В мире есть чудесные сочетания красок,- естественно гармоничные, для вкуса безупречные, нежные и разнообразно богатые: надо показать их ребенку и радовать его ими. В мире есть изумительные, одухотворенные светотени, пленившие когда-то Леонардо, венецианцев и Рембрандта; надо, чтобы веяние их коснулось ребенка и дохнуло на него. Есть простые и нежные мелодии,- их так много в русских народных песнях, колыбельных, свадебных и хороводных,- которые ребенок должен получить еще в колыбели. Мать, поющая своему малышу, начинает его истинное воспитание: это дух ее инстинкта обращаться в духовности его инстинкта, рассказывая ему о возможности любви и счастья на земле. Какие чудесные колыбельные были пробуждены этим пением в младенческой душе и потом возвращены миру в композициях великих музыкантов. Душа засыпающего ребенка пела эти песни вместе с матерью и воспринимала сквозь них первозданное пение ангелов (Лермонтов): и потом унесла их в жизнь, как благословение материнской любви.
Мы хорошо изучили анатомическое строение человеческого организма, но сущность человека остается как бы за скобками.
Как же сформировать мировоззрение человека, направленное на становление здорового образа жизни? Думается, необходимо опираться не только на знания, полученные в школе, училище, ВУЗе, но и на целостное знание о законах живой материи, о человеке, его методах познания окружающего мира.
Окружающее пространство, видит и слышит то, что взрослый уже не видит и не слышит (а может, не замечает), чувствует тоньше. Как часто маленький ребенок беспокойством или плачем реагирует на плохого человека, как меняется его реакция на изменения настроения матери; он весь напряжен, насторожен на резкие звуки рок-музыки, но совершенно иная реакция на нежную мелодичную музыку.
А как бы хорошо было с первых месяцев жизни вывозить ребенка на природу, в лес, туда, где тишину нарушает шелест листвы и пение птиц, где мягкая трава и нежно-красивые цветы.
Как хорошо, когда дома звучит классическая музыка, ведь классика - гармония вечности; а еще русские мелодичные песни.
И почаще бы с ребенком был ровный, доброжелательный разговор: нежный, ласковый голос мамы и, обязательно, мамина колыбельная.
К сожалению, многие родители, когда по незнанию, когда по невнимательности окружают ребенка звуками и предметами, разрушающими гармоничную связь с окружающим его миром.
Дома эту гармонию нарушают звуки телевизора, магнитофона, нелепые гремящие игрушки, резкая громкая речь. На улице - шум проезжающих машин, постоянное людское движение и т.п. Ребенок, привыкая к этим раздражителям, утрачивает способность к такому ощущению окружающего мира, у него как бы «черствеет душа». И уже не замрет сердце от красоты заката и причудливости
облаков, не остановится и не прислушается ребенок, завороженный пением птички, и ботинок сомнет цветок.
Как же помочь ребенку в познании себя и окружающего мира? Каждая деятельность в детском саду, есть отражение природы и человеческой жизни.
Значит, воспитание должно быть, с развития способностей души, посредством которых ребенок будет постигать окружающую жизнь.
Здесь огромное поле деятельности для творчества педагога.
К примеру:
- через музыку к модели, цвету, форме;
- через цвет и форму к мыслям и музыке;
- от мысли к музыке, цвету и форме, или от мысли к форме, цвету и музыке.
Как это сделать на практике? Представим себе, что дети слушают музыку и не один раз, а течении нескольких дней. И с каждым разом они все более легко настраиваются на ее гармоничное звучание, начинают сопереживать, пропуская музыку через сердце.
Затем они осмысливают чувства, вызванные музыкой, пытаются охарактеризовать их в словесной форме, в цвете (причем все индивидуально: какого цвета это чувство на твой взгляд?), в рисунке.
Подобным образом можно идти от изображения, будь то пейзаж, портрет и т.д. Дети через цвет и форму изображения пытаются уловить настроение, чувство, переданное художником. Осмысление и словесная характеристика для того, чтобы ребенок учился объяснять свои ощущения и чувства. А затем можно предложить подобрать подходящую мелодию.
Дети очень увлеченно и творчески относятся к таким упражнениям. Если подобные занятия проводить систематически, то ребенок научиться тоньше
чувствовать, анализировать свои чувства: развивается воображение. А главное - ребенок учится «смотреть в себя», изучать себя, понимать себя.
Человек - самонастраивающийся инструмент в огромном мировом оркестре, исполняющим созданную Творцом музыку: каждый инструмент в этом оркестре должен точно исполнить свою партию, не нарушая гармонии общего звучания.
Но как правильно настроиться человеку, где тот «камертон», дающий идеально чистый тон (звук) для настройки? Он внутри каждого из нас, в глубине души, в сердце. Он то, что мы называем совестью, «внутренним голосом», то божественное, что есть в каждом человеке и звучит постоянно в тональности добра, красоты, и любви, но не всегда слышимо нами. Этот камертон звучит и во вне: в красоте, неподдельной искренности и доброте природы и людей, живущих в ладу со своим Богом (совестью). Надо только всмотреться, вдуматься, вчувствоваться в окружающую природу и в самого себя. Это и будет настройкой своей души на звучание Души Мира.
Если мы хотим, чтобы наша жизнь и жизнь наших детей стала лучше, счастливее, нужно пересмотреть ориентиры в образовании и воспитании: растить не только знающего и умеющего царя природы, перекраивающего мир по своему усмотрению, а глубоко и тонко чувствующего мудрого творца, знающего законы мироздания и созидающего по законам истины, красоты, добра и любви.
А дошкольные программы и программы начального образования, должны быть не столько обучающие, сколько развивающие и воспитывающие. Сами же воспитатели - чуткими, ибо чуткость человеческого сердца раскрывает цветок детской души.
Для этого необходимы такие предметы, как:
- «мироведение», дающее понятие единства Бога, Мира и Человека и способствующее осознанию ребенком себя частью Единой Мировой Жизни;
- «этика» - наука жизни в гармонии с природой и людьми;
- «музыка», задачей которой является воспитание эстетического чувства, привитие любви к классической музыке, через понимание и ощущение ее гармонии, и проживание духовной красоты.
Литература:
1. Высказывания знаменитых людей. Составители братья Хеммендерик.- М., 1995.
2. Ильин, И.А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера.- Новосибирск, 1991.
3. Лопатина А., Скрябина М. Книга для занятий по духовному воспитанию. Искусство видеть мир. Книга 4. - М., 1997.
4. Лопатина А., Скрябина М. Книга для занятий по духовному воспитанию. Мир твоей души. Книга 3.- М., 1997.
5. Сухомлинский, В. А. О воспитании / Сост. и авт. Вступ. Очерк С. Соловейчик / Изд. Второе.- М., Политиздат, 1975.
РАЗДЕЛ 3