В возрасте 5-6 лет в детях творческая жилка буквально бьет ключом, но при этом уже намного более дисциплинирована, нежели год-другой назад. Творить и производить шум - насущная потребность дошкольника. То есть самое время перейти от слушания к воспроизведению. Можно организовать музыкальный шумовой оркестр. Это достаточно шумное мероприятие, для которого потребуется и фоновая музыка, которая создаст необходимый настрой, задаст ритм. Не менее увлекателен и процесс изготовления инструментов. Пригодятся банки с водой, стеклянные и пластиковые бутылки с горохом, фасолью, гречкой, бубны, ложки, расческа, ведра, резиновые шары, даже счеты. Подойдет все, с помощью чего можно извлечь хоть какой-то звук. Поставив музыкальное произведение, слушаем его, вникаем, создаем настроение. После этого пытаемся дополнить звучание своими силами, Лучше попробовать все инструменты, потом раздавать предпочтения. Возможно, сначала у малыша не получится никакой мелодии. Если он просто бьет инструментами, не прерывайте действо. Это отличный способ избавиться от негативных эмоций, разрядиться. В этом возрасте продолжаем расширять репертуар музыкальных произведений, которые можно предложить ребенку для прослушивания. Подбирать музыкальные произведения нужно соответственно настроению малыша.
Нравственное и эстетическое содержание народного музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических.
Использование фольклорного материала в музыкальном воспитании неизбежно приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок является не просто объектом воспитания, а становится участником творческого акта, что в свою очередь активизирует развитие у него музыкально-творческих способностей.
Для детей с самого раннего возраста необходимо создавать условия для усвоения и развития у них музыкальной культуры. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.
Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.
Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания, как родителей, так и воспитателей. Так же важно чтобы педагог-музыкант в детском дошкольном учреждении подготовил музыкальную базу ребенка для дальнейшего его развития.
Литература:
1. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Музыка и пение». - М.: Просвещение, 1983.- 224 с., нот. Ил.
2. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972.
3. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. - М., 1997.
4. Радынова, О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 2. - С. 24 – 30.
5. Радынова, О. Функции музыкального руководителя и воспитателя // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 11. - С. 52.
6. // Журнал «Малыш и Мама». - 2007. - №11.
Сидукова Л.С.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИНТЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Культура - это духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, душевная утонченность и творческая активность. Первое место в культурологическом образовании должно принадлежать Красоте. Высокая Красота возвышает и облагораживает, несет в себе мудрое, доброе, светлое. Образы Красоты, которыми мы окружаем детей, и являются их истинными образованием.
Решение задачи воспитания через Культуру и Красоту невозможно без Искусства. Одним из ярких видов искусства является театральное. «Театр-наиболее трудная и вместе с тем наиболее совершенная форма искусства» (А.Толстой). А детский театр - это когда «все музы дома».
Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Ребенок еще не умеет читать, не понимает по существу ни живописи, ни музыки, но уже играет, создает мир своим магическим «как будто». Театр не случайно обладает репутацией самого демократичного, самого доступного вида искусства. Он может перевести предельно абстрактный художественный образ на язык действий и чувств; может пробуждать желание и умение творить по законам красоты.
Он как центр притяжения, стягивает все виды искусства в одно целое, предоставляя им место для встречи. Театр - это синтез различных видов искусств: живописи, скульптуры, архитектуры (декорации) и музыки.
В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, так как походит интегрированное воспитание детей: они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. (Именно с учетом принципа интеграции должен строиться образовательный процесс в ДОУ к ФГТ).
Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.
Таким образом, музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по культурологическому образованию.
Оно включает в себя:
- восприятие музыки;
- песенно-игровое творчество;
- пластическое интонирование;
- инструментальное музицирование;
- художественное слово.
Благодаря взаимосвязи музыкальной и театральной деятельности, ребенок оказывается на переднем крае культуры. И в этом наше кредо.
Литература:
1. Пугачева, И.Ю. Культурологическое образование детей дошкольного возраста. /И.Ю.Пугачева, Л.П.Бочкарева, И.А.Петрина, Л.Б.Комиссарова. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2002.- 124 с.
2. Брызгалова, А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников./ А.Н.Брызгалова.- Мн.: Юнипресс, 2006. - 176 с.
3. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации п. 655 от 23 ноября 2009 г.).
Смирнова Е.А.
музыка и фольклор как нравственная основа воспитания дошкольника
Дело каждого в отдельности и всех вместе - приумножить добро, хранить традиции, знать и ценить культуры всего человечества
С. Лихачев
Фольклор - это одно из доступных средств искусства с огромным влиянием на музыкальное развитие ребенка, с богатыми средствами выразительности. В нашем детском саду ведется целенаправленная работа с детьми по народной тематике: создаются поделки из природного материала, знакомятся с разными видами росписи на занятиях по изобразительной деятельности. Фольклор помогает детям раскрыть творческие способности и выразить свою индивидуальность. Хочется, чтобы наши дети росли неравнодушные, за любовь нашу платили любовью, отзывались на все доброе, красивое, умели бы сострадать, сопереживать другим людям.
Для того чтобы в душе ребенка зародилась любовь к народному искусству, в развлечениях постоянно включаю знакомые детям русские народные потешки, шуточные и плясовые песни. Проводим концерты учеников музыкальных школ, где звучит музыка, исполняемая на различных русских народных инструментах. Из группы детей старшего возраста создан ансамбль «Озорнушки», где дети с удовольствием поют и танцуют русские танцы, выступают с концертами перед малышами, а также принимают участие в праздниках и развлечениях. Все это помогает детям почувствовать интерес к русскому фольклору. Так появились «Посиделки», «В гостях у бабушки Арины», «День молока», «День блина», «Домовенок Кузька в гостях у бабушки и дедушки», «Встреча весны в Берендеевом Царстве», «Старые песни о главном» и др.
В программе Н.А.Ветлугиной учтены все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения (упражнения, игры, хороводы, пляски), игра на народных инструментах. Работа по типовой программе ведется параллельно моей. Составлен план проведения праздников и развлечений по народной тематике; план интегрированных занятий для младшего и старшего дошкольного возраста. Использую русские народные песни, хороводы, рекомендованные типовой программой, так и новый современный материал на основе фольклора, обработанный специалистами-музыкантами.
В старших группах провожу вокальные занятия по слушанию, ритмике. Вокальные занятия включают два-три упражнения (два - русские народные попевки) и не менее четырех песен. На занятиях по ритмике дети выполняют упражнения, пляски, игры, как из типовой, так и из дополнительной программы по фольклору.
Пение - важное средство музыкального воспитания. Ставя перед собой задачу, формировать у детей интерес к пению народных песен, обучать выразительному пению, певческим навыкам, развивать голос и слух у детей, я опираюсь на народные песни, как одно из самых совершенных средств музыкального воспитания. Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор - все это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых детей. Интонационная простота русских народных песен позволяет петь их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте. Работая с детьми второй младшей группы важно научить их петь ласково и протяжно. На это рассчитаны русские песни напевного характера: «Ладушки, «Петушок», «Зайчик, ты, Зайчик», «Дождик и др. С большим удовольствием дети подготовительной группы просят повторить полюбившуюся им песню, очень любят петь русские народные песни, прибаутки, частушки. Но, бывает, ребята недостаточно выразительно передают характер песни. В такой ситуации большую услугу оказывает художественное слово, потешки, поговорки, пословицы, иллюстрации из книги Ю.Васильева.
Вот пример разучивания русской песни «Пошла млада за водой».
Перед тем, как приступить к разучиванию, я показываю детям красочную иллюстрацию, напоминаю, что такое народная песня, объясняю непонятные слова. Стараюсь исполнить песню выразительно, ведь от этого во многом зависит интерес к ней. Дети слушают песню еще раз, определяют ее характер: веселый, шуточный, печальный. В интонационном отношении мелодия песни не простая, есть в ней сложные мелодические обороты. Детям трудно давалось звучание этой песни. Пропевали мелодию на слог «ми», и этот прием помог. При пении песни со ловами дети пропевали каждый звук, не «смазывая» его. Второй трудной задачей было научить детей сохранять дыхания до конца певческой фразы, не прерывая слов. Объяснила, что нельзя дышать в середине слова, что дыхание берется бесшумно, не поднимая плеч, стараться распределять его до конца музыкальной фразы. Применила прием пения «цепочкой», который помог выявить детей поющих мелодию правильно и неправильно. Этот прием активизирует всех детей, побуждает их следить за пением соседа, слушать друг друга не отвлекаясь, быть готовым вовремя продолжить песню. Чтобы услышать недостатки в исполнении мелодии я применяю прием пения без сопровождения, который способствует развитию чистоты интонации.
Работая над дикцией, добивалась напевного звучания гласных звуков и отчетливого произношения согласных. Следила, чтобы дети произносили слова, четко артикулируя, так как вялость дикции оказывает отрицательное влияние на звукообразование и интонацию.
Наиболее трудно дается выразительность исполнения. Учу детей в пении делать смысловые ударения, передавать веселый, шутливый характер песни, используя дирижерский жест. Показываю рукой динамику, акценты. Это помогает в работе над высотой звука. Поднимаю руку вверх - внимание детей фиксируется на высоком звуке, опускаю руку вниз - на низком. По движению руки дети вместе вступают и заканчивают песню при пении без музыкального сопровождения.
В процессе разучивания в каждой русской народной песни так же стараюсь решать нравственные и эстетические задачи. Чем эмоциональнее рассказ, тем сильнее воздействует на чувства детей. Перед тем, как приступить к разучиванию песни, провожу краткую беседу, зная, что слово поможет ребенку осознать содержание, а музыка вызовет определенное музыкальное отношение. В работе над песней важно найти новый, нетрадиционный прием, присущий только данной песне, опираясь на русский фольклор. Все это способствует успеху в обучении детей выразительному пению.
Русская народная песня тесно связана с пляской. Родоначальником русской народной пляски является хоровод, соединяющий в себе музыку, пляску и сценическую игру. Характерный признак хоровода – массовый характер, иллюстрация в движениях, а зачастую и разыгрывание содержания хороводной песни. Такие, например: «Плетень», «На горе-то калина», «Просо», «Земелюшка-чернозем», «Метелица», «Травушка-муравушка», «Калинка», «Вот уж зимушка проходит», «Аннушка». Хороводные игры пользуются у детей особой любовью, ведь в них переплетаются пение, движение, игра. Хороводы используются детьми, как на музыкальных занятиях, так и на праздничных утренниках, вечерах досуга, прогулках, самостоятельной музыкальной деятельности. Знакомя детей с хороводом я стараюсь раскрыть главную мысль. Так, в хороводе «Земелюшка-чернозем» рассказывается о плодородной земле, на которой выросла березонька, травушка, цветы, из которых заплетаются красивые веночки. Тема родной природы дается с любовью и теплом.
Фольклор обогащает детские игры и я уделяю большое внимание играм и народным потешкам. Потешки тесно связаны с народной песней, благодаря чему очень музыкальны и ритмичны. Программа дошкольного образования предлагает нам потешки в разделе развития речи, но их песенное звучание, то напевное, то задорное, я использую на музыкальных занятиях и развлечениях в виде игр и плясок. Знание потешек делает ребенка самостоятельнее в играх, дает возможность интереснее использовать игрушка, развивает наблюдательность.
Широко внедряя в работу детского сада русские народные песни, игры, хороводы мы привлекаем детей к мысли о таких нравственных понятиях как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к красоте родного края.
В разделе «слушание» знакомлю детей со звучанием русских народных инструментов: гусли, гармони, рожка, деревянные ложки, баяна, жалейки, балалайки. Приглашаю с концертом учеников ДМШ, чтобы дети «вживую» увидели и услышали звучание народных инструментов. Дети слушают игру оркестров народных инструментов, ансамблей, солистов-инструменталистов, русские народные песни в исполнении солистов и народных хоров. Использую аудиокассеты и диски со звучанием лучших образцов русской музыки в исполнении Уральского хора, Северного хора, русских песен в исполнении Зыкиной, Нестеренко, Бабкиной. Дети знакомятся с новыми музыкальными терминами: хор, ансамбль, музыкант, солист, певец, оркестр. При слушании оркестра народных инструментов вслушиваются в звучание солирующих в оркестре инструментов, сравнивая звук с каким либо действием: качанием колыбели, движение мехов гармошки, стуком дождя, бегом лошадки, движением падающего листика.
В нашем детском саду стало традицией проводить праздники и развлечения на основе фольклорного музыкально-поэтического материала. При совместном взаимодействии родителей и воспитателей шьем русские костюмы: сарафаны, кофточки, рубашки, пояса, ленточки, косынки, платочки и кокошники - это вызывает восхищение и радость у детей.
С помощью фольклора стараюсь воспитывать любовь к музыке, с его помощью развиваю музыкальные способности детей не одной группы, а всего детского коллектива, не смотря на разный уровень музыкальных способностей детей. В процессе работы выявляются индивидуальные способности ребенка, его желание исполнять что либо - такое сочетание способствует более продуктивному и успешному усвоению навыков и умений в музыкальном развитии ребенка.
Литература:
1. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей./ под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 152 с.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 304 с.
Соколова Т.К.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Используя фольклор русского народа в воспитании детей дошкольников, можно отметить, что это богатейший воспитательный материал, благодаря которому мы вводим ребенка в более широкий мир деятельности человека, раскрывающий жизнь в новых для него чувствах и образах.
«Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации», - Г.Н.Волков. Поэтому, что бы этого не произошло нужно детей с раннего возраста приобщать к национальной культуре, стараться, чтобы еще богаче стала культура каждого народа, чтобы еще выше поднималась вершина человеческих достижений. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.
Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования к педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития» (Л.С.Выгодский). Все это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития, учитывая их сенситивный период, при ознакомлении с народной поэзией.
Фольклорно-игровые занятия с малышами - деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на народных инструментах), только тогда он сможет привнести в занятия элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда фольклорно-игровые занятия будут проходить как яркое общение с малышами.
Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приемы. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие с взрослым и взять на себя любую роль, т.е. развиваться творчески.
При исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление. На фольклорно-игровых занятиях желательно использовать прием действенного соучастия детей, привлекать малышей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию.
Начинать работу по ознакомлению с фольклором необходимо с использования малых фольклорных форм народного искусства: колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки. В общении с детьми и родителями в повседневной жизни группы и на музыкальных интегрированных занятиях, необходимо приобщать малышей к азбуке народной интонации; создавать атмосферу тепла и любви для каждого ребенка, вызывать эмоциональный отклик детей на красоту оригинальность звучания фольклорных произведений.
Практика показала, что воспитание детей на народном фольклоре открывает большие возможности в развитии связной речи и музыкальности, их нравственно-эстетическом воспитании. Дети развиваются духовно, развивается их художественный вкус, музыкальность, что еще немало важно, становятся более активными, решительными. Они знают потешки, пословицы, загадки, считалки и с удовольствием используют их в речи. Творчески разыгрывают песенки и сказки, играют на шумовых инструментах; знают названия народных праздников и принимают в них участие; берегут и любят родную природу; выполняют несложные поделки из глины, бумаги, природного материала по мотивам народных игрушек украшают свой быт, делают подарки близким.
Литература:
1. Бахвалова, Н.И. «Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор/ Н.И.Бахвалова./
Дошкольная педагогика.-2008.-№8.-с.20.
2. Мельникова, Л.И. Зимина, А.Н. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях/ Л. И. Мельникова. А. Н.Зимина. - М.: Гном-Пресс,2000.- 88с.
3. Орловой, А. В. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/ А. В. Орловой.- Владимир,1995.-184с.
Федорова С.Н.
ПРОЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ЭТНИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ
Понятие «национальный характер» использовалось первоначально в литературе о путешествиях и выражало специфику образа жизни народов (И.С.Кон). «В историческом аспекте можно выделить несколько форм исследования «национального характера»: 1) конфигурационизм, интегральный подход (Р.Бенедикт, М.Мид и др. антропологи культурно-исторической ориентации; к ним очень близок П.Сорокин); 2) кросс культурное изучение черт личностей, присущих различным типам культур; 3) анализ данной проблемы посредством понятия «социальный характер» (Э.Фромм). Такой подход дает возможность соотнести этнокультурные особенности личности с типом экономической системы и учесть конфессиональное разнообразие (психологию религии), при этом тип анализа, разработанный Э.Фроммом, применим для изучения, как современной действительности, так и исторических реконструкций; 4) значительную роль в изучении «национального характера» играют исследования Э.Эриксона, в которых он использовал биографический метод и стремился через историю жизни выдающихся личностей познать особенности психологии народа; 5) последний вид описаний «национального характера» образуют работы, созданные писателями, журналистами и просто внимательными и доброжелательными «включенными наблюдателями», имеющими дар увидеть детали образа жизни и описать это в целостной форме». Терминологический разнобой при определении сущности национального характера говорит о сложности и противоречивости данного понятия. По мнению Б.Д.Парыгина «не вызывает сомнения факт существования психологических особенностей у различных социальных групп, слоев и классов общества, а также наций и народов». Эти психологические особенности Н.А.Ерофеев определяет как «словесный портрет», «образ» или «этническое представление» о народе, С.М.Арутюнян говорит о психологическом складе нации, представляющем собой «своеобразную совокупность разнопорядковых явлений духовной жизни народа». Однако наибольшее распространение получил термин «национальный характер», определяемый, в частности Н.Джандильдиным как «совокупность специфических психологических черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных экономических, культурных и природных условиях её развития». Причем, ряд исследователей придерживается точки зрения о возможности существования национального характера только в бытовом, но никак не в научном сознании, ибо всякое обобщение на уровне «типичных» черт народа условно и натянуто. О давности существования такой позиции говорит выдержка из газеты «Санкт-Петербургские ведомости» от 11 января 1859 г.: «Для народов существуют общие характеристики; французов называют ветреными, англичан - себялюбивыми, русских - терпеливыми и т.д.; но, боже мой, сколько каждый из нас встречал глубокомысленных французов, самоотверженных англичан и крайне нетерпеливых русских». В настоящее время существуют самые различные точки зрения не только относительно сущности национального характера, но и относительно возможности самого его существования вообще. В наши дни наблюдается «изгнание темы характера из психологии и замена интегрального понятия «характер» понятием «личностных черт» или просто понятием «личность» (Е.Е.Насиновская). Интересна точка зрения В.Е.Чертихина, который отмечает, что обилие взаимоисключающих теоретических интерпретаций проблемы устойчивых психических свойств конкретных этносов привело к негативной реакции и прямому отрицанию со стороны ряда исследователей существования, как психического склада этнических общностей, так и национального характера. По их мнению, понятия «психический склад» и «национальный характер» ничего, кроме тумана, в проблему об этнических общностях не вносят. Автору представляется правомерной точка зрения тех исследователей, которые исходят из реальности устойчивых психологических свойств, отличающих психологию конкретных этносов. «Согласно интерпретациям сторонников этой концепции, понятия «психический склад» этноса и этнический (национальный) характер - однопорядковые, но не тождественные. (Ю.В.Бромлей). Этнический характер включает в себя психические черты, типичные для данного этноса, присущие большинству его членов и отличающих его от представителей других этносов… В отличие от этнического характера, включающего в себя наиболее типичные для этноса психические черты, психический склад - это совокупность всех устойчивых психических свойств конкретного народа. Помимо этнического характера, в состав психического склада, по мнению ряда исследователей, входят такие сложные образования, как темперамент, способности, особенности восприятия и художественного видения действительности, сравнительно устойчивые вкусы, динамические стереотипы, лежащие в основе автоматизированных элементов поведения членов этноса (привычки), и, по-видимому, ряд других явлений, нуждающихся в дальнейшем изучении». Поэтому при рассмотрении национального характера даже как некоего расплывчатого понятия, включающего те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого, необходимо четко руководствоваться некоторыми принципами: во-первых, представляется совершенно очевидным, что характер этноса - не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов. Прав И.С.Кон, подчеркивающий: «чтобы понять характер народа, нужно изучать, прежде всего, его историю, общественный строй и культуру; индивидуально-психологические методы здесь недостаточны». Во-вторых, недопустимо рассматривать какие-либо черты достоянием отдельных этнических общностей. Уникальны не черты и не их сумма, а структура: «… речь идет не столько о каких-то «наборах» черт, сколько о степени выраженности той или другой черты в этом наборе, о специфике ее проявления». (Цит. по: 1).
Национальный характер проявляется в отношении к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям, в т.ч. и в отношении к музыке. Да и в самой музыке находят отражение особенности национального характера. Попытаемся доказать это на конкретных примерах. Обратимся, например, к одной из древнейших культур - Китаю. К характерным особенностям китайцев исследователи относят: терпение, сплоченность, патриотизм, щедрость друг к другу, дисциплинированность, коллективизм, настойчивость. Простые китайцы всегда жили большими общинами на маленьком клочке земли, что требовало доминирования интересов всего коллектива над личными. Так же характер китайцев отличается такой чертой, как завышенная самооценка. Они считают себя самой развитой нацией, высшей над остальными, мотивируя это тем, что их история и «жизненный опыт» насчитывает более 7000 лет. Хотя историки это опровергают. Тем не менее, эта черта их характера позволила воспитать в каждом жителе страны любовь к родине, настоящий патриотизм. Особенности национального характера китайцев находят отражение и в их музыке. «Дошедшие до нас записи и бытующие в устной традиции образцы китайской народной музыки позволяют установить ее основные характерные черты. Мелодика китайских песен богата и своеобразна. В ней широко используются различные интонационные, ритмические и тембровые средства выразительности. Китайская мелодика отличается гибкостью, чуткостью, большой силой выразительности; интонации то развертываются мерно, сурово-сдержанно, то охватывают широкий диапазон, не избегая шагов на такие необычные в европейской музыке интервалы, как септима (септима - интервал шириной в семь ступеней звукоряда), то представляют собой остроумное комбинирование путем перестановок зеркальных обращений узорчато-орнаментальных попевок. Немалую роль в китайской народной музыке играют быстрые переходы из высокого регистра в низкий и наоборот. Тембровому многообразию способствует также использование фальцета (пережитка древнейших традиций, связанных с обрядом ряжения - неизменного атрибута архаических плясок). Своеобразен и метро-ритм. В светских напевах древнекитайской музыки, в отличие от культовых, употребляется свободный ритм; часто друг друга сменяют четные и нечетные, пяти-, семидольные размеры… Одной из важных особенностей китайской музыки является неразделимое единство поэтического текста и музыки, а также связь музыки с жестом и пляской. Вот почему китайские напевы полной силы своего воздействия достигают не при самостоятельном исполнении, а в «контакте» с другими видами временных искусств или в условиях театрализованного представления… Особого внимания заслуживает взаимосвязь вокальной музыки с фонетикой народной речи. Китайская фонетика очень многогранна: часто смысловое значение определенного слова меняется в зависимости от интонации Одни и те же иероглифы и сочетания в связи с характером их произношения могут иметь много десятков различных значений. И музыка путем применения специфически музыкальных закономерностей усиливает смысловое значение речевого произношения. Это объясняет господство в китайской музыке одноголосной мелодики: только при одноголосии может быть до конца выявлено эмоционально-смысловое интонирование текста, чутко улавливающее мельчайшие оттенки фразировки.
Не случайно и то, что встречающееся иногда многоголосие представляет собой «вариантно-подголосочную» полифонию, в которой второй и третий голоса воспроизводят обороты основной мелодии, лишь незначительно варьируя ее. Своеобразно и сочетание вокальной музыки с инструментальной. Инструменты то создают шумовой фон, на котором «стелется» мелодия; то неотступно следуют за вокальной мелодией, словно ее «тень», образуя как бы инструментальное отражение мелодии; то их роль (особенно в музыке театральной) сводится к тому, чтобы создать своего рода «заставку» или «концовку» для вокальной мелодии».2
Возьмем еще один этнический коллектив - африканскую культуру. «Разум африканского негра интуитивен, поскольку он нацелен на соучастие к другому человеку. Эмоциональное отношение к миру как раз и определяет все культурные ценности африканского негра - социальные структуры, искусство и литературу, религию… Европеец живет разумом, африканец - чувством, европеец - логикой, африканец - ритмом, европеец - расчетом, африканец - слиянием (растворением), европеец - потреблением ("пожиранием"), африканец - сопереживанием (уподоблением), европеец - плотским, африканец - духовным, европеец - земным (заземленным), африканец - космическим (возвышенным). Огромное место в философии афроцентризма занимает проблема специфики собственно африканской культурной практики. Говоря о психологии африканского негра, Сенгор отмечал, что он - дитя природы. Африканский негр, по его словам, будь то крестьянин, рыбак, охотник или пастух, живет на лоне природы, вне земли и в то же время с ней, вступая в доверительные отношения с деревьями, животными и всеми элементами, подчиняясь суточным и сезонным ритмам. Африканский негр открывает все свои органы чувств и готов к приему любого импульса, вплоть до глубинных волн природы, не ставя между субъектом и объектом какого бы то ни было экрана (не говоря уже о реле и трансформаторах). Приверженцы афроцентризма, отмечая специфику негритянской культуры, показывали, что для негра на первом месте всегда форма и цвет, звук и ритм, запах и прикосновение. Такое мироощущение противопоставляется западному, рационалистическому… Он как бы заперт в своей черной коже; живет в первозданной ночи и прежде всего не отделяет себя от объекта: от дерева или камня, человека или зверя, явления природы или общества. Негр не держит объект на расстоянии, не подвергает его анализу. Получив впечатление, он берет живой объект в ладони, как слепец, вовсе не стремясь зафиксировать его или убить. Он вертит его в чутких пальцах так и этак, ощупывает его, ощущает. Африканский негр, как и те твари, которые были созданы на третий день творения, представляет собой чистое сенсорное поле. Он познает "другого" на субъективном уровне, самыми кончиками усиков, если взять для сравнения насекомых. В этот миг движение эмоций захватывает его до глубины души и уносит центробежным потоком от субъекта к объекту по волнам, которые порождает этот "другой". С точки зрения Сенгора, африканский негр более точно, нежели европеец, реагирует на возбуждение, идущее от объекта. Он отдается его ритму. Такое плотское чувство ритма, чувство движения, формы и цвета составляет одну из его главных особенностей. Ибо ритм есть самая суть энергии. Именно ритм лежит в основе подражания, играющего столь важную роль в "созидательной", или "творческой", деятельности человека: в памяти, искусстве, языке. Рисуя образ африканской культуры, Сенгор писал, что именно космический ритм со свойственными ему вариациями и модуляциями задает объект, именно этот ритм вызывает приятное ощущение в нервных клетках, именно на него человек реагирует поведением. Если же этот ритм нарушается и объект задает диссонирующий ритм, то возникает оборонительная реакция. При отсутствии ритма, или если он становится неестественным, что, по мнению Сенгора, характерно для грегорианского хорала, а зачастую и для европейской музыки, то африканский негр все равно реагирует, предлагая свой собственный ритм, ибо без ритма для него нет музыки, нет танца. Как подметили ученые, ритм музыки и танца трансформируется мозгом в меньшей степени, чем любой другой ритм. Причину этого Сенгор видел в том, что музыкальные и танцевальные ритмы больше согласуются с физиологическими ритмами. Чувствительность, а еще точнее духовность, коренится, по мнению Сенгора, в самой природе негра. Если для европейца характерно декартовское "Я мыслю, следовательно, я существую", то для негра, согласно Сенгору, свойственно иное: "Я чувствую "другого", я танцую, я существую". В отличие от Декарта, африканскому негру для осознания того, что он существует, требуется не "словесная принадлежность", а объектное дополнение. Танцевать - значит открывать и воссоздавать, отождествлять себя с жизненными силами, жить более полной жизнью, одним словом, существовать. В любом случае это высшая форма познания. Поэтому познание есть одновременно открытие и воссоздание, - так утверждается в негро-африканской эстетике».3
«В африканской музыке различают два крупных пласта - музыка Северной Африки, представленная, прежде всего берберо-арабской музыкальной культурой, и музыка народов, живущих южнее Сахары. В свою очередь в музыкальной культуре народов Тропической Африке выделяется ряд самостоятельных ветвей, в т.ч. бушмено-готтентотская, эфиопо-сомалийская, восточно-африканская, центрально-африканская, нилотская, кушитская и др.
Африканская музыка не была зафиксирована графически, вплоть до недавнего времени. Она оставалась бесписьменной, что затрудняло её изучение»4. Своими корнями африканская музыка уходит в глубокую древность, свидетельством чему являются наскальные рисунки с изображением танцующих фигур и музыкальных инструментов.
Литература:
1. Федорова С.Н. Системный подход к этнокультурологической подготовке будущих педагогов: монография / Федорова С.Н. - Йошкар-Ола: ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2008. - 436с. - С.150-151.
2. http://knowledge.allbest.ru/culture/3c0b65635a2ac68a4d53a88421316c27_0.html
3. http://bibl.tikva.ru/base/B343/B343Chapter12-4.php
4. http://etnoportal.ru/blog/kultura_afriki/171.html
Хайруллина Ч. Р.
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО И МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. И сейчас как никогда важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, противостоять бездуховности.
Нам представляется, что одним из путей преодоления этих негативных явлений может стать музыкально-эстетическое воспитание детей. Народное музыкальное творчество является прекрасной основой для образования и воспитания, благодаря своей глубокой содержательности. Обращаясь к народной культуре как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических. Об этом свидетельствуют исследования Б.В.Асафьева, Б.Бартока, Д.Б.Кабалевского, З.Кодая и др. Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному развитию именно средствами музыкального фольклора.
Я хочу на примере нашего МДОУ № 26 «Подсолнушек» рассказать, как происходит музыкально-эстетическое воспитание детей (развитие у них музыкальности, творческого воображения, исполнительских умений и навыков) во взаимосвязи с кружком «Изи шудыр» средствами марийского музыкального фольклора (музыкально-поэтического, танцевального, игрового).
Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников на основе марийского фольклора будет проходить наиболее эффективно, если будут реализовываться следующие педагогические условия:
- формирование у дошкольников мотивационно - ценностного отношения к художественным традициям марийского народа;
- использование научно обоснованного комплекса форм и методов работы с детьми, предполагающего широкое использование возможностей марийского музыкального фольклора на кружковых занятиях;
- наличие инструментария диагностики музыкально-творческих способностей дошкольников (показатели, уровни развития);
- создание учебно-методического обеспечения процесса занятий с детьми (учебные пособия, нотные издания, сценарии фольклорных праздников и т.п.);
- овладение детьми знаниями традиций, обрядов и обычаев народа, а также морально-нравственных норм поведения и практическое их применение в быту.
Перед нами стоят следующие задачи:
- прививать интерес к культуре, традициям, быту, обычаям, музыке и танцам марийского народа и расширять интерес к историческому наследию нашего народа;
- подобрать и систематизировать фольклорный репертуар в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями детей;
- объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах музыкально-эстетического развития ребенка.
Нами определена цель: реализация содержательно-смыслового аспекта модели личностно-ориентированного развития дошкольников средствами музыкального фольклора марийского народа.
Решение поставленных задач проходит в в рамках реализуемых в ДОУ программ:
- подобраны средства воспитания и развития (фонотека, картотека сценариев занятий, картотека музыкального репертуара, подбор костюмов и атрибутов к пляскам и играм);
- выбраны методики (Н.А.Метловой, Н.А.Ветлугиной, О.В.Усовой, А.И.Бурениной);
- разработан перспективно-тематический план развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-7 лет средствами музыкального фольклора;
- определен план работы музыкального руководителя совместно с учителем марийского языка и воспитателями;
- составлен план мероприятий с родителями по развитию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора;
- создан пакет методических материалов по диагностике развития эмоциональной отзывчивости у детей средствами музыкального фольклора, определены критерии оценки.
Помня о том, что ОО «Музыка» весьма значительна для детей, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала эмоциональное отношение к ней. Так как процесс развития эмоциональной отзывчивости должен быть основан на хорошем знании ребенка: его интересов и предпочтений, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизических особенностей, провели анализ возрастных и индивидуальных характеристик музыкального развития детей.
Учитывая исходный уровень музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости детей на музыку, постарались выстроить процесс формирования эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора на основе сочетания базисных программ М.А.Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» и программы Т.Н.Дороновой «Радуга», а так же парциальных программ А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», О.В.Усовой «Театр танца». Осмысливая эти программы, мы адаптировали их соответственно условиям в ДОУ и особенностям детей, а так же своему творческому видению проблемы, эмоциональной отзывчивости детей на музыку. И представили материал в виде перспективного планирования фольклорных произведений по видам музыкальной деятельности.
В рамках темы налажено сотрудничество с воспитателями и родителями: составлен план мероприятий с родителями, разработаны анкеты для родителей.
Как происходит включение ребенка в музыкальную деятельность, как влияет она на эмоциональное развитие, какие трудности он переживает и как оценить эмоциональное состояние дошкольника? С этой целью были отобраны критерии оценки эмоциональной отзывчивости на музыкальную деятельность за основу которых взяты программные требования и возрастные показатели.
Результативность работы нашего МДОУ по данному направлению заключается в следующем:
- определено значение марийского фольклора с точки зрения музыкально-эстетического развития дошкольников;
- предложен диагностический инструментарии, позволяющий судить об уровне развития музыкально-творческих способностей воспитанников детского сада (показатели и характеристика уровня развития по каждому их них);
- адаптирован к работе с дошкольниками учебный репертуар лучших образцов народного марийского творчества по развитию у них музыкально-творческих способностей;
- выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие развитие музыкально-творческих способностей у воспитанников детского сада средствами марийского музыкального творчества (формирование у детей мотивационно-ценностного отношения к художественным традициям марийского народа в кружковой деятельности; наличие инструментария диагностики развития музыкально-творческих способностей у детей; создание фонда соответствующего дидактического материала: учебные пособия, нотные издания, сценарии фольклорных праздников и др.).
В нашей образовательной деятельности приобщение к традиционной народной культуре рассматривается как процесс освоения детьми культурного опыта народа через восприятие произведений фольклора, пение, танец, календарно-обрядовый фольклор. В основе данного педагогического процесса лежит воссоздание художественными средствами традиционных культурных ценностей: Красоты, Истины, Родной земли, Домашнего очага, Родной природы, Матери и материнства, идеалы человека.
Литература:
1. Музыкальное воспитание дошкольников: учебник для студентов высш. и сред. учеб, заведений - 3-е издание, О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили. М.: “Академия”, 2000.
2. Музыкальные шедевры/ Радынова О.П. Авторская программа музыкального развития дошкольников. - М.,1997.
3. Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. - ГОУ “Центр “Учебная книга”, 2006
4. Фольклор для маленьких - Павлова Л.Н., журнал “Дошкольное воспитание”. - 1990 - №№ 4,7,10.
Хохлова А. В., Алексеева Е. В.
КНИЖНАЯ ГРАФИКА ХУДОЖНИКОВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ И МАРИЙСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и воспитания. Вопросами эстетического воспитания дошкольников занимались такие ученые, как Г.Рошаль, В.Шацкая, М.Румер, Н.Преображенский, Н.Доломанова и др. В своих работах они отмечали то, что без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности. Е.Рослякова эстетическое воспитание определяет как целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетического восприятия, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты [3].
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребенка-дошкольника, наиболее мощным является искусство. Вопросы приобщения детей к искусству, развития творческой активности личности в процессе этого, нашли свое отражение в трудах известных педагогов и психологов Л.С.Выготского, Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского и др.
По утверждению К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, А.П.Усовой, ни одно из средств духовного развития детей по своей эффективности не может сравниться с народным творчеством, так как с первых дней жизни ребенок соприкасается с национальным искусством, знакомится с многовековым опыт людей, представлениями о Добре, Красоте, Истине. В национальном искусстве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью. Знакомясь с национальным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.
Исследователи детского творчества Е.А.Флерина, А.П.Усова, Н.П Сакулина подчеркивают, что знакомство детей с народным искусством положительно влияет на развитие детского изобразительного творчества, способствует воспитанию чувства прекрасного, вызывает первые представления о Родине, способствует формированию патриотических чувств. Наиболее близкими и понятными для детей дошкольного возраста видами искусства являются музыка и книжная иллюстрация: с самых первых дней своей жизни ребенок слышит колыбельные матери, позднее рассматривает иллюстрации к книжкам.
Национальная музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-этическим представлениям, активному мышлению и развитию творческих способностей детей. Под воздействием национальной музыки стимулируется развитие памяти, воображения, мышления, эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста, а также нравственные качества.
Музыкальная песенная культура марийцев своеобразна: прослеживаются финно-угорские корни, влияние тюркской музыки, воздействие русской песни. Марийцы в своих песнях рассказывали о природе своего края, о своей жизни и труде. Характерной особенностью марийской музыки является повторение музыкальных линий и высокие ноты.
Начало систематического изучения марийского фольклора связано с именем В.М.Васильева. Им было написано немало теоретических работ, подготовлено к изданию огромное количество народных песен. Первый профессиональный марийский композитор И.С.Ключников-Палантай всю жизнь посвятил делу развития национальной культуры. Огромный вклад в развитие марийской музыки внес композитор Я.А.Эшпай - собиратель марийского музыкального фольклора.
Важная страница творческой деятельности композиторов - создание музыки для детей. Здесь можно выделить два направления. Первое - сочинение песен и инструментальных пьес, предназначенных для исполнения самими детьми; второе подразумевает произведения, исполняемые взрослыми и адресованными детской аудитории. Наиболее известные марийские композиторы, написавшие песни и музыку для детей - С.Маков, В.Захаров и В.Кульшетов.
Большой вклад в дело эстетического воспитания, пропаганду музыкального искусства в республике вносят музыковеды: И.В.Яшмолкина - автор брошюры о жизни и творчестве И.С.Палантая, Р.Артищева - написала несколько работ, посвященных творчеству композиторов, Д.Кульшетов - уделял внимание собиранию и изучению фольклора, О.Герасимов - внес неоценимый вклад в научное познание марийской фольклористики [2].
Другой вид искусства, с которым знакомятся дети дошкольного возраста - марийское изобразительное искусство, которое своими корнями уходит в глубокую древность. Начальный этап изобразительного искусства в Марийском крае был связан с обращением исследователей, художников к этнографии, культуре и быту народа. Л.А.Кувшинская, В.Г.Кудрявцев, Г.Прокушев, Г.И.Соловьева, Б.Ф.Товаров-Кошкин проводили исследования в области развития марийского искусства, творчества марийских художников, в частности издания и иллюстрации марийских книг.
Марийская книжная графика - явление молодое в истории искусства. Интенсивное развитие получает в начале 60-х годов 20 века. Наиболее известные имена в марийской книжной графике - А.Орлов, А.Бакулевский, З.Лаврентьев, И.Михайлин, Л.Пашкина, А.Фомин и др. Тенденции развития современной марийской книжной графики - преодоление грани разрыва между оформлением книги и книжной иллюстрации. Стилистика современной книжной графики стала богаче. Она соединила традиции отечественного искусства книги с чертами национального своеобразия, с мотивами народного прикладного искусства [1].
Анализ научной литературы и опыта работы по проблеме приобщения детей к национальной культуре педагогов-практиков РМЭ показывает, что в настоящее время этот вопрос в целом получил достаточное отражение, как в теории, так и в практике воспитания. Важное значение в воспитании детей в национальных традициях имеют исследования ученых П.А.Апакаева, В.А.Акцорина, Ю.А.Калиева, А.Е.Китикова, В.Г.Кудрявцева, Т.И.Софроновой, В.А.Шабалкиной, С.Н.Федоровой и др.
Мы провели исследование, в ходе которого изучили уровень сформированности эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста о книжной графике Марийского края. В результате исследования были получены следующие данные: высокого уровня не достиг ни один ребенок; средний уровень выявлен у 6 детей (30%); низкий уровень - у 11 детей (55%); очень низкий уровень - у 3 детей (15%). Также мы провели беседу с музыкальным руководителем и воспитателями об использовании марийской детской музыки на занятиях. Выяснили, что респонденты включают в программу занятий лишь некоторые произведения С.Макова и В.Захарова.
Исходя из полученных результатов, сделали вывод о том, что в дошкольных образовательных учреждениях необходимо проводить работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с детской книжной графикой художников Республики Марий Эл с использованием марийской музыки.
На занятиях мы использовали книжную графику З.Лаврентьева, А.Фомина, Л.Пашкиной, И.Михайлина, музыку С.Макова, В.Захарова, В.Алексеева.
В иллюстрациях З.Лаврентьева к книге «Сказки лесов» В.Акцорина (1972) во всей полноте нашел выражение стиль и авторский почерк художника. В сказке «Почему у зайца губа рассечена» все герои уместились на одной иллюстрации. Декоративность в изображении птиц, одежды, травы, деревьев делает рисунки нарядными. Национальное своеобразие в иллюстрациях нашло место также в типах и характерах героев сказок. На этом занятии также мы знакомили детей с музыкальным произведением «Белый зайчик» муз. В. Захарова, сл. В.Сапаева.
В книге П.Першута «Муравьиная свадьба» с иллюстрациями 3.Лаврентьева полчища пестрых муравьишек в узорчатых праздничных одеждах пляшут, играют на национальных музыкальных инструментах, летают на бабочках. Рисунки перекликаются с марийской вышивкой и кружевами. В верхней части полосы художник использует растительный орнамент - гибкую лозу с цветами, листьями, завитками. На этом занятии мы познакомили дошкольников с произведением С.Макова «Муравьиная свадьба», а также включали звуки марийских инструментов (гармонь, дудка, гусли).
В иллюстрациях И.Михайлина к книгам В.Юксерна «Лис и хозяин леса» и В. Стародубовой «Ян - не королевич» художник передает настроение, характер при помощи цвета, композиции, изображения движения. Главные герои выделяются крупным планом; выразительны фигурки очеловеченных животных.
Заметный вклад в иллюстрирование детской книги внес А.Фомин. Его рисунки к книгам В.Стародубовой «Волшебник Ой» и В.Юксерна «Чоткар» праздничные, декоративно нарядные, помогают раскрыть содержание произведения. Художник старается показать красоту и бескрайность марийской земли. Чтобы возвысить доброту и силу Онара, художник изобразил его в полный рост. От фигуры героя исходит тепло и свет.
Интересны и выразительны иллюстрации Л.Пашкиной к стихам С.Чавайна «Летнее утро». Дети узнают знакомые луга, поля, весенние сады родного края. На занятиях использовали музыкальные произведения В. Захарова «Весна» («Весной в поле»); С.Макова «Птички», В.Алексеева «Синица», «Ворона», «Сорока».
Таким образом, занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой Республики Марий Эл и марийской детской музыкой могут быть разнообразными и вариативными, способствующими формированию эстетического восприятия, суждений, пробуждению у детей творческих начал. Во многом это зависит от материального обеспечения и возможностей педагогов. Мы предлагаем включать в занятия хотя бы минимум материала, который доступен для использования.
Литература:
1. Кудрявцев, В.Г. Марийская графика: Монография / В.Г.Кудрявцев. - Йошкар-Ола, 2001. - 208 с.
2. Мысина, В.К. Марийское музыкальное народное искусство (учебное пособие) / В.К.Мысина. - Министерство культуры печати и по делам Национальностей РМЭ; ГОУДПО РМЭ «Уч-метод центр «Камертон». - Й-Ола: ООО «СТРИНГ», 2008. - 108 с.
3. Рослякова, Е.Е. Эстетическое воспитание и знакомство ребенка дошкольного возраста с искусством / Е.Е.Рослякова // Начальная школа плюс до и после. – 2004. №4. – с. 62-64.
4. Софронова, Т.И. В мир национального искусства: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. / Т.И.Софронова, В. А. Шабалкина. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2007. - 112 с.
Цаллагова З. Б., Цаллагова Ф. К.
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОННОТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Актуальность проблемы эстетического воспитания подрастающих поколений, обусловленная доминированием в современном обществе прагматического сознания, диктует необходимость повышения внимания к формированию у детей нравственно-эстетического отношения к человеку и окружающей действительности, воспитанию у них благородства, гармонии, добра и красоты. В их становлении большую роль играет искусство, которое способствует развитию духовно-ценностных ориентаций ребенка, эстетическому отношению к миру, обогащению чувственно-эмоциональной сферы. Наиболее значимую роль в этом процессе играет этнокультура, с самого детства близкая каждому ребенку, ее педагогический потенциал и глубинное воздействие этнопедагогических йдей, образов, артефактов на ум, души и сердца детей. Указывая на важность использования педагогического наследия этноса, выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский еще в середине Х1Х века особо подчеркивал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [6, с.185].
Осетины от поколения к поколению передавали практический опыт формирования эстетического отношения к человеку и природе посредством народной культуры и искусства, создавая формы, методы, приемы и средства воспитания гармонически развитых людей, чувствующих красоту и этичность проявлений деятельности человека. Горский народный идеал совершенной личности нацеливал не только на воспитание сильного, ловкого, смелого охотника и воина, но и формировал чуткое восприятие мира звуков, цвета, слова, настраивал на гармоничное взаимодействие людей в семье, патронимии, социуме [2,с.76-80; 4,с.18-25]. Однако методология использования осетинского этнопедагогического наследия в деятельности современных учреждений дополнительного образования детей мало разработана, отсутствует четкость и полнота учета этнокультурного контекста при осуществлении воспитания детей в художественной школе.
Этнокультурная коннотация процесса эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования детей обусловлена необходимостью учета этнокультурного контекста при осуществлении воспитания детей в художественной школе. Проблема усугубляется тем, что в образовательных учреждениях дополнительного образования художественно-изобразительного профиля решение проблем трансляции этнокультуры часто носят несистемный, нецеленаправленный характер, а также наличием противоречия между необходимостью приобщения школьников к основам национальной культуры и недостаточной разработанностью подходов к решению задач эстетического воспитания на основе этнотрадиций.
Знакомство с обширной научной и методической литературой по теме, учет собственной многолетней преподавательской практики показывает необходимость и плодотворность эстетического воспитания школьников в учреждении дополнительного образования детей, при котором осуществляется приобщение детей к миру общечеловеческих и национальных ценностей через собственное творчество [5, с.21-24; 7, с.85-89]. В ходе такой работы осознаешь, что без искусства нет полноценного воспитания личности, что изобразительное искусство воспитывает богатейшие формы воображения, которое служит глубинной психологической основой всех форм мышления. В подтверждение приведенных положений можно привести высокие результаты государственной аттестации выпускников республиканских образовательных учреждений, которые подтверждают, что занятия искусством не противоречат, а способствуют общим высоким учебным показателям.
Особенно актуальным это становится в настоящее время, когда воспитание детей и молодежи в духе мира и уважения к другим народам становится столь судьбоносным для планеты. В ведущих нормативных документах реформирования российского образования в качестве приоритетной установки также обозначена стратегия поли- и этнокультурной направленности, ориентированная на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства» [3,с.36-39; 5,с.32-38]. Все это свидетельствует о том, что образование вышло на уровень активного становления этнокультурно коннотированных систем. Знакомство с соответствующими документами показывает, что этнополитическая стратегия государства в области образования открывает широкий путь к целенаправленному использованию элементов этнокультуры в педагогическом процессе. Однако, разработка моделей этнокультурного образования, учитывающих этнопедагогические и этнопсихологические особенности формирования личности, специфику художественной этнокультуры в сфере дополнительного образования детей, фактически только начинается.
Наша опытно-экспериментальная работа на базе Алагирской художественной школы № 4 (Республика Северная Осетия-Алания) показала плодотворность учета принципа этнокультурной коннотации (выделение, подчеркивание, акцентирование, развитие этнических констант народной культуры в повседневной педагогической практике процесса художественного воспитания детей как системы мер, обеспечивающей формирование личности, сочетающей в себе гражданственность и этничность). Выбор такого похода был обусловлен, в том числе и необходимостью сохранения и возрождения осетинской этнохудожественной культуры, обладающей уникальным национально-оригинальным своеобразием и мощным общегуманистическим потенциалом, кроющихся в этнокультурном опыте, темах, сюжетах, идеалах, средствах и методах [2,с.56-62; 4,с.180-185].
При разработке приемов и методов педагогической работы, методических рекомендаций, разработке уроков, включающих этнохудожественные материалы, нами отслеживалась наполненность их этнокультурным содержанием, нацеленность на формирование художественного вкуса и эстетической осведомленности [1,с.56-57; 5,с.128-130]. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни, она не подвержена коренной трансформации, она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности.
Особенно высока воспитательная эффективность языка цветовой выразительности, специфичность которой зависит от этноса, культуры, эпохи. Цветовое осмысление мира в каждую эпоху основывается на определенных колористических концепциях. Цвет в мифологическом сознании был имманентным, природным способом самоощущения человека. В современном динамичном мире цвет вносит в жизнь человека внутреннюю экспрессию, но может и уравновешивать, гармонизировать. Цвет рассматривается не только как выразительное средство, как эстетическая ценность, но и как форму эстетического сознания, то есть цвет является эстетическим феноменом [3,с.16-17; 7,с.11-14].
Анализ научных теорий осмысления цвета позволяет говорить о следующих подходах к данной проблеме:
- сакрально-космогоническом, когда цвету «присваивается» магическая сила и придается символическое значение;
- естественно-математическом, позволяющим точно определить характер, качество и степень интенсивности цвета как физического явления;
- психофизиологическом, который рассматривает влияние цвета на человека, в зависимости от характера цветового воздействия;
- культурно-историческом и социальном, учитывающим национальный, исторический и культурный опыт освоения цвета. Последний из подходов и стал отправной основой наших научно-педагогических изысканий в Алагирской художественной школе № 4 на протяжении последних десяти лет, подтвердивших, что процесс эстетического воспитания учащихся средствами этнохудожественнои культуры будет более эффективным, если осуществляется система мер по развитию у учащихся и педагогов мотивации к реализации национально-регионального компонента по художественному краеведению, культуре и быту осетинского народа, осетинскому устному народному творчеству. Эффективности эстетического воспитания способствует и создание организационно-педагогических условий по прив