Процесс распространения идеологии выступает промежуточным, опосредующим звеном цикла функционирования идеологического процесса. Он протекает на основе пропагандистско-информациоппой деятельности, так или иначе тиражирующей, трансформирующей, транслирующей и канализирующей идеологическое воздействие (позитивное или негативное) на макроуровне: групповые умонастроения, общественное мнение, духовная атмосфера общества. Общепризнанная коммуникативная структура данного процесса включает в себя следующие компоненты: субъект (коммуникатор, источник) - содержание (сообщение) - средства (канал) — объект (аудитория).
Данная структура жестко ориентирована на получение адекватно заданного результата (эффективность) - прагматическое изменение (поддержание) массового (группового) сознания, социальной памяти и поведения людей, социальных общностей и групп в нужном направлении. В этом качестве процесс распространения идеологии выступает также специфической формой регулирования и контроля жизни и поведения людей, общественных отношений, вооружая их подобранным идеологическим содержанием в интересах субъектов социальных действий. Принципиальным моментом здесь выступает их мотивация, определяющая нравственный (безнравственный) характер пропагандистской деятельности.
Процесс распространения идеологии вторгается в повседневный жизненный мир, опираясь на модели группового, общественного мышления, коллективно-бессознательные и волевые импульсы, которые сформировались в рамках социальных действий в различных по своей организации социальных общностях и группах, и ряд поведенческих реакций на типичные ситуации, характеризующие общую для них позицию. В соответствии с групповой (коллективной) деятельностью люди склонны определенным образом видеть и понимать повседневность и будущее. Связанные в определенные социальные структуры и организации, они стремятся в соответствии со своими жизненными позициями и социальными ролями либо сохранять, либо изменять жизнь общества и соответствующие ей общественные отношения. Пропагандистская манера облегчает распространение соответствующих идей, активизирует мыслительно-интерпретирующую работу сознания и обоснование своей позиции в нужном для пропагандиста (индивидуального и коллективного) направлении.
В рамках процесса распространения идеологии накапливается пропагандистско-практический опыт и знания идейно-психологического воздействия на массовое (групповое) сознание, инстинкты толпы, возбуждения и направления поведенческих реакций и т. п. подчас с корыстной целью. При этом в качестве методов, механизмов и искусства обработки сознания, внедрения нужных идей, воздействия на общественные отношения используются убеждение, внушение, принуждение, манипулирование, символико-ритуальные мероприятия, социальное мифотворчество и т. п., которые позволяют получать результат, задуманный как цель (эффективность).
В процессе распространения идеологии можно выделить два разнокачественных, взаимодействующих, как бы направленных навстречу друг другу потока: а) стихийный, непреднамеренный «язык» реальной жизни и б) организованное, целенаправленное воздействие, основанное на объяснительно-репродуктивной деятельности пропагандиста. Условно их можно назвать как организационно-опосредованный и стихийно-непосредственный процессы.
Организационно-опосредованный процесс Он является ведущим в механизме распространения и включения идеологии в социальную практику. Социальные институты, идеологические (пропагандистско-образовательные) организации, учреждения культуры, которые с помощью организационного — институциализированного идеологического воздействия осуществляют внесение в сознание людей идеологических доктрин, их узловых положений, политических программ, рационально-специализированных информационных материалов, духовных ценностей и т. п.
Однако чтобы стать регулятивом действий и поступков людей, идеологическое содержание сообщений должно стать доступным для исходного повседневно-практического сознания. Это обусловливает необходимость превращения содержания идеологии в идеологическую информацию, определенным образом (селекция) отобранную, преобразованную, символизированную и организованную субъектом в соответствии с функциональным предназначением. Последнее предполагает реконструкцию творческих процессов, переработку пропагандистом идей, теорий и придание им формы популярности, соответствующей целям, задачам идеологического воздействия и учитывающей конкретную идеологическую ситуацию, особенности самого процесса распространения идеологий.
Стремление к развитию позитивных качеств человека, отвечающих требованиям социального прогресса, конструктивные методы превращают процесс распространения идеологии в инструмент просвещения, развития сознания масс, развивают их способности к разумному идеологическому освоению мира. Наоборот, стремление к манипулированию сознанием и поведением людей, социальной демагогии, взятию в «плен» ложной, реакционной идеологии с опорой на деструктивные методы, превращают механизм ее распространения в разрушительный, дегуманизирующий инструмент, позволяющий соответствующему субъекту принудительно навязывать свою идеологию в нужном и выгодном направлении, не считаясь с интересами объекта пропагандистского воздействия.
Стихийно-непосредственный процесс. Данный вид распространения идеологии по отношению к организационно-опосредованному процессу протекает как бы в обратном порядке, но приводит к одному результату - принятию (непринятию) идеологических ценностей.
В рамках спонтанно-непосредственного процесса распространения идеологии превалируют социально-психологические (нормы, обычаи, традиции, общественное мнение), эмоционально-чувственные компоненты, язык реальной жизни, способствующие активному ее «обмирщению», насыщению реалиями жизни. Дело в том, что общественные события, идеи, идеалы, программы, лозунги и т. п. воспринимаются и осмысливаются людьми сквозь призму жизненно-практического опыта (общественного и индивидуального). Они обобщаются, связываются с условиями жизни, которые во многом определяют отношение к различным вопросам: экономическим, социально-политическим, идеологическим и др.
Но это не все. Сама практическая организация социальной микросреды в рамках конкретной социальной системы неизбежно включает в себя неинституциализированный процесс спонтанного формирования у людей социальных установок, ценностных ориентации, оценок ситуаций. В данном случае конкретный социальный контекст, обстоятельства повседневной жизни оказывают непосредственное влияние на сознание людей. А значит, и на усвоение ими тех идеологических основ, на которых формируется и функционирует их жизнедеятельность. Здесь мы имеем дело с идеологически значимым воздействием общественного бытия, повседневности на сознание и поведение людей.
В стихийно-непосредственном процессе по характеру воздействия можно выделить социальные образования, для которых идеологическая функция не является определяющей - образ жизни, традиции, система досуга, искусство и т. п. При этом особую роль играет образ жизни как определенный способ, вид жизнедеятельности, уровень потребления данных индивидов, вытекающих из типа социальной системы в конкретных социальных условиях. Его принятие влечет за собой и принятие определенных мировоззренческих, идеологических ценностей, на которых он основан. Тем самым происходит непроизвольное их проникновение в жизненно-практическое сознание и поведение носителей образа жизни. Заключенные в нем идеологические ценности принимаются людьми в процессе социализации личности, через интернационализацию определенных норм, традиций, обычаев, ритуалов и т. д., наконец, через включение человека в активную деятельность уже как зрелой личности.
На этой основе функционирует особая система психолого-эмоционального воздействия на сознание и поведение людей, где определяющую роль играют образная конкретизация идеологии, определенный стиль качества жизни, эталоны поведения, символика, мода и т. п.[48] Для них характерны такие формы, методы и средства внесения в сознание людей идеологических ценностей, как реклама, туризм, выставки, промышленный дизайн, потребительские товары и изделия, индустрия развлечений и т. п.
Эта своеобразная пропаганда в западной социологии получила название «социологическая пропаганда». Она использует привлекательность образа жизни, методы и средства, в которых на первый план выступает идея потребления, развлечения. Данный механизм воздействия на сознание человека в «рамках мира его реальностей» направлен на обеспечение заданной реакции аудитории безотносительно к характеру или качеству применяемой идеологической информации и аргументации. Это позволяет перемещать проблему воздействия на сознание людей с «этажа» идеологического на социально-психологический, дающий прагматический результат влияния на психику, эмоции, и волю людей.
Игнорировать проблематику социологической пропаганды в системе управления общественными отношениями нельзя, так как никакая теория не может заменить уроков жизни, ее конкретных материальных вещных показателей, базирующихся на исторических координатах своего времени. Эта своеобразная пропаганда образа жизни зависит от двух факторов: создания общественного настроения и психологической предрасположенности людей к восприятию определенных ценностей. При этом идеология, получая с помощью этих факторов более широкое распространение в массах, вступает во взаимодействие с общественной психологией, обогащает ее и сама опирается на силу последней. Тем самым совершается своеобразный отбор, фильтрация наличного идеологического знания для распространения, что во многом определяет его последующую жизнь, дальнейшую разработку, развитие, усвоение и практическую реализацию в социальной практике.
Эффективность, результативность процесса распространения идеологии зависит от многих обстоятельств, среди которых важное место занимают особенности объекта идеологического воздействия - социально-психологические и интеллектуальные качества, готовность и способность (тезаурус) к принятию идеологических знаний и ценностей, идеологические предпочтения, мотивации и т.п., которые обусловливают процесс усвоения и реализации идеологии.