Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ш. де Герн. Дворцово-парковый ансамбль в усадьбе Архангельское. Конец ХVIII в





Все три вышеназванных средства применяются художниками для выражения соответствующих художественных образов и для создания произведения, отвечающего законам гармонии.

Контраст, нюанс и тождество как средства гармонии рождены самой природой и вполне успешно в ней сосуществуют. Пригляди­тесь повнимательней. Какое многообразие оттенков в обычной тра­ве! Это цветовой нюанс. В одном и том же растении мы видим по­вторение формы листьев: более крупные находятся внизу, и чем вы­ше, тем мельче они становятся. Это нюанс форм. Здесь же можно заметить и нюанс цвета: нижние листья уже пожелтели, средние ярко окрашены, а верхние нежны и бледны. И вдруг мы замечаем цветок — природный акцент, контраст. Контраст ко всему расте­нию, контраст форм, цвета, фактуры. Если цветок состоит из по­добных лепестков, то это тождество. Этот пример доказывает, что средства гармонизации — контраст, нюанс, тождество — подсказа­ны художнику самой природой. Поэтому они нашли такое орга­ничное применение в произведениях искусства.

Создавая дворцовые ансамбли и добиваясь композиционного единства произведений искусства и окружающей среды, архитек­торы не могли обойтись без этих средств.

На примере усадьбы Архангельское рассмотрим применение конт­раста, нюанса и тождества как средств для создания гармоничной композиции. Проанализируем композицию архитектурного ансамб­ля. Сам дворец, его объемно-пространственное построение, в основе которого лежит симметрия, контрастирует с лесным массивом. Но ав­тор ввел нюанс, подчиняя существующей пластике ландшафта основ­ную композиционную идею всего ансамбля, и тем самым создал ком­позиционное единство. От реки постепенно начинают нарастать высо­ты малых архитектурных форм, подчиняясь подъему берега и закан­чиваясь центральным объемом дворца. Можно проследить и другое движение — доминирующий цельновоспринимаемый объем дворца переходит в колоннады, как бы растворяясь в стволах деревьев. Это нюанс. Однако архитектурный объем явно контрастирует своей цель­ностью, колористическим и фактурным решением с природой. Но в то же время автором были найдены удачные нюансные отношения и даже применено тождество. В частности, колоннада, образующая два крыла и организующая внутренний дворик, балюстрада, ступени, ва-



________________________________________________________ СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ



зоны, скульптура — то есть малые архитектурные формы, связанные одновременно и с дворцом, и с окружающей природой.

Особое место в архитектурной композиции отводится такому выразительному средству, как освещение. Обратите внимание, ка­кую роль оно будет играть в выявлении объемно-пространственно­го решения и создании посредством его художественного образа. Если освещение яркое, то одинаково четко выявляются архитек­турные объемы, ритмы стволов деревьев, колонн... Возникает боль­ше контрастов. Контраст света и тени, контраст четко ощущаемо­го объема и сложного пространства и т. д., которые немного смяг­чаются нюансом рефлексов, воздушной перспективой, — все это рождает определенный художественный образ. Изменим ситуа­цию, применив рассеянный свет. Мы сразу почувствуем, что начи­нает преобладать нюанс, который в свою очередь будет выражать совершенно другой образ. Мягкая пластика форм, колористиче­ское и фактурное единство — все это вызывает спокойствие и уми­ротворение, настраивает на лирический лад...

Из приведенного выше примера можно сделать несколько выводов.

Вывод первый. Контраст, нюанс, тождество — это композици­онные средства, помогающие организовать уравновешенную, еди­ную и соподчиненную композицию. То есть композицию, гармо­ничную во всех отношениях.

Вывод второй. Контраст, нюанс, тождество — это средства, кото­рые дают художнику возможность создавать волнующие его художе­ственные образы. В зависимости от доминирования одного средства над другим возникают различные ассоциации и художественные об­разы, создается эмоциональный настрой всего произведения.

Вывод третий. Контраст и нюанс — взаимодополняющие средст­ва, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Гармо­ния — это сочетание противоположностей, их равновесие.

Обратимся еще раз к различным композиционным жанрам. Пос­мотрим на плакат Моора «Помоги». Белые элементы на черной пло­скости, черное слово «Помоги» на белом фоне. Сложное по силуэту пятно фигуры человека, ломаная линия колоска и буквы, собранные в блок. Подсчитаем контрастные отношения: белое и черное, боль­шая фигура и маленький колосок, пятно фигуры и линии сложного по силуэту пятна, а также простая в восприятии черная плоскость,






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 532 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2281 - | 2041 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.