмами.

Сильным и действенным природным антисептиком в этом случае является масло сосны. А при умственном переутомлении положительный эффект дает смесь масла лимона, розмарина и бергамота, такой же результат можно получить при добавлении в смесь 1-2 капли эфирного масла сладкого апельсина. В качестве первичной и вторичной профилактики простудных заболеваний у студентов рекомендуются масла: лаванда, полынь лимонная, мята, мелисса, шалфей, эвкалипт, чайное дерево. Хороший адаптоген - эфирное масло пальмарозы - восстанавливает силы, адаптирует к внешним условиям, способствует концентрации внимания и улучшает память. Грейпфрут уравновешивает, облегчает творческое восприятие информации. Розмарин, кедр устраняют неуверенность в своих силах. Их хорошо использовать перед ответственными контрольными и экзаменами. Шалфей в малой дозировке оказывает укрепляющее действие и повышает защитные силы организма. Создание собственной коллекции ароматов - начало новой, более удачливой, наполненной светом жизни.

 

Калагина Т.Р.

 

КОРРЕКЦИОННОЕ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДАМИ ИНТЕГРАТИВНОЙ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА ДОШКОЛЬНИКОВ С СДВГ

 

Дети - наше будущее. Все мы родом из детства. Эти прописанные истины лишний раз напоминают о том, что именно в детстве закладывается основа личности человека. Учитель держит в своих руках неокрепшую, еще подражательно-изменчивую и все же неповторимую душу ребенка. От нас, преподавателей, во многом зависит успешность развития способностей детей, а также их социально-психологическая адаптация к изменчивым, сложным жизненным условиям.

Практика показала, что в последние десятилетие все чаще встречаются дети с самыми разными вариантами личностной акцентуации, затрудняющей учебный процесс. Те состояния, в которых чрезмерная двигательная активность ребенка является главным признаком неблагополучия, выделяются особым образом. Они получили название гиперактивность с дефицитом внимания (СДВГ), нередко их называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

Исследователи в России этой проблемой заинтересовались только в последнее десятилетие. Поскольку отечественной научной литературы по этому вопросу явно недостаточно, а технологии развития личности ребенка с СДВГ имеют узкую направленность, то это определяет острую необходимость разработки новых нестандартных подходов к коррекции СДВГ.

Изучив и проанализировав работы Заваденко Н.Н., Брязгунова И., Грибанова А.В., Мастюкова Е.М. и др., мы отметили, что этим детям уделяется основное внимание только при их поступлении в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость. Однако диагностика и коррекция должны быть ориентированны на дошкольный возраст (5 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений. По этой причине, наша работа обращена именно на дошкольный возраст детей с СДВГ.

Музыка творит чудеса - это известно с незапамятных времен. В настоящее время музыка становится все более популярным средством психотеропевтического воздействия, способствующим интеграции и укреплению психического здоровья.

Роль и значение музыкальной терапии в системе коррекционных работ с детьми имеющими отклонения в развитии, были доказаны целым рядом исследований. К их числу можно отнести научные труды Э.А.Абилова, В.В.Богданова, В.А.Доценко, С.М.Миловской, В.И.Петрушина и др. Но, коррекционное воздействие интегративной музыкальной терапии на детей с СДВГ практически не изучалось.

При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели. Доктор медицинских наук, профессор, действительный член Международной академии энергоинформационных наук, президент Международной ассоциации традиционной музыки С.В.Шушорджан, отмечает: «Показано, что музыкальный темп, ритм, структурное строение произведения и другие музыкальные факторы могут подчинять себе ритм внутренних физиологических процессов».

И отсюда можно сделать вывод о том, что музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере, имеющие нарушения у детей с СДВГ.

В нашем исследовании мы находим, что использование интегративной музыкальной терапии в работе с дошкольниками имеющими СДВГ по укреплению и восстановлению их психического и физического здоровья не только целесообразно, но и необходимо и может принести хорошие результаты. Что определяется особенностями их развития и поведения, а так же необходимостью комплексного подхода к коррекционному процессу.

Цель нашего исследования состоит в выявлении особенностей и определение эффективности использования методов интегративной музыкальной терапии в психологической коррекции нарушения внимания у дошкольников с синдромом гиперактивности в специальном дошкольном учреждении.

Задачи исследования:

1. Иизучить специальную научно-методическую литературу по данной проблеме.

2. Теоретически и практически обосновать необходимость использования методов интегративной музыкальной терапии, как средства коррекции нарушений внимания у дошкольников с гиперактивностью.

3. Разработать и апробировать методику экспериментального исследования по использованию сеансов интегративной музыкотерапии для коррекции нарушений внимания у дошкольников с гиперактивностью.

4. Разработать методические рекомендации и систему занятий сеансов интегративной музыкотерапии, с целью коррекции нарушений внимания у дошкольников с гиперактивностью.

Таким образом, проблема исследования СДВГ в дошкольном возрасте и построение сеансов интегративной музыкальной терапии относятся к числу актуальных, теоретически и практически значимых задач, но недостаточно освещенных в теории и практике специальной психологии. В свете сказанного, наше исследование представляется нам весьма актуальным.

 

Литература:

1. Котышева, Е.Н. Музыкальное образование детей с проблемами в развитии /Е.Н.Катышева// Специалист.- 2004. - №1. - С. 14-15.

2. Медведева, Е.А., Комиссарова, Л.М., Шашкина, Г.Р. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие. / Е.А.Медведева, Л.М.Комиссарова, Г.Р.Шашкина// - М., Издательский центр «Академия».- 2002. - 224 с.

3. Хрисанова, Е.Н. Артпедагогика в системе современного воспитания / Е.Харитонова, М.Сергеева // Народное образование. - 2003. - №7. - С. 137-143.

 

Ковалевская Г.И., Краснощекова Д.И.

 

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

 

Мир народной музыки окружает ребёнка с момента его рождения и на протяжении всей жизни. Это позволяет выделить музыкальный фольклор в основной раздел народного творчества. Это хороводные песни, припевки, считалочки, песенки-игры, заклички, загадки, передающие основные представления народа о главных жизненных ценностях - труде, семье, дружбе, любви к родной земле.

Осмысление детьми жизненных явлений, освоение окружающей действительности невозможно без игр, песен. Игровой музыкальный фольклор необходимо рассматривать как одно из средств воспитания детей, в основе которого лежит народная педагогика. Объединяя колыбельные, детские, хороводные песни и попевки, музыкальный фольклор становится для ребёнка ознакомлением с родной речью, уроком познания психологии человеческих отношений, так как именно в играх и игровых песнях отражаются национальные традиции, представления человека о смелости, проявлении смекалки, творческой выдумки, находчивости.

Мир, окружающей ребёнка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств. И эти чувства помогает формировать музыка, а музыкальный фольклор является своеобразным мостиком приобщения к народным традициям.

Для приобщения дошкольников к музыкальному фольклору, формированию у него познавательного интереса к быту и традициям своего народа, воспитание любви к малой и большой Родине; развитие творческой личности через развитие музыкальных способностей, мы ставим такие задачи:

- приобщать детей к миру народной культуры через детский музыкальный фольклор;

- развивать практические исполнительные навыки и умения в процессе изучения народных песен с использованием игровых действий;

- развивать творческую активность детей, формировать музыкальные способности.

Составили перспективный план работы, разработали конспекты мероприятий. В основе народного пения лежит речевое интонирование, поэтому для развития детей используют упражнения на полное раскрытие всех качеств речевого голоса детей. Дошкольников учат, например, проговарить своё имя чётко, внятно, а затем пропевать его. Для выработки единой звуковой позиции при произношении гласных, а также для развития дикции, используются малые формы устного народного творчества - дразнилки, скороговорки и др. Чтобы пение было без принуждения, можно проводить музыкальные игры: «Как у дяди Трифона», «Летели две птички» и др. Музыкальные игры активизируют, раскрепощают детей, создают необходимую атмосферу увлечённости. В непосредственно образовательной деятельности музыкой необходимо устанавливать неформальную обстановку, которая способствует развитию коллективного творчества, проявлению сотрудничества и заинтересованности, самоотдачи и самовыражения. А хорошо подобранный материал должен соответствовать интересам детей. В нашем детском саду у детей успехом пользуются весёлые, подвижные песни-игры, песни-сказки, песни-танцы: «На зелёном лугу», «Ай, Тари, Тари, тари», «А я по лугу», и т.п.

В развитии детей следует учитывать синкретичность музыкального фольклора - соединение в нём пения, слова и движения, то есть можно говорить о развитии у детей основного вида творческой деятельности - импровизации: поэтического текста; движения в играх, танцах; музыкального текста.

Включение детей в творческий процесс должно происходить постепенно. Сначала это ознакомление с материалом, затем воспроизведение и повторение, закрепление и уже потом предложение и поиск новых вариантов - и всё это происходит в игровых формах, создающих у детей интерес к занятиям. Мы используем ритмичные хлопки, притопы, сочетая их с игрой на детских музыкальных инструментах, которые способствуют развитию музыкально-ритмического слуха, памяти, учат гармонично связывать пение с игрой. Эмоциональность в проведении непосредственно образовательной деятельности формирует у детей творческую активность, у них появляется способность слышать свои неточности при воспроизведении мелодии, т.е. способность к анализу, обобщению, умению делать выводы. Чтобы заинтересовать родителей, мы проводим с ними консультации, размещаем материал и на сайте детского сада: «Развитие слухового внимания средствами музыкального фольклора», «Фольклор, как средство развития речи», и другой различной наглядной информацией с теоретическими и методическими вопросами развития эмоциональной отзывчивости средствами фольклора, что способствовало бы зарождению у родителей интереса к данной проблеме.

 

Литература:

1. Смирнова, Е.О. Воспитание детей раннего возраста/ Е.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н.Галигузова и др. - М.: Просвещение. Учебная литература, 1996.

2. Методика музыкального воспитания в детском саду, 3-е издание, под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989.

3. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа музыкального развития дошкольников / О.П. Радынова. - М.,1997.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой; издание 3-е, исправленное и дополненное. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.

5. Фольклор и музыкальное восприятие. Восприятие музыки / сост. В.Н.Максимов. - М.: Музыка, 1980.

6. Картавцева, М.Т. Школа русского фольклора / М.Т. Картавцева. - М.: МГИК,1994.

 

Козикова Ю.В., Лоскутова Р.Р.

 

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВОКАЛОТЕРАПИИ

 

Актуальная во все времена социальная проблема агрессии и насилия приобретает в современном обществе новые формы и масштабы. Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие.

Повышенная агрессивность - одна из частых проблем коллектива. Те или иные формы ее характерны для многих детей. Иногда агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему вполне понятен научный интерес к этой проблеме.

Многие авторы отмечают, что агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняю­щемся от нормы поведении несовершеннолетних. Их агрессивность часто сопровождается значительными эмоциональными нарушения­ми. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания. Не анализируя сейчас причины такого поведения, следует отметить, что оно вызывает соот­ветствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т.е. возникает типичная ситуация пороч­ного круга. Таким образом, исследование агрессивного поведения детей и молодежи важно еще и потому, что оно существенным обра­зом сказывается на частоте и интенсивности агрессивных, насильст­венных действий населения всех возрастных групп.

Агрессия понимается нами как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, страха, подав­ленности и т.д.). При этом агрессивные действия выступают: в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, замещения блокирован­ной потребности и переключения деятельности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Таким образом, в последние годы научный интерес к про­блемам детской агрессивности существенно возрос. Ученые разных направлений предла­гают различные подходы к определению сущ­ности агрессивного поведения, его психологи­ческих механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления агрессивность в об­щих чертах понимается как целенаправлен­ное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Такое целенаправленное нанесение вреда другому наблюдается в младшем школьном воз­расте и принимает разнообразные формы. Для таких детей, пока они еще маленькие, будет очень по­лезна специальная коррекционная работа.

Эта работа должна быть направлена не на безопас­ный выход агрессии (эмоциональный катарсис, когда ребенку разрешают бить подушки или мягкие игрушки), не на повышение самооцен­ки и даже не на развитие коммуникативных на­выков или игровой деятельности, а на преодо­ление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. Интерес к проблеме агрессии и агрессивного поведения детей нашел отражение в работах многих ученых: М.В.Алфимовой, С.Б.Башмакова, Л.Берковиц, С.Н.Ениколопова, О.Н.Зеленковой, Л.Кудрявцевой и др.

Повышенный уровень агрессивности у ребенка свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям.

На наш взгляд эффективным вспомогательным средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы с детьми может служить музыкотерапия. Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:

- эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;

- развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей;

- регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

- повышение эстетических потребностей. Музыкотерапия используется активно в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и т.д.

С каждым годом появляется все больше различных немедицинских методов воздействия на процесс активизации внутренних ресурсов организма человека. Одним из таких методов является вокалотерапия. На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение больных: больного сажали в круг и водили вокруг него хороводы. Помимо этого, просто усаживались вокруг человека так, чтобы он оказался в центре максимального звукового воздействия, в той точке, где «тело звука» реально вырастает ввысь и вширь, захватывая своими вибрациями пространство и его компоненты.

Занятия вокалотерапией проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Они направлены не на овладение вокально-хоровыми навыками, а на формирование с помощью пения оптимистического настроения, умения радоваться жизни, выработку психологической устойчивости, расслабления и успо­коения. С этой целью могут использоваться очень коротенькие песенки-формулы, которые способствуют гармонизации внутрен­него мира ребенка посредством активной вокальной деятельно­сти. Адаптированные песенки-формулы (из методики В.И.Петрушина) - «Формула радости», «Я хороший, ты хороший», «Ко­лыбельная самому себе», основанные на самовнушении положи­тельных установок, результативны в работе с младшими школьниками.

Помимо жизнеутверждающих песен-формул в сеанс с младшими школь­никами могут быть включены знакомые оптимистические по со­держанию детские песенки, которые ребенок или ансамбль (2-5 детей) могут исполнять под «живое» музыкальное сопровожде­ние или под фонограмму. Такой вариант является коррекционной поддержкой, дающей возможность ребенку почувствовать уверен­ность в себе во время пения, наполниться положительными эмо­циями от коллективного пения.

Теоретический анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что активное участие в музыкотерапевтическом сеансе самого ребенка, получающего возможность выразить самого себя, свое непосредственное эмоциональное состояние пением приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния организма.

Данная проблема рассматривается учеными уже в течение нескольких десятилетий. Так, ее последователями за рубежом являются Г.Алвин, У.Коффер, Г.Огтф, П.Нордофф, К.Роббинс, в нашей стране - Л.С.Брусиловский, В.И.Петрушин, В.С.Шушарджан и другие. Однако разработки исследователей направлены, прежде всего, на использование вокалотерапии в медицинских учреждениях как сопутствующее средство воздействия, причем эти исследования направлены в основном на взрослое население, о коррекционном воздействии на детей речь в данных работах не идет.

Осознавая значимость влияния вокалотерапии на детей, направление исследования обусловлено стремлением объединить достижения медиков, педагогов и музыкантов, опытно-экспериментальным путем выявить способы использования вокалотерапии, приемлемые в практической деятельности педагога.

Таким образом, существуют определенные противоречия между не разработанностью данной проблемы и ее теоретической и практической значимостью для обоснования эффективности применения средств вокалотерапии в воспитании детей. Данное противоречие обусловило выбор проблемы нашего исследования.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что целенаправленное применение средств вокалотерапии снижает уровень агрессии младших школьников, если они используются совместно с тренинговыми занятиями, упражнениями, направленными на снижение агрессии; в процессе проведения занятий учитываются индивидуальные особенности детей и их эмоциональное состояние.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования.

2. Провести диагностику и анализ агрессивности детей младшего школьного возраста.

3. Разработать и апробировать методику экспериментального исследования для отслеживания эффективности работы по развитию эмоциональной сферы младших школьников средствами вокалотерапии.

4. Сформулировать выводы и практические рекомендации для педагогов и родителей по использованию вокалотерапии в коррекции агрессивности детей.

Методологической основой исследования явились исследования в области агрессивного поведения детей (Л.Берковец, Е.В.Змановская, А.Е.Личко); происхождения и коррекции агрессивности (А.Басс, А.Дарки, Э.Фромм, А.Бандура, Р.Уолтерс, Ю.Б.Можгинский, И.А.Фурманов); применения тренинговых занятий в практике коррекции поведения (Д.И.Фельдштейн, В.Г.Баженов, И.В.Вачков); музыкальной психотерапии (В.И.Петрушин, С.В.Шушарджан, О.П.Радынова).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 675 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2202 - | 2041 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.