Таким образом, вокалотерапия способна решать не только проблемы со здоровьем детей, но и проблемы психоэмоционального характера, в том числе помогает при коррекции агрессивного поведения. Вокалотерапия является поддержкой, дает возможность ребенку почувствовать уверенность в себе во время пения, наполнится положительными эмоциями. Большое значение имеют вокальные импровизации, которые уносят ребенка в мир творчества, успокаивают его. Вокалотерапия учит ребенка выражать свои чувства более адекватным и мирным путем.
Литература:
1. Алексева, Е.А. Рекомендации к использованию вокалотерапии в комплексе коррекционно-педагогической работе с детьми с детским церебральным параличом / Е.А. Алексева // Коррекционная педагогика. – 2004. - № 1. - С. 47-52.
2. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С. 112-123.
3. Введение в музыкотерапию / Г.Г. Декер-Фойгт. - СПб.: Питер,2003.-208с.
Козицына В.А.
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Овладение эстетической культурой, чему способствуют в школе предметы гуманитарного цикла, невозможно без освоения учащимися навыков культуры психической, необходимых для жизни в современном обществе. Рост школьных неврозов, характеризующихся потерей интереса к учебе, общей апатией или раздражительностью и агрессивностью, повышенной тягой к алкоголю, табакокурению и наркомании, заставляет искать возможные пути преодоления негативных последствий стрессогенных факторов общественной жизни. Одним из таких путей является арт-терапия (лечение искусством), представляющая собой целый комплекс методов и приемов вовлечения учащихся в различные виды деятельности, благодаря которым удается заблокировать, погасить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями.
Цель нашей программы:освоение приемов искусствотерапии, способствующие выведению детей из зоны отрицательных эмоций. Приобщение к вокальному искусству, развитие певческих способностей, применение вокального оздоровительного дыхания в жизни.
Задачи:
1. Создание комфортного психологического климата на уроке.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей.
3. Выведение детей из зоны отрицательных эмоций при помощи выразительного пения.
4. Обучение певческим навыкам.
5. Обучение дыхательным навыкам.
6. Формирование устойчивого интереса к пению.
Предлагаю некоторые методы и приемы искусствотерапии, способствующие выведению детей из зоны отрицательных эмоций:
- пение песен успокаивающего и воодушевляющего характера;
- пение вокализов, нацеленных на формирование навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире;
- разучивание и исполнение формул музыкального самовнушения, нацеленных на формирование у учащихся уверенности в своих силах, высокой самооценки, внутреннего спокойствия и невозмутимости в трудных ситуациях, гуманистического отношения к окружающим и оптимизма;
- просмотр различных по тематике слайдов, которые обогащают зрительные представления, активизируют эстетические переживания средствами изобразительного искусства, фотографии и так далее;
- рисование как способ снятия стрессовых состояний, избавления от бессонницы, напряжения, агрессии. Дело в том, что рисование участвует в согласовании межполушарных взаимодействий, поскольку в процессе творчества координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие, то есть особенно важной оказалась связь рисования с мышлением и речью. Цвет также важен в профилактике и лечении различных заболеваний. Известно, что яркие краски действуют возбуждающе, а нежные чистые тона - успокаивающе;
- двигательные и ритмические упражнения, среди которых особое внимание уделяется освоению навыков брюшного (диафрагменного) и межреберного дыхания как наиболее эффективных при снятии отрицательных эмоциональных состояний;
- пластическое интонирование, театрализация помогают распрямить искривленное сознание и закрепить правильные реакции на травмирующие психику ситуации.
Искусство повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя взаимодействие всех важнейших зон. Музыка влияет непосредственно на гормональную работу клеток, выбрасывающих ферменты. Если мы сможем с помощью музыки воздействовать на реакции в организме на клеточном уровне, то значительно улучшим прохождение биохимических процессов. Здоровье находится в многослойном переплетении причин и следствий. Например, состояние гортани отражает состояние всего организма. И наоборот, состояние нашего организма влияет на состояние горла. Качество голоса также зависит от нашего здоровья, но и наше здоровье зависит от звукообразующего комплекса.
“Искусство пения - это искусство дыхания”, - утверждает западная вокальная школа. Если певец слабо владеет им, то его нужно тренировать на беззвучных упражнениях, так и со звуком.
Дыхательная система состоит из лёгких с трахеей и бронхами, находящихся в костно-мышечном футляре грудной клетки. Снизу лёгкие ограничены мышечно-сухожильной плёнкой, называемой диафрагмой. Дыхание - основа жизни. Оно обеспечивает газообмен, с помощью кровеносной системы бесперебойно насыщает каждую клеточку организма кислородом. Для полноценного питания мозга кислородом важно иметь здоровую носоглотку и владеть носовым дыханием.
Полезные советы:
Занимайтесь развитием дыхания также по утрам и среди дня, но не переутомляйтесь чрезмерными упражнениями. Утомлённое дыхание вызывает дрожание. Никогда не работайте над развитием дыхания на полный желудок. Мной разработана методика на основе китайской системы излечения звуков «Нэй Цзин», в которой утверждается, что для селезенки подходит сочетание звуков «гон», для сердца - «чен», для легких - «шэн», для почек - «ю», а для печени - «гуо».[1] Метод «физвокализ» улучшает работу сердца. Исчезает одышка, перестает болеть горло. С помощью определенных движений и звуков «у-о-а-ф-с» можно помочь вылечиться от бронхиальной астмы, бронхита, болезней легких. Правильное использование звука «з» активизирует мозг, нормализует функции почек, глаз, носа, ушей.
Пение следует начинать с примарных тонов. М.И.Глинка называл зоной примарного звучания певческие звуки «без всякого усилия берущиеся», то есть звуки, воспроизводящиеся певцом удобно и легко.
Теперь можно начинать петь простые упражнения, начиная с этих звуков; при этом полость рта при вдохе и пении должна быть такова, чтобы можно было просунуть между зубами средний палец; вдох нужно производить через нос; нижнюю челюсть свободно опустить, а язык расслабить, слегка уперев его в нижние зубы. Важно проследить, чтобы с первых звуков пения расходовалось как можно меньше воздуха при выдохе.
В итоге ребенок на уроках музыки, когда занимается вокалом, должен приобрести уверенность в себе и своем психологическом и физическом здоровье.
Литература:
1. Макарова, Е.Г. «Как преодолеть страх, или искусствотерапия».
2. Стрельникова, А. Н. «Дыхательная гимнастика».
3. Су вэнь, Нэй цзин: трактаты по традиционной китайской медицине на основе древних и современных текстов.
Козлова М.В.
ЛОГОРИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ
РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение. От этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям необходима своевременная коррекционная помощь. В поле зрения логопеда дошкольники попадают, как правило, к 5-7 годам.
Основным контингентом детей, занимающихся на логопункте нашего детского сада, являются дети с ФФНР, среди которых есть дети с дислалией и стёртой дизартрией. При их первичном обследовании отмечаются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии, которые фиксируются логопедом в речевых картах.
У детей с дислалией недостаточно сформированными являются: мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. При этом серьезных нарушений общей моторики не отмечается. У детей со стертой дизартрией общая моторика страдает значительнее: отмечается нарушение мышечного тонуса, статической и динамической координации движений, их переключаемость, нарушения темпа и ритма выполнения движений. Эти особенности характерны для всей моторной сферы, как для общей, так и для мелкой, мимической и артикуляционной моторики.
В работе с детьми, имеющими нарушения речевой функции, используются различные методы и приемы. Одной из современных и эффективных методик является логопедическая ритмика.
Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Музыка позволяет развивать психомоторную функцию на неосознанном, непроизвольном уровне, эмоциональная окрашенность движений музыкой содействует их свободе, непринужденности, способствует ритмизации и согласованности реакций всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности). Г.А.Волкова в своих работах отмечала, что «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, М.М.Кольцова, М.С.Рузина.
В своей логопедической практике я использую логоритмику в течение двух лет. На первом этапе была спланирована совместная работа с воспитателями и музыкальным руководителем. Была изучена научно-методическая литература по обследованию моторных функций детей с ФФНР; проведена диагностика состояния общей моторики, музыкальных способностей, логопедическое обследование детей с ФФНР подготовительных групп, занимающихся на логопункте. Подобран практический материал разных авторов, занимающихся логоритмикой (Г.А.Волкова, М.Ю.Гоголева, Н.А.Рычкова, М.Ю.Картушина, Г.Р.Шашкина и др.). Большим подспорьем для проведения логоритмических занятий стала серия компакт-дисков Е.Железновой. В плане просветительской работы были подготовлены консультации для педагогов нашего детского сада, учителей-логопедов кустового методического объединения и родителей по теме «Логоритмика»: «Что такое логоритмика?», «Логоритмика в системе коррекционной работы с детьми с ФФНР», «Логоритмика с мамой», «Движение и речь» и др. Составлен перспективный план проведения логоритмических занятий.
Следующий этап работы носил практический характер. Курс логоритмических занятий состоял из 32 занятий, которые проводились 1 раз в неделю, во вторую половину дня, в музыкальном зале. Продолжительность занятий составляла 25-30 минут. Особое внимание уделялось подбору речевого и музыкального материала к каждому занятию (тексты, фонограммы, ноты).
Песенки, попевки, стишки, воспроизведение ряда ритмических рисунков разучивались с детьми на индивидуальных логопедических занятиях в качестве физкультминуток, а также в группах с воспитателями. Часть материала воспроизводилась на занятиях по подражанию и закреплялась при повторении на последующих логоритмических занятиях. Занятия носили игровой характер и объединялись общим сюжетом, включали в себя следующие элементы:
- пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.
- музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами;
- артикуляционная гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения;
- упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы;
- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям.
В структуру занятия не всегда включались все элементы. Их вариативность соответствовала этапам логопедической коррекционной работы и речевым возможностям детей.
На подготовительном этапе логопедической работы на логоритмических занятиях дети овладевали умениями ритмично хлопать и притопывать, воспроизводить ритмические рисунки разной сложности, делать паузы, делить на слоги с музыкальным и без музыкального сопровождения. Уделялось внимание развитию артикуляционной, мелкой и общей моторики, дыхательной гимнастике, узнаванию неречевых звуков, слушанию музыки разного характера. Успешно была использована методика Екатерины и Сергея Железновых «Весёлая логоритмика».
На этапе постановки звуков на логоритмических занятиях акцентировалось внимание на различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру звучания, пропеванию гласных звуков (О.С.Боромыкова) и выделению их на слух, продолжалась работа по усвоению детьми чувства ритма и темпа, по развитию общей и мелкой моторики. Дети осваивали танцевальные движения, которые включались в коммуникативные игры, развивались навыки игры на музыкальных инструментах.
На этапе автоматизации звуков использовалось пение вокализов, состоящих из слогов, слов, словосочетаний, предложений, небольших по объёму стихотворений с музыкальным сопровождением и без него. При этом обращалось внимание на эмоциональную окраску, использование двигательных упражнений под аудио запись. При введении поставленных звуков в самостоятельную речь на логоритмических занятиях используется, практически, все вышеперечисленные элементы логоритмического занятия.
Особый интерес на занятиях дети проявляют к пальчиковым играм; песням и стихам, в сопровождении движений рук; к игре на музыкальных инструментах, к упражнениям с предметами, к разнообразию форм двигательной активности. Занятия логоритмикой способствуют положительному эмоциональному настрою ребёнка, учат общению со сверстниками, развивают чувство уверенности, способствуют более быстрому достижению результатов коррекции ФФНР.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие и заинтересованность всех педагогов, а также привлечение к сотрудничеству родителей.
К концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого, моторного и музыкального развития, которая отражена в результатах диагностического обследования.
Таким образом, логоритмика является эффективным методом преодоления речевых нарушений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Литература:
1. Боромыкова, О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением.- СПб.: Дельта, 1999. - 64с.
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение, 1985.- 191с.
3. Гоголева, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - Ярославль. Академия развития, 2006. - 120с.
4. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: Педагогика, 2010. - 192с.
5. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика. - М.:Издательство ГНОМ и Д”, 2002. - 32с.
6. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192с.
Лоскутова Р.Р.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Являясь злободневной для всего мирового сообщества, эта проблема особую актуальность приобретает в современной России. Переходный период в общественной и экономической жизни нашей страны сопровождается резким снижением показателей социальной защищенности и здоровья детей. Нарушение слуха и связанная с ним немота могут стать преградой к познанию мира и общению с людьми. Стойкие поражения слуха, приводящие к нарушению всей познавательной деятельности ребенка, достаточно распространены. Зачастую складывается так, что медицина оказывается не в состоянии вернуть слух. Помочь малышу могут лишь своевременно начатые коррекционные занятия. Их проведение нельзя откладывать, потому что только раннее обучение может создать условия для нормального психического развития ребенка.
Роль и значение музыкальной деятельности в развитии детей с нарушениями слуха были доказаны целым рядом исследований. К их числу можно отнести научные труды И.С.Белик, Р.М.Боскис, Е.А.Медведевой, Л.Н.Комисаровой, Е.П.Кузьмичевой, Е.З.Яхниной и др. В их исследованиях было показано, что снижение слуха у слабослышащих детей отрицательно сказывается на уровне развития музыкальной деятельности.
Актуальность музыкальной деятельности в контексте проблемы работы со слабослышащими детьми обуславливается рядом причин, среди которых: возможность коррекции физических отклонений, развитие психических функций ребенка, социально значимых потребностей и чувства общности, формирование позитивных взаимоотношений между ребенком и средой в условиях музыкального воспитания.
Существует немало оригинальных концепций музыкального воспитания (Н.А.Ветлугина, Д.К.Кабалевский, К.Орф и др.). Однако, несмотря на достоинства, данные концепции не могут быть эффективно использованы в чистом виде в работе с больными детьми. В музыкальном обучении заложены противоречия между традиционными и целесообразными для детей с нарушением слуха видами, формами, методами, содержанием музыкальной деятельности. Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью разработки концептуальных основ музыкального обучения младших школьников с отклонениями в развитии и определения роли музыкальной деятельности в процессе коррекционно-педагогической работы с ними.
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить возможность развития слухового восприятия у слабослышащих младших школьников в процессе музыкальной деятельности.
На основе вышесказанного, мы выдвинули следующую гипотезу: музыкальная деятельность детей с нарушением слуха может выступать оптимальным коррекционно-педагогическим средством развития слухового восприятия при условии, если педагогами:
- ведется постоянная целенаправленная работа;
- используются разнообразные организационные формы музыкальной деятельности;
- осуществляется сотрудничество с педагогами и родителями.
Гипотеза и цель определили следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития слухового восприятия младших школьников средствами музыкального искусства.
2. Разработать и апробировать методику экспериментального исследования для отслеживания эффективности работы с детьми младшего школьного возраста с тугоухостью по развитию слухового восприятия средствами музыкальной деятельности.
3. Разработать методические рекомендации и конспекты занятий с использованием музыкальной деятельности с целью развития слухового восприятия у детей младшего школьного возраста, имеющих тугоухость.
Методологической основой работы явились исследования по психологии и педагогике глухих школьников Е.А.Медведевой, И.С.Белик и др., по музыкальной психологии и педагогике Е.В.Назайкинского, В.К.Лазаревой, Б.М.Теплова и др., по коррекционной педагогике Л.Н.Назаровой, Е.З.Яхниной и др.).
Новизна исследования заключается в попытке рассмотреть музыкальную деятельность как средство развития слухового восприятия младших школьников с нарушениями слуха.
Практическая значимость: нами разработаны и апробированы конспекты занятий по развитию слухового восприятия, рекомендации педагогам по работе с детьми с нарушениями слуха, музыкальные игры. Представленные материалы могут быть полезны педагогам специальных образовательных учреждений.
Слуховая система человека - одна из важнейших анализаторных систем. Зрение имеет огромное значение для человека, но оно не может компенсировать работу других анализаторов, в том числе слухового. Есть области психической деятельности, где бесспорное преимущество имеет слуховой анализатор - восприятия речи, музыки, звуковой сигнализации.
Природа создала такой уникальный аппарат, который по своей работоспособности и совершенству превосходит все технические устройства. Ухо человека может воспринимать звуки в диапазоне от 10Гц до 20кГц, способно улавливать структуру речевых и музыкальных звуков, реагировать на мельчайшие различия по высоте тона и т.п. С помощью слуха познается многообразие звуков окружающей среды: источник звука, направление издаваемого звука, процессы и явления окружающей действительности. Таким образом, возможности слухового анализатора велики, значительны и обширны, слуховая система человека гибка и чувствительна. Главное назначение слухового анализатора заключается в восприятии речи, которое возможно благодаря единству речевого слуха, речи и мышления.
Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним. Прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблюдаемое с помощью органов чувств. И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. Еще задолго до того, как ребенок научиться спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких, которые незаметно для самих себя сопровождают свои действия словами, поясняющими ребенку то, что он сам не смог бы так рано понять.
Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху восприятием обращенной к нему речи. Уже с начала второго года жизни ребенок начинает понимать элементарную речь и связывает ее с окружающими, доступными его непосредственному восприятию предметами и явлениями.
Большую роль выполняет пониженный слух в жизни слабослышащих детей. Они могут на слух воспринимать громкую музыку, слова и фразы в контексте, связную речь на расстоянии около двух метров.
Одним из существенных критериев роли слуха в общем развитии детей, по мнению Р.М.Боскис, является самостоятельность в овладении речью. У детей с нормальным слухом этот процесс происходит самопроизвольно, у детей с нарушенным слухом - в результате специального обучения, так как последние не способны самостоятельно использовать остаточный слух для накопления словарного запаса, для овладения речью. Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать речевой запас и овладевать устной речью. Однако наилучшего результата эти дети достигают в учебном процессе.
Музыка и глухие дети. Несмотря на необычность такого сочетания многие поколения сурдопедагогов разных стран стремились использовать музыкальные средства в обучении и воспитании глухих. Было выявлено, что глухие дети на основе вибро-тактильной чувствительности могут воспринимать определенные контрастные элементы музыки (темп, простейшие ритмы, динамику звучания). Эти возможности использовались в коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха.
При определении содержания учебно-воспитательной работы в школе для глухих детей учитываются приоритетные направления воспитания слышащих школьников. Одним из таких направлений является музыкальное воспитание. Влияние музыки на духовное развитие ребенка связано, прежде всего, с ее огромными возможностями эмоционального воздействия. С помощью музыкальных произведений он может эмоционально познавать мир и себя. Вместе с музыкой ребенок веселится и печалится, торжествует и негодует. Слушая музыку, он сопоставляет, анализирует звуковой материал. Пытаясь понять язык музыки, ребенок учиться думать.
В процессе музыкально-эстетического воспитания у детей обостряется восприимчивость к прекрасному в жизни и искусстве. Они учатся не только правильно, но и эмоционально, выразительно выполнять танцевальные движения, петь, передавая характер музыки и смысл текста. Дети становятся грамотными и благодарными слушателями, глубоко сочувствующими и понимающими хорошую музыку.
С помощью музыкального воспитания совершенствуются творческие способности детей. Все виды музыкальной деятельности - восприятие музыкальных произведений, их исполнение, создание - по всему психологическому механизму связаны с развитием воображения и творчества. Таким образом, с помощью музыки у детей развиваются не только уникальные музыкальные, но универсальные способности, которые реализуются в любой сфере их деятельности.
К настоящему времени в отечественной сурдопедагогике произошли существенные изменения, связанные с дальнейшим совершенствованием обучения и воспитания глухих детей в условиях раннего начала коррекционной работы, интенсивного развития остаточного слуха, формирования речи как средства общения в тесной связи с различными видами деятельности рационального использования различных видов словесной речи.
В новых условиях обучения при интенсивном развитии слухового восприятия глухих школьников с помощью звукоусиливающей аппаратуры Кузьмичевой Е.Л. получены данные, свидетельствующие о том, что при целенаправленной работе у детей развивается слуховое восприятие элементарных, динамических, типовых, метрических, ритмических и звуковысотных отношений в музыке. Особый интерес представляет работа по развитию восприятия высотных отношений музыкальных звуков. Оказалось, что учащимся доступны достаточно тонкие слуховые дифференцировки: к концу третьего года обучения все дети воспринимают высотные отношения одинаковых и разных звуков; всем третьеклассникам доступно восприятие основных элементов мелодического рисунка - поступенного и скачкообразного, восходящего и нисходящего звукорядов. Эффективность обучения зависит от тонального слуха учащихся только на первом году обучения при восприятии ими звуков фортепьяно в полном диапазоне регистров, а также высотных отношений одинаковых и контрастных звуков из разных регистров. Независимо от состояния тонального слуха у всех глухих школьников возможно развитие слухового восприятия элементарных музыкальных структур.
Таким образом, использованию музыкальных средств в коррекционной работе со слабослышащими школьниками придается большое значение. Отмечается, что в процессе музыкального восприятия у детей образуются музыкальные представления, включающие запас сведений музыкального содержания (музыкальная интонация, особенности звукообразования и др.); получают дальнейшее развитие мыслительная деятельность, внимание, сосредоточенность, концентрация памяти; развивается эмоциональная сфера, формируются эстетические чувства, отзывчивость на музыку; воспитываются такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку; улучшается положительная мотивация поведения.
Восприятие музыки - сложный психический процесс, требующий от человека не только высокого уровня общего развития, богатой сенсорной и эмоциональной культуры, творческого воображения, но прежде всего музыкального слуха. Искусство всегда занимало важное место в нравственном развитии общества Известна роль музыки в системе воспитания детей с отклонениями в развитии (А.А.Айдарбекова, Т.Шульц-Вульф, 3.Матейова, С.Машура, С.М.Миловская, А.И,Роздымаха, Э.Сечен).
В отечественном музыкознании сформировалось и обрело наибольшую полноту отношение к музыке как к искусству, реализующемуся в образах, имеющих жизненную основу (Б.В.Асафьев, В.Т.Каратыгин, Л.А.Мазель и др.)
Признавая воспитывающее и развивающее значение всех видов искусств отмечается, что музыка играет особую роль; она обладает огромной силой эмоционального воздействия на ребенка. Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции вставляют главное содержание, особенно привлекательны для детей.
Человеческий организм - целостная система, и нарушение в деятельности одного из анализаторов оказывает воздействие на деятельность других. Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха. Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека (живого организма) воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора, - сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего звуковые раздражения.
Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, так как нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образцов. Слух имеет исключительное значение для формирования произносительной стороны речи. Ребенок с недостатками слуха не может контролировать собственное произношение. Соответственно от этого в значительной степени страдает его устная речь. Все эти факторы отрицательно влияют на процесс овладения всей сложной системой языка, а следовательно, ограничивают возможности обучения и познания окружающего мира. Нарушение слуха приводит не только к речевому недоразвитию и другим особенностям психического развития, но и к отклонениям в двигательной сфере человека.
В последнее время в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами при коррекционном воздействии в условиях специальных учреждений наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среда которых важное место занимает музыкотерапия. Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкотерапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: нарушениями речи - заикающимися, аутичными, с проблемами в эмоционально-личностном развитии, с задержкой психического развития. Это объясняется тем, что музыкотерапевтические методики дают возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную форму работы с ребенком с проблемами, ставить и решать конкретные психокоррекционные задачи по созданию новых мотивов, установок, их закреплению в реальной действительности с помощью средств музыкального искусства.