Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Одно понятие, разные термины 5 страница




Культурная модель престижного потребления: престижное потребле­ние относительно дорогостоящих товаров «означает» (символизирует) обладание достаточным богатством, чтобы «позволить себе» такие тра­ты. Богатство, в свою очередь, почетно. Люди, занимающиеся престиж­ным потреблением, получают удовольствие не только от непосредствен­ного потребления, но и от повышенного статуса, отраженного в отноше­нии и мнениях других людей, наблюдающих за этим потреблением. Эта

59 О разных подходах к функциональному анализу «комплекса романтической любви» см. Ralph Linton, Study of Man (New York: D. Appleton-CenturyCo., 1936), 174— 175; T. Parsons, «Age and sex in the social structure of the United States», American Sociological Review, Oct. 1942, 7, 604—616, особ, на 614—615; Т. Parsons, «The kinship system ofthe contemporary United States», American Anthropologist, 1943,45, 22—38, особ, на 31—32, 36—37, обе переизданы в его Essays in Sociological Theory, op. cit.; T. Parsons, «The social structure ofthe family», в Ruth N. Anshen ed., The Family: Its Function and Destiny (New York: Harper, 1949), 173—201; R.K. Merton, «Intermarriage and the social structure», Psychiatry, 1941,4, 361—374, особ, на 367—368; и IsidorThorner, «Sociological aspects of affectional frustration», Psychiatry, 1943, 6, 157—173, особ, на 169—172. — При­меч. автора.


модель весьма заметна среди праздного класса, т.е. тех, кто может укло­ниться и уклоняется от продуктивного труда [это статус или компонент роли при описании]. Однако это проникает и в другие слои, которые стре­мятся подражать такой модели и тоже испытывают чувство гордости при «расточительных» расходах. И наконец, потребление как элемент пре­стижа стремится вытеснить другие критерии потребления (например, «эффективное» расходование средств). [Это явная ссылка на альтерна­тивные способы потребления, которые оказались в тени благодаря тому, что культура акцентирует только модель престижного потребления.]60

Как известно, Веблен далее отводит модели престижного потреб­ления целый ряд функций: повышения статуса, подтверждения стату­са, «хорошей репутации», хвастовства финансовой мощью. Эти послед­ствия, испытанные на себе участниками данной типовой деятельнос­ти, приносят им удовлетворение и во многом объясняют постоянство этой модели. Ключ к пониманию отведенных функций почти полностью дает описание самой модели, которое включает явн ые ссылки на (1) ста­тус тех, кто дифференцированно воплощает эту модель; на (2) извест­ные альтернативные модели потребления, когда оно осуществляется скорее ради хвастовства и «расточительности», чем ради «глубоко лич­ного» удовольствия от конкретного продукта потребления; наконец, на (3) всевозможные значения, придаваемые в данной культуре пре­стижному потреблению его участниками и наблюдателями.

Эти три компонента описания подлежащего анализу образца ни­коим образом не являются исчерпывающими. Полное протокольное описание, адекватное дальнейшему функциональному анализу, не­избежно выходит на уровень проблемы непосредственных психоло­гических и социальных последствий поведения. Но эти последствия можно с большей пользой изучить в связи с понятиями функции. Здесь лишь надо повторить, что описание объекта не ведется из прихоти или по наитию. Оно должно включать по крайней мере три характе­ристики объекта, если мы хотим, чтобы протокольное описание пред­ставляло оптимальную ценность для функционального анализа. Хотя еще много предстоит узнать о пожеланиях, касающихся описатель­ной фазы всего анализа, эта краткая презентация дескриптивно-со­держательных моделей может послужить указанием на то, что проце­дуры функционального анализалюжно кодифицировать до такой сте­пени, что в конечном счете социолог, ведущий полевое исследова­ние, получит необходимую для его наблюдений «карту».

Другой пример служит иллюстрацией того, что еще желательно учесть при описании подлежащего анализу объекта:

60Thornstein Veblen, The Theory of the Leisure Class (New York: Vanguard Press, 1928), особ, главы 2—4. — Примеч. автора.


Табу на внешний брак: чем выше степень групповой солидарности, тем сильнее чувство неприятия брака с людьми за пределами группы. «Не важно, какая причина заставляет желать групповой солидарнос­ти...» Внешний брак означает или потерю члена своей группы в пользу другой, или включение в свою собственную группу таких людей, ко­торые недостаточно подготовлены к восприятию ценностей, мнений и обычаев внутренней группы61.

Здесь содержится указание на четвертый тип данных, которые не­обходимо включить в описание социального или культурного образца, предваряя функциональный анализ. У всех, кто причастен к изучаемо­му обычаю, обязательно естънекий набор мотивов для конформизма или для девиантного поведения. Описание должно, насколько это возможно, сообщать об этих мотивациях, но эти мотивы нельзя путать, как мы ви­дели, с (а) объективной моделью поведения и (б) с социальными функциями этой модели. Включение мотивов в описание помогает объяснитьисихо- логические функции, выполняемые моделью, и, как часто оказывается, оно подводит вплотную к социальным функциям.

Пока что мы рассматривали объекты, представляющие собой явно выраженные типовые обычаи или верования — модели, которые при­знают таковыми сами члены данного общества. Так, члены конкрет­ного общества могут, хотя и в разной степени, обрисовать обряд дос­тижения половой зрелости у Chiracahua, модель миррири у Murngin, выбор супруга на основе романтической привязанности, интерес к пре­стижному потреблению или табу на внешний брак. Это очевидные про­явления культуры, и поэтому они в большей или меньшей мере извес­тны тем, кто принадлежит к этой культуре. Однако социолог не огра­ничивается этими очевидными моделями. Время от времени он рас­крывает скрытую культурную модель — ряд обычаев или верований, — которая столь же шаблонна, как и очевидные модели, но которую уча­стники не считают нормативно упорядоченной. Таких примеров мно­жество. Так, статистика показывает, что в квазикастовой ситуации, ко­торая характерна, например, для отношений между неграми и белыми в нашей стране, превалирующая модель смешанного брака (когда он имеет место) — это брак между белой женщиной и негром (а не между негритянкой и белым мужчиной). Хотя эта модель, которую можно назвать кастовой гипогамией, не институционализирована, она со­храняется и является удивительно устойчивой62.

61 Romanzo Adams, Interracial Marriage in Hawaii, особ, на 197—204; Merton,
«Intermarriage...», op. cit., особ, на 368—369; К. Davis «Intermarriage in caste societies»,
American Anthropologist, 1941, 43, 367—395. — Примеч. автора.

62 Ср. Merton, «Intermarriage...», op. cit.; Otto Klineberg ed., Characteristics of the
American Negro
(New York: Harper, 1943). — Примеч. автора.


Или рассмотрим другой пример устоявшейся, но явно непризнан­ной модели. Малиновский сообщает, чтотробриандеры, коллектив­но занимающиеся технологической задачей построения каноэ, вы­полняют не только эту явную технологическую задачу, но также уста­навливают и укрепляют по ходу дела межличностные отношения меж­ду собой. Многие из последних данных по этим первичным группам, называемым «неформальными организациями», относятся к этим моделям отношений, которые наблюдает социолог, но которые не признают, по крайней мере в их полной значимости, участники63.

Все это указывает на пятое пожелание, касающееся протоколь­ного описания: проявления упорядоченности поведения, связанной с номинально главной деятельностью (хотя и не являющейся частью эксплицитной культурной модели), должны входить в протокольные описания, которые ведутся полевым исследователем, поскольку эти неосознанные закономерности часто дают ключ к разгадке отличитель­ных функций всей модели. Как мы увидим, включение этих «неосоз­нанных проявлений упорядоченности» в протокольное описание по­чти сразу ориентирует исследователя на анализ модели с точки зре­ния латентных функций, как мы их здесь называем.

Подведем итоги; протокольные описания, таким образом, долж­ны, насколько это возможно, включать:

1) локализацию участников модели в пределах социальной структу­ры, их дифференцированное участие;

2) рассмотрение альтернативных способов поведения, исключенных из-за акцентирования наблюдаемой модели (т.е. концентрации внима­ния не только на том, что происходит, но также и на том, чем пренебре­гают из-за существующей модели);

3) эмотивные и когнитивные значения, придаваемые данной моде­ли участниками;

4) различие между мотивациями участия в модели и объективным поведением при данной модели;

5) закономерности поведения, не осознаваемые участниками, но тем не менее связанные с главной моделью поведения.

Вполне вероятно, что список этих пожеланий относительно прото­кольного описания, выполненного наблюдателем, далеко не полон. Но он все же является пробным шагом в направлении тонного определения

61 Повторное открытие первичной группы учеными, изучающими социологию промышленности, было одним из главных стимулов для функционального подхода в недавнем социологическом исследовании. Здесь мы ссылаемся на работы Элтона Мэйо, Рутлисбергера и Диксона, Уильяма Уайта и Берли Гарднера и многих других. Безусловно, сохраняются интересные различия в интерпретации, которую допуска­ют эти данные. — Примеч. автора.


объектов наблюдения, что облегчает последующий функциональный анализ. Эти пожелания отличаются большей конкретностью по срав­нению с рекомендациями, которые обычно даются при общей харак­теристике этого метода, — такими, как совет наблюдателю чутко улав­ливать «контекст ситуации».

Явные и латентные функции

Как уже говорилось в прежних разделах, разграничение явных и латентных функций было введено с тем, чтобы предотвратить не­умышленное смешение, часто характерное для социологической ли­тературы, осознанныхмотиваций социального поведения и егообъек-тивных последствий. Наше тщательное изучение современных терми­нологий функционального анализа показало, как легко и как неудачно социолог может отождествлять мотивы и функции. Далее указывалось, что мотив и функция меняются независимо друг от друга, и если не отразить этот факт в принятой терминологии, это способствует не­умышленному смешению социологами субъективных категорий мо­тивации и объективных категорий функции. Этим мы главным обра­зом и руководствовались, когда пошли на то, что не всегда считается похвальным, а именно — на введение новых терминов в быстро рас­тущий технический словарь социологии; многие неспециалисты счи­тают это вызовом, брошенным их умственным способностям, и ос­корблением интеллекта вообще.

Нетрудно заметить, что я позаимствовал термины «явный» и «ла­тентный» из другого контекста, где их применял Фрейд (хотя Фрэн­сис Бэкон давно еще говорил о «латентном процессе» и «латентной конфигурации» в связи с процессами, находящимися «за порогом» внешнего наблюдения).

К самому же различию исследователи поведения человека прихо­дили постоянно и регулярно в течение многих столетий64. Мы бы, бе­зусловно, пришли в замешательство, если бы обнаружили, что разли­чие, рассматриваемое нами как центральное в функциональном ана­лизе, не было отмечено никем из широкого круга лиц, кто фактически принял функциональную ориентацию. Достаточно упомянуть хотя бы некоторых из тех, кто за последние десятилетия счел необходимым в своих конкретных интерпретациях поведения разграничить планиру­емые цели и функциональные последствия действия.

64 Ссылки на некоторые наиболее значительные из этих прежних упоминаний данного различия см. в Merton, «Unanticipated consequences...», op. cit. — Примеч. ав­тора.


Джордж Г. Мид65: «...это враждебное отношению к нарушителю за­кона обладает уникальным преимуществом [читай: латентной функци­ей] объединения всех членов общности в эмоциональной солидарнос­ти в агрессии. В то время как самые превосходные гуманные устремле­ния, безусловно, расходятся с индивидуальными интересами многих членов общины или же им не удается затронуть интересы и воображе­ние большинства, оставляя общину разделенной или безразличной, крик «держи вора» или «хватай убийцу» находит отклик в глубоких ком­плексах, находящихся гораздо глубже, чем противоборствующие инди­видуальные устремления, и граждане, которых разделяло расхождение в интересах, смыкают ряды, чтобы противостоять общему врагу».

В схожем анализе социальных функций наказания Эмиль Дюркгейм66 также в большой степени сосредоточивает внимание на латентных функ­циях (последствиях для общины), а не ограничивается явными функция­ми (последствиями для преступника)..

У.Г. Самнер67: «...с первых действий, которыми человек пытался удов­летворить свои потребности, каждое из них существует само по себе и не направлено ни на что, кроме непосредственного удовлетворения. Из по­вторяющихся потребностей возникают привычки для индивида и обы­чаи для группы, но эти результаты являются последствиями, которые никогда не были сознательными, никогда не предвиделись и не плани­ровались. Их не замечают, пока они не просуществуют достаточно дол­го, и пройдет еще больше времени, прежде чем их оценят». Хотя здесь и не определено место латентных функций стандартизированных соци­альных действий для обозначенной социальной структуры, тут явно при­сутствует разграничение планируемых целей и объективных последствий.

P.M. Макивер68: вдобавок к непосредственным воздействиям инсти­тутов «есть и другие воздействия через контроль, находящийся за преде­лами непосредственных целей людей... этот реактивный контроль... мо­жет, хотя и непреднамеренно, сослужить большую службу для общества».

65 George H. Mead, «The psychology of punitive justice», American Journal of Sociology,
1918, 23, 577—602, особ, на 591. — Примеч. автора.

66 Как уже указывалось в этой главе, Дюркгейм принял функциональную ориен­
тацию во всей своей работе и оперирует, хотя зачастую явно этого не отмечает, поня­
тиями, тождественными понятию латентной функции во всех своих исследованиях.
Ссылка в тексте на данный момент на «Deux lois de 1'evolution penale», L'annee
sociologique,
1899—1900,4, 55—95, и на Division of Labor in Society (Glencoe, Illinois: The
Free Press, 1947). — Примеч. автора.

67 Это одно из его многочисленных наблюдений такого рода взято, конечно, из
W.G. Sumner, Folkways (Boston: Ginn & Co., 1906), 3. Его коллега Дж. Келлер сохра­
нил это различие в своих собственных трудах; см., например, Social Evolution (New
York: Macmillan, 1927) на 93—95. — Примеч. автора.

68 Это специально взято из ранних работ Макивера, Community (London: Macmillan,
1915). Различие приобретает еще большую важность в его поздних работах, стано-


* * *

У.И. Томас и Ф. Знанецкий69: «Хотя все новые [польские крестьянс­кие кооперативные] институты созданы с определенной целью удовлет­ворения конкретных потребностей, их социальная функция никоим об­разом не ограничивается их внешней и сознательной целью... каждый из этих институтов — коммуна или группа сельскохозяйственных прроиз-водителей, кредитный и сберегательный банк или театр — не просто ме­ханизм для поддержания бережного отношения к определенным ценно­стям, но также ассоциация людей, в которой предусмотрено, что каждый ее член участвует в общих мероприятиях как реальный конкретный ин­дивид. Каким бы ни был преобладающий официальный общий интерес, на котором основан институт, ассоциация как конкретная группа лич­ностей неофициально включает много других интересов; социальные контакты между ее членами не ограничиваются их общим устремлени­ем, хотя последнее, конечно, представляет собой и основную причину, по которой создана ассоциация, и наиболее постоянную связь, которая держит их вместе. Благодаря этому соединению абстрактно-политическо­го и экономического или скорее рационального механизма удовлетворе­ния особых потребностей с конкретной социальной группой новый ин­ститут является также лучшей промежуточной связью между крестьянс­кой первичной группой и вторичной национальной системой».

Эти и многие другие социологи, таким образом, время от време­ни проводили различие между категориями субъективной диспози­ции («потребностями, интересами, целями») и категориями не обще­признанных, но объективных функциональных последствий («уни­кальными преимуществами», «никогда не осознаваемыми» послед­ствиями, «непреднамеренным... служением обществу», «функцией, не ограниченной сознательной и явной целью»).

Поскольку ситуации, когда надо проводить это различие, возни­кают очень часто и поскольку цель концептуальной схемы — напра­вить усилия наблюдателя на наиболее важные элементы ситуации и

вясь основным элементом в Social Causation (Boston: Ginn & Co., 1942), особ, на 314— 321, и пронизывает большую часть его The More Perfect Union (New York: Macmillan, 1948). — Примеч. автора.

m Единственный отрывок, процитированный в тексте, один из множества, бла­годаря которым The Polish Peasant in Europe and America заслуженно описывают как «социологическую классику». См. стр. 1426—1427, 1523П". Как будет позднее замече­но в этой главе, открытия и концептуальные особенности, содержащиеся лишь в этом отрывке, — а есть и многие другие, подобные ему по богатству содержания, — были забыты или вообще никогда не были замечены теми социологами, изучающими про­мышленность, кто недавно разработал понятие «формальной организации» в про­мышленности. — Примеч. автора.


не дать их упустить из виду, нам кажется, мы были бы вправе обозна­чить это различие с помощью соответствующего набора терминов. Это и есть разумное основание для различения явных и латентных функ­ций: первые относятся к тем объективным последствиям для опре­деленной единицы (человека, подгруппы, социальной или культур­ной системы), которые способствуют регуляции или адаптации и для этого и предназначались; вторые относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же порядка.

Есть признаки того, что, получив признание, это различие может служить эвристической цели, если его включить в четко сформули­рованный концептуальный аппарат, помогая тем самым системати­ческому наблюдению и затем анализу. В последние годы, например, это разграничение явных и латентных функций применялось в ана­лизе расовых смешанных браков70, социальной стратификации71, аф­фективной фрустрации72, социологических теорий Веблена73, преобла­дающих американских ориентациях в отношении России74, пропаганды как средства социального контроля75, антропологической теории Мали­новского76, черной магии навахо77, проблем социологии знания78, моды79, динамики личности80, мер национальной безопасности81, внутренней

70 Merton, «Intermarriage and the social structure», op. cit. — Примеч. автора.

71 Kingsley Davis, «A conceptual analysis of stratification», American Sociological Review,

1942, 7, 309—321. — Примеч. автора.

72 Thorncr, op. cit., особ, на 165. — Примеч. автора.

73 А.К. Davis, «Thorstein Veblen's Social Theory», Harvard Ph.D dissertation, 1941 and
«Veblen on the decline of the Protestant Ethic», Social Forces, 1944, 22, 282—286; Louis
Schneider, The Freudian Psychology and Veblen's Social Theory (New York: Kings Cross
Press, 1948), особ. Chapter 2. — Примеч. автора.

74 А.К. Davis, «Some sources of American hostility to Russia», American Journal of
Sociology,
1947, 53, 174—183. — Примеч. автора.

75 Talcott Parsons, «Propaganda and social control», в его Essays in Sociological
Theory. — Примеч. автора.

76 Clyde Kluckhohn, «Bronislaw Malinowski, 1884—1942», Journal of American Folklore,

1943, 56, 208-219. - Примеч. автора.

77 Clyde Kluckhohn, Navaho Witchcraft, op. cit., особ, на 46—47 и ff. — Примеч. ав­
тора.

78 Merton, глава XIVданной книги. — Примеч. автора.

"Bernard Barber and L.S. Lobel, «Fashion in women's clothes and the American social system», Social Forces, 1952, 31, 124—131. - Примеч. автора.

80 О. H. MowrerandC. Kluckhohn, «Dynamic theory of personality», в J.M. Hunt, ed.,
Personality and the Behavior Disorders (New York: Ronald Press, 1944), I, 69—135, особ.
Ha 72. — Примеч. автора.

81 Marie Jahoda and S.W. Cook, «Security measures and freedom of thought: an
exploratory study of the impact of loyalty and security programs», Yale Lav/ Journal, 1952,
61, 296—333. — Примеч. автора.


6 Мертои «Counajn.li. теория»



социальной динамики бюрократии82 и великого множества других социологических проблем.

Само разнообразие этих тем указывает на то, что теоретическое различение явных и латентных функций относится не только к пове­дению человека. Возникает огромная задача: обнаружить, какое кон­кретное применение может получить это различие, и этому мы по­свящаем оставшиеся страницы данной главы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 285 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2529 - | 2189 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.