Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Поликлет. Дорифор. V в. до н. э






СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ _______________________________________________________


 

*Шевелев И. Ш, Марутаев M. А., Шмелев И. П. Золотое сечение. M., 1990. С. 326 ** Ле Корбюзье. Архитектура XX века. M., 1970. С. 234.

Доска-панель из склепа Хеси-Ра. Древнее царство. XVIII в. до н. э.


Остановимся на достижении XX века — «модулёре» Ле Корбю­зье, созданном для применения как в плоскостных композициях (в том числе, в графических работах), так и для создания объемных и объемно-пространственных композиций. Ле Корбюзье так опреде­лил для себя необходимость решения этой проблемы: «Если бы ин­струмент для линейных и оптических измерений, подобный музы­кальной записи, был бы найден, то насколько легче было бы рабо­тать в архитектуре!

В современном машинизиро­ванном обществе, где оборудова­ние с каждым днем совершенст­вуется для блага человека, соз­дание гаммы визуальных изме­рений вполне уместно. Новый инструмент пропорционирова-ния архитектурных форм явится основным средством объедине­ния и сочетания человеческого труда, разобщенного — я бы ска­зал, разорванного — в наши дни двух трудно примиримых меж­ду собой систем: англосаксон­ской фут-дюйм, с одной сторо­ны, и метрической с другой»**. Ле Корбюзье не удовлетворил­ся разновидностью системы Фи­боначчи и сформулировал харак­теристику своего «модулёра»: «Модулёр — мерило, основанное на сочетании математики и чело­веческого масштаба; оно состоит из двух рядов числовых вели­чин — красного и синего ряда. Можно ли ограничиться одной только числовой таблицей? Нет.

И мне вновь хочется пояснить весь комплекс идей, положенных



______________________________________________________ СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ


в основу изобретения. Метр — это всего только условная, абстракт­ная величина; сантиметр, дециметр, метр — это всего только наиме­нования, принятые в десятичной системе... Числовые величины мо­дулёра — это размеры конкретные, обладающие материальностью, они представляют собой результат выбора из бесконечного множест­ва величин. Эти меры — величины числовые и обладают всеми свой­ствами чисел...» «...Сущность изобретения была выражена с редкой простотой: «модулёр» — это средство измерения, основой которого являются рост человека и мате­матика. Человек с поднятой ру­кой дает нам точки, определяю­щие занятое пространство — но­га, солнечное сплетение, голова, кончик пальцев поднятой ру­ки — три интервала, обуславли­вающие серию золотого сечения, называемую рядом Фибоначчи. С другой стороны, математика предлагает здесь некоторое из­менение, очень простое и в то же время весьма существенное: про­стой квадрат, удвоение и два зо­лотых сечения. Сочетания, полу­ченные в результате использова­ния «модулёра», оказались бес­предельными» *.

Модулёр выдержал довольно длительный срок проверки и был оценен положительно во всем мире. Архитекторы повсю­ду признали, что это не загадка, а инструмент, который можно вложить в руки тем, кто конст­руирует формы для простой цели.

Вот вкратце основные пози­ции модулёра:


Ле Корбюзье. Модулёр. 1947


 


 

*Ле Корбюзье. Архитектура XX века. M., 1970. С. 250.



СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ _________________________________________________________

«1. Наша решетка дает три размера: 113, 70, 43 (в сантиметрах), которые согласуются с Ф (золотое сечение) и рядом Фибоначчи: 43 + 70 = 113 или 113 - 70 = 43. В сумме они дают: 113 + 70 = 183, 113 + 70 + 43 = 226.

2. Эти три размера — 113, 183, 226 — определяют величину про­странства, занимаемого человеком шести футов.

3. Размер 113 определяет золотое сечение 70, показывая начало первой, красной, серии 4 — 6 — 10 — 16 — 27 — 43 — 70 — 113 — 183 — 226 и т. д... До сих пор стоящий человек служил определе­нию трех, а не четырех решающих значений модулёра, а именно:

113 — солнечное сплетение;

182 — вершина головы;

226 — конец пальцев поднятой руки.

Второе отношение Ф, 140 — 86, вводит четвертую существенную точку фигуры человека — точку опоры опущенной руки: 86 санти­метров. Таким образом, если человек, у которого левая рука подня­та, непринужденно опустит правую руку, то она даст отметку 86. В результате мы получаем четыре точки, определяющие с помощью фигуры человека занимаемое им пространство. Размер 226 (2 х 113 — удвоение) определяет золотое сечение 140 — 86, показы­вая начало второй, голубой, серии: 13 — 20,3 — 33 — 53 — 86 — 140 — 226 — 366 — 592 и т. д.

4. Из этих значений и размеров отметим те, которые определен­-
но связаны с ростом человека...»*.

Ле Корбюзье советовал каждому работающему в композиции (начиная от создания любой утилитарной вещи и до возведения ар­хитектурных сооружений) сделать линейку по его системе пропор-ционирования, ощутить ее в натуре и работать с ней. Но в то же вре­мя он всячески подчеркивал творческий подход в работе с модулё-ром. Продолжая прорабатывать свою систему пропорционирова-ния, Ле Корбюзье создал «модулёр-2», в котором два квадрата со сторонами 1,13 см были соединены так, что образовывали третий квадрат такого же размера. Прямой угол, вписанный в прямоуголь­ник по общей стороне квадратов, образует две точки пересечения на сторонах третьего квадрата. Соединения этих точек прямой дает в одну сторону уменьшающуюся, в другую сторону —увеличиваю­щуюся серию гармоничных носителей «красной» и «синей» серии.

 

* Ле Корбюзье. Архитектура XX века. M., 1970. С. 255.


_______________________________________________________ СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ

Используя в своем творчестве наследие предшественников, мно­гие художники продолжают их поиски систем пропорционирова-ния, поиски своего канона, который позволил бы создавать непо­вторимые произведения искусства. Многие авторы шли по пути со­четания в своих творениях разных систем пропорционирования. На­пример, «пропорциональный строй храма Покрова на Нерли «под­чиняется» и золотому сечению, и применению диагонали квадрата, и гармонизации математического ряда, и древнерусским мерам длины. Не входя в оценку всех этих приемов, отметим, что соразме­рение зодчими архитектурной формы остается неопровержимым фактом, какие бы интуитивные начала ни лежали в его основе»*.

Выбор и использование такого средства гармонизации, как про­порции, позволяет художнику создавать произведение, максималь­но отвечающее законам гармонии и эстетическим потребностям человека. Применение определенных пропорциональных отноше­ний может придать большую выразительность созданному художе­ственному образу, глубже раскрыть его. Однако необходимо отме­тить, что освоение такого средства гармонизации композиции, как пропорции, требует от обучаемого аналитического мышления, раз­вития логики, элементарной математической грамотности, а так­же большой скрупулезности в работе. Не зря А. Бурдель говорил: «Искусство — завуалированная алгебра, отнимающая жизнь у тех, кто стремится приподнять ее покрывало».

Чтобы создавать гармоничные, то есть целостные произведения, художник должен осваивать и затем применять законы природы.

Необходимо сказать, что проблема пропорционирования — одна из сложнейших художественных проблем, требующих осмысления.

Анализируя картину Веласкеса «Сдача Бреды», Б. В. Иогансон писал: «Пропорции главных масс гениально просты: если вы возь­мете расстояние по горизонтали от левого края картины до послед­ней фигуры левой группы — до стоящего за белой мордой лошади, — то оно будет равно расстоянию от края правой части картины до крайней фигуры правой группы, то есть до человека в шляпе на по­следнем плане. Если вы возьмете расстояние по вертикали, то рас­стояние сверху до главной массы, то есть крупа лошади, равно рас­стоянию до низа картины. Если вы проведете диагональ, то одна пройдет через голову сдающего ключи, вторая — через голову при-

 

* Вагнер Г. К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. M., 1975. С. 26.


СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ _________________________________________________________

нимающего. Внимательное наблюдение за всеми элементами при­ведет вас к выводу, что автор путем противопоставлений, путем разнообразия (даже шпоры пик на разной высоте и не параллель­ны), не упуская цельности, добился исключительной ясности»*.

«Анализ композиций архитектуры итальянского Возрождения во многих случаях обнаруживает соразмерность частей, основанную на «золотом отношении» в его чистой математической форме. Так, вы­сота статуи монумента кондотьеру Коллеони в Венеции относится к высоте пьедестала как малый отрезок прямой, поделенный в «золо­том отношении», к большему. В том же отношении расчленен пьеде­стал на цоколь и верхнюю часть, декорированную ордером.

«Золотое отношение», по-видимому, особенно широко применя­лось для согласования горизонтальных членений — как это сдела­но в монументе Коллеони» * *.

Упражнение 1

Постройте посредством циркуля и линейки два отрезка в пропорциях золотого сечения. Затем меньший из них опять поделите в пропорции золотого сечения на два отрезка и т. д.

Упражнение 2

Постройте прямоугольник со сторонами в пропорции золо­того сечения. Затем найдите простой способ расчленить его на любое количество прямоугольников, сохраняя при этом пропор­ции золотого сечения. Создайте на этой основе композицию в прямоугольнике.

Упражнение 3

Возьмите фотографию скульптуры Поликлета. Наложите на нее кальку и перерисуйте. Потом попробуйте составить схему пропорционирования.

Упражнение 4

Создайте формальную композицию. Выразите ее в двух сис­темах пропорций. Первая композицияв системе пропорций 1:1, втораяв пропорции золотого сечения. Сравните и охара­ктеризуйте их. Выбирая определенную систему пропорций, вы тем самым уже определяете характер произведения, его художе­ственный строй.

 

* Иогансон Б. В. Работа над картиной. Л., 1973. С. 33.

** Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. М., 1971.


_________________________________________________________ СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ


«Человек есть мера всех вещей» — такая фраза высечена на мра­море Дельфийского храма. Эти слова четко формулируют главную идею масштаба. Все, что создает человек, он делает для себя и по себе. Вот почему, познакомившись со многими произведениями ис­кусства исключительно по иллюстрациям в книгах, журналах и других изданиях, мы буквально впадаем в экстаз, увидев их «вжи­вую». Одна из причин такого откровения — масштаб произведе­ния, то есть соотношение его и зрителя. Это происходит вследст­вие хорошо найденного автором размера произведения, который выражается относительной величиной самого произведения и его деталей, колористическим и фактурным решением. Касается это не только архитектуры или скульптуры. Мы знаем, как важно, на­пример, такое соотношение в ювелирном искусстве. Неправильно найденный масштаб может оказаться слишком «тяжелым» для восприятия человека, разрушающим цельность, пропорциональ­ность, художественную значимость произведения. И наоборот, «из-мельченность» тоже может повлечь за собой уничтожение художе­ственного образа, то, к чему так стремится в своем творчестве ху­дожник. Этот пример наглядно демонстрирует значение такого средства гармонизации композиции, как масштаб, его ключевую роль в любом произведении, будь то изделия декоративно-приклад­ного искусства (из стекла, керамики, дерева, металла, текстиля и т. д.), живопись (произведения станкового или монументального характера), графика, дизайн и т. д. Зачастую только при непосред­ственном контакте с произведением, когда можно оценить истин­ный размер, начинаешь понимать эстетическую ценность произве­дения, основную мысль автора, постигать художественные образы.

Все это говорит о том, что соразмерность произведения и чело­века, то есть непосредственного зрителя, является средством, спо­собствующим созданию гармоничной композиции.

Масштаб достигается грамотным применением систем пропор-ционирования. Расчленяя форму на отдельные детали, можно тем самым добиться нужного масштаба. Форма будет восприниматься более интимной, менее значимой. И наоборот, укрупняя ее, сопос­тавляя с мелкими, специально введенными и уменьшенными эле­ментами (то есть применяя контраст), можно создать более мону­ментально воспринимаемую форму, придать ей большую значи-


МАСШТАБ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 650 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2145 - | 2033 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.