Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Одно понятие, разные термины 2 страница




24 W.H.R. Rivers, «Survival in sociology», The Sociological Review, 1913, 6, 293—305. См. также Е.В. Tylor, Primitive Culture (New York, 1874), особ. 1, 70—159; и недавний обзор проблемы Lowie, The History of Ethnological Theory, 44ff., 81f. Разумное и сдер­жанное изложение проблемы см.: Durkheim, Rules of Sociological Method, chapter 5, особ, на 91. — Примеч. автора.


му анализу склонности сосредоточиваться на положительных функ­циях и направить внимание исследователя и на другие типы логичес­ких выводов.

Постулат обязательности

Последний из этого трио постулатов, распространенных среди социологов-функционалистов, является во многих отношениях са­мым двусмысленным. Двусмысленность становится очевидной в вы­шеупомянутом манифесте Малиновского, гласящем, что в каждом типе цивилизации каждый обычай, материальный объект, идея или верование выполняет некую жизненно важную функцию, у каждого своя задача, это обязательный элемент работающего целого25.

Из этого отрывка не совсем ясно, об обязательности чего он гово­рит: функции, элемента (обычая, объекта, идеи, верования), выпол­няющего функцию, или их обоих.

Эта двусмысленность довольно часто встречается в литературе. Так, в уже упомянутом нами изложении роли религии Дэвисом и Мором на первый взгляд кажется, что они считают религию обяза­тельной именно какинститут: «Причина, по которой религия необ­ходима...», «...религия... играет уникальную и обязательную роль в обществе»26. Но вскоре оказывается, что не столько институт религии рассматривается как обязательный, сколько функции, которые обыч­но закрепляют за религией. Ибо Дэвис и Мор полагают религию обя­зательной лишь постольку, поскольку она заставляет членов обще­ства принять «некоторые общие для всех конечные ценности и цели». Эти ценности и цели, говорится там,

должны... казаться членам общества имеющими некую реальность, и как раз роль религиозной веры и ритуала — дать и усилить это ощуще­ние реальности. Через ритуал и веру общие цели и ценности связаны с воображаемым миром, который символизируют святыни, и этот мир, в свою очередь, значимым образом связан с фактами и тяжелыми испыта­ниями в жизни индивида. Через поклонение святыням и существам, ко­торые они символизируют, и через приятие сверхъестественных предпи­саний, которые в то же время являются кодексами поведения, осуществ­ляется мощный контроль за поведением человека, направляя его на под-

25 В. Malinowski, «Anthropology», op. cit., 132 [курсив мой]. — Примеч. автора.

26 Kingsley Davis and Wilbert E. Moore, op. cit., 244, 246. См. недавнее изложение
вопроса Дэвисом во вступлении к W.J. Goode, Religion Among the Primitives (Glencoe,
Illinois: The Free Press, 1951) и интересные функциональные интерпретации религии
в этом томе. — Примеч. автора.


держание институциональной структуры и сообразуя его с конечными целями и ценностями27.

Декларируемая обязательность религии, таким образом, основа­на на допущении, что именно через «поклонение» и «сверхъестествен­ные предписания» — и только через них — можно достичь необходи­мого минимума «контроля за поведением человека» и «интеграции с точки зрения настроений верований».

Короче говоря, постулат обязательности в своей обычной форму­лировке содержит два связанных, но различимых утверждения. Пер­вое: предполагается, что существуют определенные функции, являю­щиеся обязательными в том смысле, что если они не будут выполнены, общество (или группа, или индивид) не сохранится. Тем самым выд­вигается понятие функциональных предпосылок или непременных усло­вий, функционально необходимых для общества, и у нас будет возмож­ность изучить это понятие более детально. Второе — и это совсем другой вопрос, — предполагается, что для выполнения каждой из этих функций определенные культурные или социальные формы необ­ходимы. Это влечет за собой понятие специализированных и неза­менимых структур и приводит ко всякого рода теоретическим труд­ностям. Так, можно показать не только то, что это явно противоречит фактам, но еще и включает несколько вспомогательных допущений, которые с самого начала доставляют неприятности в функциональ­ном анализе. Это отвлекает внимание от того факта, что при опреде­ленных условиях, которые еще предстоит изучить, функции, необ­ходимые для сохранения групп, выполняются альтернативными со­циальными структурами (и формами культуры). Идя дальше, мы дол­жны выдвинуть главную теорему функционального анализа: точно так же, как один и тот же элемент может иметь многочисленные функции, так и одну и ту же функцию могут разнообразно выполнять альтернативные элементы. По отношению к определенным соци­альным структурам функциональные потребности здесь считаются факторами скорее рекомендующими, чем жестко детерминирующи­ми. Или, другими словами, существует целый круг вариаций в струк­турах, выполняющих данную функцию. (В ограничения, накладыва­емые на этот круг вариаций, входит понятие структурной детермина­ции, о нем подробнее в дальнейшем.)

Таким образом, в противовес подразумеваемому понятию обяза­тельных форм культуры (институтов, стандартизированных ритуалов, систем верований и т.д.) существует понятие функциональных альтер­натив, или функциональных эквивалентов, или функциональных заме-

21 Ibid., 244—245 [курсив мой]. — Примеч. автора.


нителей. Это понятие имеет широкое распространение и примене­ние, но необходимо заметить, что ему неуютно в той же самой теоре­тической системе, которая связана с постулатом обязательности оп­ределенных форм культуры. Так, после обзора теории Малиновского о «функциональной необходимости таких механизмов, как магия», Парсонс счел нужным отметить следующее:

...всегда, когда такие элементы неопределенности присутствуют при преследовании эмоционально важных целей, пусть даже не магии, мож­но было бы ожидать появления по крайней мере функционально эквива­лентных явлений28.

Это сильно отличается от настойчивого утверждения самого Ма­линовского, что, таким образом, магия выполняет обязательную фун­кцию в области культуры. Она удовлетворяет определенную потреб­ность, которую не могут удовлетворить никакие другие факторы пер­вобытной цивилизации29.

Это двойное понятие обязательной функции и незаменимой мо­дели верование-действие полностью исключает понятие функцио­нальных альтернатив..

По сути дела, понятие функциональных альтернатив или эквива­лентов периодически возникало в каждой дисциплине, которая при­нимала функциональную систему анализа. Оно, например, широко использовалось в психологических науках, о чем красноречиво сви­детельствует работа Инглиша30. И в неврологии, исходя из экспери­ментальных и клинических данных, Лэшли подчеркнул неадекват­ность «предположения, что отдельные нервные клетки приспособле­ны для отдельных функций», утверждая, что отдельную функцию может выполнять ряд альтернативных структур31.

У социологии и социальной антропологии есть еще больше осно­ваний избегать постулата об обязательности данных структур и систе­матически работать с понятием функциональных альтернатив и функ­циональных заменителей. Ведь точно так же, как неспециалисты дав­но ошибаются, полагая, что «странные» обычаи и верования других обществ являются «простыми суевериями», так и социологи-функ­ционалисты рискуют ошибиться, впав в другую крайность: во-пер-

28 Talcott Parsons, Essays in Sociological Theory, Pure and Applied (Glencoe, Illinois:
The Free Press, 1949), 58. — Примеч. автора.

29 В. Malinowski, «Anthropology», op. cit., 136 [курсив мой]. — Примеч. автора.

30 Horace В. English, «Symbolic versus functional equivalents in the neuroses of deprivation»,
Journal of Abnormal and Social Psychology, 1937, 32, 392—394. — Примеч. автора.

31 K.S. Lashley, «Basic neural mechanisms in behavior», Psychological Review, 1930,
37, 1—24. — Примеч. автора.


вых, торопясь обнаружить функциональное или адаптивное значе­ние в этих обычаях и верованиях, и во-вторых, не умея понять, какие из альтернативных видов действия следует исключить, поскольку они не укладываются в официально провозглашенные нормы функцио­нализма. Так, нередко некоторые функционалисты готовы заключить, что магия или определенные религиозные обряды и верования функ­циональны, так как они воздействуют на душевное состояние верую­щего или придают ему уверенность в себе. Тем не менее в некоторых случаях вполне возможно, что эти магические действия заменяют до­ступные всем светские и более адаптивные действия. Как отметил Ф.Л. Уэллс,

Если прибить к двери подкову во время эпидемии оспы, это может оказать моральную поддержку живущим в доме, но не изгонит оспу; такие представления и практика не выдержат светской проверки, которой их можно подвергнуть, и чувство защищенности, которое они дают, сохра­няется лишь до тех пор, пока не подвергается действительной проверке32.

Те функционалисты, чья теория вынуждает их следить за воздей­ствием таких символических ритуалов только надушевное состояние индивида и которые поэтому заключают, что магический обычай фун­кционален, игнорируют тот факт, что эти самые ритуалы могут иног­да занять место более эффективных альтернатив31. А теоретики, ука-

32 F.L. Wells, «Social maladjustments: adaptive regression», in Carl A. Murchison, ed.,
Handbook of Social Psychology (Clark University Press, 1935), 880. Замечание Уэллса не
устарело до сих пор. Не далее как в тридцатые годы нашего века оспа «прошлась» и по
таким штатам, как Айдахо, Вайоминг и Монтана, которые, не имея законов об обяза­
тельной вакцинации, могли похвастаться где-то 4300 случаями оспы за пятилетний
период в то самое время, когда более населенные штаты Массачусетс, Пенсильвания
и Род-Айленд, штаты с законами об обязательной вакцинации, не имели ни одного
случая оспы вообще. О недостатках «здравого смысла» в таких вопросах см. Hugh
Cabot, The Patient's Dilemma (New York: Reynal & Hitchkock, 1940), 166—167. - При­
меч. автора.

33 Наверное, необходимо отметить, что это утверждение сделано с учетом заме­
чания Малиновского, что тробриандеры не заменили применение рациональной тех­
нологии своими магическими верованиями и обычаями. Остается проблема опреде­
лить степень, до которой технологическое развитие замедляется полузависимостью
от магии при столкновении с «рядом неопределенностей». Эта область неопределен­
ности, вероятно, точно не зафиксирована, а сама по себе связана с имеющейся тех­
нологией. Ритуалы, направленные на изменение погоды, например, вполне могут
поглотить силы людей, которые могли бы вместо этого сокращать эту «область нео­
пределенности», занимаясь развитием метеорологических знаний. Каждый раз нуж­
но судить по существу дела. Мы здесь ссылаемся лишь на все большее стремление
социальных антропологов и социологов ограничиваться наблюдаемыми воздействи­
ями на «моральное состояние» рационально и эмпирически необоснованных обыча-


зывающие на обязательность стандартизированных ритуалов или пре­обладающих институтов, выполняющих наблюдаемую функцию уси­ления каких-либо общих настроений, прежде чем делать этот вывод, чаще преждевременный, чем обоснованный, должны сначала попы­таться найти их функциональные заместители.

В результате обзора этих трех функциональных постулатов появ­ляется несколько основных соображений, которые необходимо учесть при попытке кодифицировать этот способ анализа. Начав с тщатель­ного изучения постулата функционального единства, мы установи­ли, что нельзя постулировать полную интеграцию всех обществ и что это — эмпирический фактуальный вопрос, решая его, мы долж­ны быть готовы обнаружить целый ряд степеней интеграции. А при рассмотрении конкретного случая — функциональных интерпрета­ций религии — мы осознали, что хотя природа человека может быть единой, из этого не следует, что структура обществ без письменности во всем сходна со структурой высокодифференцированных обществ с письменностью. Разница в их уровне — скажем, существование не­скольких в корне отличающихся религий в одном типе обществ в от­личие от другого — может сделать рискованной аналогию между ними. Из критического изучения этого постулата вытекает, что теория фун­кционального анализа должна требовать уточнения социальных еди­ниц, для которых выполняются данные социальные функции; кроме того, надо признать, что элементы культуры имеют разнообразные значения, некоторые из них функциональны, а другие, возможно, дис­функциональны.

Обзор второго постулата — постулата универсального функциона­лизма, который гласит, что все до сих пор существующие формы куль­туры неизбежно функциональны, — привел к другим соображениям, которым должен соответствовать кодифицированный подход к функ­циональной интерпретации. Оказалось, что нужно быть готовым не только к тому, чтобы обнаружить наряду с функциональными также и дисфункциональные значения этих форм, но и к тому, что теоретик в конце концов столкнется с трудной задачей разработать аппарат для оценки точного баланса этих значений, если хочет, чтобы его исследо­вание имело отношение к социальной технологии. Ясно, что рекомен­дация эксперта, основанная лишь на оценке ограниченного и, возмож-

ев и обыкновение предрешать анализ альтернатив, которые были бы доступны в дан­ной ситуации, если бы ориентация на «трансцендентальное» и «символическое» не сосредоточивала внимание на других вопросах. И наконец, надо надеяться, что все это не будет ошибочно принято за повторную формулировку иногда наивного раци­онализма века Просвещения. — Примеч. автора.


но, произвольно выбранного круга значений, которые могут появить­ся в результате изучаемой деятельности, часто будет ошибочной и ее обоснованно сочтут малоценной.

Постулат обязательности, как мы обнаружили, привел к двум ут­верждениям: в первом говорится об обязательности определенных функций, откуда возникает понятие функциональной необходимости или функциональных предпосылок; во втором — об обязательности су­ществующих социальных институтов, форм культуры и тому подоб­ного, и отсюда после соответствующего критического разбора возни­кает понятие функциональных альтернатив, эквивалентов или замени­телей.

Более того, использование этих трех постулатов, вместе или от­дельно, вызывает частые обвинения в том, что функциональный ана­лиз неизбежно предполагает определенные идеологические пристрас­тия. Поскольку этот вопрос нередко будет напрашиваться при изуче­нии дальнейших концепций функционального анализа, лучше рассмот­реть его сейчас, если мы не хотим, чтобы идеологические призраки общественных наук постоянно отвлекали наше внимание от рассмат­риваемых аналитических проблем.

Функциональный анализ как идеология

Функциональный анализ как консервативная идеология

Со всех сторон и все более настойчиво звучат обвинения, что ка­кой бы ни была интеллектуальная значимость функционального ана­лиза, он неизбежно связан с «консервативным» (даже «реакцион­ным») мировоззрением. Для некоторых таких критиков функцио­нальный анализ мало чем отличается от современной версии докт­рины восемнадцатого века об основном и неизменном тождестве общих и частных интересов. Его считают секуляризованной верси­ей доктрины, выдвинутой Адамом Смитом, когда, например, в «Те­ории моральных чувств» он писал о «гармоничном устройстве при­роды под божественным руководством, которое способствует бла­гополучию человека, приводя в действие его индивидуальные склон­ности»34. Таким образом, говорят эти критики, функциональная теория — это всего лишь установка консервативного социолога, ко­торый настроен защищать существующее положение дел, какое бы

34 Jacob Viner, «Adam Smith and Laissez Faire», Journal of Political Economy, 1937,35, 206. — Примеч. автора.

Ill


оно ни было, и нападать на целесообразность перемен, пусть даже незначительных. Согласно этой точке зрения, функциональный ана­литик систематически игнорирует предупреждение Токвиля не пу­тать привычное с необходимым: «...то, что мы называем необходи­мыми институтами, часто всего лишь институты, к которым мы при­выкли...» Однако нужно еще показать, что функциональный анали­тик неизбежно впадает в это приятное заблуждение, но, рассмотрев постулат об обязательности, мы готовы признать, что этот посту­лат, если бы был принят, вполне мог бы вызвать такое идеологи­ческое обвинение. Мердаль — один самых последних и наиболее типичных критиков, доказывающих неизбежность консервативно­го уклона в функциональном анализе, считает:

...если у вещи есть «функция», то это хорошо или по крайней мере необходимо*. Термин «функция» может иметь значение только с точки зрения предполагаемой цели**; если эта цель остается неопределенной или под ней подразумевается «интерес общества», который далее не оп­ределяется***, то тем самым допускается произвол в практических зак­лючениях, но при этом задается главное направление: описание социальных институтов с точки зрения их функций должно привести к консерватив­ной телеологии*5.

Замечания Мердаля поучительны не столько в силу своего вы­вода, сколько из-за предпосылок. Ибо, как мы уже заметили, исхо­дя из двух постулатов, столь часто используемых функциональны­ми аналитиками, он выдвигает несостоятельное обвинение, что тот, кто описывает институты с точки зрения функций, неизбежно ис­поведует «консервативную телеологию». Но Мердаль нигде не под­вергает сомнению неизбежность самих постулатов. Спрашивается, насколько безусловно такое заключение, если исходить из других по­сылок.

На самом деле, если бы функциональный анализ исповедовал телеологию, не говоря уже о консервативной телеологии, его бы вскоре подвергли, и совершенно справедливо, еще более сильной критике, чем эта. Как часто случается с телеологией в истории чело-

* Здесь, заметьте, Мердаль беспричинно принимает доктрину обязательности как свойственную любому функциональному анализу. — Примеч. автора.

** Это, как мы уже видели, не только беспричинно, но и ошибочно. — Примеч. автора.

*** Здесь Мердаль справедливо отмечает двойственность и туманность постулата о функциональном единстве. — Примеч. автора.

35 Gunnar Myrdal, An American Dilemma (New York: Harper and Brothers, 1944) II, 1056 [курсив и дополнительные замечания мои]. — Примеч. автора.

 


веческой мысли, его бы подвергли процедуре reductio ad absurdum*. Тогда функционального аналитика могла бы постичь судьба Сократа (хотя не по той же причине), который выдвинул предположение, что Бог расположил наш рот прямо под носом, чтобы мы могли наслаж­даться запахом пищи36. Или, подобно христианским теологам, посвя­тившим себя спорам о Божьем замысле, его мог бы совсем заморо­чить некий Бен Франклин, доказывавший, что Господь явно «хо­чет, чтобы мы выпили, поскольку дал нам руки как раз такой дли­ны, чтобы донести стакан до рта и чтобы мы сказали себе: «Давайте поклоняться тогда стакану в руке, этой великодушной мудрости; да­вайте поклоняться и пить»37. Или он мог бы обнаружить, что склонен к более серьезным высказываниям, подобно Мишле, который заме­тил, «как все красиво устроено природой. Не успеет ребенок прийти в этот мир, как тут же находит мать, готовую ухаживать за ним»38. Подобно любой другой системе мышления, граничащей с телеологи­ей, хотя она и старается не перешагнуть эту границу, чтобы не ока­заться на этой чужой и бесплодной территории, функциональному анализу в социологии грозит сведение к абсурду, как только он при­мет постулат обо всех существующих социальных структурах как обя­зательно необходимых для удовлетворения важных функциональ­ных потребностей.

Функциональный анализ как радикальная идеология

Довольно интересно, что другие пришли к выводу, прямо про­тивоположному обвинению функционального анализа в том, что ему присуще представление о правильности всего существующе­го, или фактически, что это лучший из миров. Такие наблюдатели, как, например, Лапьер, считают, что функциональный анализ — это подход, критический по настрою и прагматический по суж­дению:

Сдвиг от структурного описания к функциональному анализу в со­циальных науках имеет гораздо большую значимость, чем может пока-

* Доведение до абсурда (как способ доказательства) (лат.). — Примеч. пер. 36 У Фаррингтона есть некоторые дальнейшие интересные замечания о псевдо­телеологии в Science in Antiquity (London: Т. Butterworth, 1936), 160. — Примеч. автора. Высказывание в письме Франклина к аббату Морелли, процитировано из ме­муаров последнего Диксоном Уэктором: Dixon Wecter, The Нет in America (New York: Scribner, 1941), 53-54. - Примеч. автора.

Именно Зигмунд Фрейд отметил это замечание у Мишле: Michelet The Woman. — Примеч. автора.


Мертоц «Социальи. теория»



заться сначала. Этот сдвиг представляет собой разрыв с социальным аб­солютизмом и основами морали христианской теологии. Если важным аспектом любой социальной структуры является его функции, отсюда следует, что никакую структуру нельзя судить только с точки зрения структуры. На практике это означает, например, что система патриар­хальной семьи имеет коллективную ценность, только тогда и в той сте­пени, в какой она функционирует для удовлетворения коллективных це­лей. Как социальная структура она не имеет собственной значимости, по­скольку ее функциональная значимость будет отличаться в зависимости от времени и места.

Функциональный подход к коллективному поведению, несомненно, оскорбит всех тех, кто полагает, что ценность конкретных социально-пси­хологических структур заключена в них самих.

Так, для тех, кто считает, что церковная служба хороша, потому что это церковная служба, утверждение, что одни церковные службы — это формальные действия, лишенные религиозной значимости, другие фун­кционально сопоставимы с театральными представлениями, а третьи яв­ляются своего рода пирушкой и потому сравнимы с пьяным разгулом, будет представлять собой вызов здравому смыслу и принципам порядоч­ных людей или по крайней мере бред полоумного39.

Тот факт, что одни считают функциональный анализ по сути кон­сервативным, а другие по сути радикальным, означает, что по сути он может не быть ни тем, ни другим. Это означает, что у функциональ­ного анализа может не быть внутренней идеологической привержен­ности вообще, хотя, подобно другим формам социологического ана­лиза, ему можно придать любую из множества идеологических цен­ностей. Уже не в первый раз теоретической установке в социологии или социальной философии приписывают диаметрально противопо­ложные идеологические ориентации. Таким образом, может оказать­ся полезным рассмотреть один из самых заметных примеров в про­шлом, когда социологическая и методологическая концепция явля­лась объектом самых разных идеологических обвинений, и сравнить данный пример, насколько это возможно, со случаем функциональ­ного анализа. Сравнимый случай — диалектический материализм; представителями диалектического материализма являются эконо­мист-историк, социальный философ и профессиональный револю­ционер девятнадцатого века Карл Маркс и его близкий помощник и единомышленник коллега Фридрих Энгельс.

39 Richard Lapiere, Collective Behavior (New York: McGraw-Hill, 1938), 55-56 [кур­сив мой]. — Примеч. автора.


Идеологические ориентации диалектического материализма

1 Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознатель­ное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно.

2. В своей мистифицированной форме диалектика стала немец­кой модой, так как казалось, будто она прославляет суще­ствующее положение вещей.

3. В своем рациональном виде диалектика внушает буржуазии и ее доктринерам-идеологам лишь злобу и ужас, так как в позитивное понимание суще­ствующего она включает в то же время понимание его отрица­ния, его необходимой гибели.


Сравнительные идеологические ориентации функционального анализа

1. Некоторые функциональные аналити­ки без всяких на то оснований предполо­жили, что все существующие соци­альные структуры выполняют обяза­тельные социальные функции. Это чистая вера, мистицизм, если хотите, а не конечный продукт длительного и систематического поиска. Чтобы этот постулат мог получить признание в социологии, он должен быть завоеван­ным, а не унаследованным.

2. Три постулата функционального единства, универсальности и обяза­тельности охватывают систему предпо­сылок, которая должна неизбежно привести к прославлению существую­щего положения дел.

3. На функциональный анализ в его более эмпирически ориентированных и аналитически точных формах часто смотрят с подозрением те, кто считает существующую социальную структуру закрепившейся навечно и не подлежа­щей изменению. Эта более строгая форма функционального анализа включает не только изучение функций существующих социальных структур, но также и изучение их дисфункций для находящихся в различных обстоя­тельствах индивидов, подгрупп(или слоев), а также для общества в более широком смысле слова. При этом, как мы увидим, заранее допускается: когда существующая социальная структура в целом явно дисфункциональна, появляется сильная и настоятельная потребность в переменах. Возможно, хотя это еще предстоит установить, что после определенного момента эта потребность неизбежно приведет к более или менее предопределенным направлениям социального изме­нения.



Идеологические ориентации диалектического материализма

4. Каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно, также и с ее преходящей стороны она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна40.

5....все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь преходящие ступени бесконечного развития челове­ческого общества от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и, таким образом, имеет свое оправда­ние для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением.


Сравнительные идеологические ориентации функционального анализа

4. Хотя функциональный анализ зачастую сосредоточивал внимание скорее на статике социальной структу­ры, чем на динамике социальных изменений, это не присуще данной системе анализа. Сосредоточиваясь как на функциях, так и на дисфункциях, этот способ анализа может не только определить основы социальной стабиль­ности, но и вскрыть потенциальные источники социального изменения. Оборот «исторически развитые формы» может послужить полезным напомина­нием о том, что социальные структуры обычно претерпевают заметные измене­ния. Остается исследовать настоятель­ную потребность, способствующую разным видам перемен. В той мере, в какой функциональный анализ полнос­тью сосредоточивается на функциональ­ных последствиях, он склоняется к ультраконсервативной идеологии; в той мере, в какой он полностью сосредото­чивается на дисфункциональных последствиях, он склоняется к ультрара­дикальной утопии. «По своей сути» он не является ни тем ни другим.

5. Признавая, в силу необходимости, что социальные структуры все время меняются, функциональные аналитики должны тем не менее изучить взаимо­зависимые и часто опирающиеся друг на друга элементы социальной структу­ры. В общем, по-видимому, большин­ство обществ интегрировано в той степени, в какой многие, если не все их элементы взаимно пригнаны друг к другу. У социальных структур нет случайного набора свойств, они на


40 Отрывок на эту тему приводится без сокращений и добавлений и лишь с введен­ным для соответствующего усиления курсивом из следующего источника: К. Маркс. Капитал. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. — изд. второе. — М.: Госполитиздат, 1960, — т. 23, с. 22. — Примеч. автора.


Идеологические ориентации диалектического материализма

6. Но она становится непроч­ной и лишается своих оправда­ний перед лицом новых, более высоких условий, постепенно развивающихся в ее собственных недрах. Она вынуждена усту­пить место более высокой ступени, которая, в свою очередь, также приходит в упадок и гибнет.

7. На всем и во всем видит она (диалектическая философия) печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения... У нее, правда, есть консервативная сторона: каждая данная ступень разви­тия познания и общественных отношений оправдывается ею для своего времени и своих условий, но не больше. Консерва­тизм этого способа понимания относителен, его революционный характер абсолютенвот единственное абсолютное, признаваемое диалектической Философией4'.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 349 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2261 - | 2183 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.