Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 


Техника и технология создания телевизионных программ 3 страница




♦ мнимый (о фокусе, изображении);

Дефиниции уэбстеровского словаря современее и точнее:

♦ быть таковым по сути и последствиям, хотя это формально не признано или не принято;

♦ принадлежащий, относящийся или использующий «виртуаль­ную память»;

_________

1 Бурлаков М. Создание видеоклипов. СПб., 2003. С. 34.


Глава 2. Техника и технология создания телевизионных программ

♦ принадлежащий к, связанный с или являющийся гипотети­ческой частицей, существование которой подтверждается лишь косвенно (например, виртуальные фотоны);

♦ «виртуальный образ», «виртуальная память» и «виртуальная реальность». Здесь «образ (как в плоском зеркале), состоя­щий из точек, из которых как бы излучаются рассеивающие лучи (как свет), чего на самом деле не происходит. Виртуаль­ная память преподносится как термин, рожденный компью­терной технологией и лишь с ней и связанный. А «виртуаль­ная реальность» — «искусственная среда, постигаемая по­средством органов чувств (зрительные образы и звуковые), создаваемая компьютером и с условием, что происходящее в этой среде частично определяется действиями человека».

Итак, понятие «виртуальный» сегодня воспринимается как ус­ловность, мнимая реальность, искусственная, созданная компью­терными технологиями. Условный мир, постигаемый нами на уров­не органов чувств, активно воздействующий на наше чувственное восприятие, порой деформирующий представления о реальности, активно занял свои позиции не только на рынке компьютерных игр и развлечений (шоу-программы, использующие световые эф­фекты и компьютерные вставки, вызывающие различные эффек­ты, вплоть до галлюцинаций), но и на телевизионном экране. С приходом новой условности клипового монтажа и виртуальной реальности чувственное начало в изложении материала и форме воздействия на зрителя начинает соперничать с рациональной подачей материала.

Именно электронная (и в частности дигитальная) культура фиксирует достаточно высокий уровень информационной насы­щенности. Она воздействует одновременно и на сознание, и на чувственное подкорковое восприятие. Эта реальность может быть как идеальной, так и безобразной, но зритель при этом активно (агрессивно) втянут в этот мир «второй реальности». Основой та­кого втягивания является глубинная мизансцена с неожиданным воздействием всех видов движения, начиная со скачкообразного монтажа по крупности (например, с общего на сверхкрупный или наоборот), двойной экспозиции, наложения нескольких полупроз­рачных слоев, двигающихся или изменяющих световое или цвето­вое решение, укорачивания монтажных планов, снятых в ракурсе, двойного совмещения в едином плане, изменения скорости дви­жения персонажа или скорости съемки, различных оптических, электронных эффектов и кончая звуковыми приемами (ревербера-


§ 3. Клиповый монтаж

ция, наложение двух или нескольких звуков, электронная музыка и т.д.), которые также усиливают воздействие изобразительно -монтажного ряда, разрушая реальность и переводя ее в виртуаль­ность.

Как мы говорили, видеоклип содержит анимационные и инте­рактивные эффекты. При этом необходимо помнить, что для соз­дания анимационных эффектов существует два метода:

♦ раскадровка (обработка только ключевых кадров, все ос­тальное обрабатывается автоматически);

♦ покадровая обработка (в серии кадров каждый кадр обраба­тывается вручную).

Анимационные эффекты создаются при помощи программ объем­ного моделирования, таких как 3D Studio, Adobe Image Ready, REALVIZ Scene We@ver, REALVIZ Stitcher, REALVIZ Image Modeler, QuickTime VR, Photo Modeler. Программы Macromedia Flash, Adobe GoLive, Discreet Plasma, Image Ready создают интерактивную 20-анимацию. Программы Discreet 3ds Max, New Tek LigihtWave 3d, Softmage, Maya, Corel (KPT) Bryce создают ЗО-анимацию.

Анимационные эффекты основаны на использовании графи­ческого изображения, слоев (нескольких изображений), которые обрабатываются при помощи временной диаграммы (где задается порядок автоматического перехода между отдельными кадрами, происходит автоматическое изменение параметров объектов слоев изображения, что называется раскадровкой). Именно в анимации особую роль играют так называемые ключевые кадры (основные, главные) изобразительного ряда.

Для создания видеоклипов используется видеомонтаж, или электронный монтаж. Видеомонтаж требует продуманной после­довательности кадров для раскрытия основной идеи клипа или сюжета. Это возможно только в том случае, если после тщательно­го анализа отснятого материала составляются монтажные листы, найдено основное монтажное решение (последовательность кад­ров, характер сопоставления изобразительного и звукового мате­риалов, использование ассоциативного ряда для создания образа, цветовое решение и т.д.).

Видеомонтаж в его классическом понимании сводится к сле­дующим основным операциям:

♦ соединение начала и конца сменяющих друг друга фраг­ментов;


Глава 2. Техника и технология создания телевизионных программ


§ 3. Клиповый монтаж


 


совмещение сюжетной линии отдельных фрагментов (мини-клипов) в проекте со звуковой фонограммой;

♦ наложение титров.

Для того чтобы создать выразительный клип, ровный по цве­ту, освещенности, к отдельным фрагментам можно применять фильтры, при переходах с одного на другой устанавливать различ­ные транзакции (монтажные переходы различных видов, спецэф­фекты). Фрагменты могут накладываться друг на друга с различ­ной степенью прозрачности или выключением части кадра в кли­пе по принципу вычитания цвета (чаще всего синего).

Благодаря возможностям нелинейного монтажа расширились и поиски образного решения клипов. Они стали сочетать в себе видеоизображение с анимацией различной сложности, графиче­ским материалом, рисунками, которые могут состоять из элемен­тов живого видеоизображения, анимации, нарисованных от руки (последние тоже могут обрести форму анимации), а также из об­работанных цифровых фотоизображений.

Видеомонтаж позволяет:

♦ соединять начало и конец сменяющих друг друга планов;

♦ совмещать звук и изображение;

♦ накладывать титры.

Программы видеомонтажа: Adobe Premiere, Avid Xprees ONGLE, Digital FUSION, MGI Video Wave, Edit, Ulead Media Studio. В каче­стве примера рассмотрим одну из них.

Adobe Premiere — монтажная программа, в которой довольно быстро можно соединить монтажные планы, эпизоды, не требую­щие многослойной трансформации видеоряда, предполагающей четкую синхронизацию звука и изображения, когда весь процесс монтажа отражается на мониторе. Эта программа предоставляет ши­рокий набор инструментов для создания специальных эффектов (возможность анимации, искажения, накладываемых графических изображений, совмещенных с видеорядом, использование различ­ных фильтров, изготовление титров).

Как дополнение к видеопрограмме существует так называемый компоузинг — программы, обладающие широким спектром воз­можностей, например, обработки трехмерных слоев композиции с целью создания в них эффектов освещения, перемещения и транс­формации в пространстве, а также широким набором команд по


созданию в слоях композиции различных анимационных и звуко­вых эффектов. К этим программам относятся: Adobe After Effects, Discreet Combustition, NetTek Aura Videopaint, REALVIZ Match Mover PRO.

Как видим, сегодня существуют разные программы, которые помогают создавать различные видеоклипы. Однако прежде чем приступить к работе в той или иной программе, необходимо ре­шить, в какой (или в каких) программе (узнать их совместимость) наиболее рационально создавать данный видеоклип. Затем разра­батывается его структура, определяется количество фрагментов (файлов), из которых будет создан клип; какая информация должна быть отражена в каждом фрагменте и на каком она носителе (на видеоленте, на диске, на каком носителе звук); затем возни­кает вопрос, какие анимационные, интерактивные и звуковые эф­фекты понадобятся при работе; какие будут организованы связи между файлами клипа. И только затем, основываясь на монтажных листах и разработанной структуре, можно приступать к созданию видеоклипа.

* * *

Клиповый монтаж используется в различных видах программ, в том числе в информационных сюжетах. Он обладает новой услов­ностью, создает виртуальную реальность, что в конечном счете может привести к доминированию чувственного начала в изложе­нии материала и форме воздействия на зрителя в ущерб рацио­нальной подаче информации.

В качестве отдельного продукта мультимедиа сегодня выделя­ется видеоклип, который содержит анимационные и интерактив­ные эффекты. Видеоклипы создаются при помощи электронного монтажа. Его программы позволяют быстро соединить монтажные планы и эпизоды, не требующие многослойной трансформации видеоряда, а также предоставляют широкие возможности для соз­дания спецэффектов.

Вопросы

О Что такое русский монтаж? В чем его отличие от американского?

© Как достигаются анимационные эффекты?

© Что представляет собой видеомонтаж и как он осуществляется?


Глава 2. Техника и технология создания телевизионных программ


§ 4. Композиционное решение кадра


 


§ 4. Композиционное решение кадра

Монтажные планы. Природа и сущность кадра. Правила съемки монтажных планов. Пространство кадра. Приемы композицион­ного построения кадра

Основное требование к монтажу: раскрыть суть снятого матери­ала в определенных временных рамках, отведенных для данного сю­жета, передачи программы в сетке телевизионного вещания в фор­мах, понятных зрителю. Какие же это формы? И первое, с чем мы сталкиваемся, это построение композиционного решения кадра, которое связано с общим композиционным построением фильма или передачи в целом, информационного сюжета или клипа, т.е. с жанровыми особенностями производимого нами «продукта».

Наше восприятие избирательно. Поэтому мы концентрируем свое внимание на части пространства, где происходит событие, на пред­мете или на значимой (характерной или необычной) детали рас­сматриваемого нами предмета, т.е. на его части (фрагменте).

Иными словами, видимое мы разбиваем на крупности (на мон­тажные планы: дальний, общий, общий с первоплановой композици­ей, средний по колено, средний поясной, портретный — по плечи, крупный, сверхкрупный, деталь).

Мы можем подойти к интересующему нас объекту, рассмот­реть его со всех сторон или лишь мельком бросить на него взгляд, либо долго его созерцать, пока не поймем суть явления. Нам также необходимо понять, какое место он занимает в пространстве.

Именно благодаря этим особенностям нашего восприятия мира у нас и складывается более полное представление о событии, яв­лении или предмете. Именно анализ и синтез как способ нашего мышления помогают постичь этот предмет во всей его полноте.

То же действие (осмысление происходящего и перевод его в иную, образную структуру) происходит, когда нам при съемке необходимо обозначить место, время действия и характер героев, а также раскрыть логику происходящего события. Для этого мы разбиваем показываемое действие (событие) на планы различной крупности и организуем его при помощи определенного темпо-ритмического рисунка.

Характеристика крупности планов определяется расположени­ем снимаемого объекта по отношению к рамке кадра. За единицу измерения крупности принято считать человеческий рост.


Одни планы создают общее впечатление о происходящем, дру­гие (разномасштабные, причем не только по крупности — средний, крупный, деталь, а разномасштабные по своей характеристике, по содержанию) позволяют за счет изменения крупности (как части вместо целого) определить значимость каждого элемента в занимае­мом им месте, отражаемом событии или характеристике героя. На­пример, в кадре — руки. Они могут охарактеризовать героя, которо­му они принадлежат, добавить к рассказу о нем психологическую характеристику, а могут лишь показать совершение какого-то дей­ствия: кладку кирпичей или расклейку объявлений.

Таким образом, в содержании кадра (через крупность) мы можем либо показать действие или явление, или человека, либо создать пластическими средствами и монтажным соединением (мон­тажной композицией) нескольких планов, контрастных по круп­ности и методу съемок, образ этого явления или образ человека, а иногда даже иллюзорное изображение, которое не существует в реальном мире. Первые опыты такого монтажного приема принад­лежат Д. Вертову.

Масштаб снимаемого плана определяется фокусным расстоя­нием объектива камеры. Масштаб может быть изменен нескольки­ми способами: при помощи смещения камеры или использования трансфокаторного отъезда или наезда.

Эти два приема по-разному воздействуют на восприятие про­исходящего в кадре. В первом случае мы имеем дело с простран­ственным изменением, а во втором — с временным.

Изменение крупности планов с точки зрения зрительского вос­приятия по-разному характеризует действие в кадре. С одной сто­роны, эта смена может подчиняться здравому смыслу (рацио). И тог­да мы используем плавные монтажные переходы. А с другой сто­роны, смена планов подчиняется раскрытию эмоций, их взрыву (вопреки плавным монтажным переходам) и может воздейство­вать как сильный психологический удар, резко, контрастно, ярко.

Плавная смена различных крупностей является раскрытием про­исходящего во всей его полноте, тогда как резкое изменение мас­штаба используется для привлечения внимания к определенным объектам съемки. Смена крупности планов бывает как изобрази­тельная, так и звуковая.

Рассмотрим вначале разбивку действия на крупности изобрази­тельного ряда.

Авторский кинематограф, авторское телевидение породили своеобразное монтажное (сконструированное) пространство и


Глава 2. Техника и технология создания телевизионных программ


§ 4. Композиционное решение кадра


 


монтажное (субъективное, пережитое) время, где пластический кадр одновременно и условен, и безусловен, отражает реальность и об­разность в одну и ту же секунду экранного времени (яркий при­мер — программа «Кумиры»).

У каждого героя есть свое сценическое пространство, у фильма или передачи — свое, экранное. Оно может быть разомкнуто и замкнуто, объективно и субъективно, «доброе» и «злое», развива­ющееся от кадра к кадру, от эпизода к эпизоду и статичное. Задача заключается в том, чтобы передать это ирреально существующее, чувственно воспринимаемое, воображаемое пространство при по­мощи декораций, света, цвета, приемов съемок и законов мон­тажного сцепления двух рядом стоящих планов.

Природа экранного кадра двуедина:

♦ кадр — техническая единица расчленения экранного дей­ствия. В этом смысле он завершен, т.е. имеет определенное композиционное построение, и в нем выражается какое-то локальное действие;

♦ кадр является частью драматургической структуры фильма или передачи, несет определенную смысловую и эмоцио­нальную нагрузку. Находясь в контексте сюжета, являясь частью целого, он становится незавершенным. Исчерпав свои возможности (чисто зрительные), выполнив свою драматургическую функцию, кадр как бы взламывает свои рамки, получая дальнейшее развитие в сочетании с пре­дыдущим и последующим кадрами. Одновременно он спо­собен видоизменяться «внутри» себя: при помощи элект­ронных спецэффектов его границы могут трансформиро­ваться. Кадр может изменять цветность, «переворачиваться» в различных плоскостях, из объемного превращаться в плос­кий и т.д.

Сущность кадра:

♦ в создании единого целого из сложного переплетения кад­ров;

♦ в столкновении кадров и их противопоставлении;

♦ в их внутренних и внешних связях.

При построении кадра мы сталкиваемся с понятиями «статич­ный кадр» и «динамичный кадр». В кино и на телевидении не мо­жет быть абсолютной статики изображения. Это происходит из-за того, что статичные кадры (или статичное действие) все время


сопрягаются с рядом стоящими кадрами и включены в ряд со зву­ковыми, а звук по своей природе всегда динамичен и имеет свою протяженность во времени.

Из каких же композиционных элементов состоит кадр?

Композиция кадра — это неразрывное единство единично-изоб­разительного решения кадра (расположения предметов, объектов съемки, снятых под определенным ракурсом, решенным в опре­деленном светотональном и колористическом рисунке) и его обоб­щенно-образного восприятия. Она неразрывно связана с эстети­ческим осмыслением пластических элементов. Композиция помо­гает фокусировать внимание зрителя на том участке кадра, который, по мнению создателей программы или фильма, имеет главное зна­чение в данный момент. С ее помощью создаются единство действия, эмоциональное настроение, эстетическая пропорциональность при помощи сбалансированности материала, использования линий, ко­лористического решения и умелого построения движения как пер­сонажей, так и камеры. Иными словами, композиция кадра должна обеспечить согласно драматургической задаче визуальный акцент, выявить существенные взаимосвязи персонажей, помочь зрителю воспринять сцену в соответствии с авторским замыслом.

Существуют определенные правила съемки монтажных планов.

Первое требование, предъявляемое к композиционному реше­нию кадра, — ясность: он должен «легко читаться».^ нем не должно быть лишних деталей и персонажей, которые не влияют на развитие действия или не являются характеризу­ющими событие. Кадр также не должен содержать излиш­ние действия или быть перегружен движением камеры. Все это мешает зрителю понять и выделить главное.

Второе — оператор должен уметь пластически выделить центр внимания для того, чтобы у зрителя были ясность и четкость восприятия содержания кадра, т.е. отдельный кадр должен быть построен как изобразительно организованный кусок события, который «отвечает» на вопросы, что и где происходит, кто герой события? В кадре должны быть за­фиксированы действие и география места события. Как пра­вило, этим требованиям отвечает общий план. При этом масштаб изображения приближен к масштабу зрительского взгляда, охватывающего пространство, что порождает ил­люзию присутствия на месте события. Камера как бы заме­щает зрителя.

7 - 4003


Глава 2. Техника и технология создания телевизионных программ


§ 4. Композиционное решение кадра


 


Третьесобытие «разбивается» на отдельные фрагменты,
отражающие его развитие и раскрывающие внутрикадровый
конфликт.

(%? Например, наводнение: вода прибывает, а люди сопротивляют­ся силам природы, активно или пассивно. Это зависит от доку­ментальной ситуации и позиции авторов сюжета, что они выде­лят как главное и как покажут участников события.

Конечный результат сюжета будет зависеть от умения опера­тора выбрать опорные планы, содержащие и передающие смысл происходящего, образные детали. Умение оператора также за­ключается в организации естественного движения объектов съем­ки в кадре.

Благодаря изобразительно грамотному построению такой сю­жет будет интересен зрителю. Если нарушены законы построе­ния кадра, оператор не сумел выделить главное, зритель потеря­ет интерес к происходящему на экране.

Оператор, выделяя участников события, непроизвольно оп­ределяя крупности планов, выбирая ракурсы, уже дает свою оцен­ку, кто эти люди, какое место они занимают в этом событии, каков их масштаб как личностей. Здесь может быть создана гале­рея портретов разной крупности — от общего до крупного, от единичного до многоплановой композиции. А может быть, опе­ратор сосредоточится только на развитии события. И тогда воз­никнет коллективный портрет людей или люди предстанут на экране лишь как второплановые персонажи, мелькающие на об­щем или среднем планах.

В кино и на телевидении существует несколько приемов компо­зиционного построения кадра, снятого:

♦ с одной точки;

♦ с движением внутри него;

♦ с применением внутрикадрового движения;

♦ с движением внутри кадра и снятого с движением камеры;

♦ композиционное построение глубинной мизансцены, а также глубинной мизансцены с первоплановой композицией.

Обратите внимание, что, когда мы говорим о композиции кад­ра, кроме крупности планов, существует глубина пространства кадра. Иными словами, мы его (предметный мир) организуем (выстраи­ваем композицию) по горизонтали или с вертикальными элемен­тами, вписанными в горизонтальный экран. И если в живописи


размер холста во многом зависит от жанра и темы изображаемого объекта или события, то в кинематографе и на телевидении экран горизонтален и композиция кадра подчиняется соотношению 3x4.

В живописи пространство является полноправным соучастни­ком происходящего, характеристикой и образом события. Поэто­му, чтобы придать масштабность батальным сценам или в статич­ной картине передать динамику, художник прибегает к созданию горизонтальной композиции, как при воспроизведении жанровых сцен при использовании многофигурной композиции. В иных слу­чаях пространство организовано по законам вертикального ком­позиционного построения. Вертикальная композиция всегда несет в себе элементы напряжения. Мы словно оказываемся в зависимо­сти от глубины пространства, где верх и низ, небесное и земное как бы отступают на второй план. И мы начинаем воспринимать такое построение скорее наполненным действием, чем покоем (ал­лея, уходящая вдаль, зовет зрителя вглубь, фигура человека более драматична, в ней скрыто некое действие и т.д.).

И если горизонтальная композиция требует осматривания про­странства, то вертикальная композиция воспринимается нами «мгновенно». Иными словами, она больше тяготеет к временной организации, чем к пространственной. В ней все как бы сконцент­рировано, нет лишних деталей. Она более чувственна. Именно по­этому художники чаще всего используют вертикальное построе­ние для передачи человека не во внешнем пространстве, а во «внут­реннем», то есть для передачи состояния человека. Поэтому при создании портретов чаще всего используется вертикальная компо­зиция.

В горизонтальной композиции пространства цвет является ча­стью его цветового решения. Он может составлять единую про­странственно-цветовую гармонию природы или образа события. И тогда предметы предстают перед нашим взором в своем есте­ственном, в природном цвете: листья у деревьев будут зелеными, небо — голубым, а песок — желтым.

Цвет может иллюстрировать изображаемое событие (романти­ческое, грозовое, спокойное или напряженное), может вступать в контрапункт с ним, вдруг неожиданно став плоским (словно мир «перевернулся», потускнел), может стать фантастическим. И тогда композиция будет подчиняться цветовому решению и освещенно­сти. Цвет при этом будет носить уже аллегорический, образный характер.

7*


Глава 2. Техника и технология создания телевизионных программ


§ 4. Композиционное решение кадра


 


И здесь мы говорим уже о колористическом решении живо­писного полотна, так как в этом случае цвет привычно окрашен­ных предметов будет «сдвинут» в холодную или теплую гамму, в светлую или темную тональность. Пространство изменится, при­обретет психологическую, субъективную окраску. Изменится и ощущение временного течения происходящего на живописном полотне. Оно потеряет свое естественное течение. Изменится и вос­приятие картины: от созерцания к переживанию.

При вертикальной композиции мы всегда всматриваемся в изоб­ражение. Цветовое решение становится как бы ведущим началом, организующим цветовые и ритмические акценты, выдвигающимё одни предметы на первый план, заставляющим другие словно от­ступить на второй или задний планы.

Как и крупности планов, их цветовое решение и включенные в горизонтальную плоскость экрана вертикальные элементы лежат в основе создания иллюзорности трехмерного изображения на те­левизионном двухмерном экране. А звук, слово дополняют это про­странство, не только насыщая его чувственной характеристикой, но и расставляя смысловые акценты. Благодаря этому зритель ви­дит окружающий мир как видимый, а образ события воспринима­ет как событие, происходящее на его глазах.

Как мы уже говорили, особая роль принадлежит здесь монтажу как организующему началу. Именно он объединяет отдельные пла­ны, которые при съемке стали единичными символами, распа­лись на одномоментные действия. И лишь при их объединении в целое содержание кадра перерастает в смысл, в образ.

Щ Благодаря монтажным фразам, состоящим из нескольких мон­тажных планов, съемочные кадры не просто заполняют экранное пространство отражением предметного мира, а заставляют зри­теля сопереживать увиденному.

Рассмотрим основные операторские приемы, влияющие на соз­дание безусловного (информационного) и условного (образного) изображения. Формально приемы на первый взгляд одни и те же. Главной задачей оператора является рассказать зрителю при помо­щи изображения — посредством изобразительных планов, снятых монтажно, — где, что и когда происходит, кто герои сюжета.

Зафиксированное оператором изображение в определенный мо­мент начинает жить на экране по законам искусства, даже если


оно является частью информационного сюжета. Оно уже не просто констатирует, фиксирует факт, а рассказывает о нем, акцентиру­ет внимание зрителя на деталях происшедшего события, «управ­ляет» его вниманием.

Изображение может передать ощущение ожидания или сколь­зящего взгляда, мимолетно брошенного или подсматривающего за кем-то, изучающего или скучающего. Но это надо суметь не только увидеть, но и снять, а при монтаже из всего снятого мате­риала выделить то главное, что станет основой сюжета. При этом надо научиться соблюдать определенную творческую дисциплину: без сожаления отбрасывать ненужное, утяжеляющее сюжет, уво­дящее в сторону, порождающее побочные ассоциации, не работа­ющие на раскрытие главной цели, идеи, образа, системы авторс­кого доказательства.

Для того чтобы сохранилась иллюзия присутствия, используются плавные монтажные переходы: два рядом стоящих плана отличают­ся друг от друга не слишком заметно (общий + средний + круп­ный + средний + общий). Как правило, на один общий план опе­ратор снимает два средних и три крупных плана, для того чтобы режиссер на монтаже выбрал наиболее выразительный план или нашел в них монтажную точку перехода к следующему плану.

В информационных программах планы должны быть снятыми в единой стилистической манере и отвечающими определенным тре­бованиям:

♦ не должны использоваться наезды и отъезды;

♦ допускаются панорамы не более 45°, выполненные со ско­ростью перевода взгляда с предмета на предмет;

♦ движение камеры соответствует движению объектов съем­ки или продиктовано диалогом персонажа;

♦ перевод внимания зрителя на более значимый объект;

♦ отказ от острых ракурсных построений;

♦ в рядом стоящих кадрах должно соблюдаться единство све­тового и цветового решений.

Кроме того, содержание кадров должно быть связано между собой смыслом и временной последовательностью.

Для информационного сюжета характерно построение, где каж­дый изобразительный план, взятый в монтажном сцеплении, равен 3-4 секундам. В такого рода сюжетах ведущая роль принадлежит дик­торскому тексту и синхронам. Однако оператор должен снять ряд планов для последующего монтажа с учетом таких моментов:


Глава 2. Техника и технология создания телевизионных программ


§ 4. Композиционное решение кадра


 


♦ изобразительные планы должны содержать не только иллю­страцию к тексту, но и информацию, удерживающую вни­мание зрителя и помогающую раскрыть главную тему сюже­та; для этого необходимо снять планы разной крупности;

♦ при монтажном построении режиссер, используя планы раз­ной крупности, не только создает пространственную ха­рактеристику происходящего события на экране, приме­няя формулу — от общего к крупному или от крупного к общему, но и управляет зрительским вниманием, акценти­руя его на отдельных планах.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 982 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2268 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.