Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Взаимосвязь этнокультурного и музыкально-эстетического воспитания детей 7 страница




Основой для настоящей программы явилась «Программа для ДМШ по марийской музыкальной литературе» от 1981 года. Содержание курса «Марийская музыкальная литература» предусматривает изучение марийской народной музыки, творчества первых профессиональных марийских композиторов, произведений современных композиторов Республики Марий Эл. Предмет «Марийская музыка» преподается в выпускном классе по 0,5 часа в неделю.

Честно скажу, какой-то безжизненной в современных реалиях стала казаться мне эта программа. Дети изучают тему «Палантай» - и думают - ну Палантай, давным-давно жил, - а мне-то что?

А если взять и после изучения жизненного и творческого пути Палантая познакомить учеников с воплощением его мечты - музыкального училища (ныне ФАМ Марийского республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С.Палантая); с яркими музыкантами, вышедшими из стен этого заведения - они живут рябом с нами - познакомьтесь - Виталий Шапкин. К юбилею этого замечательного музыканта был создан видеоматериал - он отражает внутренний мир музыканта, приоткрывает его таинство творческого мироощущения.

Изучение личности одного из первых марийских композиторов и музыковедов невозможно без связи с марийской государственной филармонией им. Я.А.Эшпая и ее коллективами:

- Марийская государственная капелла им. А.Искандарова;

- ансамбль танца «Марий Эл»;

- ансамбль «Мари кундем».

А также затронуть ежегодно проводимый филармонией Фестиваль «Марийская осень».

В таком аспекте урок стал связан с реальной жизнью, с яркими музыкантами, которые живут среди нас, с событиями, которые происходят вокруг нас - Эрик Сапаев - театр им. Сапаева, деятельность К.Иванова по поляризации оперы и балета в республике - организация ежегодных фестивалей - Фестиваля оперного и балетного искусства «Зимние вечера» и Фестиваля балетного искусства «В честь Галины Улановой».

Необходимо познакомить учащихся с новыми именами - талантливыми выпускниками консерваторий, пришедших в музыкальное образование и культуру республики сегодня, сейчас. Например с Дмитрием Сундыревым и Григорием Архиповым. Такая мобильность с во введении свежей информации - создает особый вариант урока-телерепортажа.

Весной 2011 года в республике проходил Съезд марийских композиторов, звучали новые интересные сочинения. У маститого композитора А.Луппова, которого ученики знают по балету «Лесная Легенда», появилось яркое сочинение - моно опера «Ванька Жуков». Немедленно ввела в программу это сочинение - и не ошиблась - приняли на «Ура» (а заодно и Чехова перечитали!).

В результате нового подхода к предмету «Марийская музыкальная культура», открывается перспектива активизации интереса учащихся культуре своей республики, потребность интересоваться событиями, которые происходят в культурной жизни республики и о том, что история и культура тесно соединены с людскими судьбами. Личности музыкантов, уже ушедших в историю и воплощение в реальной жизни их того, о чем они мечтали.

 

Литература:

1. Артищева Р.В. Нифонт Сидушкин.Творческий портрет/Йошкар-Ола: Стринг, 2008. - 35с.

2. Богданова А. Андрей Эшпай. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: Советский композитор,1986. - 142с.

3. Казанская Л. Очерки истории марийской советской музыки / М.: Советский композитор, 1983. - 152с.

4. Ключников-Палантай И.С. Сборник статей. - Йошкар-Ола, 1986.

5. Кондратьев А.А. Эшпай - музыканты и композиторы из Кокшамар / Уфа. 2003.-253с.

6. Мамаева М.Н. Искандаров, А.И. Творческий портрет / Йошкар- Ола, 2006. - 27с.

7. Мысина В.Г. Русинова, Л.И. Соколова, Е.Г. Марийская профессиональная музыка / Йошкар-Ола: Стринг, 2010. – 101 с.

8. Яшмолкина И.В. Ключников-Палантай, Иван Степанович. Творческий портрет / Йошкар-Ола: Стринг, 2006. - 18с.

 

Романова Л. Л.

 

МАРИЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Сегодня, когда мир музыки представлен большим спектром различных стилей и направлений, особенно актуально становиться проблема воспитания у слушателей хорошего вкуса, помогающего отличить высокохудожественные музыкальные произведения. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности разносторонние художественные способности. Для этого необходимо широко использовать в повседневной практике обучения и воспитания детей лучшие образцы музыкального искусства различных национальных культур и прежде всего музыку своего народа.

Происходящее в современном обществе процессы роста бездуховности, снижение нравственного уровня вызывают большую тревогу. Нам представляется, что одним из путей преодоления этих негативных явлений может стать музыкальное воспитание детей с дошкольного возраста.

В настоящее время, когда разрушаются создаваемые народом десятилетиями идеалы, когда средства массовой информации пытаются привить детям чуждую культуру, проблема изучения детского фольклора становится крайне актуальной. Самый действенный, самый щедрый импульс духовности человек получает через народную педагогику, с ее неоценимым источником и средством - детским фольклором.

Ребенок пришел в этот мир, чтобы познать его, восхищаться и удивляться, чтобы реализовать свой природный потенциал. С первых лет своей жизни он должен входить в мир национального искусства: слышать колыбельную матери, скороговорки, прибаутки, видеть яркий национальный костюм. Современные мари забывают свою культуру, традиции, даже язык. И поэтому не могут довести эти знания до своих детей. Задача нас, воспитателей, ввести детей в мир национального искусства, воспитывать интерес и любовь к истории своего народа.

Народное музыкальное творчество является основой для образования и воспитания благодаря своей глубокой содержательности и отсутствия второстепенных малозначимых элементов.

Создаваясь в веках, народное искусство служит ярчайшим проявлением исторической достоверности высоких идеалов и развитого эстетического вкуса. Обращаясь к народной культуре как источнику воспитания можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств интеллектуальных, нравственных, эстетических. По определению О.И.Капицы, понятие «детский фольклор» включает в себя как «творчество взрослых для детей, так и детское традиционное творчество» (Капица, 1928:222). «Детский фольклор - это сложившаяся в веках народная поэзия, нераздельно соединенная с практической педагогикой», - справедливо отмечает В.П.Аникин (Аникин, 1984:184).

Музыкальный фольклор - уникальная самобытная культура наших предков осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.

Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у воспитанников высокой художественной культуры.

Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других народов. Являясь частью народной педагогики, детский фольклор имеет особое познавательное и воспитательное значение. Он помогает детям познавать окружающий мир, усваивать народную духовную культуру и формировать важные моральные человеческие качества, такие как трудолюбие, патриотизм, правдивость, героизм, честность, откровенность, неприятие лени, лжи, трусости и т. д.

В своей практике мы используем такие элементы фольклора: дразнилки, скороговорки, прибаутки. Например, на прогулке во время наблюдений проговариваем такие заклички: «Йур йуреш, шонанпыл шогалеш, маска удырым налеш», «Кече лек, лек, уян муным мый пуэм».

Очень любят дети играть в марийские национальные игры: «Ням-ла», «Тупым перыме», «Шовычым кышкен модмаш», «Шергаш», «Ушто ден перен модмаш», «Микули», где применяем различные дразнилки: «Наталя-косыталя, пече воктене шога», «Черемисы-лопари, надували пузыри. Пузыри-то лопнули, черемисы-топнули»; считалки: «Икыт-Микыт, кокыт-Кори, кумыт-Кузьма, нылыт-Натали, визыт-Витали, кудыт-мый, шымыт-тый, кандашымшым-тый кычалат».

Нравятся детям и пословицы на родном языке: «Паша ок вожылтаре», «Кинде-чылалан-вий!», «Паша деч посна кечыжат кужу» и т.д.

При проведении сюжетно-ролевых игр учим детей петь колыбельные песни, которые пели своим внукам наши мамы и бабушки: «Шорик-шо-ре-рек, шорык, каза, презе. Кындагаре, шым шорык да ик каза. Нунын гаяк кушкыда, кандашынак, почела»; «Онтон, кая кета, Серапиня лып-лоп, Тышкат ит кай, тушкат ит кай, вашкеракын малаш воч».

Так же мы устраиваем театрализованные представления, фольклорные праздники «Шорыкйол» («Рождество»), «Уярня» («Масленица»), «Кугече» («Пасха»). Малые формы детского фольклора сказки, песни, народные танцы, детский фольклорный театр - все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым своего народа.

А народный праздник поможет детям творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник - это всплеск положительных эмоций. Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка-загадываться, игра-играться, песня-петься. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, те книжной жизнью, но и прежней, настоящей - устной.

 

Литература:

1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1984.

2. Баранцев, А.Д. Детские считалки как фольклорный жанр // Вопросы развития жанра в русской литературе и устном народном творчестве: Ученые записки Калининского госуниверситета им. М.И.Калинина, 1970.

3. Васильев, В.М. Марий калыкын йомакше, ойлымашыже, туштыжо, тошто мутшо, мурыжо = Фольклор. Сборник материалов по устной марийской народной словесности. - М., 1931.

4. Василыдова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики = Заметки журналиста. - М.: Педагогика, 1983.

5. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор Сибири. - Кн. I. - Иркутск.

Рыбакова В.А.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

 

Музыкально-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка. Именно искусство и художественное познание имеют огромный потенциал нравственного воздействия, обеспечивая требуемые условия для полноценного развития личности. Все это способствует реализации основной цели - воспитать эстетически развитую личность, применяя музыкально-эстетическое воспитание.

Вышесказанное определяет актуальность проблемы воспитания детей, в котором значимую роль играет музыка, имеющая ярко выраженный эмоциональный, психофизиологический характер. Именно она формирует определенные модели эмоционально - чувственного отношения к окружению, обогащая духовный опыт.

В нынешнее время огромное внимание уделяется проблеме новых технологий, в которых на первое место ставится приоритет личностного начала: воспитание ребенка с развитым мировоззрением, определенной системой ценностей, высоким уровнем интеллекта, личность, которая способна самосовершенствоваться.

Творческое начало лежит в основе всей жизни современного человека. Искусство, в частности музыка, таит в себе большие возможности для творческого развития подрастающего поколения. Музыкальная деятельность может быть творческой, если в ней активно участвовать: драматизировать песни, интерпретировать их, сочинять ритмы и песни. Деятельность является творческой, если она производит что-нибудь, чего раньше не существовало для ребенка и для группы детей.

Педагоги и психологи справедливо настаивают на том, что от взрослых воспитывающих ребенка в детстве зависит, насколько активно и разносторонне будет протекать его развитие. Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении дошкольного детства позволяет повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка. Для повышения уровня музыкально-эстетического воспитания дошкольников мы разработали перспективный план работы с родителями по приобщению детей к музыке и создали определенные условия в группе.

Слушание- восприятие:

Музыкальное воспитание детей начинается с приобретения опыта, составной частью которого является слушание музыки. Мы решили поддерживать у детей интерес к прослушиванию музыкальных произведений. Для этого в группе имеется музыкальный центр, музыкальный репертуар на дисках и кассетах. При обсуждении детьми прослушанного, направляем их внимание на нравственно-эстетическую оценку музыкального содержания. Стараемся формировать воспитание музыки во взаимосвязи с живописью, театром. Организуем совместные походы на музыкальные и театральные представления, праздничные концерты с участием детей и выступления учеников Сернурской школы искусств. Используем записи на различных занятиях. Рекомендуем родителям собирать домашнюю фонотеку.

Певческая деятельность:

Цель этого раздела - поощрять певческие проявления дошкольников. Направлять интересы детей на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку; небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для детского голоса диапазоне. Как можно чаще устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой), что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням. Для реализации этой цели в родительском уголке ведем рубрику «Учите с нами», чтобы родители могли петь вместе с детьми дома. Проводим семейные гостиные «Домашний театр», «Семейные таланты», на которых дети выступают вместе с родителями (драматизируют песни, интерпретируют их по своему, пробуют себя в различных видах театров). Рекомендуем родителям собирать домашнюю фонотеку - караоке, для пения любимых песен дома.

Музыкально-ритмическая деятельность:

Поддерживаем интерес и к музыкально-двигательной активности детей. Создаем ситуации для танцевальной импровизации дошкольников. При обсуждении балета, танцев, увиденных на концерте, обращаем внимание детей на красоту движений, возможности языка жеста, мимики, позы, пантомимы. Используем музыку для выполнения физических упражнений утренней гимнастики, на занятиях для проведения физкультминуток. Используем как самостоятельно, так и совместно подготовленные танцевальные композиции на семейных праздниках и детских утренниках, например, когда дети приглашают родителей на парную пляску, а также танцевальные импровизации («лесная» дискотека на новогоднем утреннике).

Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах:

В дошкольном возрасте наблюдаются лишь минимальные проявления музыкального творчества, которые выражаются и в умении музицировать на детских музыкальных инструментах: народных (бубен, ложки, колокольчики, трещотки и другие), инструментах детского оркестра (металлофон, ксилофон). Для этого в группе создали необходимые условия: организовали музыкальный уголок, приобрели музыкальные инструменты, совместно с родителями изготовили шумовые музыкальные инструменты из подручных материалов. Учим детей музицировать на одном, двух трех звуках индивидуально и совместно с взрослыми. Предлагаем творческие импровизации, близкие интересам ребенка (идет дождик, шумит ветерок, гремит гром и другие). Рекомендовали родителям создавать импровизированные семейные оркестры, с привлечением родственников и друзей (например, шумовые оркестры на семейных праздниках).

Хочется сказать, что прекрасная форма организации взаимодействия детей и родителей - это семейная гостиная. Её цель: познакомиться, подружиться, привлечь мам, пап, бабушек и дедушек к воспитанию и развитию детей и внуков, помочь им в этом, поделиться опытом, приобрести новый и сделать встречи праздником.

Такая работа с родителями и творческий подход к работе с детьми нашего музыкального руководителя Эльтеровой Р.Н. дали свои плоды: дети группы участвуют в районном музыкальном конкурсе «Пеледше тукым», занимая призовые места; продолжают свое образование в Сернурской школе искусств. В ежегодном Фестивале театров, проходящем в детском саду, дети нашей группы тоже показывают высокие результаты, так как дети артистичны, музыкальны, обаятельны. Родители помогают в оформлении риквизитов, пошиве костюмов и кукол.

Таким образом, можно сделать вывод, что при активном музыкально-эстетическом воспитании в семье, с использованием разнообразных форм музыкальной деятельности ребенка, а также привлечения родителей к участию в мероприятиях детского сада, связанных с музыкальным развитием дошкольника, идет обогащение духовного мира ребенка, способствующее эффективному развитию его музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и формированию музыкальной культуры в целом.

 

Литература:

1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М, 1983.

2. Виноградова, Л. Чувство успеха // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 5. -С. 49.

3. Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателя детского сада / под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - М, 1989.

4. Данилина, Т.О. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 1. - С. 41-48; № 2. - С. 44-49.

5. Доронова, Т.О. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей. Из детства в отрочество // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3. -С. 87-91.

 

Садовина Е.Б.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО МАТЕРИАЛА В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателя хорошего вкуса, способного отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо в повседневной практике музыкального обучения и воспитания детей использовать высокохудожественные образцы музыки различных культур и, конечно, музыку своего народа.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду - а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

Дошкольный возраст - это период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь». Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо.

Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление, чувство прекрасного.

При школе работает разновозрастная группа. В ней занимаются дети с двух и до семи лет и все представители народа мари. И они по своему развитию разные. Вот поэтому с учетом возраста необходимо применять свои технологии, которые позволят приобщить их к миру музыки. В этой работе широко можно использовать песни и мелодии народа мари, так как их они слышат с самого рождения, но музыкальные произведения профессиональных композиторов.

Год - первые инструменты.

Наряду со слушанием музыки в более раннем возрасте в этом возрастном промежутке наиболее оптимально будет обратить внимание на ознакомление малыша с музыкальными инструментами.

Барабан, можно быть уверенным, будет воспринят на "ура". Надо отметить, что барабан является народным инструментом народа мари. Предложите юному ударнику хлопнуть по барабану ладошкой, потом постучать пальчиком, поверхность можно погладить. Отбейте барабанную дробь; хотя подобные упражнения малышу еще не под силу, этим вы расширите для него диапазон воспроизводимых звуков и побудите интерес к дальнейшим манипуляциям. Палочки пока стоит отложить в сторону во избежание травматизма.

Затем предлагаем бубен - по сути, усложненный вариант барабана - можно и бить, и звенеть. Покажите малышу, как можно аккомпанировать любым мелодиям. Вариантов аккомпанемента множество. Самый простой - удары на сильную долю - места, которые звучат более сильно и четко. Можно отстукивать народные мелодии и такие как "В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик" и дрожание бубенчиков на протяжные гласные. Отлично подойдет "Песенка водяного", в частности фраза "А мне лета-а-ать охота" или "Крылатые качели", то есть медленные мелодии. На этих музыкальных инструментах лучше всего показать, что такое темп и ритм. Малыши хорошо воспринимают ассоциацию с шагами. Топ... Топ... Топ... (делаем паузы в 2-3 секунды). Топ. Топ. Топ (в обычном темпе, без пауз). Топ-топ-топ побежали (быстро). Теперь также пальчиками по барабану/бубну. Проверьте, понял ли вас малыш, слушая детские песенки.

А теперь - ложки. Сложите их тыльными сторонами, скрепите концы для удобства резинкой. Для первичного ознакомления вполне достаточно. Держать ложки нужно за скрепленные кончики, не сжимая слишком крепко, иначе, будучи сжатыми, они не издадут стука. Детям не так просто правильно взять ложки, куда привычнее схватить покрепче, как погремушку. Потребуется добиться некоторой расслабленности, Звучание ложек традиционно сочетается с народными песнями и попевками, но подойдет и практически любая ритмичная мелодия ("Танец маленьких утят", "Антошка").

Т рещотку, тоже можно предложить ребенку. Так же, как и ложки, этот инструмент требует определенной координации движений для извлечения звука. Тут необходима согласованная работа мышц кисти и предплечья. Игрой на трещотке удобно сопровождать речевки, частушки.

4 года - слушаем музыку.

Четырехлетний слушатель уже довольно опытен, по-прежнему пытлив, непоседлив и нетерпелив. Именно сейчас большую часть времени стоит уделить слушанию музыки. Прослушивая музыкальное произведение, малыш легко разберется с темпом и вычленит известные ему инструменты. Пора расширить его кругозор, познакомить с новыми музыкальными инструментами. Это позволит при прослушивании музыки задействовать важную психическую функцию - анализ, который необходим для умственного развития крохи.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 658 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2275 - | 1984 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.