Просвещенные люди России: В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие отмечали в своих трудах, что система воспитания должна вестись с учетом особенностей различных культурных традиций. Целесообразно, одновременно осуществлять и национальное, и поликультурное воспитание подрастающего поколения, усиливать взаимосвязи марийской народной культуры с культурами финно-угорских народов, другими народами России и мира. Такой подход, на наш взгляд, способствует развитию черт гражданина - патриота, а также глубокого уважения к традиционным культурам, народностям, нациям.
Эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. В эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. Формы, методы, приемы, средства, которыми следует эстетически воспитывать детей в школе, весьма разнообразны, увлекательны и содержательны. Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности в гимназии является народное искусство, в котором объединены фольклор, музыкально-художественное, изобразительное искусство.
В гимназии работают 50 кружков, многие их них направлены на художественно-эстетическое воспитание школьников. Концепция эстетического воспитания гимназии рассматривает аспект всестороннего активного музыкально-эстетического воспитания детей на фольклорной основе. Действуют такие детские фольклорные коллективы как «Изи памаш» («Родничок»), «Шокто, гармонь» («Играй, гармонь»), «Воталинка», марийский хор «Кугезе муро» («Песни предков»). Цель создания фольклорных коллективов - формирование и сохранение у подрастающего поколения интереса к этнокультурному наследию своего народа, формирование эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре, накопление у детей опыта фольклорного исполнительства. В кружках есть хорошая возможность обучаться народным танцам, вокалу, игре на гармошке, выразительному чтению. Особенно активны в данных коллективах обучающиеся начальных классов, им нравится все: петь, танцевать, рассказывать стихи, выступать перед зрителями. В среднем звене это начинает угасать. К сожалению, в должной степени не воспринимается воспитательная ценность фольклора детьми, современные танцы доминируют среди молодого поколения. Мы учим понимать и ценить, что поколение людей передает в дар следующему поколению ценности, заложенные в фольклоре. Умение работать художественных руководителей и классных руководителей с родителями участников коллективов и понимание самих родителей о важности воспитания, помогает сохранять творческие коллективы. На сегодняшний день они активные участники всех гимназических мероприятий, ежегодных конкурсов «Самырык тукым» («Молодое поколение»), «Крещенские узоры» и других смотров и праздников. Участники фольклорных ансамблей завоевали зрительскую симпатию не только в гимназии, но и в городе и республике. Воспитанники, помимо изучения национального искусства, еще пропагандируют культуру и искусство марийского и русского народов перед зрителями детских садов и школ, перед взрослым населением республики.
Любые танцы и песни все равно оставляют положительный след в душе ребенка. Радует, что часть детей не испытывают стеснительности ни в чем, они более раскрывают свои индивидуальные способности: с удовольствием исполняют и народные, и современные танцы. Приятно видеть, как развивается в них эмоционально-ценностное отношение как к традиционной, так и к современной культуре. Музыкально-художественное направление в воспитании подрастающего поколения несет в себе устойчивое представление о духовных идеалах и ценностях, обладает огромным потенциалом в формировании личностных качеств, эстетических вкусов и потребностей, гуманных взглядов и отношений на окружающий мир.
Сохранение и развитие традиций народной художественной культуры сегодня - это путь духовно-нравственного исцеления и обновления нашего общества.
Фольклор всегда был и остаётся самым простым, в то же время мощным, действенным, самым доступными эффективным средством воспитания этнического и полиэтнического самосознания, высокой нравственности в аспекте музыкально-народной культуры и искусства. Очень важно в школьные годы развивать эту привязанность к культуре своего народа, к взаимообогащению культур разных народов, чтобы воспитать в них дружеское отношение ко всем народам и общечеловеческую культуру. И задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать и укреплять. Не секрет, что результаты воспитания не бывают сиюминутными, они всегда отдалены по времени, но есть уверенность, что в будущем выпускники гимназии будут толерантными людьми, способными к творческому саморазвитию в поликультурном открытом мире.
Николаева В.В.
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ
Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка.
Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, когда начинают стираться границы не только малочисленных, но и больших этносов.
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиции возрождения национальных устоев.
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица [4].
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. И детский сад здесь оказывает большое влияние на его развитие и мировоззрение. Так как является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок.
В настоящее время наш детский сад большое внимание уделяет воспитанию, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. Здесь созданы благоприятные условия этнокультурного воспитания и его логического включения в современный образовательный процесс.
Этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства [6].
Значимыми средствами и формами этнокультурного воспитания являются народные праздники (праздник осени, День республики Марий Эл, День родного языка, «Пеледше тукым», День национального героя и т.д.), игры, устное народное творчество, дидактические игры этнокультурного содержания, народные танцы.
Что такое народный танец? Это особый вид искусства, запечатлевший в себе тысячелетия жизни народа. Г.Гачев отмечал, что танцы отражают специфику мировидения каждого этноса [2].
Народный танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами.
Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром.
Возникают танцы на тему сельского труда: латышский танец жнецов, эстонский - сапожников и т. д.
У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приемы соотношения движения с музыкой.
Богатство и разнообразие марийских народных танцев проявляется в особой хореографической лексике, характере и манере исполнения, ритмике, назначении, а также в региональных особенностях [7].
По классификации создателя марийского танца, основоположника марийской народно-сценической хореографии академика Михаила Мурашко, марийские танцы по назначению подразделяются на обрядовые (танцы-шествия, пляска «Вургем чийыше», «Ташлама-корка», свадебные) и бытовые.
Говоря о региональных особенностях, М.Мурашко подчеркивает различие в исполнении танцев в разных этнографических группах: луговых, горных, восточных мари.
К луговой группе он относит подгруппы:
1. Йошкар-олинская подгруппа. Чаще всего это массовые танцы, сопровождающиеся пением частушек или же пением мелодий без текста на возгласах «ой», «ойра»
2. Сернурско-Торъяльская подгруппа. Здесь в основном встречаются парные танцы лирического характера. Интересны свадебные танцы. У женщин зеленые шовыра, шапки, отделанные лисьим мехом. У мужчин в руках свадебные хлысты.
3. Моркинско-Звениговская подгруппа. Наиболее характерными танцами этой подгруппы является свадебные. Здесь представлены и массовые, и групповые, и сольные, как, например, танцы свахи, свата.
4. Уржумско-малмыжская подгруппа. Танцы этой подгруппы очень близки к танцам Сернурско-Торъяльской подгруппы.
Группа Горных мари. На танцах горных мари сказалось влияние русских и чувашских танцев. Особенно это проявляется в мужских плясках. Женский танец очень плавный и лиричный с красивыми движениями, как, например, «елочка», «гармошка» и т.д.
Группа Восточных мари. В основном у них танцы массовые. Один из самых интересных - «Веревочка». Этот танец имеет зигзагообразное построение, где две линии танцующих как бы заплетают веревку вокруг средней линии.
Марийский танец оригинален, колоритен и очень самобытен, как культура народа мари в целом. Региональные особенности, имеющиеся в марийском танце, украшают его, делают богаче и интереснее [5].
Ознакомление детей с народными танцами мари мы осуществляем на музыкальных занятиях. Ознакомление предусматривает определенные этапы: эмоционально-познавательный - познание культурных ценностей народа (отношение к природе, к людям на основе ознакомления с праздниками, сказками, традициями). Второй этап: обучение простейшим танцевальным движениям, характерным для марийских танцев (плавные движения рук у девочек, притопы в конце фразы, повороты в паре и т. д.), через игры, в которых используется инструментальная музыка, пение. Третий этап - «постановочный», изучение и исполнение народных танцев.
Перед постановкой танца мы рассказываем детям о характере музыки, танца, о ее особенностях, о костюмах. Затем смотрим видеоматериал с исполнением танца, где дети воочию видят, как исполняется танец. Для более углубленного знакомства и обучения танцам народа мари ведется кружок с детьми средней группы «Шонанпыл». В настоящее время нами поставлено 2 танца: Старинный марийский, Торъяльский танец и ведется постановка волжского танца. Также мы знакомим ребят и с танцами финно-угорских народов. Так с детьми II мл. группы «Теремок» поставлен финский «Танец в кругу».
Для малыша культура своего народа - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культуры народа, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.
Литература:
1. Алешина, Е.Г. Знакомство детей с танцевальным искусством. Мариинский Посад, 2008.54с. - режим доступа:www.twirpx.com
2. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций. М.: Академия, 1998. 429с.
3. Захарова, Л.М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике / Л.М.Захарова // Известия Уральского государственного университета.-2010.-№ 6 (85).-с.37-43
4. Кириенко, С.Д. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры: дис…канд.пед.наук. Шадринск,1999.175с.
5. Мурашко, М. Танцы марийского края / М.Мурашко. Йошкар-ола,1995.
6. Ченкураева, Е.Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии): автореф.дис….канд.пед.наук. Волгоград. 2007. 24с.
7. Шаймратов М.Ш. Вейся, вейся, «Серебряная веревочка»! / Е.И.Минилбаева, М.Ш.Шаймратов. Нефтекамск, 2011. 64с.
Петрова С.П.
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.
Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Ещё в своё время К.Д.Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров - прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.
Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь. Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
Скороговорки. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Хотя и говорится, что «всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь», детей это не останавливает, а только подогревает их интерес. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. К ним даны напевы. Исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку, легче, чем просто произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию вокальных навыков, четкого произношения слов, правильной дикции.
Игровые и плясовые песни - образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.
Все свободное время дети играют. Во дворе и в комнате, на улице и на берегу речки. Почти в каждой местности есть свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих играх поются короткие или длинные песни - игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии. Игра - всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.
Хоровод - это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга - место хороводных гуляний, покрывающая их «травушка-муравушка», кудрявая березка… Дети украшают себя венками из свежераспустившейся зелени и цветов. Участвуя в хороводе - маленьком театрализованном представлении, - ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной и т.д. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие - развивают сообразительность и смекалку. Третьи - дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.
Для этого надо устраивать театрализованные представления или фольклорные праздники, где весело только тому, кто и сам поет песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин. Успех фольклорного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Готовность к игре - это не просто знание того, что за чем идет и по каким правилам - это, прежде всего, самое серьезное отношение к ней.
Фольклорные праздники, в частности, ярмарки - это наиболее яркое, интересное, красивое, веселое, артистичное, балагурное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие. Каждый ребенок может принять участие в ярмарке, даже если он не является участником постановки, он может быть вовлечен в действие тем, что станет участвовать в играх вместе с актерами, петь песни, отгадывать загадки. Сценарий ярмарки позволяет выделить роль каждому ребенку соответственно его возрасту и творческим возможностям. Можно с точностью сказать, что ярмарка объединяет в себе все жанры народного творчества, за что и являлась излюбленным время провождением русского народа в былые времена и остается веселым праздником в жизни современных детей.
Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, игра-играться; песня только тогда и песня, когда ее поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей - устной и внесла огромный вклад в развитие музыкального будущего нынешнего дошкольника.
Литература:
1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Учебное пособие. – М., Просвещение, 1984
2. Бахтин, В.М. от былины до считалки. Рассказы о фольклоре. - Л., Детская литература, 1990
3. Василенко, В.А. Об изучении современного детского фольклора, изд.1. – М., Высшая школа, 1956
Пушкарёва Г.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: «самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, народом сохранено, что народ пронес через столетия - и в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Мы отмечаем появление интересных музыкальных коллективов, профессиональных и самодеятельных, как взрослых, так и детских, пропагандирующих русскую музыку, песни, танцы.
Теме «Народное, творчество - детям» посвящено много музыкальной литературы, в которой рассказывается о музыкальном и устном фольклоре, о русских музыкальных инструментах, о русской народной песне и поэзии.
Захотелось и мне расширить свой репертуар русских песен, хороводов, игр, углубить работу с русской потешкой, изготовить необходимые атрибуты, привлечь родителей к пошиву народных костюмов, словом, спланировать работу с детьми так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня.
Во всех возрастных группах яиспользую маленькие поставки, песенки, прибаутки. Очень хороши программные песенки для малышей: «Ладушки», «Сорока-сорока», «Петушок» и др.Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делает их незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.
Русскую народную попевку «Сорока»я использую и в младшей, и в средней, и в старшей группах, усложняя музыкальное задание. В средней и старшей группах учу различать звуки по высоте, начиная песню с низкого, среднего, высокого звука. Предлагаю петь, выделяя гласную на четверть, прохлопать ритмический рисунок. В старшей группе эту попенку дети поют в разных тональностях и учатся играть па металлофонах.
Попенка «Скок-поскок»помогает закрепить у детей понятие о ниспадающем движении мелодии, вырабатывается лёгкость, подвижность голоса. Попевка удобна для задания «пения по цепочке», когда ребёнок, спев музыкальную фразу, как бы передает песню товарищу. Так же эта попевка служит хорошим упражнением в игре на металлофоне.
Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: травушка-муравушка, трава шелковая, зимушка-зима, девицы-красавицы, сама в пляс я пойду и так далее. Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова коромысел, грать, сенечки, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы (пригожий-хороший, красны девицы-красивые и так далее).
На музыкальных занятиях я стараюсь знакомить детей с песнями различного характера - лирическими, хороводными, шуточными.
В младшей группе в сентябре учу с детьми потешку «Солнышко»:
Солнышко, вёдрышко, выгляни в окошечко!
Твои детки плачут, по камушкам скачут.
Произнося текст, дети ритмично хлопают и прыгают на двух ногах. Чтобы подвести детей к повторению, вношу плоскостной домик, в окошечке которого то появляется, то прячется солнышко. Такой игровой прием удачно дополняет музыкальную игру «Солнышко и дождик».
Русскую попевку - дразнилку «Андрей - воробей» разнообразно использую в средней, старшей и подготовительной группах. Дети средней и старшей групп учатся петь попевку легко и подвижно, с четким произношением согласных, прохлопывать ритмический рисунок и воспроизводить на металлофоне, по заданию или желанию меняя высоту звучания. Дети старшей и подготовительной групп под эту попевку упражняются в выполнении полуприседаний, «козлика», «ковырялочки».
Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Динамичность, образность вызывают желание двигаться. Это очень интересный и доступный детям игровой материал, который они переносят в свободные игры. В творческой деятельности дети самостоятельно инсценируют знакомые потешки, песенки-дразднилки.
Дети средней группы, например, очень полюбили игру «Петух»:
Трух-ту, трух-тух-тух, ходит по двору петух,
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Под окном стоит, на весь двор кричит.
Кто услышит, тот бежит.
Чтобы выбрать ребенка на роль Петуха, дети используют одну из знакомых считалок. Ребята двигаются по кругу высоким шагом, ребенок, изображающий Петуха должен как можно образнее передать движения своего персонажа. После его громкого "кукареку" все дети разбегаются, а он пытается кого-нибудь догнать.
Мы попытались сами с детьми соединить текст потешек с движениями. Так в нашем детском саду родились инсценированные потешки, дразнилки, песни лирического характера.
Дети подготовительной группы очень любят русскую народную шуточную песню “ Пошла млада за водой ” в обработке В.Агафонникова и исполняют её с большой выразительностью:
Пошла млада за водой,
Коромысел золотой,
Коромысел золотой,
Ведерки дубовые.
Мелодия песни достаточно сложная, и, добиваясь чистого ее воспроизведения, предлагаю детям прохлопать ритмический рисунок, пропеть мелодию на слог “ля”. В дальнейшем песня инсценируется, интересно оформляется. Вносятся элементы русского костюма. Деревянные расписные ведра и коромысла, гусли.
Чтобы интерес к песне не ослабевал, используются различные методические приемы, к тому же они помогают лучше узнать индивидуальные возможности детей.
В старшую и подготовительную группы, например, загадывать загадки приходят русские деревянные игрушки - “Матрёшка” и “Ванька-Встанька”. Дети внимательно их слушают и бывают очень рады, если узнают и правильно называют песни или потешки.
На вечерах-посиделках рассказывается о любви русского народа к песне, о том, что с песней и на работу шли, и праздник встречали, о том, что русскую песню знают и любят во всем мире. Дети с интересом слушают пословицы, в которых народ выразил своё отношение к песни: “Где песня льётся, там легче живётся”, “Весело поется, весело прядется”.
Чтобы нацелить педагогический коллектив на более широкое использование народных игр, потешек, хороводов и ещё раз подчеркнуть какие большие возможности имеет народная песня для приобщения детей к народному творчеству, была проведена консультация, на которой воспитатели практически освоили весь материал. Были разработаны образцы маленьких сценариев - развлечений для всех возрастных групп с тем, чтобы педагоги могли их провести со своими детьми.
В нашем детском саду прошли малые педагогические чтения “Русское народное творчество в воспитании дошкольников”, “Роль русского фольклора в воспитании звуковой культуры речи”. В процессе слушания “Рассказов о русских инструментах”, воспитатели пополнили знания о самобытных ударных инструментах, рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом: ложках, трещотке, колотушке, коробочке и так далее.
Важно создать соответствующую обстановку, оформить игру интересными атрибутами, подобрать красочное оформление в народном стиле.
В группе у детей есть необходимые иллюстрации, игрушки, атрибуты, детские народные музыкальные инструменты для самостоятельной музыкальной деятельности. В середине года мы совместно с сотрудниками детского сада и родителями детей организуем развлечение “ Вятский сувенир”, где детям через народное творчество прививается любовь к родному краю.
Дети ждали этот праздник. На центральной стене была изображена деревенская улица с избами, низкими плетнями, белоствольными березами, воспитатели и дети были наряжены в яркие народные костюмы. Василиса пела, танцевала, загадывала детям загадки. Красны девицы водили хороводы, а добры молодцы затеяли молодецкие игры - силой мерились, силой хвастались. Выступали ложкари, плясали кадриль, потом и вся улица в пляс пошла. Дети долго вспоминали этот праздник, выступали с самыми интересными номерами перед младшими детьми.
Основываясь на своем опыте, могу сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, потешки, прибаутки становятся близкими им и любимыми ими, способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.
Радостева О. А.
НОВЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРЕДМЕТА «МАРИЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
Под «обновлением» (модернизацией) понимаем такое изменение содержания и форм учебной и воспитательной деятельности, которое способствует динамичному развитию учебно-воспитательного процесса.
Поскольку развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений, изменение является его неотъемлемым (определяющим) условием. Без изменения развитие, как категория и как процесс, теряет свою сущность.
Следовательно, развитие образовательных систем связано с систематичным изменением (обновлением) образовательного и воспитательного процесса, даже если это образовательные системы традиционного (академического) типа.
Потребность работы по созданию авторской программы по предмету «Марийская музыкальная культура» вызвана реалиями времени, так как отражает общую направленность современных преобразовательных процессов. Изучение культурного наследия родного края имеет непреходящее значение для эстетического воспитания подрастающего поколения.