В психологии познавательные процессы, познавательная деятельность, как правило, не рассматриваются в структуре личности. Это затрудняет реализацию идеи развития личности в педагогическом плане. Поиск эффективных способов содействия развитию личности возможен только на основе подхода к ней как целостному образованию. Теоретическими основаниями тому являются в первую очередь идеи Л.С.Выготского о единстве аффекта и интеллекта в развитии психики, определяющем ее целостность. Л.С.Выготский, изучая это явление психики, отмечал, что единство их не стабильно, а динамично, их взаимовлияние происходит на всех ступенях психического развития, при этом характер взаимосвязи меняется. Например, если в младшем дошкольном возрасте чувства оказывают определяющее влияние на умственное развитие, на поступки ребенка, то к концу дошкольного возраста такого однозначного и определяющего их влияния нет. Чувства все больше подчиняются разуму, становятся «умными».
Л.С.Выготский отмечал, что главное в развитии высших психических функций - это их опосредование и изменение межфункциональных связей и отношений. Примером межфункциональных связей, определяющих целостность личности, является не только единство и взаимовлияние аффекта и интеллекта, но и развитие волевых процессов. Недоразвитие воли как способности овладения собой, своим поведением - одна из причин, сдерживающих общее психическое развитие человека.
Идеи Л.С.Выготского о развитии воли, о межфункциональных связях и отношениях важны для понимания не только проблемы целостности личности, взаимосвязанного развития всех ее сфер, но и проблемы самодвижения, саморазвития личности. Большинство исследователей личности отмечают момент самодвижения, саморазвития как одну из сущностных ее характеристик. При всех заботах и общества, и отдельных людей о человеке он изначально строит себя, свою жизнь и судьбу сам. Человек постоянно живет в ситуации выбора. Какую выбрать цель и способ ее достижения в соответствии со своими принципами и идеалами или принципами других людей? Смириться с обстоятельствами или отстаивать свою позицию? Пойти на личные жертвы, пусть и малые, но неприятные, ради общего дела или нет? Остановиться в своих притязаниях или ставить новые цели и т.д. и т.п.? То есть человек в своих размышлениях, поступках в конечном счете всякий раз решает сам, как поступить, и тем самым развивается и утверждается как личность.
Никто не сделает из человека личность, кроме него самого. А.Н.Леонтьев, обращая внимание на этот момент самодвижения, саморазвития человека, подчеркивал, что личность выступает как то, что человек делает из себя сам, утверждая свою человеческую жизнь. Поэтому процесс развития личности - это всегда процесс самодвижения, саморазвития. Что же определяет процесс самодвижения, саморазвития личности?
Л.С.Выготский - один из первых начавший изучать социальный аспект как внешний фактор в развитии личности, в то же время он обращал внимание на внутренние факторы ее становления, подчеркивая, что именно внутренние моменты и определяют самодвижение, саморазвитие личности.
Используя метод сравнительного анализа психологии нормального и ненормального ребенка, он пришел к выводу о необходимости различения двух моментов в психическом развитии: степени развития той или иной функции и степени развития овладения той или иной функцией. Овладение человеком своим поведением, управление им есть тот внутренний фактор, который влияет на процесс становления личности. Он выдвигает вопрос о
средствах, с помощью которых происходит овладение поведением, и изучает эти средства. Экспериментально исследуя процесс овладения человеком собственным поведением, Л.С.Выготский особое внимание обратил на волю и такое явление, как выбор, осуществляемый человеком при волевом действии. «Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор, - писал он, - и не даром старая психология, изучая волевые процессы, видела в выборе самое существо волевого акта»1.
Используя пример утреннего вставания с постели, Л.С.Выготский иллюстрирует борьбу мотивов, предшествующую волевому действию: 1) надо вставать (мотив), 2) не хочется (мотив), 3) человек считает до трех: раз, два, три (вспомогательный мотив), 4) на «три» - подъем. Счет до трех - это средство, которое вводится человеком и поддерживает один из мотивов, т.е. определяет выбор, решение. Таким образом, принятие решения связано с введением вспомогательного мотива (дополнительного мотива, мотива-стимула), который поддерживает один из основных мотивов. Использование дополнительного мотива-стимула - то средство, с помощью которого осуществляется регуляция поведения, нейтральному стимулу придается сила мотива.
Л.С.Выготский писал: «Культурное развитие какой-нибудь функции... заключается в том, что в процессе совместной жизни и деятельности общественный человек вырабатывает ряд искусственных стимулов знаков. При их помощи направляется общественное поведение личности, они же становятся основным средством, при помощи которого личность овладевает собственными процессами поведения»2. Таким образом, овладение поведением, делает вывод Л.С.Выготский, представляет собой опосредованный процесс, который всегда осуществляется через известные вспомогательные стимулы. Считая, что в выборе - существо волевого акта, ученый подчеркивал, что «это - свободный выбор между двумя возможностями, определяемый не извне, но изнутри самим ребенком».
Итак, личность - это не просто активный творческий деятель, занимающий определенную позицию в обществе, но и волевой человек, способный к поступку, инициативным действиям, к преодолению при этом препятствий.
Как показывают психологические исследования, только примерно к трем годам у ребенка появляются первые признаки волевого поведения. Малыш, освоив многие предметные действия, хочет действовать сам. Возникают личные желания, стимули-
1 Выготский Л. С Собр.еоч.: В 6 т. - М., 1983.-Т. 3.-С. 274.
2Там же. - -С. 207.
рующие его инициативную активность, настойчивость («Я хочу», «Я сам»).
В дошкольном возрасте отмечается начало волевого преодоления себя и обстоятельств, что является показателем и условием становления личности. У дошкольника можно заметить проявления борьбы мотивов. Например, угостили ребенка конфетой. Проблема: съесть самому или поделиться с сестренкой. Ребенок после некоторого колебания делится с сестрой. Мама подкрепляет правильность выбора: «Молодец, добрый мальчик. Смотри, как Лена обрадовалась, ей очень хотелось попробовать конфету». Малыш переживает радость от преодоления себя, доставленной другому радости, похвалы мамы.
В плане развития личности, а именно возможностей саморазвития, проблема свободы выбора (воли) особенно важна. На основе экспериментальных данных Л.С.Выготский пояснял, что свобода воли не есть свобода от мотивов, она заключается в том, что ребенок сознает ситуацию, необходимость выбора, определяемого мотивом, в данном случае его свобода есть познанная необходимость. По существу, в основе выбора лежат знания, опыт, в том числе эмоциональный. В этом смысле воля означает господство мысли над действием.
Таким образом, целостное, взаимосвязанное функционирование всех сфер личности представляет собой процесс ее развития. Оценивая практическую значимость этих идей в психологии, Л.С.Выготский отмечал, что в отличие от психологии в педагогике вопросы овладения собственным поведением издавна рассматривались как основные вопросы воспитания. На место внешней дисциплины, на место принудительной дрессуры выдвигается самостоятельное овладение поведением, проблема овладения собой.
Таким образом, в работах Л. С. Выготского заложены теоретические основы такого воспитания и обучения, которое развивает у детей инициативную активность, самостоятельность, самотворчество. К сожалению, в настоящее время в педагогической теории и практике этот важнейший момент в развитии личности слабо реализован.
Идея необходимости целостного рассмотрения личности во взаимосвязи когнитивной, эмоциональной, волевой сфер ставится в настоящее время и известным психологом Г.Г.Кравцовым1.
Продолжая рассматривать идеи Л.С.Выготского о целостности развития всех сфер личности, Г. Г. Кравцов полагает, что психологические средства, с помощью которых ребенок овладевает своим поведением и психикой, выполняют двойную функцию:
1 См.: Кравцов Г. Г. Психологические проблемы начального образования - М 1994.-С. 5-30.
осознания и побуждения (так как строится новый ряд стимуляции поведения).
Отличительной особенностью волевого акта, с его точки зрения, как раз и является то, что в нем совмещены функции побуждения и осознания. Далее он подчеркивает необходимость изучения воли как равноценной другим сферы развития личности, до сих пор недостаточно исследованной, возможно, потому, что многие психологи не относят ее к самостоятельной сфере психики. Дальнейшее исследование развития личности в онтогенезе связано, по мнению ученого, с ключевой для психологии личности проблемой - единства развития эмоциональной и интеллектуальной сфер в русле развития волевой сферы. «Воля в этом случае выступает как высшая функция и основа единства аффективной и умственной сферы личности. Волевое действие отличает то, что оно является собственным, инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность»1. Исходя из вышеизложенных идей, ученый делает ряд убедительных выводов о необходимости воспитания инициативности как важнейшего аспекта волевого развития ребенка.
Считая эту задачу одной из важнейших, он в то же время признает, что она трудно решаема в наше время. Автор определяет главные причины этого обстоятельства, которые, безусловно, полезно знать педагогам: устойчивые традиции авторитарного стиля общения с детьми, узкодидактическая направленность методик, отсутствие адекватной психологической теории развития личности ребенка и его волевой сферы;
- о необходимости пересмотра организации учебно-воспитательного процесса «с позиций личностного подхода к проблеме обучения, в рамках которого развитие личности выступает как обретение нравственно-осмысленной внутренней свободы, как формирование творческих способностей и раскрытия индивидуальности ребенка»2.
В плане понимания и практической реализации идеи единства и взаимосвязи в развитии когнитивной, эмоциональной, волевой сфер личности, а также уточнения соотношения творчества и личности большой интерес представляет исследование Д.Б.Богоявленской. Исследуя интеллектуальную активность как системное психическое образование, интегрирующее в качестве подсистем общие умственные способности и мотивационную структуру лич-
1 См.: Кравцов Г. Г. Психологические проблемы начального образования. - М.,
1994.-С. 27.30.
2 Там же. - С. 30.
ности, она делает важный для педагогики вывод, считая, что «...идея интегративности этого качества представляется важной не только (и даже не столько) в теоретическом плане, сколько в практическом - воспитательном. Она дает возможность подойти к решению «проблемы века» - формированию всесторонне развитой личности, т.е. развитой не только интеллектуально, но и нравственно-эстетически»1.
В связи с этим Д.Б.Богоявленская четко определяет педагогическую задачу: развитие не творческих способностей, а творческой личности, включающей и познавательные, и мотивационные ее характеристики. А это значит, стоит задача формирования интеллектуальной активности как «...свойства целостной личности, отражающие процессуальное взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве...»2.
Все вышеизложенные позиции разных ученых по проблеме конкретизируют, взаимодополняют, обогащают понятие личности и условий ее развития и служат основой разумной педагогической деятельности в этом плане.
Однако характеристика этого явления будет неполной без анализа проблемы самопознания, самосознания личности, т.е. способности человека посмотреть на себя как бы со стороны.
Процесс целостного развития личности сопряжен с постепенным осознанием человеком себя как существа, отличающегося от других людей, осознанием себя как личности. Идет процесс постепенного самопознания, появления у человека переживания своего «Я» (образ «Я»)3. Самопознание - это не только знание о себе, а осознание себя как личности, своего места в сообществе людей, в системе общественных отношений. Образ «Я» включает и отношение человека к самому себе4.
Образ «Я» - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе, образ «Я» вписывается в структуру личности. Он включает три компонента: когнитивный (представления о внешности, способностях, социальной значимости и т.п.); эмоционально-оценочный (самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоунижение и др.); поведенческий (волевой): стремление быть
1 Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -
Ростов-н/Д, 1983.-С. 137.
2 Там же. - С. 24.
3 См.: БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. 1968 -
С. 421.
4 См.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
понятым, завоевать симпатии, уважение взрослых, детей или желание остаться незамеченным, скрыть недостатки, уклониться от критики и т.д.
Психологи отмечают у человека смену образов «Я». Образ «Я» проявляется в самооценке, это одна из сторон самосознания личности. С помощью самооценки регулируется поведение. Самооценка формируется в процессе общения, в результате сопоставления себя с другими. Человек ориентируется на наиболее значимую для него референтную группу (лицо), идеалы которой он принимает как свои.
Как отмечают психологи {А. В. Петровский), позицию личности в обществе определяют три показателя: самооценка, ожидаемая оценка, оценка личности группой. Все эти оценки проявляются сначала в межличностных контактах, а затем интериоризируются, переходят во внутренний план1.
Человек, вступая в общение и действуя, всегда ориентируется на эти оценки. Уровень притязаний личности связан с самооценкой. Это желаемый уровень самооценки, который проявляется в постановке цели той или иной степени трудности. Важно, чтобы уровень притязаний не был завышен или занижен, так как это негативно сказывается на развитии личности. В первом случае цель, как правило, не достигается, поскольку не соответствует возможностям человека. Это вызывает у него дискомфортные состояния и тормозит развитие личности. А заниженная самооценка и низкий уровень притязаний губят инициативу, тормозят активность человека, а следовательно, также не способствуют его развитию. Вот почему необходимо заботиться о формировании адекватной самооценки у детей. В связи с этим необходимо учитывать в общении и взаимодействии с ними уровень притязаний формирующейся личности и способствовать его повышению в соответствии с возможностями человека. Это позволит пробуждать в ребенке самоуважение, уверенность в своих силах, что крайне важно для успешного развития личности.
Огромные возможности для такого развития объективно заложены в изобразительной деятельности. Как искусство может влиять на становление личности?
Безусловно, общение с искусством помогает человеку (ребенку) лучше понять себя, осознать свои мысли и чувства. Ведь в произведении художника всегда выражена позиция, точка зрения, оценка того или иного явления. Понять и почувствовать ее - это значит «примериться» к оценке другого человека, сообщества, а может быть, и поколения.
1 См.: Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. - М, 1998. - С. 336-349.
Любое талантливое произведение искусства незримо несет в себе личность художника. Чем больше масштаб этой личности, тем более это ощущается зрителем, слушателем. Не случайно в современных встречах с большими мастерами искусства интерес людей далеко выходит за рамки собственно творчества. Люди стараются понять позицию личности по отношению к самым различным вопросам жизни и соотнести ее с собственной позицией.
Влияние на другого человека в зависимости от направленности личности может быть как позитивным, так и негативным. Потому так важен отбор произведений искусства, оказывающих созидательное воздействие на личность.
Процесс собственного творчества также способствует самосознанию, поскольку сопряжен с рефлексией, осознанием своих желаний, интересов, возможностей, реальных успехов. Этому способствует наличие конкретного продукта, художественного образа. Художественное восприятие его в сообществе людей - объективная возможность формирования самооценки, самосознания человека.
Самосознание есть результат становления человека как личности. Однако это не только один из показателей уровня развития личности, но и непременное условие ее дальнейшего самосовершенствования, так как без этого немыслимо «строительство» собственной личности. Мудрый смысл исповеди как ритуала многих религий не столько в отпущении грехов, сколько в развитии у человека способности к рефлексии, самоанализу, самооценке, а значит, и к саморазвитию. По выражению Д.Б.Богоявленской, личностное действие всегда рефлексивно.
Таким образом, жизненный путь человека - это процесс саморазвития, самореализации, выявления всех возможностей ребенка, а затем взрослого к развитию, определяемых принадлежностью индивида к человеческому роду; развитие его индивидуальности, обусловленной природой и конкретными социальными условиями.
Каковы этапы развития личности, чем они обусловлены? Ответ на эти вопросы позволяет педагогу вовремя и грамотно содействовать ее развитию.
Психологи отмечают, что личность оформляется в сравнительно поздние сроки, но как качество, характеризующее общественную сущность человека, начинает формироваться рано, еще в младенчестве (исследование школы М.И.Лисиной). С рождения ребенок включается в деятельности, организуемые взрослыми. Взаимодействуя и общаясь со взрослыми, он постепенно осваивает мотивы, цели, действия и операции деятельности, овладевает нормами взаимоотношений и т.п. То есть ребенок не пассивно приспосабливается к окружающему миру, а активно овладевает достижениями общества и определяет свое место, позицию в нем.
По мнению В.В.Давыдова, «...основные этапы развития личности ребенка неотделимы от развития его творческих возможностей и, следовательно, от развития воображения»1.
А воображение, понимаемое им вслед за Э.В.Ильенковым как способность видеть целое раньше частей, начинает проявляться в раннем возрасте в контексте ведущей предметно-манипулятивной деятельности. Примерно с трех лет, отмечает В.В.Давыдов, начинает складываться собственно личностное или творческое содержание его деятельности. Первоначально это происходит внутри игры. Именно поэтому, считает он, предпосылки развития личности появляются в раннем возрасте.
Г.Г.Кравцов, анализируя проблемы личности, творчества, периодов ее развития, придерживается точки зрения, что психика - часть личности, а не наоборот. В качестве личности выступает весь человек в целом. Поэтому человек развивается как личность с первых дней жизни, развитие - способ существования личности. При всем влиянии на ребенка взрослого в развитии личности всегда есть момент самодвижения, саморазвития, самосозидания. Кроме действий, направленных на преобразование внешней среды, человек осуществляет действия, направленные на самого себя, на самосознание и саморазвитие. Человек, субъект своих действий, творец, но творит он в данном случае самого себя. В этом смысле самотворчество - это подлинное творчество, процесс, начинающийся с рождения и продолжающийся всю жизнь.
В отечественной психологии этапность процесса развития, самодвижения личности связывается со сменой ведущих видов деятельности в жизни человека. Периоды ее развития соответствуют периоду существования ведущего вида деятельности, в которой и происходят наиболее важные изменения в личности человека. Личностные новообразования (появление новых качеств, которых не было раньше) отчетливо проявляются при смене одной ведущей деятельности на другую. Это новообразования «кризисного» периода. Наряду с ними проявляются новообразования стабильного периода. Смена одного вида деятельности другим не случайна. Д.Б.Эльконин выдвинул гипотезу, которая подтвердилась рядом других исследований, что ребенок, развиваясь в обществе, вступает в два типа отношений: «ребенок - общественный взрослый» и «ребенок - общественный предмет». И взрослый человек, и предметы окружающего мира - продукты общественного развития. В жизни человека поочередно доминирует то первый, то второй тип отношений.
1 Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. -С.126.
При доминировании первого типа человек (ребенок) ориентирован на усвоение норм, ценностей, мотивов деятельности взрослых и тогда ведущими становятся соответствующие деятельности: общение, игра, главный смысл которых в усвоении норм, ценностей и т.п.
При доминировании второго типа отношений человек ориентирован на освоение эталонов, способов деятельности. Соответственно ведущими становятся предметная деятельность (практическая, познавательная).
В деятельности по освоению норм человеческих взаимоотношений превалируют субъект-субъектные отношения (отношения между субъектами деятельности), а в предметной деятельности доминируют субъект-объектные.
В любом случае ребенок проявляет стремление быть активным деятелем в человеческом обществе. Но в первом типе деятельности преимущественно развивается социальная активность ребенка, а во втором - познавательная (Д. И. Фельдштейн).
Так, в младенчестве (первый год жизни) ведущим является непосредственно эмоциональное общение. Сначала ситуативно-личностное, а с 6 месяцев - ситуативно-деловое (через предметы). Ученые школы М.И.Лисиной, Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова, С.Ю.Мещерякова, Н.Н.Авдеева и др. определили ряд показателей развития предпосылок личности уже в этот ранний период:
- инициативная активность в виде «комплекса оживления»
(в 2-3 месяца);
- инициативная активность в предметно-опосредствованном
общении, удовлетворение от успехов в совместных со взрослым
действиях; потребность в одобрении взрослого, выраженная в
эмоциях; избирательное отношение ко взрослым (к 6 месяцам);
-•более активное и инициативное поведение в общении со взрослыми и детьми, привязанность ко взрослым и доверие к ним (к 10 месяцам); в зарубежной психологии (Э.Эриксон) привязанность и доверие к людям в этот период рассматриваются как базовое личностное качество;
- попытка действовать самостоятельно, радость и огорчение в
зависимости от успехов в действиях; стремление к свободе, первое
обособление и противопоставление себя взрослому (к концу 1 года
жизни).
Таким образом, активность, инициативность как сущностные качества личности, отмечаемые в отечественной и зарубежной гуманистической психологии, зарождаются уже в младенчестве. В этот же период (к концу 1 года жизни) появляются предпосылки самостоятельности; доверие к взрослым как основа будущей коммуникативности.
С 1 года до 3 лет ребенок осваивает способы действий с предметами в ведущей предметной деятельности. После года у ребенка четко оформляется интерес к активному взаимодействию с другим ребенком, взрослым. Малыш остро нуждается в одобрении и похвале взрослого. Это вызывает у него первое чувство гордости, собственного достоинства. При неудаче - чувство огорчения, стыда, возникает первая самооценка, пока недифференцированная («Я - хороший» или «Я - плохой»). Овладевая способами деятельности, действиями и операциями, ребенок становится более знающим, более умелым и способным. Поэтому он стремится к самостоятельности, пытается в этом проявить, утвердить свое «Я», свою новую позицию в сообществе («Я сам») и установить иные отношения. Отчетливо проявляющееся стремление к самостоятельности, сформировавшееся в недрах предметной деятельности, также определяется как базовое новообразование в раннем возрасте в отечественной и зарубежной психологии (Э.Эриксон). Если взрослый препятствует нарождающейся самостоятельности, кризис трех лет может быть бурным.
«Накопленный социальный опыт обеспечивает развитие позиции «самости», требующей своей реализации в системе взаимоотношений»1. Поэтому появляется новая деятельность, где субъект-субъектные отношения - главные, где усваиваются нормы, правила этих отношений. Она становится ведущим видом деятельности. В дошкольном возрасте - это игра. Проникая в игре в суть отношений между людьми, осваивая мотивы, смыслы, нормы поведения и пытаясь их реализовать, жить одной жизнью со взрослыми, ребенок постепенно обнаруживает недостаток в знаниях, способах действия, необходимых для достойного существования в сообществе людей.
Потребность в познании предметов, явлений окружающего мира как условие возникновения социально признаваемой деятельности реализуется в учебной деятельности школьника. В дошкольном же возрасте, в стабильный его период, оформляется одно из психических новообразований - воображение, которое, совершенствуясь, служит основой развития теоретического мышления детей в начальной школе. В отечественной психологии общепризнано, что именно в дошкольном возрасте, с 3 до 7 лет, отчетливо проявляются такие качества личности, как любознательность, инициативность, активность, самостоятельность, творче-скость в разных сферах и видах деятельности. Любознательность, активность, живое воображение относятся к признакам нормального развития личности и зарубежными психологами (Э. Эриксон).
1 Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. - М., 1994.-С. 102.
Таким образом, смена ведущих видов деятельности означает определенный этап психического и личностного развития, смену социальной позиции ребенка в обществе.
Смена ведущих видов деятельности и специфика личностного развития детей в каждый период существенно влияют и на своеобразие изобразительной деятельности в это время, а следовательно, и развитие личности в ее условиях1.
Таким образом, вышеизложенные данные психологической науки дают основание для большей целенаправленности процесса воспитания детей с учетом личностных новообразований, возможных в развитии детей в тот или иной возрастной период. Более того, особенно необходима своевременная реализация этих возможностей, если учесть, «что многие личностные особенности человека, будучи сформированными в дошкольном возрасте, в дальнейшем сохраняют свое постоянство»2.
В отечественной психологии существует и другой подход к периодизации развития личности. Так, А.В.Петровским предложена периодизация развития личности, в основе которой не смена ведущих видов деятельности, а деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой (или лицом) в этот период.
Какова суть этой периодизации?
Процесс развития личности - это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция в ней, процесс участия в деятельности различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает. При этом процесс развития личности в относительно стабильной группе идет поэтапно. Каждый из этапов автор называет фазами развития личности. Их три: адаптация, индивидуализация, интеграция.
Первая фаза становления личности - процесс активного усвоения человеком норм, правил жизни в сообществе, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. У человека возникает необходимость максимально адаптироваться в общности, «быть таким, как все».
Вторая фаза характеризуется развитием личности в условиях обостряющегося противоречия между достигнутым уровнем адаптации (стал «как все») и потребностью представить свою индивидуальность, отличие от других.
Третья фаза развития личности обусловлена противоречием между отчетливо проявляющимся на предыдущем этапе стремле-
'См. §2.
2 Немое Р. С. Психология. - М., 1998. - С. 366.
нием человека предъявить сообществу свою индивидуальность, значимые для него отличия от других и потребностью сообщества принять и культивировать только те особенности личности, которые соответствуют ценностям этой группы.
Если личность в микрогруппе проходит все три этапа развития, она меняется сама и меняется сообщество, в котором происходило это развитие. Трансформация личности и группы взаимная. Личность может даже занимать позицию лидера, и тогда сообщество трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями лидера. Если противоречие не устраняется, личность вытесняется из группы и игнорируется.