1. Нравственный вакуум – человек или не знает необходимых для общения норм и принципов поведения (этическая и психологическая «протокультуры»), или попадает в ситуацию, когда его знания утрачивают смысл и не «работают» в новых условиях.
2. Отсутствие нравственной инициативы – человек занимает выжидательную позицию, ждет от другого заботы и внимания и только потом отвечает на них. Это состояние настороженного выжидания и морального торга по принципу «ты – мне, я – тебе».
3. Нравственный камуфляж – стремление произвести хорошее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравственной культуры. Формы проявления нравственного камуфляжа могут быть различными, но, как правило, они всегда сопровождаются моральной демагогией, разглагольствованиями по поводу падения нравов, призывами к соблюдению норм культуры.
4. Нравственный анахронизм – человек руководствуется отжившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям окружающих и требованиям современной морали.
5. Нравственная регрессия – упрощение и опрощение нравов, потеря достигнутого уровня в общении, сопровождающиеся неуважением к традициям, пренебрежением к опыту и заслуженным авторитетам, нежеланием давать оценку собственным поступкам, замечать, что они затрагивают интересы других людей. Для нравственной регрессии характерны также рационализм и прагматизм, жесткость, иногда – «опережающая агрессивность».
6. Нравственная глухота – отсутствие ориентации на другого, неумение и нежелание слышать его. Это своеобразная форма проявления «глухоты к окликанию» (К. Ясперс), но не изначальной, эгоистичной, а возникшей как результат утраты (в силу жизненных обстоятельств) ранее присущих личности моральных качеств.
7. Нравственный примитивизм – бесстыдно-неприкрытая сделка с собственной совестью во имя личного интереса. Нравственный примитивизм проявляется в оправдании собственных недостатков, кичливости, чванстве былыми заслугами, отстаивании прав на собственную исключительность и привилегии.
8. Нравственная нетерпимость характерна для авторитарного одномерного мышления, признающего единственную («свою») истину и правоту. Сопровождается подозрительностью, враждебным отношением к инакомыслию: политическому, идеологическому, культурному, религиозному. Нетерпимость есть проявление антикультуры в общении, более того, она есть основа антиобщения, поскольку препятствует коммуникации, делает ее невозможной. Она крайне непродуктивна: враждебность мешает услышать другого, даже когда он предлагает нечто рациональное и полезное.
Морально-психологические «барьеры» общения – другое проявление «протокультуры» личности, выступающее препятствием к полноценному общению. Психологические коммуникативные барьеры, связанные с тем или иным психическим состоянием личности, ее установками и ожиданиями, могут быть классифицированы следующим образом.
1. Барьер страдания, горя – проявляется в разных формах: это и желание побыть в одиночестве («оставьте меня в покое»), и эгоизм (жаль себя), и зависть к чужой радости, и даже агрессивность. Возможно, лучший выход из такой ситуации – действительно «оставить человека в покое».
2. Барьер гнева – возникает от обиды, неудовлетворенности, несправедливости, хамства. В этой ситуации человек часто «зацикливается» на первопричине своего гнева, ни о чем другом не может и не хочет говорить; коммуникация затруднена: до человека сложно «достучаться».
3. Барьер страха – может быть вызван разными причинами: страх ребенка перед наказанием, который лишает его дара речи и не дает возможности объясниться и оправдаться; страх добросовестного работника перед невыполнением порученного задания; страх консерватора перед изменениями, страх лентяя перед работой и т.д. Учитывая, что страх связывает не только общение, но любую продуктивную деятельность, рекомендуется стараться не внушать страха другому в процессе общения – даже из благих побуждений.
4. Барьер стыда и вины – образуется при отрицательной самооценке своих действий по отношению к другому или при «неправильной» критике со стороны другого. Стыд – этот «своего рода гнев, обращенный вовнутрь», заставляет человека уйти в себя, «самоугрызаться» или «самооправдываться». Но в любом случае общение затруднено.
Кроме того, «неправильная» критика – несправедливая по содержанию, публичная и унизительная по форме – непродуктивна: энергия человека направляется не на поиск оптимального решения, а на самооправдание («так все поступают», «хотел как лучше», «другие делают хуже»), уход в себя (человек перестает слушать неприятные для него слова, «отключается») или гнев и обиду на критикующего.
5. Барьер установки – негативное восприятие кого-либо или чего-либо на основе предшествующего знания или предубеждения. Отрицательная установка становится препятствием для непредвзятого доброжелательного отношения к другому. Поэтому нельзя сразу и безусловно воспринимать компрометирующую информацию о ком-то: возможно, у вас специально формируют отрицательную установку по отношению к этому человеку. Культура общения предполагает в связи с этим наличие контр-установки – не принимать на веру любые утверждения о человеке, требовать их доказательств.
6. Барьер презрения – как правило, это результат воспитания или идеологических установок, связанный с господствующими в обществе ценностями и идеалами. Часто возникает на базе предрассудков, бытующих в обществе: профессиональные, расовые, национальные предубеждения («все продавцы – воры», «лица кавказской национальности – бандиты»).
7. Барьер отвращения, брезгливости – связан с психофизиологическими особенностями поведения людей: неприятными манерами, отталкивающими привычками, нарушением правил личной гигиены, несоблюдение «дистанции в общении». Чтобы не вызывать подобного барьера по отношению к себе, человек должен внимательно следить за своими манерами, чистоплотностью, привычками и вместе с тем – быть более терпимым по отношению к другим.
8. Барьер настроения – может включать в себя все предыдущие, быть разной степени тяжести (от просто «встал не с той ноги» до глубокой депрессии), иметь различные причины: межличностные конфликты, ссоры, нежелание пойти навстречу другому, обиды друг на друга, несбывшиеся ожидания, обманутые надежды, отказ в чем-то, на что рассчитывал. Учитывая, что настроение в общении с другими играет особую роль – оно очень заразительно и обладает «эффектом бумеранга», т.е. возвращается к нам – мы должны быть крайне внимательны к проявлениям собственного настроения и учиться владеть им.
9. Барьер речи – двойной барьер: это одновременно барьер «говорения» и барьер «слушания». Первый проявляется в нашем языковом бескультурье: недостаточный запас слов; невнятная, монотонная речь; дефекты дикции; отталкивающий (высокомерный, амбициозный) тон; отсутствие чувства юмора; незнание речевого этикета Второй барьер правильнее было бы назвать «барьером неслышания», потому что препятствием к общению здесь выступает именно неумение слушать и слышать другого.
Проявляется неумение слушать в том, что, слушая собеседника, человек
спешит опровергнуть его, не вникая в смысл его речи и мотивов;
не умеет сдержать желания высказать собственное мнение;
перебивает собеседника, не дожидаясь окончания аргументации;
отвлекается на несущественное, внешнее, упуская суть речи;
считает, что его знаний достаточно, чтобы отстаивать свою позицию;
заранее настраивается на несогласие с оппонентом.
С оциокультурные «барьеры» и маргинальность в общении. Одними из самых серьезных являются социокультурные барьеры, среди которых особое место занимает сравнительно новый феномен – маргинальность в общении.
Маргинальность – это пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной группе, накладывающее определенный отпечаток на ее психику, поведение, образ жизни. В ситуации маргинальности оказываются так называемые «культурные гибриды», балансирующие между доминирующей в обществе группой с ее культурными и моральными ценностями и «материнской» группой, из которой они выделились (ситуация неадаптированных мигрантов). Безусловно, что подобная стуация накладывает свой отпечаток и на культуру общения, порождая определенные, порой трагичные, барьеры в общении.
В основе маргинальности в общении лежит герменевтическое непонимание – невозможность прийти к общей точке зрения и взаимопониманию из-за того, что партнеры принадлежат либо к разным культурам, либо к разным типам, уровням и традициям одной культуры. И хотя общаются они на одном естественном языке, но договориться порой не могут, что объясняется различиями категориальных систем их мышления, когда смысл, вложенный в сказанное одним человеком, вызывает неадекватные ассоциации у другого (из-за различия в культуре и системе ценностей). Причем такое непонимание возникает не обязательно тогда, когда стороны враждебно настроены друг к другу или когда одна оказывается «правой», другая «неправой». Просто сигналы о добрых намерениях одной стороны в силу культурологических различий не улавливаются, не распознаются другой.
В наибольшей степени маргинальность характерна для переходного типа культуры илидля перехода личности из одного в другой тип культуры. Маргинальность может быть пространственной, временнóй, культурной. Пространственная маргинальность связана с переменой места жительства: эмиграцией в другую страну, миграцией из села в город и т.д. В результате такого вынужденного или добровольного перемещения человек теряет связь со своей культурной укорененностью (иногда добровольно отказываясь от нее – скажем, от своего деревенского происхождения, традиций, национального языка), но культуру своего нового положения он еще не освоил, не «вписался» в нее: ведь адаптация к новому образу жизни требует немалого времени, иногда смены нескольких поколений.
Временнáя маргинальность связана с переменами иного рода – когда не человек меняет среду обитания, а меняется сама среда, точнее – эпоха; когда происходит ломка привычных ценностей и идеалов; когда старые нормы общения перестают действовать или теряют свою ценность, а новые еще не сформировались или, даже если они есть, не могут – в силу убеждений, заблуждений или просто лености мысли людей – стать «руководством к действию». И опять человек «впадает» в состояние маргинальности, в которой он «не виноват», но которая так или иначе делает его «промежуточным» человеком.
Суть «культурной» маргинальности – в недооценке или неприятии собственной культуры, желание стать «над ней». Такой тип маргинальности сегодня характерен, на наш взгляд, для тех белорусов, которые проявляют пренебрежительное отношение к своему языку, культуре, национальным обычаям.
Маргинальность в общении проявляется в ряде моментов.
1. Для нее характерна узость мышления и отсюда – «клановость», деление на «своих» и «чужих». И если со «своими» (родственниками, земляками, единомышленниками) у человека складывается полное взаимопонимание, то по отношению к «чужим» (или ставшим «чужими» в силу расхождения взглядов или жизненных обстоятельств) он проявляет то самое «не-понимание», о котором уже говорилось.
2. Менталитет маргинала отличается рядом признаков:
одномерностью мышления (мышление по типу «или-или»), неумение совместить разные точки зрения и найти общую систему координат;
монополизмом на истину: только моя точка зрения верна, иные не имеют права на существование;
неумением и нежеланием слушать и слышать партнера: человеком с таким типом мышления овладевает психологическая глухота, и любые аргументы здесь бессильны – он не воспринимает их;
нетерпимостью к инакомыслию, когда любой не согласный со мной воспринимается враждебно и вызывает раздражение и желание дать отпор.
3. Маргинал подходит к другому с сугубо утилитарных позиций (зачастую не осознавая этого). Стиль его отношений с другими («чужими») – это «стиль-вампир»: он использует человека (в самых разных смыслах, не только в примитивно-материальном, но иногда и в духовном), а затем действует по «вещному» принципу «использовал – выбросил».
4. Маргинальность в общении носит, как правило, воинствующий характер. Маргинала отличает уверенность в собственной правоте и праве на отторжение другого, гордость собой и своими принципами. Маргинальность зачеркивает всякую возможность компромисса и взаимопонимания, выдвигая «борьбу» в качестве основной ценности и программы действий. Эта направленность на противостояние может проявляться в общественной жизни, профессиональной деятельности или личных отношениях, но в любом случае она не просто малопродуктивна, но и привносит большое моральное зло в систему межличностных отношений и коммуникации.
Таким образом, если принять за основу, что культура общения предполагает отношение к Другому как равному мне субъекту, за которым я готов признать право на самость, «инаковость» и к которому я готов относиться терпимо и с уважением, то маргинальность – это антикультура в общении.
Феномен насилия в общении – другое проявление антикультуры общения, причем очень близкое маргинальности и по форме, и по сути. Насилие в общении проявляется в неприятии права партнера на автономность, независимость, самость; в обращении к силовым приемам и методам давления; в использовании страха и принуждения. Насилие как принцип общения имеет определенные корни: социальные, психологические, нравственные.
Социальные корни насилия в общении следует искать в особенностях ХХ века. Революции, войны, диктаторские и тоталитарные режимы и репрессии против личности и наций – все это постепенно обесценивало человеческую жизнь, делало ее разменной монетой в политических играх «борцов за власть», а людей приучало «общаться» через мушку прицела.
Психологические основания насилия в общении убедительно раскрыл фрейдизм, показав, что насилие дает ощущение власти над другим, выступая своеобразным способом самореализации (см. об этом «Бегство от свободы» Э.Фромма). Причем уровень и размах подобного «самоутверждения» могут быть самыми разными – от гитлеровского тоталитаризма до семейной тирании.
Нравственными причинами насилия в общении выступают прежде всего «протокультура» и «барьеры» общения, о которых говорилось выше. Кроме того, попустительствует насилию и анонимность моральной жизни, связанная с урбанизацией, которая скрывает от людского суда беспредел, творимый иными гражданами.
Что касается области распространения насилия, то границ оно, к сожалению, не знает, проникая в самые разные сферы общения – в межличностные и семейные, групповые и межгрупповые, деловые и политические, профессиональные и другие отношения.
Формы проявления насилия могут быть разными – психологическое давление, моральное подчинение, физическое принуждение, сексуальные домогательства. Агрессивное, нетерпимое поведение в ссоре, в конфликте, настаивание на своем любой ценой – тоже вид насилия.
Самое печальное, что зачастую насилие воспринимается как норма, не вызывает никакого протеста и не расценивается как антикультура в общении, противодействием которой может быть только принципиально иной подход – принцип ненасилия.
Культура общения, о необходимости и особенностях которой речь шла выше, не существует, так сказать, в абстракции, в «чистом виде». Она реализуется и проявляется в различных сферах человеческой деятельности, в конкретных ситуациях жизни. Большое место в общем ряду ситуативных проблем занимают проблемы, носящие для каждого из нас сугубо личный, интимный характер, проблемы, составляющие содержание этики интимных отношений.
Этика интимных отношений
В рамках ситуативной этики этика интимных отношений как бы противостоит этике публичных действий, рассматривающей и предлагающей нормы и правила поведения в ситуациях, так сказать, «массовидных», «прилюдных», связанных, например, с политическими митингами, акциями, движениями, или с деловым общением, переговорами, презентациями, или с профессиональным общением специалиста. В отличие от нее этика интимных отношений рассматривает ситуации деликатные, складывающиеся между двумя-тремя весьма близкими людьми, связанными узами дружбы, любви, сексуальной привязанности, брака и семьи. Это широкий круг проблем, предполагающий крайне доверительные, близкие отношения людей, не выставляемые на всеобщее обозрение и выступающие подлинным проявлением межличностного общения. Наиболее полно ценность и особенности такого общения реализуются в Дружбе.
Дружба как высшая форма общения признается величайшей социальной и нравственной ценностью большинством людей, считающих ее при этом ценностью очень редкой. Дружба – это близкие взаимоотношения, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, на единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длительному разностороннему общению. Дружба – это одно из проявлений любви к человеку, единства между людьми, душевного резонанса друг с другом. Утверждение исключительности, несравненности друга равносильно признанию его абсолютной ценностью.
Основные критерии и свойства дружбы. Близость и эмоциональность, связанные с избирательностью и исключительностью дружбы, обусловливают такие ее критерии, как бескорыстие, преданность и верность, требовательность и принципиальность, искренность и доверие.
Бескорыстие в дружбе предполагает такие отношения, которые свободны от соображений выгоды и строятся на готовности помочь друг другу, порой в ущерб своим личным интересам. Преданность и верность друга укрепляют веру человека в собственные силы: он знает – в трудную минуту друг никогда не оставит его в беде и найдет возможность помочь и поддержать. Взаимная требовательность и принципиальность, делая дружбу активной силой, могут привести к большим творческим успехам, ибо способствуют самосовершенствованию каждого из друзей. В этом глубокий жизненный смысл и нравственная ценность дружбы. Поэтому требовательность в дружбе обоснована, ведь дружба – своеобразный показатель ценности человеческих качеств. К другу мы предъявляем самые высокие требования; правда, наши требования к самим себе далеко не всегда так высоки: недостатки друга мы видим, а свои – нет. Общение же друзей, в котором каждый раскрывает другому самое важное и сокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше понять и осознать то, что происходит в собственной душе. Поэтому в друге чрезвычайно высоко ценят доверие, искренность и сердечность, великодушие и отходчивость, умение хранить тайну и простить необдуманный поступок. Дружба предполагает уважение чести и достоинства друга, честность по отношению к нему. И в этом – высокая нравственная сущность дружбы.
Некоторые «правила» или «законы» дружбы.
1. Выбор друзей. Что делает одного человека привлекательным для другого, ищет ли он в друге собственное подобие или, напротив, дополнение отсутствующих у него самого качеств. Пожалуй, одинаково справедливы оба мнения. Понимание друга как «другого я» предполагает сходство между ними: люди, существенно расходящиеся во мнениях, вряд ли могут быть особенно близки. Однако alter ego – это не просто второе я, а именно другое я: друзья призваны не дублировать, а дополнять и обогащать друг друга.
2. Возникновение дружбы связано, прежде всего, с общностью взглядов, интересов, идеалов, жизненных целей. И если основой дружбы являются их близость или совпадение, то дружба нередко продолжается всю жизнь, независимо от препятствий на ее пути. Необходимыми условиями становления дружбы являются также взаимное уважение, личная симпатия и привязанность друг к другу.
3. Начало и развитие дружбы предполагает, что:
во-первых, самый благоприятный возраст для установления интенсивных и прочных контактов, пик дружбы – это, как правило, юность и ранняя молодость, школьные и студенческие годы;
во-вторых, прежде чем подружиться, надо почувствовать взаимную симпатию к человеку, желание общаться с ним;
в-третьих, одной взаимной симпатии для дружбы мало. Нужно еще и общее дело, или, по крайней мере, общие интересы;
в-четвертых, первым шагом в установлении дружеских отношений не обязательно должен быть личный контакт, дружба может начинаться и с писем;
в-пятых, не исключено, что дружба может начинаться с конфликта;
в-шестых, очень важно в самом начале дружбы не обмануться в своих чувствах: человек должен чувствовать, что он нужен другому.
4. Забота о сохранении дружбы обязательно предполагает доверие, проявляющееся в открытии другому своих тайн, намерений, состояний, т.е. самораскрытие. Хотя максимум самораскрытия достигается именно в общении с друзьями, но здесь также имеются свои границы. Как правило, откровенность воспринимается положительно. Но слишком полное и поспешное самораскрытие, не соответствующее стадии развития взаимоотношений, воспринимается как нарушение границ интимности или попытка вторжения во внутренний мир другого, что побуждает его замкнуться и даже прервать контакт. В дружеском общении необходим особый такт.
5. Личностные свойства, от которых зависит дружеское общение людей, формируются независимо от их воли и желаний и потому не могут быть поставлены им в вину или заслугу. Так, не должны мешать дружбе общительность или замкнутость, однако дружба несовместима с эгоизмом и предательством.
Таким образом, складывается некоторый «Моральный кодекс» дружбы, который требует от нас придерживаться некоторых неписаных правил:
– делиться с другом своими успехами и неудачами;
– помогать другу в случае необходимости;
– стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе;
– выказывать другу эмоциональную поддержку;
– быть уверенным в друге и доверять ему;
– защищать друга в его отсутствие и не критиковать его публично;
– сохранять доверенные другом тайны;
– быть терпимым к остальным его друзьям;
– не быть назойливым и не поучать;
– уважать внутренний мир и свободу друга.
Иметь друга – великое благо. Но чтобы иметь это благо, необходимо постоянно над собой работать, учиться терпимости и устойчивости взаимоотношений. Есть мудрое правило: хочешь иметь друга – будь им! Иными словами – будь сам хорошим другом, откликнись на радости и горести своего друга, подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей для этого своего времени, сил, а главное – души.
Любовь как отношение и влечение занимает особое место в системе прикладной этики.С одной стороны, она выступает конкретным проявлением Любви как высшей моральной ценности, с другой – как особая ситуация, одно из наиболее сильных переживаний в интимной жизни личности, которое может стать (или не стать) залогом и основой ее счастья. Эротическая любовь мужчины и женщины какситуация любви может проявляться в самых разнообразных формах, в разном возрасте, между людьми очень похожими и очень разными, и в то же время, она имеет общие отличительные свойства, которые дают возможность распознать ее среди других чувств, взрастить и сохранить ее.