Если сформулировать этот подход в более общих терминах, становится очевидной следующая взаимосвязанная последовательность шагов. Прежде всего устанавливаются определенные функциональные требования организмов, которые необходимо удовлетворить, чтобы организм выжил или функционировал с некоторой степенью эффективности. Второе: дается конкретное и детальное описание механизмов (структур и процессов), благодаря которым эти требования удовлетворяются в «нормальных» случаях. Третье: если некоторые типичные механизмы для удовлетворения этих требований разрушаются или оказывается, что они функционируют неадекватно, наблюдатель должен испытывать потребность в том, чтобы обнаружить компенсаторные механизмы (если они вообще есть), которые выполняют необходимую функцию. Четвертое, имплицитно подразумеваемое всем вышесказанным: существует детальное объяснение структуры, которой соответствуют эти функциональные требования, а также детальное описание механизмов, благодаря которым эта функция выполняется.
В биологических науках логика функционального анализа настолько утвердилась, что эти требования адекватного анализа выпол-
няются как нечто почти само собой разумеющееся. Другое дело в социологии. Здесь мы находим самые разнообразные концепции того, в чем должна заключаться цель исследований в функциональном анализе. Для некоторых он в основном (или даже исключительно) состоит в установлении эмпирических взаимосвязей между «частями» социальной системы; для других — в показе «ценности для общества» социально стандартизированной практической деятельности или социальной организации; еще для кого-то — в тщательном объяснении целей формальных социальных организаций.
При изучении самых разнообразных случаев применения функционального анализа в социологии становится очевидным, что для социологов в отличие, скажем, от физиологов не типично выполнять операционально осмысленные процедуры, они не собирают систематически данных определенного, необходимого для этого метода типа, не применяют общий набор понятий и не используют одинаковых критериев валидности. Другими словами, в физиологии мы находим набор стандартных понятий, процедур и целей анализа, а в социологии — пестрый набор понятий, процедур и целей, зависящих, как получается, от интересов и вкусов отдельного социолога. Безусловно, это различие между двумя дисциплинами в чем-то — возможно, во многом — связано с различием в характере данных, исследуемых физиологом и социологом. Относительно большие возможности для экспериментальной работы в физиологии, пусть это звучит банально, едва ли соотносимы с возможностями социологии. Но это едва ли объясняет систематическую упорядоченость процедур и понятий в одном случае и несопоставимость, часто нескоординированность и зачастую ущербность процедур и понятий в функциональной социологии.
Парадигма функционального анализа в социологии
В качестве начального и, безусловно, экспериментального шага в направлении кодификации функционального анализа в социологии мы выдвигаем парадигму понятий и проблем, являющихся основными для этого подхода. Вскоре станет очевидным, что главные компоненты этой парадигмы постепенно появлялись на предыдущих страницах, когда мы критически изучали терминологию, постулаты, понятия и идеологические обвинения, существующие сейчас в этой области. Парадигма сводит их вместе в компактном виде, допуская тем самым одновременное рассмотрение основных требований функционального анализа и помогая ему скорректировать промежуточные интерпретации на его собственной основе. Такого результата трудно достичь, когда понятия не упорядочены, а разбросаны по страницам
пространного дискурсивного изложения52. Парадигма показывает самую суть понятий, процедур и выводов функционального анализа.
Более того, необходимо отметить, что парадигма представляет собой не множество категорий, введенных de novo*, а кодификацию тех понятий и проблем, которые не могли не привлечь нашего внимания при критическом изучении современной практики и теории в функциональном анализе. (Ссылки на предыдущие разделы этой главы покажут, что для каждой из категорий, входящих в парадигму, уже была подготовлена почва.)
1. Элемент(ы), которым отводятся функции
Весь диапазон социологических данных можно подвергнуть функциональному анализу, и большая его часть уже ему подвергалась. Главное требование состоит в том, чтобы предмет анализа представлял собой стандартизированный (т.е. шаблонный и повторяющийся) объект, такой, как социальные роли, институциональные модели, социальные процессы, культурная модель, культурно-типовые эмоции, социальные нормы, групповая организация, социальная структура, средства социального контроля и т.д.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС: Что должно входить в протокол наблюдения за данным объектом, если мы хотим, чтобы он поддавался систематическому функциональному анализу?
2. Понятия субъективных диспозиций (мотивов, целей)
В какой-то момент функциональный анализ неизменно предполагает некую концепцию мотивации индивидов, входящих в социальную систему, или явно применяет такую концепцию. Как показало предыдущее изложение, эти понятия субъективных диспозиций часто и ошибочно смешивают со сходными, но отличающимися от них понятиями объективных последствий установки, убеждений или поведения.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС: В каких видах анализа достаточно взять наблюдаемые мотивации в качестве данных как существующие, а в каких их следует рассматривать как проблемные, т.е. выводимые издругих данных?
3. Понятия объективных последствий (функций, дисфункций)
Мы заметили, что неясность некоторых современных концепций «функции» выражается в двух основных формах:
(1) в виде тенденции ограничивать социологические наблюдения позитивными вкладами социологической структуры в социальную или культурную систему, в которую она входит; и
(2) в виде тенденции смешивать субъективную категорию мотива с объективной категорией функции.
Чтобы ликвидировать эту путаницу, надо соответствующим образом разграничить эти понятия.
52 Краткое изложение цели аналитических парадигм, подобной этой, см. в замечаниях о парадигмах в других местах этой книги. — Примеч. автора. * заново (лат.). — Примеч. пер.
Первая проблема предусматривает понятие множественности последствий и понятие их равновесия.
Функции — это наблюдаемые последствия, способствующие адаптации или приспособлению данной системы; а дисфункции — те, которые уменьшают адаптацию или регулировку системы. Есть еще эмпирическая вероятность нефункциональных последствий, которые просто несущественны для рассматриваемой системы.
В любом данном случае поведение объекта может иметь как функциональные, так и дисфункциональные последствия, приводя ктрудной и важной проблеме разработки критериев для оценки четкого равновесия совокупности последствий. (Это, конечно, очень важно при использовании функционального анализа в качестве ориентира для формирования и осуществления политики.)
Вторая проблема (возникающая из-за того, что мотивы и функции легко смешать друг с другом) заставляет нас ввести концептуальное различие между теми случаями, когда субъективная предусматриваемая цель совпадает с объективным результатом, и теми случаями, когда они расходятся.
Явные функции — это те объективные результаты, способствующие регулировке или адаптации системы, которые планируют и осознают участники данной системы;
Латентные функции, соответственно, те, которые они не планируют и не осознают*.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС: Каковы результаты трансформации ранее латентной функции в явную (включая проблему роли знаний в поведении человека и проблемы «манипуляции» поведением человека)?
4. Понятия единиц, для которых выполняется функция Мы уже видели, к каким трудностям ведет ограничение анализа функциями, выполняемыми для «общества», поскольку элементы могут быть
* Отношения между «непредвиденными последствиями» действия и «латентными функциями» легко определить, поскольку они присутствуют в предыдущем разделе парадигмы. Непреднамеренные последствия действия бывают трех типов:
(1) те, которые являются функциональными для обозначенной системы, и они включают латентные функции;
(2) те, которые дисфункциональны для обозначенной системы, и они включают латентные дисфункции; и
(3) те, которые несущественны для системы, на которую они не воздействуют ни функционально, ни дисфункционально, т.е. несущественный в практическом отношении класс нефункциональных последствий.
Предварительную формулировку см. в R.K. Merton, «The unanticipated consequences of purposive social action», American Sociological Review, 1936, I, 894— 904; таблицу этих типов последствий см. в Goode, Religion Among the Primitives, 32— 33. — Примеч. автора.
функциональны для одних индивидов и подгрупп и дисфункциональны для других. Поэтому необходимо рассмотреть кдуг единиц, для которых элемент имеет определенное значение: индивиды с разнообразными статусами, подгруппы, более крупную социальную систему и культурные системы. (Терминологически это подразумевает понятия психологической функции, групповой функции, социетальной функции, культурной функции и т.д.)
5. Понятия функциональных требований (потребностей, необходимых
предварительных условий)
В каждом функциональном анализе скрыто или явно присутствует концепция функциональных требований рассматриваемой системы. Как я уже отмечал в других работах53, это остается одним из самых неясных и эмпирически наиболее спорных понятий в функциональной теории. Социологи склонны превращать понятие функционального требования в тавтологическое или ex post facto*; сводить его к условиям «выживания» данной системы; включать в него, как в работе Малиновского, наряду с социальными биологические «потребности».
Это приводит к трудной задаче установления типов функциональных требований (универсальных и специфических); процедур обоснования постулированных требований; и т.д.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС: Что требуется для установления обоснованности такой переменной, как «функциональное требование»' в ситуациях, где строгий эксперимент неосуществим?
6. Понятия механизмов, благодаря которым выполняются функции
Функциональный анализ в социологии, как и в других дисциплинах,
таких, как физиология и психология, предусматривает «конкретное и детальное» объяснение механизмов, которые действуют с целью выполнения обозначенной функции. Это относится не к психологическим, а к социальным механизмам (например, сегментация роли, обособление институциональных требований, иерархическое упорядочение ценностей, общественное разделение труда, ритуальные и церемониальные отправления и т.д.). ОСНОВНОЙ ВОПРОС: Каким набором социальных механизмов мы располагаем в настоящий момент? Соответствует ли он набору, скажем, психологических механизмов? Какие методологические проблемы связаны с выяснением действия этих механизмов?
7. Понятия функциональных альтернатив (функциональных эквивален
тов или заместителей)
Как мы уже видели, как только мы отказываемся от необоснованного предположения о функциональной обязательности конкретных социальных структур, нам тут же требуется некое понятие функциональных альтерна-
R.K.. Merton, «Discussions of Parsons'» «Position of sociological theory», American Sociological Review, 1949, 13, 164-168. - Примеч. автора. * постфактум (лат.). — Примеч. пер.
тив, эквивалентов или заместителей. Это заостряет наше внимание на том что в исследуемом случае существует целый ряд различных структур, которые могут выполнять данное функциональное требование, и тем самым разрушает идентичность существующего и неизбежного.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС: Поскольку научное доказательство эквивалентности предполагаемой функциональной альтернативы в идеале требует строгого эксперимента и поскольку это не всегда осуществимо в широкомасштабных социологических ситуациях, какие реальные методики исследования больше всего соответствуют логике эксперимента?
8. Понятие структурного контекста (или структурных ограничений) Круг различных структур, которые могут выполнять определенные функции в социальной структуре, не безграничен (и это не раз отмечалось в предыдущем изложении). Взаимозависимость элементов социальной структуры ограничивает реальную возможность изменений или функциональных альтернатив. В области социальной структуры понятие структурных ограничений соответствует «принципу ограниченных возможностей» в более широкой области, выдвинутому Гольденвейзером. Неспособность осознать релевантность взаимозависимости и сопровождающих ее структурных ограничений приводит к утопической идее, согласно которой подразумевается, что можно изъять некоторые элементы социальной системы, не затронув ее оставшуюся часть. Это обстоятельство признают как социологи-марксисты (например, Карл Маркс), так и немарксисты (например, Малиновский)54.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС: В какой мере данный структурный контекст ограничивает диапазон структур, которые могут эффективно удовлетворять функциональным требованиям? Можем ли мы найти при условиях, которые еще надо определить, нейтральную область, в которой функцию может выполнять любая из самых разнообразных альтернатив?
54 Приведенные выше цитаты из Маркса подтверждают эту мысль, но, разумеется, здесь приведены лишь немногие из тех высказываний, в которых Маркс действительно подчеркивает важность учета структурного контекста. Например, в своей работе «К критике политической экономии» (появившейся в 1859 г.) он замечает: «Ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые, более высокие производительные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда условия для ее решения уже имеются налицо или по крайней мере находятся в процессе становления». (См.: К. Маркс. К критике политической экономии. — Предисловие. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. — изд. второе. М.: Госполитиздат, 1959. — т. 13, с. 7. — Примеч. пер.) Возможно, самое известное из его многочисленных упоминаний сдерживающего влияния данной социальной структуры находится во втором абзаце «Восемнадцатого брюмера Луи Бонапарта»: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые не-
9. Понятия динамики и изменения
Мы уже отмечали, что функциональный анализ обычно концентрирует внимание на социальной структуре и пренебрегает изучением структурного изменения.
Этот акцент на статику, однако, не свойственен теории функционального анализа. Это скорее побочный акцент, вызванный желанием ранних функционалистов-антропологов противостоять прежней тенденции создавать предположительные истории обществ, не имеющих письменности. Эта сложившаяся практика, полезная в те времена, когда она была впервые введена в антропологию, со временем отрицательно сказалась на работе некоторых социологов-функционалистов.
Понятие дисфункции, подразумевающее понятие напряжения, стресса и напряженности, обеспечивает аналитический подход к изучению динамики и изменения. Каким образом наблюдаемые дисфункции включены в конкретную структуру, не вызывая нестабильности? Вызывает ли накопление стрессов и напряжений такого рода перемены, которые могли бы свести их на нет?
ОСНОВНОЙ ВОПРОС: Отвлекает ли внимание функционалистов от явлений социальной неустойчивости преобладающий среди них интерес к понятию социального равновесия? Какие имеющиеся методики позволят социологу достаточно адекватно оценить накопление стрессов и напряжений в социальной системе? В какой степени знание структурного контекста позволяет социологу предвидеть наиболее вероятные направления социальных изменений?
10. Проблемы обоснования функционального анализа
В масштабах всей парадигмы в целом мы настойчиво, вновь и вновь обращали внимание на определенные моменты, когда допущения, обвинения и наблюдения должны получать законное основание55. Для этого
посредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого». (См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. — изд. второе. — т. 8, с. 119.) Насколько мне известно, А.Д. Линдсей — самый чуткий из комментаторов, заметивших теоретический смысл подобных утверждений. См. его брошюру Karl Marx's Capital: An introductory Essay (Oxford University Press, •931), особ, на 27—52. — Примеч. автора.
5S К данному моменту очевидно, что мы рассматриваем функциональный анализ как метод интерпретации социологических данных. Это не отрицает важной роли Функциональной установки в ориентации социологов на сбор тех видов данных, которые иначе можно было бы упустить. Наверное, нет необходимости повторять ту аксиому, что понятия, используемые исследователем, действительно определяют включение или исключение данных, что, несмотря на этимологию данного термина,
анные не «даны», а «изобретаются» с неизбежной помощью понятий. В процессе вь1работки функциональной интерпретации у социолога-аналитика неизменно воздает необходимость получать данные, отличные от тех, которые предполагались начально. Интерпретация и сбор данных, таким образом, неразрывно связаны с
Ругом понятий и предложений, соотносящих эти понятия. Продолжение этих рас-сУ*дений см. в главе IV.
прежде всего необходима строгая формулировка социологических методик анализа, которые наиболее подходят логике проведения эксперимента. Для этого требуется систематический обзор возможностей и ограниченности сравнительного (межкультурного и межгруппового) анализа*.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС: Насколько функциональный анализ ограничен трудностями локализации адекватных образцов социальных систем, которые можно подвергнуть сравнительному (квазиэкспериментальному) изучению56.
11. Проблема идеологического значения функционального анализа В предыдущем разделе подчеркивалось, что функциональный анализ не обязательно связан с какой-либо идеологической позицией. Это не отрицает того факта, что отдельные случаи функционального анализа и отдельные гипотезы, выдвинутые функционалистами, могут выполнять узнаваемую идеологическую роль. Таким образом, перед социологией знания возникает определенная проблема: в какой мере социальная позиция социолога-функционалиста (например, его отношения с конкретным «клиентом», заказавшим данное исследование) приводит скорее к одной, чем к другой формулировке проблемы, воздействует на принятые им допущения и понятия и ограничивает диапазон выводов из имеющихся у него данных?
ОСНОВНОЙ ВОПРОС: Как обнаруживается идеологическая окраска функционального анализа и в какой степени конкретная идеология вытекает из основных предположений, принятых социологом? Связан ли круг этих предположений со статусом и исследовательской ролью социолога?
Прежде чем перейти к более тщательному изучению некоторых частей этой парадигмы, давайте четко представим, как предполагается применить эту парадигму. В конце концов, можно до бесконечности множить таксономические системы понятий и при этом не продвинуться реально в решении задач социологического анализа. Каковы в таком случае цели парадигмы и как ее можно было бы использовать?
* Другую формулировку с совершенно отличным идеологическим смыслом, но сходными теоретическими выводами см.: Б. Малиновский: «При наличии определенной культурной потребности средства ее удовлетворения малочисленны, и поэтому решение культурных проблем, происходящее в ответ на эту потребность, детерминируется в узких пределах. «Culture». Encyclopedia of the Social Sciences, op. cit., 626. — Примеч. пер.
56 Работы Мердока — George P. Murdock, Social Structure (New York: Macmillan, 1949) — достаточно, чтобы показать, что методики, подобные тем, что используются при межкультурных обследованиях, очень перспективны для решения определенных методологических проблем функционального анализа. См. также о процедурах функционального анализа в: George С. Homans and David M. Schneider, Marriage, Authority, and Final Causes (Glencoe: The Free Press, 1955). — Примеч. автора.
Цели парадигмы
Первая и главная цель — это дать предварительный кодифицированный ориентир для адекватного и плодотворного функционального анализа. Тем самым, очевидно, предполагается, что парадигма содержит минимальный набор понятий, которыми должен оперировать социолог, чтобы провести адекватный функциональный анализ, и, как следствие, что ее можно сразу же использовать как ориентир для критического изучения существующих видов анализа. Таким образом, она предназначена служить в качестве чрезвычайно компактного и сжатого руководства для постановки эмпирических исследований в функциональном анализе и в качестве средства для точного определения вкладов и недостатков предыдущих исследований. Ограниченность объема книги позволит нам применить лишь отдельные разделы парадигмы и лишь для критической оценки специально подобранных наиболее показательных случаев.
Во-вторых, парадигма должна приводить непосредственно к постулатам и (часто неявным) допущениям, лежащим в основе функционального анализа. Как мы обнаружили в предыдущих частях этой главы, одни из этих предположений имеют первостепенную важность, другие несущественны и незначительны, атретьи сомнительны и даже обманчивы.
В-третьих, парадигма должна заставить социолога осознать не только сугубо научные выводы разных типов функционального анализа, но также и их политические и иногда идеологические выводы. В чем именно при функциональном анализе проявляются определенные политические воззрения и в чем он пересекается с «социальной инженерией» — это вопросы, непосредственно касающиеся парадигмы.
Безусловно, в рамках данной главы невозможно подробно изучить все универсальные проблемы, охватываемые парадигмой. Придется подождать, пока не появится более полное изложение этой проблемы в книге, специально посвященной этой цели. Поэтому в оставшейся части данного раздела мы ограничимся кратким применением лишь первых частей парадигмы к строго ограниченному числу случаев функционального анализа в социологии. И время от времени эти немногие случаи будут использованы в качестве отправной точки для обсуждения специальных проблем, которые не в полной мере отражены в рассматриваемых примерах.
Объекты, подвергаемые функциональному анализу
На первый взгляд кажется, что простое описание объекта, который предстоит проанализировать функционально, вызывает мало проблем. Вероятно, описывать элемент надо как можно «полнее и точнее». И все же, если подумать, очевидно, что этот принцип не дает почти никаких ориентиров для наблюдателя. Представим себе, в каком затруднительном положении оказывается приобщенный к функционализму неофит, вооруженный лишь этим авторитетным изречением для ответа на вопрос: за чем мне наблюдать, что вносить в свои полевые записи и что можно спокойно пропустить?
Не предполагая дать сейчас полевому работнику детальный и обстоятельный ответ, мы тем не менее можем отметить, что вопрос сам по себе законный и что частично уже получены полные ответы. Чтобы вычленить и кодифицировать эти ответы, надо подойти к случаям функционального анализа с таким вопросом: какого рода данные последовательно включались вне зависимости от объекта, подвергающегося анализу, и почему были включены именно эти, а не другие данные?
Вскоре выясняется, что функциональная ориентация в основном определяет, что включается в описание объекта, который необходимо объяснить. Так, описание магического обряда или церемонии не ограничивается сообщением о заклинаниях или магической формуле, ритуале и исполнителях. Оно включает систематическое сообщение об участвующих и наблюдающих, о типах и видах взаимодействия между исполнителями и аудиторией, об изменениях этих моделей взаимодействия в ходе церемониала. Так, описание обрядов дождя у племени гопи, например, включает нечто большее, чем действия, вроде бы ориентированные на вмешательство богов в метеорологические явления. Сюда входит сообщение о людях, которые разным образом вовлечены в эту модель поведения. А описание участников (и зрителей) дается с точки зрения структуры, то есть с точки зрения расположения этих людей в их взаимосвязанных социальных статусах.
Короткие выдержки покажут, что функциональный анализ начинается с систематического учета (и, желательно, схематизации) статусов и социальных взаимоотношений тех, кто осуществляет поведение, ставшее предметом исследования.
Обряд достижения половой зрелости для девочек в племени Chiracahua: расширенная семья (родители и родственники, которые могут помочь финансами) берет на себя расходы по этой четырехдневной церемонии. Родители выбирают время и место для обряда. «Присутствуют все члены лагеря девочки и почти все члены местной группы. Немало гостей издругих
местных групп и несколько прибывших из внешних формирований, и их число растет с каждым днем». Выступает, приветствуя гостей, лидер местной группы, к которой принадлежит семья девочки. Короче говоря, это описание четко привлекает внимание к следующим статусам и группам, по-разному занятым в обряде: к девочке; ее родителям и близким родственникам; местной группе, особенно через ее лидера; формированию, представленному членами внешних местных групп, и «племени, представленному членами других формирований»57.
Как мы в свое время увидим — хотя это можно сформулировать уже в данный момент, — простое описание обряда с точки зрения статусов и групповой принадлежности разнообразных участников дает главный ключ к пониманию функций, выполняемых этим обрядом. Словом, мы хотим сказать, что структурное описание участников анализируемого действия дает гипотезы для последующих функциональных интерпретаций.
Еще один пример также коротко и ясно выражает характер таких описаний, выполненных на языке роли, статуса, групповой принадлежности и взаимоотношений между ними.
Шаблонные ответы на миррири (непристойности, услышанные в адрес сестры) в австралийском племени Murngin. Стандартизированную модель можно очень кратко описать так: когда муж ругает жену в присутствии ее брата, то брат ведет себя внешне аномально, бросая пики в жену (не в мужа) и ее сестер. Далее описание этой модели включает описание статусов участников. Сестры являются членами клана брата; муж принадлежит к другому клану.
Снова отметим, что участниковлокалшу/om внутри социальных структур и эта локализация является основой для дальнейшего функционального анализа этого поведения58.
«Комплекс романтической любви» в американском обществе: хотя все общества признают «временные сильные эмоциональные привязанности», современное американское общество — одно из немногих, извлекающих выгоду из романтических привязанностей: по крайней мере общее мнение считает именно их основой выбора партнера по браку. Эта
57 Morris E. Opler, «An Outline of Chiracahua Apache social organization», в Fredd Eggan ed. Social Anthropology of North American Tribes (Chicago: University of Chicago Press, 1937), 173—239, особ, на 226—230 [курсив мой]. — Примеч. автора.
58W.L. Warner,^ Black Civilization — A Social Study of an Australian Tribe (New York: Harper & Bros., 1937), 112—113. Так как эти примеры взяты из обществ, не имеющих письменности, можно было бы предположить, что эти требования к описанию относятся исключительно к таким обществам. Однако обращаясь к другим примерам функционального анализа моделей, обнаруженных в современном западном обществе, мы можем видеть то же самое требование, а также указания на то, какие «описательные данные» требуются дополнительно. — Примеч. автора.
характерная модель выбора сводит к минимуму или исключает выбор партнера родителями или более широкой группой родственников59.
Отметим, что выделение одной модели выбора партнеров тем самым исключает альтернативные модели выбора, существующие в других обществах.
Этот случай подсказывает второе пожелание, касающееся того, какие данные необходимо включить в описание объекта, подвергаемого функциональному анализу. При описании характерной (модальной) модели для решения стандартизированной проблемы (выбор партнера по браку) наблюдатель где только можно указывает главные альтернативы, которые в связи с этим исключаются. Это, как мы увидим, дает непосредственное представление о структурном контексте модели и, подсказывая подходящие сравнительные материалы, свидетельствует об обоснованности функционального анализа.
Третий неотъемлемый компонент описания проблемного объекта, непосредственно подготавливающий его к функциональному анализу — так сказать, дальнейшее требование при подготовке образца для анализа, — это включение «значений» (или когнитивной и эмоциональной значимости) данного действия или модели для членов группы. Фактически, как станет очевидно, обстоятельное описание значений, придаваемых данному объекту, во многом задает нужное направление функциональному анализу. Пример, взятый из множества функциональных анализов Веблена, поможет нам проиллюстрировать этот общий тезис: