Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


И развития детей в изобразительной деятельности 7 страница




Итак, в дошкольном возрасте изобразительные действия ста­новятся более точными, уверенными и смелыми, самостоятель­ными, разнообразными, обобщенными, творческими.

Художественно-творческая деятельность включает в себя дей­ствия контроля и оценки.

1 Сюжетному рисованию, аппликации, лепке посвящены специальные параграфы.


«Этот оценочный момент, - писал Б.М.Теплов, - составляет необходимый компонент не только художественного восприятия, но и художественного творчества».

С того момента как детское творчество перестает быть «деятельностью для себя», т.е. игрой, а направляется на воспри­ятие его продукта другими, оно неизбежно должно включать в себя эстетическую оценку...

Без развития эстетической оценки теряет значение развитие других художественных способностей1.

Действия контроля и оценки формируются у детей при условии осознания ими, что работа предназначена для других. В основе действий контроля важно умение ребенка оценивать создаваемый образ в процессе исполнения и при окончании в соответствии с замыслом. Одним из самых высоких уровней развития действий контроля и оценки является проявление способности чувствовать выразительность, своеобразие, неповторимость, оригинальность образов. Данное действие к старшему дошкольному возрасту должно выполняться ребенком в основном самостоятельно: ребе­нок знает, за что надо оценивать художественную работу свою и товарищей и как это делать.

Развитие мотивов изодеятельности, целеобразования, станов­ление всех действий находятся в дидактическом единстве, взаимо­связи. Совершенствование мотивов стимулирует операционально-техническую сторону деятельности, а развитие последней создает основу, обеспечивает ребенку свободу в постановке все более раз­нообразных тем. Формирующаяся умелость помогает ему осоз­нать успехи, утвердиться самостоятельности. Успехи, достижения детей, в свою очередь, актуализируют, закрепляют мотивы более высокого порядка: неравнодушное восприятие мира и желание поделиться с другими своими чувствами; стремление реализовать себя в данном виде деятельности; интерес, увлеченность процес­сом творческой деятельности; радость и предвосхищение радости общения с окружающими людьми по поводу своего творчества и др. В этом случае изобразительная деятельность становится само­деятельной. Это означает, что ребенок - ее инициатор, он ставит цель, выбирает средства, сам организует процесс деятельности, контролирует и регулирует ее, оценивает результат. Ребенок в таком проявлении - подлинный субъект деятельности, в процессе которой он вступает в специфической форме во взаимодействие с детьми и миром взрослых людей. Он еще раз переживает, осозна­ет свое отношение к миру предметов, природы (через создаваемый

1 Известие АПН РСФСР. Вып. 11. М; Л., 1947. Психологические вопросы художе­ственного воспитания. - С. 111.


образ, его содержание и форму) и, следовательно, осознает себя, лучше понимает себя, формирует свое «Я». Изобразительная дея­тельность становится формой саморазвития личности, особенно ее творческой сущности.

Совершенствование операционально-технической стороны изобразительной деятельности делает ребенка более свободным и самостоятельным в выражении с помощью художественных обра­зов своей позиции по отношению к миру вещей, людей. Поэтому ребенок более свободен и инициативен в воздействии на детей и взрослых через продукт своей деятельности - художественный образ (рисунок). Оформляется отношение «ребенок - рисунок -взрослые и дети». Это отношение присуще и зрелому творчеству -«художник - художественный образ - зритель». То есть детская изобразительная деятельность приобретает смысл и значение, близкие к смыслу и значению этой деятельности в обществе.

Однако процесс «присвоения» изобразительной деятельности идет с помощью взрослого, под его руководством, через обучение. От того, как будет организован этот процесс, чему и как будут учить, зависит, будут ли реализованы возможности личностного развития, предоставленные деятельностью.

§ 3. Способности к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника

Данную проблему следует обсуждать только в связи с общими проблемами способностей. Общая теория способностей до сих пор остается одной из наименее разработанных в отечественной психологии.

Основные положения теории способностей связаны с решени­ем следующих вопросов: что такое способности? Каково их со­держание, структура, соотношение со знаниями, умениями, навы­ками? Каковы закономерности, условия развития способностей? Как способности соотносятся с задатками? Что понимается под задатками способностей?

Существует множество определений способностей. Так, Б.М.Те­плов считал, что способности - это индивидуально-психоло­гические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо дея­тельности или многих деятельностей1. По мнению Л.Г.Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человече­ской личности, обеспечивающий относительную легкость, высо­кое качество овладения определенной деятельностью и ее осуще-

1 См.: Теплое Б. М. Проблема одаренности // Советская педагогика. - 1990. - № 4.


ствления1. По определению Н.С.Лейтеса, способности - это свой­ства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.

Способности - это психологические качества, которые необ­ходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются (Л.А.Венгер).

К.С.Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней»2.

Способности имеют свои содержание и структуру, определить которые крайне важно, считал Л.А.Венгер. В противном случае неизвестно, что надо формировать.

Ведущим в раскрытии содержания и структуры способностей является анализ психологических требований, предъявляемых чело­веку различными видами деятельности. Иными словами, следует определить, без каких свойств (качеств, особенностей) личности невозможно выполнение данного (или любого) вида деятельности. Следовательно, нужен анализ деятельности вообще или конкретно­го ее вида (в данном случае - изобразительной деятельности) в ча­стности. Выполнение любого вида деятельности предполагает оп­ределенную систему знаний, умений, навыков. Поэтому при опре­делении содержания способностей на первый план выступает во­прос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками.

В этом вопросе нет единого мнения:

- способности не сводятся к навыкам, умениям, но могут объ­
яснять легкость и быстроту их приобретения (Б. М. Теплое);

- знания, умения, навыки рассматриваются как один из компо­
нентов способности, но не главный. Ядром является качество
процессов, которые регулируют совокупность применения зна­
ний, умений, навыков (С. Л. Рубинштейн);

- одним из компонентов способностей является особая уме­
лость руки как результат совершенствования, обобщения умений
и навыков {А.Г.Ковалев, В. Н. Мясищев);

- способность включает все подструктуры личности, в том
числе знания, умения, навыки (К. К. Платонов).

В. И. Кузин отмечает, что развитие художественных способностей возможно лишь в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Это замечание важно, так как нередко в практике происходит резкое про­тивопоставление способностей знаниям, умениям, навыкам.

1 О структуре способностей к изобразительной деятельности см.: Проблема спо­собностей. М., 1962.-С. 154.


Л.А.Венгер выдвигал гипотезу, суть которой - понимание спо­собностей как ориентировочных действий1. В качестве доказа­тельства он приводил следующие рассуждения:

- в каждом виде деятельности есть ориентировочная и испол­
нительская части и соответственно ориентировочные и исполни­
тельские действия; ориентировочные действия - это оценка воз­
никшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со
своими возможностями, с известными способами решения, выбор
способа выполнения; исполнительские действия - выполнение
действий и достижение результата;

1 - знания, умения и навыки относятся к исполнительской час­ти деятельности, будь то деятельность практическая или позна­вательная;

- задачи ориентировочных действий не самостоятельны, а они
подчинены решению более общих познавательных или практиче­
ских задач. Когда исполнительские действия сформированы, ори­
ентировочные - свернуты. Когда надо освоить новые действия, то
быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки
в задании (по данным А. В. Запорожца).

Таким образом, ориентировочные действия лишь косвенно включены в усвоение или реализацию знаний, умений, навыков, но обусловливают успешность их освоения. Это согласуется с мнением большинства ученых о способностях как качествах, обеспечиваю­щих легкость освоения знаний, умений. Это объясняет, почему спо­собности - «побочный эффект» обучения.

Так, Л.А.Венгер, понимая под способностями ориентировоч­ные действия, отделял их от знаний, умений и навыков, относя последние к рабочей, исполнительской части деятельности.

В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:

1. Типологические свойства нервной системы (характеризую­
щие работу разных анализаторов, разных областей коры больших
полушарий), от которых зависят скорость образования времен­
ных нервных связей, их прочность, легкость и т.п.

2. Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и
специализация полушарий головного мозга.

3. Индивидуальные особенности строения анализаторов.

Задатки являются предпосылками возможного развития спо­собностей. Сами способности формируются в процессе деятельно­сти при взаимодействии ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной форме такого взаимодействия - обучении.


 


2 Платонов К. С. Проблемы способностей. — М. 1972. - С. 5.


1 См.: Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М., 1973.


 




По определению В.А.Крутецкого, реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем:

- значительно облегчают формирование способностей;

- ускоряют темп продвижения в развитии способностей;

- определяют высоту достижения;

- обусловливают ранние проявления способностей.

Задатки имеют врожденные индивидуальные различия1. Все эти положения применимы и к специальным способностям.

Для понимания способностей к изобразительной деятельности важно привести ряд положений теории способностей В.И.Шадри-кова2. Он рассматривает познавательные способности в структуре психики как основного свойства высокоорганизованной материи -мозга. Это свойство, как известно, заключается в отражении объек­тивно существующего мира и регуляции поведения человека в про­цессе его взаимодействия с окружающим миром. Способности кон­кретизируют и дифференцируют это свойство на отдельные психи­ческие функции, внося в него меру индивидуальной выраженности.

В.И. Шадриков опирается на положение о том, что современ­ные научные данные определяют мозг как суперсистему, которая формируется из отдельных функциональных систем, реализующих определенные психические функции (ощущение, восприятие, мышление и т.д.). «Способности, - пишет ученый, - можно опре­делить как свойства функциональных систем, реализующих от­дельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качествен­ном своеобразии освоения и реализации деятельности»3.

Психические функции отражения реализуются в виде познава­тельных психических процессов. Поэтому классификация способ­ностей, полагает ученый, соответствует основным психическим про'цессам: способности ощущения, восприятия, памяти, вообра­жения, мышления, внимания и психомоторные способности. Эти способности относятся к общим.

У конкретного человека каждая из способностей может быть выражена в разной степени («мера выраженности» способности). Автор определяет параметры, по которым можно определить развитие каждой из способностей. Например, способность вос­приятия оценивается по параметрам: объем, точность, полнота, новизна, быстрота, эмоциональная насыщенность; способность

1 См.: Крутецкий В. А. К вопросу о природе способностей // IV съезд психологов -
М, 1971.-С. 43-44.

2 См.: Шадриков В. И. Психология деятельности и способностей человека - М
1996.-С. 178.

3 Шадриков В. И. Психология деятельности и способностей человека. - М., 1996. - С. 177.

Т.


воображения - новизна, оригинальность, осмысленность и др.; психомоторная способность - по параметрам: скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость, пластич­ность и ловкость.

Большой интерес вызывает положение автора о структуре спо­собностей. Опираясь на исследования Л.С.Выготского, Б.Г.Ана­ньева, он выделяет в способности функциональный и операцион­ный компоненты.

Этот вывод согласуется с идеей Б.Г.Ананьева о том, что разви­тие высших психических свойств включает развитие функцио­нальных, операционных, мотивационных механизмов.

Функциональные механизмы формируются по программе фило­генетического развития и характеризуют человека как индивида. Например, природой человека определено развитие прямохожде-ния, умелости руки, развитие мозговых структур, свойственных человеку, и т.п. То есть возможен и необходим определенный уровень «биологической зрелости» как предпосылка развития высших психических функций (Л.С.Выготский). Однако станов­ление функциональных механизмов идет прижизненно при созда­нии соответствующих условий.

Операционные механизмы формируются только в деятельности, но для их развития требуется определенный уровень функцио­нального развития. Например, в раннем возрасте без своевремен­ного развития кисти руки в условиях предметно-манипулятивной, а затем предметно-орудийной деятельности возможность высоко­го развития у человека сенсомоторной способности в художест­венной деятельности проблематична. Развитие операционных механизмов характеризует человека как субъекта деятельности. Они формируются в процессе обучения.

Мотивационные механизмы развиваются в процессе общения и характеризуют человека как личность.

Функциональный и операционный компоненты способностей, отмечает В.И.Шадриков, соответственно формируются прижиз­ненно в условиях общения и деятельности. «В качестве базисной основы общих способностей выступают их функциональные ме­ханизмы», - пишет автор1.

К общим способностям он относит психические функции (про­цессы): способности ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, психомоторную способность. Он счита­ет, что специальные способности - это варианты проявления об­щих способностей, «оперативная» форма общих способностей.

1 Шадриков В. И. Психология деятельности и способностей человека. - М, 1996. -С. 290.

 

Таким образом, функциональный компонент способностей от­носительно стабилен, а операционный - изменчив, вариативен, т.е. он различен в конкретных видах деятельности. Поэтому, говоря о соотношении общих и специальных способностей, В.И.Шадриков отмечает, что человек от природы наделен общими способностями, на них строятся все виды деятельности. «Специальные» способно­сти есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Каждая способность в ан­самбле с другими в том или ином виде деятельности приобретает новые черты.

Анализ специальных способностей к изобразительной дея­тельности не противоречит этой гипотезе, скорее, подтверждает ее. В частности, способность к целенаправленному аналитико-синтетическому восприятию предмета приобретает специфиче­ские черты в изодеятельности. То же можно сказать о способно­сти воображения, сенсомоторной способности (ручной умелости) и др. Действительно, в основе этих способностей лежат общие психические процессы, которые реализуются в своеобразных дей­ствиях, диктуемых условиями данной деятельности.

Для практического решения проблемы способностей (в плане анализа и формирования) важно замечание В.И.Шадрикова и о том, что в реальном проявлении каждая психическая функция (процесс) неотделима от других, включает их в себя. Различна только иерархия, она определяется тем, какая психическая функ­ция выбрана в качестве исходной. Например, способность эстети­ческого восприятия предмета немыслима без опоры на память, воображение (ассоциативное видение) и т.д. В.И.Шадриков все эти рассуждения относит к познавательным способностям как отдельным свойствам общей отражательной способности - пси­хике-. Наряду с этим он выделяет духовные способности, которые тоже относит к сфере психики, отражения.

Духовные способности - это способности к самопознанию, к самосознанию, самопереживанию, к соотнесению себя с миром, с другими людьми. Эти способности обеспечивают создание духов­ных творений. Духовные способности связываются не только с понятием «деятельность», но и с понятием «поведение», органич­но включающим в себя отношение к моральным нормам.

Очевидно, в духовных способностях проявляется личность. Они являются и результатом и условием ее развития. Процесс их развития - это, по существу, процесс развития личности.

Автор отмечает соотношение духовных способностей с познава­тельными: в духовных способностях проявляются все умственные способности в их единстве, но направленные духовными ценностя­ми. Духовные способности проявляются в стремлении к духовному


прогрессу, умственному, нравственному. Другими словами, автор формирует идею о целостном развитии всех сфер личности.

Интересно замечание автора и об одаренности: «Одаренность» -...индивидуально-своеобразное сочетание взаимодействующих и дополняющих друг друга способностей, как системное проявле­ние способностей в функциональной системе деятельности»1.

При анализе специальных способностей к изобразительной деятельности важны все эти положения. В их контексте способно­сти к изобразительной деятельности следует понимать как общие способности, но со специфической операционной частью.

На определенных этапах изобразительной деятельности доми­нируют определенные способности (восприятие, воображение, сенсомоторика), но при этом проявляются все другие способно­сти, только занимают они различное место в иерархии способно­стей, выступают как операционные механизмы в структуре доми­нирующей способности.

Очевидно, и каждая из способностей в контексте деятельности в зависимости от конкретной задачи проявляется по-разному, транс­формируясь при этом своей операционной части. Например, вос­приятие предмета перед его изображением и в процессе изображе­ния (рисования с натуры) различно; восприятие и представление предметов для рисования по представлению, по памяти и с натуры, подчиняясь разным задачам, также отличается друг от друга.

Содержание и структура способностей к изобразительной деятельности

Применительно к изобразительной деятельности важно выде­лить содержание способностей, проявляющихся и формирующих­ся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.

Попытка определить содержание способностей к изобрази­тельной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к дру­гим видам деятельности, содержание, структура этих способно­стей в определенной степени раскрыты и представлены в психоло­го-педагогической литературе. Однако они не являются бесспор­ными уже потому, что различны или по своей сущности, или по объему, или по структуре.

1 Шадриков В. И. Психология деятельности и способностей человека. - М., 1996. -С. 290.


Имеющиеся данные по этой проблеме можно проанализиро­вать, опираясь на общепринятый в теории способностей подход к определению их содержания - исходя из специфики деятельности.

Каковы же особенности изобразительной деятельности?

Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выпол­нять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображе­ние и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнитель­ных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфи­ку способностей к данному виду деятельности.

Процесс создания образа складывается из двух частей: формиро­вание зрительного представления и его воспроизведения (Г.В.Ла-бунская, Н. П. Сакулина). Первую часть деятельности называют ори­ентировочной, а вторую - исполнительской {Д. А. Ветер, Н. П. Са­кулина). Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способностей.

Рассмотрим, как исследователи учитывают особенности изо­бразительной деятельности при выделении содержания и структу­ры этого вида способностей?

В.И.Киреенко1 рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

- способность воспринимать объект в сочетании всех его
свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые
части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. На­
пример, увидев в окне только голову человека, мы не восприни­
маем ее как отделенную от туловища (целостность восприятия);

- способность оценивать в рисунке отклонения от вертикаль­
ных и горизонтальных направлений;

- способность оценивать пропорции;

- способность оценивать степень приближения данного цвета
к белому;

- способность оценивать перспективные сокращения.

Целая серия экспериментов, проведенных В.И.Киреенко, на­правлена на выявление качественных различий этих сторон зри­тельного восприятия у школьников и учащихся средних художе-


ственных школ, преподавателей, имеющих специальное художест­венное образование, а также взрослых и нерисующих детей. Эти эксперименты дают любопытные ответы на вопросы о количест­венных и качественных особенностях зрительного восприятия у рисующих и нерисующих, у взрослых и детей, т.е. ответы на во­прос о мере выраженности способности к изобразительной дея­тельности в зависимости от ряда факторов.

Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.

Таким образом, автором выделена хотя и важная, но далеко не исчерпывающая специфики деятельности группа способностей.

Своеобразный подход к выделению содержания способностей в изобразительной деятельности предлагает А.Г. Ковалев1. Он говорит не о способностях, а о способности к изодеятельности, которая имеет свою структуру. В ней есть первый компонент -ведущее свойство и два опорных. Структуру способности он вы­деляет исходя из преимущественного проявления в деятельности тех или иных свойств психики: ведущее свойство - художествен­ное воображение, без которого невозможны развитие и воплоще­ние замысла; опорное свойство - острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии). Второй компонент - специальная умелость руки, высокое развитие мо­торной функции с обобщенными умениями, закрепившимися в системах движений.

Кроме этого выделяется фон способности - эмоциональная на­строенность, легко возникающая благодаря наличию у художника высокой эмоциональной чувствительности.

Исходя из отмеченных выше особенностей изобразительной деятельности, можно сказать, что выделенные А.Г.Ковалевым способности в большей степени отражают существо деятельности, ее сенсорный и одновременно творческий характер. Эти способности проявляются и в ориентировочной, и в исполнительской деятельности. Очень важно выделение специальной умелости руки как одного из компонентов способности. Это согласуется и с существующим в общей теории способностей положением о соотношении способностей с уме­ниями и навыками. Весьма ценна для понимания проблемы выделен­ная А. Г. Ковалевым структура способностей. Он отмечает, что веду­щие и опорные свойства способности могут меняться местами в зави-


 


1 Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. — М., 1959,


1 См.: Ковалев А. Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятель­ности // Проблемы способностей. - М, 1962.


симости от уровня развития способности. Например, некоторые люди, даже художники-профессионалы, лучше рисуют (пишут) с натуры. Их деятельность носит преимущественно репродуктивный характер.

С точки зрения общей теории способностей это наблюдение подтверждает возможность доминирования у человека одной из способностей (в данном случае восприятия) и подчиненное поло­жение других в иерархии способностей. Далеко не все из таких художников могут создать оригинальный, творческий образ.

В.С.Кузин1, придерживаясь точки зрения В.Г.Ковалева, о структуре способностей, выделяет только ведущие и опорные свойства способностей к изобразительной деятельности. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое во­ображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, су­щественного в явлениях действительности, обобщение художест­венного образа; зрительную память; эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению; целенаправлен­ность и волю, а опорными так же, как и А.Г. Ковалев, - природ­ную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п.; сенсомоторные качества руки рисующего.

Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П.Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованно­сти, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотне­сенности с дошкольным возрастом.

В 1959 г. вышла одна из интереснейших работ Н.П.Сакулиной по проблеме способностей к изобразительной деятельности. «Развитие художественно-творческих способностей у детей до­школьного возраста в занятиях рисованием».

Анализируя разные общественные функции рисунка и опреде­ляя среди всех две главные - изобразительную и выразительную, Н.П.Сакулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.

Способность к изображению состоит из трех компонентов:

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы нау­
читься изображать, надо овладеть особым способом восприятия:
видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в
единстве), а форму - в то же время расчлененно (строение, цвет,
положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа
(овладение комплексом умений и навыков изображения, формы,

1 См.: Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М., 1977.-С. 52.


строения, пропорциональных отношений, положения в про­странстве).

Без овладения этими графическими навыками, умениями спо­собность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Од­нако Н.П.Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным - графическим.

Из трех компонентов способности к изображению централь­ным является второй - овладение графическими умениями.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 866 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2196 - | 2086 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.