В системе образования РФ в последние годы происходят кардинальные изменения - с 2009 года вступили в силу Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые были разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Министерство образования и науки РФ установило федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (пункт 6.2. статьи 9 Закона). Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого - где бы он ни проживал в нашей огромной стране - качественного образования [3].
Трансформации оказались подвержены все направления воспитания дошкольников, в том числе и музыкальное, которое с появлением ФГТ выделили в образовательную область «Музыка».
Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний [1,с.10]. Современные стандарты осуществления воспитания дошкольников требуют от педагогов высокой степени методической информированности.
В связи с этим мы предлагаем музыкальным руководителям, воспитателям использовать тематические ресурсы сети Интернет (а точнее - Рунета - русской версии Глобальной сети). Нами сформирована методическая копилка, к которой специалисты могут обратиться в любой момент по интересующим их вопросам (таблица 1).
Таблица 1
Перечень Интернет-ресурсов по вопросам музыкально-эстетического воспитания дошкольников
Название сайта | Ссылка на Интернет-ресурс | Аннотация сайта |
1. Сеть творческих учителей | http://www.it-n.ru. | На портале размещена библиотека авторских методических разработок, также возможно пройти мастер-класс и принять участие в конкурсах |
2. Детям о музыке | http://www.muz-urok.ru. | Данный сайт содержит такую информацию, как: - музыкальная грамота (инструменты, композиторы); - методика занятий; - музыкальные уроки в играх и сказках, тестах |
3. Музыка с мамой | http://www.m-w-m.ru. | На сайте размещена такая информация, как: - детские развивающие музыкальные игры; - пальчиковые игры; - звуковое развитие речи детей дошкольного возраста; - развитие музыкального слуха и способностей; - методика Монтессори |
4. «Сол- нышко» - SolNet.EE | http://www.solnet.ee/ | Познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы и викторины, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников |
5. Нотный архив России | http://www.notarhiv.ru. | Данный сайт содержит такую информацию, как: - ноты для вокала, хора, различных инструментов; - ноты произведений русской и зарубежной народной и классической музыки |
6. Балетная и танцеваль-ная музыка | http://www.balletmusic.narod.ru. | Данный сайт содержит такую информацию, как: - ноты и mp3 архивы балетной и танцевальной музыки; - сведения о наиболее известных балетных спектаклях, балетные либретто; - история возникновения и развития танцев, биографии композиторов |
7. Музыка- льная палитра | http://www.muspalitra.ru. | Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах |
8. Музыка детям (сборник Н. А Метлов) | http://www.musichild.ru. | На сайте представлены музыкальные произведения для всех видов детской музыкальной деятельности с учётом музыкального и жизненного опыта ребёнка, его музыкальных предпочтений |
9. Музыка-льный калейдоскоп | http://spbappo.com/ | Данный сайт содержит методические рекомендации по музыкально-педагогическому просвещению родителей воспитанников ДОУ |
10. Звук-волшебник | http://zvuk18.narod.ru. | На сайте представлена образовательная программа по ознакомлению дошкольников с окружающими звуками природы, с инструментами народов стран мира |
Современная российская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в появлении альтернативных типов учебных заведений, использовании новых программ и пособий, изменений содержания образования, применении новых педагогических технологий и других инноваций. Это требует от педагога широты эрудиций, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям [2,с.14].
Работа в рамках выбранной проблемы будет продолжена, к ней будут привлечены педагоги как сельских, так и городских дошкольных образовательных учреждений.
Литература:
1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2004. – 270 с.
2. Гедримович, Г.В. Актуальные проблемы информированности педагогов ДОУ / Г.В. Гедримович // Инновации в образовании. - 2007. - №5. - С. 13-25.
3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы (ФГТ) в сфере дошкольного образования [Электронный ресурс] / Федеральный государственный образовательный стандарт – Режим доступа: http://baby-school.narod.ru/ свободный.
Семенова Т.П.
К вопросу О СовременныХ технологиЯХ музыкально-эстетического воспитания детей ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Постоянные изменения, которые происходят в современном мире в социально-экономической и политической сфере, коснулись работы ДОУ, в частности, музыкальных руководителей. В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями содержание образовательной области «Музыка» и её интеграция с другими видами деятельности направлено на целостное развитие личности ребенка, раскрытие его творческого потенциала средствами музыкального искусства и различных видов музыкальной деятельности. Мы готовим детей к радостной, творческой жизни в сложных неопределенных условиях.
Доказано, что ребенок и музыка необыкновенно схожи. Пространство и музыка неразрывно связаны между собой. Что же делает музыку настолько близкой и понятной ребенку?
Во-первых, музыка - это самовыражение. Ребенок - это своего рода готовый музыкальный инструмент, открытый для передачи мелодий и ритмов жизни в музыке.
Во-вторых, музыка - это взаимопонимание. С помощью музыки ребенок не просто имеет возможность рассказать о себе, своем внутреннем мире, но и может быть понят другим человеком.
В-третьих, разнообразие музыки предопределяет её органичное включение в любое событие жизни ребенка.
В-четвертых, музыка это сам ребенок. Музыка вмещает в себя всего ребенка, становится языком его души.
Эмоциональные проявления ребенка выражаются в его интересе к музыке, её предпочтении другим видам деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Дошкольник может проявлять избирательность, то есть, предпочтительность к той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть).
Кроме того, взаимодействие ребенка с музыкой связано с активностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности.
Обобщенными целями музыкального воспитания детей в каждой возрастной группе стали:
- развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;
- развитие у ребенка позиции активного участника исполнителя-создателя музыкальных произведений, для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.
В связи с этим задачи в каждой возрастной группе ориентированы на:
- детское музыкальное восприятие - слушание- интерпретацию;
- детское музыкально исполнительство - импровизацию - творчество.
Все это побуждает тех педагогов, кто неравнодушен к музыке, кто ищет и находит ей место в мире детства, кто понимает её безграничное и великое значение для ребенка, кто стремится сделать общение детей с музыкальным искусством процессом удовольствия, радости и творчества к художественному поиску, свершению многочисленных и разнообразных инноваций.
Конкретные способы решения отдельных задач - это создание педагогической технологии по музыкально-эстетическому воспитанию детей.
Технологичность - одна из характеристик деятельности педагога XXI века. Это подтверждается содержанием Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы ДОУ, утвержденных Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года за № 655.
Последние десятилетия проблема технологии в образовании широко разрабатывается отечественными исследователями. Фундаментальные работы В.П.Беспалько, М.В.Кларина, И.А.Колесниковой, Г.К.Селевко и других теоретиков существенно обогатили профессиональный инструментарий педагога, позволив ему использовать технологии для решения разнообразных педагогических задач: сформировать у детей способность к самоизменению, самообразованию, умение спокойно и адекватно отвечать на различные вызовы действительности, гибко и творчески реагировать на неожиданные обстоятельства. Более того, применение педагогических технологий делает образовательный процесс последовательным, упорядоченным и осознанным, позволяя педагогу достичь запланированного результата.
Сущность педагогической технологии заключается в том, чтобы позволить музыкальному руководителю облечь содержание профессиональной деятельности в оптимальную для его реализации форму. Она помогает выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку. Как отмечает И.А.Колесникова «наличие логики существенно отличает профессиональное поведение от чисто интуитивных способов решения учебно-воспитательных задач. Стремление к технологичности, или, иначе к осознанной, прогнозируемой деятельности, является своеобразным практическим отражением поисков надежных, логических оснований профессионального бытия».
«Педагогическая технология - это философия педагогического действия» - говорил В.А.Сластенин.
Педагогическая технология позволяет музыкальному руководителю детского сада эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности. Современную технологию отличает: диагностика, ясность цели, определенная последовательность, профессиональность действий, прогнозирование промежуточного и окончательного результатов.
Важным признаком педагогических технологий является её воспроизводимость.
Основами современных педагогических технологий музыкально-эстетического воспитания стали:
1. Принцип гуманизации это учет особенностей личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкально-эстетического воспитания.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, который объясняет необходимость использования диагностики музыкальности детей, уровня развития музыкально-художественной деятельности и учета её результатов.
3. Принцип учета музыкальных интересов ребенка и его направленности на конкретный вид музыкальной деятельности, опору на активность, инициативность и самостоятельность воспитанника.
4. Принцип свободы реакций и высказываний ребенка в процессе музыкально-художественно деятельности.
5. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, который испытывает те или иные затруднения в процессе музыкально-художественной деятельности. Основной задачей педагогической поддержки становится совместный поиск адекватного решения возникшей проблемы. Основным показателем успешной реализации данного принципа являются удовлетворенность дошкольника своей деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряженности.
6. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества (с семьей ребенка, специалистами ДОУ), означает обязательное профессиональное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в организации процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ.
7. Принцип целенаправленности процессов восприятия музыки дошкольниками, означающий, что восприятие - это целенаправленный процесс, успешность которого влияет на исполнительство и детское творчество. Задачи, которые решаются в ходе восприятия музыкальных произведений, разнообразны: от эмоционального развития до развития основных познавательных процессов. Педагогу необходимо знать, ради достижения какой цели организуется слушание музыки ребенком.
8. Принцип отбора музыкальных произведений, означающий необходимость критериального отбора музыки для детей.
9. Принцип систематичности и последовательности в организации музыкально-художественной деятельности, предполагающий систематическую работу с детьми, постепенное усложнение музыкального содержания и задач воспитания и развития.
10. Принцип продуктивности музыкально-художественной деятельности в дошкольном детстве: воплощение в рисунке, образе, танце, мелодии, игре, слове.
11. Принцип синкретичности: объединение разнообразных методов активизации детской музыкальной деятельности.
Структура педагогических технологий включает: цель, задачи, краткое теоретическое обоснование педагогической технологии, условия реализации, этапы педагогической технологии, диагностическую программу, ожидаемые результаты.
Для детей младшего дошкольного возраста возможно применение следующих педагогических технологий в области «Детское музыкальное восприятие - прослушивание - интерпретация»:
- «Звучащий мир»;
- «Организация восприятия музыки детьми второго года жизни»;
- «Развитие интереса к музыке третьего года жизни»;
- «Развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки».
Для детей старшего возраста применимы:
- «Технология развития игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»;
- «Технология обогащения представлений об эмоциях и чувствах у старших дошкольников посредством музыки»;
- «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников»;
- «Ознакомление детей старшего возраста с музыкой П.И.Чайковского»;
- «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки»;
- «Развитие музыкально-художественного восприятия на интегративных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»;
- «Использование музыки при восприятии детьми старшего дошкольного возраста литературных произведений»;
- «Проектирование музыкально-обогащенной среды в группе детского сада».
В области «Детское музыкальное исполнительство - импровизация - творчество» целесообразно использовать следующие педагогические технологии:
- «Развитие у детей третьего года жизни интереса друг к другу в процессе использования малых форм фольклора»;
- «Развитие сотрудничества в музыкально-игровых ситуациях»;
- «Организация детского оркестра как средство развития взаимоотношений у детей»;
- «Развитие интереса к пению у детей»;
- «Развитие певческих умений у детей»;
- «Развитие исполнительских умений в музыкально-дидактических играх»;
- «Развитие песенного творчества старшего дошкольного возраста»;
- «развитие песенного творчества старшего дошкольного возраста в процессе организации самостоятельных музыкально-дидактических игр»;
- «Развитие танцевального творчества старших дошкольников в музыкальных играх-этюдах»;
- «Художественно-творческое развитие старших дошкольников в хороводных играх».
Таким образом, применение современных педагогических технологий в работе музыкального руководителя детского сада позволяют развить у дошкольника качества, которые чрезвычайно важны для современного успешного человека.
Литература:
1. Гогоберидзе А.Г., Дергунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 656 с.
2. // Музыкальная палитра. – 2011. - № 5.
3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / под ред. Медведевой Е. – М. Издательство «Академия», 2002. – 201 с.
4. Поваляева, М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография. / Под ред. М.А. Поваляевой. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 252 с.
Тараканов Н.С., Лоскутова Р.Р.
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА
В настоящее время новые технические средства обучения доказали свою незаменимость. Они являются одной из гарантий модернизации учебного процесса, будучи мощным источником информации, способом самообразования студентов. Применение компьютерных технологий контроля в процессе обучения обеспечивает надежность передачи информационных потоков; кроме того, служит способом экономии учебного времени.
Самостоятельная работа студентов в связи с переходом на двухуровневую систему образования выступает как первостепенное важнейшее средство повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов. Именно в ней проявляется мотивация студента, его целенаправленность, индивидуальные стили учебной деятельности, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание и другие личностные качества.
Электронный учебник по курсу «Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» составлен нами с учетом методической подготовки бакалавров по психолого-педагогическому направлению, профиль «Психология и педагогика дошкольного образования», предполагающей формирование музыкально-педагогической культуры студентов факультета педагогики и психологии. Методика музыкального воспитания как педагогическая наука изучает закономерности приобщения ребенка к музыкальной культуре, развития музыкальных способностей в процессе обучения различным видам музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид деятельности).
Данный курс, прежде всего, опирается на эстетику, музыкознание, музыкальную психологию, музыкальную социологию. Он тесно связан с общей и дошкольной педагогикой, психофизиологией. Все эти науки являются теоретическими основами музыкального воспитания.
Студент, изучивший дисциплину, должен:
знать:
- теоретические и методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста; современные достижения в области отечественной и зарубежной науки в области теории и практики музыкального воспитания детей
- основные функции педагогического коллектива дошкольного учреждения по организации музыкального образования детей (заведующего детским садом, методиста, музыкального руководителя, воспитателя);
уметь:
- организовывать музыкальную деятельность детей в различных формах (в процессе музыкальных занятий различных видов и типов, во время праздников, развлечений, в самостоятельной художественной деятельности, в играх, во время утренней гимнастики и на физкультурных занятиях, на прогулке, во время других режимных моментов);
- применять современные методы и приемы музыкального развития ребенка;
владеть:
- методикой музыкального образования детей в условиях дошкольного учреждения;
- диагностикой уровня развития музыкальных способностей детей;
- методикой и организационными средствами всех видов музыкальной деятельности, учитывая возрастные и индивидуальные возможности ребенка.
Перечисленные результаты обучения являются основой для формирования следующих профессиональных компетенций:
ОПК-8: способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;
ПКПП-1: способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития;
ПКПП-4: способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий;
ПКПП-6: способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности.
ПКД-6: способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников.
Учебник составлен в соответствии с требования Государственного образовательного стандарта бакалавриата 3 поколения с опорой на учебно-методические разработки Радыновой О.П., Ветлугиной Н.А., Кононовой Н.Г., Метлова М.И., Комисаровой Л.Г., Катинене А.И., Лоскутовой Р.Р., Палавандашвилли М.Л. и др.
В настоящее время актуальной является проблема формирования музыкальной культуры будущих педагогов дошкольного образования, поскольку личность педагога оказывает большое влияние на становление музыкальной культуры ребенка. Если студент, приобщаясь к музыкальным ценностям, «делает открытие в самом себе» и в связи с этим испытывает глубокие эмоциональные переживания, то музыка становится его миром, пространством возможной самореализации.
Целью данного учебника является овладение студентами на базе личной музыкальной культуры профессиональными музыкальными знаниями, умениями и навыками, разнообразными методами и приемами музыкального воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Задачи состоят в следующем:
1. Повысить общую музыкальную культуру студентов, расширить их музыкальный кругозор, способствовать развитию у них музыкальных и педагогических способностей.
2. Обеспечить профессиональную направленность обучения, сформировав у студентов умения и навыки, необходимые им в будущей работе с детьми по музыкально-эстетическому воспитанию.
Электронный учебник рассчитан на студентов, не имеющих специальной музыкальной подготовки. Он содержит теоретический, музыковедческий, методический материал, раскрывающий основы работы с детьми дошкольного возраста. Особое внимание уделено различным видам музыкальной деятельности дошкольников и формам их организации с учетом уровня развития способностей каждого ребенка и необходимости формирования музыкальной культуры. В процессе изучения данного курса важно:
- дать студентам представление о возможностях музыкального воспитания ребенка от рождения до поступления в школу;
- раскрыть закономерности развития музыкальных способностей и основ музыкальной культуры детей в условиях дошкольного учреждения и семьи;
- определить методы и приемы, организационные формы музыкального воспитания и обучения детей в различных видах музыкальной деятельности в детском саду;
- охарактеризовать функции педагогического коллектива детского сада по организации музыкального воспитания дошкольников.
В основной части электронного учебника излагаются теоретические основы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста, предложен глоссарий, список литературы, электронные ресурсы, авторское методическое обеспечение. С целью повышения уровня музыкальной культуры студентам предложен раздел «Азбука музыкального саморазвития», с помощью которого они могут познакомиться с творчеством русских и зарубежных композиторов, музыкальными инструментами симфонического оркестра и многим другим. Для закрепления знаний студентам предложены кроссворды и тесты, решение которых поможет расширить их кругозор в области музыкального искусства, узнать много нового и интересного из этой области. Электронный учебник не только способен обеспечивать общий для всех порядок освоения учебного материала, но и предлагает персональные обучающие программы.
Для практики работы детского сада типичны варианты организации процесса музыкального развития ребенка только специальным педагогом-музыкантом с минимальным привлечением к этому процессу воспитателей. Прежде всего, именно воспитатель проводит с ребенком большую часть дня, именно он может знакомить детей с таинственным и интересным миром музыки. Наше пособие адресовано в первую очередь студентам, педагогам (воспитателям, старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам-психологам), не обладающим специальными музыкальными знаниями.
Таким образом, в настоящее время новые технические средства обучения доказали свою незаменимость. Они являются одной из гарантий модернизации учебного процесса, будучи мощным источником информации, способом самообразования и саморазвития конкурентно способных выпускников вуза.
Турченкова Р.Н.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДМЕТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В новых государственных образовательных стандартах в разделе «Примерная программа по музыке» указано, что «музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества, а целью музыкальных занятий - формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки в процессе приобщения учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры» [2,с.59-60].
Проблема музыкально-педагогического образования рассматривается в последние десятилетия как процесс и результат духовно-практического постижения преобразующих и гуманистических функций музыки и направлена на воспитание эмоционально-ценностной сферы личности. Учеными в этой области, педагогами-музыкантами, психологами анализируются новые концептуальные подходы к содержанию и технологиям музыкально-педагогического образования, определяются пути оптимизации учебной, музыкально-образовательной и воспитательной деятельности с использованием современных технологий, средств телекоммуникаций, теле и видео-фильмов, музыкальных записей, мультимедийных проектов, новейших технических средств.
Современные педагогические технологии как культуровоспитывающая, личностно-ориентированнная, «технология мониторинга музыкального образования» (Е.А.Цымбалюк) дают возможность использовать различные формы проведения музыкальных занятий, способствующих всестороннему воздействию музыки на человека, ее воспитательного потенциала через накопление музыкального впечатления и его осознания [6].
Заявленная тема статьи предполагает раскрытие возможностей использования марийского национального музыкального искусства в музыкально-эстетическом воспитании студентов факультета начальных классов. Этот процесс осуществляется с учетом тех национально-специфических условий, которыми окружена жизнь в национальных Республиках.
На занятиях курса «Теоретические основы музыкального воспитания» используется адаптированная программа Д.Б.Кабалевского с введением в ее содержание марийской национальной музыки.
Логическим продолжением этого курса являются предметы «Музыкальная культура мари» и «Ознакомление младших школьников с творчеством марийских композиторов», программы которых разработаны автором статьи. Эти курсы преподаются на факультете около 30 лет в русских и марийских группах, основной целью которых является расширение кругозора студентов, знаний по истории марийской музыкальной культуры, приобщение к марийскому народному музыкальному творчеству, современному профессиональному музыкальному искусству, знакомство с творчеством марийских композиторов.
Зачетные требования к студентам - это подготовка рефератов, докладов, разработок бесед, проведение письменных работ, тестирование, анкетирование, прослушивание и определение названия и авторов музыкальных произведений марийских композиторов, их характерных особенностей, средств музыкальной выразительности.
Итоговое занятие обычно проводится в форме лекции-концерта или урока-концерта. Так были подготовлены при активном участии студентов проекты «Марий Эл, ты мой Марий Эл», который был показан в программе марийского телевидения (фрагменты). Материалы были опубликованы в Республиканских и Московских изданиях [3,4,5], а по курсу «Ознакомление младших школьников с творчеством марийских композиторов» подготовлен проект, посвященный нашему земляку, замечательному композитору с мировым именем А.Я.Эшпаю. Оформлены мультимедийные проекты, видеоролики этих проектов, презентации. Изучение марийской музыки органично вписывается в процесс освоения музыкальной культуры, так как она является частью мирового музыкального искусства.
Предлагаем содержание курса «Музыкальная культура мари».
Тема 1. Музыкальная культура мари (2 ч.).
Обзорная лекция по материалу всего курса. Знакомство с литературой по историимарийской музыкальной культуры, общие сведения о дореволюционных, зарубежных и современных исследователях марийской музыкальной культуры. Прослушивание фрагментов музыкальных произведений марийских композиторов - хоровых, инструментальных, оперно-симфонических с целью подготовки студентов к восприятию ладовых (пентатоника) структурных и ритмических особенностей марийской музыки.
Тема 2. Из истории развития марийской музыкальной культуры (2 ч.).
Художественно-эстетические традиции марийского народа, марийское народное творчество дооктябрьского периода, произведения устного фольклора, самобытность национальных музыкальных инструментов, жанровое многообразие народных песен. Формирование певческой культуры в школах при церквах, монастырях, в Новокрещенских школах, духовных семинариях (XVII, XVIII, XIX вв.).
Тема 3. Дореволюционные ученые-исследователи о марийской музыкальной культуре, искусстве, народных песнях (2 ч.).
Повесть Н.Дуровой «Серный ключ» (1839 г.). Представители Русского Географического Общества (РГО, 1845 г.), Общества археологии, истории и этнографии (ОАИЭ, 1878 г.) А.Риттих, С.Кузнецов, И.Смирнов. Использование Н.А. Некрасовым текста марийской народной песни в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (в разделе «Солдатская»).
Тема 4. Зарубежные ученые-исследователи о марийском народном песенном творчестве (2 ч.).
Ученые Финляндии, Финно-угорского общества (1873 г.): А.Генетц, Ю.Вихманн, И.Крон «Мелодии горных мари и вотяков» (1931 г.). Представители Венгерской Академии наук: О.Бекке, сборник «Марийские песни» (1926 г.), З.Кодай, Б.Барток. Американский ученый Б.Нейтль «О стиле марийской музыки» (1960 г.), профессор Аустерлиц, ред. сб., изд. в Америке "Детский марийский фольклор".
Тема 5. Современные марийские ученые-исследователи о марийской музыкальной культуре (2 ч.).
Сборник В.М. Васильева «Мари муро» (1919 г.), Я.Эшпай «Музыкальная культура племени мари», «Музыка народа мари» (1929 г.), «Национальные музыкальные инструменты марийцев» (1940 г.), статья К.А. Четкарева «Песни мари» (1951 г.), О.Герасимов «Народная песня в хоровом творчестве марийских композиторов» (1979 г.), Л.Казанская «Очерки истории марийской советской музыки» (1983 г.).
Тема 6. Развитие марийской музыкальной культуры в 20-30-е годы XX века (2 ч.).
Изменение тематики народных и современных марийских песен. Зарождение профессиональной марийской музыки, творчество основоположника марийской профессиональной музыки И.С. Палантая, деятельность Я.А. Эшпая - фольклориста, автора обработок народных песен. Вклад И.С. Палантая в дело развития музыкального воспитания в Марийском крае, доклад на 1-ом Всемарийском съезде работников просвещения в г. Казани в 1921 году «О музыкальном образовании мари».
Тема 7. Расцвет профессиональной марийской музыки в 50-70-е годы (2 ч.).
Рождение национальной оперы, балета, крупных симфонических произведений. Опера Э.Сапаева «Акпатыр» по драме С.Чавайна (1963 г.), балет А.Луппова «Лесная легенда» (1973 г.). Симфонические произведения К.Смирнова, симфоническая поэма «Чоткар-патыр» И.Молотова (1969 г.), песни А.Яшмолкина, В.Куприянова.
Тема 8. Современное состояние развития марийской музыкальной культуры (2 ч.).
Творчество молодых композиторов: С.Макова, В.Захарова, Ю.Евдокимова, В.Кульшетова. Зарождение новых жанров: кантата «Я от радости пою» С.Макова на стихи Й.Кырли, марийского поэта, исполнителя роли Мустафы в фильме «Путевка в жизнь», вокальные циклы «Венок Чавайну» В.Захарова, «Рекрутские песни» А.Яшмолкина, Концерт для флейты с оркестром В.Алексеева. Знакомство с национальной программой по музыке.
Тема 9. Оперное творчество марийских композиторов (2 ч.).
Опера Э.Сапаева «Акпатыр». Знакомство с содержанием, прослушивание фрагментов оперы - песни Эвики, Клятвы Акпатыра, хоровых номеров, хора «Воды текут». Опера И.Молотова «Элнет», прослушивание арии Чачи. Опера Э.Архиповой «Алдиар». Незавершенные оперы К.Смирнова «Арслан», Я.Эшпая «Мирон Мумарин».
Тема 10. Симфоническое творчество марийских композиторов и балеты (2 ч.).
«Маленькая сюита» Л.Сахарова, «Торъяльская сюита» Э.Сапаева, Увертюра «Пеледыш пайрем» А.Луппова, «Сернурская сюита», «Вечер в Морках» К.Смирнова, 2-я симфония, 3-я симфония «Памяти отца», Концерт для скрипки и фортепиано А.Эшпая.
Балет А.Луппова «Лесная легенда». Прослушивание фрагментов из балета - «Танец Керемета», «Танец лесных девушек»; балеты «Прерванный праздник», «Замок Шеремета», балет А.Яшмолкина «Живой камень».
Процесс всестороннего развития личности в условиях национальной республики имеет свои особенности, связанные с ее историческими традициями и культурой. В настоящее время в каждой из национальных республик ведутся интенсивные поиски таких методов воспитания и обучения, которые имели бы соответствующие связи с традициями, обычаями, условиями окружающей жизни, художественно-исторической средой.
Исключительно важное значение в процессе художественного развития будущих учителей имеет использование местного народного творчества, современного национального искусства, так как почти всем им предстоит работать в национальных и многонациональных школьных коллективах, знакомить учащихся с историей и культурой родного края. О необходимости изучения такого курса пишут и сами студенты в анкетах во время опросов, проводимых в группах.
«Каждому интеллигентному человеку необходимо знать музыку тех народов, на земле которых он живет. В марийской музыке отражена жизнь народа, его радости и горести. Марийскую мелодию легко отличить от любой другой необычностью, яркостью ее звучания» (4 курс, рус. отд., Алексеева А.).
«Изучая курс по истории марийской музыки, я узнала много нового о национальной музыке, истории народа. Мне очень понравилась марийская музыка. Я думаю, что стоит изучать этот курс» (4 курс, рус. отд., Жукова М.).
«Марийская национальная музыка покоряет не только душу марийцев, но и величайших музыкантов. Такой музыки нет ни у какого народа. Надо ее развивать, беречь, любить. Нужно детям показать широту, красоту марийской музыки. Курс дает очень много. Я открыла для себя много неизвестного, нового» (4 курс, мар. отд., Емельянова Л.). Просмотр видеоролика проекта «Марий Эл, ты мой Марий Эл».
Литература:
1. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательных школ. Программа по музыке /Д.Б.Кабалевский. - М.,1982.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
3. Турченкова, Р.Н. Марийская национальная музыка как средство формирования духовной культуры студентов / Р.Н.Турченкова // Молодежь Республики Марий Эл: материалы Межрегиональной научно-практической традиционной конференции «Положение молодежи в финно-угорских регионах Российской Федерации». - 2007. - С.85.
4. Хакимова Р.Н., «Марий Эл, ты мой Марий Эл» /Р.Н.Хакимова.// «Искусство в условиях модернизации школьного образования воспитания: сб. научных статей. - 2003 - С. 189.
5. Хакимова Р.Н., «Марий Эл, ты мой Марий Эл» (Из истории становления и развития народной культуры и искусства) / Р.Н.Хакимова // Особенности художественного воспитания в условиях дополнительного образования. - М., ГОУ УРСДОД. 2004. - № 11. - С.35. - Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»
6. Цымбалюк, Е.А. О новых технологиях в музыкальном образовании. / Е.А. Цымбалюк // Вопросы методологии. – 2002. - № 1.
Волкова М.А., Федорова С.Н.
МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО УСТРАНЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека. Большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам и эффективные способы его преодоления являются залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% педагогов.
Любопытные результаты получили английские психологи, исследуя зависимость стрессов от профессии. На самом верху таблицы из 22 позиций находятся профессии шахтера (8,3 балла по 10-балльной шкале) и полицейского (7,7 балла). Замыкают ее работники музея (2,6 балл); библиотекари (2,0 балла). Профессия педагога (6,2 балла) занимает высокую восьмую позицию. Профессия педагога сопряжена с множеством ситуаций, вызывающих стресс [5].
Падение престижа педагогической профессии в обществе и воспитательной работы в образовательных учреждениях, авторитарность в дошкольном управлении, возросшая напряженность в межличностных отношениях в дошкольном социуме, невротический стиль общения во многих семьях обусловливают возникновение разнообразных проблемных и конфликтных ситуаций. Отсюда возникает стресс, связанный с неправильной коммуникацией.
Существует множество причин, вызывающих стресс во время общения. Важнейшие из них: неправомерные требования; завышенные ожидания; негативные предубеждения; критика; непонимание ведущей мотивации другого. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения.
По данным информационного агентства Рейтер, во всем мире 56% опрошенных сказали, что самым эффективным средством считают музыку. Если принять во внимание, во что обходится прослушивание музыки, и насколько она доступна (можно воспользоваться радио, телевизором, проигрывателем компакт-дисков, сетью Интернет и многим другим), нетрудно понять, почему больше половины человечества в качестве лекарства от стресса использует именно музыку [3]. В повседневной жизни, богатой сегодня разного рода трудностями и стрессами, музыкальная психотерапия может служить хорошим средством профилактики, помогая людям жить, работать и быть счастливыми. Музыка имеет неуловимые творчески организующие и эмоциональные качества.
Существует категория музыки, которая способна восстановить психоэмоциональное состояние человека. Это шедевры классической музыки, духовные песнопения, современные композиторы мелодисты. В современной психотерапии существует целое направление-"музыкотерапия", которое занимается воздействием музыки на человека.
Музыкотерапия - это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии пациент должен приобрести возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности [2]. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки - ритма, тональности - показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.
Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии:
- эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
- развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);
- регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
- повышение эстетических потребностей.
В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок [4].
Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной (пассивной). Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.
Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:
- коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия);
- реактивной (направленной на достижение катарсиса);
- регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).
Чаще используется рецептивная музыкотерапия. Участники группы прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, три произведения или более менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут).
Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием.(К. Сен-Санс «Лебедь», Дебюсси «Свет луны», Бетховен «Симфония №6») Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека.(Чайковский «Шестая симфония - 3 часть», Шопен «Прелюдия 1 опус 28», Лист «Венгерская рапсодия», Г.Свиридов Романс из муз к/ф «Метель»)Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии. (Шопен «Ноктюрн ре-минор», Барток «Соната для фортепиано», Моцарт «Дон Жуан», Бетховен «Фиделио») [1].
Пассивная музыкотерапия имеет такую форму коррекции как регулятивную, способствующую снижению нервно-психического напряжения.
Можно использовать активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение.
Выделяется несколько механизмов лечебного действия музыкотерапии:
Катарсис (от. греч. katharsis очищение) - душевная разрядка, испытываемая зрителем или слушателем в процессе эмоционального потрясения и сопереживания.
Эмоциональная разрядка. Она не всегда сопровождается бурным эмоциональным состоянием посредством сопереживания, а может носить умиротворяющий, релаксационный характер.
Регулирование эмоционального состояния.
Облегчение осознания собственных переживаний. Музыка выявляет скрытые психологические возможности человека. Музыка способствует рефлексии, позволяет познать новые и неизведанные тайники человеческой души, открыть новые ресурсы человеческой психики, которые помогут справиться с различными жизненными проблемами.
Конфронтация с жизненными проблемами. Музыка может использоваться как механизм защиты человека от угроз и опасностей, от проблем и трудностей внешнего мира.
Повышение социальной активности. Музыка вдохновляет, поднимает настроение, улучшает самочувствие, поднимает жизненный тонус, улучшает работоспособность. Она снимает напряжение, сосредотачивает внимание и помогает быстрее запомнить новый материал. Музыка стимулирует интеллектуальную деятельность [3].
Таким образом, механизмы лечебного действия музыкотерапии очень многообразны. Можно назвать такие механизмы, как приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок и т.п. Богатство механизмов лечебного действия музыкотерапии связано с полифунцкиональностью музыки как терапевтического метода, а также особенностями современного состояния музыкотерапии.
Литература:
1. Ведение в музыкальную психотерапию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://upsihologa.com.ua/Vvedenie_v_muzykalnuyu_psihoterapiyu.html
2. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию / Г.Г.Декер-Фойгт; [пер. с нем. О. Гофман]. - СПб., 2003. - 205 с.
3. Лечение музыкой-музыкотерапия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zvann.narod.ru/aLM.html.
4. Музыкотерапия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altermed.ru/articles.php?cid=4163.
5. Рубен, К.В. Стресс в педагогической деятельности [Электронный ресурс]/К.В.Рубен.- Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/524249/.
Шаповалова И.И.
РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ВОКАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
Процесс формирования и развития творческих способностей детей в пении напрямую зависит от применяемых педагогом методик и приемов.
Формированию творческий способностей предшествует период, когда проявляются, уточняются, а если их не было, то и вновь формируются музыкально-слуховые навыки. Обучение навыкам, развитие музыкальных способностей - основы, без которых песенное творчество затруднено.
Педагогу необходимо предварительно подготовить детей к песенному творчеству с помощью упражнений на развитие музыкально-слуховых представлений.
Во-первых, это самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую песню, начатую музыкальным руководителем или воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке. Кроме этого ребенок должен точно уметь подстраиваться к звукам, воспроизводить точно интонации, ориентироваться в различении мажорного и минорного ладов (например: веселый и грустный колокольчик).
Чтобы вызвать заинтересованность у детей к песенному творчеству, нужно создать атмосферу, близкую к игре. В своей практике я использую следующий прием: «Вы будто бы композиторы», - говорю детям. Для них это предположение является неожиданным и очень привлекательным. Уже в процессе занятий очевиден большой интерес детей к новой деятельности. Но особо примечателен тот факт: после занятий (на которых у них было много ярких переживаний), одеваясь на прогулку, они начинают импровизировать мелодию на заданные им слова. Они пропевают всю мелодию, задавая вопросы, отвечая, и все это делают с большим увлечением.
Творческие задания признаны удачной организационной формой, и они должны быть разнообразными. Для вокальной импровизации не требуется никаких специальных приспособлений: голосовой аппарат имеется у каждого. Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.
На первом этапе - это импровизация попевок. Задача этого этапа -формировать педагогами, воспитателями у детей навыки импровизации простейших мотивов на слоги, передавать простые интонации (например: кто хочет быть барабанщиком – «трам-там-там», кто лучше споет колыбельную для куклы - «ля-ля-ля»). Так же необходимо подготовит голосовой аппарат ребенка к высокому звучанию. Для этого, на музыкальных занятиях, важно давать ряд упражнений на развитие высокой речевой интонации (предлагаю изобразить как поет петушок(собачка, кошечка) - на низких интонациях; как кричит цыпленок (щенок, котенок) - на высоких интонациях).
Навыки, полученные малышами на музыкальных занятиях, закрепляются воспитателем в группе. В работе с малышами они используют фланелеграф, мелкие игрушки, плоскостные фигурки зверей, картинки с изображением больших и маленьких животных. Красиво изготовленные пособия вызывают у детей желание играть и действовать с педагогами и самостоятельно.
Предлагаю детям такую игру - «Собачка». В конуре живет собачка большая или маленькая. Кто-то из детей стучит по крыше конуры. Воспитатель имитирует лай собаки. Ребята стараются отгадать какая собака лает. Если ответ правильный, то собака или щенок выглядывает из конуры, малыши могут погладить ее, поиграть с ней. Или есть аналогичная игра «Музыкальный теремок». В нем живут кошка -котенок, курочка - цыпленок, корова - теленок и так далее.
Со средней группы провожу «песенный час». В течение определенного времени (7-10 минут) дети выполняют творческое задание - общаются друг с другом и воспитателем только с помощью пения. От отдельных реплик ребята переходят к пропеванию целых фраз с выделением особо выразительных интонаций: вопросительных, утвердительных, сердитых, жалобных и так далее.
Интересно проводится игра «Лесное эхо». Малыши учатся воспроизводить разные по силе звуки. Нужно объяснить, что во всей музыке есть звуки громкие и тихие, что композитор, когда сочиняет музыку, обязательно отмечает в нотах, как надо играть, громко или тихо. Тот, кто играет первым, обязательно играет громко, а второй - тихо. Так же можно и пропевать звуки или небольшие музыкальные фразы. Такие задания приучают ребенка вслушиваться в разнообразную окраску звуков, развивают ритмическое чувство, будят фантазию.
Второй этап - это музыкальные вопросы и возможные ответы. Задача этого этапа - формировать способы импровизации сочинения мелодии, начатые взрослыми: развивать чувство лада и чувство вопросно-ответной формы.
При объяснении задания напоминаю детям, что в разговоре людей один спрашивает, а другой отвечает, например: «Ты куда идешь?» - «Домой». В песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ. Для примера исполняю песню «Зайка, зайка, где бывал?» А.Шабицкой («Зайка, зайка, где бывал? - На лужайке танцевал»). Обращаю внимание детей на ответ, но говорю, что каждый раз можно ответить по-разному.
Такие занятия даю детям средней группы на музыкальных занятиях в конце года или в начале занятий в старшей группе.
Для большей активности детей часто применяется «пение по цепочке», то есть первую фразу поет музыкальный руководитель, а затем ребята поют
по-своему каждый свой вариант. Для подготовительной группы можно дать такие задания: начиная петь знакомую песню, педагог предлагает закончить ее, чтобы это было в той же тональности. Также можно предложить кому-нибудь из детей начать любую выученную ранее песню, а педагогу – закончить ее в той же или в совсем другой тональности. А затем спросить у ребят, верно ли спето. Этот прием развивает в детях музыкальный слух.
Следующий этап развития песенного творчества - третий этап - сочинение мелодий контрастного характера, подведение детей к импровизациям на заданный текст.
Основная задача этого этапа - формировать способы сочинения детьми простейших попевок контрастного характера на заданный текст, развить чувство лада (ощущение мажора и минора).
Объясняю детям, что музыка может выражать различные чувства, она может быть веселой или грустной. Можно использовать в качестве иллюстрации сразу две песни, одну за другой, например, веселую и грустную. Затем предлагаю детям по их желанию и выбору сочинить и спеть веселую песню на слова «Солнце ярко светит, весело на свете!», или грустную песню на слова «Дождик льет, как из ведра, загрустила детвора».
Вначале привлекаю внимание детей к характеру музыки и литературного текста, которые созданы поэтами и композиторами, в качестве образцов для творческих заданий. Затем можно предложить детям узнать по сыгранной на фортепьяно мелодии музыкальную загадку - в какой из двух пьес можно услышать, например, грустный рассказ об осени или радостный о весне. Таким образом, дети сами по характеру музыки могут различить, какие музыкальные произведения подходят к тому или иному литературному тексту. Характер песни (радостные или печальные - в мажоре или в миноре) определяют исходя из содержания песни.
В ходе прорабатывания этих трех этапов развития песенного творчества дети выполняют творческие задания различной степени трудности в соответствии с индивидуальными способностями. Постоянная смена ситуаций и условий выполнения заданий, требующих от детей самостоятельных поисков, пробуждает в них творческое воображение, придает их действиям преобразующий характер. В свою очередь, самостоятельная деятельность отвечает потребностям детей, выявляя их музыкальные наклонности. Если музицируя, ребенок активно, творчески применяет свои знания и умения, можно говорить о его состоявшемся музыкальном развитии.
Литература:
1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1968.
2. Ветлугина, Н.А., Кенеман, А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. – М.: Просвещение, 1983.
3. Бабаджан, Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста / Т.С. Бабаджан. – М.: Просвещение, 1967.
4. Давыдова, М. Импровизация - одна из основ музыкального воспитания / М. Давыдова. – Дошкольное воспитание, 1994.
Юферова А.А.
ПОДГОТОВКА МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В КОЛЛЕДЖЕ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Реализация направления по музыкальному воспитанию детей в ДОУ с учетом новых государственных требований в решающей степени зависит от личности и профессиональной компетентности музыкального руководителя. Противоречия между сложившимися в массовой практике подходами к подготовке педагога в области музыкального образования и современными требованиями к их профессиональной деятельности в образовательных учреждениях актуализируют проблему выделения интегрированных показателей становления будущего специалиста музыкального образования в педагогическом колледже и определения путей содействия этому процессу. Одним из важных и необходимых требований современной реальности выступает профессиональная компетентность как результат подготовленности специалиста и его личностная характеристика.
Понятие «компетентность», «компетенции», «компетентностный подход» в России получило широкое распространение в начале XXI века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования и исследуется многими учеными и научными коллективами.
Анализ литературы по проблеме показывает многообразие подходов авторов к определению сущности понятия, уровней профессиональной компетентности будущих учителей, критериев оценки, которыми выступает степень соответствия профессиональной подготовки потребностям и запросам общества.
Впервые требования к профессиональной компетентности учителя музыки отражены в концепции Д.Б.Кабалевского и его программе. К настоящему времени выполнен ряд исследований, обращенных к подготовке учителя музыки: Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова, В.И.Муцмахер, ГЛ.Падажо, Е.В.Панасюго, ЮГЛисаренко, П.Л.Радомская, Н.М.Саукова, Г.М.Цыпин и др. Исследования Е.В.Гребенюк, И.Р.Левиной, Л.П.Козыревой, И.В.Пигаревой, Е.Р.Сизовой посвящены вопросам формирования профессиональной компетентности учителя музыки в системе вузовской и послевузовской подготовки.
Подготовка музыкального руководителя в научных трудах почти не находит своего отражения. В немногочисленных работах рассматриваются лишь отдельные аспекты данной проблемы: Е.А.Дубровская, В.Б.Ищук, ОЛ.Радынова, М.А.Шрейдер и др. Исследования представителей советской музыкальной педагогики Н.А.Ветлугиной и О.А.Апраксиной активизировали подготовку квалифицированных кадров для музыкально-педагогических факультетов.
Анализ определений показывает, что они отражают предметное содержание деятельности учителя музыки, музыкального руководителя и рассматривают формирование компетентности с различных точек зрения.
В то же время проблема профессионально-педагогической подготовки музыкального руководителя остается одной из не разработанных в теории и не разрешенных в практике среднего и высшего педагогического образования.
На основе анализа современных концепций профессиональной компетентности отечественной педагогики, мы рассматриваем профессиональную компетентность будущего учителя музыки и музыкального руководителя как функциональную готовность к решению широкого круга музыкально-педагогических проблем на основе интегрированных психолого-педагогических, музыкально-теоретических знаний и субъектного опыта профессиональной деятельности.
Проведенный нами контент-анализ определений понятия «профессиональная компетентность», «профессиональная компетентность учителя музыки, музыкального руководителя» позволил сделать следующий вывод. Компетентность представляет интегрированную характеристику подготовленности к выполнению профессиональной деятельности, понимается как владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом. Различия наблюдаются в понимании компетентности как актуальных качеств личности или скрытых психологических новообразований, или предметной наполненности компетенций как системных новообразований, качеств личности.
Современный подход к личности музыкального руководителя детского сада настоятельно требует серьезных корректив сложившейся системы профессиональной подготовки студентов. Помощь в этом может оказать научное осмысление изучаемой проблемы в историческом ракурсе.
Литература:
1. Гребенюк, Е.В. Становление профессиональной компетентности будущего учителя музыки в процессе изучения педагогических дисциплин: дисс. к.п.н: 13.00.08 / Гребенюк Е.В. - СПб. - 2006. - 185с.
2. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. / Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. (А. Каспржак, К. Митрофанов). - М., 2002.
3. Радионова, Н.Ф. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Электронный ресурс] / Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина // Электронный научный журнал "Вестник Омского государственного педагогического университета". - 2006. - Режим доступа: http://www.omsk.edu/volume/2006/ped-psych/
4. Сизова, Е.Р. Профессиональная компетентность специалиста-музыканта: структура, содержание, методы развития / Е.Р.Сизова // Высшее образование.-2007.-11-С.36-38.
5. Слободчиков, В.И.. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002.
РАЗДЕЛ 4