Лекции.Орг
 

Категории:


Объективные признаки состава административного правонарушения: являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые...


Универсальный восьмиосный полувагона: Передний упор отлит в одно целое с ударной розеткой. Концевая балка 2 сварная, коробчатого сечения. Она состоит из...


Как ухаживать за кактусами в домашних условиях, цветение: Для кого-то, это странное «колючее» растение, к тому же плохо растет в домашних условиях...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ



 

 

Анцыгина М.И., Шубенкина И.А.

 

МУЗЫКА И СОВРЕМЕННЫЙ СТУДЕНТ

 

«Жизнь была бы ошибкой без музыки»

Фридрих Ницше

В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в то же время является специфической формой эстетической деятельности.

Целью музыкального воспитания студентов ОПК является формирование и воспитание духовной культуры личности.

Задачи:

1. Умение ориентироваться в музыкальной культуре.

2. Воспитание музыкальной культуры современного студента ОПК.

3. Развитие музыкальных вкусов и интересов студентов в мире музыки.

Музыкальная культура - это сложная социальная система, которая включает в себя часть художественной культуры данного общества и представляет совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению, распределению и потреблению этих ценностей.

«Эстетически воспринимать музыку - значит активно переживать ее содержание, хранить в памяти художественные образы, мыслить ими. Итогом музыкального восприятия становится опыт эстетического отношения человека к действительности» - утверждает В.П.Рева. Проблема духовной культуры студентов - отсутствие умения ориентироваться в музыкальных направлениях.

Путь решения проблемы музыкального воспитания - динамическое взаимодействие всех составляющих компонентов знаний студентов.

В процессе обучения музыкальным дисциплинам работа направлена на передачу максимально объемных по содержанию знаний, на освоение общих эстетических принципов искусства в целом, общих законов построения художественных образов. Способности музыкально-эстетического вкуса развиваются в рамках музыкально-эстетической деятельности. Именно в ней вырабатываются вкусовые суждения и оценки.

На уроках музыкальных дисциплин (Музыка и практикум, Методика музыкального развития дошкольников, Ритмика, Индивидуальное обучение музыке) студенты активно включаются в эстетическую деятельность, что является главным фактором эстетического развития личности.

Для успешного эстетического развития вкуса студентов используются следующие методы:

1. Словесный.

2. Наглядный.

3. Практический.

Формы работы:

1. Индивидуальный подход.

2. Самореализация.

3. Диалогичность.

4. Уважение.

5. Вариантность.

6. Систематичность и последовательность.

7. Непрерывность.

Таким образом, преподавание музыкальных дисциплин позволяет обогатить опыт художественного общения, увеличить объем знаний в области мировой художественной культуры, активизировать художественное восприятие и творческий поиск интерпретации музыкального произведения. В процессе такого общения студент окунается в мир художественных открытий, перерабатывает их в своей творческой деятельности, формирует не только устойчивое отношение к музыкальной деятельности, но и развивает свой музыкально-эстетический вкус, становление осознанной эстетической оценки.

 

Литература:

1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Абдуллин, Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования Э.Б.Абдуллин. - М.: Просвещение, 1990.

3. Жерносенко И.А. Культурологическая составляющая современного образовательного процесса //Сибирский социологический вестник. – 2002. - №2. – С.165-168.

4. Рева, В.П. Восприятие музыки школьниками В.П.Рева. - Минск: Беларусь, 2000.

5. Фейнберг Е. Обыкновенное и необыкновенное // Новый мир. 1985. № 8. С. 228-229.

 

Аскалонова С.Б.

 

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КАК ЧАСТИ ЕЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Важное место в развитии культуры общества всегда занимало искусство, поскольку с его помощью происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.

Обострение глобальных проблем развития человечества и повышение роли активности личности во всех сферах общественной жизни неразрывно связано развитием духовных ценностей человека, особенно в современных социально-культурных условиях России.

И.Н.Степанова высказывает мнение, что личность, которой свойственна духовность, изучает сокровища культуры, нравственный опыт человечества, причем этот труд не является данью требованиям общества, а становится насущной потребностью человека [3,с.86] .

Характеризуя традиционное понимание духовности можно выделить следующие структурные компоненты: познавательный, нравственный, эстетический [3,с.45]. Рассматривая феномен духовности с точки зрения антропологического контекста, необходимо отметить, что под духовностью понимается уровень развития мышления и образования, наличие определенных познавательных и культурных потребностей.

Развитие духовной личности рассматривается как восхождение по пути обретения истины, добра и справедливости.

«Духовность нужно понимать в исконно-истинном смысле; дух человеческий есть искра богоподобия, устремленность человеческого духа к Божественному, интонационно отраженная, есть причина возвышенности музыки, и потому ее действие на душу переживается как светлое окрыление»-, утверждает В.В.Медушевский [2,с.65].

Но прежде чем приступить к обсуждению вопроса о музыкальной культуре необходимо выяснить, что понимается под определением «культура».

В литературных источниках по данной проблеме насчитывается до двухсот определений культуры. Многообразие понятия «культура» подразумевает и многочисленные подходы к ее изучению.

К.Ф.Завершинский утверждает, что только в эпоху Возрождения складываются представления о культуре «как специфически человеческом, отличающегося от природного и божественного». Осознание различий «природного», «цивилизованного» и «культурного» происходит в эпоху Нового времени, данный период неразрывно связан с работами Иоганна Готфрида Гердера, Иммануила Канта. В основе идеи этих мыслителей культура представлена как разумная свободная деятельность,

При помощи культуры человек осваивает природу и удовлетворяет свои потребности, поэтому в процессе деятельности происходит совершенствование культуры человеческой природы [1,с.59].

Изучение развития антропологической парадигмы культуры в 20 веке, вызывает определенные сложности, одной из причин которых являются попытки объединения антропологического, символического и аксиологического подходов. Кратко излагая смысл парадигм можно отметить, что: антропологическая парадигма культуры связана со способами удовлетворения человеческих потребностей; в основе символической парадигмы культура может являться «отдельной сферой социального мира», где содержанием ее «выступают артефакты созданные в религиозной, моральной, художественной сфере» [2,с.60]. Признание духовных ценностей, их реализация в деятельности человека являются содержанием аксиологической парадигмы.

Значение понятия «культура» имеет широкий диапазон, но чаще всего этот термин находит употребление для обозначения особенностей личности, таких как образованность, «культурный человек», вежливость.

Во все времена существования человечества музыкальное образование являлось неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения.

Музыка обладает сильным воздействием на область чувств человека.

Общеизвестно, каждое поколение устанавливает свои критерии ценности музыки, которые имеют отличие от предшествующих.

Мировоззрение подрастающего поколения в современных условиях формируется под воздействием музыкальной культуры сомнительного качества, тем самым обусловливая определенные идеалы, вкусы. Данная проблема указывает на необходимость формирования музыкальной культуры у будущих психологов и педагогов на основе классической музыки.

Теоретические исследования В.П.Бобровского, Н.А.Гарбузова, Г.Э.Конюса, Л.А.Мазеля, Е.А.Мальцевой, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, В.В.Протопопова, С.Х.Раппопорта, С.С.Скребкова, Б.М.Теплова, Ю.Н.Холопова и других позволили наиболее полно изучить явления музыкальной культуры.

Как целостное явление музыкальная культура рассматривается в работах Б.В.Асафьева, Ю.Н.Бычкова, Н.Н.Гаврюшенко, О.В.Гусевой, Р.И. Грубера, З. Лисса, А.Н.Сохора.

Под музыкальной культурой мы понимаем совокупность духовных ценностей в области музыки, создаваемых и потребляемых человеком.

Классическая музыка способна изнутри преобразовать человека, изменить его отношение к жизни, сделать его более добрым и благородным.

Введение в учебный план спецкурса «Основы музыкальной культуры» будет способствовать развитию духовно-нравственной сферы личности будущих психологов и педагогов.

Целью данного курса является формирование музыкальной культуры и развитие духовно-нравственной сферы личности будущих психологов и педагогов.

Задачи дисциплины:

- содействовать осознанию духовно-ценностной природы музыкального искусства;

- развивать основные информационно-исследовательские умения, связанные с получением, освоением и переработкой информации в области музыкальной культуры.

- подготовка студентов к исследовательской работе в области воздействия музыкальных произведений на организм человека

- расширение кругозора и повышения общекультурного уровня студентов;

- воспитание высокого художественного вкуса;

- знакомство с лучшими образцами музыкальных произведений различных эпох, стилей и национальных школ.

Видами музыкальной деятельности, реализующими задачи формирования основ музыкальной культуры выступают: восприятие музыки и овладение теоретическими знаниями.

Базовой основой содержания учебного материала являются современные представления и научные разработки в области теории и практики музыкально-эстетического воспитания, формирование условий для самообразовательной деятельности, а также интеграции приобретенных знаний в профессиональной и исследовательской деятельности будущих психологов и педагогов.

Основной формой реализации курса являются: лекции с использованием музыкальных иллюстраций; семинары, на которых студенты выступают с докладами, сообщениями по тематике курса. Программа предусматривает внеаудиторные занятия - посещения концертных выступлений исполнителей классических произведений и оперных спектаклей. Самостоятельная работа студентов предусматривает задания включающие слушание в живом исполнении или звукозапись музыкальных произведений, исследовательскую работу с рекомендованной литературой.

Усвоение учебного материала оценивается по результатам работы на семинарах, выполнению контрольных работ, тестов, музыкально- познавательных конкурсов, реферативных обзоров концепций, творческих заданий.

 

Литература:

1.Завершинский, К. Ф. Культура и культурология в жизни общества: учеб. пособ. / К. Ф. Завершинский. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. – 92 с.

2.Медушевский, В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. -1995. -№ 2. -С.64-65.

3.Степанова, И. Н. Духовность как качество личности и проблема ее воспитания : учеб. пособ. / И.Н. Степанова, С.М. Шалютин. Курган: КГУ, 2004.- с. 155.

 

Ахметова Л.З.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ

 

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу; распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний 50%, физиологической незрелости 60%, более 20% детей имеет дефицит массы тела.

Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания, психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, из социально-трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач специального образования Республики Башкортостан.

Увеличение детей с отклонениями в развитии, появление специальных коррекционных учебных заведений, ставит вопрос о необходимости подготовки специалистов, способных осуществлять музыкальное воспитание детей подобной категории. В рамках изучения дисциплины Коррекционная и специальная педагогика в ГБОУ СПО «Уфимский педагогический колледж № 2» будущие музыкальные руководители осваивают теоретические основы коррекционной работы с детьми с проблемами в развитии в системе музыкального образования.

Большинство исследователей рассматривают подготовку студентов как условие успешного и эффективного выполнения деятельности. Результат профессиональной подготовки обозначают термином «готовность». В настоящее время в педагогической науке изучены различные аспекты формирования у студентов профессионально-педагогической готовности. В исследованиях С.Н.Гоноболина, К.М.Дурай-Новаковой, И.Ф.Исаева, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина проанализированы задачи, содержание, структура и форма подготовки студентов к профессиональной деятельности.

С целью изучения уровня готовности студентов колледжа к осуществлению музыкально-коррекционной деятельности в системе специального (коррекционного) образования, было проведено анкетирование студентов выпускного 5 курса музыкально-педагогического отделения. В опросе приняли участие 35 респондентов. Анкета состояла из 13 вопросов, чтобы можно было оценить уровень мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов готовности, оцениваемых по высокому, среднему и низкому уровней.

На первый вопрос: «Есть ли у вас желание работать с детьми, имеющими отклонения в развитии?», 36,4% респондентов отметили «желание работать с детьми», 16% не проявили желания и 47 % затруднились ответить. На вопрос «Что привлекает в коррекционной работе?», большинство студентов - 67% отметили «желание оказать посильную помощь в музыкальном развитии детей», что соотносится с требованиями стандарта и указывает на сформировавшиеся мотивы профессиональной деятельности, 16% указали «возможность реализовать свои возможности» и 11,2% свой отказ прокомментировали «отсутствием практики», «низкой оплатой за работу».

64% студента не имели опыта работы с детьми, 36% имели опыт работа в детских оздоровительном лагере, на школьной практике (лицей № 5), на практике по специализации по ритмике в СОШ № 45. Специфика работы с детьми дошкольного возраста изучалась в процессе наблюдения музыкальных занятий в НШДС (начальная школа детский сад) № 10 г. Уфа.

Анализируя результаты можно отметить средний уровень знаний (когнитивный компонент готовности) специфики работы по музыкальному развитию «проблемах» детей: фамилии педагогов, работающих в этой области, виды нарушений. При этом подавляющее большинство респондентов (95%) считают необходимым осуществление музыкального образования детей с проблемами в развитии и убеждены что музыка может положительно влиять на развитие детей. 72,8% опрошенных показали средний, а у 27,2% респондентов высокий уровень знаний специфики работы по музыкальному развитию проблемных детей, уровень.

Определяя уровень проявления деятельностного компонента готовности студентов, 67,2% из числа опрошенных считают себя готовыми составить и провести музыкальное занятие, но «с помощью методиста», 22,8% могу самостоятельно и лишь 10% считают себя не готовыми к этому виду деятельности.

Будущие учителя проявили заинтересованность в совершенствовании подготовки студентов к музыкально-коррекционной работе, высказав ряд предложений: «организация практики с подобными детьми», «наличие опыта самих преподавателей», «разработку новых методик», «не делить детей на здоровых и больных».

На основе анализа результатов анкетирования можно сделать вывод о достаточно высоком уровне проявления мотивационного и деятельностного компонента и среднего уровня когнитивного компонента готовности будущих учителей к коррекционной работе с проблемным детьми. В помощь студентам разработаны рекомендации по работе с детьми.

 

Литература:

1. Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика / С.Ю.Бородулина.- Ростов-на-Дону, 2004.-214с.

2. Гаркуша, Ф.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша, В.Ю.Секачев. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.-106с.

3. Музыка как одно из средств гармоничного развития личности ребенка с проблемами в развитии / Под ред. Е.А.Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 234с.

 

Дмитриева Н. В.

 

К ВОПРОСУ О ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

 

Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека. Прежде всего, ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Дмитрий Шостакович писал: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе - музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая… Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. Каждый человек по- своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся писать, читать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем, и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими, разнообразными.

Все вопросы и высказывания об эстетическом воспитании, о роли и месте музыкального искусства в жизни общества и человека можно объединить в три группы:

- как сделать искусство доступным для каждого человека;

- что значит сформировать желание, неистребимую потребность систематического общения с музыкой;

- как помочь освоить определенный минимум музыкальных знаний и развить способность постигать искусство.

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы взрослые должны помочь детям найти и полюбить красоту музыки. Яркое, приметное, наглядное, привлекательное, прежде всего, воспринимается детьми как прекрасное. Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, которые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства. Волнуя и радуя ребенка, музыка заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни.

Ребенок, не получающий духовной, эмоционально-эстетической пищи, может вырасти рассудительным резонером или в лучшем случае дисциплинированным, расчетливым исполнителем, но отнюдь не гармонической творческой личностью. Нельзя назвать жизнь полноценной без активной внутренней потребности наслаждаться прекрасным в искусстве, природе, труде, быту.

Надо стараться дать такое воспитание, в результате которого потребность прекрасного, стремление к гармоническому совершенству и самовоспитанию под его влиянием станут свойствами личности, составят неотъемлемую часть его духовного мира. Эту задачу призвана сегодня решать вместе с педагогами и психологами каждая семья.

Эстетическое воспитание и гармоничное развитие личности каждого человека в семье с ранних лет - насущная задача всех родителей, бабушек и дедушек. А для этого необходим определенный минимум музыкально- педагогической образованности взрослых, причастных к воспитанию детей.

Всем родителям важно позаботиться, чтобы искусство не было только источником бездумного, пассивного развлечения. Оно должно развивать ум и чувства ребенка, приносить радость. Пустое развлекательство плохо не только потому, что опустошает человека, снижает его требовательность к самому себе, нередко ведет к духовному банкротству.

«Наслаждение прекрасным - путь к нравственности» - говорил Шиллер. Нравственность, принятая и усвоенная через эстетическое переживание, составляет огромную жизненную силу. В искусстве социальные, политические, этические идеи выступают в форме живых эмоциональных образов. Узнавая, открывая их для себя, ребенок как бы осваивает весь опыт человечества, обогащается мыслями, духовной силой, эмоциональной энергией, которые заключены в произведениях музыкального искусства. Тот эмоциональный заряд, который маленький человек получает от общения с музыкой, исключает душевную инертность, скуку, потому что вызывает огромное число познавательных интересов, которые сам человек должен удовлетворить в своей жизни. В таком случае исчезает время для скуки, потому что оно непосредственно связано с недостаточной душевной активностью личности, является продуктом духовной ограниченности человека.

М.Горький писал: «Пристрастить детей к искусству - значит раздвинуть границы их жизни, углубить ее понимание, открыть для них дорогу к «самому великому чуду из чудес, созданных человечеством».

Отношением взрослых к музыке во многом определяется интерес детей к ней. В их увлеченности музыкой - живое отражение интересов взрослых. Да, приобщение к музыкальному искусству - процесс длительный и сложный. Нужна система и большие знания. Если хочешь наслаждаться музыкальным искусством, нужно стремиться стать человеком музыкально образованным. Помочь осуществить это стремление - одна из главных забот каждой семьи. Необходимо это делать систематически и творчески.

Фундамент музыкальной образованности детей предопределяется учебными программами. Важно, чтобы дети осознанно, увлеченно и систематически занимались. Надо, чтобы дети «заразились» музыкой, охотно слушали музыку, пели, двигались под музыку, посещали оперные и балетные спектакли.

Как сказал В.Г.Короленко, «Человек создан для счастья, как птица для полета». Однако нельзя его достичь, ощутить в полную меру, если человек глух к искусству, если он духовно беден.

Иметь доступ к прекрасному, хотеть систематически испытывать радость общения с ним; быть музыкально грамотным и способным постигать искусство во всей его глубине, наслаждаться им - эти три условия определяют включение искусства в жизнь ребенка.

Музыкальное искусство обогащает ребенка эмоционально, расширяет его кругозор, развивает наблюдательность, способность анализировать мир, способность его преобразовать. Следовательно, эстетическое чувство включает осознанное отношение к прекрасному и безобразному в жизни и искусстве. Это ярко свидетельствует о том, как велика роль музыки в воспитании детей дошкольного возраста.

 

Литература:

1. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н.Зимина. - М., 2000. - 200с.

2. Новикова, Г.Н. Музыкальное воспитание дошкольников / Г.Н.Новикова.- М., 2000,- 180с.

3. Тарасов, Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия) / Г.С.Тарасов.- М., 1979.- 130с.

4. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика) / Е.М.Торошилова, Т.В.Морозова.- Ектеринбург, 2001.- 120с.

 

Дмитриева Т. П.

 

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ)

 

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии школьников. Общение детей школьного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так, же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру. Всё вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы работы.

Музыкально-компьютерные технологии - молодая и динамично развивающаяся область знаний, важная часть музыкального воспитания детей. Непрерывное совершенствование информационных средств и технического музыкального оборудования определило в процессе глобальной информатизации такую область, как информатизация в сфере музыкальных технологий. На музыкально-компьютерные технологии как на область исследований существует множество разных взглядов, что позволяет их классифицировать именно как систему знаний, объединяющую в себе информатику, звукорежиссуру, педагогику и музыкознание.

Рассматривая актуальность проблемы использования компьютерных музыкальных технологий в работе с детьми, можно отметить, что в современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днём появляются всё новые технологии. Современный человек адаптируется и подстраивается под темп, который диктует ему сегодняшний день. Почти каждая современная семья имеет дома компьютер, которым умеют пользоваться не только взрослые члены семьи, но и дети.

Реализация компьютерных технологий в настоящее время актуальна и интересна для педагогов образовательных учреждений. Содержание компьютерных музыкальных игровых программ направлено на развитие у детей широкого спектра музыкальных способностей, таких, как чувство ритма, лада, развитие музыкальной памяти, танцевальных движений, определение звучания музыкальных инструментов и др. Интересные сюжеты и забавные герои, яркое, эстетическое оформление делают эти компьютерные игровые программы привлекательными для детей. Современные компьютерные технологии увлекательны и интересны для младших школьников, но они не достаточно используются в практической деятельности. В настоящее время у детей интерес к музыке ограничивается только прослушиванием современной музыки. Необходимо развивать в ребёнке высоко культурного человека, развивать интерес к классической музыке. Актуальность и малоизученность данной проблемы и послужило выбору темы нашего исследования.

Цель работы - выявить и обосновать роль современных компьютерных технологий (презентаций) в формировании музыкального интереса младших школьников.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи исследования:

1. Изучить и обобщить научно-теоретические основы решения проблемы использования компьютерных технологий в формировании музыкального интереса у младших школьников.

2. Разработать и апробировать методику экспериментального исследования по использованию компьютерных технологий в развитии музыкального интереса младших школьников.

3. Разработать цикл уроков с использованием компьютерных технологий, методические рекомендации для педагогов по использованию компьютерных технологий в музыкальном развитии младших школьников.

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие музыкального интереса младших школьников будет более эффективно, если на уроках музыки использовать современные компьютерные технологии.

Наша общая цель опытно-экспериментального исследования заключалась в проверке и подтверждении гипотезы исследования: развитие музыкального интереса к музыке у младших школьников будет более эффективным, если на уроках музыки использовать современные компьютерные технологии.

Цель констатирующего эксперимента - определить позицию интереса к музыке и сформированность представлений о музыке у детей младшего школьного возраста. С целью проведения исследования и выявления его наиболее объективных результатов были сформированы 2 группы детей в возрасте 9-10 лет. Первую группу (контрольную) составили учащиеся, обучающиеся в 4 «А» классе, вторую (экспериментальную) - учащиеся, обучающиеся в 4 «Б» классах. Количественный состав каждой группы - 25 человек.

С целью диагностики уровня музыкального интереса и музыкального вкуса к музыке в контрольной и экспериментальной группах были проведен опрос по анкете «Нравиться ли мне музыка», предложен опросник по методикам «Открой себя через музыку» и «В гостях у сказки». Анкета «Нравиться ли мне музыка» разработана нами для определения у детей интереса к музыкальным занятиям и к музыке в целом. Вопросы анкеты направлены и на выявление музыкальных пристрастий в мире музыки, вопросы могут варьироваться, но в целом они соответствовали следующим положениям:

Из полученных данных можно сказать, что дети из контрольной и экспериментальной групп предпочитают слушать современную музыку, отмечают, что проводимые в школе занятия по музыке им не нравятся, подбирают к словосочетанию «урок музыки» следующие ассоциации: «тишина», «польза», «учеба», «оценка», «скука», «пластинка», «часы», «дисциплина». Затруднения у школьников возникли при ответе не только на вопрос № 10 «Подбери три ассоциации к словосочетанию «урок музыки», но и на № 9: «Подбери три ассоциации к слову «музыка».

С целью определения, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания была использована методика «Открой себя через музыку». Следующая выбранная нами методика «В гостях у сказки» направлена на выявление уровня музыкального вкуса через сочинение учащимися сказки по прослушанному произведению.

Таким образом, на первом этапе эксперимента мы провели диагностическое исследование с целью выявления исходного уровня интереса к музыке и музыкального вкуса детей младшего школьного возраста экспериментальной и контрольной групп. Мы пришли к выводу, что этого уровня знания не достаточно для развития интереса к музыке и музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста. В связи с полученными данными мы считаем, что необходима система уроков или мероприятий, повышающих у детей младшего школьного возраста уровень музыкального вкуса и интереса к музыке.

Резюмируя выше сказанное, можно определить, что применение компьютерных технологий на занятиях способствуют формированию положительного отношения к урокам, развивают положительный интерес к ним, способствуют лучшему усвоению информации.

И в заключение, хотим сказать, что проблема формирования интереса к музыке у младших школьников посредством использования современных компьютерных технологий - это достаточно актуальная проблема в воспитательно-образовательном процессе. Данное утверждение находит свое подтверждение в ходе нашего исследования: использование на уроках музыки современных компьютерных технологий способствует формированию интереса к музыке в целом. К данному утверждению следует добавить и тот факт, что использование средств визуализаций, не только «привлекает» школьников, но и способствует лучшему усвоение информации учащимися.

 

Литература:

1. Айдарова, И.Р. Компьютерная музыка в российской образовательной практике / И.Р.Айдарова // Музыка в школе. - 2009. - №1. - С. 23-26.

2. Бороздин, А.О. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе / А.О.Бороздин // Музыка в школе. – 2006. - №1. – С. 27-31.

3. Коган, И.Д. Эта книга без затей про компьютер для детей / И.Д.Коган, В.В.Леонас // Педагогика. – 1999. - № 5.

 

Жирнова И.В.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА МАРИЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ «САМОСТИ» СТУДЕНТОВ

В последнее время взгляды психологов и педагогов все чаще обращаются на проблему «самости». Несмотря на довольно широкую представленность категории «самости» в психолого-педагогической литературе, определение содержания данного понятия связано с определенными трудностями. Полное ее понимание связано с обязательным прослеживанием физического тела, социально определяемой идентичности (включая роли и взаимоотношения) личности, а так же ее знания о «собственной самости». В последние годы в западной психологической традиции принято определение «самости» как сложного, динамического единства, отражающего реализующееся поведение, опосредующего и реализующего его.

В отечественной традиции «самость» определяется как интегральная целостность, «одноличность», «подлинность» индивида. Его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от других людей. «Самость» включает в себя все аспекты человеческой сущности, в том числе и «неосознаваемые». Самость является нашей жизненной целью, так как она есть завершенное выражение этой роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью (1). Человек, живя в обществе, настолько подчиняется культуре, обычаям, традициям, настолько социализируется, настолько бездумным становится иной раз его поведение, что, будучи личностью, он зачастую теряет свой человеческий облик - теряет индивидуальность. Индивидуальность и личность не одно и то же - это две стороны человека.

Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И.Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается как высокий уровень развития человека в онтогенезе. Такого индивида К.Роджерс назвал "полноценно функционирующим человеком" для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих чувств. В какой мере и как педагоги имеют право на деформацию индивидуальности? Этот вопрос, как отмечают ученые (Б.И.Додонов, В.Д.Шадриков), в нашей этике, психологии и педагогике практически не обсуждался.

Деформация индивидуальности может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие всех сфер в интересах человека; во-вторых, - развитие этих сфер в интересах общества и человека; в-третьих, - изменение их в интересах только общества (или государства); наконец, в-четвертых, - их изменение в интересах определенных групп. Идеалам гуманистической педагогики соответствуют первые два направления. Первое направление предполагает достижение целей развития природных задатков в различных сферах человека, а второе - предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое решает задачи развития индивидуальности, второе - воспитания личности. По сути, развитая целостная индивидуальность сама обеспечивает гармонию «личного и общественного». В этом случае человек действительно может реализовать себя, осуществить свою человеческую творческую природу.

Развитие личностных качеств совершается в процессе воспитания на основе формирования индивидуальных качеств. Современная педагогика опирается на учение Н.А.Бердяева в вопросе воспитания саморазвивающейся индивидуальности. Творческое саморазвитие молодых людей в достаточной степени связано с тем, каким образом создает педагог для студента реальную свободу для проявления его индивидуальности и творчества (2).

Сегодня, когда проблема «усредненности» в развитии индивидуальности студента становится ключевым направлением, необходимо со всех сторон исследовать условия для расцвета творческой состоятельности молодых людей, их индивидуальности, То есть создать те условия, когда они могли быть субъектами собственного развитии.

Музыка является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко воздействуя на чувства, волю людей, она способна благотворно влиять на формирование их индивидуальности. Эффект воспитательной роли музыки, а так же направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими, общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей. Для этого необходимо широко использовать в повседневной практике обучения и воспитания студентов лучшие образцы музыкального искусства различных национальных культур и, прежде всего, музыку своего народа.

Народное музыкальное творчество является прекрасной основой для образования и воспитания благодаря своей глубокой содержательности и отсутствию второстепенных, малозначительных элементов. Создаваясь в веках, народное искусство служит ярчайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса. Нравственное и эстетическое содержание народных традиций, непреходящая ценность их педагогических возможностей убеждают в необходимости сохранения и многогранного применения фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной музыкальной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития индивидуальности у молодежи, обучающейся в вузе. Об этом говорят исследования Б.В.Асафьева, Б.Бартока, Д.Б.Кабалевского, З.Кодая и др.

Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателей хорошего вкуса, помогающего отличать высокохудожественные музыкальные произведения от низкосортных. Переходя к музыке в целом, хочется отметить, что мы полностью уверены в том, что музыка проникает туда, куда ничто другое проникнуть не может. Доказательством тому служит тот факт, что музыка почти всегда вызывает ответную реакцию у слушателя, например, вызывает чувство радости или печали, заставляет слушателя принять ту или иную внутреннюю позицию, поэтому очень важно сформировать у молодежи высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо широко использовать в повседневной практике обучения и воспитания молодых людей, обучающихся в высших учебных заведениях, лучшие образцы музыкального искусства, заставляющие задуматься, взглянуть в свою душу, заставляющие спросить себя: «Кто я такой?», «Какого мое призвание в этой жизни?», призывающие создать что - то новое, ранее не существующее, таким образом, проявить свою индивидуальность. Большим потенциалом в решении этой проблемы служит профессиональная музыка марийских композиторов, базирующаяся на традициях марийского музыкального фольклора таких, как: музыка композиторов старшего поколения: И.С.Ключников-Палантай (1886-1926), Н.А.Сидушкин (1898-1975), Л.Н.Сахаров (1902-1980), И.А.Смирнов (1917-1963), А.И.Искандеров (род. в 1906), Я.А.Эшпай (1890-1963). Композиторы молодого поколения славно продолжают традиции старших товарищей: С.Маков (1954), В.Захаров (1954), А.Яшмолкин (1945), В.Алексеев (1948), В.Кульшетов (1952) (5), Э.Сапаева, И.Молотов (1970), А.Луппов, А.Яшмолкин, Ю.Евдокимов, А. Незнакин.

Таким образом, знание, понимание марийской профессиональной музыки, построенной на традициях марийского музыкального фольклора, на наш взгляд, это один из путей решения проблемы развития «самости», если:

- осуществлять использование профессиональной музыки марийских композиторов в процессе воспитания студентов высших учебных заведений, способствующей формированию у них начальных знаний о культуре народа мари, предоставляет им возможность использовать полученные знания в различных видах музыкально-творческой деятельности, развитию индивидуальности

- формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к музыкальным традициям марийского народа;

- использование во внеучебное время научно обоснованного комплекса методов работы со студентами на основе профессиональной музыки марийских композиторов;

- создание фонда соответствующего дидактического материала: учебные пособия, нотные издания, использование различных форм работы по данной проблеме (праздников, музыкальных гостиных, круглых столов и др.).

Для диагностики развития «самости» студентов средствами профессиональной музыки марийских композиторов были разработаны показатели и уровни их развития:

- наличие специальных знаний о музыкальной культуре марийского народа;

- наличие заинтересованности и эмоциональной отзывчивости на профессиональную музыку марийских композиторов;

- владение исполнительскими умениями и навыками;

- степень выразительности исполнения;

- степень самостоятельности и объективности анализа музыкальных произведений марийских композиторов.

 

Литература:

1. Юнг, К.Г. Два эссе по аналитической психологии /К.Г. Юнг// CW. Vol. 7. Р.

2. Андреев, В.И. Эвристика. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994

3. Андреева, Л.И. Живая этика – учителям /Л.И. Андреева// Мир образования. – № 4, 1997. – С.49 – 52.

4. Егорова, О.К. Национальное и современное в творчестве композиторов Поволжья./О.К. Егорова// – 1993. – 59 с.

5. Резников, Б. Марийская хоровая культура./Б Резников - Йошкар-Ола, 1960. 29 с.

6. Васильев, В.М. – собиратель и исследователь песенного творчества. /В.М. Васильев//Мар. НИИ. – Йошкар-Ола, 1974. – С. 74 – 81.

 

Иванова Л.А.

 





Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 208 | Нарушение авторских прав


Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. B) проявляется в том, что руководство демонстрирует низкую настойчивость и в то же время не стремится к поиску путей сотрудничества с несогласными членами организации
  2. EV4.13 Звук готовности к движению EV
  3. I. Дистрибутивная справедливость в организации: основные нормы и последствия
  4. I. Порядок учета мнения выборного органа первичной организации Профсоюза при принятии локальных нормативных актов
  5. I. Транснациональные взаимодействия и организации
  6. I. Формирование курса «нейтралитета» Д. Неру
  7. I. Формирование режима апартеида
  8. I. Формирование условий для ликвидации колониальной системы
  9. II. В рамках любой организации выделяют внешний и внутренний уровень структуры
  10. II. Натуральная и товарная формы организации производства
  11. II. Организация усвоения знаний и формирование умений
  12. II. Организация усвоения новых знаний и формирование умений


Поиск на сайте:


© 2015-2018 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.025 с.