Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Каковы же задачи руководства детской изобразительной дея­тельностью?




Прежде всего это формирование мотивов изобразительной дея­тельности детей. Зрелая деятёльнЪ'сй''"'по~гаЪшу"назначёнйю,


 


1 Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - С. 54.


1 Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца. - М, 1981. - С. 49.


 




смыслу ориентирована на других людей, ее результат (художест­венный образ) предназначен для восприятия другими людьми. Детская изобразительная деятельность не сразу становится тако­вой. На ее мотивы в большей степени влияет общее мотивацион-но-потребностное поле того или иного возрастного периода. До­минирующее отношение ребенка к окружающему миру (предме­там, людям) не только реализуется в ведущей деятельности, но и влияет на другие виды деятельности, в частности на изобрази­тельную. Это проявляется в мотивах деятельности, безусловно, чаще всего неосознаваемых дошкольником, тем более детьми ран­него возраста.

Поэтому в раннем возрасте (с 1 года до 2-3 лет), когда ребенок ориентирован в большей степени на предметный мир, домини­рующими будут мотивы, связанные с интересом к материалу, дей­ствиям с ним, к «открытию» образа (содержания) в каракулях, сначала на ассоциативном уровне, а потом на уровне осознанного стремления обозначить каракулями тот мир, который малыша окружает и интересен ему. Педагогу важно выделить это как спе­циальную задачу целенаправленного обучения малышей. Примерные ее формулировки: вызывать, поддерживать у детей интерес к материалу, способам действия с ним, стимулировать исследова­тельские действия; поддерживать радость малыша от достиже­ний (от следа, оставленного фломастером карандашом); поддер­живать стремление ребенка видеть в каракулях образ, стимулиро­вать образное видение, жажду «открытий». Поддерживать ини­циативу ребенка в стремлении отразить (обозначить) штрихами, линиями предметный мир; закреплять понимание детьми образного характера деятельности (на листочке бумаги может быть изо­бражено все, что окружает малыша).

.Позднее (в дошкольном возрасте), примерно с 3 лет, более чет­ко оформляется мотив, близкий по характеру к мотивам игры, -потребность передать в рисунке и еще раз «пережить» значимые для ребенка стороны действительности. Этот мотив надо всячески поддерживать, стимулировать, потому что он одновременно явля­ется и мотивом любой художественно-творческой деятельности, в которой отражается окружающий мир. Эту задачу можно сфор­мулировать так: поддерживать (вызывать) у ребенка стремление отразить в рисунке (лепке) интересующие его предметы, волную­щие его события и т.п. При постановке такой задачи важно пом­нить, что ребенка привлекает не эстетическое своеобразие мира. Значимость окружающего мира определяется так же, как и в игре. Если ребенок хочет быть шофером, он играет в шофера и рисует себя в этой роли. Поэтому важно знать, что ребенка привлекает: предметы и действия с ними, люди и их действия, взаимоотноше-


ния людей в их деятельности, события. Ребенок-рисовальщик в этот период очень похож на ребенка, играющего в режиссерские игры: он и сценарист, и режиссер, и изготовитель игрушек-персонажей, и универсальный актер, и ведущий-комментатор графического спектакля. То же самое может быть и в лепке. Зна­ние детских интересов позволит конкретизировать мотив, стиму­лировать, предлагать детям более действенные мотивы изодея-тельности. Следует быть готовым к тому, что изобразительная деятельность под влиянием этого мотива будет носить процессу­альный характер; главное для ребенка, как и в игре, - выразить себя, свое отношение.

Б.М.Теплов подчеркивал, что существенное отличие художе­ственно-творческой деятельности - ее направленность на резуль­тат, продукт. Но «...направленность на продукт может возникнуть в художественной деятельности лишь в той мере, в какой деятель­ность перестает быть чисто субъективной деятельностью для себя и когда возникает интерес к восприятию результатов этой дея­тельности другими»1. Пока малыш поет для себя, это деятельность музыкальная, но не художественная. Лишь на более поздних эта­пах, когда возникает потребность поделиться своей песней с дру­гими, воздействовать на других, возникает специальная забота о самой песне, «о продукте» и его «качестве». В полной мере это положение можно отнести и к детскому рисунку. Правда, малыш довольно рано начинает показывать свои каракули взрослому. Но в э/гом обращении желание привлечь внимание не столько к ри­сунку, сколько к сопереживанию того, что волнует ребенка. Позднее собственно рисунок становится предметом общения. Од­нако в дошкольном возрасте никогда не исчезает мотив изодея-тельности, похожий на мотив игры, - увлеченность содержанием образа (предметом, событием) и стремление пообщаться по пово­ду этого содержания. И если, воспринимая зрелый художествен­ный образ произведения искусства, мы идем от постижения фор­мы ко все более глубокому постижению явления, сути, содержа­ния, то при восприятии детского рисунка надо быть всегда гото­вым к сопереживанию в первую очередь замыслу, задуманному содержанию. Это важно, так как воплощение образа всегда беднее самого замысла. Иначе нам трудно будет общаться с ребенком, а это значит, что возможности воспитания не будут использованы в полной мере. Безусловно, при восприятии рисунка (лепки) чувства наши должны быть искренними, но ориентированными сначала на содержание образа, а потом на форму, подчиненную содержа-

1 Теплое Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. - 1947. -№ П.-С. 18.


нию. То есть воспитателю надо уметь искренне сопереживать раз­вернувшимся в рисунке баталиям, слушать пение птиц, жмуриться от солнышка, сияющего с неба и т.п. Это важно для поддержания стремления ребенка выражать свои впечатления в рисунке.

Сохраняя и поддерживая этот мотив, следует постепенно фор­мировать у дошкольников стремление выполнить изображение узнаваемое другими людьми, производящее впечатление на зри­телей (выразительное). То есть чтобы можно было увидеть о чем рассказано в рисунке, почувствовать, какой сердитый волк кра­сивый цветок, холодная зимушка-зима и т. п.

Все эти мотивы - общественно направленные, в их основе по­требность общения с людьми, взрослыми и детьми. Их становле­ние и делает детскую деятельность подлинно художественной близкой по смыслу и значению к зрелой деятельности.

Мотив более высокого порядка - стремление выполнить изо­бражение по-своему, не так, как другие. На этой основе у ребенка появляется еще более высокий мотив - потребность, желание стремление заниматься творческой деятельностью.

Н.П.Сакулина не раз обращала внимание педагогов на необ­ходимость «...провести их (детей) через этапы творческого про­цесса, дать им возможность испытать радости и трудности, свя­занные с творческими достижениями»1.

Таким образом, задача формирования мотивов детской изо­бразительной деятельности усложняется: от формирования моти­вов неспецифических к появлению и развитию специфических-стремление выразить свое отношение к миру и найти взаимопо­нимание у окружающих, стремление пережить чувство радости от удачного самовыражения и общения с людьми по поводу своего рисунка (лепки). Формирование таких мотивов согласуется с предложением известного психолога В.А.Петровского развивать в до-школьном возрасте такие особенности личности, как «устрем­ления» (самоценные проявления активности): «...устремление по­знавать, совершенствоваться в действии, извлекать разнообраз­ные переживания...вступая в контакт с миром»2.

Если педагог внимателен к мотивационной стороне деятель­ности, поддержание и стимулирование действенных мотивов формирование других компонентов деятельности идет более эффективно, при большой активности самого ребенка В этих условиях устанавливаются субъект-субъектные отношения, ре­бенок - субъект своей деятельности, а не существо, пассивно подчиняющееся педагогу.

1 Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном возрасте. - М., 1965. - С. 201

2 Психология воспитания / Под ред. В.А.Петровского. - М., 1995.-С. 8.


Субъектное отношение ребенка к окружающему миру предпо­лагает умение самому ставить цель (задачу) той или иной деятель­ности. Это вторая задача обучения. Применительно к изобрази­тельной деятельности постановка цели предполагает определение темы изображения. Каков диапазон задач применительно к фор­мированию названного компонента деятельности? Если иметь в виду занятия, то в основном ребенок принимает цель, поставлен­ную воспитателем. Важно ставить соответствующую задачу: нау­чить понимать, принимать, удерживать и достигать цель (выпол­нять задание). На занятиях, где дети сами определяют цель-тему, важно учить детей самостоятельно ставить цель, удерживать и достигать ее. Чем старше ребенок и богаче его опыт, тем все более разнообразные и даже оригинальные (неповторенные другими детьми) темы-цели он может ставить. Необходимо побуждать его к этому.

Итак, возможный диапазон задач: от принятия, удержания, выполнения темы-цели, поставленной педагогом, вести детей к самостоятельной постановке, удержанию и выполнению тем, причем со временем все более разнообразных (адекватных опы­ту) и оригинальных.

Следующая задача - это формирование одного из специфиче­ских действий изобразительной деятельности - восприятия. Обу­чение умению рассматривать предметы, явления так, как это не­обходимо для выполнения последующего изображения: всматри­ваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами формы, цвета, величин и на этой основе определять соответст­вующие признаки предмета или явления. Чтобы ребенок мог вы­полнять это действие самостоятельно, в изменившихся условиях, при восприятии любого предмета необходимо ставить задачу формирования обобщенного (пригодного в разных случаях) способа восприятия (обследования). Овладение этим действием и самодея­тельное применение его существенно помогает ребенку найти подходящий способ изображения самостоятельно.

Изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия. Тогда будет создано относительно грамотное изо­бражение. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие. То есть важно развивать у детей умение замечать выразительность форм, цвета, пропорций и т.п. и выражать при этом соответствующие чувства (Е.А.Флерина, В.Б.Косминская, Н.П.Сакулина и др.). Для развития продуктивного творчества, выполнения детьми относи­тельно неповторимых работ очень важно развивать детское вооб­ражение уже в момент восприятия. Индивидуальность образа рождается сначала в индивидуальности видения. Сравнения, упо-


добление увиденного предмета, явления другим по каким-то сходным признакам - это проявление воображения, отстраненно­го, присущего художникам восприятия. («Как молоком облитые, стоят сады вишневые...») Такую задачу необходимо ставить и решать, безусловно, не только в рамках занятий по изобразитель­ной или речевой деятельности, а в системе всей повседневной ра­боты с детьми.

Задача формирования у детей сенсорно-эстетического видения, безусловно, конкретизируется в разных возрастных группах в соответствии с задачами изображения.

Дети должны овладеть также действием замысливания образа, т.е. умением придумывать содержание образа, способы его во­площения и наглядно представлять будущий рисунок (Л.А.Раева, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Е. И. Езикеева и др.).

На какие моменты в развитии и формировании действия за­мысливания у дошкольника следует обратить внимание? Очень важно:

- учить ребят предварительному (до исполнения) продумыванию
содержания образа, способов, последовательности его воплощения;

- формировать относительную устойчивость замысла (не
должно быть абсолютной смены замысла);

- стимулировать активность, самостоятельность, инициативу
детей в придумывании содержания и способов изображения;

- побуждать детей к созданию разнообразных и относительно
неповторимых, оригинальных замыслов;

- активизировать умение детей «входить» в образ, изображае­
мые обстоятельства;

- учить детей обогащать предварительный замысел на основе наблюдений, чтения литературы, общения с произведениями изо­бразительного искусства и т.п.

Не менее значимой задачей для педагога является формирова­ние у детей собственно изобразительных действий (Н. 77. Сакулина, Т. С. Комарова и др.). Об ограниченных возможностях освоения детьми изобразительных умений мы уже говорили выше. Обучая детей дошкольного возраста, педагогу целесообразно поставить наиболее простые изобразительные задачи и постепенно подво­дить их ко все более правдивому изображению.

Один из первых признаков, по которому можно узнать предмет в изображении, - это форма. Процесс освоения этого умения явля­ется достаточно длительным. Сначала увеличивается количество форм, которые дети знают и передают в рисунке (лепке, апплика­ции). Затем педагог повышает требования к точности передачи формы: научив изображать обобщенную форму, близкую к гео­метрическим фигурам (кругу, квадрату, прямоугольнику) и гео-


метрическим телам (шару, кубу, цилиндру, конусу), детей учат пе­редавать характерную форму (например, форма тела рыбки близка к овальной, но и отличается от нее). В дальнейшем дошкольники изображают уже индивидуальную форму (конкретной рыбки). По­следующее освоение способа передачи формы связано с изображе­нием вариативных форм (форма одна, но пропорции разные).

Одним из изобразительных действий является передача строе­ния предмета (расположение частей в пространстве). Предмет, как правило, состоит из нескольких частей. Сложность в передаче строения определяется количеством частей и характером их рас­положения. В лепке, аппликации строение передать проще. В ри­совании сделать это сложнее, так как исправить рисунок без ущерба для выразительности сложно.

Сначала детям доступно изображение предмета, в котором части расположены в простом чередовании, симметрично (елочка, ветки любого дерева). Более сложное строение - несимметричное расположение (части расположены слева, справа, сверху, снизу) осваивается ими позднее.

Важно научить дошкольников передавать пропорциональные отношения в предмете. В лепке, аппликации из готовых форм дети начинают осваивать это умение со второй младшей группы. Сна­чала им предлагают две части: большую и маленькую. Затем уве­личивают количество частей, одинаковых по форме, но разных по величине или разных по форме и величине. Эта задача - одна из сложных, и дети, даже в подготовительной группе, не овладевают ею в полной мере. Передача пропорций требует тонкого, точного, расчлененного и одновременно целостного видения изображения, хорошо согласованной работы зрения и руки.

Другой задачей обучения изобразительной деятельности явля­ется передача цвета. Дети овладевают цветом как средством выра­зительности, передавая сначала относительно постоянный цвет предметов (зеленая елка), затем цвет предметов, не имеющих по­стоянной характерной окраски (транспорт, здания), цвет предме­тов, меняющих окраску, имеющих разнообразную колористиче­скую характеристику.

Детей учат также располагать изображения предметов на плос­кости листа.

Дошкольники не только овладевают этими умениями, но и научаются использовать их в сочетании, давая многогранную характеристику образу, предпочитая отдельные из этих средств выразительности в качестве основных.

Освоение этих изобразительных умений идет не только по ли­нии количественного накопления, но и по линии обобщения. Сто­ит задача формирования обобщенных способов изображения. Реша-


ется эта задача параллельно с общей задачей умственного разви­тия дошкольников на основе формирования системных знаний. Обобщение способа изображения дает ребенку свободу и само­стоятельность в деятельности.

Другое направление в освоении изобразительных действий, развитие способности к осознанному их выбору, вариативному применению, дополнению в соответствии с замыслом. Обогащение изображения возможно на основе варьирования известных гра­фических образов, а также на основе наблюдения. Важно при этом развивать у детей и способность изобретать, находить свои относительно неповторимые способы изображения в соответст­вии с замыслом.

В противном случае количественное накопление знаний, уме­ний и навыков превратится в механическое обучение отдельным способам изображения и скучному рисованию «наизусть».

Итак, усложнение задачи обучения детей способам изображе­ния идет одновременно по двум линиям: от количественного на­копления к усвоению на более высоком качественном уровне:

- на уровне прочного, обобщенного, гибкого, вариативного
способа действия, применяемого свободно и самостоятельно в
разном сочетании, в соответствии с замыслом;

- творческого поиска своих оригинальных способов изображения.
Другое действие, которое осваивают дети, - это контроль и

оценка способов действий и получаемого изображения (проме­жуточного и окончательного).

Все эти задачи решаются в различных типах и видах занятий и в самостоятельной художественной деятельности детей. Они кон­кретизируются в зависимости от возраста, содержания изображе­ния, индивидуальных особенностей детей и других факторов1.

§ 2. Классификация и характеристика методов обучения детей изобразительной деятельности

В дошкольной педагогике применяются разнообразные мето­ды обучения. Избранные методы должны соответствовать:

- общей цели и задачам обучения;

- специфике вида деятельности, которой будут обучать и в
процессе усвоения которой пойдет развитие детей;

- возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Доктор педагогических наук И.Я.Лернер предложил систему

общедидактических (применимых к любому содержанию) мето-

1 См. соответствующие главы и параграфы. 146


дов обучения, обеспечивающих не только усвоение знаний, уме­ний, но и развитие познавательных способностей учащихся и их творческих потенций, эмоций, интересов. Эти методы классифи­цированы по характеру познавательной деятельности, в основе которой степень самостоятельности и творческой активности учащихся в познании. Выделен информационно-рецептивный ме­тод. Он направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания учащимися новой готовой информации.

Репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями; усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны.

Педагог отбирает и конструирует задания, а ученик выполняет ]Ш: и отрабатывает способ применения знания, способы действия. Репродуктивный метод позволяет формировать не только кон­кретные знания, способы действия, но и обобщенные (одно и то же задание для неоднократного повторения; вариативные зада­ния, сходство которых с ранее усвоенным образцом легко опозна­ваемо). При организации репродуктивно-вариативной познава­тельной деятельности формируются обобщенные знания, способы деятельности, а значит, и способность использовать их оператив­но в разных условиях.

Эвристический метод направлен на пооперационное или по­элементное обучение чертам и процедурам творческой деятельно­сти. Педагог включает учащегося в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (например, педагог сообщает факты - выводы делают ученики; педагог ставит проблему - ги­потезу выдвигают ученики).

Эвристический, или частично поисковый, метод является пред­посылкой успешного применения исследовательского метода, предполагающего самостоятельное решение целостных задач.

Вышеизложенные методы, их последовательное комплексное сочетание в педагогическом процессе ориентированы на органи­зацию познавательной деятельности с постепенным увеличением доли самостоятельности и творчества детей.

Это общедидактические методы, которые могут быть исполь­зованы при обучении любому содержанию, в том числе изобрази­тельной деятельности. И.Я.Лернер отметил, что метод реализует­ся через систему приемов.

Применительно к изобразительной деятельности используются методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: нагляд­ные, словесные, игровые. Рассмотрение этих методов необходимо, но каждый из них можно и нужно соотнести с общедидактически­ми методами, а это значит нужно охарактеризовать их с точки зрения доминирующего характера познавательной деятельности.


В связи с задачами развивающего обучения определены место и характер использования наглядных и словесных методов и приемов. Ведущими, главными в обучении изобразительной дея­тельности дошкольников являются наглядные методы. Среди на­глядных методов и приемов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия.

Наблюдение - один из ведущих наглядных методов обучения. Большой вклад в его разработку внесли Е.А.Флерина, Н.П.Саку-лина, Л.А.Раева. Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении.

Ценность данного метода заключается в том, что в процессе наблюдения формируется представление ребенка об изображае­мом предмете, явлении, которое служит основой для последующе­го изображения.

Наблюдение в отличие от других методов и приемов формиру­ет яркое «живое» представление об окружающем мире. Благодаря этому методу возможно формирование одного из важнейших ка­честв личности, характеризующих ее познавательную сферу, -наблюдательность. Именно эта характеристика личности позво­ляет человеку самостоятельно приобретать новые знания, дает основу для рассуждений, умозаключений.

В изобразительной деятельности, имеющей сенсорные основы, наблюдение - одно из основных ориентировочных действий. Метод наблюдения направлен на формирование этого действия. Частной задачей в дошкольном возрасте является формирование представ­ления об изображаемом предмете, явлении, которое служит осно­вой для применения всех других методов и приемов обучения.

Требования к наблюдению

1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятель­
ности означает восприятие в первую очередь того содержания, тех
особенностей объекта, которые послужат основой для изображе­
ния, позволят наглядно представить художественный образ как
результат изобразительной деятельности.

2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств, ро­
ждаемых общением с людьми, искусством, природой, рукотвор­
ным предметным миром, не может быть искусства, не может быть
художественной, творческой деятельности. Применительно к де­
тям это особенно важно, так как только на уровне произвольно­
сти, обязательности дошкольник мало что может сделать вообще,
а в художественной деятельности особенно. Общая беда многих


педагогов: в общении с детьми они пытаются затронуть сферу познания, интеллекта, минуя сферу чувств. Отсюда формализм в обучении, в общении, в поведении взрослых, а затем и детей. Зна­ния, не подкрепленные, не связанные с чувствами, не становятся достоянием ребенка, не побуждают к активному действию и, в частности, к проявлению себя в изобразительной деятельности.

3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность
требует особого восприятия предметов, явлений, выделения и
осознания тех свойств, которые предстоит изобразить (форма,
цвет, пропорции и т.п.). Однако выделение этих признаков долж­
но быть не механическим, а осмысленным. Ребенок должен пони­
мать многие видимые явления. Например, почему сосны в лесу
высокие, стройные, могучие, а одна сосна на берегу выросла
большая и корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длин­
нее передних. То есть внешние признаки предметов осмысливают­
ся на основе вскрытия внутреннего содержания явления, сущест­
венных связей между внешними признаками и внутренним со­
стоянием, влиянием каких-то факторов. В этом случае процесс
познания более глубок, чувства более осмысленны, возникает
общее представление о явлении, позволяющее ребенку лучше ори­
ентироваться при восприятии сходных или контрастных явлений.

4. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить
самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мысли­
тельную, речевую, двигательную. Только при этом условии про­
цесс наблюдения будет эффективен. К сожалению, в массовой
практике при всем понимании педагогами важности этого требо­
вания наблюдается своего рода боязнь проявления активности
детей. Воспитатель, как правило, активен сам, но очень насторо­
женно относится к «незапланированной» речевой, мыслительной,
эмоциональной и тем более двигательной активности детей, не
может направить ее в нужное русло. Разумная свобода и раскре­
пощенность как проявление детской активности - пока большая
проблема для многих педагогов.

5. Повторность наблюдений особенно важна для создания
детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неод­
нократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изме­
няющихся условиях, а значит, с разными внешними характери­
стиками (березка в ясный солнечный день, на закате солнца, в
ветреный день; лес в «золотую» и позднюю осень). В процессе
неоднократных наблюдений можно увидеть разнообразие пред­
метов одного типа: разные по внешнему виду грузовые машины в
зависимости от конкретного функционального назначения; раз­
ные жилые дома или здания, имеющие различное назначение
(школа, детский сад, жилой дом, дворец для детей и т.п.). Таким


образом, повторные целенаправленные наблюдения существенно обогащают представления детей, дают большой материал для продуктивного воображения. Последнее наблюдение должно быть максимально приближено к процессу изображения, так как в силу доминирующей непроизвольности всех психических процес­сов у дошкольников удержание на длительный срок «свежих», ярких впечатлений, необходимых для изображения, невозможно.

6. Учет возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюде­ния. Это требование реализуется и в содержании, и в методике ведения наблюдения с детьми.

Методика организации и проведения наблюдения с детьми предполагает необходимость выбора места и времени в соответ­ствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизи­рующих познавательную деятельность детей, обогащение наблю­дения другими приемами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т.п.

Возраст детей, новизна или повторность наблюдения конкрет­ного явления, задачи предстоящей изобразительной деятельности существенно влияют на характер познавательной деятельности детей в наблюдении. Все это должен учитывать педагог при под­готовке и проведении конкретного занятия. Можно организовать наблюдение весенних березок в яркий солнечный день. В беседе обратить внимание дошкольников на цвет и колорит: почему крона берез кажется розовой? Как сочетаются розовые и коричне­вые тона на голубом фоне неба? Посоветовать ребятам подумать, как это можно изобразить, и т.д. То есть восприятие цвета, света, пространства, форм можно провести в рамках распознающего ви­да' наблюдения, предусматривая разные характер активности и степень самостоятельности детей. Можно провести еще одно на-блюд'ение с целью заострить внимание детей на изменениях этого же объекта (весенних березок) в вечернее время или холодный пасмурный день. Целесообразно предложить дошкольникам бо­лее сложную задачу: заметить как можно больше изменений в этой картине природы. При необходимости воспитатель должен помочь детям вычленить критерии оценки, связав их с задачами изображения. Если ребятам предстоит рисовать весеннюю бере­зовую рощу в пасмурный день, им следует понаблюдать, как из­меняются очертания кроны (нет той четкости и ажурности), как меняется ее цвет, цвета деревьев, неба, земли и т.д. По существу, такая деятельность (наблюдения) может быть организована как частично поисковая. Результаты этих наблюдений будут видны в

1 Термин введен П. Г. Саморуковой, А. К. Матвеевой.


рисунках, когда дети самостоятельно выберут цвет бумаги, мате­риал, колорит, композицию и т.п. Индивидуальные задания-наблюдения могут носить полностью самостоятельный, исследова­тельский характер и существенным образом обогатить, разнообра­зить индивидуальный опыт детей, создав основу для выполнения ими своеобразных, относительно неповторимых образов.

Таким образом, метод наблюдения может быть представлен в зависимости от характера познавательной деятельности детей как репродуктивный, эвристический или исследовательский.

Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп. Содержание специальных наблю­дений, проводимых перед занятиями по изодеятельности, должно быть тесно связано с содержанием и задачами предстоящих заня­тий. Это вызвано тем, что в процессе изображения дети видят образ живым, только после непосредственного эмоционального наблю­дения. Это тем важнее, чем беспомощнее дети в изображении, чем менее способны выполнить выразительный образ.

Дети младших групп принимают тему, если она им интересна, если у них имеется опыт непосредственного восприятия и если задание (тема) соответствует простейшим доступным детям изо­бразительно-выразительным средствам. Поэтому с малышами наблюдают явления, предметы в естественной для них обстановке, простые по форме и по возможности яркие по цвету. Как правило, вычленяют один-два признака (например, цвет и ритм). Наблюде­ния, проводимые с малышами, кратковременны, детям не дают установку на последующее изображение, т.е. педагог не говорит, для чего они смотрят, так как дети не удерживают эту задачу в силу непроизвольности всех психических процессов.

Как правило, воспитатель сам определяет форму, цвет. Дети повторяют. Очень важно, чтобы восприятие проходило в дейст­вии, в движении, в игре. Когда малыши приобретут определенный опыт, следует активизировать их знания. Однако разговор-беседа должен быть непринужденным, проходить в радостной игровой атмосфере. Например, весной одна из благодатных тем для изо­бражения «Одуванчики на лугу». Одуванчики - характерная при­мета весенних городских газонов, наблюдения за ними могут быть ежедневными и интересными для детей. Дети первой млад­шей группы (третий год жизни) могут рисовать одуванчики рит­мичными желтыми мазками по бумаге («полянке») зеленого цвета. Воспитатель приводит малышей на газон, где выросло много оду­ванчиков. Малыши бегают по всей полянке (это важно для ощу­щения пространства, для последующего осмысленного воспри­ятия и освоения зеленого листа бумаги как пространства газона, луга, на котором «вырастут» одуванчики). Дети смотрят и удив-

ляются, оказывается, везде-везде растут одуванчики. Ритмичным движением руки полезно показать, где они растут, подчеркивая ритм расположения словами: «И тут, и тут, и тут. Еще одуванчик, еще...» Этот жест и слово пригодятся воспитателю при организа­ции, стимулировании ритмичных изобразительных действий, они будут полезны детям, интересны им и позволят весело упражнять­ся в ритмичном нанесении мазков-пятен на лист бумаги. Разуме­ется, следует обратить внимание на цвет одуванчиков и травы, и пусть пока дети не видят красоту в этом цветосочетании, воспита­тель восхищается этой красотой, показывая образец эмоциональ­ного отношения к природе. Конечно, малыши непременно потро­гают одуванчики, понюхают. Можно поиграть в одуванчики: за­крыть головки руками, а потом «распуститься» под солнышком, «погреться» на солнышке и т.п. Пригодятся и стихи, и песенки про это весеннее чудо.

Дети четвертого года жизни (вторая младшая группа) уже могут рисовать одуванчики, изображая головки округлым пятном или очерчивая и закрашивая контур, кто-то уже передает элементар­ное строение - стебелек. Поэтому в наблюдение можно включить элемент обследования: жестом - пальчиком очертить головки одуванчиков, маленькие и большие. Можно обратить внимание на густую и сочную травку, где не выросли одуванчики. В осталь­ном наблюдение мало изменится, но рисунки будут выполнены другим способом. Малыши по собственной инициативе могут дополнить образ выразительными деталями, если наблюдение было «живым», эмоциональным, интересным детям.

С детьми пятого года жизни (средняя группа) наблюдение мо­жет быть более длительным. Необходимо выделить несколько признаков: цвет, форму, строение, расположение в пространстве. Дети этого возраста готовы к более активному восприятию, отве­там на вопросы, элементарным сравнениям и обобщениям. Воз­можно организовать повторное наблюдение с усложнением со­держания и способов познания. Для большей убедительности возьмем тот же пример. При сохранении тех же приемов наблю­дения, что и в младшей группе, внимание ребят среднего возраста можно обратить на строение одуванчиков. Они самостоятельно определяют округлую форму головки, тонкий стебелек. С помо­щью наводящих вопросов воспитателя рассматривают листочки. Можно обратить внимание дошкольников на разнообразие оду­ванчиков: большие и маленькие, с ровными и согнутыми стебель­ками, только что распустившиеся и уже превратившиеся в белые шары, облетевшие и т.п. Важно рассмотреть насекомых, облюбо­вавших цветы и газон, и т.п. Вопросы не только репродуктивного, но и поискового характера вполне уместны в наблюдении с этими


детьми. И рисунки детей средней группы отличаются от рисунков младших дошкольников более сложным, предметным и сюжет­ным содержанием, приобретают черты индивидуальности за счет композиции, выразительных деталей-дополнений, разнообразия в изображении одуванчиков. В конце наблюдения детям можно сказать о предстоящем рисовании, посоветовав им запечатлеть красоту, которая скоро пройдет, «облетит», и придется ждать такого чуда до следующей весны.

Старшие дети уже способны к принятию цели наблюдения, свя­занной с последующим изображением. Однако о цели желательно сообщить после эмоционального восприятия дошкольниками красоты природы. В данном примере надо дать возможность ре­бенку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании кра­сок. Целесообразно помочь детям «выплеснуть» свои чувства, выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети эмоционально глухи - задача педагога показать свое отно­шение, привлечь ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы на лугу, чтобы этим чудом могли любоваться люди в любое время года.

Старшие дети способны более сознательно и активно воспри­нимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выра­жать это в слове. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Учи­тывая более сложные задачи изображения, со старшими дошко­льниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное распо­ложение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т.п. В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то вы­разительные признаки объектов, можно предложить ребятам по­думать, как это можно нарисовать, какой материал лучше исполь­зовать, какой цвет бумаги больше подойдет. В момент наблюде­ния целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема «Одуванчики на лугу» или «Весенний цветущий луг». Дети придумывают композицию рисунка, выделяют в ней главное. Со­ответственно предстоит подумать, какой ширины будет полоса зеленого луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как, ка­кими красками и материалом лучше рисовать весеннее небо, зеле­ный луг. Может быть, акварелью по сырому фону, может быть, цветными восковыми мелками и т.п. Поэтому со старшими деть­ми рекомендуется проводить неоднократные наблюдения (груп­повые и индивидуальные). Причем индивидуальные наблюдения


подчиняются индивидуальным замыслам, которые педагог фор­мирует у детей заранее. Зная, пусть в общих чертах, замыслы де­тей, педагог направляет их на индивидуальные или совместные с родителями наблюдения. Таким образом, в старших группах дей­ствие восприятия, наблюдение теснейшим образом взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится на основе непосред­ственных наблюдений, а развивающийся замысел стимулирует дополнительное наблюдение.

Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Цель сенсорного воспитания - формирование у детей способов рационального, чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета, величин. Ис­следования велись под руководством А. В. Запорожца, Л.А.Вен-гера. В работах Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Н.А.Куроч-киной, Н.А.Алексеевой, А.Е.Высоцкой были разработаны про­блемы взаимосвязи сенсорного воспитания и изобразительной деятельности (рисования, лепки). В дальнейшем психолого-педа­гогические исследования по проблеме сенсорного воспитания легли в основу исследования по проблеме умственного воспита­ния дошкольников под руководством Н. Н. Поддьякова.

Обследование - целенаправленное аналитико-синтетическое вос­приятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем. В чем смысл и значение этого метода?

Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изо­бражаемом предмете.

Как правило, обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов. Обследовать можно игрушки, преДметы быта (дом, мост), природы (деревья, кусты, цветы, жи­вотные). При изображении человека можно обследовать игрушку-куклу, можно рассматривать фигуры детей (на прогулке, гимна­стике) и т.п. То есть обследование - это целенаправленное рассмат­ривание предмета, который необходимо изображать.

Однако смысл его не только, а может быть, не столько в ре­шении сиюминутной изобразительной задачи. Более глубокий и важный смысл - в освоении ребенком самого способа обследо­вания как способа познания окружающего. Овладение самим способом и дает ребенку относительную свободу и самостоя­тельность в познании.

Зрелая изобразительная деятельность немыслима без целена­правленного аналитико-синтетического восприятия окружающе­го. Будущих художников учат смотреть и видеть не по-житейски,


а так, чтобы грамотно, профессионально изображать. Дошколь­ника невозможно научить зрелому сенсорному, художественному видению, но помочь ему видеть предмет, его изобразительные признаки возможно и необходимо.

Итак, обследование - метод обучения и в то же время одна из задач обучения.

Овладение ребенком доступным способом восприятия форми­рует у него художественную позицию - в поиске способа изобра­жения идти от восприятия изображаемого предмета (самому ста­вить задачу: хорошо рассмотреть, что выразительнее изобразить). Формирование такой позиции к концу дошкольного возраста имеет большое значение для становления самостоятельности ре­бенка в изодеятельности, для перевода ее на самодеятельный, творческий уровень. Умение смотреть и видеть в большей степени снимает чувство неуверенности, страха перед изображением («Не умею, не смогу»), позволяет ребенку смело ставить разнообразные изобразительные задачи и активно искать способы их решения. Такие проявления у детей можно назвать творческими.

Правильно проведенное обследование способствует и более успешному решению частных задач конкретного занятия, делает процесс обучения ребенка более активным и самостоятельным. Дело в том, что в процессе обследования у детей формируется не просто осмысленное представление о предмете, о его внешних наглядных признаках, но в какой-то степени и «изобразительное» представление, т.е. представление будущего образа и способов его создания. Ведь порядок обследования совпадает с последова­тельностью изображения, а обследующие жесты не только помо­гают вычленить особенности формы, но по характеру движения совпадают с формообразующими изобразительными движениями (как очерчиваем круглую форму по контуру - так и рисуем, как обхватываем, ощупываем пальцами объемную форму - так и ле­пим). Все это делает показ способов изображения педагогом до­полнительным приемом обучения, а на последующих этапах ста­новится необязательным.

При постоянном использовании обследования дети понимают связь между обследованием и способами изображения, становятся все более самостоятельными.

Наконец, только с помощью и в процессе обследования воз­можно вычленение и осознание сходных признаков в предметах одного типа (дома, транспорт и т.д.). Вычленение и объяснение внешних признаков, сравнение предметов по этим признакам, установление и объяснение сходства, а затем и обобщение по­зволяют формировать обобщенное представление о группе по­добных предметов.


В исследованиях, проведенных под руководством А.В. Запо­рожца, Н.Н.Поддьякова, В.И.Логиновой и др., показана возмож­ность усвоения детьми существенных, центральных связей, явлений в той или иной области в процессе предметно-чувственной деятель­ности: изодеятельности, конструирования и др.

Н.П.Сакулина и Т.С.Комарова показали, что успешное фор­мирование изобразительной деятельности, а значит, и развитие ребенка зависит не только от овладения изобразительными уме­ниями, но и от формирования системных знаний. В основе систе­мы - связь между внешним видом предмета и его функциональ­ным назначением. Таким образом, в процессе наблюдения, обсле­дования идет осмысленное вычленение внешних изобразительных признаков, а затем формирование обобщенных представлений, облегчающих процесс самостоятельного познания других кон­кретных предметов из той или иной типовой группы.

На основе обобщенных представлений формируется и обоб­щенный способ изображения предметов одного типа. Сходство во внешнем виде подводит дошкольников к выводу о сходстве спо­соба изображения и помогает перенести усвоенный способ изо­бражения на относительно новый предмет.

Какова структура обследования?

Обследование можно разделить на три разных по характеру этапа.

Первый этап - целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак. Это, по существу, эстети­ческое восприятие, которое характерно для начала творческого процесса в художественной деятельности. [Например, пушистый, мягкий котенок (игрушка), важный гордый гусь (игрушка из па­пье-маше); спелое, вкусное красивое яблоко. Или: «Вот бежит лиеичка, рыжая сестричка, хвостиком помахивает, во все стороны поглядывает...» (игрушка).] Если речь идет о предмете, не обла­дающем яркими эстетическими признаками, все равно его вос­приятие должно быть эмоциональным, заинтересованным. На­пример, дети рассматривают грузовые машины. Можно спросить: какая это машина? А как вы догадались? Такой прием позволяет вычленить самый характерный признак предмета и связать его с функцией, назначением. То есть в данном случае вызван познава­тельный интерес детей к предмету. У дошкольников нужно вы­звать чувство удивления, восхищения, любования, любопытства и т.п. в зависимости от характера предмета. Это порождает соот­ветствующее настроение и приводит к желанию нарисовать такой же предмет (такой же красивый цветок, вылепить такого же важ­ного гуся). Именно в этом заключается смысл первого этапа об­следования изображаемого предмета.


Второй этап - аналитическое восприятие предмета, т.е. последо­вательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета. Порядок такого выделения и определения соответствует последовательности изображения. Такой способ обследования продиктован характерным и более доступным дошкольнику спосо­бом изображения. Это подчеркивает и Н.П.Сакулина: «В лепке, рисовании, аппликации части воспроизводятся последовательно одна за другой, в процессе создания изображения предмет как бы конструируется. Такой способ воспроизведения строения предме­тов характеризует детскую изобразительную деятельность вплоть до старшего дошкольного возраста, когда синтезирующие момен­ты восприятия преобладают над анализирующими и изображение создается от целого к частям»'.

Однако Н.П.Сакулина в одной из своих работ замечает, что дошкольник только подводится к такому изображению целостной формы, и если оно ему удается, то нужно поддержать ребенка, помочь ему. «Конструктивный» же способ изображения остается доминирующим. Переход на более высокий уровень изображения обусловлен общим сенсорным развитием, хорошей координацией зрительных и двигательных анализаторов, сенсомоторной умело­стью. На этой основе возникают и силуэтное вырезывание (це­лостной формы по контуру), и лепка из целого куска. Однако та­кой уровень деятельности характерен для младшего школьника.

Итак, аналитический способ обследования, смысл которого в формировании изобразительного представления, продиктован доступным ребенку способом изображения. Поэтому примерная последовательность анализа такова:

1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и ее
назначение.

2. Определяют форму этой части. По возможности выясняют
зависимость формы от функции (назначения), условий жизни
(почему рыбка овальной формы, почему у грузовых машин пря­
моугольный, длинный кузов).

3. Определяют положение этой части в пространстве (почему
у этой сосны корявый, даже раздвоенный ствол, а у других -
стройный).

4. Затем выделяют другую (достаточно крупную) часть и выяс­
няют положение, форму, величину ее по отношению к основной.

5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а вы­
полняется в соответствии с натурой.

Таким образом, выделяются все достаточно крупные части. Затем обращается внимание на детали. По возможности особен-

1 Сакулииа Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965. - С. 112.


ности формы, строения, положения в пространстве, цвета объ­ясняются функциональным назначением предмета или условий жизни, обитания животного.

Третий этап опять предполагает целостное эмоциональное вос­приятие предмета, как бы объединяющее возникающее представле­ние в целостный образ.

Остановимся более подробно на втором этапе - анализе изо­бражаемого предмета. К сожалению, в массовой практике этот этап проходит нередко формально, скучно. У детей пропадает интерес к восприятию.

Как избежать этого?

Очень важно, чтобы дети (старшие) понимали смысл такого анализа-обследования. Когда взрослый рассматривает с детьми картины, обязательно нужно обращать их внимание на умение художника наблюдать, многое замечать в окружающих предметах и явлениях. Это поможет детям понять смысл и их собственного наблюдения. (В средней группе предстоит аппликативное изобра­жение транспорта - автобусов. Воспитатель, спрашивает: «Ребята, вы догадались, почему салон у автобуса длинный? Вспомните, мы наблюдали на остановке, как много людей вошло в автобус? В такси «Волгу» - три человека, а в автобус - почти все пассажиры, стоявшие на остановке.)

Педагог должен постараться использовать при анализе разные виды восприятия: слуховое, зрительное, осязательное. («Потро­гайте ствол у березы, какой он, как про него можно сказать? По­чему ствол здесь гладкий, словно шелковый, а тут шершавый. Как это можно нарисовать?», «Понаблюдайте, как ветер колышет вет­ки березы (в разные стороны развеваются), а у дуба - только лис­точки шелестят. Почему ветки березы так послушны ветру? Какие они, как про них можно сказать, с чем сравнить?)

В исследованиях последних лет выделены функциональные связи, зависимости в живой и неживой природе, которые доступ­ны детям-дошкольникам, особенно старшим. Применительно к младшим детям следует ориентироваться на житейский опыт. Им доступны связи, которые наглядны и выявляются в повседневной жизни (почему в домике есть крыша, окна и т.п.).

Для успешного решения изобразительных задач важны связи, которые объясняют некоторые внешние изобразительные призна­ки: форму, цвет, строение и т.п. (например, сильные, мощные че­люсти, вытянутая морда у некоторых диких животных и т.д.).

В структуре обследования (анализа) нередко используется об­следующий жест воспитателя и детей, который помогает вычленять форму, ее особенности. Обведение пальчиком по контуру предмета организует зрительное восприятие, взгляд сначала сопровождает,


затем направляет движение пальчика. Кроме того, рисунок обсле­дующего жеста совпадает с формообразующим движением, произ­водимым при изображении. Следовательно, обследующий жест «подсказывает» способ изображения. Те же смысл и значение об­следующий жест имеет в обследовании с целью последующей лепки: ладошками и пальчиками предмет ощупывается с целью лучшего выделения формы, эти же движения лежат в основе приемов лепки.

Поэтому важно правильно организовать обследующий жест детей: чем менее опытны дети, тем чаще этот жест-движение мо­жет быть совместным, когда воспитатель берет руки ребенка и вместе с ним выполняет движение. Но этому обязательно должен предшествовать показ приема осязательного обследования. Чем старше дети, тем больше в управлении их действиями можно ис­пользовать слово: «Обхвати руками, потрогай пальчиками вот так (показывает жест)».

В рисовании мелкие части, детали воспринимаются зрительно, в лепке важно ощупывать мелкие детали. Жест не всегда включа­ется в обследование. Если форма предмета и его частей хорошо знакома ребенку и он может вычленить ее зрительно, в жесте нет необходимости.

Обследующий жест сопровождается словом, определяющим направление, характер движения, а в итоге определяющим форму. Например, «пальчик «бежит» по колечку, нигде не останавливает­ся - круглое колечко. Вот как оно покатилось, не останавливает­ся». Или: «Шея у гуся длинная, грудка округлая».

Обследующий жест меняется в разных видах изобразительной деятельности: в лепке он направлен на вычленение объемной формы, характера поверхности предмета, в рисовании, апплика­ции - на вычленение контура формы.

Характер обследующего жеста подчиняется форме: при обсле­довании округлой формы - движение слитное, безостановочное. Начертание прямолинейных форм требует хотя бы мгновенных пауз. Такого рода движения детьми младшего возраста осваива­ются не сразу. Прерывистость движений и изменение направления требуют большего зрительного контроля. Поэтому при обследо­вании педагог, а потом и дети словом фиксируют остановки. Т.С.Комарова обратила внимание на связь обследующего жеста и формообразующего движения. Эта существенная зависимость, уяснение ее детьми помогают им в последующем самостоятельно находить более или менее подходящий способ изображения на основе обследования.

Обследование предметов имеет некоторые особенности в зави­симости от возраста детей, а значит, их возможностей в воспри­ятии и изображении.


Дети младшего возраста (вторая младшая группа) изображают предметы, состоящие в основном из одной части, форму передают обобщенную, приближающуюся к геометрической фигуре - эта­лону. Поэтому и содержание обследования очень простое - вы­членить форму, цвет. Так как на занятия отводится немного вре­мени, а малышам (каждому) нужно потрогать, ощутить предмет, вычленить форму, обследование обязательно нужно провести до занятия (по подгруппам, индивидуально).

При низком уровне сенсорного развития очень важно приучать детей контролировать, сопровождать взглядом движение пальчи­ка по форме, устанавливать связь между обследующим жестом и формообразующим движением («Пальчик бежит, нигде не оста­навливается и карандашик (кисточка) побежит, также нигде не остановится»). В младшей группе чаще, чем в других, при обсле­довании необходим совместный жест. В этой группе, особенно при интенсивном сенсорном воспитании и развитии, возможно подведение детей к обобщению предметов по признаку формы (круглыми могут быть яблоки, мячи, шары, пуговицы и т.д.). На этой основе уже в младшей группе возможно формирование обобщенного способа изображения (все круглые предметы рису­ются, лепятся одним и тем же способом).

В средней группе при обследовании обращается внимание на строение предмета. Важна также ориентировка в пространстве, и воспитатель словом уточняет расположение частей предмета (наверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны). Особенно тщательным должно быть обследование предметов, форму которых дети изображают впервые. В этом случае требования те же, что и в младшей группе (необходимость обследующего жеста, зрительного контроля, предварительное обследование предметов до занятия, установление связи обследующего жеста и формообразующего движения). Дети средней группы в силу большого сенсорного опы­та могут быть активнее при обследовании. Важно побуждать их действовать жестом и вслух называть части, формы и т.д. Внешнее практическое действие и громкая речь необходимы. Позднее про­цесс обследования будет более «свернут» и ребенок «про себя» бу­дет называть то, что видит. Со средней группы у детей возникает и больше возможностей к выявлению связей, зависимостей между внешним видом и назначением предмета, его частей и другими его признаками, к обобщению предметов по признаку формы.

При обследовании предметов с детьми старшего возраста в свя­зи с усложняющимися задачами изображения следует обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высо­те. Основную форму дети передают еще обобщенно, приближая ее к соответствующей форме геометрической фигуры (круг, овал, тре-


угольник и т.п.). Характерный облик предмета создается благодаря включению в изображение некоторых деталей, элементов движе­ния. Однако дошкольники испытывают трудности при изображе­нии прямоугольных и округлых форм разной величины и пропор­ций. Поэтому целесообразно обращать внимание на линии прямого и округлого характера. Это должно быть сделано и при обследова­нии. Обследующий жест подчеркивает и фиксирует внимание на пропорциях. С более старшими детьми устанавливается отличие форм предмета, его частей от геометрических эталонов форм (ха­рактерная форма рыбки - карася, щуки и др.).

При обследовании предметов с детьми старшего возраста (в том числе и подготовительной группы) часто используют прием сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравне­ние подобных предметов между собой с целью формирования обобщенных представлений, а на их основе - и обобщенных спо­собов изображения. Естественно, что старшие дети более само­стоятельны и активны при обследовании. К семи годам дошколь­ники усваивают порядок обследования: с чего начинать наблюде­ние и почему; что потом надо рассмотреть. Они хорошо понима­ют, для чего надо рассматривать. Сам процесс обследования мо­жет быть более свернутым, неполным (движение руки по предмету применяется в отдельных случаях, так как дети изображают зна­комые предметы и знают особенности внешнего вида и пример­ные способы изображения). Следует обратить внимание только на своеобразие в предмете. Однако это возможно, если велась систе­матическая работа по сенсорному воспитанию в предыдущих группах и обследование часто применялось как метод обучения изобразительной деятельности.

В подготовительной группе особенно важно (в процессе обсле­дования) обращать внимание на разнообразие предметов одного типа и учить детей видеть их выразительность, своеобразие каж­дого. Именно на этом делается акцент при обследовании, это по­могает детям создавать более выразительные и разнообразные образы, помогает «разрушить» шаблонные изображения, видоиз­менить, варьировать их. Шаблоны нужны, они экономят силы ребенка, «запас» графических структур позволяет быстро созда­вать изображение, но надо бояться рисования наизусть, «закостенения» штампов. Поэтому грамотное, живое, осмыслен­ное обследование крайне важно практиковать в обучении самых старших детей.

 

Любое действие в изобразительной деятельности, в том числе обследование, важно сформировать до уровня самодеятельного его применения ребенком, тогда дошкольник относительно сво­боден и самостоятелен в познании и изображении. Для этого не-

6 Г. Г. Григорьева


достаточно применения обследования на занятии. Необходимо выносить его за рамки занятия, в повседневную жизнь.

Полезно использовать приемы, помогающие детям осознать обследование как необходимый способ самостоятельного позна­ния, облегчающего и нахождение способа изображения. Для этого нужно пояснять детям смысл обследования.

Анализируя детские рисунки, поделки, обязательно нужно ус­танавливать связь между качеством изображения и качеством обследования. Целесообразно поощрять детей, всячески поддер­живать инициативу в наблюдении; не спешить помогать ребенку советом, показом при поиске способа изображения; продумывать вместе с дошкольниками рациональные способы обследования («Дети, давайте еще раз рассмотрим березы, липы, дубы. Как вы думаете, в чем разница между ними, на что особенно обратить внимание?»). Очень полезно на прогулке рассматривать насеко­мых, мелкие детали растений и т.п. (без ущерба для них).

В работе с самыми старшими дошкольниками методика обсле­дования зависит от многих факторов: от общего сенсорного раз­вития детей и умения обследовать предметы с целью изображе­ния; от задач изображения (рисуют и лепят с натуры или по пред­ставлению); от уровня изобразительных умений и других факто­ров. Педагогу важно, чтобы процесс восприятия не был формаль­ным. Нужно помнить, что обследование должно помочь ребенку в изображении. Это первое обстоятельство, которое определяет методику обследования. Второе обстоятельство - дети должны научиться смотреть и видеть.

Б.М.Теплов, занимавшийся исследованием художественных способностей, писал, что художественная деятельность в любых ее формах требует большой сенсорной культуры и развития таких сложных способностей в сфере восприятия, как, например, на­блюдательность. Поэтому художественное воспитание всегда включает и воспитание способностей восприятия.

Полагаем, что идеальным уровнем развития ребенка в этом плане можно считать возникновение у него, пусть на начальном уровне, потребности наблюдать, рассматривать предметы, если это необходимо для изображения, для создания задуманного образа. Формировать такое желание нелегко, но стремиться к этому нужно.

Специфика обследования в разных видах изобразительной деятельности

При выполнении аппликации из отдельных частей исполь­зуются те же приемы обследования, что и в рисовании, только


обследующий жест пальчиком рекомендуется производить в обратную сторону, справа налево.

При вырезывании из бумаги, сложенной вдвое, предметов симметричной формы в процессе обследования важно, чтобы дети увидели симметрию в предмете. После этого нужно обра­тить внимание дошкольников на пропорции. Например, у вазы округлая, массивная нижняя часть и узкое высокое горло. Затем можно закрыть одну половину вазы (чтобы не рассеивать вни­мание детей) и обследовать другую по контуру, снизу вверх (по направлению предстоящего вырезывания). Жест пальцем по контуру формы взрослый обязательно сопровождает словом. Например: «Внизу вазы линия округлая, у горлышка - линия прямая...» и т.д.

При силуэтном вырезывании, наиболее трудном для детей, первый этап обследования тот же самый - целостное восприятие. При этом следует обратить внимание ребят на наиболее выра­зительные признаки предмета, например: у сороки - длинный хвост, сильный клюв; у слона - длинный хобот, массивные но­ги. После этого необходимо обследовать предмет жестом по контуру всей формы, справа налево с предполагаемого места вырезывания. Обследующий жест сопровождается словом, подчеркивающим направление движения и характер линии, формы. В процессе обследования воспитатель напоминает о связи обследующего жеста со способом и последовательностью вырезывания: «Как пальчиком ведем, так и вырезать будем». Например, обследуя игрушку - птицу целостной пластичной формы, можно спросить: «С чего удобнее начать вырезывание птицы? С хвостика. Давай посмотрим, какой хвостик... веди пальчиком... хвостик длинный, линия прямая. Затем спинка -линия опять прямая, а где крылышки - выпуклая, чуть округ­лая... И потом что вырезаем? Шейку... линия опять прямая, ко­роткая... а сейчас...» и т.д.

Усвоив особенности целостной формы каких-либо предме­тов (например, птиц) и удобный силуэтный способ их вырезыва­ния, дети могут новые предметы из этой группы обследовать более быстро, фиксируя внимание на своеобразии. Например, у сороки длинный хвост, по величине он равен туловищу птицы. Линия хвоста плавно переходит в линию спины. У голубей хвост короткий, туловище относительно большое и более ок­руглое и т.п.

При освоении обобщенного способа обследования и изо­бражения восприятие относительно нового предмета более короткое, свернутое, а процесс изображения более самостоя­тельный и быстрый.


 




Специфика обследования в лепке

Порядок операций при обследовании предмета в основном по­вторяет их порядок в лепке.

При поиске способов обследования конкретного предмета пе­дагог должен идти от доступных детям способов изображения. Значит, педагог идет от анализа предмета и определения наиболее подходящего (удобного) для детей способа изображения к опре­делению способа обследования. Когда продуманы способы и по­следовательность лепки, педагогу легко найти способы обследо­вания. У ребенка другой путь: сначала обследование, помогающее ребенку рассмотреть, а затем представить предмет, и лишь на этой основе - усвоение способа изображения. При этом создается представление не только о существенных признаках предмета, но и о последовательности лепки.

Схема лепки предметов круглой и овальной формы с рельефными особенностями (яблоко, груша, огурец, баклажан, лук, гранат)1:

1. Создание основной формы, близкой к геометрической фигуре.

2. Лепка формы специфической (характерной).

3. Лепка основных рельефных особенностей предмета.

4. Обработка поверхности (сглаживание) и выполнение мелких
второстепенных рельефных особенностей.

5. Дополнительные изображения (веточки, листочки).
Схема лепки предметов сложной (расчлененной) формы:

1. Лепка подставки.

2. Лепка основной, наиболее крупной части предмета
(обобщенной формы).

3. Лепка других крупных частей (обобщенной формы).

4. Лепка специфической (характерной) формы этих крупных
частей.

5. Соединение крупных частей в одно целое.

6. Лепка мелких деталей предмета (клюва, хвостика, ушей и т.д.).

7. Обработка поверхности (примазывание, приглаживание и т.д.).
Каков же порядок обследования предметов при таком способе

лепке?

1. Выделение общей формы (если предмет целостный, мало-
расчлененной формы) или основной части.

2. Выделение специфическ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2041 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2145 - | 2033 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.