Сущность общения наиболее полно выражается в том, что оно – важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном отношении – отношении одного человека к другому на основе взаимного признания «самости» и самоценности.
Основные черты и свойства общения:
· оно предстает как деятельность, что подчеркивает его активно-процессуальный характер;
· устанавливается, что деятельность эта заключается в отношении одного человека к другому;
· отмечается, что эти отношения должны носить субъект-субъектный характер, иными словами, в них вступают равные субъекты, «Я» и «Ты» здесь цель друг для друга и никогда – средство (по крайней мере, так должно быть);
· общение устанавливает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную, субъективную связь между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон: каждый признает за другим его уникальность и неповторимость, его право быть самим собой и ждет того же от него;
· предполагается проявление творчески-импровизационного характера общения, выявляющего глубинные качества субъекта – его свободную активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.
· общение симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной деятельности;
· важнейшей отличительной чертой общения выступает его диалогичность.
Таким образом, общение – это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке. Это не только (и не столько) роскошь (А. де Сент-Экзюпери), сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение осуществляется с помощью диалога, цель которого – установление понимания между людьми.
Ценность межличностного общения определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Можно выделить ряд «ролевых» функций общения.
1. Общение есть условие формирования и существования человека. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс).
2. Общение есть способ самовыражения человеческого «Я»: человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.
3. Общение – основное средство коммуникации, что проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование. Одновременно коммуникативность общения проявляется и в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер, и обмен идеями, что обусловливает праксеологическую ценность общения.
4. Общение выступает основным средством управления людьми. В настоящее время эта функция используется целенаправленно – как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.
5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, зачастую неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения как дружба и любовь.
Выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух аспектах:
· как утилитарно-прагматическую, ориентированную на достижение социально-значимых результатов;
· как самоценность – общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные.
Это дает основаеие выделить уровни значимости общения:
· для себя – Я-значимость,
· для другого – Ты-значимость,
· для группы или общества в целом – Мы-значимость.