Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Духовно-нравственное воспитание детей средствами музыкального искусства 1 страница




 

Оленева С.Б., Агапитова Л.Н.

 

ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ «ВЗРОСЛЫЕ-ДЕТИ» В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА

 

В настоящее время семья практически отчуждена от образовательного процесса, что является одной из главных проблем современной педагогики и психологии. В этом случае приходится констатировать факт полного отчуждения семьи от какого бы ни было воспитательно-образовательного процесса, что в основном происходит по причине алкоголизации родителей. Кроме того, в обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, гражданственности, патриотизме.

Наши педагоги не просто воспитатели. Они - более, чем воспитатели, они - мамы и папы. И поэтому, как важно нам, педагогам приюта, быть нравственными людьми с духовными устремлениями, соблюдая при этом моральные принципы, быть примером и образцом для подражания как внешне, так и внутренне. Однако, хотелось бы подчеркнуть, что не только педагоги участвуют в процессе становления наших детей, но и все работники приюта. В процессе совместной работы происходит мотивация на доброе отношение к окружающим, снижение агрессии, злобы, целью которой является формирование у детей мотивации на доброе отношение к окружающим и готовность на совместную деятельность с взрослыми.

Задачи:

- продолжать формировать личностные качества детей через совместные выступления, воспитывать гордость за педагогов и желание участвовать в жизни приюта;

- воспитывать гордость за своих предков;

- строить взаимоотношения детей и педагогов на образцах отечественного наследия музыкальной культуры, имеющих подлинную художественную ценность.

Решению этой проблемы служит организованная музыкально-театрализованная деятельность сотрудников приюта. Взрослый состав приюта активно сотрудничает с детьми в гостиной «Радость» (кружковая работа). Создан вокальный ансамбль взрослых «Росток», где разучиваются вокальные произведения различного жанра. Его выступления гармонично вписываются в детскую исполнительскую деятельность. В названии «Росток» символично переплелись желание взрослых помочь в духовно-нравственном воспитании «росточков» и самим взрастить в своих сердцах дух любви. «Помогая другим - помогаешь себе» - говорит народная пословица. Кроме того, часть сотрудников приюта активно участвует совместно с детьми на театральной площадке «Лик». В результате создаются совместные спектакли взрослых и детей. Отрадно отметить, что в театральной деятельности приюта участвуют и мужчины – а их ведь так мало в педагогических учреждениях. Дети радуются, когда вместе с ними на сцене и физкультурный руководитель Александр Сергеевич, в сценическом послужном списке которого особо любимые им и детьми сыгранные роли Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Александра Невского, Димитрия Донского, Геогия Жукова, сотника Лонгина и статный, величественный вахтер Вадим Александрович, которого дети буквально боготворят за его доброту и конечно, - все в приюте привыкли к тому, что Вадим Александрович - бессменный «император» - им сыграны роли императора Тиверия, императора Александра Второго… Водитель Михаил Яковлевич, сыгравший роль заморского купца, молодой программист Юрий Александрович, сыгравший роль императора Александра Третьего - сына императора Александра Второго. В результате совместной деятельности чувствуется, как «оттаивают» сердца детей. Видишь и радуешься тому, как дети бегут из школы поистине как «домой» и первым делом спрашивают: «А разучивать роли сегодня будем?» Бывает очень трудно с костюмами. Многие взрослые приюта приносят все, что необходимо из дома. Шьем костюмы и сами делаем атрибуты, декорации под руководством доброй нашей наставницы - швеи приюта Ирины Владимировны.

Кроме того, с нами дружат, нам помогают преподаватели и студенты Музыкального колледжа. Они приходят к нам на праздники, сами организовывают концерты. Наших детей консультирует заведующий вокальным отделением Ромашкин В.Ф. С пониманием и добротой на протяжении многих уже лет к нам относятся работники Дворца Творчества Молодежи и Юных. Завязалась дружба с артистом Кукольного театра Максимом Р., который с удовольствием откликнулся на просьбу исполнить роль князя Добрыни в спектакле «Как князь Владимир веру выбирал». Случилось так, что за два дня до выступления на Пасхальном празднике, на нашего воспитанника, Рому П., который должен был исполнить эту роль, пришли документы и его увезли. Создалась затруднительная ситуация - за такой короткий срок было нереально подготовить другого ребенка. Дети очень гордились, что им довелось выступить на сцене с настоящим артистом. С нашими детьми дружат и студенты факультета «Социальная психология» во главе с преподавателем Лоскутовой Р.Р. Они - частые гости на наших праздниках. Кроме того, студенты активно откликнулись на призыв «Музыкальные инструменты из бросового материала». Инструменты оказались очень неожиданными и интересными, на которых дети с удовольствием музицируют, играют в оркестре. Особую неповторимость составляет то, что они сделаны собственными руками.

В рамках сотрудничества с нашим приютом проведены благотворительные акции «Доброе сердце», где дети, родители и сотрудники детских садов №№ 17, 68, 23 приобрели канцтовары, собрали необходимые игрушки и вещи для детей-сирот. Такие мероприятия способствуют воспитанию любви и доброты в наших детях.

На основе этого ведется организованная работа в музыкально-театрализованной деятельности в едином коллективе «дети- взрослые».

Поскольку дети данного контингента не воспитываются родителями - настолько одним из главных и действенных средств воспитания в приюте для них является пример педагогов и взрослых.

Таким образом, творческий союз «взрослые-дети» в музыкально-театрализованной деятельности является эффективным методом формирования личностных качеств ребенка в условиях социального приюта.

 

Литература:

1. Бобров, А. А. Служение высокому Добру // Русский дом. - М. 2005. - № 12.

2. Веселов, Г. П. Предки о воспитании юных: Книга для родителей и учителей. – М.: Просвещение, 1994.

3. Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации. – М.: Самшит-издат, 2002.

 

Белобородкина С.Е.

 

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Одной из актуальных педагогических задач в работе с дошкольниками является построение воспитательного и образовательного процессов в соответствии с полом ребенка. Поэтому гендерное воспитание дошкольников - очень важный процесс. Традиционные стереотипы гендерного поведения разрушены вследствие происходящих в современном обществе социальных изменений.

Внедрение инноваций в работу музыкального руководителя - важнейшее условие совершенствования музыкального воспитания дошкольников. Интеграция позволяет объединить усилия музыкального руководителя и специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга, где каждый решает свою часть задач, использует свои методы.

Музыка - одно из средств формирования полоролевого поведения детей. Полоролевая социализация детей в моей работе ведётся планомерно, с должным педагогическим вниманием, с учётом дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек. Работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной и театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях при разучивании танцев (вальс, полька, кадриль), мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально - ритмических движениях присутствует дифференциированый подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, гармони - для мальчиков, бубны, колокольчики - для девочек. Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола.

Все умения, знания и навыки, приобретённые детьми в процессе гендерного воспитания, культуру взаимоотношения полов можно увидеть при проведении праздников и развлечений для мальчиков и девочек. Мною разработаны и проведены следующие праздники; «Путешествие в страну мальчиков и девочек», «Дочка-моя куколка», «Мисс-красавица», «Вот бы нам у наших мам, научиться всем делам!», «Если хочешь быть военным»,
«Джентельмен-шоу», «Путешествие по морю профессий», «Мамин день».

Велика роль сказки в музыкально-театрализованной деятельности в воспитании у дошкольников полоролевого поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сюжет «женских» и «мужских» сказок построен таким образом, чтобы герои самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и извлекли некий урок для себя. Мною запланирована работа по разделам и подобранна соответствующая художественная литература. Овладению традиционными свойствами личности: мужественности - у мальчиков и женственности - у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), видеоматериал и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации. В нашем садике ежегодно проходить Фестиваль сказок, по таким темам как:

1. «Мальчики и девочки - будущие мужчины и женщины». Сказки: «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша из топора» «Мужик и медведь».

2. «Маленькие умельцы и умелицы», драматизация сказок «Крошечка-Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Царевна Лягушка».

3. «Защита и сострадание - качества мужчины и женщины». Сказки: «Русалочка». «Добрыня и змей».

4. «Мужской и женский этикет». Сказки: «Морозко», «Дюймовочка», «Спящая красавица».

5. «Мальчики и девочки - будущие мамы и папы». Сказки: «Кукушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мальчик-с-пальчик».

При проведении драматизации сказок мальчики совершенствуют такие мужские качества как храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость, девочки становятся более мягкими, беззащитными, требующими к себе внимания.

Интеграция позволила пересмотреть традиционный подход к воспитанию мальчиков и девочек, выстроить процесс воспитания с учётом гендерных особенностей воспитанников, современных социокультурных потребностей общества и современной педагогической реальности, что становится важным фактором эффективного обучения, воспитания и позитивной их социализации. Это даёт возможность самореализовываться, самовыражаться, способствует творческому подходу к педагогической деятельности, а ребёнку позволяет реализовать свои музыкально-творческие возможности.

 

Литература:

1. Антология гендерной теории / Составители: Е. Гапова, А. Усманова.-Минск.- 2000.-200с.

2. Берн, Ш. Гендерная психология. -М, 2001. -153с.

3. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. –Екатеринбург. -1994.-189с.

4. Белая, К.Ю. Интеграция - как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ, 2003. № 4.

 

Валентова Е.Н.

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ

 

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Приобщение к музыке - одно из самых интересных и радостных занятий.

Музыкальное развитие ребенка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, оформления основ музыкальной культуры, творческой активности, от простейших форм к более сложным.

Сегодня современная педагогика накопила большой опыт в теории и практике обучения, разработала новую систему воспитания. Эта система воспитания ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески преобразовывать действительность. Именно музыкальное воспитание оказывает большую помощь в полноценном развитии ребенка.

Основными целями развития у детей музыкального восприятия являются: расширение у детей представления о музыке как о виде искусства; формирование целостного и дифференцированного восприятия музыки, развитие восприятия музыки в форме приобщения к музыкальной культуре.

Можно выделить следующие общие задачи музыкального воспитания:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.

2. Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями.

3. Содействовать формированию и воспитанию музыкального вкуса.

4. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды музыкальной деятельности.

5. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Работа в этом направлении строится на следующих принципах:

1. Тщательный отбор материала в соответствии с возрастными особенностями детей.

2. Интеграция работы в различных направлениях воспитания и музыкальной деятельности.

3. Максимальное использование развивающего потенциала ребенка в музыкальном развитии.

В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание Человека.

Всестороннее развитие личности может быть реализовано только на основе комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно разложить развитие и поведение ребенка на отдельные элементы. Поэтому необходимым представляется прослеживание влияния воздействия музыки на развитие нравственного воспитания.

Таким образом, музыка по-настоящему воспитывает и развивает не только разум, но и облагораживает чувства человека. Музыкальное развитие формирует эмоциональную сферу, совершенствует мышление, в процессе воспитания ребенок становится чутким к прекрасному как в искусстве, так и в жизни. Поэтому в педагогике музыкальное воспитание рассматривается как неотъемлемая часть нравственного воспитания детей. Таким образом, основная задача педагогов заключается в том, чтобы процесс восприятия музыки был активным и творческим.

 

Литература:

1. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебное пособие / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Литера, 2001. - 184 с.

2. Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фанталии: Практические материалы по развитию творческой активности / Л.Н.Прохорова. - М.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.

 

Васильева Е.С.

 

К ВОПРОСУ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ РИТМИКИ

 

Духовно-нравственное воспитание - организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ориентаций при построении отношений с миром по принципу со-Творения, то есть созидания позитивно нового.

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед психологической службой в школе. Это стало особенно актуальным в рамках введения ФГОС в младшей школе.

Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связаны с экономическими кризисами. Экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое - все это сказывается на духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. В этом кроются причины духовной деградации.

Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально - экономических, экологических и множества других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание, становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы.

Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания.

Одна из важнейших задач психолого-педагогической деятельности в школе - это воспитание души ребенка средствами искусства, танца в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках ритмики. Главное, что должен сделать педагог, преподающий ритмику, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание».

Однако, как отмечал Л.С.Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.

Одна из задач реализуемой программы по ритмике в гимназии - привить учащимся культуру общения с одноклассниками, в паре в танце, с окружающими. Эта задача успешно решается путем организации танцевальных праздников, конкурсов, танцевальных игр и соревнований.

Приобретая опыт пластической интерпретации танца на занятиях ритмикой, ребенок овладевает двигательными навыками и умениями, приобретает опыт творческого осмысления музыки и танца, ее эмоционально-телесного выражения, развивает внимание, волю, память, подвижность мыслительных процессов, творческое воображение, способность к импровизации в движении под музыку.

Нравственное воспитание на уроках ритмики состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и танцу, и чужому человеку через музыку и танец, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Музыка и танец - носители ценности, объекты познания, а учитель и ученик - коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей.

Танец должен выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нём.

Особая роль в духовно-нравственном воспитании ребенка принадлежит танцу. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное воспитание через танец они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Воспитание через танец является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач как идейно-политического, так и научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье детей. Задачи духовно-нравственного воспитания личности, разработка соответствующих программ для образовательной практики и реализация соответствующих мер по решению данных задач требуют не только теоретического обоснования, но и их научно обоснованной апробации.

Кому же, как ни нам, педагогам, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам, педагогам. Ведь педагог - это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.

Наша программа по ритмике в гимназии ориентирована на постижение, главным образом, духовной культуры через ритмические движения, тем самым уроки ритмики проходят в противоречие с повседневной жизнью, когда ребенок дома и на улице слышит лишь образцы, причем далеко не лучшие, поп-музыки. Телевизионные передачи не могут не влиять на подрастающее поколение, поэтому подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастают в оторванности от истинных шедевров музыки и танца, не помнят ни одного музыкального сочинения или танца серьезного искусства, которое бы нравилось.

Как видно, система духовно-нравственного воспитания не так проста: в гимназии присутствует базовый по отношению ко всей системе воспитания курс духовно - нравственной культуры.

Показать учащимся красоту музыки и танца, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному и танцевальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного - главная задача учителя ритмики.

 

Литература:

1. Барышникова, Т.А. Азбука хореографии/ Т.А.Барышникова. - М., 2006. - 345с.

2. Бекина, С.И. Музыка и движение/ С.И.Бекина, Т.П.Ломова. - М., 2008. - 546с.

3. Ваганова, А.Я. Основы классического танца/ А.Я.Ваганова. - СПб., 2002. - 321с.

4. Детский фитнес. - М., 2006. - 145с.

5. Костровицкая, В.И. 100 уроков классического танца/ В.И.Костровицкая. - Л., 1981. – 389с.

6. Лисицкая, Т.Г. Гимнастика и танец/ Т.Г.Лисицкая. - М., 2008. - 579с.

7. Лифиц, И.В. Ритмика: Учебное пособие/ И.В.Лифиц. - М., 2009. - 467с.

 

Глушков С.О.

 

ИСТОРИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В МАРИЙСКОМ КРАЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА

 

В современном обществе, ряд исследователей, определяет и подчеркивает задачу формирования и развития музыкальной культуры учащегося, которая в свою очередь выполняет эстетическую роль. В настоящее время в школах республики Марий Эл все чаще вводится и практикуется музыкально-эстетическое воспитание детей. Музыкальное воспитание ведется, как классической, народной музыкой, так и церковной - православной. Именно при воспитании средствами церковного пения можно в полной мере говорить о духовно-нравственном воспитании детей.

Цель статьи - определить духовно-нравственное воспитание детей, средствами церковного пения в школах Марийского края в дореволюционные годы, как важную и неотъемлемую часть исторического становления церковного пения в Марийском Крае.

Исследователь Цыкина Ю.Ю. определяет ограниченность в систематическом характере музыкального образования в Марийском крае дореволюционного периода. Прикладными целями музыкального образования этого периода становится воспитание добропорядочного христианина, владеющими основами церковного пения [6,с.136].

В извлечении из отчета Вятского епархиального инородческого миссионера о религиозно-нравственном состоянии инородцев за 1908 год отмечалось «действие, производящее на инородцев пастырские проповеди и богослужения, совершаемые на их родном языке, особенно, когда чудные песнопения и молитвы поются с участием хора певчих школьников. Об этом же свидетельствовала миссионерская экскурсия курсистов Вятских миссионерских курсов (о ней было написано в № 46 Вятских епархиальных ведомостях 1908 года)» [2,с.505]. В статье отмечалась значимость духовно-нравственного воспитания детей: «что же касается миссионерских школ, то в них самое главное и серьезное внимание обращено на преподавание Закона Божия и церковного пения, так как эти два предмета служат главным образом, средством религиозно-нравственного воспитания не только детей, но и народа в целом. В некоторых школах, успехи по церковному пению можно признать очень даже хорошими. Хоры из учеников этих школ и любители пения составлялись учителями, которые принимали деятельно участие в пении за богослужением и в религиозно-нравственных чтениях. Церковное пение в инородческих школах является сильнейшим воспитательным средством, направленное преимущественно на развитие религиозно-нравственного чувства. Церковное пение, более, чем другие предметы привлекают инородцев (мари) и их детей в школу, приводит их в духовный восторг, поэтому инородцы толпами собираются в школу слушать стройное церковное пение.» [2,с.506-507].

12-20 января 1910 года на съезде духовенства черемисских приходов Казанского и Царевококшайского уездов Казанской епархии, «в виду того, что хорошее церковное пение действует на душу человека, располагает его к молитве», было дополнено и принято предложение г. директора, «чтобы учителя и учительницы отдаленных от церквей школ по праздничным дням собирали своих учеников в школы и при участии взрослых занимались пением из всенощного бдения и литургии» [4,с.306-307]. Все это было сделано для улучшения духовно-нравственного воспитания, как детей обучающихся в школах, так и взрослого населения.

В этом же году учитель пения М. Токмурзин описывал паломничество учеников Ронгинской второклассной школы в Мироносицкую пустынь. «1-го мая все ученики второклассной Ронгинской школы, рано утром отправились в Мироносицкую пустынь. Проходя деревни, ученики стройно и чинно пели пасхальные ирмосы. Хоровое церковное пение детских голосов и при том в такой необычной обстановке было очень приятно для поселян. Так, с пением молитв, дошли паломники к 4 часам дня в пустынь. В шесть часов вечера ученики вместе с учителями стояли на клиросе.

На следующий день утром они, под управлением учителя пения М.Токмурзина, пели раннюю литургию на черемисском языке, при чем пение было стройное. Надо отметить, что черемисы - богомольцы с большим вниманием следили за каждым родным им словом, раздававшимся с амвона. Отслушав и пропев раннюю обедню, ученики в сопровождении учителей вышли из церкви и осмотрели сад и здания монастыря» [5,с.826-827]. Церковное пение при богослужениях отчасти носило характер, но только духовно-нравственного воспитания детей, но и опять же духовно-нравственного воспитания взрослого населения.

На вечернем заседании Инородческого Миссионерского Съезда Вятской епархии, 27-ого мая 1915 года, в разделе «Законоучительство. Вопросы религиозного воспитания старой школы» было отмечено положение о языке и пении молитв в школе. «В смешанных школах и при инородческих чтениях пение молитв должно совершаться на славянском и инородческом языках попеременно; с той целью, чтобы инородцы научились понимать церковно-славянский язык» [3 с.14].

На утреннем заседании 28-ого мая в вопросе о деле просвещения инородцев было отмечено, что «все беседы и чтения должны предваряться и сопровождаться общим пением. Беседы в инородческих селениях для просвещения инородцев необходимы. На беседах следует изучать хором молитвы и церковные песнопения на родном и славянском языках» [3,с.17].

В вопросе о народных хорах отмечалось, что их организация «для сопровождения крестных ходов по селениям в Пасху, престольные и месточтимые праздники - весьма желательна». [3,с.21]. Для достижения этой цели рекомендовалось всеми возможными мерами содействовать оживлению преподавания церковного пения в существующих школах, в которых, за весьма редкими исключениями, на этот предмет не обращалось внимание.

Чтобы оживить преподавание церковного пения в школах всех наименований при отсутствии лиц сочувствующих этому делу, главным деятелем должен быть сам священник. Его непосредственным помощником может быть псаломщик, который ни в коем случае не может отказаться, как от прямой обязанности, а также располагает к этому учителей и учительниц, которые по тем или другим причинам стали бы уклонятся от участия в этом деле. Неграмотных приучать к пению со слов или при общем пении» [3,с.21].

Как отмечает исследователь, Алметева И.В. в работе «История начального школьного образования в Марийском крае»: «12 февраля 1914 года ознаменовалось большим событием в жизни Козьмодемьянской практической школы садоводства. Восемь учеников готовились к первому в истории школы выпуску. Этот день совпал с празднованием 50-летнего юбилея земских учреждений. В помещение управы был приглашен притч Смоленского собора и хор певчих, где в присутствии членов управы, земских служащих и учеников школы содовых рабочих, было отслужено торжественно молебствие с провозглашением многолетия император и всему царскому дому. Председателем управы В. В. Образцовым был прочитан «высочайший рескрипт от 3 января 1914 года» по случаю 50-летия земских учреждений. Затем трижды был исполнен народный гимн «Боже, царя храни!». После торжественной части все были приглашены в здание Козьмодемьянской практической школы садоводства. Учениками школы был устроен литературно-музыкальный вечер, который традиционно станет проводиться каждый год» [1,с.255]. «Для приготовления более квалифицированных работников в курс обучения с 1914 года были введены новые предметы» [1,с.256]. С этого времени по расписанию уроков, у всех классов (1,2 и 3 классы) пение проходило с 11.00 до 12.00 часов дня по вторникам и с 11.00 до 12.00 часов дня по субботам [1,с.257].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 881 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2222 - | 1964 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.