Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема идеологической культуры




Ситуации деидеологизации и реидеологизации, функционирования идеологического процесса актуализируют проблематику идеологической культуры. Последнюю образуют столь разные социальные феномены - культура и идеология, имеющие различные генетические корни. Культура выражает и закрепляет социальные качества созидательной деятельности человека как творящего существа. Идеология же выражает и защищает интересы различных социальных сущностей и групп, а также выступает средством целенаправленного воздействия на направленность общественного развития и проявление общественных отношений. В результате данного воздействия неидеологические по своей природе социальные явления, в том числе и культура, включают в свое содержание идеологический компонент и несут в себе идеологический потенциал (например, образ жизни). На этой основе при определенных условиях между идеологией и культурой могут возникнуть конфронтационные отношения. Однако это не отменяет механизма их взаимодействия.

Воздействие идеологии на культуру в условиях функционирования самодовлеющей схемы «от идеологии к человеку» открывает путь гипертрофированной идеологизации духовно-культурной жизни общества. Поэтому когда культура искусственно идеологизируется, то она утрачивает свою суть и трансформируется в идеологию. Такая ситуация типична для тоталитарных, недемократических режимов и катастрофична для культурного состояния общества. При утрате меры данная идеологическая индокринация приобретает характер жесткого контроля селекции некомпетентного вмешательства в культурный процесс, внося в него разрушительные последствия (например, фашизм, советский социализм): уничтоженные исторические памятники культуры, репрессии, поношения, преследования, высылки за пределы страны деятелей искусства и литературы и т. п.

Вместе с тем и культура обладает возможностями влиять на идеологические явления, определяя их качественную характеристику. К сожалению, данная сторона воздействия культуры на идеологию предается забвению и не разрабатывается. Идеология же может быть хороша или плоха, но вне культуры - всегда плоха, что предопределяет различные коллизии, деформации, антикультурные явления в идеологической сфере. Культура характеризует уровень развития последней, дает представление о качестве идеологического освоения мира, воздействия на сферы социальной жизни. Потому реализация культурологического подхода к идеологии способствует изменению качества идеологического обновления в становящемся открытом российском обществе: ведет к снятию идеологических запретов в освоении гигантского наследия общественной мысли, возрастанию «человеческого измерения», общечеловеческих идеалов в идеологических ценностях, создает новую ситуацию сознательной опоры на культуру в разработке реформаторских идей включения страны в общий процесс цивилизации планетарной идеологии.

Таким образом, действительное взаимодействие, взаимовлияние идеологии и культуры — это двунаправленный процесс, что обусловливает жизненность явлений культурно-идеологического порядка. При этом идеология придает культурным явлениям позитивный или негативный момент в зависимости от ее содержания (например, фундаментализм или традиционализм в религии), социально-политической направленности (например, тоталитаризм или либеральная демократия), меры реализации (например, «левый» или «правый» радикализм). В свою очередь, культурация гуманизирует идеологические явления, придает им культурную значимость и ценность. Поэтому признание культурологического подхода к идеологической сфере как раз продвигает научно-теоретическую мысль в глубь сущности идеологической практики. Этот подход способствует различению в процессе дифференциации духовной культуры такого ее вида, в котором «идеологическое ядро» является ведущим. На этой концептуальной основе открывается возможность обосновывать социальный и гносеологический статус такого феномена, который предлагается назвать «идеологической культурой», включающей в себя все многообразие культурно-идеологического освоения действительности.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 729 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2373 - | 2321 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.