В рамках данной темы рассматриваются следующие вопросы:
1. Специфика инженерной деятельности. Субъект-объектный характер взаимодействия инженера с техникой и природой. Проблема риска. Субъект-субъектный характер общения инженера с людьми («по вертикали» и «по горизонтали»). Проблема экономической, экологической и моральной ответственности инженера.
2. Модель личности современного инженера: деловые, моральные и психологические качества. Интегративный стиль мышления как основа эффективности профессиональной деятельности инженера.
3. Инженер как руководитель производственного коллектива. Морально-психологические качества руководителя и их проявление в общении с людьми.
4. Культура делового общения и этика руководителя.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Проанализируйте раздел «Профессиональная этика аскетического протестантизма» работы М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» с точки зрения основных принципов современной инженерной этики.
2. Человек и машина: грани их взаимодействия… Хотели бы Вы, чтобы Вашу профессиональную судьбу (профориентацию) определял компьютер? Чтобы в суде приговор выносила ЭВМ? Чтобы больного оперировал робот?
3. Проанализировав роль подсистем современной индустриальной культуры, определите место и роль этического начала в каждой из них. Все ли подсистемы равны в этом отношении? Выстройте их «иерархию по этому признаку.
4. В какую из подсистем индустриальной культуры включена инженерная деятельность и где наиболее значимы ее этические аспекты?
5. Публицист Ф. Бурлацкий ввел термин «холодная этика роботов». Как Вы думаете, что входит в это понятие? Может ли обладать такой этикой человек?
6. Незадолго до своей трагической гибели академик В. Легасов сказал в интервью: «Чернобыль взорвался оттого, что нынешние «гении техники» стояли не на плечах Толстого и Достоевского, а на плечах таких же «технарей», как и они сами». Прокомментируйте это высказывание.
7. Ответьте на вопросы тестов 1, 6, 9–11 и подумайте, как результаты Ваших ответов могут сказаться на Вашей профессиональной деятельности.
Этика ученого
В рамках данной темы рассматриваются следующие вопросы:
1. Специфика научной деятельности: э вристичность, творческий характер, нацеленность на успех, состязательность, индивидуальность. Основные факторы, детерминирующие поведение и взаимоотношения ученых. Проблема ответственности ученых перед обществом, ее специфика.
2. Требования, предъявляемые к личности и поведению ученого: соблюдение научной объективности; честность и добросовестность (проблема научной ошибки, компиляции и плагиата); требование доказательности; скромность и самокритичность; умение уважать оппонентов и труды предшественников.
3. Этические нормы научной дискуссии: наличие общего предмета и единого языка дискуссии; установка на сотрудничество и отказ от конформизма; соблюдение принципа демократизма, признание автономности и свободы оппонента; последовательность и логичность изложения; истинность и достаточность аргументации; недопустимость использования спекулятивных приемов в дискуссии.
4. Нравственные проблемы взаимоотношений в научном коллективе. Психологическая совместимость и несовместимость в научном коллективе. Специфика конфликтов в научных коллективах. Основные причины конфликтов: разномасштабность мышления, претенционизм, недоверие к научному потенциалу руководителя, неудовлетворенность оценкой своего труда, появление «варягов».
5. Роль научного руководителя в организации продуктивного общения в научном коллективе: умение поставить задачу, аргументированно убеждать, распределять «роли» в коллективе. Соблюдение руководителем этических норм общения и управления. «Искусство руководства» научными сотрудниками.
6. «Моральные кодексы» ученых и их роль в регуляции научного общения.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Как можно охарактеризовать отношение к научному знанию, выраженное в следующем афоризме Конфуция: «Знать, что мы знаем то, что мы знаем, и что мы не знаем того, чего мы не знаем, – это и есть истинное знание»?
2. Наука и культура… Однозначно ли их взаимодействие? Может ли наука отрицательно влиять на культуру общества?
3. «У гения всегда есть инстинкт истины и действительности» (В.Г. Белинский). Достаточно ли их для научного открытия и творчества? Что еще, на Ваш взгляд, отличает гения в науке?
4. В какой мере ученый несет ответственность за свое открытие?
5. «Девиз науки – терпимость и гуманность, ибо наука чужда фанатизма, преклонения перед авторитетами, а стало быть, деспотизма» (Л.С. Берг). Всегда ли наука отвечает этим требованиям? Какие примеры Вы можете привести?
6. «Наука должна служить только добру! Нельзя допускать, чтобы она опережала уровень нравственности» (Ж. Верн). Возможно ли это? Можете ли Вы привести примеры служения науки злу?
7. «Наука не похожа на гамлетовский монолог. Она представляет ценность только в рамках своего культурного окружения» (Э. Шредингер). Какие особенности существования и функционирования науки подмечены в этом высказывании известного австрийского физика?
8. «Наука – это истина, помноженная на сомнение» (П. Валери). Что Вы думаете о роли скептицизма в научном познании?
9. Какой смысл заключен в афоризме: «Знание – сила»? А в противоположном высказывании Дж. Оруэлла «Незнание – сила»?
10. Какое свойство истины выражено в словах Паскаля: «Истина так нежна, что чуть отступив от нее, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение так тонко, что стоит лишь немного отклониться от него, и оказываешься в истине»?
11. Английский философ XVII в. Т. Гоббс считал, что «незнание причины и правил не так отдаляет людей от достижения их целей, как приверженность к ложным правилам и причинам». Оцените это высказывание, применив его к современным процессам общественной жизни.
12. Согласны ли Вы с высказыванием Ларошфуко: «Люди недалекие обычно осуждают все, что выходит за пределы их понимания»? Как можете Вы использовать его в своей жизни?
13. «Только творчество говорит о призвании и назначении человека в мире»,– писал Н. Бердяев. Как Вы это понимаете?
14. А.С. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» утверждал: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Согласны ли Вы с этим?
15. «Идея истины и добра признавалась всеми народами, во все времена; но что непреложная истина, что добро для одного народа или века, то часто бывает ложью или злом для другого народа в другой век» (В.Г. Белинский). На какое свойство истины обращает здесь внимание автор? Прокомментируйте его мысль примерами из реальной действительности.
16. «Мышление является страданием», – говорил Аристотель. Почему?
17. Известно высказывание А. Эйнштейна о том, что «наши моральные наклонности и вкусы, наше чувство прекрасного и религиозные инстинкты вносят свой вклад, помогая или мешая нашей мыслительной деятельности прийти к ее наивысшим достижениям». Как Вы думаете, каким образом «наши моральные наклонности и вкусы, наше чувство прекрасного и религиозные инстинкты» участвуют в этом процессе?
18. Основоположник так называемой «анархистской теории познания» П. Фейерабенд утверждает: «…Анархизм не только возможен, но и необходим как для внутреннего прогресса науки, так и для развития культуры в целом. В конце концов, именно Разум включает в себя такие абстрактные чудовища, как Обязанность, Долг, Мораль, Истина и их более конкретных предшественников, богов, которые использовались для запугивания человека и ограничения его свободного и счастливого развития. Так будь же он проклят!». Как Вы считаете, за что проклинает Разум П. Фейерабенд?
19. Как Вы относитесь к тезису анархистской теории познания П. Фейерабенда: «Единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип “Допустимо все!”»?
20. «Нет радостей выше тех, которые доставляет нам… изучение истин» (Ф. Бэкон). Знакомы ли Вам эти радости?
[1] Некоторые вопросы, использованные в разделе, предложены З.В. Бражниковой, В.М. Клокоцким, Н.И. Мушинским.
1 Текст тем 1.2. и 1.3. подготовлен в соавторстве с Н.И. Мушинским
1 Текст темы 2.3.3. разработан в соавторстве с В.М. Клокоцким
1 Текст темы 2.3.6 разработан в соавторстве с З.В. Бражниковой
1 Фрагмент «Патриотизм» разработан Е.В. Беляевой