Композиторы. Данный раздел - информационно самый объемный. На рабочем меню раздела вокруг композиции из рояля, клавира и здания Национального театра драмы им. М.Шкетана собраны портреты тридцати шести марийских композиторов и музыковедов. При наведении на портрет стрелки открывается персональная «гостевая» страница композитора (композитора-профессионала, композитора-любителя, музыковеда) со своей навигацией. На «гостевой» мы видим портрет с перечислением основным заслуг и званий, краткую биографию, а также рабочие кнопки «Фотогалерея», «Основные произведения» и «Литература». При нажатии на «Фотогалерея» открываются взору фотографии из фондов музея Марийского республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С.Палантая и из личных фондов композиторов. «Основные произведения» открывают список произведений данного автора и, что мы считаем самым главным, фрагменты записей двух-четырех известных произведений из фондов Филиала ГТРК «Марий Эл». «Литература» открывает перечень публикаций, посвященных жизни и деятельности композитора или музыковеда.
Тесты. Рефлексия содержания учебного материала осуществляется в ходе решения десяти тестов. Решать тесты можно в произвольной последовательности, а вот внутри теста пять заданий появляются в запрограммированной последовательности. Прочитав задание, ученик (студент) выбирает один из четырех предложенных вариантов ответа, после чего в специальном ответе высвечивает «Верно» или «Неверно». Затем автоматически появляется следующее задание. После решения всех пяти заданий теста появляется общая оценка за тест, например, «Оценка - 2. Знания крайне неудовлетворительные».
Эстетическое оформление учебного пособия не менее важно, чем его содержание и методический аппарат. Оно может быть притягательным, «родным», воспитывающим эстетический вкус и патриотические чувства, словом, оформление пособия - это, своего рода, предварительный этап подготовки к учебному процессу.
Оформление мультимедийного пособия обладает еще большими возможностями. Яркость и динамичность изображений, музыкальное оформление и звуковые эффекты, удобная навигация представляются выигрышными в сравнении с традиционными учебниками (мы ни в коей мере не оспариваем фундаментальность традиционных учебников и пособий на бумажных носителях).
Хочется надеяться, что при создании электронного пособия «Марий сем» удачно подобраны цветовая гамма, картинная галерея, фономатериалы. Деревья, символизирующие среду обитания и хозяйственный уклад народа, орнамент вышивки, символизирующий его мифологические представления, и мелодии, ставшие практически народными, призваны отражать, ни много ни мало, ментальность народа мари.
Проект, созданный творческим коллективом в составе доцента Р.И.Чузаева и профессора О.М.Герасимова (факультет культуры и искусств Марийского государственного университета), руководителя УМЦИТиМ В.Э.Цвирко (Школа № 30 г. Йошкар-Ола) и звукорежиссера Филиала ГТРК «Марий Эл» О.С.Крылова, удостоен Гранта Президента Республики Марий Эл.
Лоскутова Р.Р.
МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Разрушение любого государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и светлой музыки народ обречен на вырождение
Китайская поговорка
Системный кризис, произошедший в общественно-политической жизни России, привел к изменениям механизма регуляции государственных и общественных институтов, отвечающих за процесс социализации и преемственности поколений. Это касается не только характерного для каждого поколения в несовпадении вкусов, взглядов, манере поведения, это относится к духовным основам развития общества. Духовная жизнь превратилась в безликое существование, наполненное срывами и напряженностью. Проблема ценностей, влияющих на формирование и развитие подрастающей молодежи, от которой зависит развитие общества, является актуальной. Одним из культурных факторов, воздействующих на духовную жизнь общества, выступает музыка.
Музыка - средство, способное защитить от «расщепления» духа, души и тела, которое угрожает человеку настоящего в результате как внешних, так и идущих изнутри разрушительных процессов.
Перед современным музыкальным воспитанием сегодня стоит целый ряд этическо-психологических проблем. В первую очередь, к ним следует отнести проблему мотивации музыкального воспитания, из-за которой у нас в стране постановка музыкального воспитания во многих случаях оставляет желать лучшего. Если в педагогике древних цивилизаций или средневековья необходимость музыкального воспитания не вызывала сомнений, то впоследствии, роль музыки в воспитательно-образовательном процессе стала уменьшаться, и в последние десятилетия проблема мотивации приобрела особую остроту. Происшедшие процессы свидетельствуют о том, что нарушена гармония между воспитанием и образованием. В погоне за объемом информации, за углублением так называемых более «практически значимых»знаний упущена забота о формировании нравственного мира ребенка и подростка. Преподаватели музыки зачастую сталкиваются с недооценкой значения предмета «Музыка» на всех уровнях - как в педагогической среде, так и со стороны родителей.
Издревле музыкальному воспитанию придавалось обще-гуманитарное значение, за ним признавалась ведущая рольв нравственном и интеллектуальном совершенствовании личности. С одной стороны, это связано с особенностями средств музыкальной выразительности, их влиянием на психику, с другой - со способностью музыки, как никакого другого вида искусства, моделировать сложнейшие процессы духовного мира человека на уровне сознания и подсознания, наконец, с ее исключительно сильным нравственным воздействием на эмоциональную сферу и духовный мир человека, что приобрело, сегодня особую актуальность.
Музыкальное воспитание способствует развитию и интеллектуальных способностей личности. В современной науке признается наличие музыкального мышления.Оценочная деятельность, которая всегда присутствует в музыкальном восприятии, предполагает серьезные аналитические операции. Справедливо наблюдение Е.В.Назайкинского, что простейшее осмысление музыки невозможно без анализа и синтеза.
Музыкальное воспитание развивает воображение, фантазию, концентрацию внимания. Наука приходит к выводу, что существует специфическое музыкальное воображение. Развитие всех этих психических функций (в совокупности с эмоциональной сферой и интеллектом) активизирует творческий потенциал личности.
Нельзя забывать и о компенсаторной функции музыки. Большая нравственная и психическая нагрузка современной жизни, ее стремительные темпы в совокупности с тотальной технизацией пагубно влияют на нервную систему людей, особенной детей. Компенсаторная роль музыки заключается в том, что она дополняет недостаток удовлетворения базовых потребностейв сфере подсознания. Музыка способна доставлять удовольствие, наслаждение. Ныне уроки музыки, в известной мере, играют лечебно-профилактическую роль.
Другая, не менее важная проблема - это проблема репертуара, который звучит в ДОУ, школе и который окружает ребенка. Если педагоги прошлых времен призывали к высокохудожественному репертуару (вспомним полемические строки В.Стасова или Б.Асафьева, то сейчас еще встает проблема нравственной сути музыки. Это касается, прежде всего, поп-культуры, но, порой, и академических жанров.
В философских и педагогических трактатах прошлых веков говорилось о смягчении и облагораживании нравов под воздействием музыки. Но знали и другое, что влияние музыки может быть не только положительным, но и отрицательным, способным будить в подсознании низменные инстинкты. Существовало так называемое тайное знание, включающее законы воздействия музыки на психику, которые находились под строгим контролем у служителей культа. Произведения искусства создавались строго по законам красоты и благотворного воздействия на психику. Это лежало в основе художественного метода.
Ныне всеобщий для музыки закон гармонии и красоты, о котором говорил Моцарт, нередко игнорируется. Крупнейший композитор XX века, один из столпов музыкального авангарда, Д.Кэйдж более 40 лет назад сказал: «Моя музыка приближает, скорее, к разрушению, чем к созиданию, к аду, чем к раю, к уродливому, чем к прекрасному». Музыка зачастую теряет свое высокое нравственное предназначение.
По словам Б.Асафьева, бытовая музыка сопровождает человека «от колыбели до похоронного марша». В последние годы жанровый объем бытовой музыки чрезвычайно сузился - в результате дети воспитываются односторонне. Усложняет музыкальное воспитание и чрезмерная перегруженность и «загрязненность» бытового музыкального фона, который также является одной из важных составляющих музыкального воспитания. Это обусловлено обилием малохудожественной информации, особенно в сфере массовой культуры.
Исследования, проведенные японским врачом, сотрудником Йокогамского университета Масару Эмото, показали разрушающее воздействие «тяжелой» музыки на кристаллы воды. Под воздействием классической музыки они имеют правильную форму и четкую структурную связь и полностью разрушаются при звучании рока. Но если человек на 2/3 состоит из воды, то, что же происходит со здоровьем наших детей, если они постоянно слушают такую музыку? Ребенка должна окружать, по словам доктора педагогических наук, профессора Б.Т.Лихачева, «экологически чистая звуковая аура». На повестке дня массовой школы - вопрос воспитания культуры обращения с музыкой в условиях ее искусственного воспроизведения, формирование музыкально-экологического взгляда на жизнь.
К сожалению, сейчас уже можно говорить о музыкальной наркомании среди подростков. Результатом воздействия тяжелого рока на человека является полное физическое и духовное опустошение. Вопрос - музыка бедствие или благо, вовсе не парадоксален, как может показаться на первый взгляд, ибо музыка, звучащая сегодня с экранов телевидения, сопровождающая нашу жизнь, наталкивает на серьезные размышления. Чрезвычайная действенность музыки на волю, желания, поступки, действия человека несомненны. Сегодня неопределенная и нестабильная ситуация во всех сферах общества вызвали к жизни своего рода «антимузыку», проникнутую идеями зла, насилия, раскрепощенности самых низменных инстинктов. Она наносит душевные травмы, а порой «аккомпонирует» убийству. Истинная музыка и «антимузыка» существуют сейчас параллельно.
Известно, что чем меньше ребенок, тем более восприимчив он к звучанию мира, окружающего его. Порой взрослые мало заботятся о том, какую звуковую среду они создают для ребенка. Музыкальная культура в своем глубинном значении давно вышла за пределы круга любителей музыки в современном мире. Широкое использование музыки в целях воздействия на состояние человека сейчас приняло почти тотальный характер. Свойство музыки влиять на состояние человека применяется сейчас в терапевтических сеансах, рекламе, кино и т.д.
Предметам гуманитарного, художественно-эстетического циклов, в частности, музыке, отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании детей и подростков. Музыка влияет на любого человека в независимости от его возраста, пола, социального положения и образования. Только музыкальное искусство способно с такой силой воздействовать на эмоциональную сферу человека, заставляя его прислушаться к звукам собственной души. Оно является выражением взаимосвязи между человеком и миром, «духовным мостом», соединяющим день вчерашний и день сегодняшний, прошлое и настоящее.
Поскольку процесс формирования общечеловеческих духовных ценностей через музыкальную культуру находится в прямой зависимости и от общеобразовательного уровня всего населения, необходимо объединить усилия музыковедов, социологов, педагогов, всей общественности для того, чтобы открыть «большой музыке» дорогу в школьные стены и культурно-досуговые учреждения.
Подводя итог вышеизложенному, хочется отметить, что всегда новое поколение отличается от предыдущего, но нас тревожит всеобщий хаос, который чреват пренебрежением к искусству. Уменьшается стремление людей дать своим детям музыкальное образование. Это связано с бытовыми трудностями, но вместе с этим мы верим, что XXI век будет веком гуманизма и возрождения искусства.
Романова И.В.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Всеобщим предметом и методом космической педагогики является сознательное развитие человеческой жизни в соответствии с законами эволюции. Поскольку человек – микрокосмос, есть образ и подобие макрокосмоса, постольку универсальным предметом космической педагогики является закономерное развитие высших аспектов человеческого духа: разума, сердца и воли в соответствии с их триединым понятием – Истиной, Любовью и Красотой. Космическая педагога отвечает на вопрос не только чему, но и как человека учить, не только что в человеке воспитывать, но и каким способом это делать.
Разговор об экологии души Ребёнка привёл меня к размышлениям о том, в чём же заключается смысл моей педагогической деятельности? Он в заключается в умении воспринимать каждого ребёнка как личность, как индивидуальность, видеть рост и духовное совершенствование этой личности. И если я - педагог, то вся моя педагогическая деятельность основывается не только на том, чтобы давать знания, умения, навыки, но самое важное, на том, как помочь маленькому человеку превратиться в Человека с большой душой – в Велико-душного и Благо-родного человека. Как же нам быть? Принять ли утверждение о приходе поколения света, детей Индиго, согласится ли, что они несут свою миссию и новый образ жизни для ускорения эволюционного развития человечества, или же объявить недоверие такому утверждению? Мы, приверженцы гуманной педагогики, принимаем нынешних детей за представителей Света и делаем вывод: детям Света нужны родители, педагоги и воспитатели, тоже устремлённые к Свету. И какая же нужна педагогика детям Света? Им нужна педагогика Любви, Добра, Понимания, Содействия, Вдохновения, Воодушевления, Сочувствия, Защиты. Нужна педагогика. которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, развивать их познавательные способности, направлять на поиск своего предназначения. Это и есть гуманная педагогика.
Авторитарное педагогическое мышление руководит деятельностью подавляющего большинства учителей, воспитателей, методистов, работников образования, родителей. В силу традиционной устойчивости и повсеместности за авторитарным подходом признаётся очевидность «педагогической истины». Хотя, является фактом, что эта «истина» порождает глубокий кризис в образовании, становится источником конфликтов во взаимоотношениях между воспитанниками и их воспитателями, детьми и взрослыми. Как выразился психолог Д.И. Фельдштейн «Дети рядом с нами, но не внутри нас. Мы рядом с ними, но они не впускают нас внутрь себя».
Ряд различий между авторитарным и гуманным педагогическими подходами в воспитании детей.
Гуманная педагогика | Авторитарная педагогика |
Исходит из идей духовной общности, сотрудничества и сотворчества, устремлённых от сердца к сердцу. | Строит свои отношения с детьми на основе системы поощрений и наказаний, т.е. принуждения. |
Направлена на облагораживание души, сердца и разума Ребёнка. А знания мыслятся как путь восхождения к цели. | Ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, и превозносит процесс обучения. |
Принимает ребёнка таким, какой он есть, полностью, целостно. | Довольствуется учётом психологических особенностей детей. |
Ведёт постоянный диалог взрослого с ребёнком и ребёнка со взрослым. | Монологична в своём общении с детьми |
Гуманная педагогика инновационна | Консервативна |
Образовательные процессы следуют принципу сотрудничества, взаимопонимания, духовной общности, творящего терпения, радости познания, свободного выбора и доверия. | Образовательные процессы заформализованы и официальны, строго регламентированы, наполнены менторским тоном, призывающим воспитанников к долгу, послушанию, непререканию. |
Строится на аксиомах: Любовь воспитывается любовью, доброта-добротой, благородство-благородством. | Приемлет в качестве аксиом: Зло наказывается, добро – поощряется. Лень порицается, усердие – приветствуется. |
Профилактична и лечебна. Ибо каждый Ребёнок находится в состоянии радости и уважения, любви и духовной общности. | Вредит здоровью детей, провоцируя педагогов и родителей на раздражение, грубость, угрозы, крики, наказание, ущемление достоинства ребёнка. |
Мэтры гуманной педагогики: Марк Флабий Квинтилиан, Ян Амос Коменский, Жан-Жак Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци, Константин Дмитриевич Ушинский, Адольф Дистервег, Мария Монтессори, Антон Семёнович Макаренко, Януш Корчак, Василий Александрович Сухомлинский…
Гуманная педагогика есть высочайший уровень мысли и практики. Смешивать её с авторитарной педагогикой нельзя. Потому от нашего выбора зависит - станет образовательный мир гуманным или останется авторитарным. Каждый из нас является творцом своего субъективного образовательного поля вокруг себя. Поле это без нашей личности не существует, оно такое, какие мы сами, наши убеждения, устремления, личностный склад характера и нравов.
Самая большая трудность в творении гуманного образовательного мира находится внутри нас, взрослых. Это может быть наша косность и консерватизм, наша привязанность к авторитарному педагогическому мышлению, вера, что авторитаризм есть истинный путь педагогики.
Надо победить страх в себе, надо совершить Подвиг - стать героем Духа. Такое волевое решение не зависит от каких-либо внешних обстоятельств, а зависит только от нас самих. Личность рождается в борьбе с самим собою. Борьба эта будет нелёгкая, но достойная. Чтобы стать творцами гуманного образовательного мира, чтобы наше субъективное образовательное поле было радостным для наших воспитанников, нам нужно будет:
- принять в наше сознание измерение духовности и мыслить на его основе;
- облагораживать свой характер, взращивать в себе творящее терпение, понимание, благородство и великодушие;
- совершенствовать искусство любить детей, радоваться всему возвышенному и прекрасному;
- совершенствовать своё педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения;
- руководствоваться в решении педагогических задач мудростью классиков педагогики;
- избавляться от вредных привычек и склонностей, если замечаем в себе такое;
- направлять своё сознание к созиданию прекрасного, на творение добра, на строительство эволюционного будущего, на самосовершенствование.
Только в такой борьбе можно преодолеть и победить в себе всё, что связывает нас с авторитарным мышлением и практикой. В этом процессе восхождения нас будет поощрять всё возрастающая взаимная любовь и доверие к нам наших воспитанников, всерасширяющаяся духовная общность с каждым из них. Необходимо неукоснительно следовать трём заповедям:
1. Верить в безграничность и неповторимую красоту души каждого ребёнка.
2. Верить в преобразующую силу гуманной педагогики.
3. Верить в свою Искру Божью, Искру Творчества и Вдохновения!
… И обратилась душа Ребёнка к душе Педагога: «О, милый Учитель мой! Прошу тебя, не прикасайся ко мне без любви и без веры в мои способности. Отходи от авторитаризма, не пытайся стандартизировать меня и не дай никому стандартизировать тебя. Сними с лица ложные маски строгости и недоверия. Сдай в архив своё раздражение и злобу. Не приходи ко мне без вдохновения на творчество и самосовершенствование. Все эти недоразумения авторитарности увеличивают пропасть между мной и тобою, они делают нас глухими друг для друга. Учитель! Вдохнови меня на творчество. Только не пытайся сделать это силой принуждения. Для начала, полюби меня и верь в меня! Я откроюсь только тому, кто любит и верит в меня. Твоя любовь и вера, учитель мой вызовет во мне ответную любовь и веру к тебе, и тогда между нами зародится заветная духовная общность. Это будет означать, что твоя добрая воспитательная воля может сеять в моём сердце семена прекрасного и вечного, поможет тебе воодушевлять и вдохновлять меня. Милый мой учитель, вдохнови меня на светлое творчество! Будь героем Духа и я пойду за тобой. Вдохнови меня Культурой и Красотой! Дай мне понять величие человеческого духа и свою причастность к строительству Космоса. Учитель, вдохнови меня на творение в себе Человека Духовного, Человека Благородного и Великодушного!».
Литература:
1. Амонашвили, Ш.А. Манифест гуманной педагогики. - Бушети, 2011.
2. Амонашвили, Ш.А. Учитель, вдохнови меня на творчество! - Донецк, 2011.
РАЗДЕЛ 1
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО И МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Бакланова И. Н.
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В БУДНИ И В ПРАЗДНИКИ
Эмоции играют очень большую роль в жизни ребенка, и от того, как сформируется эмоциональная сфера малыша, зависит всё его развитие. Не последнюю роль в её становлении играет музыкальный фольклор.
Малые фольклорные формы - прибаутки, потешки, небылицы, побасенки и сказки, подчиняясь общим закономерностям произведения народного эпоса, несут в себе этнические характеристики. Но главная их особенность затрагивает категории материнства и детства, так как наукой доказано, что ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней своей жизни.
Фольклор - вид искусства, через которое дети узнают о прошлом своего народа, традициях: практический опыт в этом отношении очень велик. К тому же народное творчество с присущим ему чётким противопоставлением добра и зла, яркостью красок, с его забавными «малыми жанрами», волшебством, увлекательными ритмами как будто специально создано для детей.
Малые формы фольклора являются первыми произведениями, которые слышит ребенок, чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает. Это забавляет, радует его. Попевки, приговорки с давних времен создавались на потеху детям. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. На занятиях поем с детьми о «Петушке», «Ладушки», «У кота-воркота», «Про киску» и другие. С ребятами постарше: «Скок сорока», «Радуга-дуга» и многие другие. Песенное звучание потешек перекликается с различными народными мелодиями; простота построений мелодий, богатство и разнообразие содержания, яркие образы, юмор - все это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят.
Народные песни - отличный материал для обучения детей напевному пению, они способны кого угодно воспитать и подарить и слух, и голос, было бы желание и любовь к пению. Маленькие дети поначалу не поют, они слушают. Научиться слушать тоже надо уметь. Они так хорошо впитывают в себя, что с ними потом легко работать. В средней группе используются народные песни «Дождик, дождик, пуще», «Две тетери»; игры-хороводы «Ходит Ваня», «Гуси, вы, Гуси». В старшей группе программа рекомендует использовать народные попевки и песни: «Чики, чики, чикалочки», «Бай-качи, качи», игры с пением «Ворон», «Васька-кот». В подготовительной группе рекомендованы песни «Патока с имбирём», «Во поле берёза стояла», игры и хороводы: «Заинька», «Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозём», «Теремок», «Каравай», «Горелки», «Калина». В работе с дошкольниками использую ранее выученные народные песни, а так же и дополнительно вводимые, например: «Занялась заря расписная» собственной обработки, распевно исполняемая, лирическая, эта песня детям полюбилась, в ней любовь к родной природе, к «своей дорогой отчизне».
Русские игры, хороводы, песни и танцы используем в развлечениях и праздниках, таких как «праздник Осени», «День Родины». В течении года ставлю русские танцы: «Сударушка», «Топотушки», «Танец с платками». В наших утренниках принимают участие взрослые, которые исполняют народные песни и танцы для детей: (песня «Прялица», «Посею лебеду на берегу», «Я на горку шла»; «Танец с платками» под русскую народную песню «Соловейка», песня-хоровод «Было у матери 12 дочерей»).
Воспитывая у детей любовь к произведениям народного творчества, я даю им возможность слушать народную музыку и в собственном исполнении: «В низенькой светелке», «Ах, вы, сени», «Я на горку шла», «Барыня» и д.р. и в грамзаписи. Дети знакомятся со звучанием оркестра, даю такие понятия как: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор», знакомлю детей с русскими народными инструментами: баян, балалайка, ложки, трещетка и д.р. Обучение игре на инструментах развивает у детей эстетический вкус, чувство ритма. Знакомятся с названиями нот.
Наряду с русским народным творчеством мы знакомим детей и с творчеством марийского народа, которое проявилось в деревянном зодчестве, резьбе по дереву, кости, художественном плетении, красочной национальной вышивке, в песне и танце. Многие произведения марийского национального искусства радуют яркостью, простотой, близостью к быту народа, к природе родного края. На музыкальных занятиях раскрываем дошкольникам национальный колорит марийской песни и танца. В старших, подготовительных к школе группах проводим вечера развлечений на тему: «Марийское народное искусство». Зал оформлен в национальном стиле: предметы марийского быта, расшитые полотенца, куклы в ярких национальных костюмах, платья с народной вышивкой, платки и т.д.
Необыкновенно богат и красив наш фольклор. В произведениях народного творчества отразилась какая-то сторона народной жизни, народного ума, души, жизненного опыта. Народный фольклор - это не просто материал для изучения народной жизни, это еще и произведения искусства - с которыми нужно знакомить детей с раннего детства.
Безденежных Е.Г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитание подрастающего поколения в духе межнациональной толерантности объективно обусловлено изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Сегодня перед обществом стоят задачи по снижению межэтнической напряженности, налаживанию межкультурных связей. Представители политики, науки, культуры, образования нашей страны поддерживают идеи, ориентированные на развитие подлинных духовных ценностей гражданского общества: самобытности национальных (этнических) культур, умение жить в окружении других культур, приобщении к ценностям мировой цивилизации, патриотизма - на основе толерантного сознания. Для решения задач формирования толерантности особая роль отводится дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков. Воспитание ребёнка в контексте толерантного отношения к миру признаётся педагогической наукой и практикой одним из важнейших направлений развития дошкольного образования.
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Мы живём в республике Марий Эл. Марийский край многонационален. Все народы живут в дружбе, любви, уважении друг к другу. Его прославили известные музыканты, писатели, спортсмены, учёные.
Наш детский сад «Ший онгыр» - «Серебряный колокольчик» является марийским национальным детским садом. Но это, ни в коем случае не значит, что детский сад посещают только дети мари. В нашей группе большинство детей - русские, есть дети-мари и других национальностей. Все дети дружат, играют вместе, изучают марийский язык, культуру и быт марийского и русского народа. Танцуют русские и марийские национальные танцы, поют песни.
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста - актуальнейшая задача наших дней, ведь это качество необходимо для формирования целостной гуманной личности. Содержание воспитания предусматривает расширение представлений детей о родной стране, о том, что Российская Федерация огромная держава, в состав которой входят народы различных национальностей. У каждого народа своя культура, язык, обычаи, традиции, музыка.
Приобщение детей к музыкальной культуре разных народов подразумевает знакомство с народными песнями, попевками, танцами. Приобщаясь к музыкальной культуре других народов, дети учатся замечать общее и различное в ее многообразных элементах, уважительно относиться к доминирующим ценностям, людям разных национальностей. Музыка является необходимым средством в формировании у дошкольников толерантного отношения друг к другу.
Для успешного осуществления работы с учетом регионального компонента созданы необходимые условия:
- предметно-развивающая среда в ДОУ и в группе: оформлены музыкальный уголок, центр марийского языка и культуры, музей истории и быта;
- фонограммы с записью народных произведений;
- музыкально-дидактические игры.